Пимен (патриарх московский)

Оглавление

Участие в ВОВ

В советский период монахов призывали на службу на общих основаниях. Исключением не стал и Пимен. Патриарх прослужил в РККА с 1932 по 1934 год. Таким образом, когда его призвали в ряды действующей армии в 1941-м, он уже имел определенную военную подготовку. Старший лейтенант Извеков участвовал в боевых действиях и неоднократно был ранен. Когда в 1943 году его после контузии отправили в госпиталь, командование части ошибочно посчитало его без вести пропавшим. После окончания лечения Извеков не вернулся на фронт, так как узнал об указе, освобождавшем священнослужителей от призыва. Однако его арестовали как якобы прикрывающегося саном священника, и в январе 1945 года был вынесен приговор о его заключении в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет.

Осужденного священника доставили по этапу в Воркуто-Печорский лагерь, расположенный за Полярным кругом. Там очень пригодилась специальность, которую имел Пимен. Патриарх в годы срочной службы в армии получил квалификацию медработника, и начальство назначило его санитаром. К счастью, заключение продлилось недолго, и Сергея Извекова выпустили по амнистии для ветеранов войны в сентябре 1945 года. К этому времени его здоровье было основательно подорвано, и по возвращении в столицу у него обнаружили туберкулез позвоночника. Таким образом, вплоть до конца зимы 1946 года иеромонах Пимен находился на стационарном лечении.

Награды

Церковные:

  • наперсный крест с украшениями (декабрь 1947 года)
  • право ношения двух наперсных крестов с украшениями и служения с посохом (от патриарха Алексия, 1950-е годы)
  • ношение двух панагий (12 апреля 1970)
  • ордена Русской Православной Церкви равноап. кн. Владимира и прп. Сергия Радонежского 1-й степени
  • орден Александрийской Православной Церкви св. ап. Марка
  • орден Антиохийской Православной Церкви свв. первоверховных апп. Петра и Павла
  • орден Иерусалимской Православной Церкви Животворящего Креста Господня
  • орден Грузинской Православной Церкви св. равноап. Нины
  • орден Болгарской Православной Церкви прп. Иоанна Рыльского 1-й степени (во время пребывания в Софии по поводу 50-летия освящения Александро-Невского кафедрального собора, ноябрь 1974 )
  • орден Синайской Православной Церкви св. Екатерины
  • большой орден Финляндской Православной Церкви Святого Агнца с командорской звездой

Светские:

  • почетная и именная медаль Советского фонда мира, а также золотая медаль «Борец за мир» (за деятельность в защиту мира, 1970)
  • орден СССР Трудового Красного Знамени, трижды (указом Президиума Верховного Совета СССР
  • орден Дружбы ЧССР
  • Финский орден Белой Розы (от президента Финляндии Урхо Калева Кекконена)
  • Ливанский орден Ливанского Кедра 1-й степени (от президента Ливана)

«Антисоветской агитацией не занимаюсь»

С малых лет мать возила мальчика по святым местам, и вскоре это стало для него делом само собой разумеющимся. Став постарше, он начал совершать паломничества в одиночку.

Будучи школьником, Сергей пел на клиросе в Богородском Богоявленском кафедральном соборе. В 1925 году, после окончания школы, он переехал в Москву и вскоре принял постриг в рясофор с именем Платон в Сретенском монастыре. Двумя годами позже 17-летний молодой человек принял монашеский постриг с именем Пимен в честь преподобного Пимена Великого в Пустыни Святого Параклита, ските Троице-Сергиевой лавры.

Это был весьма серьезный выбор с учетом того, что власть в этот период вела активную борьбу с влиянием церкви. И новоявленный иеромонах испытал все на себе.

Весной 1932 года его арестовали в первый раз. Пимен отверг причастность к какой-либо антигосударственной деятельности, заявив: «Антисоветской агитацией я никогда не занимался и не занимаюсь… Воспитанием молодежи в антисоветском духе я не занимался».

Выпускник школы Серёжа Извеков. 1925 год. Фото: Commons.wikimedia.org

4 мая 1932 года его освободили, но через полгода вновь забрали, на сей раз в… Красную армию. Два года он прослужил в Белоруссии, освоив специальности фельдшера и ветеринара. После демобилизации в конце 1934 года иеромонах вернулся к служению в храме Богоявления в Дорогомилове.

Герой и дезертир

В гипотезах о военной судьбе будущего патриарха можно запутаться: тут вам и героические эпосы, и истории о дезертирстве по принципиальным соображениям. Но наиболее правдоподобной и подтвержденной фактами является та, согласно которой имевший образование Извеков был направлен на ускоренные офицерские курсы, после которых получил звание младшего лейтенанта и должность командира взвода. В марте 1942 года он был назначен помощником начальника штаба по тылу 519-го стрелкового полка, который находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. В мае часть Извекова перебросили на фронт. Он участвовал в тяжелых боях, попадал в окружение, был контужен, но вернулся в строй.

Старший лейтенант РККА С. М. Извеков. Фото: Commons.wikimedia.org

В августе 1943 года, будучи уже старшим лейтенантом, командиром роты, Извеков пропал без вести под Харьковом. А нашелся он в ноябре 1944 года в Москве, на Сущевском валу. Люди, близкие к Пимену, объясняют это так: под Харьковом он был ранен, отправлен в госпиталь, после чего, узнав об изменении отношения власти к церкви, решил на фронт не возвращаться. За подобное самоволие Извекова отдали под трибунал, который приговорил его к 10 годам лагерей.

Литература

  • Журнал заседаний Свящ. Синода № 13 от 26/Х11-1957 г.
  • -«- -«- -«- № 2 от 5/III-1959 г.
  • -«- -«- -«- № 23 от 14/Х1-1961 г.
  • ЖМП. 1954, № 5, с. 7.
  • -«-, 1957, № 12, с. 6-8, 17-20.
  • -«-, 1958, № 1, с. 24; № 2, с. 16-17; № 4, с. 12; № 5, с. 25; № 6, с. 11; № 8, с. 8-10; № 9, с. 7-8; № 10, с. 23; № 11, с. 10, 19; № 12, с. 9.
  • -«-, 1959, № 1, с. 12-14; № 5, с. 18; № 6, с. 39; № 7, с. 18; № 8, с. 16, 18, 25; № 9, с. 13, 17, 20, 43, 50; № 10, с. 18, 26, 28; № 11, с. 8, 9, 10, 11; № 12, с. 13, 15.
  • -«-, 1960, № 2, с. 39, 53; № 3, с. 9, 10; № 4, с. 26, 28; № 5, с. 30, 33; № 6, с. 27-29, 35; № 7, с. 8, 9; № 8, с. 7, 8, 15, 17, 21; № 9, с. 5, 11, 17, 20; № 11, с. 4, 7, 8, 16; № 12, с. 4-9, 17.
  • -«-, 1961, № 1, с. 5-7, 11-15, 18, 20; № 2, с. 13, 27-31, 33; № 3, с. 8, 12, 63; № 4, с. 5, 7; № 5, с. 9, 31; № 6, с. 37; № 7, с. 6, 7, 28; № 8, с. 9, 12, 13; № 10, с. 4, 23; № 12, с. 3.
  • -«-, 1962, № 1, с. 23, 24.
  • -«-, 1963, № 1, с. 5, 20-23, 27-29; № 2, с. 14-20, 34, 35; № 5, с. 13; № 6, с. 9, 10; № 7, с. 9, 14, 23; № 8, с. 13; № 9, с. 24, 25; № 10, с. 23, 26, 27; № 11, с. 3-7, 11, 15.
  • -«-, 1964, № 1, с. 4, 12, 14; № 2, с. 48-52; № 4, с. 1.
  • -«-, 1965, № 1, с. 5.
  • -«-, 1966, № 1, с. 27-28; № 5, с. 4; № 6, с. 1, 34; № 7, с. 30; № 8, с. 1; № 9, с. 21; № 10, с. 16.
  • -«-, 1967, № 2, с. 31; № 7, с. 25; № 9, с. 12, 29.
  • -«-, 1968, № 2, с. 15, 27; № 6, с. 32; № 9, с. 12; № 11, с. 11; № 7, с. 27; № 12, с. 17.
  • -«-, 1969, № 1, с. 29; № 6, с. 16; № 8, с. 1; № 9, с. 5.
  • -«-, 1970, № 2, с. 43; № 11, с. 4, 5; № 5, с. 6; № 6, с. 1, 11-54, 64-66; № 7, с. 11; № 10, с. 6, 44.
  • -«-, 1971, № 2, с. 6-11, 12; № 4, с. 5, 25; № 6, с. 21-23; № 7, с. 75-76; № 9, с. 35.
  • -«-, 1972, по 1985 включительно номера с 1 по 12.

Сочинения

  • Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием (кандидатское сочинение)
  • Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова (стипендиатский отчет)
  • На торжествах интронизации Патриарха Иерусалимской Церкви.// ЖМП. 1957, № 4.
  • По святым местам Палестины.// ЖМП. 1957, № 3.
  • Благотворное влияние Лавры преп. Сергия на формирование пастырского самосознания у питомцев духовных школ.// ЖМП. 1958, № 4.
  • Англиканские монахи — гости Русской Православной Церкви.// ЖМП. 1958, № 7.
  • Иноческий постриг.// ЖМП. 1959, № 5.
  • Кафедральный собор в Смоленске и икона Божией Матери Одигитрия.// ЖМП. 1967, № 9, с. 23-27.
  • Выступление на первом заседании 2-й рабочей группы Конференции представителей всех религий в СССР, 2 июля 1969 г.// ЖМП. 1969, № 10, с. 36-37.
  • Речь при наречении во епископа Саратовского и Волгоградского.// ЖМП. 1965, № 2.
  • Воскресение из мертвых. (Слово на Пасхальной неделе).// ЖМП. 1978, № 4, с. 34-37.
  • Неуслышанные молитвы.// ЖМП. 1978, № 6, с. 37.
  • Ходатаица о мире.// ЖМП. 1978, № 8, с. 56.
  • Слово злое и слово доброе.// ЖМП. 1980, № 10, с. 27.
  • О трезвости.// ЖМП. 1981, № 3, с. 37-38.
  • Из истории Смоленской епархии // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 10. стр. 6-9.
  • Памяти военных лет // Журнал Московской Патриархии. М., 1985. № 7. стр. 42-46.
  • Тишина мирного духа // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 1. стр. 38-39.
  • Снисходительность // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 3. стр. 40-41.
  • Здоровье // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 6. стр. 36-37.
  • Красота природы // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 10. стр. 37-38.
  • Всегда с Богом // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 8. стр. 49.
  • Время // Журнал Московской Патриархии. М., 1992. № 6. стр. 7.
  • Дела Божии // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 4. стр. 51.

Биография после избрания предстоятелем РПЦ

На момент смерти Патриарха Алексея Первого митрополит Пимен являлся старейшим по хиротонии из постоянных членов Синода. Поэтому, согласно действующим канонам, именно он вступил в должность Местоблюстителя Престола Патриарха. Так как в 1970 году праздновался 100-летний юбилей “Вождя мирового пролетариата”, советские власти запретили проводить в Москве поместный собор. В связи с этим Пимен Патриарх Московский занял этот пост лишь 30 мая 1971 года.

Его служение в качестве предстоятеля РЦП совпало с трудным периодом в жизни Церкви, так как советское государство стремилось к жесткому контролю деятельности религиозных организаций

В связи с этим от священников требовалось проявлять большую осторожность, что и делал Пимен. Патриарх понимал, что только так можно избежать гонений

В частности, он оставил без ответа “Великопостное письмо” А. Солженицына, так как считал, что церковь не должна вмешиваться в вопросы общественной жизни страны. Однако в случаях, касающихся непосредственно РЦП, твердо выражал свою позицию.

Со временем ему удалось укрепить авторитет церкви. Например, первым из Московских Патриархов с речью в ООН в 1982 году выступил именно Пимен. Патриарх успел принять участие и в важнейшем событии в жизни РЦП — торжествах по случаю 1000-летия крещения Руси.

Вот такой, довольно сложной, была мирская жизнь предстоятеля.

Каналоармеец, санинспектор, завуч

В 1937 году, в период «Большого террора», Пимена арестовали вновь, отправив на принудительные работы на строительстве канала Москва — Волга. Для многих окончание стройки стало днем освобождения, но Пимен попал в число тех, кому определили новое место для отбывания наказания: Узбекистан. В Андижане оценили хорошее образование, которое имел опальный монах, и вскоре товарищ Извеков стал санитарным инспектором по качеству общественного питания. Чуть позже его назначили заведующим областным Домом санитарного просвещения, благодаря чему он снова смог побывать в Москве, куда поехал на конференцию работников санпросвещения.

В 1940 году Сергей Извеков поступает на литературный факультет Андижанского вечернего педагогического института. Из санпросвещения он перешел в обычное просвещение, став завучем школы № 1 в Андижане. Может быть, постепенно стал бы Извеков заслуженным учителем, но начало Великой Отечественной войны вновь поменяло его судьбу. В августе 1941 года он был призван на службу.

Использованные материалы

  • Биография на сайте Русское Православие:

  • Сафонов Димитрий, диакон «20-летний исповеднический путь иеромонаха Пимена (Извекова): к 20-летию со дня преставления Святейшего», портал Богослов.RU:

  • Владислав Цыпин, протоиерей «История Русской Православной Церкви», глава «Русская Православная Церковь 1970-1980»
  • Мария Тасалова «Патриархи ХХ века: Пимен — молитвенник», журнал Татьянин день, 28 января 2009 года:

  Выписка из личного дела Извекова С.М. Ростовское епархиальное управление. 4 июня 1949 г. Церковно-исторический музей Данилова монастыря.

  ЖМП. 1957, № 12, с. 18

  Патриархи Московские. М., 2001. С. 101.

  Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1.

  Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает… на сайте Богородское краеведение:

   Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает…

  Яснопольская В. Счастливый случай // Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: сборник / Сост. и коммент. П. Г. Проценко. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2004. С. 531.

  Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1-2. Дата призыва здесь указана — январь 1932 года

  Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.2.

  Калинина Л. От «застоя» к возрождению: судьба Патриарха // Московское строительство. 2001. № 27

  Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает…

  Трудовая книжка Извекова С.М. Церковно-исторический музей Данилова монастыря

  Павлова Нина, «Кто на Голгофе?», Москва, 1995, № 3, с. 200. См. также публикацию в сборнике Современное обновленчество — протестантизм «восточного обряда» , Москва: «ОДИГИТРIЯ», 1996,

  Миллер Т. А., «Святейший Патриарх Пимен», Альфа и Омега, 2003, № 3 (37), с. 250.

  Спаси и сохрани. Свидетельства очевидцев, М., 2006, с. 181. Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает…

  Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает…

  ЖМП, 1944, № 12, с. 18.

  Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939-март 1946. Архив Сталина: Документы высших органов партии и государственной власти. / Сост. В.Н. Хаустов, В.П. Наумов, Н.С. Плотникова. М.: Международный фонд «Демократия», 2006. С. 471-472.

  Журнал Московской Патриархии. 1991. № 9. С. 29. Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает

  Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает… со ссылкой на: ЦАМО, Опись 758053. Д.169. Л. 97.

  Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает… со ссылкой на: АУИН МЮ РФ по РК в городе Воркуте. Справка УФСБ РФ по Республике Коми от 04.08.2006 года № 10/2-565.

  Имеются другие свидетельства о послевоенной судьбе будущего патриарха: «Летом 1945 года в нашу квартиру позвонил военный в форме майора. Бабушка его радостно встретила. Это был Сергей Михайлович Извеков – будущий патриарх Московский и Всея Руси – Пимен. Он только что прибыл в Москву» : (К хронологии жизни патриарха Пимена (Извекова). Плохова Александра «Прошу мне не тыкать!» // Вохонский край. Виктор Ситнов: Краеведческий калейдоскоп. Выпуск 7. 2008 г. – Павловский Посад. 2007. С. 44-65. Цитата по ).

  По другим сведениям, не позже середины апреля:«к Пасхе 1947 года», которая отмечалась 13 апреля

  Иоанн (Крестьянкин), архим., «Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 10 июня 1990 года», сайт Благодатный Огонь,

  ЖМП. 1971, № 9, с. 11

  ЖМП. 1973, № 7, с. 6

  См. ЖМП, № 1, 6.

  Темелски Христо, «Църковните ордени и медали на Българската православна църква», портал Двери БГ, 19 ноября 2008,

Детство

Сергей Михайлович Извеков появился на свет в 1910 году в Кобылино. Ребенка крестили в храме соседнего села Глухово, которое иногда ошибочно считают малой родиной патриарха, и его крестной матерью стала его родная сестра. В детстве дети вместе с мамой часто совершали паломничества по святым местам, во время которых встречались с известными старцами того времени. Став подростком, Сергей начал ездить по обителям один или с товарищами. Как указано в его официальной биографии, когда будущий Патриарх Всея Руси Пимен приехал в знаменитую Свято-Дивеевскую женскую обитель на богомолье, проживающая там блаженная Мария назвала юношу владыкой и потребовала, чтобы его обувь поставили сушиться отдельно.

Популярное за 7 дней

О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
23.09.21 13:12

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48

Чудо природы – разноцветные скалы Чжанъе Данксиа
23.09.21 12:38

Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Мона́шеское житие́ от ю́ности возлюби́в/ и во оби́тель Угре́шскую всели́вся,/ мона́хов мно́жества собра́л еси́/ и всем тре́бующим благотвори́л еси́,/ и́хже сердца́ согрева́я и тяготы́ нося́,/ па́стырь до́брый яви́лся еси́,/ Пи́мене преподо́бне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Оби́тель Угре́шскую возлюби́в, преподо́бне Пи́мене,/ и па́стырь и строи́тель тоя́ бы́л еси́,/ во все́м во́ли Бо́жией повину́яся,/ мона́хом чинонача́льник и о́браз смире́ния яви́лся еси́.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ ду́ши на́ша.

Ин кондак, глас 1

Тобо́ю, преподо́бне о́тче Пи́мене,/ оби́тель Угре́шская благоволе́нием Бо́жиим процве́тшая,/ па́мять твою́ ны́не пра́зднует/ и лику́юще зове́т:/ сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Покаяния двери отверзи мне

Из древности к нам дошли сведения о длительных практиках епитимьи за те или иные грехи, длившиеся годы, а иные – десятилетия. Сегодня эта история в основном в прошлом, но встречаются адепты 3-5-10 лет отлучения от причастия и пребывания в покаяния за те или иные проступки перед Богом. Ни в коем случае не умаляя церковного предания, нужно сказать, что всему в истории человечества было свое время. Епитимья как инструмент дисциплины и педагогики в Церкви нужна, но как мы видим, ее сроки достигают на практике максимум 40 дней, что можно вместить в рамки разумного. Мы помним, что Бог пребывает вне времени. Время требуется человеку. Но с другой стороны, если мы говорим о покаянии, невозможно в количественном значении его оценить. Если человек покаялся искренне – нужны ли ему 3-5-10 лет покаяния? Вопрос, скорее, к человеческой совести. Если ты чувствуешь, что тебя тяготит греховное прошлое – продолжай работать над этим, молись и проси у Бога прощения. А если чувствуешь, что «отпустило», и тебя эта история более не беспокоит, то зачем?

Еще одним из вопросов к Пимену Великому было: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?». Ну, наверное, раз тяжко, надо вспомнить все самые строгие правила, сложившиеся в Церкви к IV-V векам… Но авва Пимен отвечает иначе: «Этого много. Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». В этом ответе нет даже года или 40 дней. Три дня – просто нужно быть искренним в своем намерении и приложить максимум усилий для духовной работы. В конце концов, наша память имеет свойство притупляться, и если мы будем каяться за какой-то грех 3-5-10 лет (хотя не исключено, что это оправдано и стоит того), не получится, что наша епитимья примет характер механического действа и станет «бременем неудобоносимым»? В своем ответе старец намекает, что дело не в сроках, а в том, как мы сами себя чувствуем после принесенного покаяния.

Другие времена

Патриарх считал недопустимой агрессивную миссионерскую деятельность, полагая, что она скорее оттолкнет и напугает людей, нежели привлечет их. Перестройка и изменение отношений церкви и государства создали для РПЦ новые возможности, но вряд ли Пимен мог себе представить, что эта новая свобода совести обернется храмами на содержании ОПГ, бизнесом по освящению автомобилей, церквями «шаговой доступности» и т. д.

Большие торжества в 1988 году, посвященные тысячелетию крещения Руси, стали последним большим делом Пимена. Он уже был сильно болен, хотя старался исполнять свои обязанности до последних дней. Патриарха не стало в мае 1990 года. В жизни церкви и страны наступало новое время. В нем было много всего. Не было только покоя и стабильности, которые так ценил Пимен.

Андрей Сидорчик,»АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ», 3 июня 2021 г.

Опубликовано: 03.06.2021 в 11:11

Рубрики: Лента новостей, Мониторинг СМИ

Патриарх Пимен: похороны

В последние годы жизни Сергей Михайлович Извеков тяжело болел. Смерть настигла его 3 мая 1990 года в московской резиденции. Пимен Патриарх Московский был похоронен спустя 3 дня рядом с могилой своего предшественника Алексия Первого, в крипте Успенского собора столь любимой им Троице-Сергиевой лавры. Церемония прощания была не такой торжественной, как в случае проводов в последний путь Алексия Второго в 2008 году, но и отличалась от похорон предстоятелей РПЦ, покинувших этот мир до него в годы советской власти.

В 2010 году, в честь 100-летия со дня рождения, установлен памятник Патриарху Пимену в г. Ногинске. Скульптором изваяния является член Союза художников России Иннокентий Валерьевич Комочкин. Для изготовления памятника использованы цельные гранитные плиты и бронза.

Экуменическая и общественная деятельность патриарха Пимена

С года — член Всемирного Совета мира и Советского комитета защиты мира, член советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. В том же году от Русской Православной Церкви принимал участие в Варшавской сессии Всемирного Совета мира.

В году присутствовал на Всемирной Ассамблее мира в Берлине.

В марте года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на погребении патриарха Болгарского Кирилла. В том же году был участником Ассамблеи Всемирного Совета Мира в Будапеште.

В связи с вступлением на Московский патриарший престол в период с 28 апреля по 25 мая года он посетил Александрийский, Антиохийский, Болгарский и Иерусалимский Православные Патриархаты. Был на Афоне.

В октябре того же года посетил Сербскую, Элладскую и Румынскую Православные Церкви, а с 8 по 10 ноября совершил официальное путешествие в Грузию и Армению и имел встречи с Главами Грузинской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви.

С 31 января по 5 февраля года посетил Чехословацкую Православную Церковь.

С 16 по 19 сентября того же года присутствовал на заседаниях Всемирного Совета Церквей в Женеве.

С 17 по 23 января года посетил Эфиопскую Церковь по приглашению императора Эфиопии Хайле Селассие I и Эфиопского патриарха Абуны Теофилоса.

С 3 по 10 мая года находился с дружественным визитом в Финляндской Республике.

С 21 по 27 ноября того же года он возглавил делегацию Русской Православной Церкви, принимавшей участие в юбилейных торжествах по случаю 50-летия освящения Софийского патриаршего кафедрального храма-памятника благоверного князя Александра Невского в Болгарии.

С 1 по 3 ноября года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на праздновании 50-летия Патриаршества и 90-летия автокефалии Румынской Православной Церкви, проходившем в Бухаресте.

С 23 января по 3 февраля года находился в Индии с официальным визитом по приглашению предстоятеля Ортодоксальной Сирийской Церкви Востока патриарха-католикоса Василия Мар Фомы Матфея I.

«Наше участие в экуменическом движении, — говорил патриарх Пимен, — основывается на стремлении в единомыслии с другими поместными Церквами свидетельствовать Православие христианскому миру и на вере в то, что действия Святого Духа через молитвы и деятельную любовь христиан всего мира могут уврачевать грех разделения и привести к единству в Церкви Христовой. Мы с радостью видим крепнущее экуменическое братство, основанное на христианской любви и стремлении к единению в Церкви Христовой. Русская Православная Церковь принимает в этом деятельное участие своей верой, накопленным веками духовным опытом и христианской любовью» .

«Мы не ослабевали в укреплении наших экуменических связей, стремясь, насколько это возможно, содействовать приближению вероисповеданного единства ныне разделенного христианства во исполнение завета Христа и Господа нашего «да будут все едино» (Ин. 17, 21). В христианском единстве и взаимной братской любви мы усматриваем, по слову апостольскому, исполнение закона (Рим. 13, 10) и устремляемся к этому, славя едиными устами и единым сердцем имя Единородного в Троице славимого Бога» .

Тихий творец больших дел

Алексия не стало весной 1970 года, а 2 июня 1971 года на Поместном соборе Русской православной церкви Пимен единогласно был избран патриархом Московским и Всея Руси.

С точки зрения властей он был правильным главой церкви: клеймил империалистов, поддерживал мирное строительство социализма, выступал в защиту жертв расовой нетерпимости. Лояльность позволяла Пимену укреплять положение РПЦ внутри СССР, а также вести активную международную деятельность, которую советское руководство видело частью общего внешнеполитического курса.

Говорят, что ротный Извеков на фронте готов был скорее подставить под пули себя, нежели лишний раз рисковать людьми

Став патриархом, Пимен вел себя так же: проявляя лояльность к власти, он старался сохранить паству и осторожно расширять возможности. Благодаря этому Пимен смог решить вопросы, которые до него боялись поднимать

Это именно он добился передачи комплекса Данилова монастыря под создание административного центра Московского патриархата. При этом разрешено было создать монашескую общину, что для 1983 года казалось событием революционным. 

Осень патриархов. Худшие фильмы выдающихся отечественных режиссеров
Подробнее