Типы певческих голосов: как определить тембр голоса

Оглавление

Классификация певцов

Педагоги по вокалу обычно рассматривают четыре основных качества человеческого голоса, пытаясь его классифицировать: вокальный диапазон , тесситура , тембр и точки перехода голоса , известные как passaggio . Однако учителя могут также учитывать физические характеристики, уровень речи, научные исследования и другие факторы, такие как голосовой регистр . Классификация голоса по правильному типу голоса важна для педагогов по вокалу и певцов в качестве ориентира для развития голоса.

Ошибочная классификация типа голоса певца опасна. Это может повредить голосовые связки, сократить певческую карьеру и привести к потере как вокальной красоты, так и свободы вокала. Некоторые из этих опасностей не являются непосредственными; человеческий голос довольно устойчив, особенно в раннем взрослом возрасте, и повреждения могут не проявляться в течение месяцев или даже лет. К сожалению, отсутствие очевидного непосредственного вреда может вызвать у певцов вредные привычки, которые со временем нанесут непоправимый вред голосу. Пение за пределами естественного вокального диапазона вызывает серьезную нагрузку на голос. Клинические данные указывают на то, что пение на слишком высоком или слишком низком уровне тона вызывает патологию голоса. По словам педагога по вокалу Маргарет Грин , «необходимость выбора правильного естественного диапазона голоса имеет большое значение в пении, поскольку внешние концы певческого диапазона требуют очень тщательной обработки и не должны перегружаться даже в обученных голосах». Пение на любом конце диапазона может быть разрушительным, но вероятность повреждения, кажется, гораздо более распространена при слишком высокой классификации. Ряд медицинских авторитетов указали, что пение на слишком высоком уровне звука может способствовать определенным нарушениям голоса. Медицинские данные показывают, что пение на слишком высоком уровне звука может привести к образованию узелков голосовых связок . Повышение напряжения голосовых связок — одно из средств повышения высоты звука. Пение над лучшей тесситурой человека удерживает голосовые связки в большом ненужном напряжении в течение длительных периодов времени, и вероятность злоупотребления голосом значительно увеличивается. Пение на слишком низком уровне звука вряд ли повредит, если певец не попытается снизить голос.

Опасности быстрой идентификации

Многие педагоги по вокалу предупреждают об опасности быстрой идентификации. Преждевременное рассмотрение вопроса о классификации может привести к неправильной классификации со всеми вытекающими отсюда опасностями. Педагог по вокалу Уильям Веннард заявил:

Я никогда не чувствую срочности в классификации начинающего студента. Было доказано, что так много преждевременных диагнозов ошибочно, и это может быть вредно для ученика и смущать учителя, если он будет продолжать стремиться к неверно выбранной цели. Лучше всего начинать со средней части голоса и двигаться вверх и вниз, пока голос не определится.

Большинство педагогов по вокалу считают, что перед тем, как пытаться классифицировать голос, важно выработать хорошие вокальные навыки в ограниченном и удобном диапазоне. Когда техники осанки, дыхания, звучания , резонанса и артикуляции утвердятся в этой удобной области, истинное качество голоса проявится, и можно будет безопасно исследовать верхние и нижние пределы диапазона

Только тогда можно будет составить предварительную классификацию, и ее можно будет корректировать по мере того, как голос продолжает развиваться. Многие педагоги по вокалу предполагают, что учителя начинают с предположения, что голос имеет средний класс, пока не будет доказано обратное. Причина этого в том, что большинство людей обладают средним голосом, и поэтому такой подход с меньшей вероятностью приведет к неправильной классификации или повреждению голоса.

Женское пение

Женские голоса в зависимости от тембровой окраски делят на 3 основные группы — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Они различаются легкостью, прозрачностью, силой и насыщенностью звука.

Легендами становятся певицы, чей диапазон и тесситура необыкновенно широки. Одна из самых известных исполнительниц — Има Сумак из Перу. Она легко пела сопрано и контральто, используя 5 октав.

Отличия сопрано

Это самый высокий голос, исполняющий ноту до от первой до третьей октавы. Такой вокал отличается прозрачной легкостью, звонкостью, открытым подвижным звучанием, полетностью. Благодаря разнообразию исполнительских возможностей сопрано разделяют на несколько разновидностей:

  1. Колоратурное. Название происходит от итальянского слова «над». Отличается способностью исполнять быстрые и сложнейшие пассажи и фиоритуры, мелизмы, рулады. Звучит от до первой октавы до фа третьей октавы, может дополняться в верхней части диапазона блестящей квартой или квинтой. Такой голос легко покоряет чистотой и звучностью, обладая схожестью со скрипкой или флейтой. Он не сливается с другими голосами, поэтому в хоровом пении практически не используется, а его тембр является основой для подбора других исполнителей. Для колоратурных сопрано написано немало прекрасных партий: Виолетта («Травиата»), Царица ночи («Волшебная флейта»), Антонида («Иван Сусанин»), Людмила («Руслан и Людмила»). Колоратурным сопрано поют современные оперные дивы А. Георгиу, Ю. Лежнева, А. Патти, Евгения Мирошниченко.
  2. Лирико-колоратурное. Выделяют в отдельный тип из-за напевности и технической подвижности, что позволяет голосу сливаться с хором. Середина диапазона сильнее, чем в колоратурном сопрано. Берет диапазон от до первой октавы до ми третьей. Из певиц приобрели известность Суми Йо, Н. Дессей.
  3. Лирическое. Ярко звучит в верхнем регистре, берет до ноты ми третьей октавы, тембр мягкий, светлый, серебристый. Во второй октаве напоминает звуки гобоя. Лирическим сопрано обладают Г. Вишневская, М. Френи, Б. Нильссон, М. Кабалье, А. Нетребко. Для этого певческого голоса написаны партии Мими («Богема»), Татьяна («Евгений Онегин»). Хорошо звучит в хоре.
  4. Лирико-драматическое. Насыщенный грудной тембр позволяет исполнять разнообразные партии: Мария («Мазепа»), Тоска в одноименной опере Дж. Пуччини. Исполнительницы — М. Каллас, Л. Маршалл, Р. Тебальди.
  5. Драматическое. Плотный мощный голос позволяет демонстрировать эмоциональный подъем. Отличается богатством среднего и нижнего регистров, его обладательницам удаются звуки меццо-сопрано. Прекрасно различим на фоне оркестрового сопровождения. Типичные партии — Аида («Аида»), Лиза («Пиковая дама»). Певицы — М. Гулегина, М. Каллас, Г. Яновиц.

Особенности меццо-сопрано

Рабочий диапазон этого женского голоса звучит в пределах от ноты ля малой октавы до ля второй. Отличительные черты — насыщенность на средних регистрах.

Общее впечатление от вокала — глубина и даже некоторая тяжесть звуков. Обладательницы меццо-сопрано могут петь партии контральто или сопрано. В операх они зачастую исполняют роли молодых людей, так называемые брючные партии. Меццо-сопрано бывает высокое (лирическое) и низкое (драматическое). Некоторые специалисты выделяют также колоратурное меццо-сопрано.

Самая известная партия для меццо-сопрано драматического типа — Кармен из одноименного оперного произведения Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Лауры («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных исполнительниц можно назвать М. Кожену, Е. Образцову, Т. Синявскую.

Звучание контральто

Контральто работает в диапазоне от ми малой октавы до фа второй. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — наполненные плотные ноты в малой октаве и резонирование в среднем регистре. Верхний регистр невелик, зато низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужской тональности.

Голос встречается очень редко, не во всех оперных театрах есть исполнительницы с таким вокалом. Композиторы создавали для контральто роли юношей, например, партии Вани в «Иване Сусанине» и Орфея в «Орфее и Эвридике». Известные женские роли — Ольга («Евгений Онегин»), Мари («Летучий голландец»), Лючия («Сельская честь»). Певицы, обладающие контральто, — Е. Полдеш, М. Андерсон.

Как говорить грудным голосом

Чтобы научиться говорить грудным голосом, нужно сначала найти наиболее подходящий тембр. Слишком низкая интонация не даст возможности придать своим словам должную окраску. Проще говоря, чересчур низкие звуки голосовые связки просто не осилят и звук получится очень тихим. Даже если у человека от природы очень высокий голос, это вовсе не означает того, что ему никогда не удастся добавить к своему тембру мягкие и плавные обертоны. Не стоит стремиться подражать интонациям профессиональных ораторов или дикторов – их убедительная манера говорить и бархатный голос не столько плод упорных тренировок, сколько врожденное качество.

Чтобы говорить грудным голосом, нужно «говорить телом», а не «головой». Головные резонаторы нужно задействовать по минимуму, чтобы в интонации не проскальзывали резкие и отрывистые звуки. Нужно стараться сделать так, чтобы нижние связки вибрировали плавно, выдавая мягкий раскатистый звук. Чем ровнее будет вибрация – тем лучше будет звучать грудной голос.

Чтобы голос не звучал хрипло или напряженно, необходимо быть в меру расслабленным – ни в коем случае не нужно зажиматься. Отсутствие скованности в мышцах шеи, плеч и груди сделает речь более плавной и приятной на слух.

Тембр голоса и улыбка

Люди, достигшие успеха в бизнесе, прекрасно понимают значение доброжелательного общения. Когда есть взаимная симпатия, гораздо легче достичь взаимопонимания. Общаясь, люди не только разговаривают, они также используют мимику и жесты. Улыбка – один из жестов, говорящий о дружелюбии и готовности идти на контакт.

Мы видим улыбку и сразу же интерпретируем ее как знак радости, веселья или дружеского внимания. Но улыбку можно еще и слышать. Когда улыбающийся человек говорит, тембр его голоса неуловимо меняется, но окружающие безошибочно узнают эту интонацию. В сочетании с грудным голосом, улыбка может творить чудеса.

Известные певцы

Популярным американским тенором является Ричард Крофт. Он обладает лирическим, а точнее, моцартовским тенором. Немного уступает ему по голосовому диапазону итальянец Алессандро Сафина.

Но самыми известными обладателями высоких голосов считаются испанцы Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и итальянец Лучано Паваротти, которые составляли легендарное оперное трио «Три тенора». В таком составе певцы гастролировали по миру с концертами с 1990 по 2003 год.

Обладатели тенора встречаются и в эстрадном искусстве. Среди таких известные всем Честер Беннингтон из группы Linkin Park, Адам Левин из Maroon 5, Майкл Джексон, Адам Ламберт, Билли Оушен, Райан Теддер из One Republic и многие другие. Разумеется, их вокальный диапазон значительно уступает оперным певцам из трио «Три тенора». Разве что «золотой голос России» – Николай Басков – может сравниться с ними, так как певец пришел на эстраду из оперы, а потому имеет не просто шикарные вокальные данные, но и несколько лет совершенствования их для оперных партий за плечами.

Владимир Высоцкий

  баритон

25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, Москва | советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений | Репертуар: «Песня о Друге», «Я не Люблю», «Утренняя Гимнастика», «Прерванный Полет», «Кони Привередливые», «Спасите Наши Души» и др.

Голос Высоцкого невозможно спутать ни с каким другим, это известно каждому, кто хоть раз слушал фонограмму его выступления. Высоцкий написал больше 200 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях); в общей сложности его перу принадлежит более 850-ти поэтических произведений. Голос у Владимира был не певческий, хотя есть некоторые утверждения, что его диапазон был на две октавы выше, чем певческий диапазон Шаляпина; но если Шаляпин ноты пел, то Высоцкий ноты рвал. Его голос – это голос актёра, рассказывающего и поющего свои стихи. Он был именно этим и уникален, ибо обладал не только большим талантом, но и особым магнетизмом, притяжением, которые многие слышат даже в магнитофонной записи.

Владимир Высоцкий скорее кричал, чем пел. Его исполнение было на грани, но никогда за них не выходившее. И если подводили инструменты, то голос – никогда. В песне, как нигде, наверное, проступает, выносится наружу глубинное устройство психики певца. Поэтому невероятно сложно, практически невозможно петь «под Высоцкого» — сколько ни хрипи, получится лишь неживой слепок, подделка.

Высоцкий говорил: «Я не пишу для определенной категории зрителей. Я стараюсь затронуть душу людей вне зависимости от их возраста, профессии, национальности. Я не люблю легких песен. Я не люблю, чтобы на моих концертах люди отдыхали. Я хочу, чтобы моя публика работала вместе со мной, чтобы она творила».

https://youtube.com/watch?v=zk1hBOrW46I

Основные градации мужского голоса

БАС – самый низкий мужской голос. С итальянского это слово так и переводится — «низкий». Рабочий диапазон: Фа большой октавы — Фа 1 октавы, переходные ноты: Си(бемоль) малой — До#I первой октавы. Певческий бас принято делить на высокий и низкий, а также на комический, или характерный (бас-буффо). Высокий бас обладает наибольшей силой звучания верхних звуков, у низкого же баса ярче и сочнее звучат нижние звуки. Бас-профундо – имеет в своем диапазоне самые низкие и глубокие звуки, чаще всего используется в хоровом и церковном пении.

БАРИТОН — по высоте средний голос, между низким басом и высоким тенором, В отличие от баса, этот мужской голос более легкий и подвижный, приближающийся к драматическому тенору. Певческий баритон, как и певческий бас, принято делить на два типа: лирический баритон, который приближается к тенору, и драматический, приближающийся к басу.

ТЕНОР — высокий мужской голос. Рабочий диапазон: До малой октавы— До 2 октавы,
переходные ноты — МиI —Фа#I. Различают: лирический тенор — серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос (диапазон: от до малой — си, до второй, бывает и выше, вплоть до фа второй), лирико-драматический тенор — более спинтовый и плотный, объемный голос (диапазон часто опускается в большую октаву — некоторые поют даже ля большой и также поднимается вплоть до ми-фа второй октавы), драматический тенор — объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный (диапазон тоже опускается, в основном вниз — драматические тенора способны петь даже фа большой октавы).

КОНТРТЕНОР — особая разновидность тенора с диапазоном до Ми2. Тембр напоминает женский вокал.

Диапазон голоса

Это интервал от самого низкого до наиболее высокого звука, воспроизводимого человеком. Определить диапазон возможно с помощью музыкальных инструментов с большим количеством октав (фортепьяно, гитара).

Чтобы установить границы голосового потенциала пойте сыгранные ноты. Самая низкая и высокая ноты, которые сумеете пропеть, замыкают диапазон. Учтите, что последних верхних и нижних нот, искажающих голос, в пении лучше избегать.

Понятие «тесситура» помогает подбирать произведения для конкретного исполнителя, а также определять вокальные данные. Тесситура – это соотношение высоты звуков в музыкальном произведении с диапазоном голоса исполнителя. Для певца с высоким голосом – композиция с высокими нотами.

10 лучших голосов мира

1.Рене Флеминг (Renée Fleming), сопрано

«Золотой стандарт сопрано», один из самых фантастических голосов в мире. Кто-то сравнивал его тембр с шампанским. Флеминг написала потрясающую книгу «Внутренний голос» — о технике вокального мастерства. Очень тонкая, я бы сказал, умная певица. Начинала, кстати, в джазе.

2. Плачидо Доминго (Placido Domingo), тенор

Ну что тут сказать. На сегодняшний день —  лучший тенор. Конечно, ему уже за 60, но голос еще достаточно богатый и виртуозный, чтобы и сегодня исполнять очень сложные партии, например, Канио в «Паяцах» Леонкавалло.

3. Лео Нуччи (Leo Nucci), баритон

Безусловно лучший Риголетто. Сильный, мощный, гибкий, красивый голос.

4. Крассимира Стоянова (Krassimira Stoyanova), сопрано

Прекрасные верхние ноты, потрясающая музыкальность. Чистый, прямо-таки прозрачный голос. Очень умная, интеллектуальная певица.

5. Сэмюэль Рэми (Samuel Ramey), бас

Очень сильный бас. Прекрасно исполняет роль Кутузова в «Войне и мире» Прокофьева. Кстати, поет практически без акцента. Великолепный Аттила в одноименной опере Верди, мощный и фактурный.

6. Нетребко Анна, сопрано

Настоящая звезда. Мими в «Богеме», Донна Анна в «Дон Жуане». Ну и «Лючия ди Ламмермур», которую она после родов спела в Мариинке. Блестящий тембр, безупречная вокальная техника. Правда, партию Лючии она исполняет очень экономно, за сложные фиоритуры не берется. Отменно в свое время пела Наташу в «Войне и мире».

7. Ильдар Абразаков, бас

Один из самых перспективных басов, уже удостоился сольного концерта в «Ла Скала». Я слушал его в «Лючии ди Ламмермур» (Раймонд Бидебенд). Солист Мариинки. Там же пел Дон Жуана вместе с Анной Нетребко.

8. Роберто Аланья (Roberto Alagna), тенор

Настоящий спинтовый (лирико-драматический) тенор. Пел в Венской опере, в Метрополитен-опера. Снимался в киноверсии «Тоски». Доминго назвал его в числе своих «преемников».

9. Сергей Лейферкус, баритон

Практически универсальный баритон — силен и в оперном, и в камерном жанре. Поет и в Метрополитен-опера, и в Вене, и в «Ла Скала». В прекрасной форме, несмотря на свои 63 года (4 апреля у него был день рождения). На днях, кстати, снова спел Чичикова в «Мертвых душах» Щедрина — через тридцать один год после первой постановки! Что сказать, мастер старой школы. Очень хорош в операх Рахманинова.

10. Юрий Маруcин, тенор

Удивительный артистизм. Может быть, лучший Герман в «Пиковой даме».

Рене Флеминг, сопрано

Плачидо Доминго, тенор

Лео Нуччи, баритон

Крассимира Стоянова, сопрано

Самуель Рами, бас

Нетребко Анна, сопрано

Ильдар Абразаков, бас

Роберто Аланья, тенор

Юрий Маруcин, тенор

Пение и определение вокального диапазона

В то время как самое широкое определение «вокального диапазона» — это просто диапазон от самой низкой до самой высокой ноты, которую может воспроизводить конкретный голос, это широкое определение часто не то, что имеется в виду, когда «вокальный диапазон» обсуждается в контексте пения. Вокальные педагоги обычно определяют вокальный диапазон как общий диапазон «музыкально полезных» звуков, которые певец может воспроизвести. Это потому, что некоторые из Примечания Голос, который может воспроизводиться, может не считаться пригодным для использования певцом во время выступления по разным причинам. Например, внутри опера все певцы должны проект над оркестром без помощи микрофона. Таким образом, оперный певец сможет включать только те ноты, которые он способен адекватно проецировать на оркестр в пределах своего вокального диапазона. Напротив, поп исполнитель мог включать ноты, которые можно было услышать с помощью микрофона.

Еще один фактор, который следует учитывать, — это использование разных форм вокального исполнения. Человеческий голос способен издавать звуки, используя различные физиологические процессы в организме. гортань. Эти различные формы голосового производства известны как вокальные регистры. Хотя точное число и определение голосовых регистров является спорной темой в области пения, науки определить только четыре регистра: регистр свистков, то регистр фальцета, то модальный регистр, а вокальный регистр. Обычно только используемые высоты тона в модальном регистре — регистре, используемом в нормальной речи и в большинстве случаев пения — включаются при определении вокальных диапазонов певцов. Есть исключения, как в опере, где контртеноры использовать фальцет и колоратурное сопрано использовать регистр свистков; ноты из этих регистров, следовательно, будут включены в вокальные диапазоны этих голосов.

Детские голоса

Голос из детства во взрослую жизнь

Человеческий голос будет меняться с возрастом. Вокальный диапазон и тембр детских голосов не имеют того разнообразия, которое есть у взрослых. Оба пола до полового созревания имеют одинаковый вокальный диапазон и тембр, потому что обе группы имеют одинаковый размер и вес гортани, а также структуру и цвет голосовых связок . С наступлением половой зрелости голоса женщин и особенно мужчин меняются, голосовые связки становятся более четкими, а хрящи гортани становятся более твердыми. Высота мужской гортани становится намного больше, чем у женщин. Размер и развитие легких взрослого человека также изменяет физические возможности голоса. В период полового созревания человеческий голос находится в промежуточной фазе, когда это еще не детский и взрослый голос. Это не означает, что голос перестает меняться после полового созревания. Разные певцы достигнут взрослого развития раньше или позже, чем другие, и, как было сказано выше, на протяжении всей взрослой жизни происходят постоянные изменения. Классическим примером этого постоянного изменения у мужчин, в частности, является потеря более экстремального нижнего диапазона, достигнутого в начале полового созревания, только потому, что этот диапазон очень часто возвращается в более старшем возрасте.

Высокие частоты


Диапазон высоких частот (A 3 –A 5 ) обозначен на клавиатуре фортепиано зеленым цветом с точечной маркировкой в ​​середине C (C 4 )

Treble может относиться как к молодой певице, так и к молодой певице с неизменным голосом в диапазоне меццо-сопрано. Первоначально этот термин ассоциировался с мальчишеским сопрано, но по мере того, как включение девочек в детский хор стало приемлемым в 20-м веке, этот термин расширился и стал обозначать все голоса до полового созревания. Объединение детских голосов в одну категорию также практично, поскольку мальчики и девочки имеют одинаковый диапазон и тембр.

Большинство высоких частот имеют приблизительный диапазон от A 3 (A ниже среднего C) до C 6 ( верх C ) или выше. Для высоких нот смотри, например, скрипичный соло в начале Стэнфордского «Магнификата s в G, Дэвид Willcocks » Descant к Мендельсон мелодии «s для колядка„ Hark! The Herald Angels Sing “, и даже более высоких частот соло в « Ныне отпущаеши » от Типпетт вечерних «s песнопения , написанные для колледжа Святого Иоанна в Кембридже . Многие высокие частоты также могут достигать более высоких нот с помощью регистра свистка, но эта практика редко требуется в исполнении.

Характеристики и свойства голоса

Начнем с характеристик и свойств голоса. Как понятно из терминов, мы узнаем, чем характеризуется человеческий голос и какими свойствами он обладает. Нам это нужно для того, чтобы понимать, на что, собственно, следует влиять, чтобы добиться красивого звучания голоса.

Чем характеризуется голос:

  1. Сила голоса – это громкость. В идеале нужно уметь одинаково хорошо говорить громким и тихим голосом.
  2. Высота голоса – это способность говорить выше или ниже. У среднестатистического человека диапазон до полутора октав, а в повседневном общении большинство использует 3-4 ноты. Расширение диапазона сделает коммуникации более выразительными.
  3. Тембр голоса – это его индивидуальная окраска, совокупность дополнительных колебаний или обертонов, которые возникают наряду с основной частотой. Проработка резонаторов может обогатить тембр голоса.
  4. Полетность – это слышимость голоса на большом удалении без необходимости говорить громче.
  5. Подвижность – это умение легко и быстро менять силу, высоту и прочие параметры голоса.
  6. Тон голоса – это эмоциональная окраска голоса. Он задается разными методами: смена громкости, темпа, высоты.
  7. Темп речи – это не совсем свойство голоса в классическом понимании термина «свойства», однако предпочитаемый темп речи вполне можно отнести к устойчивым характеристикам.
  8. Благозвучность голоса – это звонкость и чистота звучания голоса без ненужных призвуков (сиплости, гнусавости). Голос звучит звонко, когда резонирует в твердом небе и концентрируется у передних зубов. Если звук формируется преимущественно возле мягкого неба, он получается глухим. Благозвучность также подразумевает свободу звука, что возможно в отсутствие напряжения и мускульных зажимов.

Важный момент: не стоит путать благозвучность голоса и благозвучие речи. Мы уже говорили, что голос и речь – это не одно и то же. Так вот благозвучие речи – это приятное на слух сочетание звуков, удобное для произношения; такое, которое не режет слух.

В целом, думается, понятно, какими же свойствами и характеристиками обладает человеческий голос и на что именно мы должны влиять, чтобы научиться управлять им.