Происхождение христианства. христианство в римской империи

Оглавление

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Контекст

Провинция Британии в составе Римской империи, существовавшая в 125 г. н.э.

Люди в римской Британии обычно верили в широкий спектр богов и богинь и поклонялись нескольким из них, вероятно, выбирая некоторых местных и племенных божеств, а также некоторых из основных божеств, почитаемых по всей Империи. В этом регионе почитались как коренные британские божества, так и представленные римские аналоги, иногда синкретизированные вместе, как в таких случаях, как Аполлон — Куномагл и Сулис — Минерва . Романо-британские храмы иногда возводились на местах, которые ранее были культовыми местами в доримский железный век . Разработан новый стиль « романо-кельтского храма », на который повлияли как железный век, так и имперские римские архитектурные стили, но также уникальный из обоих; постройки в этом стиле использовались до четвертого века. Культ различных восточных божеств также был введен в римскую Британию, в том числе культы божеств Исиды , Митры и Кибелы ; Христианство было лишь одним из этих восточных культов.

Археолог Мартин Хениг предположил, что для того, чтобы «ощутить что-то духовное окружение христианства в это время», было бы полезно представить Индию, где индуизм , «основная политеистическая система», остается доминирующей, и «где церкви содержат изображения Христа. и Девы составляют ничтожное меньшинство против множества храмов богов и богинь «.

Христианство было ответвлением иудаизма , хотя к середине второго века эти две религии были признаны отдельными. Нет никаких прямых доказательств того, что иудаизм практиковался в римской Британии.

Свидетельство

Археологические свидетельства христианства в римской Британии не обширны, но необходимы для определения степени распространения религии в этот период. Определить, использовался ли предмет в христианской или языческой символике и использовании, не всегда просто, а интерпретация таких предметов часто бывает умозрительной. Этот христианский материал представляет собой «крошечную долю» археологического материала, извлеченного из римской Британии.

Когда Римская Империя приняла христианство?

Таким образом, когда гонимые християне в первом веке рисовали рыбу на песке, они сразу узнавали друг друга.

Иисус Христос приказал Его ученикам носить свой крест, следовать за Ним и исповедовать Его: “Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мной, забудь о себе, и возьми свой крест, и следуй за Мной. Ибо кто хочет свою душу сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет свою душу ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых Ангелов”

– Лк. 9:23-26.

Но вера должна всегда быть совмещена со справедливостью и с любовью: «Дети Божьи и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий cправедливости, не есть от Бога, равно и не любящий своего брата. …А Его заповедь та, чтобы мы веровали во имя Его Сына Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.»

– 1 Ин. 3:10 и 23.

С течением времени, символ веры “рыба” все дополнялся, и к концу четвертого века был разработан и согласован на никейском (325 г.н.э.) и константинопольском (381 г.н.э.) соборах следующий…

ОбратноБожий замысел для моей жизниМои молитвы на каждый день (на WWW)

Церкви

В римской Британии церковь в первую очередь служила местом совершения Евхаристии . Он также имел дублирующие функции, например, как место встреч, место группового поклонения и место для уединенной молитвы. В отличие от более поздней средневековой Британии, в римской Британии не хватало густой сети приходских церквей. Вместо этого по всему региону существовал ряд различных типов церковных структур. Одним из терминов для обозначения церкви, который, вероятно, использовался в римской Британии, был altare , термин, который появляется в надписи из христианского водного клада Ньютона и обычно не используется для обозначения мест языческих культов.

Для церковных зданий требовался алтарь, на котором можно было совершать Евхаристию, место для чтения, место для процессии жертвоприношений и место для прихожан. Сравнения с другими частями Римской империи показывают, что в римско-британских образцах, вероятно, также был кафедральный собор, где сидел епископ, и вестибюль , или комната, куда некрещеные могли уйти.

Периодические преследования христиан, которые продолжались в течение нескольких столетий, препятствовали строительству официальных специально построенных церквей. Вместо этого места встреч раннего христианства часто были неотличимы от жилых домов. Хотя некоторые из этих церковных домов ( domus ecclesiae ) были признаны в других частях империи, ни один из них до сих пор не был обнаружен в Британии.

Возможно, христиане приняли ранее существовавшие романо-кельтские храмы в качестве мест поклонения. Это объяснение, выдвинутое археологами при обсуждении храма Веруламиум перед театром .

Есть также другие дохристианские религиозные объекты, которые, возможно, были приняты римско-британскими христианами. Одним из примеров является источник Чедворта .

Церемонии

Вотивная доска с символом Чи-Ро из клада Вода Ньютон

Существование христианской символики на кувшинах, мисках, чашках, ложках, ситечках для вина и других предметах, используемых для хранения еды или напитков, предполагает существование христианских праздников в римской Британии. То, что многие из этих предметов, например из клада Уотер-Ньютон , были роскошными, предполагает, что христианское сообщество могло зависеть от своих более богатых членов в их церемониальном материале.

Некоторые мозаичные полы могут изображать христианские образы.

Большинство римско-британских христиан, вероятно, были неграмотными, и большая часть их познаний в христианстве могла быть получена через церемонии.

Распространение христианства


Первые христиане Рима собирались в тайных местах чаще всего в катакомбах

В первые века после жизни и смерти Иисуса Христа приверженцев его учения в Риме было немного. Однако по мере ослабления Римской империи традиционная государственная религия все меньше отвечала духовным запросам римлян, и христиан среди них становилось все больше.

Христианские общины

Как это ни парадоксально, но именно благодаря Римской империи с ее стабильностью, развитой системой дорог и четкой социальной структурой стало возможно широкое распространение христианства. К концу II в. почти во всех римских городах существовали христианские общины. Это были не просто объединения единоверцев, а союзы взаимопомощи: в каждой общине существовала касса, из которой раздавались пособия и устраивались общие трапезы.

Символика

Хризма и рыба, опознава­ тельные знаки первых христиан

Христианские общины были связаны между собой, отдельные их представители находились в переписке, поддерживая друг друга и совместно вырабатывая нормы жизненного поведения. Постепенно была создана особая христианская символика. Особенно распространены были изображения доброго пастыря, рыбы (греческое слово «рыба» образовано из первых букв во фразе «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»), виноградной лозы и хризмы, монограммы имени Христа, состоящей из двух начальных греческих букв его имени, скрещенных между собой. По краям монограммы часто помещали первую и последнюю буквы греческого алфавита.

Гонения на христиан

Главная причина преследований сторонников христианства заключалась в их отказе признавать культ императора и участвовать в государственных религиозных церемониях и обрядах. Впрочем, гонения на христиан были несистематическими и происходили от случая к случаю. Например, в 64 г. после разрушительного пожара в Риме император Нерон, чтобы отвлечь от себя подозрения, обвинил в поджоге христиан, и на этом основании многие из них были преданы мучительной смерти.

Наиболее массовыми и жестокими были гонения на христиан во время правления императора Диоклетиана , при этом уничтожались не только последователи учения Христа, но и их священные книги.


До появления первых церквей христиане молились в обычных домах. Большие помещения предназначались для совместной молитвы и крещения

«Сим победишь»

Существует легенда, что накануне битвы у Мульвийского моста, победа в которой принесла Константину императорскую власть , он видел крест с начертанными на нем словами «Сим победишь». В следующем, 313 г. Константин издал эдикт о свободном исповедании христианства гражданами Римской империи, благодаря чему оно из религии гонимой начало превращаться в господствующую.

Государственная религия

В 391 г. император Феодосий I издал указ, запрещающий поклоняться языческим богам. Древние храмы были закрыты, многие святилища разграблены, а огонь, горевший в храме Весты в Риме , потушен. Теперь уже язычники подвергались гонениям со стороны государства.

Поделиться ссылкой

История культуры

Ну, и мы знаем, что лучший способ погубить любое начинание – это его возглавить. В итоге к этому придёт римская империя. Единой империи нужна единая религия, единый бог, освящающий власть. У Диоклетиана не получилось с его реформой. Стоицизм, как единая философия империи, обанкротился, не состоялся. Значит нужно что-то другое.

И само христианство начинает постепенно приспосабливаться к империи. Уже Павел скажет: «Всякая власть от Бога». Христос учил противоположному. Христос говорил, что власть от дьявола, поэтому отдайте кесарю кесарево, не нужны нам его монеты, которые он чеканит. А мы помним, что дьявол предлагал власть именно Христу, и он – источник власти. А Павел скажет: «Всякая власть от Бога». Христос говорил о равенстве женщин, а Павел скажет, что женщины – сосуд греха, например. То есть начнётся отход, и вся дальнейшая история христианства – это отход от идеалов раннего христианства, от идей самого Христа. Появится множество толкователей. Ересь – слово, первоначально означавшее разномыслие. Павел говорил: «Пусть будут среди вас ереси» (разномыслия, чтобы выявились мудрые). «Ересь» станет словом ругательным, за ересь будут преследовать.

Начнёт выстраиваться иерархия пресвитеров, епископов. На смену коммунизму первых общин, отрицанию собственности придёт милостыня — надо помогать бедным. Но бедность в принципе не отменяется. То есть происходит постепенное приспособление. Христианство обрастает догматами, культами, которых вначале не было; таинствами, которых вначале не было и т.д. Возникают люди, которые начинают толковать и монополизировать право на толкование христианства. Раньше любой мог объявить себя харизматиком (человеком в состоянии благодати), теперь это только церковный чиновник, епископ, пресвитер.

И постепенно христианство идёт на сближение с империей, а империя – на сближение с христианством. То, что изначально было революционной силой, взрывающей античный мир, теперь становится постепенно официальной религией, официальной верой. И в итоге империя принимает религию. Мировая империя нуждалась в мировой религии. А мировая религия принимает империю. Хотя от этого они, конечно, меняются, особенно религия. Но религия в итоге переживёт империю и станет основательницей нового мира, мира средневекового.

Константин первым прекращает гонения на христианство. В 313 году он издаёт знаменитый Медиоланский эдикт (или Миланский эдикт), в котором христианство провозглашается одной из терпимых вер. Христианам разрешается иметь собственность, иметь свои храмы, свои кладбища. До этого у них всё это отнималось. Под эгидой императора Константина в 325 году происходит Первый Вселенский Собор христиан в городе Никея. Император там присутствует, надзирает за всем этим. Принимается символ веры, то есть то, во что следует верить христианам.

Забавно, что Константин сам до конца своей жизни не был христианином. Он крестился только перед смертью и сохранял титул божественного, то есть сам считался богом, и сохранял титул понтифика, то есть главы языческих культов. Получается интересная вещь: церковью руководит язычник. И вмешивается в её дела, и провозглашает, как скажет его наследник, «моя воля – закон для церкви». Происходит такая своего рода сделка. Церковь легализуется, ей разрешается иметь большую собственность, она находится под покровительством империи.

Кстати, система веротерпимости, провозглашённая Медиоланским эдиктом Константина, просуществует недолго. Уже через 50-60 лет начнутся гонения — только уже не на христиан, а на язычников. Церковь гонимая станет церковью-гонительницей. Христиане начнут громить языческие храмы, будет убита женщина-философ, неоплатоник, язычница Ипатия по наущению христианских епископов в Александрии и т.д. Недолго продлится эта стабильность — равновесие между язычеством и христианством.

Итак, происходит сделка. Христианство легализуется, получает собственность, а за счёт этого оно должно поддерживать империю. Император решает вопросы догматики, вмешивается в вопросы, решаемые на соборах. Более того, священники становятся практически чиновниками. Они теперь получают содержание и не должны платить налоги, как все чиновники в империи. Создается такой вот тандем христианства и империи. Это будет иметь огромные последствия. Вот так происходит «приручение» христианства и его дальнейшее распространение

Но моя лекция посвящена не истории христианства, не истории религии, просто это важно для понимания истории Рима

Далее — Римская империя перед крахом

Арианское течение в христианстве

Первым широко известным богословским течением, выработавшим свою точку зрения по этому поводу, считается арианство, названное по имени священника Ария из египетской Александрии. Суть этого учения сводилась к рационалистическому (свойственному именно эллинам) объяснению проблемы: Христос, согласно евангельской традиции, — творение Бога Отца. Стало быть, он не единосущен ему, но зависим от него. Поэтому Христа не следует считать человеком, он божественный Логос, говорящий от имени высшего Бога, являющийся посредником между Богом и людьми. Но это все же не сам Бог, но лишь его Сын, ибо было время, когда его еще не было. Отсюда естественный вывод о неравенстве Бога Отца и сотворенного им Бога Сына.

На I Вселенском соборе в Никее, созванном в 325 г., учение Ария было объявлено ересью, а Христос провозглашен единосущным Богу Отцу. В противовес арианству собор выработал ортодоксальный православный символ веры, суть которого сводилась к ряду тезисов, включая триединство Бога, единосущного и недоступного разуму, а также боговоплощение, искупление, крещение, воскресение и т. п.

Никейский собор сурово осудил еретиков, отправив Ария в ссылку. Но император Константин не только проявил собственное мнение, но и счел возможным вмешаться в церковный спор на стороне ариан, предложив заменить термин «единосущный» на «подобосущный». Эта поправка не была принята. Последовали длительные споры, в ходе которых церковь одержала победу и на соборе 381 г., после смерти Константина, арианство было еще раз осуждено и отвергнуто, что, впрочем, не помешало сторонникам этого учения мигрировать на запад и со временем получить некоторую поддержку со стороны постоянно соперничавшей с византийским христианством католической церкви, особенно в окружавших Рим варварских королевствах остготов и вестготов.

Арианское течение в христианстве

Первым широко известным богословским течением, выработавшим свою точку зрения по этому поводу, считается арианство, названное по имени священника Ария из египетской Александрии. Суть этого учения сводилась к рационалистическому (свойственному именно эллинам) объяснению проблемы: Христос, согласно евангельской традиции, — творение Бога Отца. Стало быть, он не единосущен ему, но зависим от него. Поэтому Христа не следует считать человеком, он божественный Логос, говорящий от имени высшего Бога, являющийся посредником между Богом и людьми. Но это все же не сам Бог, но лишь его Сын, ибо было время, когда его еще не было. Отсюда естественный вывод о неравенстве Бога Отца и сотворенного им Бога Сына.

На I Вселенском соборе в Никее, созванном в 325 г., учение Ария было объявлено ересью, а Христос провозглашен единосущным Богу Отцу. В противовес арианству собор выработал ортодоксальный православный символ веры, суть которого сводилась к ряду тезисов, включая триединство Бога, единосущного и недоступного разуму, а также боговоплощение, искупление, крещение, воскресение и т. п.

Никейский собор сурово осудил еретиков, отправив Ария в ссылку. Но император Константин не только проявил собственное мнение, но и счел возможным вмешаться в церковный спор на стороне ариан, предложив заменить термин «единосущный» на «подобосущный». Эта поправка не была принята. Последовали длительные споры, в ходе которых церковь одержала победу и на соборе 381 г., после смерти Константина, арианство было еще раз осуждено и отвергнуто, что, впрочем, не помешало сторонникам этого учения мигрировать на запад и со временем получить некоторую поддержку со стороны постоянно соперничавшей с византийским христианством католической церкви, особенно в окружавших Рим варварских королевствах остготов и вестготов.

Христианские течения несториан и монофизитов в Древнем Риме

На смену арианам в V в. пришли несториане и монофизиты. Суть учения несториан, основателем которого был константинопольский епископ Несторий, сводилась к тому, что Иисус прежде всего человек, что человеческое и божественное начала в нем никогда полностью не сливались воедино, но всегда находились лишь в неком неясном соединении. Только через наитие Бога Святого Духа Христос стал Мессией. Ожесточенная борьба вокруг учения несториан возникла на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г.

В эту борьбу на стороне противников несториан вмешался через своего посланника и Римский Папа. Борьба была длительной и ожесточенной и завершилась осуждением несторианской ереси. Несторий был отправлен в ссылку, а его сторонники в отличие от ариан ушли на Восток, расселившись в Иране, Средней Азии и более отдаленных районах вплоть до Китая.

Стоит заметить, что несториане стояли за весьма тесный союз церкви с политической властью, что, видимо, вызвало недовольство Папы, но не византийского императора, который явно колебался. Известно, что окончательно несторианская ересь была осуждена лишь спустя четыре года специальным императорским постановлением.

Что касается монофизитов, то их учение было наиболее активным и имело намного больше сторонников, чем арианское и несторианское. Возникшее в Константинополе в качестве своего рода противовеса несторианам, их толкование сущности Христа сводилось к тому, что ему присуща только одна природа — божественная. На созванном в том же Эфесе Вселенском (позже названном «разбойничьим») соборе 449 г. возникла ожесточенная борьба. Основными противниками в споре выступили константинопольский (поддерживавший монофизитов) и противостоявший ему александрийский клир, соперничавшие в то время за преобладающее влияние на церковь.

Римский Папа в споре поддержал константинопольцев, но император выступил на стороне александрийцев, в результате чего монофизиты одержали победу. Правда, она была недолгой. На IV Вселенском соборе в Халкидоне в 451 г. новый византийский император не только осудил решение Эфесского собора 449 г., но и выступил против несторианской ереси, восстановив Никейский символ веры. Здесь сыграл свою роль союз константинопольского патриарха с Римским Папой. Оба, напуганные призраком не столько религиозного, сколько политического сепаратизма, проявившего себя в момент победы александрийцев, активно поддержали императора.

Философия Православия

Вся философия православия основана на вере в Единого Бога Отца, а также Сына и Святого Духа. После раскола в Церкви все обряды основаны лишь на Византийских принципах. Так в настоящее время приняты Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Что значит литургия — это богослужение в церкви, а песнопения в них ведутся еще с глубокой древности. Многие из нас, наверное, слышали песнопение или молитву «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — так обычно начинаются все церковные службы.

Что представляет из себя Православный Храм или Церковь?

ActionTeaser.ru — тизерная реклама Место, где проводится богослужение считается местом иного мира или измерения или вселенная в миниатюре.

Обычно храмы красиво расписаны, чтобы подчеркнуть великолепие вселенной или земного неба, коим считается церковь или храм.

Так углубление в сводах храма, считается подобным Вифлеемской пещере (где родился Иисус Христос), а жертвенник — аналог яслей Христа. Вот, наверное, откуда у нас существуют ясли, куда водят детей дошкольного возраста, но как их там воспитывают это уже отдельный разговор.

Так вот если продолжить, то свечи в церквях соответствуют — вечному Свету, а стихарь или одежда служителей — соответствует плоти Христа.

Литургии Византийского обряда в Православии

В православии приняты следующие основные виды богослужений:

  • Литургия Иоанна Златоуста, которая служится в течение всего года;
  • Литургия Василия Великого — служба ведется 10 раз в году;
  • Литургия Преждеосвященных Даров, которая совершается в Великий Пост;
  • Литургия Апостола Иакова — несколько раз в год;

Кроме того, перед православными литургиями проводятся так называемые входные молитвы, то есть перед входом в помещение, где находится алтарь;

Затем после входных молитв еще читаются молитвы, чтобы подготовить верующих к таинству.

Формирование идейных основ христианства в Древнем Риме

Перенос столицы Римской империи на Восток с последующим расколом этой империи на две части, Восточную и Западную, сыграл важную роль и в последующей истории Рима, и тем более в истории христианства, ставшего теперь официальной его религией. Вначале центром развития христианства как господствующей религии с формирующейся в ней крепкой централизованной структуры, церковью, был именно восток, Византия. Во-первых, потому, что император восточной части империи довольно долго, практически все время, что еще было отпущено историей Римской империи, продолжал оставаться главным из двоих его властителей. Во-вторых, вместе с этим императором на Восток переместилась и основная часть наиболее авторитетных представителей новой религии.

Кроме того, именно Римский Восток, особенно северная часть Египта и восточное побережье Средиземноморья (Палестина, Сирия, значительная часть Малой Азии) были местом наиболее раннего и интенсивного расселения христиан, как обычных мирских общин, так и древнейших монастырей. На этой территории с ее примерно 50-миллионным населением к моменту перевода столицы императора Константина в Византий около 10 % были христианами. Словом, все свидетельствовало о том, что центр официального христианства переместился вместе с императором на восток, где и оставался на протяжении ряда веков. Именно там шли ожесточенные теологические споры на время от времени созывавшихся византийскими императорами Вселенских соборах.

В центре внимания первых теоретиков официального христианства в Византии (имеются в виду споры IV-V вв.) оказались, как того и следовало ожидать, наиболее щекотливые христианские и тринитаные проблемы доктрины. Щекотливость ситуации несложно понять: на Востоке было немало религиозных систем, в которых на передний план выходило сразу трое великих богов. Но нигде не было такого, чтобы все эти трое были не различными, но как бы взаимопроницаемыми и неразделимыми фигурами. Сложность была в том, чтобы расставить эти фигуры по своим местам и — если это только возможно — прочно, навсегда закрепить за каждым из них свое место.

Следует заметить, что все это было бы не столь трудно сделать, если бы не Иисус Христос, который был то ли Богом, то ли человеком, то ли богочеловеком. Неудивительно, что тринитарные споры о сущности Троицы постоянно переплетались с христологическими — о сущности Христа. А решить эту последнюю проблему было не очень просто именно потому, что она тесно переплеталась с философско-антропологическими представлениями о месте человека и его роли. Может ли человек подняться до невиданных в античности, да и до нее, божественных высот, или он всегда подчинен божественному началу?

В ожесточенных спорах вырисовывались разные точки зрения на этот счет и рождались очень разные богословские позиции, имевшие своих сторонников. Следовало разобраться, где истина, а где заблуждение, толкуемое как ересь. Именно этим и занимались первые Вселенские соборы, созывавшиеся время от времени, обычно не слишком часто, в различных давно сложившихся религиозных центрах восточного христианства, как в самой Византии, так и неподалеку от нее.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Период царства (753 г. до н.э. – 510 г. до н.э.).

Город Рим был основан в 753 г. до н.э. племенами латинов и сабинов, по легенде, двумя братьями — Ромулом и Ремом, потомками троянского героя Энея, спасшегося после гибели города.

Севернее Рима располагалась Этрурия, южнее – финикийские и греческие колонии. Рим сразу же оказался под властью Этрурии, которая существенно обгоняла своих соседей в развитии. Происхождение этрусских племен до конца не выяснено, известно, что они были неиндоевропейского происхождения, сами они называли себя расенами. Этруски – единственные, кто нарушил ход общего процесса: если повсеместно индоевропейцы покоряли оседлые племена, то здесь шел обратный процесс.

Этруски были умелыми строителями, инженерами, ремесленниками, мореходами, обладали самым мощным флотом в Западном Средиземноморье. Характерной чертой культуры этрусков является заупокойный культ, в архитектуре главное место занимало строительство храмов и гробниц, при строительстве которых этрусские зодчие впервые стали использовать клинообразные камни, поэтому их считают изобретателями арочной конструкции.

В этот период во главе Рима стоял выборный этрусский царь (выбор осуществляло народное собрание), при нем был сенат; социально-экономической ячейкой римского общества была семья (фамилия).

Это время становления римской культуры, которое происходило под влиянием Греции и Этрурии. Воздействие этрусков проявляется в обычаях, ритуалах (римляне позаимствовали «римские» цифры, церемонию триумфа (торжественного въезда в город полководца-победителя), ставшую символом величия Рима, гладиаторские бои, систему гадания и многое другое), в прикладном искусстве; из греческой культуры римляне переняли многих богов (бог неба Юпитер напоминает Зевса, бог войны Марс — Ареса, богиня мудрости Минерва — Афину, бог врачевания Эскулап — Асклепия, богиня любви Венера — Афродиту и т.д.), основные принципы художественной культуры, строительства храмов и городов.

С V в. до н.э. постепенно приходили в упадок этрусские города, непрерывно воевавшие с Римом. В 510 г. до н.э. римляне свергли последнего этрусского царя Тарквиния Гордого и провозгласили республиканскую форму правления, однако под власть Рима этруски окончательно попали только III в. до н.э.

Формирование идейных основ христианства в Древнем Риме

Перенос столицы Римской империи на Восток с последующим расколом этой империи на две части, Восточную и Западную, сыграл важную роль и в последующей истории Рима, и тем более в истории христианства, ставшего теперь официальной его религией. Вначале центром развития христианства как господствующей религии с формирующейся в ней крепкой централизованной структуры, церковью, был именно восток, Византия. Во-первых, потому, что император восточной части империи довольно долго, практически все время, что еще было отпущено историей Римской империи, продолжал оставаться главным из двоих его властителей. Во-вторых, вместе с этим императором на Восток переместилась и основная часть наиболее авторитетных представителей новой религии.

Кроме того, именно Римский Восток, особенно северная часть Египта и восточное побережье Средиземноморья (Палестина, Сирия, значительная часть Малой Азии) были местом наиболее раннего и интенсивного расселения христиан, как обычных мирских общин, так и древнейших монастырей. На этой территории с ее примерно 50-миллионным населением к моменту перевода столицы императора Константина в Византий около 10 % были христианами. Словом, все свидетельствовало о том, что центр официального христианства переместился вместе с императором на восток, где и оставался на протяжении ряда веков. Именно там шли ожесточенные теологические споры на время от времени созывавшихся византийскими императорами Вселенских соборах.

В центре внимания первых теоретиков официального христианства в Византии (имеются в виду споры IV-V вв.) оказались, как того и следовало ожидать, наиболее щекотливые христианские и тринитаные проблемы доктрины. Щекотливость ситуации несложно понять: на Востоке было немало религиозных систем, в которых на передний план выходило сразу трое великих богов. Но нигде не было такого, чтобы все эти трое были не различными, но как бы взаимопроницаемыми и неразделимыми фигурами. Сложность была в том, чтобы расставить эти фигуры по своим местам и — если это только возможно — прочно, навсегда закрепить за каждым из них свое место.

Следует заметить, что все это было бы не столь трудно сделать, если бы не Иисус Христос, который был то ли Богом, то ли человеком, то ли богочеловеком. Неудивительно, что тринитарные споры о сущности Троицы постоянно переплетались с христологическими — о сущности Христа. А решить эту последнюю проблему было не очень просто именно потому, что она тесно переплеталась с философско-антропологическими представлениями о месте человека и его роли. Может ли человек подняться до невиданных в античности, да и до нее, божественных высот, или он всегда подчинен божественному началу?

В ожесточенных спорах вырисовывались разные точки зрения на этот счет и рождались очень разные богословские позиции, имевшие своих сторонников. Следовало разобраться, где истина, а где заблуждение, толкуемое как ересь. Именно этим и занимались первые Вселенские соборы, созывавшиеся время от времени, обычно не слишком часто, в различных давно сложившихся религиозных центрах восточного христианства, как в самой Византии, так и неподалеку от нее.

Принципы и законы

Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом.

Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии.

Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.

Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:

  1. Милосердие: оказание помощи нуждающемуся в ней, облегчение страданий несчастного. Милосердный человек совершает угодное Господу дело.
  2. Прощение: не менее важная сторона жизнь. Речь идет не о забвении обиды, а о предоставлении Богу права самому наказывать обидчиков. Без прощения всех, кто обижал христианина, тот не сможет попасть после смерти в рай.
  3. Стойкость: человек исполнен веры и надежды на помощь Бога, доводит до конца любое дело и не унывает. Это необходимо для распространения добра и веры.
  4. Бодрствование: речь идет об открытости для добрых дел и служения Господу. Душа и совесть человека не должны спать, когда кому-то требуется помощь. Является важным ресурсом для верующего.
  5. Церковь: является «проводником» учения от Бога к человеку. Она играет важную роль в жизни верующего: сюда приходят на исповедь и причащение, Церковь помогает запутавшимся и учит тех, кто хочет узнать, что значит быть православным человеком.
  6. Исповедь: чистосердечный рассказ о своих грехах, раскаяние в них и получение прощения. Является одним из таинств, обязательных к исполнению. Если человек не успеет исповедаться, он не сможет попасть в Рай.
  7. Воскресенье: день, когда верующий должен отринуть житейские заботы и подумать о душе и Господе. В это время принято посещать храм и молиться.

Происхождение

Христианство «возникло как секта иудаизма в римской Палестине» в синкретическом эллинистическом мире первого века нашей эры, в котором доминировали римское право и греческая культура. Все началось со служения Иисуса, провозгласившего пришествие Царства Божьего. После его распятия на кресте некоторые из его последователей увидели Иисуса и провозгласили, что он жив и воскрес от Бога. Воскресение Иисуса «сигнализировало самым ранним верующим о том, что дни эсхатологического исполнения близки», и дало толчок в некоторых христианских сектах к возвышению Иисуса до статуса божественного Сына и Господа Царства Божьего и возобновлению их миссионерской деятельности. деятельность.