Особенности и результаты внутренней политики екатерины великой

Оглавление

Смерть

Екатерина 2 Великая умерла 6 ноября 1796 года в возрасте 67 лет. Причиной ее смерти стал инсульт. Предсмертная агония продолжалась в течение 12 часов, после чего императрица испустила дух. Похоронена в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Памятник императрице Екатерине II в Симферополе

В память о Екатерине Великой снимаются десятки документальных и художественных фильмов, устанавливаются памятники, пишутся стихи, чеканятся монеты и печатаются банкноты.

За 34 года нахождения у власти ей удалось возродить Россию и вывести ее на совершенно другой уровень развития.

Теперь вы знаете, чем примечательна биография императрицы Екатерины 2 и ее правление. Если вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Суть реформы

Основой для изменений стал документ «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи». Его основной задачей было устранение хаоса в административной системе страны, возникшего после правления Петра I. Благодаря предстоящим изменениям у центра появлялась возможность оперативно реагировать на потенциальную опасность народных волнений.

Императрица приняла решение увеличить число губерний, объединив их затем в несколько генерал-губернаторств, являвшихся для России нововведением. Суть осуществляемой Екатерины губернской реформы 2 кратко:

  • Главным критерием нового территориального деления является количество податных душ (налогооблагаемого населения). Во время проведения реформы прежние национальные и экономические отношения, сложившиеся в существующих территориальных единицах, не учитывались.
  • Усиливается местная власть, а также контроль над населением. Аппарат управления имел четкую иерархию для всех сословий с собственным механизмом.
  • Административные и судебные обязанности делились между соответствующими учреждениями власти. Каждая территориальная структура наделялась конкретной функцией.

Таким образом, основной целью губернской реформы Екатерины 2 была унификация управления крупными административно-территориальными единицами. Предстоящие изменения предполагали нарушение сложившихся границ между регионами, и националисты с окраин государства были уверены, что власть стремится уничтожить национальное движение. Однако императрица утверждала, что реформа призвана объединить народ. Дата начала масштабных изменений в стране – 1775 год. Оценить их поможет схема:

Реформа длилась на протяжении десяти лет.

Переворот

Заручившись поддержкой гвардейских полков, Екатерина II свергла собственного мужа. Её многие поддержали, так как Петра III народ не желал видеть своим правителем после Семилетней войны. Он симпатизировал Фридриху II, поэтому заключил с ним мир, вернув завоёванные прусские территории назад. Кровь была пролита зря, Россия не получила никакой выгоды, поэтому большинство ополчились против него.

28 июня 1762 года в именины Петра III произошло восстание, именуемое дворцовым переворотом. Измайловский и Семёновский полки присягнули императрице, таким же образом поступили Синод и Сенат, поэтому на следующий день император подписал отречение, а через несколько дней умер от руки Алексея Орлова.

Так началось время просвещённых реформ Екатерины Великой.

Результаты

Выстроилась иерархическая судебная система учреждений, подконтрольных друг другу и монарху.

Существенно возросло количество судей и чиновников, а также взяточничество – теперь «страждущим» приходилось давать взятки не в одной инстанции, а в нескольких

С одной стороны, была заложена основа права, структурирование органов и их выборность в еще не имеющей подобного опыта Российской Империи. С другой – большое количество различных инстанций, зачастую имеющих пересекающиеся или до конца не выясненные полномочия. Представители благородного сословия, несмотря на утвержденную выборность и независимость судов, продолжали влиять на ход рассмотрения дел.

Образование при Екатерине II

Якоби В.И. — Первое торжественное собрание Академии художеств

Екатерина II проводила реформу образования вдохновляясь идеями просвещения. Согласно её пониманию, для процветания государства жизненно необходимым являлось повышение качества и количество знаний у подданных. Понимая колоссальный масштаб страны и неповоротливость как государственного аппарата, так и предрассудков общества, императрица вводила новые законы постепенно. В первую очередь образовательные программы вводились для представителей дворянства и горожан

Отдельное внимание уделялось проблеме брошенных и беспризорных детей

Социальные реформы

Сословные реформы

Дата: 1785 г.

Причины:

  • Императрица опиралась на дворян и желала увеличить их лояльность
  • Усиление вертикали власти
  • Необходимо было определить права двух классов, набирающих численность из-за развития экономики и городов, купечества и мещанства (горожан)

Дворянский бал

Ключевые моменты:

  • Дворяне освобождались от уплаты налогов и государственной службы
  • Благородное сословие получило неотъемлемое право на владение крепостными, имуществом, землей и её недрами
  • Были учреждены Дворянские собрания и родовые книги для подтверждения происхождения
  • Купечество получило доступ к административным должностям (общая городская и шестигласная думы) и было освобождено от подушной подати.
  • Купцы 1-й и 2-й гильдий освобождались от телесных наказаний.
  • Выделилось и получило права новое сословие — горожане
  • Крепостные крестьяне окончательно превратились в рабов

Образовательная (школьная) реформа

Нельзя выделить конкретный документ или дату, являющиеся ключевыми в политике просвещённого абсолютизма Екатерины II. Она последовательно издавала указы и открывала учреждения, направленные на повышение уровня знаний и доступности их получения. Главным образом, образовательные услуги предоставлялись дворянству и горожанам, однако бездомные дети и сироты так же не остались без внимания.

Главными деятелями являлись И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович.

В Москве и Петербурге были открыты «воспитательные дома» — необходимо было решить проблему беспризорных и брошенных детей.

Институт благородных девиц

В 1764 основано училище для юношей при Академии художеств, а 1765 аналогичное при Академии наук.

Открытое в 1779 Коммерческое училище было призвано подготовить квалифицированные кадры в области торговли.

Образованная в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» к 1786 году разработала «устав народным училищам Российской Империи». Данный документ утверждал классно-урочную систему преподавания и предусматривал открытие в городах двух типов общеобразовательных учреждений: малые народные училища и главные народные училища.

Малые училища подготавливали поступивших на протяжении двух лет — базовые навыки чтения, письма, правила поведения и сопутствующие знания.

Главные училища давали более широкую предметную подготовку — на протяжении пяти лет, помимо базовых навыков, здесь преподавались языки, история, точные и естественные науки, архитектура. Со временем именно из главного училища отделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.

В основу обучения ставилось доброжелательное отношение к ученикам, категорически запрещались физические наказания.

Крестьянство осталось за пределами образовательной реформы — проект сельских школ и обязательного начального образования вне зависимости от пола и сословной принадлежности предполагался Екатериной II, но так и не был реализован.

Секуляризация церкви

Дата: 8 марта 1764 г.

Правление Екатерины II для православной церкви оказалось не лучшим периодом. Однако для других конфессий были сделаны все условия. Императрица считала, что право на существование имеют все религиозные течения, которые не выступают против её власти.

Причины:

  • Чрезмерная автономность церкви
  • Необходимость увеличения поступлений налогов и эффективности использования земель

Церковники

В результате подписания указа Сенату О разделении духовных имений» все принадлежащие духовенству земли и крестьяне перешли под контроль государства. Специальный орган, Коллегия Экономии, начала собирать с крестьян подушную подать и часть полученной суммы передавать на содержание монастырей. Учреждались так называемые «штаты» монастырей, число которых было ограничено. Большая часть монастырей была упразднена, их обитатели были распределены по оставшимся церквям и приходам. Закончилась эпоха «церковного феодализма»

В результате:

  • Духовенство потеряло около 2 миллионов монастырских крестьян
  • Большая часть земель (примерно 9 млн гектар) монастырей  и церквей перешло в ведение государства
  • Закрыто 567 из 954 монастырей.
  • Ликвидирована автономность духовенства

Правление Екатерины 2

В 1775 г. Екатерина 2 разделила земли империи и расширила ее территории на 11 губерний. Под правлением царицы к России были присоединены такие города, как Азов, Керчь, Крым, Кубань, а также часть Белоруссии, Польши и Литвы. Со временем в стране возникли выборные суды, которых не было ранее.

Присоединенные территории Екатериной II

В 1785 г. Екатерина 2 приказала создать в каждом городе местные органы самоуправления, освободив при этом представителей высших сословий от уплаты налогов. Дворянам разрешалось не проходить службу в армии, а также владеть большими территориями и иметь крепостных.

По распоряжению царицы в государстве были образованы детские дома и учебные заведения, в том числе и институты благородных девиц. Также она основала Российскую академию, ставшую одной из лучших в Европе.

При Екатерине 2 большими темпами развивалось и сельское хозяйство. В России впервые начали торговать хлебом, который люди могли приобрести за облигации, также введенные в обиход императрицей.

Екатерина Великая стала инициатором введения оспопрививания, благодаря чему в Российской империи удалось предотвратить эпидемию страшной болезни. Более того, царица оказалась в числе первых, кому была введена вакцина.

За свою биографию Екатерина II пережила 6 войн, за счет которых смогла увеличить площадь страны. Интересен факт, что некоторые историки считают ее внешнюю политику аморальной и двуличной. Несмотря на это, женщина смогла войти в анналы истории, как великая императрица, достигшая при своем правлении больших высот.

Кратко

В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:

  • Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
  • Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
  • Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
  • Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
  • Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.

Черты, особенности и принципы просвещённого абсолютизма Екатерины II

Для того, чтобы выяснить, как Екатерина II понимала цели и сущность просвещённого абсолютизма, стоит обратиться к созданному ею «Наказу» Уложенной комиссии – этот документ разрабатывался на протяжении двух лет, под воздействием трудов таких европейских просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа. Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи

Аллегория с текстом «Наказа»

Основные положения:

  • Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи
  • Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
  • Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.
  • Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.
  • Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.

Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей.

Сущность просвещенного абсолютизма кратко

Во второй половине восемнадцатого века обстановка в Европе была довольно тревожной, так как старый порядок уже исчерпал себя, требовались серьезные реформы. Такая обстановка повлияла на ускоренное формирование просвещенного абсолютизма.

Но откуда взялись эти идеи и каков смысл подобного просвещения? Родоначальником считается Томас Гоббс, также большое влияние на формирование просвещенного абсолютизма оказали идеи Жан-Жака Руссо, Вольтера и Монтескье. Они предлагали преобразование устаревших институтов государственной власти, реформирование образования, судопроизводства и т.д. Кратко основную идею просвещенного абсолютизма можно изложить следующим образом – государь, самодержец должен приобрести наряду с правами еще и обязанности перед своими подданными.

По существу, просвещенный абсолютизм должен был уничтожить остатки феодализма, сюда входили реформы по улучшению быта крестьян и устранению крепостного права. Также реформы должны были укрепить централизованную власть и сформировать полностью светское государство, не подчиняющееся голосу религиозных лидеров.

Установление идей просвещенного абсолютизма было характерно для монархий с довольно неспешным развитием капиталистических отношений. В число таких государств попали все страны Европы, кроме Франции, Англии, и Польши. В Польше не имелось королевского абсолютизма, который бы требовалось реформировать, там всем управляла шляхта. Англия уже имела все то, к чему стремился просвещенный абсолютизм, а Франция просто напросто не имела лидеров, которые могли бы стать инициаторами реформ. Людовик XV и его последователь на это способны не были, и в результате строй был разрушен революцией.

Это интересно: 489,Промышленная революция в Англии — объясняем по порядку

Цели и задачи внутренней политики

Внутренний уклад Российской империи требовал существенных изменений. После войн с Турцией и разделов Речи Посполитой были приобретены новые территории. Назрела необходимость реформировать административный аппарат и систему налогообложения. Кроме того, курс на просвещенный абсолютизм387 означал либеральные изменения в сфере образования, науки и экономики. Последняя сфера вообще требовала отдельного внимания. Ведь Россия слабо участвовала в мировой экономике. Таким образом, основным направлением внутренней политики стал курс на укрепление императорской власти с некоторыми элементами либерализма.

Социальные реформы

Одной из важнейших социальных реформ было создание образовательной системы.

Образовывалась «Комиссия об учреждении училищ», которую возглавил В. И. Янкович де Мириево. Этого известного педагога Екатерина специально пригласила из Австрии.

Комиссия выработала план создания уездных и губернских училищ. Уездные имели два класса, губернские — четыре.

Губернские училища создавались в губернских городах. Обучались там преимущественно дети дворян, купцов, состоятельных мещан. Несмотря на то, что в училища могли поступать дети всех сословий, находились они в городах. Это практически закрывало доступ к образованию для детей крестьянского сословия.

В программу входили такие предметы, как русский и иностранный языки, математика, география, история, естествознание, архитектура.

Это был существенный шаг вперед — впервые в русском государстве появилась единообразная система образования, основанная на общей методике преподавания. Классы формировались по возрасту и уровню знаний учеников. Появились специально изданные учебники.

Екатериной были созданы Воспитательные дома для сирот в Петербурге и Москве, Смольный институт для образования и воспитания благородных девиц. Смольный институт имел отделение для мещанок. Появились Академия художеств, московское Коммерческое училище. Были преобразованы Кадетские корпуса.

Всего к концу правления Екатерины101 в России насчитывалось 550 школ и училищ, в которых обучались 60-70 тысяч человек. В дворянской среде продолжало процветать домашнее обучение.

Рис. 5. Смольный институт благородных девиц, современная фотография

В 1763 году была учреждена Медицинская комиссия, совместно с приказами общественного призрения она должна была надзирать за гигиеной и оказанием помощи больным. Городам было предписано иметь больницу, аптеку, богоугодные заведения для помещения сумасшедших и неизлечимо больных.

Было сделано многое для развития науки. Организовано 5 географических экспедиций. Изучено и опубликовано 25 томов древних документов и летописей. Создано в 1765 году Вольное агрономическое общество.

Один из указов императрицы разрешил создавать «вольные», т. е. частные типографии.

Причины и предпосылки

Официально, принято считать, что губернская реформа Екатерины Великой в 1775 году, кроме необходимости продолжения губернской реформы Петра I, была обусловлена необходимостью пересмотра критериев административного разделения государства и желанием императрицы укрепить вертикаль власти. Однако некоторыми историками, в качестве решающего фактора, указывается крайняя обеспокоенность дворянского сословия неспособностью властей справиться с возможным возмущением крестьянства против откровенно эксплуатационной политики. Крестьянская война 1773-1775 наглядно это показала, и дворяне стали всячески «намекать» российской императрице о необходимости принятия упреждающих мер.

18 ноября 1775 года Екатериной II был подписан документ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».

Реформы в сфере образования и здравоохранения

Екатерина II считала своим долгом просвещать подданных

Отдельное внимание она уделяла женскому образованию. Так, в 1764 году был открыт Смольный институт благородных девиц

С 1768 года начала создаваться сеть школ и училищ в городах. Также появлялись ботанические сады, обсерватории, библиотеки и анатомические кабинеты. 1783 год ознаменовался открытием Российской академии. Обучение в ней велось на французском и латинском языках, а все преподаватели являлись иностранцами.

В сфере здравоохранения были существенные подвижки в борьбе с эпидемиями. Вакцинация от оспы стала носить обязательный характер. Кроме этого, открывались больницы по психическому и венерическому профилю.

внутренняя политика

Что происходило в стране в то время? Было много событий, потому что Екатерина, в отличие от многих своих предшественниц, пришла к власти благодаря готовой программе действий, которая позволила ей проводить по-настоящему продуктивную политику. Сама она стала «верной последовательницей мыслителей Просвещения». Екатерина смогла понять, что их теории подходят для реальной жизни, а это было не очень.

В 1773 году в Россию приехал знаменитый Дени Дидро, который очень интересовался реформами управления Екатерины Великой и был удивлен, что императрица внимательно его слушала, выслушивая все его предложения, но … жизнь Когда слегка раненый философ спросил, почему это происходит, Екатерина она сказала: «Бумага терпит все, но я имею дело с людьми, у которых кожа намного тоньше бумажной паутины».

Вторая важная идея заключалась в том, что каждое начинание и реформу нужно проводить постепенно, постепенно подготавливая общественность к их принятию. Это положительно отличало Екатерину как от русских правителей, так и от европейских монархов, которые почти никогда не учитывали интересы своих подданных.

Так что именно сделала императрица Екатерина 2? Реформы надо начинать с провинциала.

Провинциальная реформа

Она начала руководить им вскоре после восстания Пугачева, потрясшего столпы Империи и явившегося своего рода предвестником будущих трагических событий. В отличие от Николая II, Екатерина умела делать выводы.

Во-первых, совершенно неверно само название этого преобразования. Дело в том, что суть реформы была гораздо глубже, она заключалась в создании практически новой системы управления «на местах».

Предлагалось новое разделение страны. Общее количество провинций составляло 50, и деление оставалось практически неизменным до падения Империи в 1917 году. Что это значит?

Проще говоря, «федеральных» городов в стране было в несколько раз больше, чем раньше. В частности, поселок . Приезжает назначенный губернатор, и туда отправляется много энергичных, образованных людей. В результате спокойный и «затхлый» районный городок быстро превратился в локальный центр общественно-политической жизни.

История России / Екатерина II / Реформы Екатерины 2 (кратко)

как и большинство монархов России, Екатерина Вторая также стремилась к введению своих новаторских реформ. Тем более, что время её правления пришлось на сложный временной период для всей страны. Коллапс судебной системы, коррупция, огромный внешний долг, а также ослабленные флот и армия – вот, что застала, вступив на престол Императрица.

Административные реформы

1763 г. – Сенат преобразован в высшую судебную инстанцию и орган по контролю за деятельностью государственного аппарата. Полномочия принимать законы перешли исключительно к императрице; 1775 г. – упразднение Запорожской Сечи: отменены особые права и система правления запорожских казаков; 1775 г. – губернская реформа: 23 губернии сохранялись, но внутри них были образованы более мелкие 53 наместничества. Введено местное самоуправление: во главе каждой губернии стоял Генерал-губернатор, назначаемый Сенатом, который получал неограниченную власть, а выборные должности занимало дворянство. Создана судебная система на местах. Появилось 216 новых городов; 1782 г. – полицейская реформа: были регламентированы полномочия полицейских и структура полицейских органов; 1785 г. – Жалованная грамота дворянству: для дворян были отменены налоги, телесные наказания и необходимость военной службы, закреплены многие другие льготы; 1785 г. – Жалованная грамота городам: горожане были разделены на 6 разрядов по имущественному признаку, каждому разряду определены свои права, рекрутскую повинность можно было заменять денежным взносом (откупаться от военной службы).

Это интересно: 1705,Реформы государственного управления Петра I — объясняем тщательно

Цели внешней политики Екатерины II

Императрица преследовала две основные внешнеполитические цели:

  • усиление влияния государства на международной арене,
  • расширение территории.

Эти цели были вполне достижимы в геополитических условиях второй половины XIX века. Главными соперниками России в это время были: Великобритания, Франция, Пруссия на Западе и Османская империя на Востоке. Государыня придерживалась политики «вооружённого нейтралитета и альянсов», заключая выгодные союзы и расторгая их при первой необходимости. Императрица никогда не следовала в фарватере чьей-то внешней политики, стараясь всегда придерживаться самостоятельного курса.

Основные направления внешней политики Екатерины II

Политика в социально-экономической сфере

Во многом реформы Екатерины Великой противоречивы. Несмотря на то, что просвещённый абсолютизм подразумевает свободу и равенство, правительница усложнила положение крестьян, но расширила привилегии дворянства.

Реформы

 Ликвидация прав крестьян

  • 1765 – разрешено без суда посылать крестьян на каторжные работы, а в 1775 сажать в тюрьму
  • Крепостным запрещено доносить на своих помещиков
  • Крестьяне не могли брать откупа и подряды

Расширение крепостнической зоны

Расширение привилегий дворянства

Такая противоречивость была вызвана следующими причинами:

  • Нестабильность дворянства: при ущемлении их привилегий мог начаться переворот.
  • Необходимость для развития страны крепостной рабочей силы.
  • Укрепление могущества абсолютистского государства.

Историческое значение

Проведение преобразований растянулось до конца правления Екатерины366. Начались преобразования с Тверской губернии. В 1782 году было упразднено гетманство в Малороссии. Последней датой проведения реформы является 1796 год, когда была образована Виленская губерния.

Как итог, к концу жизни императрицы вместо 23 прежних губерний появились Московская и Санкт-Петербургская губернии, 48 наместничеств, а также Таврическая область. Всего 51 образование.

Был преодолен хаос, вызванный непродуманными реформами Петра I, образована четкая вертикаль власти. Созданная при Екатерине система управления губерниями просуществовала с небольшими изменениями до самого конца императорской России.

Образование при Екатерине II

Якоби В.И. — Первое торжественное собрание Академии художеств

Екатерина II проводила реформу образования вдохновляясь идеями просвещения. Согласно её пониманию, для процветания государства жизненно необходимым являлось повышение качества и количество знаний у подданных. Понимая колоссальный масштаб страны и неповоротливость как государственного аппарата, так и предрассудков общества, императрица вводила новые законы постепенно. В первую очередь образовательные программы вводились для представителей дворянства и горожан

Отдельное внимание уделялось проблеме брошенных и беспризорных детей