Пико делла мирандола, джованни

Оглавление

Учение о человеке и достоинстве

Самое знаменитое произведение Джованни Пико дела Мирандолы “Слово о достоинстве человека” посвященное месту человека во вселенской иерархии. Оно написано в 1486 году. Слово оказывается программой деятельности для людей, которую можно выполнить.

В начале слова Мирандола выдвигает тезис о превосходстве человека над всеми и его величие. «Человек является посредником между всеми существами, близкий к высшим, хозяин над низшими, толкователь природы в силу разума, ясности мышления и любознательности интеллекта, промежуток между вечностью и данным временем.»

Человек является создателем самого себя: «Я помещаю тебя, Адам, в центре решетка, чтоб оттуда тебе было комфортно наблюдать за всем, что есть в нем. Ты свободный , ни дольный, ни лазурный, ни вечный, ни смертный, славный мастер, сформировавшийся в образе, в котором захотел. Можешь переродиться в неразумные существа, переродиться в высшие, “божественные.”

Философ распознает 2 вида счастья — природное и необычное. Человек достигает первого в рамках природы, самостоятельными усилиями. Второе — значит возвращение к Богу и достигается за счет благодати. Достижения истины и блага, которые заключаются в Боге, и являются целью.

Естественное счастье – это совершенство в рамках единой натуры – независимыми стараниями какого-то блага. Он не исключает земные блага, но считает, что их назначение — удовлетворять потребности человека: телесные и духовные. Но превышение разумной степени влечет пороки. Пико, как и все современники считал что курс к общественно – политическому кругу, соц. благоденствию – наверное до этого только нравственное самосовершенствование каждого человека.

Природа человека двойная – вечна и одухотворенная Богом, но и бренна, так как состоит из элементов мира. Людьми мы стаем благодаря смышленной и бессмертной души, пока тело бренное. Человек — большое волшебство, поэтому будто дьявол имеет возможность восстать сообразно иерархической вертикали и смешаться с Всевышним, наблюдая его, он может это осуществить, пока находится в мироздании, сочетая в себе выше и ниже, может быть причастным ко всему, не закрепленным ни в чем, таким образом крушение вертикали.

Человек божественный, он сверху, потому он в центре, значит повсюду, так как является существом небесным, земным, смертным, вечным, “лазурное в дольном и дольное в лазурном”. По Джованни Пико, человек выше вестников, звезд, потому он сам выбирает божественность, выбрав, завоевав высочайшей миссии, рассматривая Господа, он обязательно должен распрощаться со своим особым местом в космосе. Процесс получается значительнее результата, тогда возможности важнее реализации. Здесь спрятан один из камней системы Пико.

Еще одним противоречием является проблема свободного выбора. Главное отличие человека, его преимущество, что он может свободно выбирать свой образ, создавать самого себя. Путь достижения блага высшего четко прописан, состоит он в движении вверх по вертикали. Человек может выбрать необходимое и верное свободно, то есть необходимо правильно воспользоваться свободой выбора.

Вывод
Значение философской системы Джованни Мирандолы обхватывает противоречия, которые заключала в себе эпоха Возрождения. Тут никак не соглашается стиль ошибки, потому что тогда логическая ошибка, умнейшее заблуждение.
Пред нами никак не соответствие 2-ух логик, а компромиссный вариант, кой и создает единую логику. Чтобы сдержать христианство, идеальное, реальное, дух, плоть, божественное ,земное ,не смешивая, в постоянном равновесии, нужно было приложить усилия к мышлению.

Чтобы создать такой неповторимый тип культуры на пути к их решению, возрождение требовало этих противоречий. Для Пико, диалог нескольких истин — является истиной. В человеколюбивых разговорах кватроченто правда никак не исчерпывается ни одной из раздумий, а остается значительно открытой.

Единый и многие — Бог и мир

Идеи Одного и Многих образуют два полюса, вокруг которых вращается вся философская и религиозная мысль. Метафизика и богословие пытаются разными способами и с разными целями разобраться и прояснить связь между конечным происхождением вещей, о котором можно думать только как о абсолютно Едином, и множественностью вещей, их протяженностью в пространстве и времени.

Но всегда, как только мысль приближается к этой проблеме, она подвергается опасности столкнуться с антиномией, впасть в окончательное и неразрешимое противоречие. Вместо предполагаемого примирения противоречия, один из элементов противоречия, при ближайшем рассмотрении, кажется, исчезает, и, таким образом, вся проблема уходит. Если происхождение действительно воспринимается как таковое, то есть если это не только временное начало бытия, но и его стабильный и постоянный «принцип», если от него зависит вся продолжительность реальности и он необходим в каждый момент времени для его существования и характера, то мы не можем сделать никакого реального отделения Многого от Единого. Множественное число не должно зависеть от Единственного только извне. Она должна постоянно содержаться в ней; вся реальность бытия, которую мы приписываем ей, должна принадлежать Единому. Поскольку множество однажды достигло своего бытия, то в каком-то смысле оно должно быть в какой-то момент восстановлено в недрах первозданного дела мира. Последний не может испытывать ничего вне себя или вне себя. Для любого существа, которое отличается от самого себя, все, что само по себе не является ограничением. И это не может и не должно происходить в абсолютном и необусловленном существе, которое предполагается как ансамбль realissimum et perfectissimum (наиболее реальное и совершенное существо) как полнота совершенства.

Но философская мысль не могла остановиться на простом разделении между верой и знанием, между разумом и откровением. Вся средневековая философия полна попыток каким-то образом преодолеть это разделение, как опосредованное, или провести линию разделения не так строго. Природа откровения не вытекает из разума, но, с другой стороны, не должна быть полностью непроницаемой и непонятной для разума. Таким образом, на другом уровне повторяются все великие типичные попытки решения проблемы «одного» и «многих». Здесь нет необходимости вдаваться в содержание этих попыток решения. Для того чтобы осветить суть исторического контекста, достаточно помнить об основных категориях, которые были обслужены. Конкретно христианское и истинно ортодоксальное решение определяется категорией творения. Если мы примем эту категорию, то любой реальный дуализм между Единым и Многочисленным, между Богом и миром, таким образом, будет устранен, потому что творение полностью приписывается Божественному Существу. Это ни в коем случае не означает, что бытие в каком-либо смысле растворяется или теряется во всем, кроме самого себя.

Реальный, глубокий смысл «творения ex nihilo» заключается в следующем: божественная сила в нем не связана никаким субстратом, который мог бы каким-либо образом ограничить или обусловить его. Мир, множество, не имеет субстрата в этом смысле. Ибо если мы признаем существование такого субстрата, то это будет означать некую независимость и самодостаточность, при которой предполагаемая абсолютная зависимость мира от Бога превратится в его противоположность. Если Бог есть существо всей реальности, то не может быть никакого «дара» Ему. Эта «данность», этот материальный «субъект» творения, сохраняется только для искусства человека, которое таким образом раз и навсегда отличается от истинного и абсолютного творения.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Критика доказательства бытия божьего И. Кантом
  2. Неопрагматистская версия постмодернизма Р. Рорти
  3. Религиозно-философские воззрения Максима Грека
  4. Зенон из Китиона, древнегреческий философ
  5. Русский позитивизм 19 века
  6. Сознание как необходимое условие развития культуры
  7. Философия в России XVIII века: А. Радищев
  8. Влияние протестантской парадигмы в философии зарубежного востока xx века
  9. Сравнение основных метафизических систем нового времени
  10. Возникновение в конце XVIII в. технологии как дисциплины

Восхождение

Пределом свободы людей, согласно взглядам учёного, являются законы природы. Если они нарушаются, то человек утрачивает достоинство и право господствовать над прочими творениями. С концепцией свободной воли тесно связано понимание счастья как высшего блага. Чтобы достичь естественного счастья, нужно овладеть собственной природой, осознать её совершенство.

На пути восхождения от низшего к высшему мыслитель Пико выделяет три этапа:

  • познание этики для очищения от пороков;
  • упражнения в диалектике и натурфилософии для улучшения разума;
  • изучение теологии для постижения божественного;

Поднимаясь по лестнице познания, человек совершенствуется и достигает состояния счастья. Он осознаёт своё достоинство. Высшим достоинством для человека является развитие творческих способностей. Философия – это стезя к добродетели, а теология – путь к божественному откровению, высшему наслаждению. Учение Джованни имело огромное влияние на формирование направления религиозного течения и гуманизма в Европе. Под воздействие идей Пико попали такие мыслители, как Иоганн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Муциан Руф, Томас Мор и другие.

Тенденции развития философской мысли Пико очень близки к Фичино и Кузанскому Н. Вообще, гуманизму присуща принципиальная открытость человеческой культуры, её богатства. Можно сказать, что в полной мере она реализовалась в произведениях Джованни, причём достаточно последовательно, а учение Пико – определённый итог всей истории развития гуманизма. Однако если глубоко проанализировать явно неоплатонические взгляды философа, то в его суждениях часто прослеживается отсутствие свободомыслия, которое послужило причиной причисления его к гуманистам. Скорее всего, сам Пико отнёс бы себя к религиозным мыслителям. Ценность его учения заключается в том, что он обнажил узел противоречий в философии эпохи Возрождения. Безусловно, мысли Джованни наталкивают на размышление, однако все же не могут претендовать на истинные. Это плод его собственных изысканий в поиске истины, которая лишь приоткрыла свою завесу, а дальше философ смотрел на неё через собственную призму. Именно философия научила его зависеть от собственного мнения, а не от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не услышать зла, а о том, чтобы не сказать или не сделать его самому.

900 тезисов. «Речь о достоинстве человека»

Das Wahre war schon längst gefunden, hat edle Geisterschaft verbunden: Das alte Wahre, fass es an! Истина была найдена давным-давно, присоединившись к благородным духам: Старая правда, потрогай!

Эти слова Гёте можно воспринимать как девиз того, что характерно для всей философской работы Пико. Он убежден, что истина не обязательно должна быть раскрыта, но может быть раскрыта через личный запрос человека. Скорее, он существует с незапамятных времен. Что характерно для Пико в этом вопросе, так это не то, как он пополнил запас философских истин, а то, как он сделал это очевидным. Вся его мысль движется в этом направлении, и весь путь его интеллектуального развития обусловлен этой тенденцией. Если мы рассмотрим девятьсот тезисов, которые он намеревался защитить в Риме в возрасте двадцати трех лет, то удивимся не только их количеству, но и абсолютной диспропорции вопросов, с которыми они имеют дело. Первое впечатление от просмотра этих тезисов может вызвать только чувство полного недоумения. В них мы найдем совершенно разобщенные и непоследовательные вещи. Без какой-либо четкой или даже различимой демаркации различные вопросы сливаются друг с другом. Метафизика и богословская догматика, математика и астрология, магические и кабалистические спекуляции, история философии, история Церкви, просто история — мы увидим их все в причудливом сочетании. Пико словно хотел подытожить все аспекты различных сфер деятельности Globus intellectualis (интеллектуального мира), к которым он стремился прикоснуться и защитить.

На первый взгляд кажется, что весь этот огромный материал не заказан ни одной интеллектуальной формой. Однако более пристальный взгляд показывает, что именно в этом экстравагантном избытке материала возникает новый и особый образ мышления: кажущийся хаос из девятисот тезисов все еще принимает форму интеллектуального космоса.

На данный момент мы оставляем в стороне вопрос о том, насколько далеко и как именно можно найти подлинный внутренний порядок в содержании тезисов Пико. Ответ на этот вопрос можно дать только на заключительном этапе нашего исследования. На этом этапе мы ограничимся исторической значимостью тезисов, тем, как они взаимодействуют со всеми предшествующими силами и течениями в истории философии, истории религии и истории идей в целом. Что характерно, в частности, для Пико, и что отличает его от других мыслителей своего времени, даже от Николая Кузанского,  так это протяженность его интеллектуального горизонта и широта взгляда, которое, как правило, не ограничивает и не исключает ни одного аспекта. Он, похоже, поставил перед собой цель дать голос всем интеллектуальным силам, которые до сих пор составляли религиозное, философское и научное знание. Ни на кого из них нельзя просто напасть или отвергнуть. Каждому из них отводится определенное позитивное место в единстве философского знания и истины. Для Пико больше нет никаких оговорок или догматических ограничений. Он хочет возродить в своем воображении весь великий хор мыслителей прошлого — и он слушает каждого из них охотно и бесстрастно. Он убежден, что только с помощью такой полифонии можно достичь внутренней гармонии, которая является отличительной чертой истины.

Категории философии Джованни

В философской системе Пико дела Мирандолы возвышение Бога играет большую роль. Его представление: Господь существует кругом, но его никто не видит. Он стоит над всем живым, его образ бестелесный и совместно с тем присутствует в мире. В Пико нет полного сопоставление природного и божественного. Личность Бога не постигнута человеческими мыслями и выражена человеческим языком. Постичь его можно, не рациональным мышлением в мистической интуиции.

Когда Господь творит, он становится ближе к человеку. Он неопознанный, но можно познать мир, озаренный божьей любовью. Бог прост, его можно узнать, можно только любить. Джованни говорит о существовании решетка в Господе. Бог существует для себя. Мирандола видит Бога в различных вещах. Самое уникальное создателя опустошенное божьим совершенством. Совершенство не достигнутое, а извечное и это обедняет Бога.

Он потерял возможность стать совершенным благодаря своему развитию и в этом уступает человеку.

Среди главных категорий в Джованни Пико мнения любви и красы. Пико не признает Бога: он прост ,совершенный. А понятие красоты включает в себя какое -то несовершенство. Красота и любовь делятся на 2 вида – рядовая и небесная. Рядовая – это чувственная красота — в видимых вещах, также красота идей. Красоты можно достичь интеллектуальными знаниями.

Основные трактаты

Вообще, говоря о философской системе Пико, нельзя не признать ее двойственный характер. Его произведения характеризуются быстрым чередованием мистических и натуралистических пассажей. Философия Пико парадоксальным образом сочетает в себе кажущиеся несовместимыми: патристику, схоластику, древнюю философию, периферию, зороастризм, древнюю еврейскую и халдейскую мистику. Причудливое переплетение учений и образов Христа, Моисея, Зороастера, Гермеса Трисмегиста, Платона, Аристотеля, Авиценны и многих других, сам Джованни Пико объяснял следующим образом: «не присягнув на верность, следуя путям всех преподавателей философии, исследуя все, изучая все школы,- ….. касаясь всех доктрин»? В этом изобилии источников присутствовал глубоко полемический смысл: автор отказывался следовать какой-либо конкретной школе или направлению, и, ссылаясь на суждения различных мыслителей и находя в каждом из них нечто стоящее изучения и использования, он подчеркивал свою независимость от любой из существующих традиций. Таким образом, он не претендовал на монополию на истину, но защищал право каждой культуры иметь свое собственное представление о ней. Его основной идеей было единство человеческого знания, непрерывная нить человеческого развития, независимо от его разделения на нации и конфессии.

Пико выразил свои космологические взгляды в трактатах «Гептапл» и «Дискурсы против божественной астрологии». К сожалению, эти трактаты не были переведены на русский язык, поэтому я ограничусь их поверхностным рассмотрением.

«Гептапл» был написан в 1489 году. Эта работа представляет собой интерпретацию семи дней сотворения мира, описанных в Книге Бытия, сделанную с помощью Каббалы и пифагорейской теории чисел. Пико в целом считал, что буквальное («грубое и простое») понимание Библии, как и любого другого священного текста, недопустимо. Пико интерпретирует библейский рассказ скорее философски, чем богословски. Чувственный мир возникает не непосредственно в результате божественного творения из «ничего», а из высшего бесплотного происхождения, порождённого Богом. Мир вещей возникает из хаоса, материи, наполненной всеми формами, в смешанной и несовершенной форме. Вселенная представлена в виде иерархии трех миров — ангельского, небесного и элементарного (сублунного). Человек не принадлежит ни к одному из них; он — особый, четвертый мир. Э. Гарен сообщает, что гепатит вызвал большой интерес среди учёных и резкое недовольство Церкви.

«Дискурсы против божественной астрологии» были написаны в 1494 году, в год смерти философа. Этот трактат представляет большой интерес для историков науки, поскольку они видят в нем начало естественной философии и критики «ложных наук». В работе утверждается независимость человеческой жизни от распоряжения небесными телами. Следует отметить, что энтузиазм к астрологии в то время был почти повсеместным. Многие гуманисты, несмотря на свою безоговорочную веру в свободу человеческой воли, живо интересовались звездными предсказаниями и следовали им в своей повседневной жизни. Примером тому является Марсилио Фичино, который необычайно увлекся астрологией и сделал гороскопы для всех своих друзей, указав в письмах их счастливые и несчастливые дни и предупредив о всякого рода несчастьях. Кстати, одно из его пророчеств сбылось: он предсказал, что младший сын Лоренцо Великолепного, Джованни, станет Папой Римским под именем Льва X, что в конце концов и произошло. Но вернемся к Пико. А Хорфункель пишет, что трактаты против божественной астрологии были лишь одним большим трудом, задуманным как полемика против «ложных наук», но из-за ранней смерти философа остались незавершенными.

Жизнь

Портрет Пико на бронзовой медали, ок. 1484/1495. На спине три грации , которые здесь интерпретируются как красота, любовь и похоть.

Джованни был сыном графа Джанфранческо I. Пико делла Мирандола и Джулии Боярдо. Он был пятым и младшим ребенком своих родителей. После смерти отца (1467 г.) он был воспитан матерью и готовился к церковной карьере. В 14 лет он уже занимался философией и классическими языками. В 1477 году он начал изучать право ( канонику ) в Болонском университете , который прервал. После смерти матери (1478 г.) он переехал в Феррару в 1479 г. , где обратился в studia humanitatis , а в 1480 г. — в Падую, чтобы изучать философию. Падуя была центром итальянского аверроизма , с которым теперь боролся Пико. В 1483 году он переехал во Флоренцию и работал там в кругу Лоренцо иль Маньифико , который, среди прочего, Марсилио Фичино и Анджело Полициано принадлежали. С тех пор у него была давняя близкая дружба с Фичино, которая не была запятнана более поздними философскими разногласиями. В этом контексте Пико прямо признал идеал дружбы между пифагорейцами . С июля 1485 г. по март 1486 г. он оставался в Париже, где твердо исповедовал аверроизм, но вскоре вернулся в Италию. Он выучил арабский , иврит и арамейский языки.

В 1486 году он начал изучать каббалу и поручил обращенному еврею Раймундо Монкаду ( Флавию Митридату ) перевести каббалистическую литературу на латынь. Он был первым христианским ученым, который, не будучи евреем по происхождению, усиленно изучал каббалу. В то же время он готовился к поездке в Рим, где хотел публично защитить 900 философских и богословских тезисов, которые он написал перед всеми заинтересованными учеными мира. С этой целью он решил пригласить на большой европейский конгресс, который должен состояться в присутствии Папы и Коллегии кардиналов; Он хотел сам оплатить дорожные расходы участвующих ученых. Его цель состояла в том, чтобы показать фундаментальное согласие всех философских и религиозных учений, которые в конечном итоге все содержатся в христианстве, и, таким образом, способствовать глобальному взаимопониманию и миру. По дороге в Рим он влюбился в замужнюю женщину, которую похитил по ее просьбе. Муж преследовал и выслеживал беглецов; женщину вернули, Пико был ранен, и ему пришлось скрываться на несколько месяцев. Лоренцо Медичи защитил его от ареста. После этой задержки он прибыл в Рим только в ноябре 1486 года. Там он опубликовал тезисы 7 декабря 1486 года. Однако публичное обсуждение, запланированное на январь 1487 года , не состоялось, поскольку папа Иннокентий VIII учредил комиссию из шестнадцати членов для проверки ортодоксальности взглядов, представленных в тезисах. Пико не был готов предстать перед комиссией. После жарких дебатов комиссия пришла к выводу, что тринадцать тезисов являются еретическими и поэтому должны быть осуждены. Изначально это не привело к каким-либо действиям против Пико. Но когда он защищался в оправдание Апологии , не дожидаясь заявления Папы, его возмутила курия . В булле от 4 августа 1487 г. Папа полностью осудил тезисы и приказал сжечь все копии, но задержал публикацию буллы. Но когда он узнал, что Пико напечатал « Апологию» , он увидел в ее распространении открытое восстание, которое он так и не простил Пико. В этой угрожающей ситуации Пико покинул Рим в ноябре, что было истолковано его критиками как бегство, поскольку теперь он находился под подозрением в ереси. Поскольку Папа попросил его ареста, он был арестован недалеко от Лиона по дороге в Париж . Однако он получил благосклонность короля Карла VIII , который освободил и защитил его. Поэтому он смог вернуться во Флоренцию на свободе в 1488 году, где находился под защитой Лоренцо. Там, а также в Фьезоле и Корболе недалеко от Феррары , он провел остаток своей жизни в философских и религиозных исследованиях. Религиозные темы выходили на первый план. В последний период своей жизни он исповедовал взгляды радикального проповедника Джироламо Савонаролы . 18 июня 1493 года папа Александр VI. отменил все меры, введенные против Пико его предшественником Иннокентием VIII.

Пико умер 17 ноября 1494 года после трех дней страданий. Савонарола произнес похоронную речь; Похороны прошли в его доминиканском монастыре Сан-Марко . По словам племянника Пико Джанфранческо, причиной смерти стала лихорадка. Неожиданная смерть многообещающего ученого вызвала большой ужас, и вскоре распространились слухи, что он был отравлен своим секретарем Кристофоро да Казальмаджоре. Результаты обследования после эксгумации костей в 2007 году подтвердили подозрение в убийстве; это было отравление мышьяком .

Жизненный путь

Джованни Пико принадлежал к древней семье графов Мирандола. Он родился вечером 24 февраля 1463 года в замке Мирандола в Ферраре, недалеко от Флоренции. Мать Пико была сестрой поэта Маттео Боярдо, известного автора «Роланда в любви». С четырнадцати лет он получил систематическое образование в итальянских и зарубежных университетах. В 1477-79 гг. изучал каноническое право в Болонье, филологию в Ферраре, а в 1480-82 гг. — философию в Падуе и Павии, где прожил до 1484 г., также изучая греческий язык. В 1479 году он сначала отправился во Флоренцию, где подружился с некоторыми членами Фичинского кружка. Однако обучение его философским интересам выходило за рамки академии Платона. В течение этих двух лет, когда он был преподавателем в Университете Падуи, Пико близко познакомился со средневековыми философскими и богословскими традициями. Его особенно интересовали идеи тогдашнего весьма влиятельного Аверроэса из Падуи (Ибн Рушд), например, Николетто Верниа и Элио дель Медиго, которые познакомили его с творчеством арабских и еврейских мыслителей. Молодой Пико объединил свой интерес к средневековой философии с глубокими гуманистическими знаниями: Он изучал греческий язык и занимался памятниками древней философии. Пико провел 1484 год во Флоренции, где началась его дружба с Марсилио Фичино, Анджело Поличиано, Джроламо Бенивьени и Лоренцо Медичи. Дружба Пико со всемогущим Медичи продлилась до их смерти в 1492 году. Незадолго до его смерти у них были разногласия по поводу Савонаролы. Именно Пико, услышав проповеди доминиканца, убедил Лоренцо де Медичи пригласить его во Флоренцию, но дальнейшие отношения принца с бескомпромиссным Савонаролой ухудшились, что отразилось на его дружбе с Пико. Однако, по словам современников, умирающий Лоренцо хотел увидеть своего друга, и когда он узнал, что его нет в городе, то послал специально за ним, и они долго разговаривали. Лоренцо оставил Джованни несколько ценных книг и завещал ему Пико и Полициано для пополнения своей библиотеки.

Учеба в Парижском университете в 1485-86 гг. позволила ему принять участие в дискуссиях о позднем схоластике, в частности о парижском и оксфордском номинализме. Выходя за рамки этих традиционных представлений — как схоластических, так и гуманистических — Пико углубился в восточную философию, в труды арабских и еврейских философов и астрономов и проявил интерес к мистическим учениям и каббале. Именно редкое знакомство Пико с арабским, ивритом и арамейским языком породило более поздние легенды о количестве языков, которые он знал: их было 22 и до 30.

Это разнообразное наследие послужило отправной точкой для развития собственной философской системы Джованни. Сразу после возвращения в Италию в 1486 году Пико закончил свою первую крупную работу — «Комментарий к Канзоне любви» финского философа Джироламо Бенивьени, который содержит экспозицию платонической философии, несколько отличающуюся от неоплатонизма Флорентийской академии. В декабре 1486 года двадцатитрехлетний философ опубликовал 900 тезисов, которые он планировал защитить на дебатах в Риме в начале 1487 года. Спор, на который были приглашены философы со всей Европы (автор тезисов должен был заплатить за отрывок в обе стороны), должен был открыться речью Пико, впоследствии названной «Речь о человеческом достоинстве». В девятистах тезисах в сжатой форме была обобщена вся программа философии Джованни, которую он не смог завершить за оставшиеся незавершенными 8 лет своей жизни. Значительную часть диссертаций составляли положения, заимствованные из произведений «латинских врачей», учения арабов, греческих перипатетиков, платонов и неоплатонистов, Герметического кодекса и Каббалы.