§ 49. международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны»

Оглавление

Литература

  • Разрядка международной напряжённости // Пустырник — Румчерод . — 2015. — С. 176—177. — (Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
  • Со­вет­ско-аме­ри­кан­ские от­но­ше­ния: Го­ды раз­ряд­ки, 1969—1976. — М., 2007. Кн. 1—2.
  • Хо­лод­ная вой­на и по­ли­ти­ка раз­ряд­ки: дис­кус­си­он­ные про­бле­мы / Под ред. Н. И. Его­ро­вой, А. О. Чу­барь­я­на. — М., 2003. Ч. 1—2.
  • Garthoff R. L. (англ.) Detente and confronta­tion. Wash., 1994;
  • Poirier L. (англ.) Deterrence and the medium-sized powers // Military Review. — November 1972. — Vol. 52 — No. 11 — P. 22—34 — ISSN 0026-4148.
  • The Cambridge history of the Cold War / Ed. by M. P. Leffler (англ.), O. A. Westad (англ.). — Camb., 2010. Vol. 2.

Холодная война вспыхивает в 1979 году

Советское вторжение в Афганистан в 1979 году для поддержки борющегося просоветского режима привело к резкой критике и бойкоту летних Олимпийских игр 1980 года , проходивших в Москве. Президент США Джимми Картер увеличил бюджет министерства обороны США и начал офис финансовой помощи пакистанский президент Мухаммад Зия-уль-Хак , который, в свою очередь, субсидируется антисоветских моджахедов боевиков в Афганистане .

Еще одним фактором, способствовавшим снижению популярности разрядки как желательной политики США, было межведомственное соперничество между Государственным департаментом США и Министерством обороны. С 1973 по 1977 год следует упомянуть трех секретарей: Эллиота Ричардсона , Джеймса Шлезингера и Дональда Рамсфельда . Время, когда Шлезингер был министром обороны, был омрачен крайне плохими отношениями с Киссинджером, одним из самых видных сторонников разрядки в США. Их плохие рабочие отношения переросли в их профессиональные отношения, поэтому политические конфликты будут происходить все чаще. В конечном итоге они привели к увольнению Шлезингера в 1975 году. Однако его сменивший Рамсфельд разделил отвращение Шлезингера к Киссинджеру.

В результате политические столкновения между государством и министерствами обороны продолжались. Рамсфелд считал, что Киссинджер слишком доволен растущей силой Советского Союза. Хотя Рамсфелд в значительной степени согласился с оценкой Киссинджера о том, что Соединенные Штаты обладают превосходящей военной мощью по сравнению с Советским Союзом, он утверждал, что общественный оптимизм Киссинджера помешает Конгрессу предоставить Министерству обороны средства, которые, по мнению Рамсфелда, необходимы для поддержания благоприятного разрыва между США и Советы. В ответ Рамсфелд регулярно высказывал более панический взгляд на превосходящую силу Советов, что, по его мнению, убедило Конгресс увеличить военные расходы.

Президент США Рейган и генеральный секретарь СССР Горбачев в 1985 году.

В ответ на удушение влияния Киссинджера в администрациях Никсона и Форда и последующее снижение влияния Министерства обороны на внешнюю политику, Ричардсон, Шлезинджер и Рамсфельд использовали растущую антипатию в США к Советскому Союзу, чтобы подорвать ситуацию. Попытки Киссинджера заключить всеобъемлющий договор о сокращении вооружений. Это помогло представить всю идею разрядки как несостоятельную политику.

1980 американских президентские выборы увидели Рональд Рейган избран на платформе , выступающей против уступок разрядки. В результате переговоры по ОСВ-2 были прекращены. Однако в последние годы президентства Рейгана он и советский генеральный секретарь Михаил Горбачев проводили политику, которая считалась разрядкой.

Однако администрация Рейгана говорила о «выигрышной» ядерной войне и возглавила создание Стратегической оборонной инициативы и политики стран третьего мира по финансированию нерегулярных и полувоенных эскадронов смерти в Центральной Америке , странах Африки к югу от Сахары , Камбодже и Афганистане.

5 Этап. «Новое политическое мышление» 1987-1991 годы

Этот этап стал совершенно новым в истории Холодной войны. В Советском союзе к власти пришел Михаил Горбачев. Он же поставил следующие задачи:

  1. Радикальное сокращение ядерного оружия и вооружения в принципе.
  2. Приоритет общечеловеческих ценностей над политическими стремлениями.
  3. Объявление о необходимости компромиссов в отношениях между странами двух лагерей.
  4. Решение глобальных проблем человечества.
  5. Принятие всех решений и их осуществление должно происходить в соответствии с международными правовыми нормами.

Так была перестроена вся политика СССР, появилось «Новое политическое мышление», которое привело не только к миру между Россией и США, но и к окончанию Холодной войны. Как же она завершилась? 

На самом высоком уровне проводились постоянные русско-американские переговоры. Президенты двух сверхдержав не раз встречались и долго беседовали. Это привело к тому, что 8 декабря 1987 года был подписан договор об устранении  в Европе ракет среднего и малого радиуса действия. Кроме того был в разы сокращен уровень технического вооружения. 

В 1989 году были выведены войска из Афганистана. Потеплели отношения между сверхдержавами, а так же изменились со странами Западной Европы. Советский Союз стал членом МВФ (Международного валютного фонда). 

В 1989 году оба центра объявили об окончании Холодной войны. Социалистический режим был ликвидирован в Восточной Европе. Германия была снова объединена в одну страну, а Организация Варшавского Договора распалась. Это повлекло за собой и падение Советского союза.

Холодная война

Вторая Мировая война была окончена, но это стоило огромных усилий. Вклад Советского союза невозможно было переоценить, однако отношения с капиталистическими странами все ухудшалось. Мир стал биполярным, он имел два центра основного влияния и власти. Все страны разделились на два лагеря – социалистический (СССР) и капиталистический (США).

Разделение стало одним из свойств такого понятия, как «Холодная война». Оно появилось из-под пера публициста Джорджа Оруэлла. Хотя сложилось из речи Уинстона Черчилля – бывшего премьер-министра Британии. Тот заявил, что посреди Европы появился «железный занавес», к востоку от него нет демократии.

Политика СССР была неоднозначна и двойственна. С одной стороны он выступал на укрепление и поддержание мира, всеобщее разоружение. Однако в то же время:

  • Участвовал в гонке вооружения;
  • Принимал активное участие в локальных конфликтах;
  • Подавлял все возможные мысли о демократии в точках своего влияния;
  • Решительное противостояние соединению Германии в единое государство.

Холодная война затянулась на многие десятилетия. Она имела несколько этапов, как обостряющих ситуацию, так и остужающих ее.

Политические предпосылки разрядки

Почтовая марка, посвящённая визиту Н. С. Хрущёва в США

В СССР термин появился во второй половине 1950-х годов. Первым его употребил Г. М. Маленков, впоследствии этим термином пользовались советские лидеры Н. С. Хрущёв и Л. И. Брежнев. Внешняя политика СССР во время «холодной войны» не была последовательной: советское руководство на протяжении 1950—1980-х годов несколько раз прибегало к политике и риторике «разрядки», а затем возвращалось к политике конфронтации. Первым реальным шагом в направлении разрядки в отношениях между СССР и США стал официальный государственный визит в США главы СССР Н. С. Хрущева в 1959 году.

Ко второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения — СССР догнал США в мощи ядерных сил.

Достигнув равенства в количестве ядерных сил, стороны приступили непосредственно к разрядке. Было начато осуществление совместной советской программы «Союз — Аполлон», США и СССР подписали первый договор об ограничении стратегических вооружений.

В 1975 году были подписаны Хельсинкские соглашения, одной из важнейших частей которых был блок о соблюдении прав человека. Эта часть документа не была предана широкой огласке в СССР, и информация о ней передавалась по западным радиостанциям. С этого периода диссидентство в Советском Союзе усилилось и стало более массовым движением.

В конце 1969 года активисты Лиги защиты евреев в США пытались использовать заинтересованность правительства США в разрядке для достижения собственных целей — снятия ограничений на иммиграцию евреев советскими властями. Тактикой организации стало привлечение внимания прессы к положению евреев в СССР путём демонстраций и других акций протеста, включая насильственные действия, направленные против советских объектов. Активисты Лиги рассчитывали, что, таким образом, им удастся заставить США ввести отмену ограничений на выезд как одно из условий торговли со странами социалистического блока (см. Поправка Джексона — Вэника). По советским данным, «только в период с декабря 1969 года по январь 1972 года последователями Кахане было совершено одно убийство, обстрел из снайперской винтовки квартиры советских дипломатов, в которой находились дети, 13 взрывов помещений (в том числе, „Аэрофлота“, „Интуриста“ и зданий, где проживали арабские дипломаты), 34 вооружённых нападения и одна попытка угона самолёта, также за ними числится 11 случаев погрома официальных учреждений и представительств, 19 случаев уличных беспорядков, 10 налётов на собрания общественности, 15 случаев нарушения закона о хранении оружия и около 1200 задержаний за нарушения общественного порядка и уголовные преступления»[неавторитетный источник?][неавторитетный источник?]

Окончилась разрядка в 1979 году. Летом этого года был подписан договор ОСВ-2, а зимой СССР ввёл войска в Афганистан, нарушая обязательства сторон о невмешательстве во внутренние дела других стран. Это событие считается концом периода разрядки.

Саммиты и договоры

Премьер-министр СССР Алексей Косыгин (на первом плане ) рядом с президентом США Линдоном Джонсоном ( сзади ) во время конференции на высшем уровне в Глассборо

Наиболее очевидным проявлением разрядки стала серия встреч на высшем уровне между лидерами обеих сверхдержав и подписание договоров, которые стали результатом этих встреч. В начале 1960-х годов, еще до разрядки напряженности, 5 августа 1963 года был подписан Договор о частичном запрещении ядерных испытаний . Позднее в том же десятилетии Договор по космосу от января 1967 года и Договор о нераспространении ядерного оружия от июля 1968 года стали двумя из первых договоров. строительные блоки разрядки. Первые договоры подписывались по всему миру.

Когда Никсон пришел к власти в 1969 году, было подписано несколько важных договоров о разрядке. Политический консультативный комитет Варшавского договора направил США и остальным странам Запада предложение о проведении саммита по «безопасности и сотрудничеству в Европе». Запад согласился, и переговоры об ограничении стратегических вооружений начались в направлении фактических ограничений ядерных возможностей обеих сверхдержав, что в конечном итоге привело к подписанию в 1972 году Договора ОСВ-1. Он ограничивал ядерные арсеналы каждой державы, но в результате быстро устарел. развития МИРВ . Также в 1972 году были заключены Конвенция о биологическом оружии и Договор по противоракетной обороне , и в том же году начались переговоры по ОСВ-2 . Вашингтонский саммит 1973 года дальнейшего развития взаимных и международных отношений путем обсуждения дипломатического сотрудничества и продолжение дискуссии по поводу ограничений в отношении ядерного оружия.

Брежнев, однако, намеревался использовать период ослабления напряженности для подготовки к советскому экспансионизму в своих выступлениях в начале периода на Политбюро в 1980-х годах.

В 1975 году Совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ) в Европе встретилось и выработало Хельсинкские соглашения , широкий ряд соглашений по экономическим, политическим вопросам и вопросам прав человека. СБСЕ было инициировано Советским Союзом и включало 35 государств по всей Европе. Одним из наиболее распространенных и обсуждаемых вопросов после конференции был вопрос о нарушениях прав человека в Советском Союзе. Советская Конституция непосредственно нарушила Декларацию прав человека Организацией Объединенных Наций , и этот вопрос стал видной точкой разделения между Соединенными Штатами и Советским Союзом.

Администрация Картера поддерживала правозащитные группы внутри Советского Союза, а Леонид Брежнев обвинил США во вмешательстве во внутренние дела других стран. Это вызвало интенсивную дискуссию о том, могут ли другие страны вмешиваться, если основные права человека, такие как свобода слова и религии, нарушаются. Основные разногласия между сверхдержавами, демократией и однопартийным государством , не позволяли урегулировать этот вопрос. Более того, Советы продолжили защищать свою внутреннюю политику в области прав человека, нападая на американскую поддержку Южной Африки , Чили и других стран, которые, как известно, нарушали многие из тех же прав человека.

В июле 1975 года экспериментальный проект «Аполлон-Союз» стал первым международным космическим полетом; три американских астронавта и два советских космонавта состыковали свои космические корабли и провели совместные эксперименты. Миссии предшествовали пять лет политических переговоров и технического сотрудничества, включая обмен американскими и советскими инженерами между космическими центрами обеих стран.

Торговые отношения между обоими блоками существенно расширились в эпоху разрядки. Наиболее значительными были огромные партии зерна, которые ежегодно отправлялись с Запада в Советский Союз и помогали восполнить крах колхоза , советских колхозов .

В то же время поправка Джексона-Вэника , подписанная в федеральном законе США президентом США Джеральдом Фордом 3 января 1975 года после единогласного голосования обеих палат Конгресса США , была разработана для усиления торговых отношений между американцами и Советским Союзом. Он связал торговлю США с улучшением прав человека в Советском Союзе, в частности, разрешив отказникам эмигрировать. Он также добавил к статусу наиболее благоприятствуемой нации положение о том, что ни одной стране, сопротивляющейся эмиграции, не может быть предоставлен этот статус, что обеспечило способ увязать геополитику с правами человека.

Политические предпосылки разрядки

В СССР термин появился во второй половине 50-х годов XX века. Первым его употребил Г. М. Маленков, впоследствии этим термином пользовались советские лидеры Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Внешняя политика СССР во время «холодной войны» не была последовательной: советское руководство на протяжении 50-х — 80-х годов несколько раз прибегало к политике и риторике «разрядки», а затем возвращалось к политике конфронтации. Первым реальным шагом в направлении разрядки в отношениях между СССР и США стал официальный государственный визит в США главы СССР Н. С. Хрущева в 1959 году.

Ко второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction) — СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г. высадку на Луну, продемонстрировав свой выигрыш — или догнав СССР — в «космической гонке».

Европа

Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января 1966 произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 окончились неудачей.

В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий (Восточная Пруссия) и декларировавший возможность объединения ФРГ и ГДР.

США

Эскалация администрацией Линдона Джонсона войны во Вьетнаме привела как к экономическим, так и политическим последствиям: растущие затраты на ведение войны поставили под сомнение выполнение программ «новых рубежей» Кеннеди и «государства всеобщего благоденствия» Джонсона, растущая внутренняя оппозиция и антивоенное движение в США привели к поляризации общества и призывам к отказу от политики жёсткой конфронтации холодной войны.

Курс Никсона на «вьетнамизацию» войны не смягчил ситуацию: отмена отсрочки призыва студентов в армию привела к массовому уклонению от военной службы и активизировала массовые студенческие выступления; наиболее известным инцидентом стал расстрел студенческой демонстрации в Кентском университете в 1970 г.

Восток

Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский. Китайские переговоры Никсона. Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.

Стабилизация системы международных отношений

Разрядка международной напряжённости имела развитие в Хельсинском процессе, стабилизировавшем все прошлые достижения на общей договорной основе. 32 страны (Европы и США) приняли участие в подготовке, проведении Общеевропейского форума. Переговорный процесс в рамках совещания проходил с ноября 1972 года и закончился подписанием всеми участниками процесса, Заключительного Акта совещания 1 августа 1975 года.

Процесс стабилизации системы межблоковых и межгосударственных отношений выражался так же в:

  1. В Венских переговорах между представителями ОВД и НАТО об обоюдном сокращении войск и вооружения в Европе.

  2. Создание 1 июля 1973 г. и эффективная работа Трёхсторонней комиссии по диалогу Западной Европы, США и Японии.

  3. Впервые в XX веке принцип «статус-кво» признан на международном уровне.

Таким образом, в мире сложилась цельная система стабильности, сочетавшая внутри себя элементы, как сотрудничества, так и регулируемой конфронтации.

От встречи в Гласборо 1967 года до Хельсинкских соглашений 1975 года

Количественные тенденции арсеналов американских (сверху) и советских (снизу) ядерных боеголовок (в тысячах единиц) с 1974 по 1994 гг.

    • 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с президентом США Л. Б. Джонсоном.
    • 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 — переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 — Институт США и Канады РАН.
  • , 17 ноября, Хельсинки: начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
  • , 30 сентября, Вашингтон, подписаны:
    • Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР—США;
    • Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
    • Открыто консульство США в Ленинграде
    • 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.
    • 22—30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:
      1. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);
      2. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);
      3. документ «Основы взаимоотношений между СССР и США»;
      4. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
      5. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;
      6. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);
      7. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в );
      8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
    • 18 октября, Вашингтон, подписаны:
      1. Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;
      2. Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;
      3. Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.
    • Был закрыт финансировавшийся американцами Институт по изучению истории и культуры СССР.

1974, 23—24 ноября — встреча Л. И. Брежнева и Дж. Форда во Владивостоке, соглашение об ограничении носителей стратегического ядерного оружия (для каждой стороны не более 2400 пусковых установок баллистических ракет, способных нести ядерное оружие, наземного и морского базирования, а также на самолетах стратегической авиации; из них не более 1320 пусковых установок для ракет с разделяющимися боевыми частями).

Специфика войны

Для правильного понимания процессов, проходивших во время холодной войны, нужно понять чем это война была в истории. Сегодня всё чаще говорят о том, что это было фактически третья мировая. И это огромная ошибка. Дело в том, что все войны человечества которые были до этого, в том числе и включая наполеоновские войны и 2 мировые войны, это были войны капиталистического мира за права доминировали в определённом в регионе. Холодная война была первой глобальной войной, где шло противостояние двух систем: капиталистической и социалистической. Здесь мне могут возразить, что в истории человечества были войны, где во главе угла был не капитал, а религия: христианство против ислама и ислам против христианства. Отчасти это возражение верная, но только от счастья. Дело в том, что любые религиозные конфликты охватывают только часть населения и часть мира, в то время как глобальная холодная война охватила весь мир. Все страны мира можно было четко разделить на 2  основные группы:

  1. Социалистические. Признавали доминирование СССР и получали финансирование из Москвы.
  2. Капиталистические. Признавали доминирование США и получали финансирование из Вашингтона.

Были еще и «неопределённые». Таких стран было немного, но они были. Главная их специфика заключалась в том, что внешне они никак не могли определиться к какому лагерю присоединиться, поэтому получали финансирование из двух источников:  и из Москвы и из Вашингтона.

Развёртывание реальных процессов политики разрядки

Договорная база разрядки напряжённости охватывала краеугольные сферы международного сотрудничества:

Название договора

Дата

Сфера применения

Договор между Великобританией, СССР и США.

1 июня 1968 года

Нераспространение ядерного оружия.

Переговоры делегаций СССР – США в Хельсинки

17 ноября – 22 декабря 1969 г.

Вопросы ограничения запасов ядерного оружия.

Договор между СССР и ФРГ.

2 августа 1970 года

Признание европейских границ.

Договор между СССР, США, Великобританией и Францией

3 сентября 1971 года

Закрепление статуса Западного Берлина.

Соглашение между СССР и США

30 сентября 1971 года

Уменьшение опасности советско-американской ядерной войны.

Договор между СССР и США

26 мая 1972 года

Ограничение советских и американских систем ПРО.

Предварительный договор между СССР и США

29  мая 1972 года

ОСВ-1 (ограничение стратегических вооружений).

Бессрочное соглашение между СССР и США

22 июня 1973 года

Предотвращение войны с применением ядерного оружия.

Договор между СССР и США

3 июля 1974 года

Ограничение испытаний ЯО под землёй.

Договор СССР — США

18 июня 1979

ОСВ-2 (контроль за сокращением ядерного оружия).

Введение Советским Союзом войск в Афганистан

Декабрь 1979 года

Формальный повод для свёртывания политики разрядки международной напряжённости.

Итоги, последствия и историческое значение «политики разрядки»

Карибский кризис 1962 года – это верхняя точка противостояния СССР и США во второй половине XX века. Он показал всем сложность и взаимозависимость мира в ядерную эпоху. Силовое решение международных проблем создаёт опасность глобальной ядерной катастрофы.

Основные события политики разрядки приходятся на 70-ё годы XX века. Всему миру было продемонстрированы возможности партнёрских отношений СССР – США. Достижения были велики, но плодотворное сотрудничество привели к кризису:

Полная политическая, экономическая и особенно идеологическая несовместимость социализм и капитализма;

Отсутствие всестороннего систематического диалога между сверхдержавами;

Постоянная периферийная конфронтация, региональные конфликты и локальные войны;

Отсутствие постоянного контроля за исполнением уже подписанных договоров.

Тем не менее, значение политики разрядки трудно переоценить: во-первых, она уменьшила риск третьей Мировой ядерной войны на уничтожение человечества. Во-вторых, снизила темпы гонки вооружений и, в-третьих, создала благоприятные условия для развития торгово-экономических отношений между Западом и Востоком. Однако разум недолго торжествовал, в конце 1970-х годов снова возобладали стереотипы Холодной войны.

Литература:

  1. Борисов Н. С., ЛевандовскийА. А. / Под ред. Карпова С. П. История. 11 класс. Учебное пособие. Углублённый уровень. В В 2 -х частях, ч.2, АО Издательство «Просвещение», 2019.
  2. Егорова Н.И., Чубарьян А.О. Холодная война и политика разрядки: дискуссионные проблемы Т.,2. М., 2003.
  3. Рогов С.М. Советский Союз и США: поиск баланса интересов. М., 1989.