Оглавление
ремесло в словакии
Продукты питания производили главным образом народы, которые жили в деревнях, во феодальных замках и поселениях. Жители были сосредоточены только на одном типе производственной деятельности, также в деревнях занимались каким-то одним профилем — например, керамика изготовление металлических изделий, колёс и столярных изделий. Стали возникать фамилии людей, от ремёсел, с которыми они были связаны (Ковач, Мечьяр, Мельники, Пекари, Ткач). В Словакию стали проникнуть ремесленники мигранты — мастера из колоний Германии (особенно из горнодобывающей и металлообрабатывающей промышленности) и из Валахии (овцеводы и ремесленники альпийской молочной продукции). В деревнях и городах были существовали традиционные ремёсла — драпировка, ткачество, крашение, дубление, изготовление ремней, таскарство, пошив рукавиц, столярные изделия, бондарные, изготовление колёс, пошив одежды, обуви, скорняжество, музыкальные инструменты, мясник, пекарь, мельник, укладчик крипичей, столовые приборы, слесари, часовщики, меховщики, керамика, канаты, живопись, парикмахеры, судьи и многие другие.
Сегодня эти традиционными ремеслами занята лишь небольшая группа ремесленников, потому что большинство т оваров производится машинами на заводах.
Вопросы для закрепления пройденного материала:
1. Что такое ремесло?
2. Назовите три фактора общественного разделения труда, какие вы знаете?
3. Каков был первый суд?
4. Что вы знаете о Чехии?
Текст от 14.06.2017 12:30
Тэги: ремесло древних людей, как произошло разделение труда, три фундаментальных фактора общественного разделения труда, классификация видов рукоделий, первые поделки древних людей, гильдия производителей товаров, ремесло в словакии
Художник Алимпии
Но и среди монастырских ремесленников можно выделить своего рода аристократов. В этом отношении чрезвычайно интересен рассказ Киево-Печерского патерика о художнике Алимпии. Пройдя школу у работавших в Киеве цареградских мастеров, он остался в монастыре и был поставлен попом. Когда у него не было монастырского дела, он «взимаа взаим злата и сребро, иже иконам на потребу, и делаше, им же бе должен, и отдаваше икону за таковый долг». Можно подумать, что Алимпий работал бескорыстно; в этом старается убедить и автор рассказа, но скоро он проговаривается, указав, что благочестивый Алимпий брал из заработанного «на потребу телу» только одну треть (устав, очевидно, к нему не применялся). Если очистить дальнейший рассказ от богословского налета, то события предстанут в таком виде: какой-то киевский богач, выстроивший церковь, решил украсить ее иконами работы Алимпия. Он явился в монастырь и договорился с двумя монахами-иконописцами «да сътворять ряд с Алимпием, и еже хощеть, возметь от икон» и дал им деньги. Когда заказчик явился получить иконы, выяснилось, что сам Алимпий ничего о заказе не знал, а иконы оказались уже написанными теми двумя мастерами, которые должны были служить посредником между заказчиками и Алимпием. Тем не менее Алимпий приписал создание этих икон себе, своей чудотворной способности. А так как действительные исполнители заказа протестовали, то их выгнали из монастыря. За пределами монастыря они апеллировали к народу и продолжали утверждать, что иконы написаны ими, «господин же тех не хотя дати нам мзды и се замыслил есть, лишив наю найма. И сългаста на иконы, яко богом написаны суть, а не суть нами въображени». Из этих событий, происходивших вскоре после киевского восстания 1113 г., мы видим, что в Печерском монастыре был крупный мастер-живописец, имевший двух подручных, которые старались выполнить работу помимо него, а мастер присваивал эту работу себе. Характерно употребление здесь слова «найм» в смысле заработной платы, характерно и то, что монастырь стал на сторону мастера, а народ — на сторону обиженных им помощников. Конфликт дошел, в конце концов, до самого Владимира Мономаха. Здесь перед нами в зародыше тот антагонизм между мастерами и подмастерьями, который составляет основную черту жизни позднесредневекового города.
Места сосредоточения ремесленников
Города на Древней Руси возводились исходя из выгодного географического расположения. Они должны были не только находиться поблизости от торговых трактов, но и обладать удачным расположением, чтобы их было легко защищать в случае войны и длительной осады. Как правило, города старались строить на холмистой местности или вблизи слияния двух рек. В городах обитал не только обычный люд, но и представители власти, поэтому в них был гарнизон с достаточным для обороны количеством солдат.
По мере развития ремесленнической деятельности, в городах начали селиться мастера, благодаря чему обычные военные гарнизоны стали постепенно превращаться в крупные торговые центры. На центральной площади находилось княжеское поместье, которое окружалось стеной и заградительными сооружениями. Вокруг княжеского имения строились слободы, в которых проживали и трудились ремесленники. Мастера различных профессий и промыслов создавали товары, которые впоследствии продавались в других городах, что способствовало бурному развитию торговли. Развитие было настолько стремительным. Что уже спустя три века, на Руси насчитывалось около 60 различных видов ремесел.
ремесло древних людей
Позже мастера ремесленники начали набирать себе помощников (учеников и подмастерьев). Это было время гильдий.
Постепенно, из — за большого спроса на продукцию, было необходимо ускорить работу и производить больше продукции.Это дало начало пояаления ручных мастерских — мануфактур, где организовывалось производство одного продукта, призводимого большим количеством людей. Постепенно стало применяться разделение труда, образовывался целый ряд мануфактур и производство увеличивалось.
Во время промышленной революции в производстве ремесленники начали вводить в эксплуатацию первые машины, были созданы и заводы. Разделение труда сохранялось и техника постепенно заменяла человеческий труд.
Сегодня в производстве используются современные машины, роботы и компьютеры, которые в некоторых промышленных районах, почти полностью заменили рабочий. Производство стало автоматизироваться.
Несмотря на все эти успехи, оставались определенные виды продукции, при производстве которых оставался предпочтительной ручная работа.
Металлургия
Добыча и обработка металлов началась на Руси уже в начале XI века и считалась одной из наиболее важных отраслей. Кузнецы всегда были в почете, поскольку они изготавливали не только железные орудия труда, но и оружие, металлические доспехи и сбрую. Кузнеческое дело упоминается и восхваляется во многих произведениях народного эпоса того времени, а сами кузнецы олицетворяют собой образ мужества, силы и доброты. Изделия из железа того времени изготавливались из руды, которую добывали рудокопы на болотах. Переплавкой руды занимались кузнецы в своих мастерских в специальных печах, оснащенных горнами для раздувки и создания жара.
Кузнецы по праву считались самыми важными и значимыми мастерами, поскольку они дали начало новой эпохе развития страны и торговых отношений. Кузнецы производили огромное количество товаров, необходимых во всех сферах жизнедеятельности людей того времени. Повелители наковальни и молота производили орудия труда, оружие и многое другое. Оружие было высококачественным и славилось далеко за пределами Руси. Суммарное количество разновидностей кованных изделий, производимых кузнецами в XI веке, насчитывает около 150 единиц.
Прекарий
Основным договорным обязательством, регулирующим отношения между феодалом и зависимыми бедняками на его землях, был прекарий. Он определял образ жизни крестьян в Средние века, какой надел земли они обрабатывали, какую должны были выполнять за это повинность, а также платить оброк.
Такой договор обычно заключался на несколько лет или на всю жизнь. Постепенно бедные крестьяне оказывались в зависимости не только земельной, но и теряли свою личную свободу. Часто они не могли выплачивать долги своему сеньору и превращались в рабов.
Правосудие также было в руках феодалов, они могли писать свои законы, судить провинившихся людей, а также во время войны забирать их в ополчение.
Независимо от того, кому принадлежала земля, труд и условия жизни людей был достаточно тяжелыми по сравнению с бытом городского населения. Чтобы вырастить хороший урожай, следовало усердно трудиться и молиться о том, чтобы не пришли всадники и не вытоптали поля, зерно не склевали птицы, погода была благоприятной.
гильдия производителей товаров
Гильдия (объединения ремесленников того же ремесла) начали развиваться в средние века. Гильдии разрабатывали свои собственные правила (Устав), утверждаемые монархом или городскими советами.
Возникли права и обязанности членов гильдии (защищая ремесленников от конкурирующих производителей, появился контроль за качеством и ценообразованием, за нарушения членами гильдии Устава стали их наказывать). Каждая гильдия имела свой герб, печать, банк денежных вкладов и возглавляемых гильдию управляющих.
Центральный Реймс возник как средневековой город, чему способствовал вклад гильдий в градостроительство. Члены гильдий принадлежали к среднему (иногда высшему) сословью населения. Крафт гильдия последовательно создавала фабрики и поточные производства, в которых ручная работа стала заменяться машинами. Сегодняшние «гильдии» больше не востребованы и их первоначальная функция больше напоминает о прошлом. Факт остается фактом, что «торговля платит дивиденды» — тот, кто контролирует некоторые ремёсла, всегда становятся богатыми.
Ювелирные украшения
Производство ювелирных украшений занимает отдельную нишу в кузнеческом деле, поскольку для их изготовления ремесленники должны были обладать невероятным уровнем мастерства. Украшения на Руси были настолько великолепны, что современные ученые остаются в недоумении, как кузнецам того времени удавалось создавать настолько потрясающие ювелирные шедевры.
В Средние века в нашей стране пользовались большой популярностью различные амулеты и подвески, ожерелья, серьги и пряжи, отлитые из бронзы и изготовленные при помощи технологии зерни, которая подразумевала напаивание небольших шариков на металлическое основание. Другая техника, которая также получила широкое распространение, называется скань. В ее основе лежит напаивание различных узоров из тонкой проволоки на основание, промежутки между которыми закрашивались эмалью различных цветов.
Отдельного внимания заслуживает техника черни, поскольку изготовленные по ней украшения не только пользовались большой популярностью среди представителей знати, но и были востребованы в других странах. В основе таких украшений лежит металлическая пластина черного цвета, на которую наносились серебряные узоры.
Это интересно: 1695,Реформа образования Александра II: разбираемся по порядку
Как стать ремесленником?
Если не вдаваться в детали, то каждый человек, овладевший профессией, является до определенной степени ремесленником. С другой стороны, не каждый рабочий производит готовую продукцию. Еще меньший процент таких, кто может сам ею торговать. Вот и получается, что в чистом виде ремесленников сегодня практически не осталось.
Но зато появились новые виды деятельности. Все еще готовят в училищах маляров, штукатуров, плиточников. Пользуются спросом услуги гипсокартонщиков, кровельщиков, плотников. Не все готовы признать, что действуют как предприниматели, и указать свой официальный статус. Ведь в таком случае нужно оформлять деятельность по закону и платить налоги. Система еще далека от идеала. Многие остаются в тени, ища подработку любого уровня.
Так кто такой ремесленник в наше время? Это человек, который может создавать продукт (товар, услугу) своими руками (умом), выполнять заказ под личную ответственность в срок и с гарантией качества.
Хохлома
На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.
Хохломская роспись
Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.
Хохломская роспись на разделочной доске
Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.
Гончарное ремесло
Умение лепить изделия из глины и обжигать их положило начало новой эпохи в строительстве, поскольку дома начали возводить не только из срубов, но и из кирпича. Помимо кирпича, из глины изготавливалась посуда. Первые упоминания о гончарном ремесле датируются еще XI веком. В то время уже были изобретены станки для работы, которые представляли собой вращающийся круг, приводимый в движение при помощи ножного привода. Для изготовления посуды использовалась специальная глина, проходившая предварительную обработку, а готовые изделия обжигались в печах, что придавало им невероятную прочность и долговечность.
Это интересно: 1697,Реформаторская деятельность Сперанского — разбираем вопрос
Лубочные картинки
Лубок – ещё один вид народного творчества, представляющий ремесла Древней Руси. Занятие это представляло собой создание оттиска на бумаге с помощью деревянного клише. Такие народные картинки были распространены в ярмарочной торговле ещё в семнадцатом веке и вплоть до начала двадцатого века были самым массовым и распространённым видом русского изобразительного искусства. Сюжеты, отображаемые лубком, весьма разнообразны: религиозные и нравоучительные темы, народный эпос и сказки, исторические и медицинские сведения, которые всегда сопровождались небольшим текстом, который мог быть поучительным или юмористическим и рассказывал о нравах и быте своего времени с присущей народу мудростью.
Дымковская игрушка
Народные ремесла России трудно представить и без яркой дымковской игрушки. Зародилась она в Дымковской слободе, которая позднее стала частью Кирова. Изготавливали игрушки всей семьей: кто-то добывал сырье, кто-то готовил смесь из комкового мела, кому-то поручалось лепить фигурки, кому-то обжигать и, наконец, расписывать.
С помощью городецких игрушек воссоздан сюжет гуляний на площади
Пик развития промысла пришелся на начало 19 века. Около 100 тысяч изделий выпускали в год, так они были востребованы. Есть документы, свидетельствующие, что на промысле в то время были задействованы 59 местных семей.
Из игрушек можно создать сюжетную композицию, в которой героями будут индюк и барыня, барашек и лошадку. Это искусство, без преувеличения, ушло в народ – даже маленькие дети в саду лепят фигурки в традициях дымковской игрушки.
О том, как создается дымковская игрушка, читайте в статье: «Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни».
Жостовская роспись
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.
Поднос с жостовской росписью
Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).
Поднос с жостовской росписью
Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.
Кожевничество
Самый первый материал для производства одежды. Как же не рассказать о нем?Если люди в каменном веке использовали для покрова грубо сшитые шкуры, то, начиная с Египта, их уже выделывали и истончали, красили и декорировали.
Этот материал использовали шорники и скорняки, седельники и тульники (делали колчаны для стрел), сапожники и мастера по производству сафьяна и пергамента.Бронники создавали из лоскутов кожи разнообразные виды легких и средних доспехов. Вместе с кузнецами, впоследствии, производились клепаные виды брони, а позже остались лишь ремни для скрепления частей металлического костюма.Здесь также отражено полностью значение слова «ремесленник». Ведь если внимательно изучить методику выделки шкур, мы увидим, что долгое время она была исключительно ручной.
Вначале очищали материал от шерсти. Для этого шкуры забрасывались в чаны или деревянные ящики с известью. Следующий этап – дубление. Ее обрабатывали различными средствами и разминали руками для достижения максимальной мягкости. Если эластичность будет низкой, то вскоре появятся трещины.
Далее обработанный материал поступал в мастерские разных ремесленников.
Художественная роспись
Декоративно-прикладные ремесла Древней Руси славились далеко за её пределами. Издавна наши предки восхищали весь мир своим искусством художественной росписи. Разнообразие узорных мотивов в русском орнаменте привело к появлению разных школ и направлений этого народного промысла. Для каждого из них были характерны свои цвета и линии.
Яркая сине-голубая роспись кобальтом по белому фону фарфора получила название гжель, которое произошло от имени подмосковного местечка, где данное направление зародилось. Впервые упоминается оно в грамоте Ивана Калиты. Сначала мастера делали посуду и игрушки, позже, с развитием производства, ассортимент значительно расширился. Особой популярностью пользовалась каминная плитка. Гжельская керамика стала популярной по всему свету. Другие росписи наших предков также получали названия от мест своего создания и распространения.
Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.
Мезенская роспись на подносе
Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Мезенская роспись на разделочной доске
В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.
Военное дело
Особенностью военной организации Древнерусского государства являлось отсутствие большого регулярного войска. Основой армии было княжеское войско – дружина. Возглавлял дружинников воевода. Эта армия Древней Руси состояла всего из нескольких сотен человек, подразделялась на младшую и старшую. Если была необходимость в защите рубежей от сильного и хорошо вооруженного войска, князья призывали на помощь дружины своих соседей или собирали ополчение. Ополчение подразделялось на:
- сотни;
- полки;
- войско.
Ополченцами были простые горожане и крестьяне. Численность войска Древней Руси доходила до десятков тысяч. Дружина состояла из свободных людей, чаще всего благородного происхождения. Большое войско на Руси называлось ратью.
В военное время от каждого города выставлялось не менее 1 тысячи воинов. Собранное горожанами войско делилось на сотни и десятки. Тысячей руководил тысячник, сотней – сотники, десятком – десятники.
Внешний облик древнерусского воина-ополченца вплоть до 8-9 века мало чем отличался от облика крестьянина. Снаряжение древнерусского воина состояло из портов, лаптей и длинной рубахи. В качестве оружия использовали деревянные щиты, дубины, топоры и рогатины. Изначально также выглядели и дружинники, но по мере развития и выделения этого рода войск из общей массы развития военного дела Древней Руси, происходит и внешнее изменение облика воинов-дружинников. Появляются:
- рубаха-кольчуга;
- броня;
- щит, окованный железом и оббитый кожей;
- остроконечный шлем-шишак.
Урон врагу наносили с помощью меча, копья или сабли (технику изготовления и манеру использования сабель переняли от кочевников). На вооружении имелся лук, арбалет, боевой топор или нож.
Кольчуга состояла из металлических колец или пластин, соединяющихся друг с другом и не позволяющих вражеской стреле проникнуть к телу. В 10-12 вв. кольчуга представляет собой длиннополую рубаху с коротким рукавом. В 12 веке рукава кольчуги удлиняются. Остроконечная форма шлема была выбрана не случайно. При ударе вражеский меч соскальзывал с неровной поверхности и воину наносился минимальный урон. С течением времени к шлемам крепят дополнительную защиту в виде сетки или металлической пластинки, защищающей глаза и нос.
Мастер и подмастерье
В нашем распоряжении имеются некоторых материалы и для суждения о внутренней организации ремесла в пределах одной мастерской, одной артели. Относительно артели плотников есть данные о том, что они возглавлялись старшим (старейшина древоделям, старейшина огородникам), который распоряжался действиями всей артели и являлся ее юридическим представителем, так как именно с ним велись переговоры о работе. Некоторые ремесленные мастерские, как мы видели, были рассчитаны на работу нескольких человек. Очевидно, труд между ними был как-то разделен. Дляподсобних работ, по всей вероятности, использовали труд учеников и помощников, их мы уже видели у иконника Алимпия, жившего в первой половине XII в. В Вышгороде «огородник» Миронег имел отрока, очевидно являвшегося слугой или учеником.