Ярослав мудрый

Оглавление

Лествичный порядок престолонаследия. Удельная система княжения

К середине X века династия Рюриковичей существенно увеличилась. Количество молодых князей росло, и им нужно было выделять земли под управление. Земли, которыми владели князья, назывались «уделами». Ярослав был прекрасно осведомлен о последствиях междоусобных войн: еще его отец Владимир Святославович завоевал киевский престол в жестокой борьбе с Ярополком Святославичем, да и сам Ярослав заполучил престол в результате междоусобной войны со Святополком Окаянным, а единоличным правителем Руси он смог себя назвать лишь после смерти Мстислава Удалого в 1036 г.

Ярослав прекрасно понимал, что после его смерти сыновья начнут вести войну за абсолютную власть. Свое завещание Ярослав составил так: в Киеве и Новгороде был посажен Изяслав, в Чернигове – Святослав, в Переяславле – Всеволод, во Владимире – Игорь, в Смоленске – Вячеслав.

Ярослав завещал своим сыновьям жить в мире, не нарушать границы своих княжеств и не погружать Русь в страшную пучину междоусобиц. К сожалению, практически сразу же после смерти Ярослава Мудрого начался раздор между его сыновьями. Эта длительная междоусобица привела к окончательному оформлению феодальной раздробленности. Она фактически была закреплена на Любечском съезде князей, где было провозглашено следующее: «Каждый да держит отчину свою». Исходя из этого принципа, каждый князь обосновывался в определенной земле и становился там единоличным правителем. После смерти Ярослава начался распад Древнерусского государства, которое было вновь ненадолго объединено Владимиром Всеволодовичем Мономахом и его сыном Мстиславом Великим. После кончины этих великих князей на Руси окончательно утвердилась раздробленность.

Лествичная же система престолонаследия представляла собой специфический порядок восхождения на престол, существовавший в Киевской Руси и введенный Ярославом Мудрым. Согласно этому порядку, наследовал старший брат, следом – младшие братья, затем – сыновья старших братьев, потом – сыновья младших братьев и так далее. В этой системе была следующая особенность: если один из братьев умер, так и не успев получить княжения, то все его сыновья и последующие потомки лишались всех прав на княжение. Таких князей называли «изгоями». Понятно, что князья-изгои тоже желали получить собственную землю для завоевания власти и увеличения доходов. Желание собственного удела подвигло князей на междоусобную борьбу. Яркий пример такого князя – Олег Гориславич, описанный еще в «Слово о полку Игореве», который привел половцев (кочевников-степняков, пришедших в Причерноморье вместо половцев в 1054 г.) с собой для завоевания княжества. Действия Олега привели к тому, что Русь погрязла в еще больших междоусобицах.

Лествичная система не была эффективным способом для успешного осуществления престолонаследия. Она была запутанной, порядок старшинства часто нарушался. Эта система приводила к дроблению единой Руси на княжества, а затем княжества дробились на еще меньшие удельные княжества. Чем больше было князей, тем больше было княжеств. Все это ослабляло Русь в политическом смысле, что и стало главнейшей причиной монгольского завоевания.

Подавление социальных движений

Укрепляя государственную власть, Ярослав Мудрый лично участвовал в усмирении народных волнений. Летописи сообщают о бунтах, охвативших Суздальское княжество в 1024 — 1026 годах. Зачинщиками были волхвы, жрецы языческих культов, сохранявшихся в отдалённых местах Руси. Мятежи, вызванные голодом и подстрекательством волхвов, приводили к убийствам и грабежам зажиточных людей.

Ярослав Мудрый с дружиной явился в Суздальскую землю. Он восстановил порядок, приказав схватить и казнить инициаторов восстания. Летописи сообщают, что для предотвращения дальнейших волнений князь вызвал из-за моря варягов.

Внешняя политика

Единоличное правление Ярослава Мудрого началось в 1036 г. после смерти его брата Мстислава Тмутараканского, но официально Великим Киевским князем, он становится еще в 1019 г.

Главными достижениями внешней политики князя считаются:

  1. Династический брак Всеволода Ярославовича с Византийской принцессой, завершивший войну с Константинополем и поставивший Русь вровень с другими государствами Европы. С мнением русского князя отныне считаются в Византии, Германской империи, Чехии, Венгрии и Франции. Сам Ярослав женится на дочери шведского короля, отправив свою собственную дочь в Норвегию, где она также становится женой короля.
  2. Победа над печенегами. В 1036 г. кочевники осадили Киев. Пользуясь поддержкой собранного в кратчайшие сроки ополчения, дружинников, Ярослав Мудрый нанес врагам сокрушительное поражение, отбросил их далеко в степени и этим положил конец большим разорительным набегам. Отдельные кочевые орды все еще появлялись у границ Руси, но значительного урона нанести не могли.
  3. Присоединение новых территорий. В правление Ярослава Мудрого были присоединены земли, на которых проживали племена литовцев, чудь, мазовшан, ятвигов. После набега на чудь, князь заложил основы города Юрьев. Границы Руси вплотную придвинулись к Прибалтике. Вместе с братом Мстиславом, он совершает поход на Польшу. Результатом его становится присоединение Перемышля, Белза и всей Червонной Руси. С Польшей заключают союз, скрепленный династическим браком. По условиям договора русские дружины поддерживают польского короля Казимира I в его противостоянии с прибалтийскими славянами и Чехией.
  4. Укрепление авторитета русской церкви, отделение ее от Константинополя. Византия использовала присылаемых из Константинополя служителей христианской православной церкви в качестве оружия для проведения угодной императору политики. Пользуясь своей властью, Ярослав Мудрый постановил, что отныне митрополиты могут избираться и из числа русских людей. Первым Киевским митрополитом становится Илларион.

Последние годы правления Ярослава Мудрого были относительно мирными, что позволило заметно продвинуться во внутренней политике.

Начало «золотого» времени Киевской Руси

Описание правления Ярослава Мудрого кратко можно найти в летописях. Началось оно с победы над печенегами. Они напали на Киев в то время, когда князь отлучился в Новгород для постройки нового храма. Но опасность заставила правителя вернуться и отбить Киев у нападающих. С этого времени набеги печенег на столицу на некоторое время прекратились.

После боя князь начал укреплять власть и принялся за застройку города. Он возвёл Софийский собор, фреска и мозаики которого поражают ценителей искусства до сегодняшнего дня. В Киеве появились Золотые ворота, над которыми возвысилась церковь Благовещения. Вокруг города возвели каменные ворота, сама Киевская Русь стала одним из самых сильных европейских государств.

Внешняя политика

Во внешней политике князь ориентировался на укрепление международного положения государства. В перечне его военных походов указаны победы над финским народом, княжеством Литовским, Польшей. Именно Ярослав окончил вражду между Киевской Русью и Византией, подписал мирный договор. Брак между сыном князя Всеволодом и принцессой Анной закрепил перемирие.

Авторитет княжества подкреплялся династическими браками. Трёх своих дочерей князь выдал замуж за правителей других государств: Анна стала женой короля Франции, Анастасия заняла венгерский престол рядом с королём Андреем, принц Норвегии Гаральд женился на Анастасии. Трое из шести сыновей Ярослава стали мужьями принцесс Германии.

Внутренняя политика

В годы правления Ярослава Мудрого активно просвещался народ. Князь построил церковную школу для мальчиков, заботился о переписи и переводе греческих книг. Он прервал зависимость Русской православной церкви от Византии путём назначения русского митрополита Иллариона.

Активно строились новые церкви, развивалось искусство архитектуры, живописи, росписи храмов. Многие русские монастыри появились именно благодаря князю Ярославу. Он восстановил выплату десятины – десятую часть дохода подданные отдавали на развитие церкви и постройку новых храмов.

Правитель очень любил читать и пытался привить любовь к чтению у своих подданных. Во время его княжения была собрана библиотека, состоящая из книг и документов. Именно за любовь к книгам и религии князь получил прозвище Мудрый. Князь издал первый свод законов на Киевской Руси – «Русская правда», а также свод церковных канонов «Номоканон». В этих документах князь справедливо определял наказание за преступления, совершаемые в княжестве. Он отменил смертную казнь, заменив её штрафами.

Первые годы княжения Ярославичей

Поначалу братьям Ярославичам удавалось соблюдать наказ отца. Двое из них вскоре умерли, и уделы были перераспределены, но мирно, без споров. Остались править русскими землями Изяслав, Всеволод и Святослав. Из их совместных деяний можно отметить удачные военные походы, когда был присоединен к русскому государству ряд новых территорий, на которых проживали соседние племена

Второе важное дело, совершенное братьями, — переработка и дополнение «Русской правды». Новый свод законов, увидевший свет в период, когда великокняжеский стол занимал Изяслав, получил название «Правда Ярославичей»

В документе содержался запрет на кровную месть, которую теперь полностью заменили штрафы. Много внимания в новой «Правде» было уделено защите имущества русичей, а также обеспечению личной безопасности жителей русского княжества.

В 1061 г. вместо усмиренных Ярославом печенегов пришел на Русь новый враг, не менее изощренный в битвах, храбрый и неутомимый — половцы. Они совершили опустошительный набег на Переяславль. В это же время случилась и первая усобица, которую вызвал внук Ярослава от сына Владимира, умершего еще при жизни Ярослава. Он самовольно захватил Тмутараканское княжество, выгнав Глеба, правившего там.

Однако в дело вмешались греки – им соседство столь воинственного князя показалось опасным. Как свидетельствуют летописи, греки отравили Ростислава – на этом первый военный конфликт родственников – Рюриковичей исчерпался.

Законодательство

Правда Ярослава

«Древнейшая Правда» (Правда Ярослава) — древнерусский сборник законов и судебных норм, выданный Ярославом Мудрым в виде грамоты новгородцам, помогавшим ему в сражении с войсками Святополка Окаянного под Любечем.

«Древнейшая Правда» состоит из 18 статей. Она предусматривала право на кровную месть (но вводила ограничения на нее, заменяя наказанием за убийство выплатой штрафа (виры)), наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др.

Впоследствии «Древнейшая Правда» была дополнена сыновьями Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей), Владимиром Мономахом (Устав Мономаха) и вошла «Русскую Правду» — сборник правовых норм Киевской Руси, являющийся одним из основных письменных источников русского права.

Церковный устав

По версии Я. Н. Щапова именно при содействии Ярослава Мудрого был составлен церковный устав, согласованный с митрополитом Илларионом.

Устав определял преступления подлежащие церковному суду и регулировал брачные отношения. Основное значение Устава состоит в разграничении церковной и светской судебной юрисдикции, а также выделение в составе церковного суда дел, решаемых совместно представителями обеих властей.

Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб – князья-мученики

После смерти Владимира началась междоусобица среди его сыновей.

Сыновья Владимира:

Ярослав (сын Рогнеды)
Мстислав (сын Рогнеды)
Изяслав (сын Рогнеды)
Святослав (сын чешской княжны Мальфриды)
Святополк (сын вдовы Ярополка)
Борис (сын византийской принцессы Анны)
Глеб (сын византийской принцессы Анны)
Ряд исследователей полагают, что князь Владимир имел намерение передать престол любимому сыну Борису, в обход остальных. В тот момент, когда Борис узнал о смерти отца и захвате престола Святополком, он как раз возвращался из похода и уже успел достигнуть берегов реки Альты. Борис с необычайным смирением отнесся к известию о том, что Святополк собирается убить его и брата Глеба. Дружина Бориса убеждала князя собрать войско и выступить против старшего брата, однако Борис повел себя довольно инфантильно, став просто дожидаться убийц от Святополка.

Возможно, что христианская идея о «непротивлении злу насилием» настолько глубоко засела в душу впечатлительному молодому князю, что он решил принять свою судьбу, какой бы страшной она не была. А может Борис просто был задавлен горем из-за смерти любимого отца. Сейчас мы не имеем возможности объяснить причины бездействия Бориса в такой важный исторический момент, однако итог был очевиден – князь был жестоко убит людьми Святополка.

Борис и Глеб

Другой брат Святослав пытался бежать в Венгрию, но был схвачен людьми Святополка и умерщвлен. Братья Изяслав Полоцкий и Мстислав Тмутараканский оставались в этом конфликте нейтральными, что спасло им жизни. Историки говорят о том, что возможно даже существовал договор между Святополком и Мстиславом о разделе сфер влияния. Как бы то ни было, Мстислав продолжал заниматься расширением территории Руси в Азовском регионе.

Единственным из братьев, кто набрался смелости выступить открыто против Святополка, стал Ярослав. Война между братьями продолжалась 4 года, оба использовали наемные войска из других стран. Ярополк – нанял варягов, Святополк – прибегал к слугам печенегов. После своего первого поражения Святополк отправился в Польшу – просить помощи у короля Болеслава I. Польский король был заинтересован в расширении своего влияния на восток, поэтому дал Святополку войско, с которым тот смог отвоевать Киев у Ярослава в 1018 году. Ярослав был вынужден бежать в Новгород.

Однако дружба Святополка с польским королем была недолгой, вскоре Болеслав с войском возвратился домой. Святополк не смог удержать победу в междоусобной борьбе в своих руках, вскоре Ярослав с варяжским войском атаковал его, нанеся сокрушительное поражение. Святополк бежал на запад и предположительно умер в 1019 году где-то в Галиции.

Основание городов

Князь Ярослав Мудрый основал Юрьев. Это случилось в 1030 году, когда он ходил походом на Чудь. Новый город, названный в честь своего ангела, появился на берегу Чудского озера. Сейчас он называется Тарту и является вторым по величине эстонским городом после Таллина.

Город Юрьев (сейчас — Тарту, Эстония)

Ещё один город Ярослава Мудрого – Ярославль, хотя некоторые историки считают факт его основания князем не бесспорным.

Есть ещё один Юрьев, который был основан князем. Этот город оказался одновременно и крепостью, которая входила в Поросскую оборонительную линию. Он был возведён для защиты Киева от кочевников. В 1240 году татаро-монголы его уничтожили, оставив лишь руины церкви. Вокруг неё и возродился город, получив название Белая Церковь. Он и сегодня так называется.

Происхождение будущего правителя

Точная дата рождения будущего великого князя неизвестна, о ней до сих пор спорят историки. Кто-то называет 978 год, кто-то 979, а некоторые, опираясь на более поздние исторические источники – 988 (дату крещения Руси).

В первом письменном литературном памятнике «Повести временных лет» подробно говорится о женитьбе Владимира Красно Солнышко и Рогнеды и о четырех сыновьях, которые произошли от этого брака: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод.

Поскольку Ярослав был третьим сыном, он никак не мог родиться раньше 982 года, но летописец намеренно исказил дату его рождения, представляя именно его старшим и наиболее достойным преемником своего отца.

Эта же летопись повествует о том, что еще при жизни Владимир назначил каждому из сыновей свою вотчину. Ярославу достался Ростов, куда он и отправился еще в отроческом возрасте.

Чтобы лучше понять характеристику Ярослава Мудрого, нужно вспомнить летописную историю об основании города Ярославля.

Но недолго молодой князь правил в Ростове, вскоре отец переправил сына в Новгород. Но и там князь долго не просидел. А в 1014 году отказался платить дань Киеву, и этим вызвал справедливый гнев отца. Только скорая смерть помешала Владимиру выступить против непокорного сына.

Династические браки

Ярослав Владимирович за свою жизнь был женат только один раз, однако в летописях упоминается два имени супруги — Ирина и Анна. Жену государственного деятеля звали Ингигерде, она была дочерью шведского конунга Олава. Как утверждают историки, при крещении девушка получила имя Ирина, после пострига в монахини её стали называть Анной.

Для укрепления своей власти Ярослав выдал всех дочерей за королей других стран. Елизавета стала супругой норвежца Гаральда, Анастасия вышла замуж за венгерского правителя Андрея. Историки уделили много времени изучению судьбы Анны Ярославны, ставшей женой французского короля Генриха I.

Сына Всеволода князь женил на греческой царевне, ещё двое отпрысков связали себя узами брака с немецкими княжнами. Изяслав взял в жёны сестру польского князя Казимира, который, в свою очередь, женился на сестре Мудрого. Её звали Доброгнева. Ярослав Владимирович стремился построить политику на любви и дипломатии, избегая использования оружия. Он надеялся, что сыновья продолжат его дело, однако смерть государя стала толчком к началу феодальной раздробленности.

За свою жизнь государственный деятель успел сделать больше, чем многие другие правители. Он имел твёрдый характер, постоянно стремился к просвещению, за что и был прозван Мудрым. Русская православная церковь помнит и ежегодно чествует память своего князя. В високосный год эта дата выпадает на 4 марта, во всё остальное время — на 5 число.  

Начало правления

Так князь Ярослав Мудрый начал свое правление, которое продолжалось 35 лет. Это время без сомнения можно назвать золотым временем в истории Киевской Руси. Но изначально все не было так гладко. Княжение Ярослава, даже после смерти Святополка, не было безоговорочным. Мстислав Удалой, занимавший в то время княжеский пост в городе Тмутаракани, отказался признавать брата единоличным правителем Киевской Руси. Мстислав собрал войско и пошел войной на Киев. Ключевое сражение этого противостояния произошло на реке Руда в 1023 году. В этой битве Ярослав был разбит и отправился в Новгород собирать новое войско. Следует отметить тот факт, что Мстислав проявил редкое великодушие и решил не оспаривать княжение брата. Он предложил Ярославу править всеми землями по правую сторону Дона, оставив за собой левую часть. Ярослав отказался.

Раздел и объединение страны

Однако, после возвращения в Новгород князь Ярослав Мудрый собрал новое войско и отправился на встречу с братом, которая произошла под Киевом. Браться договорились о заключении союза и разделили земли Киевской Руси между собой. Мстислав взял под свой контроль все восточные земли, Ярослав – западные. Единственной границей между владениями братьев был Днепр. Это событие было воистину ключевым для Руси. Впервые страна, до этого постоянно терзаемая внутренними и внешними врагами, обрела спокойствие. Согласие князей было полным и они не смели нарушать условия подписанного мира. Продолжалось это до 1036 года, когда Мстислав умер. После смерти брата князь Ярослав Мудрый стал полноправным властителем. Теперь под его контролем была вся Киевская Русь: ее западная и восточная части.

1036 год знаменуется не только воссоединением западных и восточных земель Руси. Именно в этом году под Киевом состоялось сражение с половцами. Русская армия одержала великолепную победу, наголову разбив противника. Отныне они не представляли такой грозной силы. Теперь князь мог сосредоточиться на решение других насущных проблем.

Правление Ярослава Мудрого

Активность Ярослава на великом княжении была воистину феноменальной. До 1036 года князь не был единоличным правителем Руси — независимыми оставались Полоцкое и Тмутараканское княжества. Многочисленные столкновения 3 князей стали характерной чертой того времени: пока в 1036 году брат Ярослава, Мстислав Владимирович, не умер в Тмутаракани. С этого времени киевский князь контролировал все территории Руси, кроме Полоцка.


Территория Руси при Ярославе Мудром. (информа.рус)

Именно Ярослав Мудрый избавил население своего государства от постоянной опасности, исходящей от печенегов. В 1036 году он разбил кочевников под Киевом, и те перестали играть какую-либо значимую роль в политической истории региона.

Многочисленны были походы Ярослава на Запад — несколько раз ходил Ярослав с дружиной в Польшу, Литву, Мазовию. До сих пор некоторые города являются живыми свидетелями деятельность Великого князя — это город Ярославец в Польше и Юрьев (Тарту) в Эстонии.

Внутренняя политика Ярослава оказалась не менее блестящей. «Русская Правда», сборник законов, регламентировавших общественную жизнь русских людей в течение долгого времени вплоть до 15-го века, появилась именно при нём. Появление этого юридического памятника позволило теснее объединить разрозненные племена на территории Руси, создать единое правовое поле.

Имя Ярослава связано и с грандиозным храмовым строительством. Соборы святой Софии появляются в обеих столицах Древней Руси — Новгороде и Киеве. Именно в это время скандинавские скальды говорят о государстве Ярослава как о «Гардарике» — стране городов.

Храм Святой Софии в Новгороде. (Wikimedia Commons)

Киевский князь правил 37 лет и оставил своим сыновьям сильное государство, громко заявившее о себе в период его правления.

Укрепление статуса Киева

Для укрепления позиций «стольного города» Ярослав Мудрый предпринял следующие меры:

  • строительство оборонительных насыпей вокруг столицы;
  • сооружение Золотых Ворот;
  • строительство храмов — Благовещенья Богородицы и Св.Софии;
  • основание монастырей Св.Георгия и Св.Ирины;
  • возведение дворцовых комплексов князей — Ярослава, Мстислава, Брячислава.

Образцом для подражания служила архитектура Константинополя, но при этом сохранялись черты славянского стиля.

Площадь Киева в правление Ярослава Мудрого составляла 400 гектаров. Численность населения достигала 65 000 человек — всего на 35 000 меньше, чем в Париже, крупнейшем городе Европы.

Образ в культуре и памяти поколений

Личность Ярослава Мудрого оставила более чем значительный след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы множество картин, фильмов и памятников, посвященных князю.

Почему и за что Ярослава назвали Мудрым?

Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава, начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.

Минусы правления Ярослава Мудрого

  • Разбитие печенегов в будущем открыло путь для половцев. В обычных условиях занятие одного степного народа места разгромленного другого не вызвало бы нарекания. Печенеги были слабым народом, потрёпанным Русью и Византией, его уничтожение было вопросом времени и сил. К сожалению, ни Ярослав, ни его приемники не стали относиться иначе к угрозе со степей, но даже стали привлекать такие народы как половцы к междоусобицам, что не совсем шло на пользу Руси. Из-за конфликтов с половцами было потеряно Тмутараканское княжество.
  • Странная политика в отношении Польши. Король польский Болеслав I вёл против Ярослава военные действия, когда он сражался за княжество Киевское. Украл княжескую первую жену в 1018 году, но Ярослав решил ограничиться лишь вмешательством в польские дела, когда новый король Казимир I покорял Мазовию в 1042 году, выдал за него свою сестру, а также сына за дочь короля, и заключил союз, которые продержался 5 лет, а после был разорван. Учитывая предыдущие отношения с Польшей, её слабость как государства и различный политический вектор союзников – такой альянс для Руси выглядит неоднозначным и неполезным, как прямолинейное следование политике заключения брачных союзов Ярослава и не более. Теоретически у князя Киевского была возможность вмешаться во внутренние дела Польши раньше, в 1039, когда Казимир вёл военные действия против аристократии и восставшего крестьянства. Вместо него это сделал император Священной Римской Империи, и именно немцы помогли Казимиру взойти на престол, ценой будущей вассальной зависимости короля польского от императора. В том случае, если бы Ярослав воспользовался слабостью Польши раньше, то мог и сам заполучить поляков в качестве вассалов или же ввести Королевство польское в сферу влияния Руси, а не Германии. Что потенциально могло бы лишить Россию опасного противника в будущем.
  • Законотворчество Ярослава Мудрого дало фундамент для создания феодального строя на Руси, что негативно сказалось на крестьянах. Усиление власти феодалов и снижение роли крестьян, привело к жёсткому социальному расслоению и в будущем к возникновению крепостного права.
  • Активная, но непоследовательная приверженность христианской вере и культуре. Активна, однако, не толерантная (в плане игнорирования приверженцев старых верований) и не очень последовательная политика введения христианства при Ярославе приводила к народным восстаниям, подстрекаемым волхвами – русскими языческими жрецами. Он столкнулся с восстанием волхвов, ещё когда правил в Ростове, а это были его ранние годы, а позже и в Суздали, когда уже был князем Киевским, при этом ведя себя с ними как с обычными повстанцами, не мирясь с ними окончательно и не вырабатывая компромисс, не проводя активную идеологическую кампанию против них или гонения, не вводя широкую и народную пропаганду христианства. То есть князь подавлял восстания, когда те возникали, порой даже щадя зачинщиков и ничего более, ни занятия категорической позиции типа вводения законов об остракизме волхвов, замирении с ними или наращивания темпов христианизации населения – ничего подобного не было. В будущем волхвы так и остались источником проблем для власти. Например: внуку Ярослава – Глебу Святославовичу, князю новгородскому пришлось подавлять языческое восстание и прилюдно казнить волхва в 1071, а потом даже бежать из Новгорода.
  • Замятие проблемы престолонаследия, когда после смерти князя Киевского начинались междоусобные войны между его потомками. Ярослав Мудрый ввёл такую систему престолонаследия, что его детям достались отдельные наделы, при этом формально ничьё главенство не признавалось остальными. Можно сказать, что Русь распалась на отдельные государства, началась феодальная раздробленность и лишь угроза половцев не дала князьям всё время воевать друг с другом, иногда вынуждая объединиться для отражения набегов со степей.

Итоги правления Ярослава

Русский народ очень метко раздает прозвания своим правителям. Ярослава с благодарностью нарекли Мудрым, потому что именно он сумел возвысить Русь в глазах государств Европы. Он смог прекратить набеги кочевников, доставлявших много бед русичам, навсегда прекратил войны с греками. Великий князь стал настоящим отцом для своего народа, строил церкви, создал первое училище, систематизировал и закрепил письменно правовые нормы.

Один лишь «минус» можно отметить в государственной деятельности этого умнейшего князя: он не оставил законодательного акта, который бы закрепил самодержавное правление одного государя на Руси, тем самым прекратив распри. Ярослав Мудрый перед смертью наделил сыновей уделами. Напрасно он понадеялся на то, что дети унаследовали государственный ум своего отца. После смерти Ярослава междоусобицы вспыхнули с новой силой.

Итоги правления Ярослава Мудрого

Итоги правления Ярослава Мудрого кратко

  • Культурное и духовное развитие. Киевская Русь при этом князе достигла пика своего культурного развития, было заложено множество храмов, причём строительство Софийского собора в Киеве намекало на то, русская церковь претендует на независимость от византийской, где также имелся свой Софийский собор. Также именно в эти годы на Руси появились первые монастыри, а в 1051 году Ярослав впервые в истории сам назначил Киевского митрополита без участия Константинополя. Ярослав Мудрый также создал первую редакцию «Русской правды», первого древнерусского свода законов.
  • Развитие дипломатии. В период правления Ярослава Мудрого Русь вела множество войн, но многие из них в итоге приводили к заключению новых союзов и альянсов. Князь активно заключал династические браки и налаживал отношения другими способами. Его дочери вышли замуж за норвежского, французского и венгерского королей, сын Всеволод женился на византийской принцессе. По итогам правления Ярослава Мудрого Киев установил прочные отношения с Византией, германскими княжествами, Священной Римской империей, Польшей и другими государствами Европы.
  • Киев пришёл к процветанию. Европейские летописцы именовали его «прекраснейшей жемчужиной» и «соперником Константинополя», описывая, что в Киеве было целых 8 рынков (города той эпохи обычно обходились одним) и более 400 церквей.