Интересные факты о древнем риме

Оглавление

Мифы древнего Рима: краткое содержание. Боги и герои

Поскольку мифологическая фантазия у римлян была бедной, то много сказаний они переняли у греков. Но были и исконно римские мифы, позднее вытесненные греческими. К ним относится повествование о создании мира богом Янусом.

Он был древним латинским божеством, привратником Неба, олицетворением солнца и начала. Его считали богом ворот и дверей и изображали двуликим, поскольку считалось, что один лик Януса обращен в будущее, а другой – в прошлое.

Еще один древний римский миф рассказывает о происхождении людей от дуба. Как и греки, римляне почитали лес и деревья, и создавали рощи, посвященные богам, в которых проводились религиозные обряды. Священными деревьями были смоковница (по легенде, под ней волчица кормила Ромула и Рема) и дуб Капитолия, которому Ромул принес первую военную добычу.

Древние мифы Рима были также посвящены животным и птицам: орлу, дятлу и волку. Последний особенно почитался и ему был посвящен ритуал луперкалий на празднике плодородия и очищения. Римляне приписывали волкам мистическую силу и верили в то, что человек может превратиться в это животное.

С развитием Римского государства в религии появляются новые боги и новые сказания о них, взятые у греков, которые римляне перерабатывали для себя. Древние мифы Рима вытеснили существовавшие ранее примитивные рассказы о сотворении мира и людей. Сформировалось представление о том, что боги предначертали государству власть над всем миром. Это привело к появлению культа самого Рима. Поэтому мифологию этой древней страны разделяют на три группы: мифы о богах и их деяниях, легенды о героях, и сказания о возникновении и развитии Рима.

Поздняя Римская империя

В одном из военных походов Александр Север погиб, не оставив наследника. На протяжении пятидесяти лет в Риме был кризис. Императорами провозглашали себя военные лидеры, которые опирались на свою армию. Риму приходилось отражать нашествия германских племен. Ситуация наладилась после провозглашения Диоклетиана императором. Ему пришлось столкнуться с внутренними и внешнеполитическими проблемами. Он решил укреплять власть императора, установив систему домината. Он больше не был первым из сенаторов, став абсолютным монархом.

Стоит упомянуть о правлении Константина Первого. Именно он провозгласил христианство государственной религией. Он разделил правление империей между тремя сыновьями. В 5-м веке в Италию началось вторжение вестготов, остготов, вандалов, бургундов. Позднее их сменили гунны, которых возглавлял Аттила. В 455 году город захватили вандалы. Это был смертельный удар по империи.

Расцвет и падение Древнего Рима связаны с именем Ромул. Именно так звали первого и последнего императора. Не стало государства в 476 году. Хотя на протяжении десяти веков еще просуществовала восточная часть империи, пока ее не покорили турки-османы.

Наследие Ромула

Последующие правители связали с именем Ромула ряд необычных обрядов:

  • В день свадьбы молодоженам традиционно выкрикивали «Талассий!», в память о похищенных у сабинян женщин.
  • В день луперкалий среди молодых мужчин проводился «обнаженный» забег вокруг Палатинского холма – парни нагишом состязались в скорости, как когда-то это делали Ромул и Рем, после того, как вернули трон деду Нумитру.
  • Во время поплифугий проводился всеобщий беговой марафон, как это происходило во время поисков исчезнувшего Ромула.

С именем Рема связывался только один праздник – лемурии (лемуралии). Это был праздник мертвых, первоначально именуемый ремурии. Отмечался 9, 11 и 13 мая. По поверью, в эти дни души умерших людей, превратившись в вампиров, бродят по миру. Эти невидимые глазу призраки назывались ларвы или лемуры.

Первый царь стал основоположником еще одной традиции римлян. После того как он разгромил войско царя г. Ценина, Акрона, Ромул шествовал по городу, облаченный в парадное одеяние со стволом дуба, закинутым на правое плечо. Его голову украшал лавровый венок. Дерево же стало «вешалкой» для доспехов врага. С тех пор триумфальная прогулка с трофеями в виде доспехов вражеского главнокомандующего стала особо почетной миссией. Отличия были лишь в деталях – Ромул шел по Риму пешком, а его последователи (их было всего двое) «восседали» на колеснице.

Найден грот, где волчица вскормила Ромула и Рема

Автор Игорь Буккер

21.11.2007 12:06

Непознанное » Прошлое

Археологи сообщают о сенсационной находке, сделанной ими во время работ на Палатинском холме в Риме. В 16 метровом углублении обнаружен овеянный легендами грот. По преданию, в нем могли скрываться мифические основатели Вечного города – братья Ромул и Рем.

0 поделились

Найден грот, где волчица вскормила Ромула и Рема

Пещеру обнаружили в ходе археологических работ по восстановлению дворца римского императора Августа. На пещеру наткнулись совершенно случайно, когда проделывали скважину, чтобы добраться до фундамента императорского дворца. Грот представляет собой украшенный мозаикой и выложенный мрамором и ракушками свод.

«Шпигель» приводит слова инженера Джорджо Грочи, который полагает, что высота грота составляет около 8 метров, а его окружность 7,5 метров. По мнению историков, это место слишком богато украшено, чтобы предположить, что это просто жилой дом. Однако пока не обнаружен вход в пещеру, нельзя точно утверждать, что найдено именно убежище Ромула и Рема.

Профессор университета «La Sapienza» в Риме Андреа Карандини уверен: «Это величайшее открытие, когда-либо сделанное кем-либо из археологов». Речь может идти о «детской комнате», в которой были вскормлены первые жители и основатели города Ромул и его брат Рем. Однако то, что для профессора Карандини представляется бесспорным, вызывает сомнения у других ученых. Сторонники Карандини верят, как и он, что история представляет собой сплав истины и красивых легенд.

Кстати, несколько ранее профессор Карандини обнаружил близ храма весталок доказательство существования «царского дворца» 8 в. до н.э. с монументальным входом и искусно выполненным убранством и керамикой. По его словам, это подтверждает тот факт, что Ромул и Рем основали «собственный город» и опровергает широко распространенную теорию, будто бы они жили в примитивных мазанках.

Луперкале (от латинского lupa

– волчица) – это место где волчица выкормила Ромула и Рема, братьев-близнецов, сыновей бога войны Марса и принцессы Сильвии. В 753 году до нашей эры на этом месте возник город Рим. Ромул обозначил пределы Рима, протащив на быках плуг и оставив борозду — священную линию границы.

Эта полоса — померий — будто бы опоясывала склоны Палатинского холма. Только внутри померия жрецам-авгурам разрешалось птицегадание — толкование знамений, обязательно проводившееся перед принятием важных решений. Начиная с 500 года до н. э. на Палатинском холме стали строить дома богатые римляне. В первом веке до н. э. император Август построил на Палатинском холме дворец. Его примеру последовали последующие римские императоры.

Обсудить

Темы предание

Кто сказал, что Рим – Вечный?

Впервые Рим был назван вечным городом поэтом Тибуллом Альбием. Он жил в 50-20 годах до нашей эры. В своем произведении (Книга элегий) автор через Аполлона доносит до читателей мысль, что Рим будет могущественным городом. Слова о вечности стали использовать в своих сочинения и выступлениях многие римские ораторы и писатели. Например, император Адриан, путешествуя по другим землям, увидел там руины и понял, что его город вечно будет существовать.

Чтобы понять, почему Рим называют Вечным городом, стоит немного узнать о городе того времени. Тибулл жил во время Октавиана Августа. При этом императоре были реконструированы и восстановлены городские сооружения, утраченные ранее. Император гордо заявлял, что застал город кирпичным, а оставил мраморным.

История подтвердила слова о вечности. Несмотря на войны, всевозможные потрясения, мятежи, город восстанавливался, укрепляя свое могущество.

Наиболее интересные сказания

Все мифы Древнего Рима можно разделить на несколько групп. Это легенды о сотворении мира и человека, повествования о богах, а также сказания у героев. Очень многие особенности каждой категории были взяты из системы Древней Греции. Однако, например, миф о том, что мир был создан богом Янусом, является собственно римским. Это двуликое божество почиталось как покровитель ворот, римляне полагали, что одно из лиц Януса смотрит в прошлое, второе же направлено в будущее.

Второй необычный миф — о возникновении людей из дубовых корней. Священным деревом считалась и смоковница, под тенью раскидистой кроны которой проводились религиозные обряды, содержание многих из них до нас не дошло. Вот несколько примеров отображения в сказаниях и легендах силы представителей животного и растительного мира:

  1. Под смоковницей волчица кормила основателей Рима, Рема и Ромула.
  2. Капитолийскому дубу Ромул принес первую добычу.
  3. Священными почитались птицы: дятел, орел, гусь.
  4. А волку был посвящен отдельный праздник — луперкалий, который проводился для увеличения плодородия.

Постепенно сказания Рима усложняются, цельная система заменяет собой разрозненные примитивные легенды.

Об основании Рима

При составлении короткого реферата нужно обязательно описать этот самый известный римский миф о двух братьях. Жестокий царь Амулий обманом захватил свою власть и, как и все узурпаторы, очень боялся ее лишиться. Именно поэтому он убивает на охоте своего единственного племянника — основного конкурента, сына свергнутого им царя Нумитора. А Рею, свою племянницу, делает весталкой. Это жрица богини Весты, хранительницы очага. Проживала при храме и была обязана отказаться от создания семьи.

Бог войны Марс пленился красотой Реи, от их союза родились двое близнецов. Гнев царя был страшен, он не поверил Рее, утверждавшей, что детей она родила от бога. По традициям тех лет согрешившую весталку наказывали страшной карой — живьем замуровывали в стену. Эта участь ждала Рею. А ее малышей сбросили с обрыва в воду, также обрекая на смерть.

Однако мальчики выжили. Течение вынесло их на берег, где плач услышала волчица, отдыхавшая в тени смоковницы. Именно она накормила близнецов молоком, спасая их от голодной смерти. Затем дети попали на воспитание к пастуху Фавстулу, который воспитывал их как своих, а в тайну происхождения посвятил уже после взросления.

Рем и Ромул вернулись на свою родину, убили вероломного Амулия, восстановили в правах своего деда Нумитора. А сами решили основать новое государство на тех землях, где много лет назад они нашли свое спасение. Там появился Рим. Легенда на этом не завершается, братья поспорили, чьим именем будет называться новая столица. И Ромул убил своего близнеца, чтобы захватить власть полностью.

Героическое направление

Очень популярными были и мифы о героях, но появились они гораздо позднее, чем сказания о богах. Люди развивались, изучали науку, постигали тайны искусства и мироздания. Очень многое из того, что пугало их предков, постепенно становилось понятным. Поэтому на первый план стали выходить не бессмертные боги, а обычные люди. Так появилась героическая мифология. В этом пласте есть собственно римские элементы, а также заимствованные. Интересно, что героями могли быть не только мужчины, но и женщины.

Например, матрона Лукреция увековечена в легенде благодаря своей привлекательности и добродетели. Лукреция была замужем, однако ее красота стала причиной того, что царский наследник, не устояв, сделал женщину своей наложницей. Честная дама во всем призналась супругу, после чего у него на глазах покончила с собой, не в силах жить с пятном позора. Ее поступок вызвал бунт, результатом которого стало установление римской Республики.

Клелия — еще одна добродетельная и отважная римлянка. Будучи отданной в жены этрусскому царю, Клелия сумела бежать и на небольшой лодочке в одиночку переплыть могучий Тибр, чтобы вернуться на родину. Царь потребовал вернуть беглянку, на что римляне согласились. Однако сила воли этой девушки произвела на монарха неизгладимое впечатление, и он подарил ей свободу.

Таковы лишь некоторые из мифов Древнего Рима, многие из которых дошли до нас в поздних версиях, запечатленных на страницах книг Вергилия. Мифологическая система ценна сама по себе, а также дает возможность узнать много нового о жизни и традициях жителей Италии прошлых эпох.

Общая характеристика

Мифы Древнего Рима для детей — это, прежде всего, познавательные и интересные истории о создании мира, о войнах. Это попытка людей объяснить то, что оказывалось за гранью их понимания. Римляне не обладали достаточными знаниями, чтобы разобраться в том, что такое гром, какими причинами вызывается молния. Именно поэтому и обращались к мифам. Отличным решением казалось им объяснить громовые раскаты волей могучего Юпитера, главы пантеона.

Можно выделить следующие отличительные черты римского мифотворчества:

  1. Культура полностью подчинялась политики и нормам морали, принятым в государстве. Уже римские императоры поняли, что религиозные верования можно использовать для укрепления власти и для того, чтобы держать простых людей в добровольном рабстве. Понимание того, что правитель — это живое божество, сошедшее с небес, заставляло обычных граждан даже не думать о проявлении свободной воли.
  2. Мифотворчество было теснейшим образом переплетено с бытовой стороной жизни римлян. Заручившись помощью богов, жители современной Италии занимались сельскохозяйственными работами, строили дома и храмовые постройки, отправлялись в дальние страны.

Кризис и падение римской республики

Завоевав обширные территории, одержав победу над серьезными противниками, Римская республика постепенно накапливала в своих руках все большую власть и богатство, пока сама не ступила в период смут и кризиса, вызванного несколькими причинами. В результате победоносных войн Рима все больше и больше рабов вливались в страну, свободные плебеи и крестьяне не могли конкурировать с поступающей массой рабов, росло их всеобщее недовольство. Народные трибуны, братья Тиберий и Гай Гракхи попытались решить проблему, проведя реформу землепользования, которая бы с одной стороны ограничила владения богатых римлян, а излишки их земель позволяла распределить среди бедных плебеев. Однако их инициатива наткнулась на сопротивление консервативных кругов Сената, в результате Тиберий Гракх был убит политическими противниками, его брат Гай покончил жизнь самоубийством.

Братья Тиберий и Гай Гракхи.

Все это привело к началу гражданской войны в Риме, патриции и плебеи столкнулись между собой. Порядок удалось восстановить Луцию Корнелию Сулле, еще одному выдающемуся римскому полководцу, который перед тем победил войска понтийского царя Митридиада Евпатора. Для наведения порядка Сулла установил в Риме настоящую диктатуру, безжалостно расправляясь с неугодными и несогласными гражданами с помощью своих проскрипционных списков. (Проскрипция – в древнем Риме означало нахождение вне закона, гражданин, попавший в проскрипционный список Суллы, подлежал немедленному уничтожению, а его имущество конфискации, за укрывательство «гражданина вне закона» – также казнь и конфискация имущества).

По сути это был уже конец, агония Римской республики. Окончательно же ее развалил и превратил в империю молодой и амбициозный римский полководец Гай Юлий Цезарь. В молодости Цезарь едва не погиб во время террора Суллы, лишь заступничество влиятельных родственников убедило Суллу не включать Цезаря в проскрипционные списки. После ряда победоносных войн в Галии (современной Франции) и покорения галльских племен авторитет Цезаря, победителя галлов вырос образно говоря «до небес». И вот он уже вступает в схватку со своим политическим противником и некогда союзником Помпеем, преданные ему войска переходят Рубикон (небольшую речку в Италии) и идут на Рим. «Жребий брошен», легендарная фраза Цезаря, означавшая его намерение захватить власть в Риме. Так пала Римская республика, и началась Римская империя.

Индивидуальные доказательства

  1. Андреас Бендлин : Ромул . В: Новый Поли. Энциклопедия древности. Том 10, Метцлер, Штутгарт / Веймар 2001, ISBN 3-476-01470-3 , Sp. 1130–1133, здесь Sp. 1130
  2. Ганс Бек, Уве Вальтер: Ранние римские историки. Том I: От Fabius Pictor до Cn. Геллий (оригинальные тексты, перевод, комментарий) ( исследовательские тексты ). Дармштадт 2001, ISBN 3-534-14757-X , стр. 89.
  3. Адольф Ширмеру : Lykastus 3 . В: Вильгельм Генрих Рошер (Hrsg.): Подробный лексикон греческой и римской мифологии . Том 2.2, Лейпциг 1897, колонка 2174 ( версия ).
  4. Теодор Эйселе : Парразий 3 . В: Вильгельм Генрих Рошер (Hrsg.): Подробный лексикон греческой и римской мифологии . Том 3.1, Лейпциг 1902 г., столбец 1646 ф. ( ).
  5. Хельга Вэсс: Ограбление сабинянок из семьи Градениго. Последние исследования ранних работ Тинторетто. Поклонение отцам-основателям Венеции на неизвестной венецианской живописи периода после 1539 года. Schnell & Steiner Verlag, Passau 2000, ISBN 3-7954-1338-9 .
  6. Источники и анализы в Дэвиде Энгельсе : Postea dictus est inter deos acceptus. Магия погоды и цареубийство: на фоне обожествления древнеримских царей. В кн . : Гимназия . Том 114, 2007, стр. 103-130.
  7. Йоханнес Ирмшер (Ред.): Лексикон античности . VEB Bibliographisches Institut Leipzig, Leipzig 1987, ISBN 3-323-00026-9 , p. 507.
  8. Для обзора см. Katrin Dolle: Sabinerinnen. В: Питер фон Мёллендорф , Аннет Симонис, Линда Симонис (ред.): Исторические деятели античности. Прием в литературе, искусстве и музыке (= Der Neue Pauly . Supplements. Том 8). Мецлер, Штутгарт / Веймар 2013, ISBN 978-3-476-02468-8 , Sp. 819-834.
  9. Хельга Вэсс: Ограбление сабинянок из семьи Градениго. 2000 г.
  10. Брюс Линкольн: Индоевропейский миф о сотворении мира. В кн . : История религий. Том 15, 1975, стр. 121–145, здесь: стр. 138; См. Также Дуглас К. Адамс , Джеймс Патрик Мэллори (ред.): Энциклопедия индоевропейской культуры. Фицрой-Дирборн, Лондон / Чикаго 1997, стр. 129 f.
  11. Брюс Линкольн: Миф, Космос и общество. Cambridge MA 1986, стр. 66 и сл.
  12. Герхард Биндер: Отстранение королевского ребенка. Кир и Ромул. Издатель Антон Хайн, Майзенхайм-ам-Глан, 1964 г.
  13. Наму Джила: Мифы и традиционные верования о волке и вороне в Центральной Азии: примеры из тюркского У-Сун и монголов . В кн . : Азиатский фольклор. Том 65, номер 2, 2006 г., стр. 161–177, здесь стр. 172.
  14. Йоханнес Ирмшер (Ред.): Лексикон античности. VEB Bibliographisches Institut Leipzig, Leipzig 1987, ISBN 3-323-00026-9 , p. 507.
предшественник Офис преемник
Короли Рима 753–717 гг. До н. Э. Chr. Нума Помпилиус

Мифы древнего Рима для детей – лучшие книги для маленьких читателей

Несмотря на обилие книг, найти достойную литературу по изучению мифов древних народов сложно. Особняком здесь стоит произведение, которое было создано ровно 100 лет назад и до сих пор является эталоном. Н. А. Кун «Мифы древнего Рима и Греции» – эту книгу знает огромное количество читателей. Она была написана в 1914 году специально для учеников школ и всех ценителей мифологии древних народов. Собрание мифов написано очень простым и одновременно живым языком, и прекрасно подходит для детской аудитории.

А. А. Нейхардт составила интересный сборник «Легенды и сказания древнего Рима», который дает лаконичную информацию по римским богам и героям.

Влияние греческой мифологии

Мифы древней Греции и Рима очень похожи, поскольку многое о богах римляне почерпнули у своего близкого соседа. Процесс заимствования греческой мифологии начинается в конце VI – начале V веков. Совершенно ошибочным является мнение, что 12 главных божеств Олимпа были взяты Римом и получили новые имена. Юпитер, Вулкан, Веста, Марс, Сатурн – это исконно римские божества, впоследствии соотнесенные с греческими. Первыми богами, заимствованными у греков, стали Аполлон и Дионис. Кроме того, римляне включили в свой пантеон Геркулеса и Гермеса, а также греческих богов и титанов первого и второго поколений.

У римлян было много божеств, которых они сами делили на старых и новых. Позднее они создали свой пантеон главных богов, взяв за основу сонм греческих высших сил.

Первые поселения в Лации

Рим часто называют «городом на семи холмах». Да, сейчас город действительно расположен на семи холмах (Палатин, Капитолий, Квиринал, Виминал, Целий, Авентин, Эсквилин ). Но всегда ли было так? Согласно античной традиции основанием города принято считать 754/753 г до н.э.
Археологические раскопки показали, что поселения здесь были еще в IX-VIII в до н.э., но наличие этих поселений еще не означает полноценный город. Первые поселения появились на Палатине, потом были заселены Капитолий и Квиринал, позднее были освоены остальные четыре холма. Только с VII в. до н.э стало проходить постепенное заселение низин между холмами, началось строительство храмов, стал формироваться центр города — Форум, и наконец, не ранее VI в.до н.э. – город обнесен стеной. Данные археологии показывают, что это поселения разных племен. Принято считать, что Палатин и часть Целия принадлежали латинам, а северные холмы — сабинянам. Следовательно, римское общество было многоплеменное. В традиции о Ромуле видно стремление объединения разных племен в город. Это мы можем видеть, например, у Тита Ливия в его известном труде «История Рима от основания города», в котором автор повествует нам о похищении сабинянок Ромулом и объединении римского и сабинского государств. Тит Ливий пишет, что вскоре после основания города, у многих римлян не было жен, а соседние племена не хотели своих дочерей выдавать за них замуж. Тогда Ромул пошел на хитрость и пригласил на праздник консуалий соседей-сабинян. Сабиняне пришли семьями, вместе со своими дочерьми. Во время празднества римляне неожиданно напали на них и похитили молодых девушек. Возмущенные сабиняне пошли на римлян войной, но дочери-пленницы уже привязались к своим новым мужьям и примирили их с родственниками-сабинянами. После этого оба государства, если верить легенде, сливаются в одно, и Ромул правит вместе с сабинским царем Титом Тацием до самой смерти последнего. Таково предания о соединении двух соседних государств, но в современной историографии нет единого мнения о времени слияния римского и сабинского племен.

Остатки хижин VIII века до н. э. на Палатине

Отражение в легенде о Ромуле подлинных исторических событий

В легендарных сказаниях об основании Рима Ромулом, которые развивались в течение веков прежде, чем были записаны, прикрыт поэзиею тот исторический факт, что латинское поселение, находившееся на Палатинском холме, вступило в союз, а потом соединилось в одну общину с сабинским поселением, находившемся на Квиринальском и Капитолийском холмах, что латины Ромула и сабиняне соединились в одно государство на равных правах. Об этом факте свидетельствует и предание, что Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени; имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры. Рамны, без сомнения, были латины Палатинского поселения, тиции – сабиняне Тита Тация; но о том, кто были луцеры, ученые думают неодинаково. По мнению одних, это были этруски, имевшие поселение на Целийском холме и соединившееся с латинами и сабинянами на равных правах позже соединения этих двух племен между собою; другие полагают, что на Целийском холме поселились латины из Альбалонги, так что луцеры были латины. Моммзен думает, что в древнейшем разделении народа Ромулом на три трибы сохранился след происхождения Рима из слияния трех поселений, прежде бывших, вероятно, независимыми; жители этих поселений рамны, тиции, луцеры имели прежде каждые свой особый округ. Таким образом, Рим эпохи Ромула произошел подобно тому, как возникли в Аттике Афины: жители разных округов соединились в один город. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне; к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен; население города на Палатинском холме было сабинское; впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Но остается темно, по мнению Моммзена, кто были луцеры; достоверным кажется то, что община, жившая на Целийском холме, первоначально находилась в менее тесных отношениях к римлянам и сабинянам, чем находились они друг к другу; быть может, она была сначала подчинена им и только уже впоследствии получила политическую равноправность. Племена, из которых составилась римская община в легендарную эпоху Ромула, имели одинаковые государственные учреждения, одинаковые обычаи, религиозные понятия и обряды; они привыкли быть в соседских отношениях между собою; вероятно, заключали между собою договоры, что граждане одного поселения могут приобретать в другом собственность. Вероятно, брачные союзы между ними были равноправные; конечно между ними был союз гостеприимства; все это должно было содействовать тому, что они довольно скоро соединились в одну общину. Слияние разных племен в одно неразрывное целое легенда о Ромуле характеризует рассказом о символическом обряде: переселенцы, основывавшие Рим, принесли с собою куски земли и первые плоды из родных мест, выкопали яму и бросили их туда в знак того, что каждый будет иметь теперь в новом городе Ромула свою родную землю и переносить на него все те чувства привязанности, какие имел к родине. Яма эта называлась mundus. Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что в ту эпоху, которую предание связывает с именем Ромула, были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения.

Миф или реальность?

Кратко ее содержание сводится к одному: нынешнюю столицу Италии основали два брата, которых вскормила волчица. После смерти Рема Ромул приступил к основанию города. Он запряг в плуг быка с коровой и, погоняя их, сделал глубокую борозду, очертившую границу древнего Рима. Город был назван его именем. А Ромул стал его первым и пожизненным правителем.

Так звучит старинная легенда об основании города Рима. Ее рассказывают туристам, приезжающим в столицу Италии, но она не имеет ничего общего с действительностью.

Доказано, что город свое название получил вовсе не от Ромула – мифической личности, да и сама легенда об основании Древнего Рима была выдумана для того, чтобы хоть как-то объяснить его возникновение и название. Правда, в ней отражены и достоверные исторические события, к примеру, связанные с приблизительным временем возникновения итальянской столицы, о первых поселенцах, и об Альба-Лонге, которая существовала на самом деле.

Ученые-историки относят легенды об основании Рима к так называемым этиологическим. По их мнению, они были созданы с целью объяснить причину возникновения нынешней столицы Италии и ее названия. Поэтому сегодня научно принято считать, что не Рим получил свое имя от Ромула, а легенда о внуках Нумитора была выдумана для того, чтобы объяснить появление города. Общепринятая дата его основания — двадцатое апреля или одиннадцатый день перед календами мая. В древнеримском календаре так называли первое число месяца. Именно тогда римляне празднуют День города.

Заключение

Благодаря тому, что римляне заимствовали греческих богов и мифы, эти сказания дошли до наших дней. Создавая на их основе художественные произведения, древнеримские авторы сохранили для потомков всю красоту и эпичность греческой и римской мифологии. Вергилий создал эпос «Энеида», Овидий написал «Метаморфозы» и «Фасты». Благодаря их трудам современный человек сейчас имеет возможность узнать о религиозных представлениях и богах двух великих древних государств – Греции и Рима.

Добро пожаловать! Воспользуйтесь формой авторизации или зарегистрируйтесь.

Измученные долгой дорогой троянцы приняли решение высадиться на этот гостеприимный берег и поселится на нем. Этим берегом оказался берег Италии. Позже сын Энея основал на этом месте город Альба-Лонга