Как звучит кельтик-панк: 5 самых ярких групп

Оглавление

Вторая волна панк-рока

К 1977 началась вторая волна панк-рока. Группы звучали по-разному, сохраняя общее состояние панк-музыки. В Северной Америке движение уходит в андеграунд, в Британии становится ключевым явлением музыкального мира. В США основная сцена была сосредоточена в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. Отдельного рассмотрения заслуживает Канада, где также появлялось существенное число проектов. В Нью-Йорке панк-рок угас и лишь небольшое количество исполнителей погружалось в стилистику.

В Британии направление развивалось более быстрыми темпами. Медиа-феномен захватывал молодежь, появлялось все большее количество релизов. EP Spiral Scratch стал проявлением этики DIY, а первый альбом Damned Damned Damned попал на #36 региональных чартов. Композиция White Riot с дебютного лонгплея The Clash забралась на #12. Сид Вишес (Sid Vicious) становится иконой панк-рок-сцены. Формировались и другие артисты по всем регионам страны. Возникает феномен пост-панка, музыка с отличной от агрессивной подачи punk rock.

Отдельные коллективы объединяли панк-рок со SKA, 2 Tone. Среди ярких представителей выделяется The Beat, Madness, The Specials. Период отличается борьбой со свободой слова. Многие артисты отмечали, что цензуре должно отводиться особое место. Другие рынки также продолжали углубляться в стилистику. В 1977 на EMI выпускается в Австралии альбом Saints (I’m) Stranded, а также появляется Ник Кейв (Nick Cave), который станет интересной фигурой мира пост-панка. Парижская субкультура основывается на творчестве Лу Рида (Lou Reed), а в Германии появилось движение Neue Deutsche Welle. Последнее основывалось на британском панке. Стилистика развивалась в Скандинавии, Японии, Индонезии, Мексике и Южной Африке.

С чего все началось?

Саша: «“”

И на сэкономленные на школьных обедах деньги я заказал себе целых 90 минут “Гражданской обороны”. Там было три разных звучания, вокала, я был уверен, что это все ГО, только с разными вокалистами. 

Панки появились в 60-х годах прошлого века то ли в США, то ли в Великобритании. Как в старой доброй и чопорной Англии могли появиться такие дрянные детки — никто толком объяснить не может. Главным стремлением панков были (и остаются) прогрессивизм, индивидуализм и вызывающее поведение — как в обыденной жизни, так и на сцене во время концертов.

Саша:

А потом у меня даже группа была и два концерта с ней, в том же 1997 году, кажется. Мы играли с двумя, п****ц, клевыми панк-группами Новосибирска, и это было очень хорошо. Мы играли достаточно х**во, но у меня было дичайшее ощущение праздника. Я видел бритые виски, поставленные ирокезы, нашивки и майки тех групп, которых, как мне тогда казалось, никто кроме меня не слышал. Класс движуха, люди болтают. Там я познакомился с людьми, с которыми общаюсь до сих пор.

“Гражданская оборона”

Развитие punk rock в 90-х и мировой успех

К 90-м панк-рок укоренился в западной культуре, маркетологи провели тщательную коммерциализацию, что позволило извлечь выгоду от стилистики. В 1993 появляются Bad Religion, Green Day, которые подписывают крупные контракты. К 1994 Epitaph пишет песни Punk in Drublic, Let’s Go by Rancid, которые получили статус «золото». К середине 90-х воссоздаются 2 tone исполнители, которые стали элементов второй волны панка.

В 2000 появляется множество интересных релизов, которые попадают на лучшие позиции чартов Billboard Hot 100. Критики обнаружили появление существенного количества подростковых проектов, которые стремятся полностью или частично перенять элементы punk rock. Сегодня классическое понимание панк-рока отсутствует, обычно применяются наработки второй волны жанра.

Dropkick Murphys

Группа из Бостона, основанная ирландским вокалистом Майком Макколганом в 1996 году. Впрочем, на сегодня единственным постоянным участником банды остается басист и вокалист Кен Кейси — также сооснователь группы. Dropkick Murphys — очень политизированная группа, выступающая за интересы рабочего класса и эмигрантов, не только ирландцев, но особенно ирландцев. Также любовь публики они завоевали активной поддержкой благотворительности и спорта. А еще Dropkick Murphys принципиально не работают с коммерческими лейблами и требуют продавать билеты на их концерты по сниженной относительно средней цене.

Их новый альбом Turn Up That Dial звучит как настоящая классика кельтик-панка. Задорный мелодичный фолк с хриплым кричащим вокалом и тяжелыми гитарами. Ну и примесью кантри, но это для кельтик-панка тоже не редкость. Вкатываться в жанр с них — лучшая идея. 

Развитие стиля: вторая волна

The Exploited

Новый толчок панк-музыке смогло дать растущее в музыкальных кругах движение пост-панка и альтернативного рока. Яркими представителями стали Pixies и Sonic Youth.

В 90-е годы наиболее значимыми можно считать мега популярные группы The Offspring и Green Day. Звучание этих коллективов мирового масштаба стало более мелодичным, музыкантов-любителей сменили настоящие профессионалы своего дела. Энергия и высокий темп панк-рока, доступность и простота композиций для слушателя достались группам от панков первой волны. Основными дополнениями можно считать профессионализм исполнения, качественное звучание инструментов и вокала. Идеи протеста и агрессии сменились безудержным музыкальным весельем и полным отрывом, получив определение «калифорнийского панк рока». Самым мягким сегодня можно считать ответвление поп-панк.

«Автоматические Удовлетворители»

Принято считать, что «Автоматические Удовлетворители» («АУ») является первой панк-группой в СССР, а её лидер и основатель Андрей «Свин» Панов — первым панком. Именно панком, а не панк-рокером. Конечно, «Автоматические Удовлетворители»выпускали альбомы и даже гастролировала по стране, но Свин не ставил музыку на первое место. Для него главным был сам дух бунтарства и наплевательское отношение на окружающую действительность. Как и положено панкам, музыканты «Автоматических Удовлетворителей»не старались совершенствовать свои таланты и просто пытались играть слаженно, что у них, честно говоря, не всегда получалось. Однако песни Свина поражали в то время своей новизной и действовали магически на неокрепшие умы советской молодёжи, породив целую массу подражателей

Раскол панк-рока на поджанры

Развитие панк-рок музыки разделилось на несколько течений, среди которых:

  1. New wave (новая волна). В 1976 появилось ответвление, которое именовалось новой волной. Звучание отличалось от панк-рока больше мелодичностью, использование синтезаторов и других прогрессивных инструментов. Особых достижений в этом направлении достигли Blondie, Talking Heads, Go-Go’s. Новая волна стала сенсацией поп-культуры после становления телеканала MTV.
  2. Post-punk. В период с 1976 по 1977 во время разгара панк-движения, начали появляться группы, которые отличались экспериментами. Cabaret Voltaire, Throbbing Gristle и прочие музыканты перешли на более высокий уровень творчества. Лирика более темная, часто соотносилась с литературой. Прослеживаются отсылки от арт-рока. Дальнейшее развитие связывалось с трансформацией в готический рок.
  3. Hardcore. Эта ветка отличалась сверхбыстрыми, агрессивными ритмами, кричащим вокалом и политическими текстами. Жанр развивался в Штатах, В Южной Калифорнии. Среди ранних исполнителей выделяется Bad Brains, Dead Kennedys. К 1981 направленность стала доминирующей в Северной Америке.
  4. Oi! После возникновения явления панк-рока в Британии звук подвергался коммерциализации. Это стало причиной «бунта», который предрек отход отдельных исполнителей к уличному панку. Последующий начали именовать Oi!. Среди артистов выделяются Cock Sparrer, Angelic Upstarts, Cockney Rejects.
  5. Anarcho-punk. Анархический панк развивался наравне с ой-культурой и хардкором. Сцена развивалась в Британии, принципами стало преследование идеи анархизма и «сделай сам». Тексты наполнены социальным, политическим содержанием, часто отражали неравенство и военное насилие. Движение позволило выделить несколько поджанров, которые зависели от политического уклона.
  6. Pop-punk. Это коммерческий панк-рок, который появился в конце 60-х годов. Здесь выделяется большое количество проектов, которые объединили новшества с поп-культурой. Музыка отличается большей мелодичностью, появлением прогрессивных инструментов.

Панк-рок пересекается с другими жанрами. Сюда попадает synth-punk, garage punk.

«А что такое жанр?»

Несмотря на фрустрацию музыкантов по поводу жанровых рамок и призывы журналистов разделаться со стилевыми барьерами, никто из них не дает четкого определения объекту их высказываний.

Схожего мнения придерживаются авторы Musicmap — карты жанров и направлений популярной музыки. В конце 2000-х годов основатель проекта, бельгийский архитектор и музыкант Квинтен Кроувелс, попытался найти в интернете карту музыкальных стилей, будучи уверенным, что таковая обязательно существует. Когда ему это не удалось, он решил сделать карту сам, и спустя восемь лет он закончил работу над Musicmap.

Для Кроувелса жанр представляет собой скорее не техническую категорию, а указатель, ведущий артиста и слушателя в нужном направлении.

«Музыкальные жанры — это не рамки, придуманные людьми вроде меня, у которых слишком много свободного времени», — говорил Кроувелс в лекции, посвященной его проекту. — «Чаще всего это социальные движения, которые бросают вызов конвенциям и авторитетам, взаимодействуют с другими жанрами и служат в качестве инструмента, объединяющего музыку вместо того, чтобы разделять ее».

Поэтому его карта переплетена густой сеткой линий, обозначающих прямые и косвенные связи между более чем 230 наименованиями самых разных стилей, возникших за сто с лишним лет истории популярной музыки.

Карточки жанров объясняют, как разочарование в стадионном роке и хиппи-революции привело подростков из рабочих семей и студентов арт-школ к изобретению панк-рока. Как появление экстази популяризировало эйсид-хаус и запустило Второе лето любви в Британии. Наконец, как финансовый кризис 2008 года способствовал возвращению древнего жанра свинг в обновленной форме — с семплами и электронными битами.

JPEGMAFIA

В описании Musicmap утверждается, что сервис будет полезен журналистам, артистам и рядовым энтузиастам, а также стриминговым сайтам и приложениям, которые по-прежнему пользуются максимально упрощенной системой категоризации, распределяющей музыку только по самым основным жанрам: рок, поп, панк, альтернатива, электроника и т. д.

Впрочем, у стриминговых сервисов есть своя альтернатива жанровым категориям. Например, Spotify наряду с жанровыми плейлистами предлагает слушателям подборки треков под самые разные ситуации и настроения. «Жизнь прекрасна» подойдет для создания позитивного настроя, Alone Again — для тех, кто чувствует себя одиноким (очевидно), «Пригородный экспресс» — для поездок на поезде, а «Прокачка» — для тренировок в спортзале, подобные подборки есть и у Apple Music.

Метки

Fender Jaguar
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Gibson Flying V
Gibson Les Paul
Gibson SG
Guitar Rig
Бас гитара
Джо Сатриани
Закк Уайлд
Как создать рок группу
Советы начинающим группам
Стив Вай
Уроки игры на гитаре
аккорд am
аккорд c
аккорд d
аккорд dm
аккорд
e
аккорд f
аккорд f на гитаре
аккорд gm
аккорды для гитары
аккорды ноты
аккорды фото
активные звукосниматели
арпеджио
бемоль
вибрато
гитарные аккорды
гитарные примочки
гриф бас гитары
гриф гитары
двуручный тэппинг
джаз фанк
диез
директ бокс
длительность нот
как научиться играть на гитаре
легато
медиатор для гитары
приемы игры на электрогитаре
сустейн
экранирование гитары
электрогитара

Янка Дягилева

Янка Дягилева — одна из немногих представительниц слабого пола, сумевших сделать себе имя на отечественной панк-сцене. Конечно, и здесь не обошлось без вездесущего Егора Летова, который всячески двигал в массы творчество талантливой певицы. В основном, Янка Дягилевапела свои песни под гитару, но благодаря Егору Летову и спонтанно собранной группе «Великие Октябри» её композиции обрели бессмертие и в электрическом варианте. Трогательные и разрывающие душу песни Янки Дягилевой вызывают не меньше эмоций, нежели стихи классиков. Жаль только, что как и большинство по-настоящему талантливых людей Янка Дягилева умерла в самом расцвете сил. И смерть талантливой певицы до сих пор считается одной из самых загадочных в истории русского рока.

Термин punk rock

Слово «панк» в 16-18 веке использовался в качестве синонима к слову «проститутки». Это можно наблюдать в произведениях Уильяма Шекспира (William Shakespeare). Со временем подходы изменились, этимология связывалась с обозначением бандитов, хулиганов и гангстеров. Первое известное использование фразы «панк-рок» приписывается Эдду Сандерсу (Ed Sanders), учредителю группы Fugs. Музыкант цитировал собственный соль альбом как «панк-рок сентиментальность».

К 1970 Лестер Бэнгс (Lester Bangs) называл Игги Попа (Iggy Pop) «панк-стогом», а Алан Вега (Alan Vega) описывал посетителей собственных трибьютов «панк-массой». К 1971 музыкальный критик Грег Шоу (Greg Shaw) описывал композицию Guess Who в качестве панк-рок-н-роллом. В майском выпуске издания Creem в этом же году Дэйв Марш (Dave Marsh) использовал термин для описания творчества Mysterians. Отдельные гаражные акты в 70-х начали соотносить с понятием «панк-рок».

К 1973 году термин был широко распространен и использовался повсеместно. Уже к этому времени под заданным определением понимались гаражные группы 60-х, которые отличались более агрессивным звучанием. Решающая роль в становлении стал запуск журнала Ged Dunn Punk, который появился в 1975 году.

Философия, лирика, визуальная подача

Первая волна панк-рока отличалась агрессивностью и более прогрессивным звучанием. Музыка сопровождалась драйвом, которого не хватало в 60-х. Особенностью становления жанра стало использование концепции DIY – «сделай сам». Существовали и предпосылки от других жанров, на становление punk rock повлиял паб-рок. Появлялось существенное количество независимых студий, в том числе Stiff Records.

Британский панк отвергал мейнстрим в рок-музыке, панк-революция началась в 1976 году. Лирика связывалась с напряженностью в государстве, некоторые песни указывали на отсутствие будущего. Панк-рок предназначался для выражения свободы. Типичными инструментами являются электрический бас, электрогитара, ударная установка. Отдельного внимания требует вокал, который предполагает мощь, энергичность, часто сопровождается криком. Песни короткие, исполнение быстрое, форма соотносится с рок-н-роллом. Поздние коллективы отходили от такой стилистики, что использовали в качестве основы хардкор. Сложные гитарные соло не применяются, партии искаженные, бочкообразные. Басовые линии несложные, обычно используется пик быстрой последовательности нот.

Стилистика и визуальная подача культуры отличается в зависимости от региона. Американское исполнение предполагало возврат к футболкам, джинсовым курткам, рваным джинсам и ботинкам «Доктор Мартинс»

На сцене важно шокировать людей, сделать выступление более вдохновенным. На английской арене предпочтение отдавалось кожанкам с булавками, которые использовались Sex Pistols, Ричардом Хэллом (Richard Hell)

Со временем обязательными атрибутами стали татуировки, пирсинг. Девушки часто носили «рабское снаряжение», аксессуары с шипами. Еще одним атрибутом стали волосы как элемент самоутверждения.

Откуда пошел кельтик-панк?

Все началось с лондонской группы The Pogues в начале 80-х. А зародилась группа еще в 1977 году в туалете на концерте Ramones, где встретились будущий вокалист банды Шейн МакГован и вистлер (вистл — флейта со свистковым устройством) Питер Стейси. 

В полноценную банду The Pogues оформились лишь к 1982 году. По современным меркам их музыку можно назвать панком лишь с некоторой натяжкой. The Pogues дичали на сцене, отрывались по полной, кричали и всегда были веселы. Но тяжелыми их песни не назовешь — это преимущественно акустический фолк, часто напоминающий морские шанти. Лишь в 90-х они немного утяжелились, уже без Шейна МакГована, выкинутого из-за его необязательности. Однако именно они открыли дорогу для многих панков, желавших добавить в свой музон тяжелых гитар и раздолбайства. 

Сами The Pogues добились известности и признания, просуществовав до 1996 года — группа успела выпустить семь полноформатных альбомов. Они вновь собирались в 2001 году и играли еще двенадцать лет. Но последний альбом они выпустили в 1996-м — назывался он Pogue Mahone. На заре существования так называлась и сама группа. А с гаэльского это выражения переводится как «поцелуй меня в зад». 

«Сектор газа»

Большинство поклонников панк-рока не воспринимают «Сектор газа» в качестве серьёзного коллектива, играющего классический панк. Но, как уже было сказано выше, панк — это состояние души. И лидер группы Юрий «Хой» Клинских был самым что ни на есть настоящих панком в душе и по жизни. Да, его песни — это нагло передранные хиты зарубежных групп или откровенная попса, тексты изобилуют крепкими словечками, а музыка поражает своей эстрадностью. Но всё-таки это панк-рок, причём во многих его проявлениях — от хоррор-панка до рэпа и фолка. По существу, «Сектор газа» больше любили те самые гопники, которые не давали прохода неформальным молодёжным группировкам, нежели сами панки и рокеры, но это вовсе не принижает вклад Юрия Хоя в отечественный андеграунд.

История становления панк-сцены

Истоки нью-йоркской панк-рок-сцены прослеживается в конце 60-х. Сосредоточение артистов началось в центре Mercer. Здесь выступали различные артисты New York Dolls, Уилко Джонсон (Wilko Johnson). Позже появляется клуб CBGB, где развивалась новая сцена. К середине 70-х проявляется феномен Ричарда Хэлла (Richard Hell), Патти Смит (Patti Smith), которые отреклись от принципов этики, стандартов. Стилистику подхватываются The Stooges, The Ramones, Blondie, Talking Heads.

К 1976 создается проект Voidoids, которая стала самой жесткой и бескомпромиссной. Весной Sire Records пишется дебютный альбом The Ramones в новой стилистике. Композиция Blitzkrieg Bop стала культовой и показательной. Другие города в США также влияли на становление музыкальной сцене. Это глэм-рок исполнители, куда попадают Виктория Вейн (Victoria Vein), The Thunderpunks. К 1976 появляется альбом Static Disposal, который стал классикой в новом жанре.

Параллельно в Австралии также развивалась схожая субкультура. Специфическая сцена возникла вокруг Radio Birdman и концертного зала Oxford Tavern. Позже появлялись другие местные залы, которые пользовались популярностью. В Британии punk rock развивался только после 1975 года, когда Малькольм Макларен (Malcolm McLaren) вернулся в Лондон. Он прославился популяризацией нового стиля одежды. Также он стал частью Sex Pistols, которые появились 6 ноября 1975 года.

Проект получил широкое освещение прессой, многие критики отмечали «хаос», который создан этой музыкой. Коллектив часто провоцировал массовые беспорядки, побоища своими выходками. После моду подхватили The Clash, The Damned, Buzzcocks и другие. В июле 1976 на британской сцене выступили The Ramones, которые дали импульс развития. Первой группой, которая смогла издать сингл стали The Damned с их композицией New Rose. Позже выходит We Vibrate от The Vibrators, Pogo Dancing от Криса Спеддинга (Chris Spedding).

«Мы не панк-группа»

Так заявил фронтмен Idles Джо Талбот на шоу Beats 1 в июле 2020 года. Примерно о том же артист говорил еще в 2017-м, перед выходом первого альбома коллектива: «Немного грустно, когда тебе приходится загонять себя в рамки определенного жанра». Сейчас Талбот высказывается еще более категорично.

Еще в 2015 году FKA Twigs схожим образом выражала свое недовольство термином «альтернативный R&B», ярлыком, который в прессе любили вешать на творчество певицы. «Не то чтобы я не хочу, чтобы называли R&B, но в ней есть и множество других вещей. Так что давайте говорить обо всем».

В статусе паблика группы «Интурист» ВК указано, что она играет джаз, однако создатель проекта Евгений Горбунов придерживается несколько иной точки зрения. В интервью «Афише» 2018 года музыкант рассказывал: «Мы переживаем смерть жанров, жанры должны исчезнуть навсегда. „Интурист“ — это постжанровая музыка, которая может себе позволить вообще что угодно».

Idles

Но что самое интересное — сегодня журналисты согласны с сантиментами артистов и слушателей.

Так, практически каждое новое интервью с молодым подающим надежды артистом в NME содержит хотя бы одно упоминание о том, как музыкант смешивает, сращивает и сливает в одно целое разные жанры.

В колонке New Yorker, красноречиво озаглавленной «Old Town Road и запоздалая смерть жанра» Кэрри Беттан размышляет о скандальном исключении главного хита Lil Nas X из хит-парада кантри Billboard в таком ключе: «Это попытка сохранить систему жанров, которая ветшала в течение многих лет, и утвердить первичность структуры чартов, которая больше не актуальна». Беттан считает, что перекрестное опыление различных жанров происходило в течение десятилетий, и это было задокументировано в чартах Billboard. В качестве примера журналист приводит хит Тейлор Свифт 2012 года We Are Never Getting Back Together, в котором от элементов кантри еще меньше, чем в Old Town Road, что не помешало песне добраться до вершин соответствующего чарта.

В 2017 году на сайте Pitchfork был опубликован текст редактора Джулиана Мэйпса «Год, когда слово „инди-рок“ стало означать нечто другое». Он утверждает, что будущее инди-рока — за пост-жанровостью, и ссылается на Perfume Genius и King Krule, творчество которых наследует множеству разных стилей, необязательно принадлежащих к миру рок-музыки.

Музыкальный критик Роберт Робинсон за год до этого написал для The Guardian колонку, озаглавленную как «Поп-рок, рок, рэп, что угодно: кто убил музыкальный жанр?», где приводится любопытная статистика.

Одним из ранних свидетельств эрозии жанров Робинсон называет передачу Live Lounge, запущенную на BBC Radio 1 в середине нулевых. Рубрика, в которой разные артисты исполняют один кавер, успела породить немало неожиданных комбинаций. Например, Arctic Monkeys перепели там хит герлз-бенда Girls Aloud Love Machine в формате разухабистого рокабилли.

Perfume Genius

Конечно, идея артиста, отвергающего традиционные жанровые рамки, не является чем-то новым для популярной музыки. Еще в 1970-е годы Дэвид Боуи заработал себе репутацию хамелеона, меньше чем за десятилетие пройдя путь от глэма до арт-рока и эмбиента и сменив в процессе личину андрогинного пришельца Зигги Стардаста на образ Изможденного Белого Герцога, сумасшедшего аристократа и певца кабаре.

«Моя сильная сторона заключается в том, что мне всегда было плевать, что думают люди о моем творчестве. Я готов полностью меняться от альбома к альбому, пускай это и оттолкнет всех, кого могла привлечь моя предыдущая запись. Это никогда меня не беспокоило», — говорил артист в интервью журналу Q в 1989 году.

Эпоха «гаражного рока»

В самом конце 50-х возникло большое количество любительских музыкальных групп и коллективов. Это явление имело очень простую основу. Популярность великих Beatles и The Rolling Stones заставляла молодых исполнителей браться за музыкальные инструменты.

«Гаражный рок» еще принято называть «прото-панком», ведь именно он стал основой для будущего массового движения. Название «гаражный» он получил по причине того, что начинающие коллективы репетировали в обычных гаражах на примитивной аппаратуре. Музыка отличалась композиционной простотой, грубостью, жесткостью и крайней небрежностью во время исполнения. Практически отсутствовало понятие о музыкальной теории. Главным было желание, а не умение играть. Исполнители творили для себя и узкого круга знакомых и друзей. Так начинали формироваться первые предпосылки для панк-тусовки.

Самыми популярными в прото-панке можно считать коллективы The Sonics, Monks, The Who. Будущие мировые звезды, такие как Игги Поп и Патти Смит, начали оттачивать свое мастерство именно в этот ранний период.