Оглавление
Был ли Ермак мусульманином?
Как ни странно, но в последнее время данный вопрос поднимается все чаще и чаще. В «Истории Сибирской» С.У. Ремезова имеются сведения о том, что атаману казаков бек Елычай хотел отдать в жены свою дочь, что он был захоронен именно по мусульманскому обряду, а по пятерым убитым из его ватаги казакам местное население (ногайцы) даже плакали. Но здесь стоит учитывать несколько моментов – во-первых, хорошее отношение местного населения к казакам может свидетельствовать об их достойном поведении на завоеванных территориях.
Сохранившаяся о воинах Ермака добрая память говорит о том, что бойцы дружины не позволяли себе жестокости по отношению именно к местному населению (разумеется, не к врагам, воевавшим против них с оружием в руках). Во-вторых, «История Сибирская» писалась на основании легенд, ходивших в среде сибирских татар и иных местных жителей. Поэтому там не стоит искать исторической достоверности. Но, несомненно, появление такого рода рассказов и легенд свидетельствует о том, что Ермак со своей дружиной смог запомниться мирному населению не как жестокий завоеватель, а как благородный воин и герой.
Взятие Кашлыка
К концу октября дружина Ермака овладела столицей Сибирского ханства Кашлыком, где казаков ждала поистине царская добыча — горы мехов и золота. Не отступая от обычаев степной вольницы, благородный атаман поровну разделил сорванный куш между всеми участниками похода, а в Москву послал гонцов, чтобы те известили Ивана Грозного о том, что власть в Сибири теперь полностью перешла в руки России.
Царь, как полагается, радушно встретил посланников, принесших хорошую новость, и щедро их наградил. Обратно люди Ермака вернулись со вспомогательным отрядом князя Семена Болховского.
Мало было завоевать Кашлык, его еще предстояло удержать. Война продолжалась. Кучум не оставлял попыток вернуть царство, наполовину состоявшее из кочевых иноземцев. Хан прятался в обширных степях, откуда время от времени делал вылазки, то и дело заставая потерявших бдительность казаков врасплох.
Хан Кучум
Хан Кучум из рода Шейбанидов был родственником правившего в Бухаре хана Абдуллы, и, по-видимому, являлся этническим узбеком. В 1555 году сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань. Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Захватив власть в Кашлыке, Кучум первые годы вёл ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце 17-го века Семёном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило ненадёжность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и прочих коренных народов, насильно собранных им в 1582 году для отражения казацкого вторжения.
Кратко о Ермаке
В истории России до сих пор неизвестна фамилия казачьего атамана Ермака Тимофеевича, скорее всего, что ее вообще не было, так как известный завоеватель вышел из незнатного рода. Он родился в 1532 году, а тогда использовались только отчества или прозвища.
Более точное происхождение атамана неизвестно, но существует версия, что он был беглым крестьянином. Ермак хорошо был развит физически и сначала работал у волжских казаков разнорабочим и оруженосцем.
Благодаря своей силе и смелости он через некоторое время стал атаманом. В 1581 году он уже руководил казацкой флотилией на Волге, принимал участие в битвах под Псковом и Новгородом. Ермак Тимофеевич стал родоначальником первой морской пехоты. В свое время он был довольно популярен в военной сфере, поэтому его и выбрали атаманом.
Основание Тобольска
Победы Ермака Тимофеевича не прошли даром. Вслед за Мансуровым прибыли в Сибирскую землю воеводы Сукин и Мясной и на реке Туре, на месте старого городка Чингия, построили крепость Тюмень и в ней воздвигли христианский храм. В следующем 1587 году, после прибытия новых подкреплений, голова Данила Чулков отправился из Тюмени далее, спустился по Тоболу до его устья и здесь на берегу Иртыша основал Тобольск; этот город сделался средоточием русских владений в Сибири, благодаря своему выгодному положению в узле сибирских рек. Продолжая дело Ермака Тимофеевича, московское правительство и здесь употребило обычную свою систему: распространять и упрочивать свое владычество постепенным построением крепостей. Сибирь, вопреки опасениям, не была утрачена для русских. Героизм горстки казаков Ермака открыл путь для великого российского расширения на восток – до самого Тихого океана.
Ход войны с Сибирским ханством
Первые битвы между ханством и казаками состоялись весной 1582 года: в марте состоялось сражение на территории современной Свердловской области. Возле города Туринск казаки полностью разбили местные войска хана Кучума, а в мае уже заняли крупный город Чинги-туру. В конце сентября началось сражение за столицу Сибирского ханства Кашлык. Через месяц победу вновь одержали казаки. Однако после изнурительного похода Ермак решил сделать паузу и отправил посольство к Ивану Грозному, тем самым взяв паузу в присоединении Западной Сибири к русскому царству.
Карта похода Ермака в Сибирь 1582-1585 годов
В 1583 году войска Ермака нанесли поражение хану Кучуму на реке Вагае, а его племянника Маметкула и вовсе взяли в плен. Сам хан сбежал на территорию Ишимской степи, откуда периодически продолжал совершать нападения на земли России. В период с 1583 по 1585 Ермак уже не совершал масштабных походов, но включал в состав России новые земли Западной Сибири: атаман обещал покоренным народам защиту и покровительство, а они должны были платить специальный налог – ясак.
В 1585 году во время одной из стычек с местными племенами (по другой версии, нападение войска хана Кучума) небольшой отряд Ермака терпит поражение, а сам атаман погибает. Но главная цель и задача в жизни этого человека была решена – Западная Сибирь присоединилась к России.
Приглашение Строгановых
После присоединения Казанского ханства осенью 1582 года восточным соседом Русского государства стало ханство Сибирское. Поначалу правящий там хан Едигер был согласен на русское подданство и исправно присылал в Москву налог пушниной (ясак).
Но идиллия была недолгой: из Бухарского ханства в Сибирь пришел хан Кучум, потомок Чингисхана. Он захватил власть в регионе и на первых порах тоже демонстрировал русскому царю свою лояльность и преданность. Однако, нарастив свое влияние в окрестных областях, он убил московского посла, что было равносильно объявлению войны. Иван Грозный в ту пору вел Ливонскую войну и не мог направить в Сибирь значительные силы. Сибирские татары стали совершать набеги на приграничные с Русским царством области, в частности, он бесчинствовал в Пермском крае, бассейне реки Камы. Хан Кучум обложил местные племена данью.
Самыми крупными русскими землевладельцами на Урале в ту пору были Строгановы – старинный купеческий род, наделенный особыми привилегиями от царя. Они развивали земледелие, занимались рыболовным и охотничьим промыслом, солеварением, рудным делом; строили крепости и города и всячески способствовали освоению бескрайней сибирской земли. Они имели даже собственное войско, а их владения считались царевой опричниной.
Сибирские князьки хана Кучума доставляли Строгановым немало неприятностей. Они жгли деревни, грабили и убивали торговых людей. Было решено отправить грамоту волжским казакам, которые давно и справедливо считались одними из лучших воинов своего времени. На призыв встать на защиту русских границ и утихомирить осмелевших татар ответил отряд атамана Ермака Тимофеевича по кличке Тукмак (волк). Поход сулил казакам хорошую поживу. Помимо этого, у них появлялась надежда на милосердие царя, поскольку волжские казаки находились в опале из-за разграбления государевой казны, направленной на постройку кремля в Астрахани.
Строгановы полностью оплачивали военные походы казаков. Одно снаряжение обошлось купеческой казне в 10 тысяч рублей, но из двух зол лучше выбрать меньшее.
Основные события
До сих пор нет достоверной информации о хронологии событий похода и их взаимосвязи. Сибирские летописи отрывочны, путаются в годах и не содержат сведений о месяцах и датах. Но сами факты произошедших сражений сомнений у историков не вызывают:
- За начало похода Ермака в Сибирь принято принимать 1581 год, хотя в литературе по истории можно встретить и другие варианты (1580 или 1582 годы).
- Предположительное столкновение с Пелымским князем Бегбелием в 1581 году.
- Завоевание Ермаком княжества Назым.
- Вступление в Колпукольскую волость, где Ермак смог одержать верх над князем Самаром.
- Договор о мире с князем из Нижнего Приобья (который затем остался властвовать на той же территории от имени Ермака).
- Сражение на реке Иртыш, где Ермак сразился с войском хана Маметкула (родственник Кучума) и разбил его войска своим неожиданным наступлением. Русские покорили город Кашлык — столицу сибирского ханства.
- В 1985 году настали тяжелые времена для казаков, большие потери и нехватка людей (помощь из Москвы задерживалась, в том числе из-за смерти Ивана Грозного).
- Гибель Ермака и его отряда от рук Кучума и печальное окончание похода.
Военные походы Ермака
Атаман участвовал в Ливонской войне, командуя казачьими отрядами, а в 1581 году ему пришлось сражаться в Литве. Позже Ермак Тимофеевич принимал участие в освобождении осаждённого города Псков, а в 1582 году он входил в состав войска, которому удалось остановить шведскую армию.
В результате разрушительных захватнических походов Чингисхана в его владения вошли и сибирские территории, в которых с 1563 года стал править хан Кучум, который убил московского данника Едигера. Обустроившись в Сибири Кучум решает отсоединиться от какого-либо влияния – он перестаёт платить дань и продолжает нападать на соседние территории. Московское правительство обязано было вернуть Сибирь под свой контроль.
Стоит заметить, что восточные территории ранее были колонизированы известной семьёй Строгановых – крупнейших купцов и промышленников, которые были подконтрольны московскому правительству. Строгановы были очень влиятельны и богаты. К примеру, у них были собственные крепости и военные отряды за Камой, которые регулярно снабжались вооружением и провизией. Но, из-за постоянных набегов дела купцов шли не очень. Поэтому они решили попросить помощи у казаков.
В тексте одной из летописей Сибири упоминается о том, что Строгановы решили отправить казакам грамоту, в которой они просили оказать им помощь против регулярно нападающих народов. Казачьи отряды во главе с атаманом Ермаком откликнулось на приглашение и начало воевать против пелымцев, вотяков, а также вогуличей и других народов. Однако, деталей этой сделки между казаками и Строгановыми не сохранилось.
Известно только то, что Ермак Тимофеевич самостоятельно решил выйти в военный поход для завоевания сибирских территорий. В этот период составлялись отчёты на необходимую в походе провизию и вооружение, которое потребовал от купцов Ермак. В принципе, всем участникам данной операции (царь, купцы, казаки) было выгодно получить доступ к землям Сибири.
В начале осени 1581 года отряды атамана начали движение по рекам вдоль берегов. Всего в войске насчитывалось около восьмидесяти строгов, каждый из которых вмещал десять человек. Движение было затруднено, ведь реки начинал сковывать лёд и лодки часто застревали, но с наступлением половодья лодки ускорили продвижение и отряды добрались до желанного Сибирского ханства.
Гибель Ермака
Дата 6 августа 1585 года в летописях отмечена как день гибели Ермака Тимофеевича. Небольшая группа казаков — около 50 человек – под предводительством Ермака остановилась на ночевку на Иртыше, близ устья реки Вагай. Несколько отрядов сибирского хана Кучума напали на казаков, перебив почти всех сподвижников Ермака, а сам атаман, по данным летописца, утонул в Иртыше, пытаясь вплавь добраться до стругов. По данным летописца, утонул Ермак из-за царского подарка – двух кольчуг, которые своей тяжестью и утянули его на дно.
У официальной версии гибели казачьего атамана есть и продолжение, однако эти факты не имеют какого-либо исторического подтверждения, а потому считаются легендой. Народные сказания гласят, что спустя день тело Ермака выловил из реки рыбак-татарин, и доложил о своей находке Кучуму. Собственноручно удостовериться в гибели атамана съехалась вся татарская знать. Смерть Ермака стала причиной большого праздника, который продолжался несколько дней. Татары развлекались, стреляя в тело казака, в течение недели, затем, забрав подаренные кольчуги, ставшие причиной его гибели, Ермака похоронили. На данный момент историки и археологи рассматривают несколько районов как предположительные места захоронения атамана, однако официального подтверждения подлинности погребения нет до сих пор.
Ермак Тимофеевич – не просто исторический деятель, это одна из ключевых фигур в русском народном творчестве. О деяниях атамана создано множество легенд и сказов, и в каждом из них Ермак описывается как человек исключительной отваги и мужества
При этом о личности и деятельности покорителя Сибири достоверно известно очень немногое, и столь явное противоречие заставляет исследователей вновь и вновь обращать свое внимание на национального героя России
Смерть Ермака и его захоронение
Относительно кончины славного атамана мнения историков также разнятся. Классическая и полулегендарная версия – атаман утонул, когда попытался ночью переплыть Иртыш после внезапного нападения татар. Молва винила в гибели Ермака подаренные царем две тяжелые кольчуги, но, вероятнее всего, атаман был еще и ранен. Существует и другая версия – предводитель утонул, просто неудачно попытавшись перепрыгнуть из одного струга на другой.
Что стало потом с телом Ермака тоже достоверно неизвестно. По легенде, его выловил татарин-рыбак Яныш, Бегишев внук. На тело погибшего съехались посмотреть знатные мурзы и даже сам Кучум.
Миниатюра из «Истории Сибирской» С.У. Ремезова. Тело Ермака вылавливают из Иртыша
Согласно легенде, татары, узнав о гибели Ермака, несколько дней пировали, выставив тело на всеобщее обозрение и стреляя в него из лука. Согласно словам очевидцев, тело атамана пролежало без захоронения около месяца и начало разлагаться. Тогда татары сняли с Ермака две его кольчуги – они перешли к калмыцкому тайджи Аблаю, а спустя полвека были отбиты русскими казаками. Татары захоронили тело атамана в деревне Баишево на почетном месте, но не на местном кладбище, так как он не был мусульманином.
Предполагаемое место захоронения Ермака
Но расположение могилы Ермака именно близ Баишевского кладбища, ныне оспаривается. Существует версия, что его могила находится на территории Миякинского района Республики Башкортостан.
Любопытный факт: Кунгурская летопись сохранила сведения о том, что от снятых с Ермака одежд больные татары стали получать исцеления, а воинам от его кольчуги была большая удача в бою. В связи с этим татары запретили поклонение и паломничество на могилу Ермака, так как он не являлся мусульманином, и это шло вразрез с их религией. Однако есть предположение (довольно фантастическое, впрочем), что вера в чудотворения от личных вещей атамана побудила татар провозгласить его мусульманским святым.
Война с карачей
Успехи ермаковцев привели к стремительному развалу Сибирского «царства».
Кучума покинули многие татарские мурзы, в том числе его карача, по своей инициативе начавший войну с русскими. Кроме того, воспользовавшись ситуацией, хану стал мстить за своих убитых родичей появившийся в зауральских степях последний представитель династии Тайбугидов князь Сейид-Ахмад, сын Бекбулата. В начале зимы 1583 г. «приидоша к Ермаку от Карачи послы», просившие помощи от набегов из Казахской Орды.
Поверив их клятвам о том, что казакам не грозит никакая опасность, Ермак отпустил с послами 40 человек «с вогненным боем» (огнестрельным оружием) во главе с атаманом Иваном Кольцо.
Но едва казаки явились в татарские кочевья, всех их предательски перебили. Спустя какое-то время сложил свою голову еще один ермаковский атаман — Яков Михайлов.
А в начале марта 1584 г. «прииде карача со многими воинскими людьми и облегоша град Сибирь». Осада продолжалась «до пролития воды, до месяца июня», пока ермаковцы, возглавляемые атаманом Матвеем Мещеряком, не сумели нанести татарам поражение, совершив дерзкую вылазку. «Карача ж виде, яко казаков не возмогох одолети», увел остатки своего воинства в степь.
Как чужая земля стала своей
Предприимчивые, смелые новгородцы первыми из русских начали осваивать территорию, которую сейчас мы называем Русским Севером. Главной их мотивацией в освоении сурового края были, конечно, деньги, которые давала пушнина. Путь новгородцев на север лежал через Онежское озеро, по реке Выг, по Онеге — на южные берега Белого моря.
Почти одновременно с русскими к Белому морю вышли карелы. Конкуренции между народами не было — наоборот, как показывают археологические данные, нередко случались смешанные браки, а захоронений, свидетельствующих о битвах, не найдено.
Сначала людей на севере было совсем мало. Часто промысловики приходили на сезон, добывали мех, рыбу, морского зверя, а потом возвращались домой.
Продолжалось это до тех пор, пока не появились в этих краях мощные монастыри во главе с крупным землевладельцем — Соловецкой обителью. Именно монастыри смогли создать не только духовную основу для жизни на севере, но экономическую инфраструктуру, наладить торговые каналы, устойчивые пути сообщения с южными областями. Мехом, моржовым клыком и солью не прокормишься: добытое на севере нужно было сбыть на юге и получить взамен хлеб и другие продукты, а также промышленные изделия, не изготавливавшиеся на севере.
Как только монастыри создали по берегам моря и рек системы приходов, в Поморье потянулись люди, которые поняли, что Север — это не «чужеверная окраина», а часть освященной русской земли. Это «монастырское» заселение позволило позже сохранить Русский Север в составе России, когда на эти края покусилась Швеция. И вот этих-то людей, которые прочно осели на Севере, и стали называть поморами.
2
Подготовка похода Ермака
Колонизационная деятельность Строгановых, чьим высшим выражением и стал вскоре поход Ермака, постоянно расширялась. В 1558 году Григорий Строганов бьет челом Ивану Васильевичу о следующем: в Великой Перми по обеим сторонам Камы-реки от Лысвы до Чусовой лежат места пустые, леса черные, не обитаемые и никому не отписанные. Челобитчик просит пожаловать Строгановым это пространство, обещая поставить там город, снабдить его пушками, пищалями, чтобы оберегать государеву отчину от ногайских людей и от иных орд; просит дозволения в этих диких местах лес рубить, пашню пахать, дворы ставить, людей неписьменных и нетяглых призывать. Грамотой от 4 апреля того же года царь пожаловал Строгановым земли по обеим сторонам Камы на 146 верст от устья Лысвы до Чусовой, с просимыми льготами и правами, позволил заводить слободы; освободил их на 20 лет от платежа податей и от земских повинностей, а также от суда пермских наместников; так что право суда над слобожанами принадлежало тому же Григорию Строганову. На этой грамоте подписались окольничие Федор Умного и Алексей Адашев. Таким образом, энергичные усилия Строгановых стояли не без связи с деятельностью Избранной рады и Адашева, лучшего советника первой половины царствования Грозного.
Поход Ермака Тимофеевича был хорошо подготовлен этим энергичным русским освоением Приуралья. Григорий Строганов построил городок Канкор на правой стороне Камы. Спустя шесть лет, он испросил позволения построить другой городок, на 20 верст ниже первого на Каме же, наименованный Кергеданом (впоследствии он назывался Орлом). Эти городки были обнесены крепкими стенами, вооружены огнестрельным нарядом и имели гарнизон, составленный из разных вольных людей: тут были русские, литовцы, немцы и татары. Когда учредилась опричнина, Строгановы просили царя, чтобы их города были причислены в опричнину, и эта их просьба была исполнена.
В 1568 году старший брат Григория Яков Строганов бьет челом царю об отдаче ему на таких же основаниях всего течения реки Чусовой и двадцативерстное расстояние по Каме ниже устья Чусовой. Царь согласился на его просьбу; только льготный срок был теперь назначен десятилетний (следовательно, он кончался в одно время с предыдущим пожалованием). Яков Строганов поставил острожки по Чусовой и завел слободы, которые оживили этот безлюдный край. Ему пришлось и оборонять край от набегов соседних инородцев – причина, по которой Строгановы и призвали затем к себе казаков Ермака. В 1572 году в земле Черемисской вспыхнул бунт; толпа черемис, остяков и башкир, вторглась в Прикамье, разграбила суда и побила несколько десятков торговых людей. Но ратные люди Строгановых усмирили бунтовщиков. Черемис поднимал против Москвы сибирский хан Кучум; он же запрещал остякам, вогулам и югре платить ей дань. В следующем 1573 году племянник Кучума Магметкул приходил с войском на Чусовую и побил много остяков, московских даньщиков. Однако он не посмел напасть на Строгановские городки и ушел обратно за Каменный пояс (Урал). Извещая о том царя, Строгановы просили разрешения распространить свои поселения за Поясом, построить городки по реке Тоболу и его притокам и заводить там слободы с теми же льготами, обещая взамен не только оборонять московских даньщиков остяков и вогулов от Кучума, но воевать и подчинять самих Сибирских татар. Грамотой от 30 мая 1574 года Иван Васильевич исполнил и эту просьбу Строгановых, на сей раз с двадцатилетним льготным сроком.
Сибирское ханство
Ханство или Царство Сибирское, завоеванием которого и прославился в русской истории Ермак Тимофеевич, было осколком обширной империи Чингисхана. Оно выделилось из среднеазиатских татарских владений, по-видимому не ранее XV века – в ту же эпоху, когда слагались особые царства Казанское и Астраханское, Хивинское и Бухарское. Сибирская орда, по-видимому, находилась в ближайшем родстве с Ногайской. Она называлась прежде Тюменской и Шибанской. Последнее название указывает, что здесь господствовала та ветвь Чингизидов, которая происходила от Шейбани, одного из сыновей Джучи и брата Батыя, и которая властвовала в Средней Азии. Одна отрасль Шейбанидов основала особое царство в степях Ишимских и Иртышских и распространила его пределы до Уральского хребта и Оби. За век до Ермака, при Иване III, шейбанский хан Ивак, подобно крымскому Менгли-Гирею, враждовал с золотоордынским ханом Ахматом и даже был его убийцей. Но и сам Ивак был убит соперником в собственной земле. Дело в том, что от Шибанской орды, еще прежде отделилась часть татар под предводительством знатного бека Тайбуги. Правда, преемники Тайбуги назывались не ханами, а только беками; право на высший титул принадлежало только потомству Чингисову, т. е. Шейбанидам. Преемники Тайбуги удалились со своей ордой далее на север, на Иртыш, где средоточием ее сделался городок Сибирь, пониже впадения Тобола в Иртыш, и где она подчинила себе соседних остяков, вогулов и башкир. Ивак был убит одним из преемников Тайбуги. Между сими двумя родами шла жестокая вражда, и каждый из них искал себе союзников в Бухарском царстве, Киргизской и Ногайской ордах и в Московском государстве.
Памятник Ермаку в Новочеркасске
Окончание сибирской экспедиции
С наступлением лета, «как вода вскрылась», пережившие голодную зиму казаки погрузились на струги и отправились вниз по Иртышу и Оби в обратный путь. Войдя в Собь, они добрались северным «чрезкаменным» маршрутом до Печоры и, спустившись по ней, вышли к городу Пустозерску. Далее их дорога лежала на Москву.
Сразу же после ухода ермаковцев бывшую столицу Кучума занял его старший сын Али. Однако через некоторое время под ее стенами появи лось войско Тайбугида Сейид-Ахмада.
Во время разыгравшегося здесь сражения Али попал в плен, а множество воинов царевича, в том числе семь его братьев, полегли при штурме города. Сейид-Ахмад, вернувший стольный град своих предков и отомстивший за смерть отца и дяди, торжествовал победу.
В этих обстоятельствах казаки, зимовавшие на Карачином острове, вынуждены были покинуть укрепления, которые они в целях безопасности построили здесь, и поплыли на своих стругах вверх по Тоболу с намерением вернуться на Русь.
С их уходом завершилась сибирская экспедиция Ермака.
О Ермаке еще в 16 в. были сложены предания и песни, позднее его образ вдохновлял многих писателей и художников. В честь Ермака назван ряд населенных пунктов, речка, два ледокола. В 1904 в Новочеркасске ему поставлен памятник (скульптор В. А. Беклемишев, архитектор М. О. Микешин); его фигура выделяется на монументе 1000-летия России в Новгороде.
Последствия[править | править код]
Русские основали в Сибири многие остроги, которые затем превратились в города. В XVI веке были основаны города в Западной Сибири: Тюмень, Тобольск, Сургут и др. В XVII веке в Восточной Сибири: Томск, Красноярск, Якутск, Иркутск, Чита, Охотск и др. В XVIII веке: Омск, Барнаул, Петропавловск-Камчатский и др.
Коренное население Сибири в результате эпидемий, распространения алкоголизма, подавления восстаний отказывавшихся платить ясак народов .
Сибирь также стала плацдармом для дальнейшей российской колонизации Средней Азии и северо-запада Северной Америки (Русская Америка).
Строгановы
Строгановы – известный купеческий род, ведший свое происхождение от сибирских поморов. В 1570-х годах они уже владели крупными участками земли в Сибири, и неоднократно подвергались нападению со стороны черемисского хана Кучума. Для защиты от татарских набегов, в 1582 году они приглашают на службу местную дружину казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. В составе дружины были такие умелые воины-атаманы, как Иван Кольцо, Никита Пан, Матвей Мещеряк и другие. После двух месяцев, проведенных у Строгановых, казаки выступили в поход за «Каменный пояс» (Урал).
Строгановы провожают Ермака в Сибирский поход
Существует версия, что до того, как поступить на службу к Строгановым, Ермак со своими казаками успел не только повоевать в Ливонской войне, но и поразбойничать. Например, шотландский врач на русской службе и путешественник Джон Белл писал о Ермаке, что тот был разбойником, грабившим проезжавших по дорогам. После он сбежал в Персию, а потом объявился на Урале, ища убежища от царского преследования. Однако стоит учитывать, что Джон Белл родился спустя более ста лет после гибели Ермака, и записывал сведения о нем с чужих слов.
Краткое описание картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»
Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, — красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.
Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске. Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое. Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.
Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.
Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине «Покорение Сибири Ермаком» хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.