Оглавление
Предыстория проблемы богослужебных обрядов
Поскольку христианство пришло на Русь из Византии, то и обряды в богослужении использовались византийского происхождения. Однако время шло, историческая ситуация менялась – в 1453 году Византийская империя перестала существовать. Но русская церковь продолжала позиционировать себя «византийской». Из-за тесной связи церковной и светской власти и в государственную жизнь проникло представление о России как о «третьем Риме», обязанном перенять византийскую славу и «благолепие».
В Византии государственным языком был греческий, и на Руси знали об этом – через посредство полученной оттуда церковной литературы. Греческая православная церковь продолжила существование и после гибели Византии. Но обрядность богослужений там со временем несколько изменилась – это был обычный процесс развития. До Москвы эти сведения стали доходить через Литву в XIII веке.
По мере усиления Московского царства и укрепления его международного авторитета усиливалось и представление о России как «третьем Риме». Турецкое владычество на бывших византийских землях наводило на мысли о необходимости отвоевания у «басурман» этих территорий и возвращении православию «священного города» Константинополя. В этом плане идея «третьего Рима» была выгодна всем европейским христианам (и католикам тоже), поскольку давала надежду на то, что Россию получится превратить в мощную антитурецкую силу.
Идея отвоевать византийские земли и стать царем в Константинополе посещала второго Романова – Алексея Михайловича. Но ему казалось, что для достижения этой цели сперва надо привести русскую церковь в полное соответствие с греческой в части обрядов и богослужебных текстов.
Царь не учел, что современная ему греческая церковь была куда менее похожа на византийский образец, нежели русская – она менялась под внешними влияниями, в том числе и в результате турецкого завоевания. И букве обряда там не придавали такого уж большого значения. Зато на Руси точное следование обрядам считалось важнейшим признаком безгрешности и благочестия. А раз так, то «правильные» обряды должны быть четко установлены.
Кто выступил против церковных реформ
Противники реформ осуждали методы их проведения, возмущались жестокостью и непримиримостью Никона, их раздражало его высокомерие. Среди участников волнений историками называются имена боярыни Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой и многих других, которые были жестоко казнены.
Протопопу Аввакуму Петрову, одному из лидеров участников раскола церкви, Церковным Собором было назначено наказание в виде ссылки в Сибирь, в которой он провёл 11 лет. За упорство и несогласие с нововведениями, он был заточён в земляную тюрьму, а затем сожжен.
Центром раскола стал Соловецкий монастырь, который был осаждён царскими полками, где было казнено более 400 старообрядцев.
Понятие «староверы» относится к идейным противникам реформы. Это определение многочисленного количества защитников старой веры, бежавших от гонений на север, и живших в изоляции от мира.
Живущие в общинах (скитах) раскольники не просто создали церковную организацию, они жили по особой морали, основой которой служило почитание старших, труд, честность и скромность.
Протестные настроения верующих
По всей стране прокатились народные восстания. Самые смелые открыто высказывали протест никонианцам. Другие же попросту бросали свои дома и уходили в соседние страны или образовывали отдельные поселения в безлюдных местах. Движение старообрядцев ширилось. Вскоре количество раскольников настолько выросло, что власти пришлось вмешаться.
Отказаться от нововведений ни Алексей Михайлович, ни патриарх не могли. Поэтому они применили к раскольникам насильственные методы. Беглецов перехватывали и возвращали домой. Самых активных подвергали пыткам, сжигали на кострах. По стране прокатилась волна инквизиции. Людям навязывали новую религию с помощью страха, силы.
Все же многим старообрядцам удалось вырваться из сетей никонианцев. Они основали общины. Раскольники трепетно хранили древние знания, переписывали тексты. Старообрядцы почитали семейные устои, осуждали курение, пьянство. В качестве протеста противники новой религии проводили массовые самосожжения. Подавить восстание властям удалось лишь через 8 лет.
Задачи и цели церковной реформы 17 века
Целями церковной реформы была централизация духовной власти на Руси, но эффект получился прямо противоположный – произошёл раскол
Начались преобразования после того, как патриарх Никон обнаружил расхождения в некоторых церковных книгах. Сам факт расхождений был не удивителен, так как они многократно правились с греческих и церковнославянских оригиналов, но их необходимо было устранить, чтобы в будущем они не стали причиной раскола. Правда, несмотря на то, что целью церковной реформы была её централизация, именно она и вызвала этот самый раскол, которого Никон хотел избежать. Для закрепления реформы патриарх провёл ряд соборов (собраний), на которых продолжал гнуть свою линию. Современные исследователи полагают, что во многом именно быстрота и резкость церковной реформы в и привела в итоге к расколу. Если бы преобразования проводились не столь поспешно и не так агрессивно, вполне вероятно, таких последствий был не было, так как основная масса населения приняла бы реформу гораздо спокойнее. Так что добиться основной цели церковной реформы патриарху Никону не удалось – вместо того, чтобы централизовать духовную власть, он вызвал раскол в её среде.
Участники русско-японской войны 1905-1907 кратко в таблице
Декларация независимости США. Принятие, суть, автор, идеи.
Исторические предпосылки
К 1701 году российский император был очень недоволен отрицательным отношением духовенства к преобразованиям, проводившимся в государственной и общественной жизни. Служители церкви считали, что все новшества разрушали старый строй и обычаи, которым они были привержены. Религиозная политика духовенства мешала Петру 1 создавать абсолютистское государство по образцу стран Западной Европы.
Еще в молодости император желал патриарху Адриану привести в порядок духовный чин, но церковный глава был против каких-либо изменений в государственном устройстве России. К началу XVIII века сложились предпосылки принятия реформ против патриаршества:
- Большинство монахов считали императора антихристом и были против его преобразований.
- Чрезмерный авторитет церкви, который выражался в сильном влиянии на обычных людей.
- Во владении монастырей и церквей находились большие финансовые и людские ресурсы, которые были неподотчетны государству.
С каждым годом недовольство Петра религиозной политикой только усиливалось, поэтому он свои ошибки и неудачи зачастую приписывал сопротивлению служителей духовенства. Если кратко, то церковные реформы Петра 1 были направлены на предотвращение противоборства священнослужителей, а именно:
- Устранение возможности вырасти Московскому патриарху до второго государя, равносильного императору.
- Подчинение духовенства государственным законам и царю.
- Устранение экономического и административного самоуправления посредством подробной ревизии имущества, назначения государственным аппаратом должностей, строгого регламентирования обязанностей духовенства и проведения финансовых операций.
- Снижение количества церковников и монахов в патриаршестве, введение запрета на строительство монастырей.
- Борьба со стихийным нищенством, так как император считал, что на подаяния могут жить только блаженные и инвалиды.
Петр 1 очень тщательно готовился к реорганизации церковного управления, проводя частые встречи с восточными патриархами. Суть их состояла в решении духовных и политических вопросов.
Начало перемен
Став патриархом, Никон начал активно пресекать все попытки вмешательства в церковные дела. В результате его энергичной деятельности и уговора с царем к концу 1650-х годов удалось осуществить ряд мер, которые определили основные черты никоновской реформы.
Начало преобразований пришлось на 1653 год, когда в состав Российского государства была включена Украина. Это не было совпадением. Единоличное распоряжение религиозного деятеля предусматривало изменения в двух основных обрядах. Церковная реформа патриарха Никона, суть которой заключалась в изменении перстоположения и коленопреклонения, выражалась в следующем:
-
земные поклоны были заменены поясными;
-
двоеперстное крестное знамение, принятое на Руси вместе с христианством и являвшееся частью святоапостольского предания, было заменено троеперстием.
Историческое значение раскола
Фактически Никон был орудием в руках царя. Последнему необходимо было привести русскую церковь к международным канонам. И сделал он это с помощью патриарха. Исторически это имело как положительную, так и отрицательную стороны:
- Положительная. За счёт устранения обособленности религии усилилась церковная связь с разными государствами.
- Отрицательная. Было уничтожено огромное количество книг и икон древней Руси.
Вера – это очень серьёзный вопрос. Попытки властей вмешаться в религиозные настроения людей приводят к катастрофическим последствиям, разрешать которые приходится на протяжении нескольких столетий.
Кратко о церковном расколе 17 века
События, приведшие к церковному расколу, произошли во времена царствования Алексея Михайловича, считавшего себя верующим православным человеком. Деятельному правителю ещё в юные годы понравился игумен Никон, который по его велению стал архимандритом при Московском Новоспасском монастыре, затем митрополитом Новгородским.
Со временем Никон принял высший церковный сан, заменив патриарха Иосифа. Назревала ситуация, когда необходимость в реформе церкви была видна всем. Реформа была разработана патриархом Никоном и поддерживающим его государем Алексеем Михайловичем, основными инициаторами нововведений.
При проведении реформы церковь раскололась, появились «староверы», не принявшие нововведения, которые подвергались гонениям. Последствия раскола проявились в народных волнениях и трагических событиях.
Причины, цели и суть реформы
Не дожидаясь одобрения собора, Никон начал вводить новые обряды, исправлять и переписывать церковные книги, изменять их названия. Целью реформы было приведение русской церкви в соответствие с международной христианской религией, укрепление религиозных связей с другими государствами.
Церковные преобразования по греческому образцу позволяли претворить в жизнь концепцию «Москва – третий Рим», которой придерживался сам патриарх. В его понимании она несла яркий теократический смысл, мирская власть была второстепенной, в отличие от власти духовенства. В этом явно просматривались амбиции самого Никона и его идея Вселенской церкви.
Взгляды старообрядцев на реформу[править | править код]
По мнению старообрядцев, взгляды Никона о какой-то отдельной традиции, в данном случае греческой, как об эталонной, были подобны так называемой «трехъязычной ереси» — учениию о возможности существования святого писания исключительно на языках, на которых была сделана надпись на кресте Христовом еврейском, греческом и латинском. В обоих случаях речь шла об отказе от естественно сложившейся на Руси богослужебной традиции (заимстсвованной, кстати, на основе старинных греческих образцов). Такой отказ был совершенно чужд русскому церковному сознанию, поскольку историческая русская церковность образовывалась на кирилло-мефодиевской традиции, в сущности которой было усвоение христианства с учётом национального перевода Святого Писания и богослужебного корпуса, использующего местные заделы христианской традиции.
Кроме того, старообрядцы, исходя из учения о неразрывной связи между внешней формой и внутренним содержанием священнодействий и таинств, со времён «Ответов Александра диакона» и «Поморских ответов» настаивают на более точном символическом выражении православных догматов именно в старых обрядах. Так, по мнению старообряцев, двуперстное крестное знамение глубже трехперстного раскрывает тайну вочеловечения и крестной смерти Христа, ибо на кресте была распята не Троица, а одно из Лиц Ея (вочеловечившийся Бог-Сын, Исус Христос). Аналогично, сугубая аллилуйя с приложением славянского перевода слова «аллилуйя» (слава Тебе, Боже) содержит уже троекратное (по числу Лиц Святой Троицы) прославление Бога (в дониконовских текстах есть и трегубая аллилуйя, но — без приложения «слава Тебе, Боже»), в то время как трегубая аллилуйя с приложением «слава Тебе, Боже» содержит «четверение» Святой Троицы.
Исследования церковных историков XIX-XX веков (Н. Ф. Каптерева, Е. Е. Голубинского, А. А. Дмитриевского и др.) подтвердили мнение старообрядцев о неаутентичности источников Никоновой «справы»: заимствования, как оказалось, производилось из новогреческих и униатских источников.
Суть церковной реформы
С 1653 по 1656 г. патриарх Никон упорядочивал догматы православья. Реформа была быстрой и жесткой. Поэтому вызвала сопротивление как со стороны прихожан, так и со стороны самих священников. От своих подчиненных Никон требовал знания всех церковных книг. Священнослужители обязаны были разбираться в Священном Писании. К тому же, по мнению патриарха, они должны были стать примером для прихожан, агитируя праведную жизнь.
Никон лично взялся за исправление церковных книг. Письменные источники старой религии сжигались. Всех противников реформы патриарх отстранял от должности. Главные изменения, коснувшиеся церкви:
- Крещение выполнялось исключительно тремя перстами.
- Поклоны совершали до пояса, а не до земли.
- Введен термин «православие» вместо «божья вера» или «непорочная вера».
- Имя Исус было заменено на Иисус, в соответствии с общемировым написанием.
- Крест стал четырехконечным.
- Крестный ход совершался против часовой стрелки, а не по ходу солнца.
Первые христианские рукописи были утеряны. Поэтому никонианцы переписывали церковные книги, взяв за основу современные греческие и римские источники. Это вызвало сильный протест. Получалось, что греческая церковь стоит выше русской. Все, во что свято верили люди, враз стало неправильным. Их иконы уничтожались, во время обрядов заставляли ходить против солнца. Многие это восприняли как происки тьмы.
Стремление Никона возвысить духовную власть над светской разрушило дружбу царя и патриарха
Царь Алексей Михайлович называл патриарха Никона своим «собинным другом» и доверял ему во всё, вплоть до того, что оставлял его управлять делами всего Московского государства во время своего отсутствия в Москве. Ему даже было пожаловано право подписываться титулом «Великий государь».
Во всём, что касалось «книжной справы» или упорядочивания богослужения царь поддерживал своего «собинного друга», но Никон задумался не только об этом.
Он считал, что в византийском учении о симфонии Церкви и государства, Церковь должна иметь главную роль. Он потребовал, чтобы всё духовенство было подсудно только патриарху. Он считал, что даже имущественные вопросы церкви должны решаться только церковью, а не государевыми людьми и светской властью.
Результатом таких заявлений стало то, что царь стал отдаляться от своего соратника. Он решил, что патриарх посягает на его царскую власть.
Церковь Воскресения Христова в Новом Иерусалиме – любимое место патриарха-реформатора
Предыстория: греческие и русские богослужебные обычаи
Эволюция чина христианского богослужения в древние времена, в особенности тех его элементов, которые определяются не книжной традицией, а устным церковнымпреданием (а к ним относятся такие существенные обычаи, как, например, крестное знамение), известна на основании тех сведений, которые имеются в писаниях Святых Отцов. В работах ранних святых отцов, до 8 века, как перстосложение для крестного знамения чаще всего упоминается один перст, очень редко многие персты и ни разу два перста (двойственное и множественное число в греческом пишутся по-разному). К IX веку, и ко времени Крещения Руси, в Византийской империи, в Константинополе было двоеперстие для крестного знамения, об этом есть подробные научные исследования христианских текстов у Голубинского. Позднее, примерно с середины 13 века греки стали переходить на троеперстие. Что касается количества просфор на проскомидии, сугубой или трегубой аллилуйи, направления движениякрестного хода, то здесь не было единообразия. У Русских получило господствующее положение совокупность одних обычаев (двоеперстие, сугубая аллилуйя, посолонь и т. д. ), которые впоследствии назовут старый обряд , а у греков позднее (особенно после падения Константинополя) постепенно утвердилось совокупность иных обычаев, которые впоследствии назовут новый обряд.
Начавшийся с XIII—XIV веков процесс политико-культурного размежевания Северо-Восточной (Владимирской, а затем Московской) и Юго-Западной Руси (вошедшей в состав Великого Княжества Литовского), приводил к проникновению через Литву новогреческих богослужебных традиций, хотя, например, в самой Литве и даже у сербов в начале XVII века еще достаточно широко было распространено двоеперстие. В связи с этим в Московской Руси встал вопрос, какого порядка в богослужении следует придерживаться. На Стоглавом соборе 1551 на этот вопрос был дан ответ : «Аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша. » (Стоглав 31)-это верное по смыслу изложение текста: «Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα.» , из греческих богослужебных сборников «Евхологиев» 10-12 века, переведенных на славянский , из чинопоследования: «Απόταξις τῶν αιρετικῶν Αρμενιῶν»; «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — „слава тебе, Боже“…» (Стоглав 42).
Известный лингвист и историк русского и церковнославянского языков Борис Успенский так охарактеризовал разницу между дониконовской и послениконовской традициями:
На примере крестного знамения мы видим, что о византинизации приходится говорить лишь условно: речь идет об ориентации на Византию, но поскольку Византии к этому времени уже не существовало, современные греки воспринимались как носители византийской культурной традиции. В результате усвояемые формы и нормы могли очень существенно отличаться от византийских, и это особенно заметно в области церковной культуры. Так, русское духовенство при патриархе Никоне переодевается в греческое платье и вообще уподобляется в своем обличье духовенству греческому (переодевание духовенства в греческое платье при Никоне предшествует переодеванию гражданского русского общества в западноевропейское платье при Петре I). Однако новая одежда русского духовенства соответствует при этом не той одежде, которую греческие духовные лица носили в Византии, а той, которую они начали носить при турках, после падения Византийской империи: так появляется камилавка, форма которой восходит к турецкой феске, и ряса с широкими рукавами, также отражающая турецкий стиль одежды. Вслед за греческим духовенством русские священнослужители и монахи начинают носить длинные волосы. Однако греческое духовенство в Оттоманской империи носило длинные волосы не потому, что так было принято в этой среде в Византии, а по другой — противоположной причине. Длинные волосы в Византии были знаком светской, а не духовной власти, и греческие священнослужители стали носить их только после турецкого завоевания — поскольку на Константинопольскую патриархию в Оттоманской империи была возложена административная ответственность и таким образом священнослужители оказались облечены светской властью. В результате исчезает тонзура, принятая в свое время в Византии; на Руси тонзура («гуменцо») была принята до никоновских реформ (позднее она сохраняется у старообрядцев). — Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI—XVII вв). — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2002. — С. 417—418. — 558 с. —5000 экз. — ISBN 5-7567-0146-X |
Реакция народа на церковный раскол
Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили – а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата.
Реакция народа и государства на реформу является показательной. Можно говорить о том, что начались массовые волнения. А теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и расправы в случае простых поверхностных изменений? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо перенести события тех дней на сегодняшнюю реальность. Давайте представим, что сегодня патриарх Московский скажет о том, что креститься теперь нужно, например, четырьмя пальцами, поклоны совершать кивком головы, а книги следует изменить в соответствии с древними писаниями. Как народ такое воспримет? Скорее всего, нейтрально, а при определенной пропаганде даже положительно.
Другая ситуация. Предположим, что московский патриарх сегодня обяжет всех креститься четырьмя перстами, применять кивки вместо поклонов, носить католический крест вместо православного, сдать все книги иконы, чтобы их можно было переписать и перерисовать, имя Бога теперь будет например «Иисуус», а крестный ход будет ходить например дугой. Подобный характер реформы непременно приведет к восстанию религиозных людей. Изменяется всё, перечеркивает вся вековая религиозная история. Именно это сделала реформа Никона. Поэтому и произошел церковный раскол в 17 веке, поскольку противоречия между старообрядцами и Никоном были неразрешимыми.
К чему привела реформа?
Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь — привидение российской церкви в соответствие с международной религией. А там были как плюсы, так и минусы:
- Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
- Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.
Нельзя расценивать реформы Никона, как тотальное уничтожение всего (хотя именно этим большинство авторов и занимаются, включая принцип «все пропало»). С уверенностью можно говорить только о том, что московский патриарх внес существенные изменения в древнюю религию и лишил христиан существенной части их культурного и религиозного наследия.
Историческое значение раскола
Фактически Никон был орудием в руках царя. Последнему необходимо было привести русскую церковь к международным канонам. И сделал он это с помощью патриарха. Исторически это имело как положительную, так и отрицательную стороны:
- Положительная. За счёт устранения обособленности религии усилилась церковная связь с разными государствами.
- Отрицательная. Было уничтожено огромное количество книг и икон древней Руси.
Вера – это очень серьёзный вопрос. Попытки властей вмешаться в религиозные настроения людей приводят к катастрофическим последствиям, разрешать которые приходится на протяжении нескольких столетий.
Уничтожение древней религии
В свое оправдание Никон заявлял, что делает ортодоксальную церковь просвещенной. Но патриарх попросту играл терминами, осознавая, что подавляющее большинство не знает их значения. «Ортодоксальный» в переводе с греческого – «правильное мнение». В старину так называли человека, несшего древние знания, науку. Ортодоксальное направление готово отстаивать истинную веру и сохранять ее в первоначальном виде.
За общими фразами Никона крылось одно – желание уничтожить древнюю религию. Для этой цели:
- Все старые тексты заменялись новыми, переписанными с греческих источников. Сжиганием книг занимались и потомки патриарха. Так, известно, что при Петре I после сожжения ортодоксальной литературы было собрано 650 кг медных застежек.
- Уничтожены старинные иконы. Появились новые изображения, соответствовавшие законам греческой церкви.
Отдельные обряды изменялись по чьей-то прихоти, без должного обоснования. Ярким примером служит необходимость выполнять Крестный ход против движения солнца. - Заменены привычные для верующих термины.
Ортодоксальная религия была максимально приближенной к первоисточнику. Любые изменения воспринимались как ересь. Поэтому церковная реформа не нашла поддержки у людей. Она силой внедрялась в массы.
Итоговые результаты
Последствия церковных реформ обладают как положительными, так и отрицательными результатами. Ниже представлена таблица с минусами и плюсами преобразований.
Достоинства | Недостатки |
В государственную казну стали поступать деньги с духовенства. Церковные земельные участки начали продавать всем желающим, а монастырский доход стал облагаться налогом. | Стали более жесткими правила посещения церквей. Каждый гражданин раз в год обязан исповедоваться, что контролировалось очень строго. При этом тайна исповеди не соблюдалась. |
Велась борьба с нищенством, а в богадельни стали допускаться только действительно немощные люди. | Граждане другого вероисповедания в течение полугода должны были принять православие. За это полагались некоторые поощрения. |
Уменьшилось количество священнослужителей, что позволило более эффективно распределить человеческие ресурсы. | На улице нельзя больше было подавать милостыню. |
Преобразование календаря было связано с проведением реформ, а дата 1 января стала наступлением нового года. | Женщинам в монастырях разрешили постриг только после 40 лет. |
Сократилось число бродячих священнослужителей. На дому они могли посетить только больных и умирающих людей. | Несмотря на реформы, число бедных и попрошаек все равно росло. Их насильно отлавливали, избивали и отправляли назад хозяину. |
Итоги реформ показывают, что Петр 1 хорошо продумал все нюансы преобразований и по основным вопросам добился положительных результатов.
Итоги и последствия церковной реформы и раскола
Одним из последствий церковного раскола 17 века стала утрата Никоном власти и авторитета. В итоге он был лишён сана и сослан в отдалённый монастырь.
- Разделение населения на сторонников и противников реформы. Это едва не ввергло Русское царство в религиозную войну с непредсказуемыми последствиями, достаточно вспомнить масштабные религиозные войны во Франции, чтобы понять, чем это могло грозить.
- Совершенствование церковной системы. Несмотря на все очевидные негативные итоги церковного раскола, русская церковь всё-таки была унифицирована, что приблизило её к мировым стандартам и тем самым упрочило авторитет Русского государства на мировой арене.
- Церковь показала неспособность идти на компромиссы. Не все старообрядцы были радикалами и бунтовщиками, у них были и мудрые лидеры, готовые на переговоры. Однако, в результате церковной реформы стало ясно, что церковь в лице патриарха Никона может продолжать следовать своим курсом, не считаясь с волей народа и не идя на компромиссы.
- Репрессии и расправы. Они стали одним из последствий церковного раскола, когда начались преследования старообрядцев. Десятки тысяч людей были убиты, сотни тысяч бежали подальше, за пределы досягаемости царской власти.