Скульптура древней греции: от дорифора до лаокоона

Оглавление

Канон Поликлета и «симметрия» [ править ]

Поликлета сознательно создала новый подход к скульптуре, написание трактата ( художественному канон (от древнегреческогоΚανών ( Канон .), Измерительный стержень или стандарта) и проектирования нагого мужчину , представляющего примером своей теории математической основы идеальных пропорций Хотя его теоретический трактат утерян для истории, он цитирует слова: «Совершенство … приходит мало-помалу ( пара микрон ) через множество чисел». Под этим он имел в виду, что статуя должна состоять из явных предметов. определяемые части, все связанные друг с другом системой идеальных математических пропорций и баланса. Хотя его Канон, вероятно, был представлен егоДорифор , оригинальная бронзовая статуя не сохранилась, но существуют более поздние мраморные копии.

Ссылки на Канон другими древними писателями подразумевают, что его главный принцип был выражен греческими словами « симметрия» , принципом изономии Гиппократа («равновесие») и ритмом . Гален писал, что Канон Поликлета «получил свое название, потому что он обладал точной соразмерностью ( симметрией ) всех частей друг другу». Он также написал, что Канонопределяет красоту «в пропорциях не элементов, а частей, то есть пальца к пальцу, и всех пальцев к ладони и запястью, и этих пальцев к предплечью и предплечью. к плечу, а все остальные части друг к другу «.

Историк искусства Кеннет Кларк заметил, что «главной целью была ясность, баланс и полнота; его единственное средство коммуникации — обнаженное тело спортсмена, стоящего между движением и отдыхом».

Предполагаемая реконструкция править

Иллюстрация фаланг руки человека

В статье 1975 года историк искусства Ричард Тобин предположил, что более ранние работы по реконструкции Канона потерпели неудачу, потому что предыдущие исследователи сделали ошибочное предположение об основании в линейных соотношениях, а не в пространственных пропорциях. 307 Он предположил, что канон начинается с длины самой внешней части (« дистальной фаланги ») мизинца. Длина диагонали квадрата этой стороны (математически 2 , около 1,4142) дает длину средней фаланги. Повторение процесса дает длину проксимальной фаланги; повторяя это, мы получаем длину пястнойплюс костей запястья — расстояние от сустава до головки локтевой кости . Затем квадрат со стороной, равной длине руки от мизинца до запястья, дает диагональ, равную длине предплечья. Этот процесс «диагонали квадрата» дает относительные отношения многих других ключевых эталонных расстояний в мужском теле человека. 309 Этот процесс не требует измерения квадратных корней : художник может взять длинный шнур и завязать узлы, отделенные друг от друга расстоянием, равным диагонали квадрата, начерченного на предыдущей длине. 310На собственном теле процесс повторяется, но геометрическая прогрессия берется и повторяется от макушки головы (а не аддитивно, как на руке / руке): голова от макушки до подбородка имеет тот же размер, что и передняя часть головы. рука; длина от макушки до ключицы равна длине плеча; диагональ на этом квадрате дает расстояние от макушки до линии сосков. 313 Тобин подтвердил свои вычисления, сравнив свою теоретическую модель с римской копией Дорифора в Национальном археологическом музее Неаполя . 315

литература

  • Герберт Бек , Питер С. Бол , Мараике Бюклинг (ред.): Polyklet. Скульптор греческого классического периода. Выставка в Либигхаус-музее Alter Plastik во Франкфурте-на-Майне . Заберн, Майнц 1990, ISBN 3-8053-1175-3 .
  • Детлев Крейкенбом : скульптуры по Поликлету. Критические исследования копий мужских скульптурных типов на основе поликлетических моделей. «Дискофор», Гермес, Дорифор, Геракл, Диадуменос . Гебр Манн, Берлин 1990 г.
  • Герберт Бек, Питер С. Бол (ред.): Polykletforschungen . Сочинения Либигхауза. Gebr. Mann, Берлин 1993, ISBN 3-7861-1694-6 .
  • Эрнст Бергер : Поликлейтос (I) . В: Райнер Фоллкоммер (Hrsg.): Künstlerlexikon der Antike . Том 2: Л-Я. Приложение А — К. Заур, Мюнхен / Лейпциг 2004, ISBN 3-598-11414-1 , стр. 276-287.
  • Константинос Макрис: Polyclète d’Argos (ou de Sicyone) . В: Ричард Гуле (ред.): Dictionnaire des philosophes antiques , том 5, часть 2, CNRS Éditions, Paris 2012, ISBN 978-2-271-07399-0 , стр. 1240-1246 (о Поликлете как теоретике)

Скульптуры

Подлинников статуй автора не сохранилось. Многие работы остались лишь в виде описаний современников, некоторые дошли до нас благодаря римским копиям. Так, любовь скульпторов священной империи к повторению древнегреческих работ позволила искусствоведам нашего времени увидеть одно из самых ранних произведений Поликлета. Мастер запечатлел победителя Олимпийских игр в момент, когда тот увенчивал свою голову. А вот о статуях Пифокла и Аристона, а также Геракла и Гермеса мы знаем только благодаря письменным источникам.

Несколько позже создания этих работ Поликлет, — «Дорифор» также в то время уже был готов, — переехал в Афины. Здесь он создает «Раненую амазонку». Эта скульптура дошла до нас в виде римской копии. По стилю она практически не отличается от «Дорифора» Поликлета. Постановка корпуса, прорисовка сильного мускулистого тела, чувствующаяся внутренняя сила — все это роднит две статуи.

В конце жизненного пути

В Афинах Поликлет занимался и портретной скульптурой. В то время такой вид искусства был мало распространен. Поликлет, судя по дошедшим до нас сообщениям и отзывам, великолепно знал свое дело. В источниках сохранилась информация, согласно которой мастер трудился над портретом Артемана, инженера самого Перикла.

Статуи последних лет отражали новые поиски автора. Одна из таких работ — «Диадумен» (около 430 г. до н.э.). Статуя изображает олимпийского победителя, красивым жестом повязывающего ленту себе на голову. В его фигуре и уже гораздо меньше спокойствия, чем в предшествующих работах мастера.

Замечания

  1. Платон, Протагор 311 c.
  2. ^ Плиний, Naturalis history 34, 55.
  3. Платон, Протагор 328.
  4. Плиний, Naturalis history 34, 49.
  5. ↑ См., Например, Павсаний 2:17 , 3–5; Страбон 8, 6, 10; Martial 10:89; Максимус Тирский . Диссертации 14, 6; Тертуллиан , de corona militis 7, 4.
  6. Плиний, Naturalis history 34, 50.
  7. Плиний, Naturalis history 34, 76.
  8. Плиний, Naturalis history 34, 80.
  9. Плиний, Naturalis history 34, 87.
  10. Плиний, Naturalis history 34, 91.
  11. Платон, Протагор 328.
  12. Платон, Протагор 311.
  13. Ксенофонт, памятные вещи 1, 4, 2.
  14. Аристотель, Метафизика 1013b.
  15. Сенека, ad Lucilium 65, 15.
  16. Аристотель, Никомахова этика 6, 1141 a.
  17. Auctor объявление Herennium 4, 9.
  18. Цицерон, в Верреме 4, 3, 5; de oratore 3, 26; ad Brutum 70; Оратор 5; Academica posteriora 146; Tusculanae disputationes 1, 4.
  19. Колумелла , De Re Rustica 1, praefatio 31.
  20. Например, у Дионисия Галикарнасского , Дейнарх 7 и позже у Диона Хризостома , Олимпикос 82.
  21. Например, у Плиния, Naturalis history 34, 50 и 34, 55.
  22. Например, у Страбона 8, 6, 10.
  23. О Павсании 2: , 3–5; 3, 18, 7-8; 6, 2, 6–7 и чаще в Книге 6.
  24. Martial 8, 50 и 9, 59.
  25. Ювенал, Сатирен 3, 215-220 и 8, 98-104.
  26. Лукиан, Перегринос 9.
  27. Лукиан, Сомниум 8–9.
  28. Galenos, де temperamentis 1, 9.
  29. Лукьян, про воображаемый автобус 14.
  30. Йоханнес Цецес, Килиадес 8, 319–324; но продолжая идею: Андреас Линферт: Школа Поликлета. В: Beck, Bol, Bückling (Ed.): Polyklet. Скульптор греческого классического периода с. 241 с примечанием 6.
  31. Цицерон, Брут 86, 296 и Оратор 5; Quintilian , institutio oratoria 5, 12, 21; Галенос, де семин 2, 1 стр. 606 К; Плиний, Naturalis history 34, 55.
  32. См. Всех Плиния, Naturalis history 34, 55–56.
  33. Плиний, Naturalis history 34, 53.
  34. Павсаний 6: 2, 6-7; 6, 4, 11; 6, 7, 10; 6, 9, 2, 6, 13, 6.
  35. Вильгельм Диттенбергер , Карл Пургольд : Олимпия: результаты раскопок, организованных Германской империей. Том 5: Надписи из Олимпии. Берлин 1896 г., № 149; см. также Питера К. Бола в: Beck, Bol, Bückling (Ed.): Polyklet. Скульптор греческого классического периода с. 17.
  36. Рануччио Бьянки Бандинелли: Поликлето. Sansoni, Florence 1938, фиг.68, 72, 73; Паоло Энрико Ариас : Поликлето. Милан 1964, номер 84; Корнелиус Вермел: Polykleitos. Музей изящных искусств, Бостон, 1969, рис.22.
  37. Hermann Дильс : Laterculi Alexandrini — от папируса времен Птолемеев. Издательство Королевской академии наук, Берлин 1904, № 7.
  38. Плиний, Naturalis history 34, 53.
  39. Плиний, Naturalis history 34, 56.
  40. Карл Фридрихс в: Archäologischer Anzeiger 1862, стр. 311; то же: Дорифор Поликлета . 23. Берлинская программа Винкельмана, 1863 г.
  41. Адольф Фуртвенглер: Шедевры греческой скульптуры. Художественно-историческое исследование. Giesecke & Devrient, Leipzig et al.1893, стр. 413-509.
  42. Carlo anti : Monumenti policletei. В: Monumenti Antichi. Vol. 26, 1920, pp. 550-562.
  43. Питер С. Бол: Дискофор. В: Beck, Bol, Bückling (Ed.): Polyklet. Скульптор греческих классиков с. 111–112.
  44. Botho Graef в: Ежегодник Немецкого археологического института. Т. 12, 1897, с. 8.
  45. Ренате Бол: Амазонка Поликлета. В: Beck, Bol, Bückling (Ed.): Polyklet. Скульптор греческого классического периода. С. 213–239.
  46. Гален , De Placitis Hippocratis et Platonis 5, 449.
  47. Филон Византийский, Синтаксис Mechanike 4, 1, 49.
  48. Плутарх, Моралия 86 а и 636 с; для обсуждения см. Ханна Филипп : О написании Поликлета «Канона». В: Beck, Bol, Bückling (Ed.): Polyklet. Скульптор греческого классического периода. С. 143 ф.
  49. Плутарх, Моралия 45 c — d.
  50. Эрнст Бергер , Брижит Мюллер-Хубер, Лукас Томмен : Дизайн художника. Скульптура канона в древности и современности. Antikenmuseum Basel и Коллекция Людвига, Базель, 1992, стр. 14–24; Вернер Фукс , Йозеф Флорен : Греческая скульптура I. Геометрическая и архаическая скульптура. (= Handbuch der Archäologie 9. 6) Gabriel, Munich 1987, pp. 87-91; Элеонора Гуральник: Пропорции Куроя. В: Американский журнал археологии . Vol. 82, 1978, pp. 173–182; Элеонора Гуральник: Пропорции Корая. В: Американский журнал археологии. Vol. 85, 1982, pp. 269-280.
  51. Адольф Борбейн: Polykleitos . В: Ольга Палагия, Джером Джордан Поллитт (ред.): Личные стили в греческой скульптуре. Кембридж, 1996 г., стр. 85; Феликс Прейсхофен: О формировании теорий планирования и теории строительства. В кн . : Строительная планировка и строительная теория древности. Отчет о коллоквиуме в Берлине с 16 по 18. Ноябрь 1983 г. Васмут, Берлин, 1984 г. (обсуждение исследований древних зданий, 4), стр. 26–30.
  52. Эрнст Бергер: К канонику Поликлета. В: Beck, Bol, Bückling (Ed.): Polyklet. Скульптор греческого классического периода. С. 157 и 160 ф.

Канон

В основе построения тела «Дорифора» Поликлета лежал точный математический расчет и положения пифагореизма. Изображенное мастером мужское тело неоднократно копировалось его последователями и получило название «канон Поликлета». Также именовался и трактат скульптора, где были изложены основы учения Пифагора и математический расчет пропорций. Труд скульптора до нас не дошел, сегодня судить о нем ученые могут лишь по записям современников автора.

Основа композиции — перекрестная неравномерность движения тела. Справа опущенная рука и опорная нога статичны, но напряжены. Слева соответствующие части тела расслаблены, но при этом находятся в движении. С помощью такого противопоставления Поликлету удалось передать внутреннее спокойствие героя и одновременную готовность к любым испытаниям.

Литературная традиция

Литературная традиция Поликлета начинается всего через несколько десятилетий после его смерти. У Платона около 388/87 г. до н.э. Диалог Протагора зародился в до н.э. , противопоставил Поликлета и его искусство учению софиста как чему-то конкретному и чему-то, чему можно научиться и на чье учение было разумно тратить деньги . В своих памятных вещах , воспоминаниях Сократа , Ксенофонт также использует в качестве примера Поликлета и противопоставляет свою работу работе богов. «Эффект» также является причиной того, что Аристотель цитирует имя Поликлет, которое он приводит в качестве примера случайных причин: Поликлет как создатель статуи, связь, которую Сенека снова воспользуется, назвав две статуи Поликлетами. Наконец, в « Никомаховой этике» Аристотель упоминает Поликлета как пример философской мудрости в области «практических способностей».

С началом изучения римского искусства, начиная с поздней республики , имя Поликлет все чаще появляется как представитель эпохи величайшего художественного творчества , например, с Auctor ad Herennium , часто с Цицероном . Поликлет все чаще упоминается наряду с другими как образец или свидетельство упадка искусства в свое время. Его работы занесены в художественно-исторические аннотации, в географические произведения и в путевые заметки. Понимание о polycletic работы в Martial в эпиграммах и Ювенали сатиры используются как остроумные обученностями части набора , наконец , от 2 века н.э. сам бывшего идеала втягивается в комическом-сатирический, например , когда Лукиан циника Proteus с Polyklets Дорифором сравнивает или сводит художника к заурядным людям, работающим руками.

Неоднократно упоминается Гален Поликлет, особенно его теоретическая работа. Однако отставание во времени становится ясным, когда он пишет: «Где-то хвалят статую Поликлета, носящую имя« Канон «…». А Поликлет представлен полностью анекдотично в Элиане , который приказал Поликлету сделать две статуи: одну для удовольствия масс, другую в соответствии с законами искусства. В последнем случае он отвечал на все запросы на изменение, которые предлагались ему, и соответственно менял статую, в этом случае он опирался исключительно на свои навыки и знания. Когда он представил толпе обе статуи, над одной, созданной в соответствии с желаниями толпы, посмеялись, а над другой хвалили, после чего он крикнул толпе, что те, кто насмехался над ними, сделали их сами, а те, кто хвалили их, сделали их он сделал. Элиан , очевидно , следует за топос художника анекдотов , который также находится в Лукиана о Zeus статуи Фидия .

В византийские времена знания Поликлета были крайне неясными, и для Иоганнеса Цецца он был скульптором и художником, среди многочисленных работ которого выделялись две работы, одна из которых называется «каноном» живописи, а другая — «каноном» скульптуры. обозначают.

Влиять

Статуя Августа Прима Порта

Дорифор был создан во время высокого классического периода. В то время акцент делался на идеальном мужчине, которого изображали в героической наготе . Тело могло быть таким же, как у молодого спортсмена, с точеными мускулами и натуралистической позой. Лицо обычное, без эмоций. Некоторые ученые считают, что Дорифор представлял молодого Ахилла на его пути к битве в Троянской войне , в то время как другие полагают, что существует путаница, предназначена ли скульптура для изображения смертного или героя. Также были дискуссии о том, где эти скульптуры будут расположены в высокий классический период, в зависимости от того, где они были обнаружены. Например, копия в Неаполе была найдена в муниципальной гимназии Помпеи, что наводит на мысль, что ее могли разместить рядом с фитнес-программами молодежи. Копии также было обычным делом для посетителей, которые размещали в своем доме или за его пределами.

Канонические пропорции мужского торса, установленные Поликлитом, окостенели в эллинистические и римские времена в мышечной кирасе , примером которой является Август из Примы Порта , который носит церемониальные парадные доспехи, смоделированные с рельефом, поверх идеализированного мускулистого торса, который якобы смоделирован по образцу Дорифора . На том же изображении ноги императора расположены в той же манере, что и стойка Дорифора .

Другой пример оказывает влияние на Дорифоре оказал на скульптуре гораздо позже , чем его первоначальная концепцию можно увидеть Микеланджело~d «s Давида , в настоящее время находится в Галерее Академии , Флоренция . Стиль контрапоста, идеализированная юная мужская нагота и общее античное вдохновение — все это отголоски Дорифора Поликлета. Однако есть шанс, что Давид был спроектирован не столько с учетом Дорифора, сколько с более широкими стилевыми контрастными пропорциями, которые Поликлет распространил в результате своей работы, как видно на вышеупомянутой статуе Прима Порта или статуе. от Аполлона Бельведерского .

Статуя «Дискобол» как произведение искусства

«Дискобол» — очень смелая попытка античного скульптора не только изучить, но и представить широкому зрителю особенности работы мускулов человека во время сильных физических нагрузок. При создании скульптуры автор использовал новаторский подход: во-первых, он отказался от изображения прямостоящего человека, а во-вторых — изобразил момент между двумя движениями спортсмена — замахом и броском.

Сам образ атлета поэтичен, хоть и вполне реалистичен. Автор не только отображал физические качества человека и его анатомию, но и немалое значение в скульптуре отвел духовной составляющей — качествам атлетов, особенностям их характера, личности: сосредоточенности, воли к победе, силе воли, спокойствию и умению его сохранять, состоянию психологического напряжения в период испытания. Все это вполне соответствует стремлению к совершенству, красоте и гармонии.

«Дискобол» изображен обнаженным, что соответствовало спортивным традициям Древней Греции, ведь на соревнованиях все участники выступали без одежды. А бронза, из которой была выполнена скульптура, придавала телу атлета золотистый цвет загорелой кожи, что вполне соответствовало историческим фактам: древнегреческие спортсмены тренировались на открытом солнце, их кожа загорала под лучами солнца.

биография

Хотя Поликлет — один из древних художников, наиболее часто упоминаемых в древних текстах, о его жизни известно немного. Судя по приписываемым произведениям, период его деятельности простирался с 460 г. до н. Д. Плиний Старший упоминает его годы деятельности исторического лица ( в апогее) на 90 — й  Олимпиады, то есть сказать, — 417 г. до н. AD , дата , которая , вероятно , соответствует культовой статуи из золота и слоновой кости из Геры в Аргосе .

Плиний Старший указывает, что он из Сикиона на Пелопоннесе , но во всех других источниках, включая надписи, он упоминается как аргианин. Согласно традиции, он — ученик Агелады , как и его современники Мирон и Фидий . Затем он основал мастерскую в Аргосе. Среди своих учеников Плиний цитирует Асоподора из Аргоса, Алексиса, Аристеида, Фринона, Афинодора и Демея из Клитора. Говорят, что скульпторами были также члены его семьи: его брат (?) Наусидес и брат последнего, Дайдалос. Павсаний также цитирует второго Поликлета, уточняя, что это «не человек, создавший статую Геры, а ученик Наусидеса». »Автор статуй спортсменов, последний прежде всего работал архитектором, завершив строительство театра в Эпидавре .

Поликлет, возможно, работал в Афинах . К разгадке можно отнести создание портрета инженера Артемона , влияние колорадского жука на фигуру на фризе Парфенона и тот факт, что Сократ несколько раз цитирует его в своих замечаниях.

Общая информация

Самая знаменитая из работ Мирона, статуя «Дискобол», создана греческим скульптором ок. 460-450 гг. до н. э. Оригинал ее хранится в Риме в Национальном музее. История знакомства с произведением Мирона связана с описанием ее древнегреческим писателем Лукианом. Но, к сожалению, подлинное произведение скульптора было утрачено.

В свое время со статуи было выполнено четыре копии из разных материалов, оригинал же сделан из бронзы. Считается, что лучшей копией является статуя «Дискобола» из мрамора.

Копии несложно отличить от подлинного шедевра. Оригинал статуи «Дискобол» скульптора Мирона отличается ракурсом головы атлета — юноша смотрит на диск, а атлеты статуй-копий — вниз, в пол.

Работает

Список работ

Голова раненой амазонки , Мюнхенская глиптотека

Древние тексты цитируют его:

  • чучела богов и героев  :
    • статуя хризелефантины Геры из Герайона Аргос  ;
    • Hermès в Lysimacheia  ;
    • статуя Геракла , поднимающего руки;
    • Amazon представила в конкурсе Эфесе , в котором участвуют также Фидия и Crilaus  ;
  • статуи спортсменов-победителей Олимпии  : цинисков, Пифокла и Ксенокла;
  • жанровые сцены:
    • Diadumene (спортсмен носить победы группы);
    • колорадский жук (копье — носитель);
    • Апоксиомны (спортсмен очищая кожу с Стригилем ), при условии , что совпадает с известной статуей Лисиппы  ;
    • костяшки игроков  ;
    • из canephorae (корзины носители);
  • портрет инженера Артемона .

Все работы Поликлета, за исключением хризелефантовой статуи Геры, выполнены из бронзы . До нас не дошло ни одного оригинала, но есть много копий из мрамора , некоторые из которых, вероятно, очень верны, в основном римские и имперского периода.

Канон

Колорадский жук Поликлет, копировать из Помпей , сейчас в Национальном археологическом музее Неаполя .

Эфеб Уэстмакотт (венец спортсмен), копия такого типа обычно приписываемой Поликлет, Британский музей .

Поликлет был первым греческим скульптором, который написал трактат о своем искусстве, Канон ( Κανών / Kanốn , буквально «правило»), из которого сохранились только два коротких отрывка — один у Плутарха, а другой у Филона Византийского, но который перефразировали несколько древних авторов, в частности Гален . Это указывает на то, что Поликлет «подтвердил свою речь произведением, создав статую в соответствии с принципами своей речи и назвав саму статую, как и свое произведение, Каноном» . Эта статуя отождествляется Плинием с Дорифором , тип которого был признан в 1863 году в мраморной статуе, обнаруженной в Помпеях .

Все эти свидетельства позволяют нам найти некоторые принципы Канона . Это основано на наборе числовых соотношений между различными частями тела: туловище и ноги имеют одинаковую высоту, то есть в три раза превышают высоту головы; таз и бедра составляют соответственно две трети туловища и ног. Canon идет вниз в детали: Гален говорит о пропорции «от пальца к пальцу, все пальцы на руку и на запястье, тех , к предплечью, от предплечья к руке, и все ко всему. »

Canon не только практическое руководство для скульптора, как, например, сетка египтян и архаических скульпторов: это показывает , что человеческое тело управляется числами и симметрии, как и остальная часть мира природы.. В этом отношении показательно, что один из самых полезных пересказов Канона был написан врачом: Гален прямо заявляет, что «красота тела, по мнению всех врачей и философов, находится в уравновешенных отношениях между его частями. »

Наши знания о Каноне остаются очень неполными хотя бы потому, что мы не знаем точного места для проведения измерений: трудно сопоставить анатомическую терминологию греков с современной номенклатурой. Затем римские переписчики используют относительно немного точек измерения, что приводит к немаловажным отклонениям от одной копии к другой: измерения, например, выявили средние различия в 3% между различными образцами Аполлона Касселя , современного типа скульптур. Поликлета. Таким образом, для воссоздания Канона недостаточно одного исследования различных копий . Наконец, не всегда понятен смысл цитат и перефразирований из Канона . Таким образом, Варрон, цитируемый Плинием, отмечает, что статуи Поликлета — quadrata , буквально «квадратные», термин, который трудно понять: намек на математическое построение фигуры? Простое сравнение между довольно коренастыми силуэтами Поликлета и более стройными силуэтами Лисиппа , обсуждаемыми в том же отрывке?

Контрапост или перекрест

Согласно традиции, именно он вводит понятие контрапоста , то есть факт размещения веса тела в вертикальном положении на одной единственной ноге, уменьшая таким образом возникающее впечатление скованности. Часто источает архаичность. Греческая скульптура . Мы также используем термин «хиазм», который обозначает принцип инвертирования линии таза и линии плеч. Следовательно, если мы продолжим эти две линии, они образуют крест, отсюда и употребление термина «хиазм». Кроме того, левая ступня свободной ноги отводится назад и поворачивается с более или менее поднятой пяткой. Так Поликлет решил проблему раскачивания.

Римская мраморная копия известна диадумен Фарнезе , I — го  века , в диадумен Поликлет, Британский музей .

«Дискобол» в истории и литературе

В древней литературе писатели часто обращались в идеализированному образу «Дискобола» Мирона, которого многие считают собирательным портретом античного атлета. Однако древнегреческие писатели Плиний, Лукиан и Квентиллиан отмечали, что это — портрет вполне реального человека — победителя одних из Олимпийских игр древности. Филострат Старший — писатель из Древнего Рима считал, что это — юноша из трагичной истории о том, как однажды во время соревнований атлет убил диском своего друга Гиацинта. Существуют версии и о том, что «Дискобол» — изображение самого бога Аполлона.

В эпоху римской культуры и Возрождения интерес к древнегреческой культуре был велик. Сам император Адриан использовал копии с произведений знаменитых греческих авторов для оформления своей виллы в Тиволи. А римские папы в эпоху Ренессанса скупали античные произведения искусства, соревнуясь друг с другом, украшая ими свои дворцы.

В XX веке (во времена правления Гитлера) вновь обратились в фашистской Германии к этому образу. Но использовали его как идеологический символ. Сам Гитлер очень увлекался античным искусством, а статуя «Дискобол» Мирона была его любимым произведением. Потому в 1938 году он даже приобрел ее копию.

Статуя Мирона «Дискобол» как учебное пособие и образец для подражания

По греческой традиции все подростки мужского пола с 12 лет должны были посещать спортивную школу — палестру. Там они занимались борьбой, легкой атлетикой (бегом и прыжками) метанием копья и диска.

В хорошую погоду занятия проходили в открытом прямоугольном дворе — перестиле, окруженном со всех сторон колонной галереей. А портики по периметру двора служили местом для занятий в ненастье.

В таких палестрах стояли скульптурные изображения атлетов, выполненные знаменитыми греческими мастерами. Среди них можно было видеть и статую Мирона «Дискобол». Эти скульптуры служили для мальчиков идеалом человеческого тела, гаромонично развитого при помощи спортивных упражнений, а потому прекрасного. Это был стимул для занятий.

Кроме того, по скульптуре можно было изучить технику подготовки тела к броску диска и правильное его положение. А также то, как нужно удерживать снаряд и управлять им.

Поликлет, древнегреческий скульптор

Поликлет
(Polэkleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства второй половины V в. до н. э. Один из ведущих представителей высокой классики. Работал в Аргосе. Творчеству Поликлета свойственно тяготение к художественной нормативности, которое выразилось в его сочинении «Канон» (сохранилось 2 фрагмента). Под влиянием учения Пифагора Поликлет стремился математически обосновать и воплотить идеальные пропорциональные отношения человеческой фигуры, создать возвышенный гармонический образ человека — гражданина полиса. Статуи Поликлета («Дорифор». или «Копьеносец», около 440 до н. э.: «Раненая амазонка», около 440-430 до н. э.; «Диадумен», около 420-10 до н. э.). выполненные преимущественно в бронзе, утрачены и известны по римским копиям и свидетельствам античных авторов. Несколько тяжеловатые по пропорциям, исполненные внешнего покоя и скрытой внутренней динамики, они построены на принципе взаимоуравновешивающего перекрёстного движения различных частей тела (так называемых хиазм): поднятому плечу соответствует опущенное бедро (и наоборот). Совершенство, обобщённость и классическая ясность пластики сочетаются в них со свободной непринуждённостью композиции . Поликлет создавал также монументальную хрисоэлефантинную скульптуру (статуя Геры в святилище Герайон в Аргосе). Подлинные темы произведений Поликлет неясны (некоторые учёные склонны видеть в Дорифоре Ахилла и т. д.). Поликлет имел многочисленных учеников и последователей и оказал решающее влияние на развитие древнегреческой скульптуры.