Оглавление
Муж
Почему мать юного графа считали странной: она приняла католичество, и отдавалась вере со всем пылом неофта: считала мужа еретиком, перетягивала в свою веру детей. Дом Ростопчиных был мрачным и неуютным — не дом, а место постоянных религиозных сражений.
А она, как признавалась потом, хоть и «вошла в мужнин дом без заблуждений <…> уже не мечтая о любви, слишком невозможной, но готовая подарить мужу прямую и высокую дружбу».
Э. Мартен «Е. П. Ростопчина»
Но прямой и высокой дружбы не вышло. В своих воспоминаниях Евдокия описывает мужа как ужасно ревнивого, мелочного и злого человека. Но он любил книги, собирал картины, жертвовал деньги на развитие искусства и литературы и понимал, что Евдокия необыкновенно талантлива. Поэтому помогал ей, и даже вел переговоры с издательствами.
Аврора
Когда Евдокия забеременела, муж увез ее в свое имение под Воронежем. Там у нее родилась старшая дочь от Карамзина — Анна. Вторую дочь она родила снова от Карамзина, потом сына — от мужа. После рождения младших детей Ростопчины задержались в деревне, и за это время Андрей Карамзин нашел себе невесту — самую богатую в России. Ей стала вдова миллионера Демидова, владельца уральских заводов, умопомрачительная красавица.
Федотов А. П. «Е. П. Ростопчина» 1850-е гг.
Все видели — дело тут не в деньгах. Карамзин и Демидова выглядели бесконечно счастливыми, буквально — наглядеться не могли друг на друга. Сохранились письма Авроры к сестре, где она пишет: в этом браке она впервые поняла, что такое близость, они с мужем не расстаются ни на минуту!
В Москве
После смерти любимого Ростопчина много писала, путешествовала за границу. После публикации стихотворения «Насильный брак» о политике России в отношении Польши Ростопчиной запретили жить в Петербурге, и они с мужем поселились в Москве. Там Евдокия устроила литературный салон.
Так продолжалось довольно долго, но началась вторая половина века — она и не заметила, в какой момент все так изменилось. Ушли Пушкин, Гоголь, Лермонтов. Появились какие-то новые писатели. От литературы стали требовать разговора о болезнях общества, и Ростпчину снова стали упрекать в том, что она пишет «по-женски». В сорок семь лет Евдокия узнала, что у нее рак. Она прожила очень короткую, но удивительную жизнь. Перед смертью она мысленно поблагодарила за это не мужчину, которого так сильно любила, а свой талант…
Дети
|
От брака с Андреем Фёдоровичем Ростопчиным у Евдокии Петровны было две дочери и сын:
- Ольга Андреевна (05.09.1837—19.12.1916), крещена 16 сентября 1837 года в Исаакиевском соборе, крестница И. В. Васильчикова и княгини А. Г. Белосельской-Белозерской. Замужем за графом Иосифом Торниелли-Брузатти-ди-Вергано, дипломатом и итальянским посланником в Румынии. В 1880-е годы была пожалована в кавалерственные дамы испанского Ордена Королевы Марии Луизы. Похоронена на кладбище Баньё в Париже.
- Лидия Андреевна (25.10.1838—1915), писательница, жила на скромную пенсию, получаемую от императора, последние годы провела в Париже.
- Гектор Андреевич (12.12.1839—09.08.1879), полковник, был женат на Марии Григорьевне фон Рейтлингер, имели двух сыновей Бориса (р. 1874) и Виктора (р. 1878).
Многие источники утверждают, что от внебрачной связи с Карамзиным Андреем Николаевичем она имела двух дочерей. Они носили фамилию Андреевские и воспитывались в Швейцарии.
- Мария Андреевна Андреевская, была замужем за Петром Ивановичем Приклонским, помещиком Ардатовского уезда. Брак был неудачным. Оставив мужа, она уехала за границу, где вскоре умерла от чахотки.
- Ольга Андреевна Андреевская (Голохвастова) (1840—1897), писатель-драматург, автор ряда пьес психологического характера, две из них ставились на сцене Александринки. В 1863 году вышла замуж за писателя Павла Дмитриевича Голохвастова (1838—1892).
Кроме того, у Ростопчиной был внебрачный сын от Петра Павловича Альбединского (1826—1883):
Ипполит Петрович Альбединский (1845—после 1917), носил фамилию Иванов, в 1864 году особым указом ему было дозволено принять фамилию воспитателя и пользоваться правами его состояния; гофмейстер двора, Минский вице-губернатор.
Биография
Дочь действительного статского советника Петра Васильевича Сушкова (1783—1855) от брака его с Дарьей Ивановной Пашковой (1790—1817). Двоюродная сестра Е. А. Сушковой и П. В. Долгорукова.
Потеряв в возрасте шести лет мать, Евдокия Сушкова, вместе с двумя младшими братьями, росла в Москве в богатой семье своего деда, отца матери, Ивана Александровича Пашкова (одного из наследников мясниковских миллионов). Девочка много читала и изучила немецкий, французский, итальянский и английский языки. В 1831 году П. А. Вяземский, друг дома, опубликовал в альманахе «Северные цветы» её первое стихотворение «Талисман» с подписью Д-а.
Двадцати двух лет, чтобы избавиться от домашнего гнёта, Евдокия решилась принять предложение молодого и богатого графа Андрея Фёдоровича Ростопчина (1813—1892), сына бывшего московского главнокомандующего. Венчание было 26 мая 1833 года в Москве в Веденской церкви на Стретенке. Молодые супруги жили весело и открыто в своём доме на Лубянке. По собственному признанию, Ростопчина была, однако, очень несчастна с грубым и циничным мужем и стала искать развлечений в свете, была окружена толпою поклонников, к которым относилась далеко не жестоко. Рассеянная светская жизнь, прерываемая частыми и продолжительными путешествиями по России и за границу, не мешала Ростопчиной с увлечением предаваться литературным занятиям.
В 1836 году семья переехала в Петербург и была вхожа в высшее интеллектуальное общество столицы. Ростопчина начала подписывать свои публикации Р-а, а потом своим полным именем. В творчестве её поддерживали такие поэты, как Лермонтов, Пушкин, Жуковский. Ей посвящали свои стихотворения Огарев, Мей и Тютчев. Гостями её литературного салона бывали Жуковский, Вяземский, Гоголь, Мятлев, Плетнев, В. Ф. Одоевский и другие.
Ежегодно с по 1842 год лето и осень Ростопчина жила в принадлежавшем её мужу воронежском имении — селе Анне, где в —1839 годах родились трое её детей: дочери Ольга и Лидия и сын Гектор. Два года (—) она жила в Анне безвыездно. Там были написаны многие известные её стихи.
Большую часть её лирики составляли стихи о неразделенной любви. В 1839 году издала книгу «Очерки большого света», которая была проигнорирована и читателями, и критикой. Хотя Ростопчина писала также повести и комедии, её проза не пользовалась особым успехом.
Е. П. Ростопчина на акварели П. Ф. Соколова (1842/1843)
Графиня Ростопчина столько же была известна своей красотой, сколько умом и поэтическим дарованием. По словам современников, небольшого роста, изящно сложенная, она имела неправильные, но выразительные и красивые черты лица. Большие, тёмные и крайне близорукие её глаза «горели огнём». Речь её, страстная и увлекательная, лилась быстро и плавно. В свете она была предметом многих сплетен и злословия, к которым её светская жизнь нередко подавала повод. В то же время, обладая необычайной добротой, она много помогала бедным и всё, что получала от своих сочинений, отдавала князю Одоевскому для основанного им благотворительного общества.
Во время поездки за границу в 1845 году написала балладу «Насильный брак», в которой аллегорически осудила отношения России к Польше. В ответ на это произведение, «наделавшее много шума», поэт Павел Гвоздев написал четверостишие.
Вернувшись в 1847 году из заграничного путешествия, вконец разорённая мужем, графиня Ростопчина поселилась в Москве (Николай I запретил поэтессе появляться в столице) в доме своей свекрови Е. П. Ростопчиной, католички, которая, по-видимому, предпочла бы и внуков воспитывать в духе католицизма. Последние годы жизни Евдокии прошли в крайне тяжелой домашней обстановке и постоянной глухой борьбе со свекровью, беспощадно осуждавшей её светские увлечения и православное воспитание, даваемое ею детям.
Ростопчина продолжала писать стихи, пьесы, переводы, но интерес к её творчеству уже спадал. В последние годы своей жизни она высмеяла различные литературные движения в России, в итоге оказавшись в изоляции. Из Москвы она выезжала летом только в подмосковное имение Вороново. В 1852 году была опубликована повесть «Счастливая женщина». В 1857 году Огарёв написал Ростопчиной стихотворение.
Почти забытая публикой, после двух лет болезни, графиня Ростопчина умерла 3 декабря 1858 года. Была похоронена на старом Пятницком кладбище в Москве. Тайный советник П. Дурново записал в своем дневнике:
Додо Ростопчина — персонаж романа Михаила Казовского «Лермонтов и его женщины: украинка, черкешенка, шведка…».
Любимый
Но по большей части граф жил своей жизнью, графиня — своей. В доме они занимали разные этажи, и Ростопчин даже не особенно возражал, когда Евдокия полюбила другого. А она просто летала от счастья! Ее роман с Андреем Карамзиным, сыном знаменитого русского историка, был невероятно бурным. Она радовалась каждой минуте с ним, и страшно тосковала в разлуке.
«Когда б он знал, что пламенной душою С его душой сливаюсь тайно я! Когда 6 он знал, что горькою тоскою Отравлена младая жизнь моя!»
Любовь стала прекрасным топливом для творчества. Евдокия, не переставая, писала стихи, сочиняла пьесы и повести. Имя Ростопчиной знала вся читающая Россия. Но, конечно, находились недовольные тем, что она занимается «мужским делом». И если Пушкин, например, писал про Ростопчину: «пишет она хорошо», то «поэт радости и хмеля» Николай Языков пренебрежительно называл ее стихи «бабьими».
Замечательную книгу Ростопчиной «Очерки большого света» критики вовсе проигнорировали: она была написана «о женском».
Но отрицать ее сильный талант было уже невозможно…
Жених
Евдокии было 22 года, когда бабушка нашла ей жениха, девятнадцатилетнего графа Андрея Ростопчина, богатого наследника. Его первое предложение Додо не приняла, и объяснила все в стихотворении «Разговор во время мазурки»:
Я слишком высоко ценю любовь прямую, Любовь безмолвную, безгрешную, святую, Какой нам не найти здесь, в обществе своём!..
Иной я не хочу!.. Друг друга не поймём Мы с вами никогда!.. Так лучше нам расстаться… Лишь редко, издали, без лишних слов встречаться!..
Тропинин В. А. «Е. П. Ростопчина», 1853
А на второе предложение ответила согласием. С ее стороны это был холодный расчет: все равно отдадут замуж, этот все же богат, знатен… Было горько — при всей своей независимости Додо мечтала о семье, полной тепла и любви.
Библиография
- Очерки большого света / Соч. Ясновидящей . — Санкт-Петербург: тип. К. Неймана и К°, 1839. — , VI, 207 с.
- Ростопчина Е. П. Стихотворения. СПб., 1841.
- Стихотворения графини Ростопчиной: Т. 1—4. — Санкт-Петербург: А. Смирдин (сын), 1856—1859.
- У пристани: Роман в письмах / Гр. Евдокии Ростопчиной. Ч. 1—9. — Санкт-Петербург, 1857. — (Библиотека для дач, пароходов и железных дорог. Собрание романов, повестей и рассказов, новых и старых, оригинальных и переводных/Изд. А. Смирдина)
- Дневник девушки: Роман гр. Е. П. Ростопчиной. — Лейпциг: печатание Ф. А. Брокгауза, 1866 (Санкт-Петербург: печатня В. Головина). — VI, 466 с.
- Ростопчина Е. П. Сочинения, т. 1. СПб., 1890.
- Когда в Москву вернулась я…: избранная лирика, драматургия, документы, письма, воспоминания / Е. П. Ростопчина; сост. Г. Д. Климова, А. А. Зенкин. — М.: ЗАО «Московские учебники — СиДиПресс», 2012 . — 223 с.
- Счастливая женщина. — М.: Правда, 1991. — 448 с .
История жизни Евдокии Петровны Ростопчиной
Стихи Ростопчиной все чаще появляются в ведущих журналах и альманахах, и хорошо принимаются читающей публикой. Вскоре, в 1841 году в Петербурге вышел первый сборник её стихов, включивший в себя стихи 1829-1839 годов. Положительные, а порой и восторженные отзывы появились во многих журналах. Только во враждебном романтизму писательском лагере реакция на поэзию Ростопчиной была резко негативной — Белинский, признавая, что «муза графини Ростопчиной не чужда поэтических вдохновений, дышащих не одним умом, но и глубоким чувством», в то же время обвинял поэтессу в поверхностном восприятии жизни, тематической узости, «салонности».
Двумя годами ранее Ростопчина, пробуя свои силы в прозе, выпустила под псевдонимом «Ясновидящая» книгу «Очерки большого света», включавшую в себя повести «Чины и деньги» и «Поединок». В повести «Поединок», имеющей фантастический сюжет, сказался интерес писательницы к элементу таинственного в повествовании. Обе повести — и «Поединок», и «Чины и деньги» — посвящены чисто женским проблемам, праву женщины любить, не скрывая своего чувства. К сожалению, этот сборник поэтессы был не только проигнорирован критикой, но и незамечен читающей публикой.
Проживая в ссылке в Москве Ростопчина сближается с славянофилами, становится активной сотрудницей главного славянофильского журнала того периода — «Москвитянин». На устраиваемых ею в своем особняке с 1840 по 1858 год вечерах, бывают редактор «Москвитянина» M. П. Погодин, Л. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон, А. С. Хомяков, Н. Ф. Павлов и др.
В 1840-1850-е годы Ростопчина создает множество стихотворений и поэм, таких как «Монахиня» (1842), «Версальские ночи в 1847 году» (1847), а также и несколько крупных романов: «Счастливая женщина» (1851-1852), «Палаццо Форли» (1854), «У пристани» (1857) и целый ряд других. Но всплеска интереса к произведениям Ростопчиной не произошло — как раз наоборот, интерес к её творчеству стал падать не только в среде критиков, но и у обычных читателей.
Ростопчиной, как прирожденной аристократке, было неприятно растущее влияние разночинцев в литературе середины XIX века. Особенно это усугублялось тем, что многие из них часто задевали её в своих рецензиях. В 1851 году Ростопчина публикует в «Москвитянине» свое письмо к Ф. Н. Глинке, в котором говорит об «истинной религиозности», и пытается предостеречь молодежь от «гибельного чтения жалких и вредных теорий современных». Критики-разночинцы, Чернышевский и Добролюбов, после публикации этого письма, немедленно разразились злыми рецензиями на произведения поэтессы. Глубоко уязвленная Ростопчина попыталась ответить им в стихотворениях «Моим критикам» (1856) и «Простой обзор» (1857), но это получилось у неё не очень удачно.