Биография бартоломео карло растрелли

Оглавление

Личная жизнь

Так же, как точная дата рождения мастера покрыта тайной, неизвестно и время, когда архитектор женился на избраннице. Вероятно, это произошло в 1732 году в Санкт-Петербурге, судя по косвенным документальным свидетельствам. Как бы там ни было, перепись 1737 года уже достоверно гласит, что на Фонтанке в доме 35 проживает Франц Варфоломеев с женой Марией, тремя детьми и тещей прусской нации. Фамилия жены – Уоллес или Валляс в зависимости от транскрипций.

Супруга была с ним до последних дней, покинув Петербург в 1764 году и уехав в Курляндию, где скончалась в 1767 году. С ними же уехала единственная выжившая после холеры дочь Елизавета Катерина, вышедшая замуж за обрусевшего итальянца Франческо Бартолиати.

Памятник Франческо Растрелли в Царском селе (Санкт-Петербург)

Посмертная слава

Растрелли — культовая фигура русского барокко . Его гравюры с пейзажами Царского Села распространились по Европе еще при жизни Растрелли, некоторые образцы есть в собраниях Украины и Германии .

  • В Царском Селе установлен бюст Растрелли.
  • Второй бюст знаменитого архитектора установлен на Манежной площади в Санкт-Петербурге.
  • В 1972 г. снят документальный фильм « Архитектор Растрелли » (режиссер Мария Клигман, Леннаучфильм, Россия).
  • Одна из площадей Санкт-Петербурга называлась площадью Растрелли.
  • Квартет российских виолончелистов , в том числе Кирилл Кравцов, Михаил Дегтярев, Кирилл Тимофеев и Сергей Драбкиным, называется Растрелли. Квартет работает в Германии и исполняет музыку от барокко до современности.

Растреллиевский стиль

Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон (см. ниже) и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.

Как пишет Б. Р. Виппер, русскому итальянцу были чужды и «беспечный произвол и асимметрия» французского рококо, и «мистический туман и чувственная экзальтация, которые неотделимы от представления о немецко-австрийском барокко». В отличие от Квасова и Чевакинского, Растрелли не увлекали объёмные контрасты в общих массах дворцовых построек. И тем не менее его лучшие постройки производят впечатление «ликующей мощи и величия», их облик торжествен и праздничен. Во избежание монотонности (которая портит впечатление от таких масштабных свершений позднего барокко, как Мадридская и Казертская резиденции) Растрелли стремился «насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, рустовки, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки».

Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.

В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение).

Работает

Бюст Александра Меньшикова , мраморная копия.

Елизавета Русская, олово золоченое.

В России Растрелли сначала работал архитектором. Участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне . Он также предложил свой проект здания Сената, изготовил модели гидравлических машин и фонтанов и преподавал в Академии наук. Однако вскоре он начал испытывать сильную конкуренцию со стороны Жана-Батиста Александра Ле Блона , архитектора, который также переехал в Россию в 1716 году и сосредоточился на скульптуре. Его первой значительной работой был бюст Александра Меншикова , который он завершил к концу 1716 года из свинца (в настоящее время находится в частной коллекции в Париже) и в 1717 году отлил из бронзы. Мраморная копия бюста была создана в 1740-х годах Виталием.

В 1720-х годах работал над Большим каскадом и фонтаном Самсона в Петергофском дворце, над триумфальным столбом в память о Великой Северной войне . Макет последней незаконченной работы был установлен в Эрмитаже в 1938 году. В 1741 году он завершил работу над статуей « Анна Иоанновна с черным мальчиком», которая экспонируется в Русском музее .

Бюсты и восковая фигура Петра I

Посмертная маска Петра Великого

В 1719 году Растрелли сделал маску лица Петра, которую использовал в своей работе над тремя бюстами Петра: из бронзы (в настоящее время находится в Эрмитаже), из дерева (для военного корабля) и из позолоченного свинца (в настоящее время находится в Копенгагенском музее). ). Бронзовый бюст был отлит в 1723 году, а его детали были уточнены в 1729 году помощником Растрелли.

После смерти Петра в 1725 году Растрелли сделал еще одну маску для лица, а также слепки его рук и ног; он также точно измерил свое тело. Используя все эти детали, он по заказу Екатерины I создал фигурку Петра из воска и дерева, которая экспонируется в Эрмитаже. Маски и фигуры были впоследствии использованы для нескольких статуй Петра, в том числе памятник Петру I (Петропавловская крепость) по Михаила Шемякина .

Фигура одета в вещи Петра: пальто, пиджак, штаны и пояс с погоной из синего шелкового полотна, вышитого серебряной нитью. Синяя лента ордена Андрея Первозванного пересекает грудь. Костюм обветшал за два столетия и был восстановлен в 1960-х годах. По записям слесаря ​​и личного токаря Петра А.К. Нартова, он был оформлен Екатериной и ее горничными, что согласуется с результатами обследования 1960-х годов.

Памятник Петру I (Михайловский замок)

Памятник Петру I в Михайловском замке

В 1716 году Петр приказал Растрелли построить памятник в память о победах русских в Северной войне. Растрелли основывал свою работу на триумфальных статуях римских полководцев. В 1724 году он создал модель, одобренную Петром, но строительство главного памятника было остановлено смертью Петра; он был завершен только в 1744–1746 годах его сыном, после смерти Растрелли.

Екатерина Великая пересмотрела работу Растрелли в 1763 году, но она ей не понравилась. Только в 1800 году ее сын Павел установил памятник перед своим Михайловским замком . Он приказал добавить надпись «От правнука до прадеда» на постамент, который уже был украшен барельефами, изображающими сцены русских побед в Великой Северной войне.

Талант, характер и монархи

Загородная резиденция императрицы. Екатериниский дворец

Растрелли был очень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников. Особой жалости к людям у Растрелли, видимо, не было. Условия жизни и семейные обстоятельства подручных мало волновали обер архитектора. Единственный критерий – быстрота, четкость и качество исполнения порученного дела. С честолюбивым, эгоистичным и вспыльчивым обер архитектором, вероятно, было не так легко и просто работать.

Вот, например, перечень работ Растрелли за 1748 год:проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, разработка проекта Смольного монастыря, строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооружения Андреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев, мебели, проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге, украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов, строительство большого дворца для гофмаршала Шепелева.

Талантливый архитектор так же нужен двору, как опытный хороший ювелир или певец. Он состоял на службе у пяти русских монархов с 1736 по 1763 г. И хотя в признании и почестях не чувствовал недостатка, лишь Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал майора и орденом Св. Анны.

биография

Карло Бартоломео Растрелли родился во Флоренции , Тоскана , в семье богатого дворянина Франческо Растрелли. Карло получил разностороннее художественное образование, которое включало работу с бронзой и ювелирными украшениями, а также рисование, литье и архитектурный дизайн. Однако он не смог применить свои навыки во Флоренции, которая переживала экономический кризис. Растрелли переехал со своей женой, испанской дворянкой, в Рим, а затем в Париж, где она родила их сына Франческо Бартоломео. В 1706 году Растрелли достроил гробницу министра Франции Людовика XIV , за что получил титул графа. Гробницу снесли в 1792 году.

Он продолжал разрабатывать надгробные плиты в стиле барокко, но они не добились успеха во Франции, которая уже перешла к неоклассицизму . Пётр Великий использовал эту ситуацию, чтобы привлечь в Россию разжалованных художников, и поэтому в 1715 году Растрелли и его сын были приглашены в Россию.

В обязанности Растрелли входило оформление дворцов, садов, фонтанов, театральных декораций, штампов для чеканки монет и медалей, а также памятников с использованием различных материалов, таких как камни, металлы и воск. Растрелли также должен был преподавать искусство русским студентам. Он прибыл в Санкт-Петербург в марте 1716 года по трехлетнему контракту, но оставался в России до своей смерти в 1744 году.

Церковное убранство

Относительное мало изучены опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера православных и лютеранских храмов. В 1740-е гг. он спроектировал алтарь дворцовой капеллы в Руентале, позднее перенесённый в Митавский дворец. Эскиз этого утраченного памятника хранится в венской Альбертине. Исходя из стилистических соображений Б. Р. Виппер приписывает Растрелли и интерьер Троицкой церкви в Либаве (Лиепая) (1742-58) с герцогской ложей.

В 1754 г. Растрелли подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора в Петербурге. Он дважды составлял проект восстановления обрушившегося шатра собораНовоиерусалимского монастыря, для которого также разработал декор кувуклии.

Детство и юность

Бартоломео Франческо Растрелли, также называемый своими современниками Варфоломеем Варфоломеевичем, родился в 1700 году в Париже, точная дата рождения неизвестна. Мать будущего архитектора, Анна-Мария, происходила из испанского дворянского рода. Его отец, скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли, был из Флоренции, обладал титулом графа Папского государства и работал на момент рождения сына при дворе Людовика Четырнадцатого.

В 1715 году Карло Растрелли пригласили по повелению Петра Первого в Санкт-Петербург, с ним же поехал подрастающий Франческо, проявляющий недюжинные таланты в области искусства. С первого же года, когда отцу были вверены проекты зданий в Стрельне и Ораниенбауме, Франческо помогал ему при создании планов. А когда строились первый Зимний дворец и здание Двенадцати коллегий, Растрелли-младший участвовал в их постройке. Таким образом, Карло Растрелли смог дать своему сыну не только профессию, но и ценнейшую практику.

Франческо Бартоломео Растрелли

Растрелли Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) (1700—1771) —
архитектор, сын Б. К. Растрелли. Учился в Италии, в 1730— 1763 — придворный
архитектор. Представитель барокко. Возвел Зимний дворец в Петербурге, Большой
дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе. Разработал принципы
регулярного барочного парка (Царское Село, Петергоф). Им также построены
Андреевская церковь (Киев) и Смольный монастырь (Петербург).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М.,
2012, с. 423.

Растрелли Франческо Бартоломео (1700, Париж — 1771, Петербург) — архитектор.
Родился в семье флорентийского скульптора
Б.К. Растрелли, в 1716
переселившегося в Россию. Достоверных сведений
об ученических годах Растрелли, проходивших за
границей, не обнаружено. Первой его
самостоятельной постройкой был не сохранившийся
дворец молдавского господаря Д.К. Кантемира,
имевший мало общего с последующим развитием
стиля Растрелли. После восшествия на престол
Анны Ивановны стал придворным
архитектором. Б.Р. Виппер писал о его работах:
«Растрелли не заимствует, не имитирует, он
вживается, впитывает в себя наиболее яркие,
наиболее специфические качества окружающей его
народной художественной стихии и перевоплощает
их в монументальный образный строй русского
барокко». За 48 лет работы в России Растрелли
создал великолепные дворцы, особняки, культовые
здания, среди к-рых поражают смелостью
архитектурных решений, масштабом: Большой дворец
в Петергофе (1747 — -1752), Смольный монастырь (1748 — 1754),
Екатерининский дворец в Царском Селе ( 1752 — 1757) и
самое грандиозное творение Зимний дворец (1754 — 1762)
— одно из интереснейших сооружений в стиле
барокко в истории мировой архитектуры (площадь
10441 кв.м, 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон, 117
лестниц). Занимавший более 20 лет пост
«обер-архитектора» двора, Растрелли являлся
официальным руководителем всей архитектурной
деятельности правительства и во многом
сформировал облик новой столицы России. После
воцарения Екатерины II Растрелли
оказался в подчинении у И. И. Бецкого,
начальствовавшего над Канцелярией строения имп.
домов и садов, убежденного сторонника
классицизма. В 1762 Растрелли получил отставку,
ездил с семьей в Италию, предлагал свои услуги
Фридриху II, но, не получив заказов, вернулся в
Петербург. В 1770 по прошению Растрелли Академия
художеств избрала его «вольным общником»
(почетным членом). Место захоронения Растрелли
неизвестно.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П.
Деятели отечественной истории. Биографический
справочник. Москва, 1997 г.