Оглавление
Введение полюдья на Руси
Полюдье – способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9-12-м вв. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и подвластных территорий. Основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность.
Понятие полюдья
Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.
Сегодня ведутся споры о том, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно так же захватывали территории и взимали дань.
Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и укреплением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами.
Новые территории должны были приносить прибыль, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать их для дальнейших военных походов, продавая на рынке в Византии полученные в ходе сбора дани товары.
Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.
История полюдья
Каждый год князь и его дружина объезжали подвластные им территории с целью сбора дани и кормления – продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях с 10-го в.
Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения встречается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и тоже относится ко второй половине 10-го в.
Это позволяет говорить о том, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10-го в.
К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся древляне, дреговичи, кривичи, северяне и другие восточнославянские племена.
Кормясь полученной данью, русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию, чтобы сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и товары).
В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.
Считается, что, помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его.
Ученые полагают, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме.
Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели это, но, когда в 945 г. князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.
Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах – специально созданных пунктах для сбора дани с населения.
Взимаемый таким образом налог позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался князю в Киев. Поездки дружинников по территориям, а вместе с ними и кормления прекратились.
Конец полюдья
Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича – в 966 г., а позднее, в 982 г., и вовсе прекратилось с приходом к власти Владимира Святославича. Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 г.
В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое Гнездо. Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась на отдаленных глухих территориях России вплоть до середины 19-го в.
Полюдье также взимали в ряде других стран (например, в странах Африки).
> Поделитесь с нами своим заданием!
Перепись населения Древней Руси – немного о численности населения
Итак, давайте попробуем для начала ответить на вопрос о численности населения наших предков. По сравнению с более поздними периодами, исследования ранних проводились редко и невозможно с точностью сказать, сколько же людей жило тогда. Нашему вниманию доступны лишь приблизительные проценты. Первая перепись населения на Руси произошла во второй половине 13 века благодаря монголам. Им было необходимо знать, сколько точно людей находится под их покровительством для удобства сбора дани – как обычно, всё объясняется интересом выгоды, а не простым любопытством.
До этого же, по мнению исследователей Вернадского и Тихомирова, на территории Руси проживало с 10 по 13 века приблизительно 4-5 миллионов человек. Свои выводы историки построили на основе найденных архитектурных памятников. Этих памятников было совсем немного – если говорить точно, то, согласно им, населения Руси в 10 веке тогда набралось бы в два раза меньше, чем ныне только по Москве. Даже если сделать поправки на то, что сохранилось немало построек в более-менее узнаваемом состоянии, всё равно мы получаем, ничтожное в пределах целой страны количество. А в связи с вражескими набегами населения в 14-15 веках стало и того меньше.
Однако именно монголам мы должны быть, как уже говорилось выше, благодарны за первый документальный учёт количества населения. На момент набегов на нашу территорию основной массой населения в Древней Руси являлись подневольные люди, которые не вели самостоятельно никаких учётов. Уже позже, на примере поданном завоевателями, начали появляться первые писцовые книги с упоминанием категорий населения Киевской Руси. Самое интересное, что в них были не только цифры, но и ценные сведения о церквях, поместьях, деревнях.
Фото с сайта rg.ru
Зачем было введено полюдье и как его собирали?
Историческая наука располагает разными источниками об этом обычае. О нем говорится в летописях, подробное описание содержится в работе византийского императора Константина X Багрянородного «Об управлении империей». В источниках полюдье представлено как регулярные ежегодные походы киевского князя по землям, входившим в состав государства. Целью этих объездов был сбор установленной дани с племен, населявших территорию страны. Выплаты в основном состояли из натуральных продуктов, также из ремесленных изделий и денег.
Во время походов князь также производил разбирательство судебных дел. Из этого определения полюдья становится ясно, зачем оно было введено. Это была ранняя форма, в которой выражалась экономическая и административная связь отдельных регионов страны с ее столицей. Во время этих походов племена, входившие в государство, лицом к лицу встречались с великим киевским князем, чувствовали свою связь с центром. Они должны были заранее приготовить полагавшееся количество продуктов, которыми выплачивали полюдье.
Правитель, объезжая земли в определенное время года, забирал их, значительная часть шла в пользу дружины, из собранного многое становилось товаром для внешней торговли, за которой следили киевские князья. В науке она считается одной из существенных статей дохода центральной власти. В договорах Руси с Византией много статей относится к регулированию взаимной торговли, которая со стороны Киева в значительной степени велась продуктами, собранными в полюдье.
Кратко о мировоззрении категорий населения в Древней Руси
Несмотря на то, что наши предки по занимаемому положению имели значительные отличия, общую характеристику мировоззрения древнерусского населения привести можно. Так, исходя из литературных памяток, можно сделать вывод о том, что испокон веков русский народ старался, несмотря на все перипетии, объединиться для борьбы с общим внешним врагом. При этом жители Руси никогда сами ни на кого не нападали, не пытались завоевать. Тем не менее, своих героев, павших за защиту родины, увековечивали в литературных памятниках. Примером тому служит «Слово о полку Игореве».
Основную часть населения древнерусского государства составляли подневольные люди, среди которых читать и писать умели не все. Однако их с более зажиточными жителями объединяла любовь к фольклору, где ещё присутствовали языческие мотивы. Даже в вышеназванном «Слове о полку Игореве» встречаются эти мотивы. Песни, заговоры на тот момент были широко распространены, несмотря на долгие старания церкви искоренить «кощунство». В дальнейшем обряды просто превратились в народные игры.
Правовой статус различных категорий населения древнерусского государства разнообразен. Несмотря на то, что на тот момент количество населения, учитывая площадь государства, было невелико, в этом государстве уже существовала довольно чёткая иерархия. И изучать жизнь наших предков необходимо начиная с ознакомления с этой иерархией – тогда многие процессы становятся понятными.
Каково значение слова полюдье?
Полюдье существовало в Древней Руси в IX-XII столетиях. Согласно данным Википедии, термин произошел от слова «люди», так в древности называли всех подданных Киевской Руси.
О сборщиках налогов в своих трудах упоминают арабские историки Ибн Руста и Гардизи. Количество сбора дани не имело определенности, подношения отдавали добровольно, как признание власти князя. Но попытка князя Игоря в 945 году повторно собрать дань со своих поданных закончилась трагедией. Возле древнерусского города Искоретень его дружина была разгромлена возмущенным народом, сам князь убит, там же похоронен.
Эскиз В.И.Сурикова показал результат недовольства частыми налогами.
Позже, после смерти мужа, княгиней Ольгой были установлены четкие размеры сбора повинности. При ее правлении разгромлены древляне, Киевская территория поделена на провинции. Каждую административную единицу стало возглавлять придворное лицо, именуемое тиуном. Такими реформами княгине Ольге удалось предотвратить раскол государства на отдельные княжества.
Упорядочение полюдья и его переход в новое качество
Жена убитого князя Ольга жестоко отомстила взбунтовавшимся древлянам. Однако реформировала полюдье и в целом систему взимания дани:
-
Для сбора и складирования дани устраивались погосты – специальные пункты, находившиеся в некотором отдалении от племенных городов.
-
Введя «уроки», княгиня Ольга тем самым нормировала размер взимаемой с племени дани.
-
Взятая таким образом дань сосредотачивалась в руках княжеских наместников, ведающих полноценным учетом всех поступлений.
-
Собранная и учтенная дань отправлялась в Киев, непосредственно ко двору Великого князя.
Многомесячные «кружения» с «кормлением» князей и дружинников по подвластным территориям прекратились. Подданные избавились от неприятной обязанности кормить осенне-зимний сезон ораву дружинников с хорошим аппетитом. Собранная, по введенным Ольгой правилам дань, почти в полном объеме отправлялась по известным торговым путям на экспорт. Например, в Византию, где эти товары продавались или выменивались на ходовые ромейские товары: золотые монеты, парчу, вино, фрукты и т. п.
Таким образом, полюдье в виде объездных маршрутов, постоев и кормления осталось в прошлом. Новое «полюдье» превратилось в налог, который получил новое название «даровное» или просто «дар». В XII — XIV века он приобрел коммутированную форму собирания (деньгами или мехами). Термин полюдье встречается в источниках, говорящих об истории всех русских княжеств. Аналоги полюдья можно обнаружить в Польше и Скандинавии. По большому счету, есть основания считать полюдье всемирно-историческим явлением.
Особенности системы
Полюдьем в Древней Руси называли сам процесс объезда князем во главе дружины всех покоренных земель, с целью сбора дани. Так как князь лично объезжал все веси и села, возник термин «полюдье» — то есть, «поездка по людям».
Современные историки ведут споры о том, в какой именно период истории Древнерусского государства возникло это явление. Некоторые считают, что своеобразная система сбора дани существовала еще до создания единого государства: племенные союзы постоянно воевали между собой, и победители обкладывали побежденных данью.
Однако несмотря на все споры официально версией считается та, которая говорит о введении полюдья князем Олегом.
Связывали это с несколькими факторами:
- При Олеге началось резкое расширение территорий Киевской Руси;
- Покоренные территории обкладывались данью исключительно с целью прибыли: дань позволяла князю содержать двор и дружину;
- Появление своеобразного налогового сбора есть не что иное, как свидетельство зарождения раннефеодального государства.
Дань собирали поздней осенью и зимой, когда крестьяне снимали урожай с полей и имели достаточно ресурсов, чтобы расплатиться с князем. Более того, князь с дружной нередко останавливалась на зимовье в одной из деревень своих подданных, до самой весны пребывая на их полном содержании.
Первая налоговая реформа
Разумеется, что обложенные данью племена были вовсе не рады такому стечению событий. Однако на протяжении нескольких десятилетий они терпеливо кормили своих князей и выплачивали дань.
Все изменилось, когда князь Игорь, понукаемый своей дружиной, отправился к древлянам, взимать дань во второй раз. Древлянский князь Мал и его ближайшие советники решили, что от князя, подвившегося к ним «как волк в отару», следует убить, прежде чем он разорит народ. В итоге дружина Игоря была перебита, а сам он подвергнут суду и казнен.
После жестокой мести за мужа, княгиня Ольга, стала первой правительницей, проведшей налоговую реформу:
- Теперь дань взималась не в каждой деревне, а в племенных центрах, на специально созданных пунктах сбора дани.
- Получаемый налог переходил в руки княжеских наместников, откуда пересылался в Киев.
- Под налоговой реформой прошла и административная: княгиня назначила специальных людей, которые занимались исключительно содержанием погостов, сбором дани, ее подсчетом и пересылкой в Киев.
Так было покончено с древней формой полюдья и кормлений, а размер налога был стандартизирован.
Сбор полюдья значительно сократился во времена правления Святослава Игоревича, а после прихода к власти его сына, Владимира Красно Солнышко, прекратился вовсе. Последнее упоминание о сборе полюдья историки относят к 1190 году. До этого времени дань еще собиралась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако и здесь эта практика вскоре прекратилась.
Древняя Русь
- Как образовалось Древнерусское государство?
- Причины распада Древнерусского государства
- Слои населения Древней Руси
- Принятие христианства на Руси: причины и последствия
- Самое главное о культуре Древней руси
- Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
История явления и эволюция полюдной дани на Руси
Первоначально после реформы Ольги русичи самостоятельно в отведенный срок доставляли оброк на погост, место, определенное для сбора продуктов питания, пушнины, воска, изделий ремесленников, других ценностей. С погостов собранное добро увозили представители власти князя, которые вели учет всего поступившего ко двору киевского князя.
Создание древних погостов позволило обезопасить жизнь сборщиков налогов, а крестьян от их содержания в холодный период времени. Собранная пушнина, мед, изделия ремесленников шли на продажу иностранным купцам в обмен на золото, заморские ткани и фрукты. Со временем сбор перешел к княжеским наместникам. Полюдье стало называться даром.
Собранное полюдье обменивали на золото и драгоценные камни.
Система полюдье имела хождение по всей Европе, просто в разных странах она называлась по-своему. Это был прототип современных налогов, наполняющий бюджет казны. Вместе с полюдьем на Руси появились признаки зарождения государственности с армией, законодательными органами, единым правителем.
Взимание податей накладывало ответственность не только на их плательщиков, но и на руководителя государством. Он брал на себя обязательства по охране имущества и жизни своих подданных от набегов чужестранцев.
Примечания
- Примечания
- Начиная с IX века правящий класс Руси был представлен выходцами из Скандинавии. О скандинавском происхождении князей свидетельствуют данные археологии, лингвистики и письменные источники, включая имена русов в договорами Руси и Византии. Так, в договоре 911 года из 15 имён русов («от рода рускаго») два финских, остальные имеют скандинавское происхождение (староскандинавский вариант дан в скобках): Карлы (Karli), Инегелдъ (Ingjaldr), Фарлофъ (Farulfr), Веремудъ (Vermu(n)dr), Рулавъ (Rollabʀ), Гуды (Góði), Руалдъ (Hróaldr), Карнъ (Karn), Фрелавъ (Friðláfr), Рюаръ (Hróarr), Актеву (фин.), Труанъ (Þrándr), Лидуль (фин.), Фостъ (Fastr), Стемиръ (Steinviðr). Византийцы и арабы называли этих скандинавов росы или русы (араб. ar-ros, ср.-греч. ‛ϱῶϛ).
- Сноски
- Пушкина Т. А. Скандинавские находки с территории Древней Руси (обзор и топография) // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. М.—Петрозаводск, 1997.
- См. Этимологический словарь Фасмера
- Melnikova E. A. (2003) The Cultural Assimilation of the Varangians in Eastern Europe from the Point of View of Language and Literacy in Runica — Germ. — Mediavalia (heiz./n.) Rga-e 37, pp. 454—465.
- ↑ , p. 143—149.
- , p. 256.
- Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Кн. 1. — М., 1959. — С. 156—157.
- Янин В. Л. Средневековый Новгород. М., 2004. С. 127—130.
- Кобищанов Ю. М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории, М., 1995.
История становления и развития полюдья
Восточнославянские племена присоединялись к Древнерусскому государству постепенно. В летописях рассказывается, что князь Олег налагал на население разную дань. Иногда происходили восстания, и приходилось вновь возвращать отложившиеся территории. Система полюдья складывалась постепенно вместе с формированием государства. Она представляется достаточно стройной и сложившейся к середине X века. Примерно этим временем обычно датируется известное описание сбора полюдья в работе Константина Багрянородного.
В наших летописях говорится об этих объездах применительно к этому периоду как об известном установлении. Явление полюдья было ранней формой обозначения наличия центральной государственной власти. Оно отвечало своим задачам в первое время
Обращает внимание факт объезда земель самим великим князем со своей ближайшей дружиной. Представители центральной власти покидали столицу и перемещались по разным областям страны
Обычно в науке такие явления считаются характерными для ранних этапов формирования государства. Постепенно стала ощущаться потребность замены полюдья другим способом сбора дани и административного управления.
4 четверть 20 века
В древнем миреО первоначальном строе древнейших государств Азии и Африки приходится судить по преданиям, которые были призваны разъяснить некоторые еще более древние ритуалы и символы. В этих краях созревает два урожая в год. Первый, лучший урожай отбирали в полюдье, второй оставался крестьянам.
Царь, считавшийся земным воплощением бога Лоно, каждый год как бы вновь вступал на престол и получал дань продовольствием и ремесленными изделиями. За то время, что продолжалось полюдье, каждая из цариц должна была родить ребенка.
Но и в центре государства князь с женой и свитой на святки (как раз хронологическая в разгар древнего полюдья) совершали объезд монастырей. Тем не менее еще сохранялось и полюдье. Полюдье — (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области.
Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.
Об эволюции полюдья
Полюдье — это система сбора дани в Киевской Руси, при которой князь объезжал подвластные земли. Таково краткое “учебниковое” определение. На самом деле все было несколько сложнее.
Важно понимать, что полюдье — эволюционировало и представляло собой целый социальный институт.
Первые свидетельства о нем историки находят в трудах арабского историка Ибн Руста, в сочинении императора Византии Константина Багрянородного “Об управлении империей” и в трудах еще одного арабского источника Гардизи.
Изначально полюдье — это был объезд князем территории, которую он защищал. Объезд начинался с ноября и завершался к апрелю. За это время население добровольно содержало его и его дружину, а также добровольно подносило разные дары. Ибн Русте говорит о халатах, которые местные подносили князю. Конечно же никаких халатов у славян не было, просто этим словом у арабов обозначается не только одежда, но и подарки.
Кроме того, такой известный историк как И.Я. Фроянов считал, что такой объезд князем имел ритуальное значение. Современные исследователи либо не критикуют это построение, либо уточняют, что вероятно, полюдье имело характер легитимизации княжеской власти. Ведь если население добровольно отдает дары и содержит князя, то понятно, что оно признает его власть над собой.
Кроме того, современные исследователи считают, что князь во время полюдья вершил суд на своих землях: ведь никакой государственной централизованной систему судопроизводства на Руси не существовало из-за небольшого прибавочного продукта, малочисленности населения и обширных территориях.
Повод так считать дает летописное сказание о Ростовском восстании 1071 года, которое содержится в Повести Временных Лет, которое было, по всей видимости, записано со слов непосредственного участника событий наместника князя Яна Вышатича. Когда он находился в полюдье, в Ростовской земле возникло восстание: местные волхвы науськали местных убить зажиточных и свободных женщин и разграбить их имущество.
Ростовское восстание волхвов в 1071 году
Ян Вышатич предложил восставшим выдать волхвов, но те отказались и были разбиты. Ввиду немногочисленности отряда Ян вошел в Ростов и озвучил горожанам простой выбор: либо они ищут и выдают участников восстания, либо они платят дикую виру за каждую убитую женщину (по 20 гривен), а также Ян находится целый год в этой земле в полюдье, в течение которого горожане обязаны содержать его самого и его людей.
Эти меры привели бы к разорению города, а отказ, вероятно, войну с Киевом. Поэтому горожане выдали зачинщиков. Таким образом очевидно что во второй половине 11 века во время полюдья князь или княжеский представитель мог вершить правосудие и иные сыскные мероприятия. Вероятно, эти же права имел князь и в более раннее время.
В дальнейшем, к 12 веку полюдье, во-первых, стало отстраняться от личности князя, и уже означало не все подряд (дары, дань, кормление и пр.), а какой-то строго оговоренный и понятный налог.
Таким образом за 200 лет полюдье эволюционировало от добровольных даров и объезда князем своей территории — к конкретному прямому налогу.
Важно конечно понимать, что полюдье — это не сборник законов древнерусского государства, и не денежный оброк. Не стоит так вольно распоряжаться историческими понятиями
Использованные статьи:
- Стефанович П.С. Об эволюции Древнерусского полюдья
- Стефанович П.С. Полюдье по летописным данным 1154–1200 г.
- Е.А. Мельникова. Древнерусское полюдье и древненовержская вейцла
- Ю.А. Артамонов. Полюдье как форма противодействия преступности в Древней Руси
Это интересно: Полтавская битва, кратко