Африканский баал, боги, религии и культы этого континента

Оглавление

Традиционная культура

Деревянная догонская статуя, возможно, фигура предка, XVII—XVIII век

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки. Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля, что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия — ручное подсечно-огневое земледелие, в горах — террасное, местами — ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства.

Развиты кузнечество (характерны плавильные печи фаллической формы, сходные с печами манден), антропоморфная и зооморфная пластика (железо, дерево, глина, камень: кованые антропоморфные навершия жезлов, маски, статуэтки женщин с детьми, сосудами на голове, мелющих зерно, орантов, музыкантов, всадников, двойные изображения, ритуальные сиденья с «кариатидами», подголовники, танцевальные трости, кубки, утварь, архитектурные детали). Для скульптуры характерны угловатые очертания, маски имеют объёмные либо плоские личины, навершия с подчёркнутой вертикальной осью (длиной до 10 м). Резьбой по дереву занимаются кузнецы, составляющие замкнутую касту и живущие в особом квартале или в отдалении от деревни; их жёны занимаются гончарством.

Система терминов родства бифуркативная.

Догон

Догон в ритуальной маске

Деревенская община состоит из нескольких больших семей — патрилатеральных родственных групп, управляется советом старейших мужчин (гинна). Духовный лидер общины — жрец культа мифического предка догонов Лебе (огон), избираемый общиной и проходящий после избрания длительный период инициации. Лебе представляется в виде змеи, считается, что от его сыновей произошли территориальные и родовые группы догонов (дион, домно, оно и ару).

Первопредком и культурным героем считается также Номмо, укравший у небесных кузнецов огонь, разделивший землю между 8 родами догонов, научивший людей земледелию.

Поселения располагаются террасами на склонах холмов у подножия скал. Имеются скальные постройки. Жилище глинобитное, прямоугольное с плоской крышей; дома тесно примыкают друг к другу. Амбары — прямоугольные или округлые. Встречаются мужские дома (тогу-на) — низкие (чтобы во время ссор спорщики не могли выпрямиться во весь рост) с соломенной в несколько слоёв крышей, опирающейся на резные столбы. Встречается практика строить женские менструальные дома за пределами деревни. Мужские и женские глинобитные кладовые на подставках, круглые в плане с конической крышей с рельефными антропоморфными изображениями на дверях.

Традиционная одежда — набедренная повязка и короткая рубаха у мужчин, повязанная на бёдрах юбка у женщин.

Догоны имеют богатую мифологию: о боге-творце Амма; о первопредке и культурном герое Номмо, связанном с близнечным культом; о «божествах воды» — полулюдях и полузмеях; о вредоносном шакале Юругу. У них существуют сложные космогонические представления о многослойной Вселенной и определённый опыт астрономических наблюдений.

С культом предков связано мужское общество масок Ава, при посвящении в которое (9-12 лет) совершается обрезание. Практикуется и женское обрезание. Процессии и пляски с масками проводятся в связи с похоронами, началом сельскохозяйственных работ, ежегодными ритуалами в честь Амма и Лебе, 60-летними культовыми циклами и др.

Частично сохраняются традиции наскальной живописи (изображения людей и животных, геометрические фигуры). Со 2-й половины XIX века под влиянием тукулёров распространяется ислам, с конца XIX — начала XX века — христианство. Догоны, получившие образование и живущие в городах, обладают высоким статусом, занимают влиятельное положение в политике и культуре.

Черные купцы

Первый арест Яна Рокотова произошел, когда ему было 17 лет — он получил 8 лет лагерей за «контреволюционную деятельность», но не отсидел весь срок, был реабилитирован и даже восстановлен в институте. Именно от сидельцев он и узнал про всевозможные спекулятивные схемы.

Ян Рокотов — Архивное фото

Выйдя на свободу, 30-летний Рокотов сумел организовать отлаженную сеть скупки валюты и товаров широкого потребления. Главный источник валюты — сотрудники посольств в Москве, с которыми он завязал отношения, а также арабские военнослужащие из военных академий, которые охотно и в большим количествах снабжали его золотыми монетами царской России (они особенно ценились советскими нумизматами).

Золотые монеты царской чеканки провозились ими через границу в потайных поясах под одеждой — в каждом можно было разместить до 500 монет. Осенью 1960 в ходе досмотра вещей арабских контрабандистов нашли более 20 кг золотых монет! Когда Рокотова поймают и предъявят ему фотографии 84 арабских офицеров, окажется, что в тайные сделки он не вступал только с 10 из них.

К 1960 году в Москве функционировала целая “черная” империя спекулянтов с многомиллионными оборотами — Сергей Метелица/TASS

Еще одним источником валюты стала тайная сделка с членом совета директоров западногерманского банка «Отто и компаньоны». Житель СССР мог взять с собой в заграничную поездку максимум $30. Рокотов же предложил отдавать рубли ему, а уже в Германии в банке получать иностранные деньги, сколько угодно. В обратную сторону это тоже работало через расчетный счет «Отто и компаньонов»: в СССР они получали от партнеров Рокотова рубли по куда более выгодному, нежели официальный, курсу.

По сути, Рокотову впервые удалось поставить фарцовку на поток, превратив спекуляцию в бизнес, а Файбишенко и Яковлев были его ближайшими подельниками.

Дмитрий Яковлев — Архивное фото

24-летний Файбишенко, самый молодой из них, работал в основном со студентами: просыпался, садился в такси и объезжал подопечных, собирая долю. Его контрагенты специализировались на заграничных вещах. 33-летний Яковлев отличался тем, что знал три иностранных языка, учился в аспирантуре и торговал с контрабандистами Прибалтики, откуда сам был родом.

Он нанял ничего не подозревающую пенсионерку: та сидела у телефона и связывала его с другими посредниками. Причем, Файбишенко и Яковлев были еще и осведомителями органов, они несколько лет сдавали рядовых «бегунков»-студентов, и платили взятки за то, чтобы их не трогали.

Владислав Файбишенко — Архивное фото

Но в 1960 году борьба с фарцовщиками вышла на новый уровень, политический. Их «черная» империя заинтересовала лично Первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева. Файбишенко арестовали во время сделки, Яковлева сдала та самая помогавшая ему пенсионерка (с ней договорились власти), а Рокотова взяли на вокзале, где он прятал чемодан с ценностями в камеру хранения. На момент ареста оборот империи составлял 20 млн рублей или $80 млн. по тогдашнему курсу.

Всех троих приговорили к 8 годами лишения свободы, и на этом история «черных купцов» должна была закончиться. Но затем события начали развиваться совсем непредсказуемым образом.

2 местоМсвати III

Король Свазиленда с 1986 года. Он же — последний монарх во всей Африке, а это накладывает серьезные обязательства. Мсвати вынужден жить в крайней роскоши и содержать 12 жен, поскольку статус того обязывает. Из крупнейших реформ Его Величества можно назвать штраф за соития: любой, кто будет замечен за сексом ранее 21 года, будет оштрафован на одну корову.

Его наряды — просто поразительны. Король обожает супер-экзотичные народные костюмы и не стесняется ходить в перьях и набедренных повязках даже на футбольные матчи, несмотря на приличное пузцо. Его Величество определенно заслуживает 2 место.

Догоны

В Западной Африке на юго-востоке государства Мали живёт народ, называющий себя догоны. Обитают эти люди в труднодоступных районах песчаниково плато Бандиагара. Обрывистые скалы этого природного образования имеют высоту, доходящую до 500 метров, протяжённость плато достигает 150 км. Данная местность имеет уникальный ландшафт. Она включает в себя дома людей, святилища для исполнения религиозных обрядов, хранилища для зерна, расчищенные площадки для общественных собраний и представляет собой неповторимый архитектурный комплекс, считающийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Представитель племени догонов

Догоны появились в землях Западной Африки ориентировочно в X веке. Предания гласят, что пришли они откуда-то с верховий Нигера, то есть с западного побережья самого жаркого материка планеты. Но где они конкретно жили многие тысячелетия, откуда «произрастают корни» этого народа — неизвестно ничего. Складывается впечатление, что племя возникло из ниоткуда и расселилось на плато Бандиагара, значительно потеснив местные народы.

Высокой культуры у догонов никогда не было. Учитывая их обособленность, в XXI веке кардинальных изменений не произошло. Это полудикое племя, которое кормится за счёт выращивания крупного рогатого скота и земледелия. Производства практически никого нет, развито только кузнечное дело и гончарное. Живут люди в глинобитных домах, которые скорее можно назвать хижинами. Впрочем, глинобитные строения всегда отличались высокой прочностью, долговечностью и дешевизной, а их экологическая чистота и в наши дни не вызывает никакого сомнения. Численность народа достигает 200 тысяч человек.


Женщины племени догонов

Племя разделено на общины, а те, в свою очередь, подразделяются на семьи. В каждой общине имеется жрец. Это духовный наставник своей паствы. Он также является хранителем древних знаний, оставленных ему предками. Выражаются знания в мифах и преданиях и несут в себе очень интересную информацию. Именно, благодаря ей, догоны широко известны не только специалистам этнографам, но и астрономам.

Этот укрывшийся от всего мира в труднодоступных местах народ имеет своего главного бога Амму, а также народного героя Номмо. Немалое место в мифологии занимают божества, выходящие из воды. Это полулюди, полузмеи, обладающие огромной мистической силой. Есть и злое существо Юругу, несущее разрушение и смерть. В общем-то ничего особенного. У каждого народа в мифах и преданиях найдётся что-то похожее. Но это только на первый взгляд.


Жилища племени догонов

В чём же отличие, и кто его заметил первым? Здесь нужно упомянуть имя французского этнографа Марселя Гриоля (1898-1956). Это профессор Парижского университета, организовавший целых 5 экспедиций в Африку. То есть человек, глубоко владеющий определёнными знаниями, касающимися архаических элементов культуры древних народов жаркого континента.

Надо сразу сказать, что экспедиции Марселя Гриоля были отнюдь не кратковременными поездками в отсталые африканские племена. Учёный жил среди этих людей годами, тщательно изучая их мифы, традиции и обычаи. Это серьёзный исследователь, и верить ему можно безоговорочно.


Обычный день в племени догонов

В 30-е годы прошлого века француз жил несколько лет среди догонов. Он тщательнейшим образом изучил быт этих людей и записал их легенды с древнейших времён. Вернувшись в Европу, учёный обработал материал и издал несколько серьёзных статей по этнографии. У широкой общественности они никакого интереса не вызвали. Это были узкоспециализированные работы, интересные только людям науки.

Как уж там получилось — неизвестно, но труды Марселя Гриоля попались на глаза английскому астроному и математику Уильяму Хантеру Мак-Кри (1904-1999). Внимательно ознакомившись со статьями этнографа, британец был потрясён до глубины души. То, что он прочитал в работах француза, выходило за всякие рамки привычного понимания окружающего мира и напрямую касалось далёкой звезды Сириус.

Культы и религии Африки

Занимающиеся земледелием племена Африки колоссальное значение предавали общинам и культу аграрных богов покровителей. Существовали общины, которые поклонялись своим духам (повелители водоемов, холмов, долин и лесов). Многие почитали местных божеств, а других игнорировали.

Тяжело говорить о религиях и культах Африки. Каждый народ имеет множество особенностей, о любом из них рассказывать долго.

Распространен на этом континенте культ предков. Он один из самых главных. У представителей разных народов под влиянием традиций он трансформировался. Но есть общее.

Они считают, что жизнь после смерти есть и усопшие предки становятся духами. Они невидимые, не имеют формы, сохраняют облик (как при жизни) и вселяются в животных, растения (в камни, водоемы).

Практически все народы верят, что усопшие пращуры любят находится недалеко от места, где жили. Помогают людям в домашних делах, оберегают от неправильных поступков, могут наказать нерадивого потомка.

У африканцев непростая иерархия духов. Верхнюю позицию занимали те, кого почитали как родоначальников. В отдельную категорию выделялись духи предков семьи, рода, общины, племени, народа. В отдельные категории входили умершие естественной либо насильственной смертью люди.

Одними общинами почитались в большей степени предки мужчины, другими — женщины, в отдельных общинах одинаково почитались все. В давние времена местные жители верили, что почитание усопших поможет духам спокойно обитать в потустороннем мире, и пращуры не откажутся помогать живым потомкам.

Народ баньяруанда (Руанда) верит, что души усопших людей находятся рядом, когда почитаются живыми и соблюдаются все обряды. Бамилеке (Камерун) полагали: чтобы сохранить душу умершего, надо сберечь череп человека.

Это касалось предков-вождей. Поэтому их черепа хранились в хижинах, к ним приходили с жертвами, обращались с мольбами. Люди верили, что утерять череп – к беде. Дух нанесет селению вред

Это говорило о том, что душе усопшего не уделялось внимание, не проявлялись уважение и забота

Многие столетия культ предков – устойчивая форма традиционных африканских религий, и этот культ плавно вошел в современную жизнь.

4 местоХайле Селассие

Хайле Селассие (1930-1974). Последний император Эфиопии и попутно любимец растаманов. По мало понятному стечению обстоятельств ямайские любители панафриканизма и каннабиса посчитали Селассие новым мессией и воплощением Джа на Земле.

Хайле Селассие пытался усидеть на двух стульях, одновременно проводя реформы и закрепляя статус императора и дворянства. В результате Эфиопия столкнулась с массой внутриполитических проблем, которые на фоне ужасающего голода вылились в революцию. Император был умерщвлен и по одной из версий скинут в отхожее место.

Хайле Селассие со своей крутой раста-тематикой и тягой к пышным нарядам занимает почетное 4 место.

Тотемы

Многим известно, что у народов Африки есть тотемные животные. В связи с этим появилось много сказаний и ритуалов. У народов, с уважением относившихся к змеям, есть такой обряд.

Новорождённого ребёнка клали со змеей. Когда она не трогала малыша, считалось что он заслуживает жизни. Когда нападала, убивали как нечистого.

Согласно верованиям, тотемное животное сохраняет связь с определенной этнической группой. Тотем племени – сильное животное, то этот хищник пощадит поклоняющихся ему людей.

Но когда тотемное животное нападало на поклоняющегося человека, это говорило о том, что он незаконный член рода. И человека изгоняли. Во многих областях Африки запрещалось употреблять мясо таких животных в пищу. Поклонение тотемам сегодня практически не сохранилось у народов Африки.

Африканская культура богата. Многие столетий она развивалась и трансформировалось. Но разнообразные культы, вера в богов, поклонение идолам ещё распространены на территории континента. И до скончания времен останутся верные древним традициям предков люди.

Позже актуальность

Согласно Филону Библосскому , Санчуниатон сделал Дагона братом Кроноса , сыновьями Неба ( Урана ) и Земли ( Гайи ), но не биологическим отцом Хадада. Хадад (Демарус) был рожден Скаем от наложницы до того, как Скай был кастрирован его сыном Улом, после чего беременная наложница была отдана Дагону. Соответственно, Дагон в этой версии — сводный брат и отчим Хадада. В византийском Etymologicon Magnum Дагон упоминается как «финикийский Кронос».

Еврейский историк I века Иосиф Флавий упоминает место под названием Дагон над Иерихоном .

Еврейские и христианские писания

Изображение разрушения Дагона Филипом Джеймсом де Лутербургом , 1793 год.

В 1 Царств 5.2–7 рассказывается, как Ковчег Завета был захвачен филистимлянами и доставлен в храм Дагона в Ашдоде. На следующее утро ашдодиты нашли изображение Дагона, распростертого перед ковчегом. Они поставили изображение вертикально, но снова утром следующего дня они обнаружили его распростертым перед ковчегом, но на этот раз с отрубленными головой и руками, лежащим на миптане, что переводится как «порог» или «подиум». Повествование продолжается загадочными словами raq dāgôn nišʾar ʿālāyw , что буквально означает «ему остался только Дагон». ( Септуагинта , Пешитта и Таргумс передают «Дагон» здесь как «хобот Дагона» или «тело Дагона», предположительно имея в виду нижнюю часть его изображения.

Дагон также упоминается в Первой книге эфиопских Маккавеев (12:12), которая была составлена ​​где-то в 4 веке нашей эры.

Толкование рыбного бога

Рельеф «Оаннес» из Хорсабада.

Этимология «рыбы», хотя и поздняя и неверная, была принята в научных кругах XIX и начала XX веков. Это привело к ассоциации с « тритон » мотив в ассирийских и финикийских искусства (например , Велльгаузен , Уильям Робертсон Смит ), и с фигурой вавилонского Оаннеса (Ὡάννης) упоминает Бероса (третий век до н.э.).

Ассоциация с dāg / dâg «рыба» была сделана еврейским комментатором Библии XI века Раши . В 13 веке Давид Кимхи истолковал странное предложение в 1 Царств 5.2–7 о том, что «остался только Дагон», как означающее «осталась только форма рыбы», добавив: «Говорят, что Дагон из его пупком вниз, имел форму рыбы (отсюда его имя — Дагон), а от пупка вверх — форму человека, как сказано, у него две руки были отрезаны ». В тексте Септуагинты в 1 Царств 5.2–7 говорится, что обе руки и голова изображения Дагона были отломаны.

Первым, кто подверг сомнению этимологию «рыбы», был Шмёкель (1928), который, тем не менее, предположил, что, хотя Дагон изначально не был «богом-рыбой», связь с dâg «рыба» у морских ханаанцев (финикийцев) могла повлиять на иконография бога. Однако позже он правильно определил это как средневековое изобретение. Современные исследователи не только не принимают это, но даже сомневаются в том, поклонялись ли Дагану / Дагону в прибрежных районах в каком-либо значительном качестве.

Дагон и Марнас

В классический период центральный храм Газы был посвящен богу по имени Марнас ( арамейское Марна «Господь»). Итамар Сингер считал возможным, что это имя было титулом филистимского Дагона, хотя он отмечает, что он приравнивался не к левантийскому или сирийскому божеству, а к критскому Зевсу, Зевсу Кретагенесу .

Марна Газы появляется на чеканках времен Адриана .

Согласно Тако Терпстра, литературные тексты представляют Марнаса как «бога неба, который также совершал оракулы» (что довольно сильно отличается от Дагана, который был владыкой земли, а не неба). Он также отмечает, что изображения в иконографии монет непоследовательны. Иногда его изображают обнаженным, похожим на обнаженного бородатого Зевса, сидящего на троне или стоящего с молнией в руке. На других изображениях Марнас с луком стоит на пьедестале перед женским божеством. Несмотря на разнообразие изображений, их обилие на монетах указывает на то, что жители Газы очень уважали его и связывали этого бога со своим городом. Иностранные торговцы из Газы все еще придерживались этого культа вплоть до пятого века нашей эры.

Марнас упоминается в трудах ученого и теолога IV века Иеронима, в нескольких рассказах из его Жития святого Илариона , написанного около 390 г. н.э., в которых он осуждает своих приверженцев как идолопоклонников и «врагов Бога». Жестокие настроения против культа Марны и разрушение его храма в Газе описаны Марком Дьяконом в его рассказе о жизни святого Порфирия из Газы в начале V века ( Vita Porphyri ). После разрушения храма Марны диакон Марк обратился к императору Аркадию через свою жену Евдокию с просьбой удовлетворить просьбу о разрушении всех языческих храмов в Газе.

Фильмы, игры

Цифровая реконструкция Саккары из игры Assassins Creed. \ Фото: twitter.com.

Пирамида Джосера снова и снова появлялась в популярной культуре на протяжении тысячелетий, прошедших с момента её строительства. В классический период ходили истории о легендарных личностях Джосера и Имхотепа. Папирус римского периода повествует о серии вымышленных приключений из жизни архитектора, в то время как другой описывает его как потомка богов. Такие истории представляют Имхотепа как могущественного мага, чьё строительство великой ступенчатой пирамиды было чудесным произведением магии.

Много веков спустя возник феномен Большого тура. Это было тогда, когда элитные молодые люди взяли годичный отпуск после окончания формального образования, чтобы посетить места художественного, интеллектуального и архитектурного наследия. Когда эти туристы начали путешествовать по древним руинам Северной Африки в XVIII и XIX веках, пирамида Джосера была ключевой достопримечательностью. Следовательно, существует множество рисунков, картин и гравюр этого периода, изображающих великолепный памятник.

Имхотеп, кадр из фильма Мумия. \ Фото: google.com.

В наши дни пирамида Джосера продолжает проникать в народное воображение, служа декорацией для книг и стихов, опубликованных в ХХ веке. Американский поэт Чарльз Олсон использует его как символ смертности.

Он даже фигурировал в видеоигре «Кредо убийцы: Истоки», где игрокам приходится входить в его лабиринтные проходы, чтобы найти мистическую древнюю табличку. Примечательно, что изображение египетской пирамиды в игре на самом деле гораздо более подробное и точное, чем многие археологические реконструкции.

История

Уступ Бандиагара

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали. Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе, пришли в X-XII веках с верховий Нигера — из страны Манден, вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря — керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай, в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) — в Масина. Контакты догонов с исламизированными фульбе, начавшиеся на рубеже XVIII-XIX веков, привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Языки

Догоны часто упоминаются как единый язык. На самом деле существует как минимум пять различных групп диалектов. Самые древние диалекты — дямсай и томбо , причем первый чаще всего используется для традиционных молитв и ритуальных песнопений. Семья догонов внутренне очень разнообразна, и многие разновидности не являются взаимно понятными, фактически насчитывая около 12 диалектов и 50 поддиалектов. Существует также секретный ритуальный язык сиги си (язык сиги ), которому обучают сановников ( олубару ) Общества масок во время их возведения на трон на церемонии сиги . Женщины не имеют права учиться Sigui Так что .

Принято считать, что языки догонов принадлежат к языковой семье Нигер-Конго , хотя доказательств мало. Они были связаны с подсемейством Mande, но также и с Gur . В недавнем обзоре семьи Нигер-Конго догоны рассматриваются как независимая ветвь.

В языках догонов мало остатков системы классов существительных (один из примеров — человеческие существительные имеют отдельный суффикс множественного числа), что привело лингвистов к выводу, что догоны, вероятно, очень рано отошли от Нигерско-Конго. Другим свидетельством этого является базовый порядок слов субъект-объект-глагол , который у догонов разделяет с такими ранними нигерско-конголезскими ответвлениями, как Ijoid и Mande .

Около 1500 этнических догонов в семи деревнях на юге Мали говорят на языке бангимэ , который не имеет отношения к другим языкам догонов и считается лингвистами древним, до догонским языком изолированным , хотя гипотеза меньшинства лингвистов (в первую очередь Роджера Бленча ) что это может быть связано с протонило-Сахарой .

Заключение

Мы разобрались, что значит догон в ставках и все нюансы использования данной стратегии. Метод Мартингейла (догона) – это еще одно доказательство того, что беспроигрышных стратегий не существует. Если бы появилась 100% методика, букмекерские конторы давно прекратили бы свое существование. Однако они процветают и зарабатывают еще больше, преимущественно, за счет неопытных беттеров. Зарабатывают у букмекера не более 5% от общего количества игроков.

Это либо те, кто являются профессионалами в спорте, умеющими анализировать и грамотно распределять игровой банк, либо те, кто сотрудничает с подобными профи. Эти эксперты, их еще называют профессиональными капперами, зачастую делятся своими прогнозами с другими пользователями, за что получают денежное вознаграждение.

догон с проверенными капперами

Как итог все остаются в выигрыше – беттер купил прогноз у эксперта и выиграл на ставке вдвое больше, а капер-эксперт продал прогноз и получил за свой труд плату

Однако важно уметь отсеивать по-настоящему профессиональных прогнозистов от тех, кто только выдает себя за эксперта

Те, кто оказались настоящими профессионалами – на его верхние позиции (в ТОП), а мошенники – в «подвал» списка.  После того как проверка аналитика завершена мы не перестаем следить за его работой. Именно поэтому, обратившись к одному из капперов из нашего ТОПа, Вы можете быть уверены в том, что сотрудничаете с лучшими аналитиками на данный момент времени. По их прогнозам Вы сможете зарабатывать стабильно и на дистанции, а значит, приобретете дополнительный источник получения прибыли.