Введение подушной подати петром i: эффективная реформа налогообложения

Оглавление

Введение подушной подати

С 1716 года Пётр снова серьёзно занялся вопросами финансовой политики и экономики. В 1716—1717 годах на политику царя оказывали значительное влияние идеи меркантилизма. Это выразилось прежде всего в создании новых мануфактур и разработке естественных богатств страны — полезных ископаемых.

Наряду с этими проблемами снова был поднят вопрос о более тщательном подсчёте количества налогоплательщиков. Очень волновал вопрос резкого снижения населения страны, которую показала перепись 1710 года. Однако в дальнейшем выяснилось, что основной причиной «демографического кризиса» в стране стало простое стремление налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы — введению единой подушной подати, при которой учитывалось всё мужское население. Мысль о такой реформе была не новой. Ещё царевна Софья желала осуществить реформу податного обложения, заменив подворную подать подушной. При Петре I эту идею отстаивал обер-фискал Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подворной подати, само по себе несправедливо: в одних дворах могло жить по 20-30 человек, а в других — 5-10. Для последних налоговый гнёт значителен, так как у них меньше рабочих рук. Поэтому Алексей Нестеров предложил собирать подати, сборы и повинности не со дворов, а с рабочих душ. В дальнейших предложениях предлагалось ввести особую полицию и паспортную систему в деревне, что значительно уменьшило бы побег крестьян.

Все проекты советовали, во-первых, подсчитать всё мужское население страны без различия возраста, во-вторых, подсчитать требуемую казне сумму, кроме кабацких и таможенных сборов, в-третьих, определить количество сборов с каждого человека путём деления суммы доходов на количество душ.

Большое влияние на введение подушной подати в России оказала налоговая системы европейских стран, прежде всего Франции. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Пётр распорядился производить перепись не только крестьянского населения, но и дворовых людей, холопов и церковников.

С января 1722 года было начато распределение полков в губерниях и также ревизия — пересмотр переписи. Для производства ревизии по губерниям были разосланы генералы с прикомандированными к каждому офицерами, которые и должны были произвести пересмотр переписи на месте. Эта работа была закончена только в 1727 году, но уже в 1724 году было выяснено общее число податного населения: его оказалось 5 570 458 против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году было назначено брать по 80 копеек с души, но в 1725 году эта цифра была снижена до 74 копеек, а после смерти Петра — до 70 копеек. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 миллиона рублей) и флота (2,2 миллиона рублей). Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Таким образом, подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.

Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, распространив податную повинность на ранее свободные от податей категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, а новорождённые не включались.

Основные мероприятия реформы

Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.

Таблица: Основные мероприятия финансовой реформы Александра 2
Дата Событие Значение
май 1860 Создание Государственного банка Заменял банки, в том числе и созданные по реформе Канкрина. Госбанк получил привилегии на государственные программы, на кредитование сельского хозяйства и промышленности.
сентябрь 1860 Отмена системы откупов Отменена система, при которой частное лицо могло выкупить у государства право сбора косвенных налогов.
1862 Бюджет передан Министерству финансов До 1862 года централизованной системы распределения средств из бюджета не было. После 1862 года Министерство финансов отвечало как за доходы, так и за расходы бюджета.
1863 Отмена подушной подати Мещане (достаточно богатые люди) были освобождены от уплаты подушной подати. Взамен они платили налог на недвижимость. Также была введена акцизная система на косвенные налоги,
1864 Создание счетных палат Создавались независимые счетные палаты, которые функционировали в каждой губернии и контролировали эффективность расходования бюджетных средств.

Очень важное событие произошло в сентябре 1860 года, когда был подписан указ «Об отмене частных откупов». Позже, в 1863 году эта система была заменена акцизами

Система откупов представляла собой модель, при которой государство передавало право сбора косвенных налогов третьим лицам. Они выкупали у государства это право, и поэтому назывались откупщиками. Разумеется, откупы были намного меньше той суммы, которую откупщики в дальнейшем собирали с населения. Александр 2 эту систему прекратил, чем значительно увеличил денежные поступления в бюджет.

Следующие важные события в реформы произошли в 1862 году, когда на должность Министра финансов был назначен М.Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы). Александр 2 подписал указ, согласно которому:

  • Министерство финансов назначалось единственным органом, отвечающим за бюджет (доходную и расходную часть).
  • Деятельность Министерства финансов контролируется Государственным Контрольным Управлением. Контрольное управление возглавил лично автор финансовой реформы — В.Татаринов.
  • Бюджет Российской Империи должен был утверждаться на Государственном совете.
  • Министерство финансов было обязано ежегодно публиковать подробные отчеты по общему состоянию бюджета, по доходам и по расходам.

Рейтерн запомнился тем, что в 1862-1863 годах пытался укрепить в России золотой стандарт. В стране вводились в обращение золотые монеты, которые свободно менялись на бумажные рубли и обратно. Этот шаг оказался провальным, поскольку  золотого запаса не хватало для покрытия все денежной массы. Кроме того в 1863 году начался ажиотаж на золото с началом восстания в Польше.

Развитием реформы стало основание в 1864 году контрольных (счетных) палат. Они создавались в каждой губернии и были независимыми: палаты не подчинялись местной администрации. Контрольная палата подчинялась напрямую Государственному контрольному управлению. Основная функция таких палат — следить за правильностью и эффективностью расходования денежных средств на местах.

Литература

Из БСЭ:

  • Руковский И. П., Историко-статистические сведения о подушных податях, в сборнике: Тр. Комиссии для пересмотра системы податей и сборов, т. 1, СПБ, 1866.
  • Троицкий С. М., Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в., М., 1966.

Из ЭСБЕ:

  • П. Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII в.».
  • В. Ключевский, «Подушная подать и отмена холопства в России» («Русская мысль», 1886).
  • M. Алексеенко, «Действующее законодательство о прямых налогах» (СПб., 1879)
  • И. Руковский, «Историко-статистические сведения о подушных податях» (в «Трудах Комиссии для пересмотра системы податей и сборов» т. I.
  • В. Яроцкий, «Отмена подушной подати и связанные с этим реформы» («Труды Вольно-экономического общества», 1886 г., № 6 и 7.

Оппозиция

Граффити против подушного налога возле Хаддерсфилда

Переход от оплаты, основанной на стоимости дома, к подушному налогу широко критиковался как несправедливый и излишне обременительный для менее обеспеченных. Массовые протесты координировались Всероссийской федерацией против избирательного налога , другими национальными сетями, такими как 3D («Не регистрируйся, не плати, не собирай») и сотнями местных союзов, противостоящих избирательным налогам (APTU). ), которые не принадлежали к какой-либо конкретной политической группировке. В Шотландии, где налог был введен первым, APTU призвали к массовой неуплате. По мере того, как налог приближался к введению в Англии, протесты против него начали усиливаться. Это привело к ряду беспорядков, связанных с налогами на избирательную кампанию . Самый серьезный из них произошел 31 марта 1990 года, за неделю до введения налога, когда от 70 000 до 200 000 человек выступили против налога. В результате демонстрации вокруг Трафальгарской площади 113 человек получили ранения и 340 человек были арестованы, а более 100 полицейских нуждались в лечении. Были и другие конфликты и протесты, но ни одного масштаба беспорядков на Трафальгарской площади.

По мере того, как размер подушного налога начал расти и стала очевидной неэффективность местных советов в сборе налога, большое количество людей отказалось платить. Местные советы пытались отреагировать принудительными мерами, но они были в значительной степени неэффективными, учитывая огромное количество неплательщиков. По данным BBC, до 30% бывших налогоплательщиков в некоторых районах отказывались платить.

Организации по борьбе с избирательным налогом призвали неплательщиков не регистрироваться, засорять суды, оспаривая попытки местных советов добиться судебных приказов, и, в конечном итоге, не присутствовать на судебных слушаниях по причине их невыполнения. В ноябре 1990 года полиция Южного Йоркшира заявила, что планирует отказать в аресте лиц, не выполняющих уплату подушного налога, даже по указанию суда, поскольку это будет «физически невозможно для полиции из-за большого числа неплательщиков».

Оппозиционная Лейбористская партия на своей ежегодной конференции 1988 г. решила не поддерживать кампанию невыплаты. В июле 1991 года Терри Филдс , член парламента от лейбористской партии Ливерпуль Бродгрин и член Militant Tendency , был заключен в тюрьму на шестьдесят дней за отказ платить. Во время заключения Филдса в тюрьму лидер лейбористов Нил Киннок прокомментировал: «Законодатели не должны нарушать закон».

В популярной культуре панк-группа The Exploited представила песню «Don’t Pay The Poll Tax» в своем альбоме The Massacre , который был выпущен 15 апреля 1990 года.

На своем выступлении на Top Of The Pops 22 марта 1990 года Orbital исполнили » Chime » в толстовках с прицелом и, казалось бы, абстрактными изображениями на них. При ближайшем рассмотрении на толстовках было написано (если читать слева направо) «подушный налог отсутствует».

Предпосылки реформы

Петр 1 известен тем, что создавал налоги буквально на все. Часто можно услышать шутку, что в петровскую эпоху не платили, разве что только за воздух. Это действительно так. Любимое детище царя (армия и флот) съедали гигантские деньги, возместить которые в начале царствования было нечем. Например, в 1710 году было собрано налогов на 3,1 миллиона рублей, но общий расход казны составлял 3,8 миллиона, из которых 2,7-2,8 миллиона (в разных источниках цифры немного отличаются) шли на армию и флот.

Денег не хватало и Петр ввел даже специальную должность – Прибыльщик. Прибыльщики это люди, которые выполняли всего 1 функцию – искали средства обогащения казны. Если говорить более простыми словами – они придумывали новые налоги, как самое простое средство получения денег.

Суть и величина подушной подати

С 1724 года подушная подать взималась с мужской половины населения вне зависимости от возраста. В первый год она составила 80 копеек с человека, но в последующие годы снизилась до 70 копеек. Плательщики, не состоящие в крепостной зависимости, платили по 1,2 рубля. Повышенная ставка полагалась раскольникам, они отчисляли в казну вдвое большую сумму, за что их прозвали «двоедане». Реформа оказалась успешной – уже в 1725 году было собрано около 9 миллионов рублей, то есть в 3 раза больше обычного.

До 1775 года купцы также платили подушную подать, но позже она была заменена процентом с объявленного капитала. В 1794 году из-за инфляции и больших государственных расходов подушный налог достиг величины 1 рубля. В 1867 году сбор зависел от региона и составлял 1,15 -2,61 рубля.

В XVIII столетии отчисления подушной подати составляли половину государственных доходов. По мере внедрения косвенных налогов ее доля снижалась. Мещан и цеховых освободили от подушного налога в 1866 году, исключая Сибирь и Бессарабию. Окончательно подушная подать была отменена 1 января 1887 года, но, несмотря на это, продолжала взиматься в Сибири еще десять лет.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Монополизация

1705 год в финансовом отношении был особенно тяжёлым для Петра I: происходило переустройство армии, формировались драгунские и новые пехотные полки, шла полным ходом перестройка балтийского флота. Поэтому введение новых монет и налогов не могли полностью решить финансовых проблем. Тогда Пётр монополизировал торговлю некоторыми товарами — государство присвоило себе исключительное право торговать ими как внутри страны, так и с иностранными купцами. Указом 1 января 1705 года была монополизирована продажа соли, её стали продавать вдвое дороже той цены, по которой соль доставляли в казну подрядчики. Цену на соль установили в среднем 10 ½ копеек за пуд. Кроме того, была монополизирована продажа алкоголя, дёгтя, мела, рыбьего жира, ворванного и квашеного сала, щетины. Была значительно расширена торговля казёнными товарами.

Пётр I также распорядился перевозить за границу часть казённых товаров и там продавать, чтобы на вырученные деньги покупать иностранные товары. Всей этой казённой торговлей с 1705 года управлял Дмитрий Соловьёв. В главнейших торговых городах Европы были учреждены должности особых торговых агентов, которые продавали русские казённые товары и исполняли требования русского правительства по закупке иностранных.

Кто был обязан платить подушную подать?

С подушной податью имеет много общего джизия — налог, который должно было оплачивать немусульманское население, проживающее на землях Халифата и Османской империи. Была она присуща и Российскому государству, придя на смену системы подворного обложения. Ввел подать царь Петр I для жителей, населяющих Европейскую Россию и Сибирь. Эта обязанность была зафиксирована в Плакате о сборе подушных денег, принятом 26.06.1724 г. для обеспечения нужд армии, формируемой на регулярной основе. Постепенно практика взимания была распространена на земли Слободской (1765 г.), Левобережной (1783 г.) и Правобережной (1795 г.) Украины, а также Прибалтики (1783 г.).

Подушная подать распространялась на крестьян разных категорий — помещичьих, государственных, дворцовых, монастырских, а затем и удельных. Обязанность ее платить возлагалась на посадских людей, разночинцев, однодворцев, дворовых людей. Эти группы до принятия подати не были обязаны платить какие-либо налоги в интересах державы.

В 1775 г. личный налог начали уплачивать мещане. А вот представители дворянства, казачества и духовенства освобождались от данной обязанности. В 1775 г. для купеческих слоев был введен сбор на объявленный капитал, который и заменил подушную подать. С 1863 г. с мещан также сняли обязанность оплаты. Исключением стало сибирское мещанство, для которого на смену подати пришел налог, уплачиваемый с городской недвижимости. Все сословия, которые должны были платить подать, получили название податных. Их численность достигала 90% от всего населения, числящегося за территориями Европейской России в середине XIX в.

Результаты сословной политики Петра 1 для крестьян

Самым главным результатом сословной политики Петра 1 стало объединение землевладельческого класса. Теперь крепостные крестьяне разделялись на – принадлежавших своих помещиков и принадлежавших государству.

Обе группы крестьян записаны в ревизские списки и платят подушную подать. Если ранее до правления Петра 1 подать брали с территории обрабатываемой земли, то крестьяне старались уменьшить количество обрабатываемой земли, чтобы платить меньшую подать. Позже, ввелась подать с двора, и крестьяне стали объединяться на небольшой территории, чтобы опять же снизить размер подати. Введенная Петром 1 подушная подать позволила крестьянам возделывать большую территорию, что благоприятно сказывалось на земледельческой отрасли в России.

Но с другой стороны ухудшилось положение крестьян в сторону большей зависимости от помещиков. По указу Петра крепостными становились все те, кто находился во время переписи на территории помещика. Выхода из крепостных не было. При Петре 1 исчезли холопы, гулящие люди, задворные – все они по результатам ревизии становились крепостными того, на чьей земле они находились во время той самой ревизии.

Перепись тяглового населения

Тягловым во времена Петра назывался двор черного посадского человека, мастерового или торговца, учтенный в системе кадастра (сошного письма) для уплаты податей или отбывания повинностей. Доля в общем налоге со двора высчитывалась исходя из состава семьи и принадлежности к торговому промыслу.

Количество дворов, подлежащих налогообложению, считалось по количеству ворот. Чтобы платить меньше, крестьяне соединяли несколько хозяйств, а лишние ворота заколачивали. В результате такой находчивости отчисления в казну с каждым годом уменьшались, а количество населения при этом оставалось неизменным или росло.

В 1698 и 1710 годах в России проводились подворные переписи. По их данным численность населения убывала, особенно заметно в северных и центральных областях страны. Спад объяснялся несколькими причинами:

  • рекрутский набор в армию и на флот;
  • привлечение людей на судостроительные верфи;
  • масштабные стройки крепостей;
  • строительство Санкт-Петербурга;
  • мор вследствие эпидемий и неурожайных лет;
  • бегство тяглового населения в южные районы, Сибирь и за рубеж.

Занижение данных переписи было выгодно не только плательщикам податей (крестьянам и посадским людям), но и помещикам, которые эти подати собирали. Меньше дворов – меньше работы, больше возможностей для создания незаконных поборов со стороны местной администрации.

В 1716-1718 годах осуществили Ландратскую перепись силами местных чиновников (ландратов). В ней учитывали точное количество населения обоего пола, включая вольных, гулящих людей и холопов. Перепись завершилась лишь в 1722 году, и на основе ее данных был рассчитан новый подушный налог.

Проекты выхода из финансового кризиса

Ещё с 1710 года Петру стали поступать различные проекты путей выхода из финансового кризиса. Один из первых таких проектов принадлежал Савве Рагузинскому. Он подчёркивал, что назначение новых налогов с крестьянства приведёт к тому, что земля останется без крестьян. Рагузинский предлагал увеличить казну путём разных финансовых операций: займа внутри страны и за границей или путём введения налогов, которым бы облагалось платёжеспособное население страны, а не разорённые крестьяне. Автор также высказывал мысль о двойном увеличении обложения земли в городах, но эту тяготу, которая пала бы на торгово-промышленное сословие, можно было бы облегчить, дав больше свободы в торговле: оставив соль, вино, табак, поташ, соболей в казённой продаже, всё остальное предлагалось отдать на волю. Пётр воспользовался кое-какими указаниями этого проекта, разрешив торговлю всем и став советовать младшим детям в дворянских семьях заниматься торговлей и промыслами. Это, конечно же, вызвало недовольство купечества.

В других проектах правительству рекомендовалось обратить особое внимание, во-первых, на торговлю казёнными товарами, число которых предлагалось ограничить, во-вторых, на косвенные налоги

Финансовая реформа

В 1704 году Петр проводит финансовую или как её еще называют денежную реформу. в итоге главной денежной единицей становится копейка, была введена новая система налогов, подушная подать, заменила подворное обложение.

Замечание 1

В итоге государственная казна значительно увеличилась, но при этом население заметно обнищало, а доходы, предназначенные для казны, часто разворовывались.

С 1704 году друг за другом в России вводились различные налоги – поземельный, ледокольный, на покос сена, с варки пива и т.п., так появилось около 40 разных налогов.

Историческое значение реформы

Несмотря на то, что налоговая реформа Петра І была не совершенна, и легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения, она стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие. В результате реформирования, налоговая система существенно изменилась. Введенный единый налог – подушная подать, заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков, и действовал в России на протяжении 150 лет. Новая налоговая система дала возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Появление постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет. Во второй половине пребывания Петра І на Российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государство смогло обходится собственными доходами. Петр І занимался проведением реформ всю свою жизнь и некоторые из них так и не смог завершить.

Подушный налог

Подушный налог, взимавшийся в последнее время, был чрезвычайно запутан.

Подушный налог, взимавшийся с крестьян и мещан.

В России подушный налог был введен Петром I вместо подворного налога. Взимался с 1724 г. после проведенной переписи населения со всех душ мужского пола, включая стариков и детей.

Что касается сохранявшегося подушного налога на основное население России, то при Екатерине II это не совсем тот налог, который ввел Петр I. По Указу от 3 мая 1783 г. подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете. Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами, как считала необходимым.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ, подушный налог — прямой личный налог, взимаемый с каждой души ( человека) в одинаковом размере независимо от величины дохода и имущества. Известен с древних времен. В России введен Петром I в 1724 г. для лиц мужского пола. Отменен в период с 1887 по 1899 г. В Британии подушными называли местные налоги.

Следующий способ взимания подушного налога состоит в обложении им каждого человека, но различая плательщиков по их чисто почетным титулам, независимо от какой бы то ни было должности или профессии, как-то: герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов, баронетов, кавалеров, эсквайров, т.е. старших сыновей кавалеров in perpetuum , и джентльменов, если кто-либо себя таковым именует. Этот способ ведет к гораздо большей равномерности, чем предыдущий, поскольку титулованные лица по большей части в соответствующей степени богаты. Если же это не имеет места, то все же эти титулованные таким образом лица могут добиться преимуществ или должности даже в том случае, если они не покупают или не могут купить их у простых лиц и заплатить за них. Я при этом придерживаюсь того мнения, что обладание титулом дает своему владельцу возможность сэкономить такую сумму, какая соответствует вызываемому этим титулом излишку уплачиваемого подушного налога над уровнем его, уплачиваемым простыми лицами.

Печной налог кажется подушным налогом, но в действительности это не так, ибо он скорее является особым видом собирательного акциза.

Основные поступления приходятся на подушный налог и на субсидии и займы центрального пр-ва. Важнейшими расходами являются расходы на содержание администрации и на просвещение.

Сицилии — десятины) или подушный налог, называвшийся стипендиумом ( в афр.

Докажите, что х есть подушный налог.

В России к раскладочным налогам относились подушная подать ( подушный налог), введенная Петром I, поземельный налог и некоторые другие.

Из формул ( 5) и ( 6) мы видим, что подушный налог совпадает с равномерным распределением затрат для малых значений с, а уровневый налог совпадает с равной прибылью для больших значений с.

Титулы, соответствующие занятию или профессии, не должны бы служить базой взимания подушного налога, потому что они не обязательно означают возможность платить или вероятность этой возможности и в то же время заключают в себе большие неравенства. Если же кто-либо благодаря своему праву заниматься определенным занятием зарабатывает много, то можно предположить, что он соответственно будет и расходовать. В таком случае наш способ обложения акцизом, несомненно, уловит его в свои сети, как он это делает и в отношении упомянутых выше должностных лиц.

При этом сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов — подушного налога, питейного и таможенного сборов, соляного налога ( в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи ( 1866), акциза на керосин ( 1872), акциза на табак.

В апреле 1990 г. в Англии и Уэльсе ( а годом раньше в Шотландии) перешли к взиманию подушного налога, охватывающего практически всех граждан, достигших возраста 18 лет. Он устанавливался в твердой сумме самостоятельно местными органами власти и был напрямую связан с уровнем их расходов.

Итоги финансовой реформы

Эти неполные, минимальные цифры документов 1724 г. дают, однако, несколько выразительных итогов финансовой реформы; в ведомостях дальнейших лет количества увеличиваются, но пропорции изменяются мало. Резко выступает связь этой реформы с военной, как ее двигателем: расход на войско и флот доходит до 67% всего сметного дохода, а по отношению к действительным поступлениям того года поднимается до 75,5%. Войско стало обходиться стране гораздо дороже, чем оно стоило 44 года назад, когда на него шло меньше половины тогдашнего дохода. Далее, сметный доход 1724 г. почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 г. Этот успех достигнут был подушной податью, которая более чем на 2 миллиона увеличила окладной доход казны. Но в первый же год подушная по упомянутой мною камер-коллежской росписи дала недобора 848 тысяч. Значит, 15-летняя борьба с дефицитом 1710 г. в 13% расхода завершилась недобором 18% подушного оклада, т. е. значительной порчей самого орудия борьбы. В-третьих, Петр к концу царствования был в 3 1/2 раза богаче своего старшего брата: переложив бюджеты 1680 и 1724 гг. на наши деньги, найдем, что первый простирался до 20 миллионов, а второй — до 70. Но Петр разбогател крутым переломом системы налогов: подушная перегнула обложение в другую сторону. До нее прямые налоги уступали косвенным (конец лекции LI).

Усиленные заботы Петра о развитии торговли и промышленности, народнохозяйственного оборота подавали надежду на дальнейший рост косвенного обложения. Случилось иное: подушная одержала решительный перевес, дошла до 53% сметного дохода. Значит, при недостатке доступных обложению капитала и оборота приходилось обременять все тот же голый простонародный труд, тех же «работных персон», и без того достаточно обремененных, и в этом направлении дойти до непереступаемого предела. Между тем свои и чужие наблюдатели выносили из положения дел впечатление, что при обширности государства и при его естественных богатствах царь без народного отягощения мог бы получить гораздо больше дохода. Сам Петр думал так же; по крайней мере в регламенте Камер-коллегии 1719 г. высказана оригинальная или заимствованная мысль, что «никакого государства в свете нет, которое бы наложенную тягость снесть не могло, ежели, правда, равенство и по достоинству в податях и расходах осмотрено будет».