Оглавление
Крестьянская реформа – отмена крепостного права
Основными причинами реформы стали кризис крепостнической системы и связанное с ним отставание в экономическом развитии от европейских стран, а также нарастающее недовольство народа и крестьянские волнения.
Основные положения реформы:
- крестьяне получили личную свободу, право свободно распоряжаться своим имуществом;
- помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, кроме выделяемых крестьянам наделов;
- за пользование этой землёй крестьяне должны были по-прежнему отбывать барщину или платить оброк;
- крестьяне могли выкупить надел у помещика, воспользовавшись ссудой от государства, до погашения которой они считались «временнообязанными».
Погашение этой ссуды растянулось на долгие годы и было остановлено лишь в 1906 году, в условиях Первой русской революции. К этому времени крестьяне внесли в казну в качестве выкупа за свои наделы и процентов по ссуде, в общей сложности, 1 млрд 570 млн рублей — за земли, стоившие 544 млн рублей.
Отмена крепостного права закономерно повлекла за собой другие преобразования — в области центрального и местного управления, суда, военного дела, просвещения.
Вариант 2
1. Какие выборные органы управления появились в уездах и губерниях по реформе местного самоуправления 1864 г.?
1) земства
2) муниципальные собрания
3) думы
4) исполкомы
2. Выберите из списка три вопроса, которые входили в компетенцию местных органов самоуправления по реформе Александра II. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) строительство дорог
2) организация школ, больниц
3) выборы представителей в Государственный совет
4) разработка рекомендаций государю по ведению внешней политики
5) вопросы благотворительности
6) составление проектов по улучшению работы министерств
3. Kaк были организованы выборы в местные органы самоуправления?
1) выборы были всеобщие и равные
2) в выборах могли принимать участие все совершеннолетние мужчины, женщины к выборам не допускались
3) выборы были организованы на основе имущественного и других цензов
4) в выборах принимали участие только дворяне, крестьяне не были допущены к голосованию
4. Как назывались городские органы самоуправления, учреждённые по реформе 1870 г.?
1) государственные думы
2) городские думы
3) мэрия
4) городские советы
5. Кандидата на должность городского головы утверждал(-о; -и)
1) губернатор или министр внутренних дел
2) министерство народного просвещения
3) военный министр или обер-прокурор Синода
4) главный судья округа
6. Что означал принцип состязательности сторон в судебном процессе по реформе 1864 г.?
1) обязательное участие в суде родственников потерпевшего
2) представление имущественных отчётов со стороны потерпевшего и обвиняемого для их сравнения
3) участие обвиняемого в судебном поединке
4) участие в судебном процессе адвоката и прокурора
7. Какие судебные дела могли разбираться с участием присяжных заседателей?
1) гражданские споры
2) уголовные дела
3) вопросы принятия законов
4) любые судебные разбирательства
8. Как стала комплектоваться армия по реформе 1874 г.?
1) на основе рекрутской повинности
2) на основе всеобщей воинской повинности
3) по принципу добровольной службы
4) на основе создания отрядов народного ополчения
9. Какие типы гимназий были введены реформами в области народного просвещения 1860-1870-х гг.?
1) классические и модернистские
2) технические и гуманитарные
3) классические и реальные
4) естественнонаучные и философские
10. Установите соответствие между событиями и датами периода правления Александра II.
События
А) проведение судебной реформы
Б) отмена крепостного права
В) введение всеобщей воинской повинности
Г) проведение городской реформы
Даты
1) 1861 г.
2) 1864 г.
3) 1870 г.
4) 1874 г.
5) 1877 г.
11. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Учреждение судебных установлений
«81. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий:
во-первых, состоящих в Русском подданстве,
во-вторых, имеющих не менее 25 и не более 70 лет от роду, и
в-третьих, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в Присяжные заседатели.
85. Не подлежат внесению в списки Присяжных заседателей:
1) священнослужители и монашествующие;
2) все военные чины, состоящие в действительной военно-сухопутной или морской службе…
3) учителя народных школ.
86. В списки Присяжных заседателей не могут также быть вносимы все те, которые находятся в услужении у частных лиц».
1) В каком году был издан данный документ?
2) С какого возраста гражданин мог быть внесён в списки присяжных заседателей?
3) Могли ли войти в списки присяжных военнослужащие запаса?
Ответы на тест по истории России Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация 9 классВариант 1
1-4
2-2
3-4
4-4
5-235
6-1
7-4
8-3
9-4
10-4123
11.
1) 1874 г.
2) Чрезвычайные обстоятельства
3) В сухопутных войскахВариант 2
1-1
2-125
3-3
4-2
5-1
6-4
7-2
8-2
9-3
10-2143
11.
1) 1864 г.
2) 25 лет
3) Да
Цели и задачи реформы
Основные задачи финансовой реформы 1860-1864 годов следующие:
- Централизация финансов. До этого управление финансами носило хаотичный характер. Александр 2 планировал появление финансового центра, который будет полностью отвечать за денежную ситуацию в России.
- Упорядочение бюджета.
- Финансовое обеспечение реформ. Правление Александра 2 ассоциируется с массовыми реформами. Все они требовали денег, которых у страны не было. Поэтому изначально менялась финансовая система, которая должна была привести финансы в порядок и найти деньги на дальнейшие преобразования в стране.
Значение реформы
Реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством, причем интересы помещиков были максимально учтены. Компромиссный характер реформы уже заключал в себе будущие противоречия и конфликты. Самые значительные из них — восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и деревне Кандеевка Пензенской губернии.
Личная свобода крестьян и превращение бывших крепостных в «свободных сельских обывателей» открыли перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений и дальнейшего развития общества. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важным преобразованиям, которые должны были ввести в стране новые формы самоуправления и суда, подтолкнуть к развитию просвещения.
Реформа образования
Именно поэтому реформа образования, предпринятая Александром ІІ в середине 60-х годов тоже рассматривается, как важнейший фактор развития промышленности в стране. Не только крестьяне, но и дворяне, и разночинцы, и мещане получили возможность воспользоваться плодами этой реформы.
Благодаря созданию системы реальных училищ и реальной гимназии, в России наконец-то появился собственный слой инженеров, то есть людей, которые имели техническое образование и могли применить свои знания на практике.
В ходе реформ Александра ІІ российская промышленность, таким образом, получила довольно много стимулов для своего дальнейшего развития.
Основные мероприятия реформы
Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.
Дата | Событие | Значение |
---|---|---|
май 1860 | Создание Государственного банка | Заменял банки, в том числе и созданные по реформе Канкрина. Госбанк получил привилегии на государственные программы, на кредитование сельского хозяйства и промышленности. |
сентябрь 1860 | Отмена системы откупов | Отменена система, при которой частное лицо могло выкупить у государства право сбора косвенных налогов. |
1862 | Бюджет передан Министерству финансов | До 1862 года централизованной системы распределения средств из бюджета не было. После 1862 года Министерство финансов отвечало как за доходы, так и за расходы бюджета. |
1863 | Отмена подушной подати | Мещане (достаточно богатые люди) были освобождены от уплаты подушной подати. Взамен они платили налог на недвижимость. Также была введена акцизная система на косвенные налоги, |
1864 | Создание счетных палат | Создавались независимые счетные палаты, которые функционировали в каждой губернии и контролировали эффективность расходования бюджетных средств. |
Очень важное событие произошло в сентябре 1860 года, когда был подписан указ «Об отмене частных откупов». Позже, в 1863 году эта система была заменена акцизами
Система откупов представляла собой модель, при которой государство передавало право сбора косвенных налогов третьим лицам. Они выкупали у государства это право, и поэтому назывались откупщиками. Разумеется, откупы были намного меньше той суммы, которую откупщики в дальнейшем собирали с населения. Александр 2 эту систему прекратил, чем значительно увеличил денежные поступления в бюджет.
Следующие важные события в реформы произошли в 1862 году, когда на должность Министра финансов был назначен М.Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы). Александр 2 подписал указ, согласно которому:
- Министерство финансов назначалось единственным органом, отвечающим за бюджет (доходную и расходную часть).
- Деятельность Министерства финансов контролируется Государственным Контрольным Управлением. Контрольное управление возглавил лично автор финансовой реформы — В.Татаринов.
- Бюджет Российской Империи должен был утверждаться на Государственном совете.
- Министерство финансов было обязано ежегодно публиковать подробные отчеты по общему состоянию бюджета, по доходам и по расходам.
Рейтерн запомнился тем, что в 1862-1863 годах пытался укрепить в России золотой стандарт. В стране вводились в обращение золотые монеты, которые свободно менялись на бумажные рубли и обратно. Этот шаг оказался провальным, поскольку золотого запаса не хватало для покрытия все денежной массы. Кроме того в 1863 году начался ажиотаж на золото с началом восстания в Польше.
Развитием реформы стало основание в 1864 году контрольных (счетных) палат. Они создавались в каждой губернии и были независимыми: палаты не подчинялись местной администрации. Контрольная палата подчинялась напрямую Государственному контрольному управлению. Основная функция таких палат — следить за правильностью и эффективностью расходования денежных средств на местах.
Результаты правления
За 30 лет царствования в Российской империи Николай I навел относительный порядок. Ее территория расширилась за счет польских губерний и приобретений в Средней Азии и Закавказье. Улучшилось положение крестьян, в том числе и крепостных, выросло городское население и промышленное производство, повысился уровень образования, как среднего, так и высшего.
Содержание реформ Николая 1 удобно представить в таблице:
Дата |
Суть реформы |
1826-1832 |
Создание свода законов Российской империи, появление III отделения, они действовали до 1917 года |
1832-1837 |
Реформирование территории бывшего Царства Польского после восстания 1830-1831 годов, вместо воеводств появились губернии, православное епископство в Варшаве, введение в делопроизводство русского языка и системы мер |
1839 |
Церковная реформа, роспуск греко-католической церкви и подчинение ее Синоду |
1837-1841 |
Реформа государственных крестьян графа Киселева, введение в деревне крестьянского самоуправления, рост уровня образования |
1839-1843 |
Реформа финансов, стабилизация финансовой системы до 1853 года, то есть до начала Крымской войны |
1848 |
Крестьяне получили право выкупа на волю с землей, если имущество помещика продано за долги, а еще им разрешили покупать недвижимость |
С правлением Николая I связано развитие промышленности в Российской империи и начало промышленного переворота. Хотя страна и отставала от европейских лидеров, например, Англии, но к 1851 году была построена железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом. Император лично прокатился на поезде по случаю 25-летия своей коронации.
Рис. 3. Николай I и Сперанский.
Что мы узнали?
Кратко о реформах Николая 1 можно узнать из школьного курса истории 8 или 9 класса. Он смог реформировать государственное управление, законодательство, финансы и частично решить крестьянский вопрос.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Вариант 2
1. Создание губернских и уездных земских учреждений относится к
1) 1849 г.
2) 1855 г.
3) 1864 г.
4) 1882 г.
2. Какое из перечисленных ниже положений соответствуют содержанию «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.?
1) ликвидация барщины
2) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки
3) выкуп крестьянами личной свободы у помещиков
4) освобождение всех крестьян без земли
3. В ходе военной реформы 1874 г.
1) введена рекрутская система комплектования армии
2) срок службы увеличивался до 25 лет
3) введена всеобщая воинская повинность
4) созданы стрелецкие полки
4. Укажите положение Судебной реформы 1864 г.
1) отмена телесных наказаний для крестьян
2) участие в судебном процессе присяжных заседателей
3) введение сословных судов
4) отмена высшей судебной власти Сената
5. Что из названного ниже является результатом либеральных реформ 60-70-х гг.
1) укрепление сословного строя
2) увеличение количества чиновников
3) ограничение монархической власти
4) развитие предпринимательства
6. Что характеризует «диктатуру сердца» М. Т. Лорис-Меликова?
1) попытки заключить соглашение с «Народной волей»
2) жёсткое преследование как революционеров, так и либералов
3) отказ от каких-либо преобразований ради спокойствия в стране
4) шаги навстречу либералам при бескомпромиссной борьбе с революционерами
7. Стремление изменить существующие порядки в Российской империи путём осуществления серии бунтов было свойственно взглядам
1) П. Н. Ткачёва
2) П. Л. Лаврова
3) Г. В. Плеханова
4) М. А. Бакунина
8. Прочтите фрагмент из текста и укажите, о ком идёт речь.
«…апостол анархизма, идеолог бунтарского направления. Личность яркая, неординарная… гроза авторитетов и властей, дерзкий революционер и вечный изгнанник… За участие в Дрезденском восстании 1848 г. был приговорён к смертной казни, находился в заточении в тюрьмах Австрии и России, идейный противник Маркса и Энгельса».
1) М. А. Бакунин
2) П. Л. Лавров
3) П. Н. Ткачёв
4) Н. Г. Чернышевский
9. Укажите одну из целей внешней политики Александра II.
1) увеличение российских владений в Европе
2) создание антифранцузской коалиции
3) выход из международной изоляции после Парижского мирного договора
4) расширение российских территорий в Маньчжурии
10. Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите, какое событие отражено на данной схеме.
1) установление границы по Айгунскому мирному договору
2) присоединение Средней Азии к России
3) Крымская война
4) Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
11. Какие положения относятся к характерным чертам внутренней политики Александра II в начале его правления? Найдите в приведённом ниже списке три положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) объявление амнистии политическим заключённым
2) ограничительные меры против периодической печати
3) ликвидация военных поселений
4) ослабление цензуры, издание новых журналов
5) бескомпромиссная борьба с революционным движением
6) кодификация Российского законодательства
12. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) реформа городского самоуправления
2) отмена крепостного права
3) введение всеобщей воинской повинности
4) судебная реформа
13. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
«Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершённом злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего только не говорили! По сёлам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за, лишение их крепостных людей. В городах пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство … Покойного государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу…»
1) В каком году происходили описанные в документе события?
2) Как называлась организация, причастная к данным событиям?
Ответы на тест по истории России Россия в эпоху великих реформ 9 классВариант 1
1-3
2-3
3-3
4-2
5-1
6-1
7-2
8-1
9-1
10-4
11-235
12-2134
13.
1) 1864 г.
2) Александр II.Вариант 2
1-3
2-2
3-3
4-2
5-4
6-4
7-4
8-1
9-3
10-4
11-134
12-2413
13.
1) 1881 г.
2) Народная воля.
Историческое значение
Рассматривая городскую реформу Александра 2 важно понимать ее ограниченность. Да, она предоставляла определенную самостоятельность каждому городу в виде возможности формирования органов местного самоуправления
Но эти органы занимались решением исключительно хозяйственных вопросов: благоустройство, местные промыслы, городская торговля, строительство больниц и так далее. Реальной власти у этих органов не было. Это само по себе вызывало бурную критику реформы со стороны либералов, которые называли ее несостоятельной из-за отсутствия реальных свобод. В действительности же дела обстояли еще хуже. Деятельность городских дум и управ жестко контролировалась государством. Об утверждении Городского головы выше уже говорилось. Кроме того губернаторы наделялись правами полной отмены любого решения городских органов. Аналогичными возможностями наделялся руководитель МВД.
Изучая работу городских дум и управ более глубоко, важно отметить, что у них не было никакой самостоятельности и действительной власти. Вся самостоятельность ограничивалась принятием незначительных, даже для города, решений
Для масштабных изменений и дел у Думы не было ресурсов и власти. Например, для реализации своих решений часто им приходилось обращаться к полиции, сборщикам налогов и других лицам, которые находились в подчинении государства и губернаторов. Поэтому реформа 1870 года дала иллюзорность наличия власти у органов местного самоуправления. Реальная же власть во всех городах по-прежнему находилась в руках губернатора и государства.
Иностранный капитал
Третьей особенностью, серьезно тормозившей развитие российской промышленности, было засилье иностранного капитала. Если в Англии основную массу предпринимателей составляли англичане, а во Франции – французы, то в России в 60-е, 70-е годы 19-го века появляется большое количество иностранных промышленников, готовых вложить свои капиталы в развитие российской экономики.
С одной стороны, это было замечательно. Любая экономика нуждается в притоке средств, но дело в том, что значительные отрасли в развитии российской экономики попадали под контроль иностранных промышленников. Разумеется, иностранцев интересовали наиболее прибыльные отрасли, а это означало, что прибыль от таких операций фактически утекала за рубеж.
В свете подготовки России сначала к Русско-турецкой, а потом к Мировым войнам, встала проблема того, что российская промышленность, по сути, не контролирует даже какие-то отрасли производства. К примеру, в машиностроении и металлообработке доля иностранного капитала к концу 19-го века составляла 72%.
Если бы России пришлось вести войну с европейскими странами, то иностранные промышленники вполне могли бы отказаться производить оружие или, к примеру, станки для производства оружия в самой России. Безусловно с этим необходимо было что-то делать. Под иностранный контроль попадали те отрасли, которые были жизненно необходимы России и, разумеется, государство должно было эти отрасли контролировать.
Вариант 1
1. Как назывались исполнительные органы местного самоуправления, введённые по реформе Александра II?
1) земские товарищества
2) департаменты
3) местные советы
4) земские управы
2. Как были организованы выборы в местные органы самоуправления по реформе Александра II?
1) выборы были равными и всеобщими
2) выборы для крестьян были многоступенчатыми, они проходили на основе имущественного ценза
3) в выборах не могли принимать участие крестьяне и горожане
4) единственным ограничением на выборах был имущественный ценз, другие виды цензов отсутствовали
3. С какого возраста избиратели могли принимать участие в выборах по городской реформе Александра II?
1) с 16 лет
2) с 18 лет
3) с 20 лет
4) с 25 лет
4. Городской голова — руководитель городской думы и городской управы
1) избирался всем населением города
2) назначался государем
3) назначался министром внутренних дел
4) избирался гласными городской думы
5. Выберите из списка три фамилии выдающихся юристов, адвокатов второй половины XIX в. Запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) М.Т. Лорис-Меликов
2) Ф.Н. Плевако
3) К.К. Арсеньев
4) Д.А. Милютин
5) А.И. Урусов
6) М.М. Сперанский
6. Что означал принцип гласности судебных процессов?
1) открытое разбирательство судебных дел в присутствии публики
2) обязательную грамотность как обвиняемого, так и потерпевшего
3) отказ от письменного ведения дела, от любых записей и формальностей
4) обращение к народному мнению при вынесении любого судебного приговора
7. Какие вопросы рассматривал мировой суд по реформе Александра II?
1) вопросы международных отношений
2) вопросы экологической безопасности
3) вопросы отказа от военных действий, наказания за военные преступления
4) мелкие гражданские и уголовные дела
8. Отметьте военного министра, под руководством которого была разработана военная реформа в годы правления Александра II.
1) А.А. Аракчеев
2) К.П. Победоносцев
3) Д.А. Милютин
4) С.Ю. Витте
9. Как назывались высшие учебные заведения, где могли получить образование женщины в годы правления Александра II?
1) женские университеты
2) институты благородных девиц
3) высшие гимназии
4) высшие женские курсы
10. Установите соответствие между датами и событиями правления Александра II.
События
А) введение всеобщей воинской повинности
Б) отмена крепостного права
В) проведение земской реформы
Г) проведение городской реформы
Даты
1) 1861 г.
2) 1864 г.
3) 1870 г.
4) 1874 г.
5) 1877 г.
11. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Устав о воинской повинности
«1. …Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.
2.Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается.
5. Вооружённые силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.
17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.
18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе».
1) В каком году был опубликован данный документ?
2) При каких условиях, согласно документу, могло созываться ополчение?
3) В каких войсках был установлен меньший срок действительной службы?
Факторы, тормозящие экономическое развитие
Однако экономическое развитие России тормозилось целым рядом факторов. Одним из этих факторов была неравномерность развития экономики страны. До реформ Александра ІІ существовало только три промышленных центра: это северо-запад во главе с Санкт-Петербургом, Москва и Урал, который получил статус такой промышленной зоны еще при Петре І. Во времена Александра ІІ к этим трем промышленным районам добавились еще два: это Донбасс, донецкий бассейн, и Баку. Остальная часть территории страны оставалась аграрной.
В обычном губернском городе было 10-15, максимум 20 мануфактур, но были и такие места, где реформы Александра ІІ практически не изменили даже внешнего вида поселений. Количество мануфактур, а тем более заводов и фабрик, там было весьма невелико и измерялось буквально единицами.
Исторические последствия реформ
Преобразования Александра II создали условия для перехода на капиталистическую модель экономики. В стране снизили уровень госрегулирования экономики, создали свободный рынок рабочей силы.
Были заложены основы гражданского общества. Люди получило больше гражданских прав и свобод. Снизились давление цензуры и полицейский надзор за населением. Это привело к усилению оппозиционного движения. Либеральные и революционные движения начали набирать силу. Именно Великие реформы заложили основы будущих революционных потрясений 1905 и 1917 гг.
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ