Оглавление
Литература
Мысль посвятить жизнь искусству слова посещала Лескова давно. Впервые молодой человек задумался о писательском поприще, колеся по российским просторам с заданиями от компании «Шкотт и Вилькенс» — поездки дарили яркие события и типажи людей, которые так и просились на бумагу.
Первые шаги в литературу Николай Семенович сделал как публицист. Писал статьи «на злобу дня» в петербургские и киевские газеты, на чиновников и полицейских врачей обрушилась критика в коррупции. Успех публикаций был грандиозным, завели несколько служебных расследований.
Писатель Николай Лесков
Проба пера как автора художественных произведений случилась только в 32 года – Николай Лесков написал повесть «Житие одной бабы» (сегодня мы знаем ее как «Амур в лапоточках»), которую получили читатели журнала «Библиотека для чтения».
С первых же работ о писателе заговорили как о мастере, умеющем ярко передать женские образы с трагичной судьбой. А все потому, что вслед за первой повестью вышли гениальные, проникновенные и сложные очерки «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Лесков умело вплетал в представленную темную строну жизни индивидуальный юмор и сарказм, демонстрируя уникальный стиль, который позже признали разновидностью сказа.
Портрет Николая Лескова
В круг литературных интересов Николая Семеновича входила и драматургия. Начиная с 1867 года писатель начал создавать пьесы для театров. Одна из популярных – «Расточитель».
Лесков громко заявил о себе и как романист. В книгах «Некуда», «Обойденные», «На ножах» высмеивал революционеров и нигилистов, заявляя о неготовности России к радикальным переменам. Такую оценку творчеству писателя после прочтения романа «На ножах» дал Максим Горький:
После выхода романов, критикующих революционных демократов, редакторы журналов устроили Лескову бойкот. Не отказывался от сотрудничества с писателем только Михаил Катков, возглавляющий «Русский вестник», но работать с этим литератором было невозможно – нещадно правил рукописи.
Книги Николая Лескова
Следующим произведением, вошедшим в сокровищницу родной литературы, стала легенда о мастерах оружейного дела «Левша». В ней неповторимый стиль Лескова заблистал новыми гранями, автор сыпал оригинальными неологизмами, наслаивал друг на друга события, создав сложный каркас. О Николае Семеновиче заговорили как о сильном писателе.
В 70-х годах писатель переживал трудные времена. Министерство народного просвещения поставило Лескова на должность оценщика новых книг – он решал, можно пропускать издания к читателю или нет, и получал за это мизерный оклад. К тому же очередную повесть «Очарованный странник» отвергли все редакторы, включая Каткова.
Роман Николая Лескова «Очарованный странник»
Это произведение литератор задумывал как альтернативу традиционному жанру романа. Повесть объединила несвязанные сюжеты, причем они не закончены. «Свободную форму» критики разбили в пух и прах, и Николаю Семеновичу пришлось публиковать обрывки своего детища в россыпи изданий.
В дальнейшем автор обратился к созданию идеализированных персонажей. Из-под его пера вышел сборник рассказов «Праведники», включивший зарисовки «Человек на часах», «Фигура» и другие. Писатель представил прямодушных совестливых людей, утверждая, что всех встретил на жизненном пути. Впрочем, критики и коллеги приняли работы с сарказмом. В 80-х годах праведники приобрели религиозные черты – Лесков писал о героях раннего христианства.
Памятник Николаю Лескову
На закате жизни Николай Семенович вновь обратился к изобличению чиновников, военных, представителей церкви, подарив литературе произведения «Зверь», «Тупейный художник», «Пугало». А еще именно в это время Лесков написал рассказы для детского чтения, которые с радостью брали редакторы журналов.
Среди гениев литературы, прославившихся позже, нашлись верные поклонники Николая Лескова. Лев Толстой считал самородка из орловской глубинки «самым русским писателем», а Иван Тургенев и Антон Чехов возводили мужчину в ранг своих наставников.
Произведения Лескова Н.С.
Тексты произведений Лескова Н.С. полностью. Большая часть произведений, опубликованных в этой виртуальной библиотеке, имеют вступительные статьи, информацию о произведениях Н.С. Лескова, истории создания и публикации, описание сюжета, художественные особенности.
Романы
Некуда (1864) + видео Обойдённые (1865) На ножах (1870) + видео Соборяне (1872)
Захудалый род (1874) Чёртовы куклы (1890)
Повести
Житие одной бабы (1863) + аудиокнига Леди Макбет Мценского уезда (1864) + видео + аудиокнигаВоительница (1866) + аудиокнига Островитяне (1866) Старые годы в селе Плодомасове (1869)
Смех и горе (1871)
Загадочный человек (1872) Запечатленный ангел (1872) + аудиокнигаОчарованный странник (1873) + видео + аудиокнига
На краю света (1875) + аудиокнигаНекрещенный поп (1877) + аудиокнига Левша (1881) + видео + аудиокнигаЖидовская кувырколлегия (1882) + аудиокнигаОскорблённая Нетэта (1890) Полунощники (1891)
Рассказы
Овцебык (1862) + аудиокнига Железная воля (1876) + аудиокнига Бесстыдник (1877) Однодум (1879) + аудиокнигаЧертогон (1879) + видео + аудиокнига
Несмертельный Голован (1880)Привидение в инженерном замке (1882) + аудиокнигаЗверь. Святочный рассказ (1883) + видео + аудиокнигаНеразменный рубль (1883) + аудиокнига Тупейный художник (1883) + видео + аудиокнига
Отборное зерно (1884) + аудиокнига Старый Гений (1884) + аудиокнигаПугало (1885) + аудиокнигаЧеловек на часах (1887) + аудиокнига Грабёж (1887) + аудиокнига Скоморох Памфалон (1887) (первоначальное заглавие «Боголюбезный саудиокнигаа было пропущено цензурой) + aудиокнига Пустоплясы (1892) Административная грация (1893) Заячий ремиз (1894) + aудиокнига
Произведения Лескова Н.С.
«Леди Макбет Мценского уезда». Художественный фильм. Мосфильм, 1989 год. «Сибирская леди Макбет». Югославия, Польша, 1961 год.
По мотивам повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». «Очарованный странник». Художественный фильм. Мосфильм, 1990 год. «Очарованный странник». Ленинградская студия телевидения, телевизионный фильм, 1963 год. «Левша». Художественный фильм. Ленфильм, СССР, 1986 год. «Левша». Союзмультфильм, СССР, 1964 год. Мультфильм-экранизация повести Н.С. Лескова. «Чертогон». Художественный фильм. Никола-фильм, 2005 год. «Драма из старинной жизни». Ленфильм, 1971 год. Фильм по рассказу Н. С. Лескова «Тупейный художник». «Просите и будет вам» художественный фильм, снят по мотивам рассказа Н.С.Лескова «Зверь» и «Житие Преподобного Сергия Радонежского». «На ножах». Художественный фильм. Киностудия им. М. Горького, 1998 год.
О жизни и творчестве Лесков Н.С.
«Николай Лесков — жизнь и наследие». Лев Аннинский. «Лесков в русской литературе, культуре и истории». Лев Аннинский. «Трудное житие. Николай Лесков». Документальный фильм, 2006 г., Россия. «Жизнь и творчество Н.С. Лескова. Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести «Очарованный странник»». «Музею Лескова — 40 лет».
«Воительница» аудиокнига. «Грабеж» аудиокнига. «Железная воля» аудиокнига. «Житие одной бабы» аудиокнига. «Жидовская кувырколлегия» аудиокнига. «Запечатленный ангел» аудиокнига. «Заячий ремиз» аудиокнига. «Зверь» аудиокнига. «Левша» аудиокнига. «Леди Макбет мценского уезда» аудиокнига. «На краю света» аудиокнига. «Некрещеный поп» аудиокнига. «Неразменный рубль» аудиокнига. «Овцебык» аудиокнига. «Однодум» аудиокнига. «Отборное зерно» аудиокнига. «Очарованный странник» аудиокнига. «Привидение в инженерном замке» аудиокнига. «Пугало» аудиокнига. «Скоморох Памфалон» аудиокнига. «Старый гений» аудиокнига. «Тупейный художник» аудиокнига. «Человек на часах» аудиокнига. «Чертогон» аудиокнига.
Интересные факты из жизни Лескова
- Николай Лесков, как и Лев Толстой, был вегетарианцем, причем, вегетарианство влияние оказало не только на его жизнь, но также на творчество. Пресса порой высмеивала вегетарианство Лескова, на что тот не обращал внимания, считая употребление животных в пищу совершенно недопустимым.
- Лесков публиковал заметки в газетах, рассказывающие о вегетарианстве, также он разместил в газете «Новое время» призыв к созданию вегетарианской поваренной книги. К вопросам защиты животных и этики пищи Лесков обращается во многих произведениях. Им были созданы первые в отечественной литературе персонажи-вегетарианцы.
Мастер слова
Язык Лескова – то, что в нем замечают в первую очередь. Он предвосхитил модернистскую работу над формой и был примером для Ремизова, Олеши, Платонова, Бабеля, Пильняка и других ярких стилистов ХХ века. При жизни ему этот самый прихотливый язык ставили в укор. Критики писали, что он занимается плетением чудных словес, чтобы прикрыть скудность идей. Или же пренебрежительно приписывали его к этнографическому ведомству, как последователя Владимира Даля.
Но для Лескова это не было украшательством, это была форма, адекватная содержанию. Люди разных профессий, сословий говорят по-разному, и, воспроизводя их речь или внутренний монолог, он добивался правдивости и художественной достоверности. Он был даже не стилист, а полистилист, владевший всей гаммой языка, от канцелярита до диковинного узорочья.
Лесков, наверное, самый русский писатель, ведь его слог невозможно по-настоящему перевести ни на какой другой язык. Читать его – настоящее удовольствие и радость. Возможно, это единственное обстоятельство, которое делает его несовременным. Ведь чтение сейчас перестало быть удовольствием, теперь это поглощение информации. Могучие умы работают над тем, чтобы сделать тексты более доступными и легкоусвояемыми. Могут ли выжить в этих условиях книги Лескова? Одно из самых очевидных их достоинств теперь становится их главным «недостатком». Но Лесков, безусловно, выживет. Должен же кто-то отвечать за настоящую красоту в мире удобного и одноразового. Читать полностью (время чтения 10 минут )
Юные годы
Писатель родился в феврале 1831 года. Его мать – потомственная дворянка Мария Петровна. Отец, Семен Дмитриевич – семинарист, впоследствии следователь. Первое время семья жила в селе Горохово, затем семья перебралась в центр уезда, город Орел. Николай Семенович восторгался своим отцом, служившим в духовной, позже и в уголовной среде. Юноша имел двух младших братьев и 2 сестер.
Мария Петровна и Семен Дмитриевич — родители Николая
В 1839 году большой семье Лесковых приходится переезжать в село Панино – глава рода попал в немилость к начальству и ушел с должности. Вдали от городского быта в старшем сыне Лесковых пробудилось стремление к изучению жизни простого народа.
Спустя 2 года 10-летний Николай начинает обучение в Орловской гимназии. Проучившись в ней 5 лет, он получил свидетельство об окончании только 2 классов – зубрить документы и сидеть на одном месте мальчик явно не любил. Затем начинается его самостоятельная жизнь.
Молодой Николай Лесков
«Жестокие произведения» о русском обществе
Одним из самых известных произведений Лескова стал «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» 1881 года. Критики и писатели тех лет о в произведении присущи сразу две интонации — и хвалебная, и язвительная. Лесков писал: «Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры».
Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полунощники» — к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадский. Николай Лесков писал Льву Толстому: «Повесть свою буду держать в столе. Ее, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет». Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю».
В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике». Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами.
В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. В 1893 году их выпустил издатель Алексей Суворин. Николай Лесков умер два года спустя — в Петербурге от приступа астмы. Его похоронили на Волковском кладбище.
Биография
Сергей Леонидович родился в Москве, а школьные годы будущего писателя и журналиста прошли в Королеве. Когда пришло время выбирать, с какой специальностью связать свою биографию, Лесков решил стать специалистом в сфере аэрокосмических исследований и поступил в Московский физико-технический институт.
После окончания вуза Сергей Леонидович сменил несколько профессий – ему довелось работать по специальности, затем он был школьным учителем, побывал в археологических и геологических экспедициях в Средней Азии и на Крайнем Севере.
В качестве журналиста Лесков сотрудничал с газетами «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец», печатая в них очерки и репортажи о своих поездках. В восемьдесят девятом году он пришел в «Известия», с которыми творческая биография Сергея Леонидовича была связана двадцать три года – все это время он был обозревателем и членом редколлегии при главном редакторе издания.
Когда газета поменяла формат, Лесков, как и многие его сослуживцы из прежней команды, решил уйти из «Известий». Следующим местом работы журналиста стало Внешнеторговое объединение «Техснабэкспорт», занимающееся поставками урана, где он был принят на должность советника гендиректора.
Столь высокий пост в компании предложили Лескову потому что к тому времени он успел стать известным и авторитетным журналистом, к мнению которого прислушивались. Некоторое время Сергей Леонидович работал в благотворительной организации «Русфонд».
Все это время он продолжал писать, в том числе и для зарубежных изданий – Лесков великолепно владеет иностранными языками, благодаря чему легко излагает свои мысли не только на родном языке.
С 2013 года биография Сергея Лескова связана с ОТР, где он стал обозревателем. Передачи с его участием пользуются особой популярностью – Лесков не боится резко высказываться по поводу многих событий, и за это его любят зрители канала. В его выступлениях звучит острая критика, которую он неизменно подкрепляет неоспоримыми аргументами.
Он продолжает много писать, и это не только очерки и репортажи, но и рассказы. Из под пера Сергея Леонидовича вышло восемь книг, а также школьный учебник по инновациям. Журналист сотрудничает с «Огоньком», «Вечерней Москвой», «Росбалтом». Лесков имеет множество наград, в том числе медаль Союза писателей России, Почетные знаки Гагарина, Королева и Курчатова и целый ряд различных премий.
Биография
Ранние годы
Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина.
У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.
Образование и карьера
В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.
В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника.
В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.
В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.
Творческая жизнь
1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.
В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.
Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).
В романах “Некуда” (1864), “Обойденные” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции. Максим Горький сказал «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».
Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала “Русский вестник”.
Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.
В 1870 — 1880 он написал романы “Соборяне” (1872), “Захудалый род” (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман “Захудалый род” не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: “Островитяне”(1866), «Очарованный странник» (1873), “Запечатленный ангел”(1873). К счастью, “Запечатленного ангела” не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.
В 1881 году Лесков написал рассказ “Левша” (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) – старинной легенде о мастерах оружейного дела.
Повесть “Заячий ремиз”(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.
Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов, наряду с Иваном Тургеневым, считал его одним из своих главных наставников.
Личная жизнь писателя
Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.
В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.
Последние годы
Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище.
Журналистская карьера
Но долго на этом месте он не задержался и вскоре стал работать простым учителем в школе. Но все же и эта работа не могла полностью удовлетворить его интерес к познанию нового. Поэтому он вскоре отправляется в различные экспедиции, где ведет свои репортажи. В этой время Сергей Лесков, биография которого тесно связана с журналистикой, побывал в Средней Азии и даже на Крайнем Севере. Он смог попасть в те места, которые не только считаются отдаленными, но и засекреченными.
Каждый свой репортаж Сергей Лесков вел профессионально. Речь его была правильной и грамотной. Он много работал над этим. Так, известно, что Сергей Леонидович смог побывать в таких районах, как ядерные полигоны, Забайкальские рудники, где шла добыча урана, атомные подводные лодки. Он даже побывал на ледоколах, которые бороздили просторы Северного Ледовитого океана.
Обо всем, что он увидел, какие открытия сделал, Сергей Лесков писал в своих очерках и репортажах, которые потом публиковал в таких известных и популярных изданиях, как «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец».
Что известно про детство, юность и молодые годы Сергея Леонидовича Лескова
Родился будущий популярный обозреватель в Москве, о родителях известно, что они оба преподавали в столичных вузах. В 1956-м Лесковы переезжают в город-«наукоград» Королев, и мальчик продолжил учиться там в средней школе №4. Окончив ее, он сразу подает документы в МФТИ, и неудивительно: образованные родители, бабушка – заслуженный учитель России, вырос в «космической столице» страны, все предпосылки, чтобы пойти в науку.
Около года Сергей Лесков работал по специальности, потом переходит на работу простым учителем в школу. Но настоящее призвание, уже тогда он это чувствовал, было не в науке и не в педагогике, а в журналистике. Он начинает ездить в экспедиции на Крайний Север, в Среднюю Азию, делает первые репортажи.
Начало работы в «Комсомольской правде»: Лесков берет интервью у Алексея Леонова – того самого космонавта, совершившего первый выход в открытый космос. Это было в 1979 году, позднее в 2006-м ему за это был вручен «Знак Гагарина» с формулировкой «за личный вклад в освоение космоса». Факт удивительный, потому что награды удостаиваются только ученые, космонавты, работники ракетной промышленности.
Поездки на атомные рудники Забайкалья, посещение атомных подводных лодок, визиты на ядерные полигоны – и после каждого события появлялись новые репортажи, безупречно грамотные и одновременно злободневные. Публиковались материалы в газетах «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда». В 1989 году Лесков начинает работать журналистом в газете «Известия».
Начало работы в «Известиях» было подобно приходу цунами в спокойный край: Лесков без разрешения публикует статью «Как мы не слетали на Луну», где рассказывает о засекреченных фактах из истории советской космонавтики. Позднее Сергей Леонидович добавил еще материалы и опубликовал книгу под тем же названием.
Детство
Николай Лесков появился на свет 16 февраля 1831 года. Обстоятельства сложились так, что местом его рождения стало село Гороховка, находящееся в Орловской губернии.
Именно здесь у богатых родственников гостила его мать. У них же мальчик провел и первые восемь лет своей жизни. Традиция гостить так долго была вполне нормальным явлением в те времена.
Отец будущего писателя всерьез собирался связать свою жизнь с духовенством, но в результате сменил направление и к моменту появления сына служил в уголовной палате. Именно эта служба и дала ему в будущем право на дворянский титул. Мать же Лескова происходила из дворянской семьи, но ее отец обеднел и не мог обеспечить дочери достойного приданого.
После ссоры отца с начальством и увольнения со службы семья перебралась на хутор Панино. К тому моменту у Николая уже было двое братьев и две сестры, а его самого, наконец, забрали от родственников.
Именно на новом месте жительства Лесков впервые увидел народную жизнь. Он проводил многие дни, наблюдая за работой и досугом крестьянства, проникался их бытом, взглядами и надеждами. Отец мальчика способствовал этому тем, что сам занимался нелегким трудом на земле: он сеял зерно, работал на мельнице, ухаживал за садом.
Биография Николая Семеновича Лескова
Родился Николай Семенович за тридцать лет до отмены крепостного права, в 1831 году в Орловской губернии на территории Российской империи.
Подпись: «Господский дом в селе Горохово Орловской губернии. В этом доме родился Николай Семенович Лесков и тут же проведено его детство»
Родители:
Отец некоторое время относился к духовенству, но затем устроился на службу в губернскую уголовную палату. Он занимал должность следователя и имел незаурядный талант к расследованию непростых преступлений.
Мать была из дворянского рода. В возрасте восьми лет Николай вместе с родителями, братьями и сестрами переехал в Панин хутор в окрестностях Кромы. В этой местности он и познакомился с бытом и характером простого русского народа.
Детство и юность
В 1841 г. будущий писатель пошел в школу, где за пять лет смог осилить лишь программу первого и второго классов.
Летом 1847 г. молодой человек стал служить в канцелярии того же суда, где работал его отец. Но на следующий год его отец ушел из жизни. Лесков обратился к руководству с просьбой о переводе его в Киев. Его просьба удовлетворена, и он поселяется в городе у дальнего родственника.
За семь лет пребывания в Украине Лесков в совершенстве овладел не только украинским, но польским языками. Прошел курс философии и религии в Киевском университете. В это время он довольно часто общался со старообрядцами и религиозными паломниками.
Огромное влияние на писателя оказал Журавский со своими идеями отмены крепостного права. На последнем курсе учебного заведения Лесков уходит с государственного поста. Он начинает работать на родственника своей тёти, господина А. Я. Шкотта. Фирма называлась «Шкотт и Вилькенс» и находилась в Пензенской области.
Николай Семенович Лесков
На этом предприятии он получал достаточно средств, чтобы прокормить себя и путешествовать по России. В путешествиях он глубже познавая язык и культуру различных регионов огромной империи. Об этих годах он вспоминает, как о лучших в своей жизни. Лесков написал об этом в «Русском обществе в Париже» под псевдонимом Стебницкий.
После закрытия торговой фирмы Лесков возвращается в Киев и пишет литературные произведения, работает журналистом в «Современной медицине». Там он становится скандальным автором разоблачений государственных докторов. Обвиненный во взятках, он оставил работу.
Санкт-Петербург
Через шесть месяцев Лесков поселяется у своего друга Вернадского. «Санкт-Петербургские ведомости» регулярно печатают его очерки. Чаще всего его публиковали в журнале «Отечественные записки» не без содействия знакомого публициста из Орловской губернии.
Так, появилась первая большая публикация «Очерки винокуренной промышленности». Журнал «Современник» высоко оценил работы Лескова.
Как писатель Николай Семенович ярко проявляет себя в 1863 г. Из-под его пера выходят «Житие одной бабы», позже – «Некуда». В этих произведениях отчетливо прослеживается сатира над бытом нигилизма. Восхваляется труд простого крестьянина, семейные традиции.
Его параллели легко угадывались в руководстве издательства. Поэтому его работы и он сам получал негативные отклики. В вину ставили его протест демократическим взглядам литераторов того времени, а также его радикальные наклонности.
Многие считали, что он пишет романы по заданию какой-то третьей заинтересованной стороны. Однако сам писатель опровергал эти домыслы. Но более печататься в популярных изданиях не мог. Оставалось только публиковать свои произведения у Каткова в «Русском вестнике».
1881 г. ознаменовался выходом рассказа «Сказ о тульском косом левше и стальной блохе», который сам автор характеризует как неоднозначно добрый. В нем все переплелось, и добро, и зло.
Сразу и непонятно, кто помогает общему делу, а кто все портит. Но Левша был одним из «Праведников» (сборник портретов русских людей, выраженных в ярких персонажах рассказов).
«Сказ о тульском косом левше…»
Пожалуй, самым ярким образом, созданным писателем, стал Левша, нарисованный в произведении, жанр которого – цеховая легенда — определил при первой публикации сам Лесков. Биография одного навсегда стала неотделимой от жизни другого. Да и писательскую манеру писателя чаще всего узнают именно по рассказу об умелом мастере.
Многие критики сразу же ухватились за версию, выдвинутую писателем в предисловии, что это произведение — всего лишь пересказанная легенда. Лескову пришлось писать статью о том, что на самом деле «Левша» – это плод его фантазии и долгих наблюдений за жизнью простого человека
Так кратко Лесков смог привлечь внимание к одаренности русского мужика, а также к экономической и культурной отсталости России второй половины девятнадцатого века
По следам великого писателя
Н. С. Лесков скончался 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1895 года. Его тело покоится на Волковом кладбище (на Литературных подмостках), на могиле — постамент из гранита и большой чугунный крест.
А дом Лескова на Фурштадской улице, где он провел последние годы жизни, можно узнать по мемориальной табличке, установленной в 1981 году. По-настоящему память самобытного писателя, не раз возвращавшегося в своих произведениях в родные места, увековечили на Орловщине. Здесь, в доме его отца, открыт единственный в России литературно-мемориальный музей Лескова.
Благодаря его сыну, Андрею Николаевичу, в нем собрано большое количество уникальных экспонатов, связанных с жизнью Лескова: ребенка, писателя, общественного деятеля. Среди них личные вещи, ценные документы и рукописи, письма, в том числе классный журнал писателя и акварели, изображающие родной дом и родственников Николая Семеновича.
А в старой части Орла к юбилейной дате – 150 лет со дня рождения – был установлен памятник Лескову работы Ю. Ю. и Ю. Г. Ореховых, А. В. Степанова. На постаменте-диване восседает писатель. На заднем плане – церковь Михаила Архангела, которая не раз упоминалась в произведениях Лескова.