Понтий пилат

Оглавление

Понтий Пилат — преступник или жертва?

Понтий Пилат — кто это? Преступник? Жертва обстоятельств? 

В Православии вопрос о Пилате не подразумевает категоричных ответов. Безусловно негативной оценке подвергаются только действия Иуды Искариота, предавшего Иисуса, и фарисеев, требовавших смертной казни Христу. Символ Веры и богослужебные тексты Пилата упоминают в качестве «функции», при правлении и с участием которого была принесена Крестная Жертва Искупителя мира. Это не означает, что Пилат — жертва обстоятельств. И он якобы поступил так, как ему было предписано Божественным Провидением. Пилат выступил в роли палача, приняв собственное решение казнить Иисуса. 

Скудные факты

Кое-что о римском наместнике мы знаем из других источников — но, признаться, немного. Пилат происходил из знатного самнитского рода Понтиев, из всаднического сословия. Император Тиберий направил его в Иудею префектом в 26 г. н. э. Еврейские историки Иосиф Флавий и Филон Александрийский отзывались о десятилетии правления Пилата очень нелестно, но иного и ожидать было бы трудно. В Иудее столкнулись две очень разные культуры, которые относились друг к другу враждебно. Одни — завоеватели, другие — непокорные «варвары». Публий Корнелий Тацит писал: «Иудеи считают богопротивным то, что для нас священно, и, наоборот, то, что у нас запрещено, ибо безнравственно и преступно, у них разрешается»; «…установления, мерзкие и гнусные, держатся на нечестии, которое царит у иудеев».

Когда Пилат прибыл в эту провинцию, перед ним стояла задача приводить иудеев к покорности и уважению к римской власти и её символам. Префект должен был поставить римские традиции выше местных, и не стеснялся демонстрировать при этом силу. Для евреев это означало жестокость и несправедливость, но, в сущности, Пилат следовал интересам Рима. Потому его управление стало периодом конфликтов с народом и синедрионом.

В другой раз не отступил уже префект. Пилат взял из священной иудейской казны Корбан деньги на строительство акведука: «Это привело народ в ярость, и во время посещения Пилатом Иерусалима они окружили суд, где он заседал, заглушив все своими криками. Однако Пилат предвидел беспорядки заранее, и его воины, переодетые в обыкновенное платье, под которым было спрятано оружие, смешались с толпой, получив от Пилата приказ не пускать оружия в ход, но успокоить смутьянов дубинками. Он из суда подал им сигнал, и евреи были избиты до такой степени, что многие умерли от побоев, а другие затоптаны насмерть во время бегства. Судьба погибших привела толпу в ужас и заставила её замолчать».


Кадр из мини-сериала «Иисус из Назарета», Италия, 1977. (Pinterest)

Филон Александрийский тоже указывал на стремление Пилата надругаться над еврейскими обычаями. Но его попытки превратить иудеев в подданных Рима не увенчались особым успехом. Вскоре после того, как Пилат жёстко подавил восстание самаритян, император Тиберий скончался, и ему на смену пришёл Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный как Калигула. Калигула отозвал Пилата из Иудеи и заменил другим префектом.

Судя по всему, Пилат попал в опалу и отправился в ссылку в Галлию — то ли за какие-то прегрешения во время его наместничества в Иудее, то ли за то, что он был человеком Тиберия (есть основания полагать, что своего предшественника Калигула убил и от его ставленников избавлялся). Историк Евсевий Кесарийский писал: «…тот самый Пилат, живший во времена Спасителя, впал, по преданию, при императоре Гае в такие беды, что вынужден был покончить с собой и собственной рукой наказать себя: Божий суд, по-видимому, не замедлил настигнуть его». О самоубийстве бывшего префекта в 39 г. н. э. сообщал и Павел Орозий: «Пилат же, наместник, который вынес обвинительный приговор в отношении Христа, после того как он вызвал и претерпел в Иерусалиме множество волнений, был подавлен такой тревогой, исходившей от Гая, что, пронзив себя собственной рукой, в скорой смерти искал сокращение мучений».

Пилат в искусстве и культуре

Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса, «Евангелие от Пилата» Эрика-Эмманюэля Шмитта, «Кредо Пилата» Карела Чапека, «Смирительная рубашка» Джека Лондона, «Плаха» Чингиза Айтматова), «Воспоминания Понтия Пилата» Анны Берне, музыке (например, рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, «Мастер и Маргарита» А. Градского, песня группы «Ария» «Кровь за кровь») и многих других; в изобразительном искусстве (например, «Христос перед Пилатом» (1634) Рембрандта, «Что есть истина?» (1890) Николая Ге, а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха, Караваджо, Корреджо, Тинторетто, Михая Мункачи и многих других.

В кинематографе образ Понтия Пилата был представлен в десятках фильмов следующими актёрами:

  • Зигмунд Любин («Игра страсти» «Passion Play» (Финляндия, 1898)
  • Сэмюэл Морган («From the Manger to the Cross» (США, 1912)
  • Амлето Новелли («Христос», «Christus» (Италия, 1916)
  • Вернер Краус («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (I.N.R.I.), Германия, 1923)
  • Виктор Варкони («Царь царей», «The King of Kings» (Австрия, 1927)
  • Жан Габен («Голгофа», Франция, 1935)
  • Бэзил Рэтбоун («Последние дни Помпей», США, 1935)
  • Жозе Бавьера («Иисус из Назарета» «Jesus of Nazareth» (1942); «Мария Магдалина» «María Magdalena, pecadora de Magdala» (1946); «Дева Мария» «Reina de reinas: La Virgen María» (1948); «El mártir del Calvario» (1952) Мексика.
  • Лоуэлл Гилмор (Жизнь Христа «The Living Christ Series» (США, 1951)
  • Ричард Бун («Плащаница» (США, 1953)
  • Бэзил Сидней («Саломея» «Salome» (США, 1953)
  • Жерар Тиши («Поцелуй Иуды» aka «El beso de Judas», Испания, 1954)
  • Алан Уитли («Иисус из Назарета», Великобритания, 1956)
  • Фрэнк Тринг («Бен-Гур», США, 1959)
  • Хурт Хетфилд («Царь царей», 1961)
  • Жан Маре («Понтий Пилат», Италия — Франция, 1962)
  • Алессандро Клеричи («Евангелие от Матфея», 1964)
  • Ян Кречмар («Пилат и другие», ФРГ, 1972)
  • Барри Деннен («Иисус Христос — суперзвезда», 1973)
  • Род Стайгер («Иисус из Назарета», 1977)
  • Харви Кейтель («Дело Назаретянина», 1986)
  • Дэвид Боуи («Последнее искушение Христа», 1988)
  • Збигнев Запасевич («Мастер и Маргарита», Польша, 1989)
  • Михаил Ульянов («Мастер и Маргарита», Россия, 1994)
  • Гэри Олдмен («Иисус», 1999).
  • Фред Йохансон («Иисус Христос — суперзвезда», 2000)
  • Христо Шопов («Страсти Христовы», 2004); «Расследование», 2006.
  • Кирилл Лавров («Мастер и Маргарита», Россия, 2005)
  • Скотт Смит («Пилат», 2008)
  • Хью Бонневилль («Бен-Гур», 2010)
  • Сергей Фетисов («Иуда», 2013)
  • Пилу Асбек («Бен-Гур», 2016)
  • Константин Самоуков («Варавва», 2018)

В Библии Понтий Пилат упоминается во время суда над Иисусом

Суд Пилата – одно из главных мест в Евангелиях. Иисус Христос был осужден на Распятие, чтобы потом воскреснуть. О суде говорится во всех Евангелиях: в главе 27 Евангелия от Матфея, 23 от Луки, 18-19 от Иоанна, 15 от Марка.

Христа осудили на смерть иудеи, однако смертный приговор должен был утвердить римский наместник.

Некоторые исследователи указывают на неподсудность префекту религиозных дел и отрицают встречу Христа с Пилатом

Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19:7)

На суд Христа привели первосвященники, обеспечив себе поддержку толпы

Понтий Пилат вряд ли всерьез отнесся к Иисусу. Для него Христос был очередным бродячим проповедником, который смущает народ и «раскачивает лодку». По римским законам Христос был невиновен. Поэтому Пилат, воспитанный в системе римского права и не желающий вникать в религиозные разборки туземцев, сначала вообще отказывался принимать в суде участие:

Пилат сказал им: возьмите Его вы и по закону вашему судите Его (Ин. 18:31).

Когда отвертеться от суда не удалось, он отказался уступить требованиям о казни:

я ничего, достойного смерти, не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу (Лк. 23:22).

На допросе Иисус молчал. Только Евангелие от Иоанна сообщает о беседе между Христом и Пилатом, к которой Пилат отнесся с пренебрежением, не желая слушать истории очередного еврейского пророка.

Пилат с пренебрежением относился к евреям вообще и к еврейским проповедникам в частности. На свой вопрос Христу: «Что есть истина?» он даже не стал дожидаться ответа

Наконец, Пилат прибегнул к последней попытке:

Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву (Ин. 18:39-40).

Тогда Пилат уступил:

Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:24-25)

И во время, и после суда Пилат не смог отказать себе в удовольствии потравить местное население. Видя, как иудеи относятся к Христу, он приказал именовать его Царем Иудейским:

И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! (Ин. 19:14)

Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. (Мк. 15:9-10)

Пилат не признал Христа виновным, но уступил, не желая очередного народного возмущения

Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по‐еврейски, по‐гречески, по‐римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я — Царь Иудейский». Пилат отвечал: что я написал, то написал. (Ин. 19-22)

Зная крутой нрав префекта, иудеи стерпели очередное богохульство, тем более, что цели своей они добились.

Образ Понтия Пилата и проблема совести

«Мастер и Маргарита» – это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4-х глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат – умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типическую черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики – «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи – часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом, Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок. Обращение Иешуа к Понтию Пилату, «свирепому чудовищу» (как он сам себя называл), «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции, вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат – яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе. Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли. Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят. В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже предательство бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека. По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке – духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.

Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя на вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

Как сложилась дальнейшая жизнь Пилата?

Начнём с того, что доподлинно известно историкам:

  • Пилат был довольно жёстким правителем. Он вводил большие налоги, провоцировал и оскорблял верования иудеев, беспощадно подавлял любые местные восстания.
  • Современники характеризуют его как жестокого и продажного самодура, устроившего немало казней без суда и следствия.
  • Иудейский царь Агриппа даже написал императору Калигуле специальное письмо, в котором описал, какие преступления совершил Пилат по его мнению: «насилие, подкуп, оскорбление веры, казни без приговора, крайняя жестокость …»
  • Примерно в 36 году римский легат Луций Вителлий отстраняет его от занимаемой должности и отсылает в Рим.

Других более или менее достоверных сведений о его судьбе не сохранилось.

Как и когда он умер

О том, как дальше жил Пилат после распятия, существует множество легенд, которые практически не имеют под собой никаких исторических свидетельств. Приведём наиболее распространённые:

  • 1 версия: записи Евсея Кесарийского. После распятия Христа Пилата стали преследовать многочисленные несчастья и, в конце концов он совершил самоубийство.
  • 2 версия: апокрифическая легенда. Пилат покончил с собой. После самоубийства тело прокуратора было сброшено в реку Тибр, однако река не приняла его. Тогда его отвезли к другой реке – Роне, но и там произошло то же самое. После чего труп Пилата был утоплен в горном озере в современной Швейцарии. Теперь на этом месте болото.
  • 3 версия: точное авторство неизвестно. Согласно этой версии, Пилат был казнён за некий проступок императором Нероном. В городе Вьене была большая пирамидальная колонна, которую довольно долго звали гробницей Понтия Пилата.

Первый скандал

Вступление в должность, о чем писал Иосиф Флавий, Пилат сразу же отметил скандалом. Когда он привел свои войска в Иерусалим на зимнюю стоянку, то приказал ночью украсить все общественные места знаменами с изображением императора. Ни один из его предшест­венников не решался на подобное, зная, что для иудеев любое изображение запрещено Законом Моисея. Это было прямым поруганием веры местных жителей. Но Пилат с первых же дней своего правления решил объяснить непокорным иудеям, что спокойная жизнь для них закончена, и теперь только Рим будет определять, как им жить на своей земле.

Сам Пилат во время этой акции предусмот­рительно остался в Кесарии (резиденции римских наместников, расположенной в сотне километров от Иерусалима), чтобы поставить иудеев перед свершившимся фактом. Проснувшись, жители Иерусалима с ужасом увидели, что их город осквернен языческими изображениями. Множество иудеев в тот же день двинулись в Кесарию‚ чтобы просить Пилата об удалении знамен из Иерусалима. Но Пилат остался непреклонен. Тогда пришедшие легли на землю перед его дворцом и лежали так пять суток. На шестой день этой акции протеста Пилат пригласил всех на стадион, якобы для того, чтобы объявить о своем решении. Но когда обнадеженные этим обещанием иудеи пришли к месту, их немедленно окружили тройным кольцом вооруженные легионеры. Пилат, восседавший на судейском кресле, объявил, что каждый, кто не примет императорских изображений, будет тут же изрублен на куски. Легионеры обнажили мечи.

Ответ иудеев был неожиданным. Словно бы по команде все пришедшие снова упали на землю и обнажили свои шеи, демонстрируя немедленную готовность умереть за соблюдение иудейского Закона. Пилат был удивлен такой решимостью. Жалеть бунтующих туземцев было не в обычае римлян, но и начинать свое правление с массовой казни Пилат не захотел. Он пообещал отважным ходатаям убрать знамена из Иерусалима и отпустил их с миром. Однако свою позицию в отношении местных жителей он обозначил предельно четко: римский правитель может помиловать, но может и покарать, вся жизнь иудеев отныне — в руках наместника императора, и любые попытки отстаивать свои права могут закончиться большой кровью.

Образ Понтия Пилата – Наказание за трусость

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, — все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил — то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме.
Одним из тех, кого он судил, является Иешуа. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвую-Н(их и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая В1гутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. У Иешуа своя жизненная философия: «… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат — ей ничто не угрожает, — а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость — вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» — слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» — неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, — таких, в сущности, немного, — как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Получается, что его бессмертие — это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи. Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон — муки ужасней не придумать, тем более что сон этот — его самая сокровенная мечта. Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится. Автор все же дает Пилату возможность освобождения. Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.

4 версия смерти

Четвёртой можно назвать версию Булгакова, описанную в «Мастере и Маргарите», как и все остальные три, она не имеет под собой никаких фактических оснований, а значит имеет такое-же право на жизнь, и мы не можем её не упомянуть. К тому же она довольно интересная…

Но подождите, ведь в романе не описано, как умер Пилат! Как же так?

Да, прямого описания действительно нет. Явно описаны лишь мучения Пилата, которые, по всей видимости, не происходят при его земной жизни. Но описаний самой смерти нет. Булгаков — гениальный писатель, и он не был бы самим собой, если всё было так просто. Кто хорошо знает роман — наверняка догадается о чём идёт речь, а для остальных поясним:

1) Вспомните, как умерли Мастер и Маргарита?

Азазелло наливает вино Мастеру и Маргарите.

Азазелло дарит им бутылку вина, они выпивают и умирают:

То есть они пьют то самое отравленное вино, которое пил Пилат. Получается и Пилат тоже был отравлен. Но кем?

2) Как проходит последняя встреча Пилата и Афрания? Они тоже пьют вино:

Некоторые считают это ошибкой автора. Но если это не так, то получается, что именно Афраний – начальник тайной службы, скорее всего, и отравил прокуратора. Он на всякий случай уточняет, какое вино ему приходится пить.

Кроме этих двух явных намёков есть ещё несколько не таких существенных: африканская прислуга, упавшая рука с чашей, разлитое вино. Хотя этих двух моментов вполне достаточно, чтобы понять, скорее всего, Булгаков выдвигает именно такую версию смерти Пилата.

Характер героя

История Пилата воспринимается читателями неоднозначно. Он выглядит как деспотичный человек, который неоднократно называет себя жестоким. Понтий был очень умным и образованным. Он владел тремя языками:

  • латинским;
  • греческим;
  • арамейским.

У него не было жены и детей. Мужчина полностью отдавал себя службе. Прокуратора считали злым и нелюдимым. Люди часто называли его свирепым и опасным. Встреч с Понтием старались избегать. Из-за частых приступов мигрени, которые доставляли сильные страдания, Пилат был склонен к вспышкам гнева.

Надменность делала его суровым и грозным. На войне он проявлял себя как храбрый и отважный человек, который защищал своих подчиненных. В ситуации с Иешуа Га-Ноцри он проявил трусость. В этот момент прокуратор ненавидел свой титул и невозможность что-то изменить.

Пилат приказал казнить Иешуа, но это решение приносит ему только муки. Он думает над словами Га-Ноцри, который всех считал «добрыми людьми». Понтий же слишком хорошо видел настоящую сущность человека. В Долине Дев Марка Крысобоя едва не разорвала толпа германцев, видел прокуратор и другие преступления. Все это позволило ему потерять веру в людей.

Понтий узнал, что Иешуа избили за проповеди, бандиты убивали солдат, а Иуда в итоге предал Га-Ноцри. Пилат не верит словам арестанта о том, что настанет царство истины. Прокуратор давно потерял веру в людей. Вся его жизнь наполнена страданиями и грустью, мучениями.

Понтий был глубоко одиноким и несчастным человеком. Замкнутость и титул вынуждали его выносить нелегкие решения. Наказание Иешуа далось ему нелегко, так как философ словно видел настоящего прокуратора. Уставшего и больного человека, который мечтает о покое.

Понтия будет мучить бессонница. Он обречен жаловаться на свою должность и на отсутствие покоя. Вместе с ним страдает его собака. Мужчина хочет наконец-то пройти по лунной дорожке и продолжить беседу с Иешуа.

Воланд заметит, что Маргарите нет смысла просить освободить прокуратора. За него уже вступился сам Иешуа, который попросил Левия Матвея передать его просьбу. Воплотил ее Мастер, который ограничился коротким: «Свободен!».

Так Понтий Пилат смог исполнить свое давнее желание о покое и прогулке по лунной дорожке.

Историческое и библейское происхождение

Послание жены Пилата (1886–1894 гг.) Джеймса Тиссо ( Бруклинский музей )

Вполне вероятно, что Понтий Пилат был женат. Возможно, его жена сопровождала его на пост губернатора Иудеи (26–36 / 37 г. н. Э.); в то время как губернаторам было запрещено приводить своих жен на свои посты при республике и Августе, этот закон позже был отменен Сенатом. Жан-Пьер Лимонон говорит, что это, скорее всего, имело место во время правления Тиберия , в то время как Александр Демандт называет 20 г. н.э. годом отмены этого правила. Однако единственное раннее упоминание жены Пилата — это одно предложение в Евангелии от Матфея :

Однако, по мнению ученых Демандта, Хелен Бонд и Жан-Пьера Лимонона, это упоминание скорее легендарное, чем историческое. Раймонд Э. Браун предположил, что этот эпизод был смоделирован в соответствии с общим стереотипом, найденным в трудах еврейского историка Иосифа Флавия , в котором благородная язычница благосклонно относится к иудаизму.

В начале шестнадцатого века Франсуа де Бивар предположил, основываясь на имени жены Пилата в более поздней традиции, что Клавдия, упомянутая Павлом во Втором Тимофею (2 Тимофею 4:21), могла быть женой Пилата

Однако Колум Хурихейн не принимает во внимание эту возможность.

Археология

В 1920-х годах в Бейруте был обнаружен свинцовый саркофаг, содержащий два браслета с надписью на греческом языке с именем Клаудиа Прокула ( ΚΛΑΥΔ / ΙΑ ΠΡΟ / ΚΛΑ и ΚΛΑΥΔ / ΠΡΟΚΛΑ соответственно). Рене Мутерд датировал находку третьим веком, возможно, началом третьего века, хотя он отметил, что некоторые элементы выглядели гораздо более архаичными по стилю. Он предполагает, что, возможно, автор Евангелия от Никодима мог быть вдохновлен смертью этой женщины назвать жену Пилата в ее честь, хотя он отмечает, что нет никаких доказательств связи Евангелия от Никодима с Бейрутом.

В первую очередь на основании погребального инвентаря, найденного в саркофаге, но также принимая во внимание архаические черты, отмеченные Мутерде, Джилл Карингтон Смит отредактировала находку до последних трех четвертей первого века нашей эры. Смит отмечает, что это период времени, когда вполне вероятно, что женщина могла быть женой Понтия Пилата, хотя она отмечает, что нет никаких доказательств того, что Пилат когда-либо был в Бейруте, а имя Клаудиа Прокула засвидетельствовано в другом месте

Она заключает: «Если принять эту дату , возможность того, что это была действительно жена Пилата, хотя и маловероятна, но не может быть полностью исключена».

Что произошло с Понтием Пилатом после казни Иешуа

Очередной рабочий момент в жизни Понтия Пилата сыграл ключевую роль, наложившую отпечаток на роман в целом. Казнь заключенных обычное дело для прокуратора. Он привык воспринимать это как должное, не считая арестованных за людей и не интересуясь их судьбами. На допросе Иешуа, он убеждается, что человек, находящийся перед ним невиновен в предъявленном преступлении. Помимо этого, он оказался единственным, кто способен избавить его от постоянно сверлящей головной боли. Так в нем открылась другая черта личности – сострадание.

При данной ему власти он не смог отменить приговор и освободить парня. Единственное чем мог ему помочь, сделать так, чтобы приговоренных сразу убили, без мучений. Понтий Пилат не смог противостоять давлению обстоятельств, совершив зло. После этого поступка он «двенадцать тысяч лун» по времени будет раскаиваться в содеянном. Угрызения совести лишили его нормального сна. Ночью урывками ему снится один и тот же сон, где он гуляет по лунной дороге.

Понтий Пилат как историческая личность

Одной из главных идей Библии является Искупительная Жертва Сына Божия. Господь Иисус Христос совершил Ее в Иерусалиме при Понтии Пилате. Некоторые историки древнейшего христианства, например Андрей Немоевский  (1864-1921), подвергали сомнению историчность евангельских событий. Для них Понтий Пилат это мифическая и символическая фигура.

Понтий Пилат умывает руки после приговора Христу (скульптура)

Однако Понтий Пилат — это реальная историческая личность, пятый префект римской провинции Иудеи (26–36 годах). Его существование подтверждают, в частности, археологические находки 1961 года в Палестине. Была обнаружена мраморная плита с надписью:

«Понтий» это фамилия, указывающая на принадлежность носителя к древнему италийскому роду. Учёные предполагают, что «Пилат» — это не имя, а прозвище (переводится как «метатель копья»). Оно свидетельствует о принадлежности к сословию всадников. Всадники — военная кавалерия, с 1 века до Рождества Христова финансовый слой римского общества.

Точное время и место рождения Понтия Пилата неизвестно. Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит (1-2 век) сообщает о занимаемой Пилатом должности префекта, или прокуратора (управителя). Его обязанностями было управление римской провинцией, каковой в то время была Иудея, по гражданским делам. На эту важную должность человека утверждал лично римский император. Следовательно, прокуратор Иудеи был подотчетным только императору. Это давало практически неограниченную власть в регионе.

На своей должности префекта в Иудее Пилат пробыл 10 лет, с 26 по 36 года 1 века. По свидетельствам его современников, античных историков, он был жестоким, свирепым, сребролюбивым, грубым правителем. Именно при его правлении Иисус Христос принял Свою добровольную искупительную Крестную смерть.