Оглавление
Награды
Церковные:
- орден прп. Сергия Радонежского II ст. (9 сентября 1986, в связи с 40-летием со дня рождения)
- именная панагия (4 июля 1988, за активное участие в подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси)
- орден св. равноап. Кн. Владимира II ст.
- орден свт. Алексия, митрополита Московского, II ст.
- орден св. блгв. кн. Даниила Московского I ст.
- орден прп. Сергия Радонежского I ст.
- орден свт. Иннокентия, митрополита Московского, II ст.
- Большой крест св. ап. Павла (3 июня 2013, высшая награда Элладской Православной Церкви)
- орден Болгарской Православной Церкви св. царя Бориса-Крестителя (апрель 2012)
Также награжден орденами Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Элладской, Польской, Чешских земель и Словакии, Американской и Финляндской Православных Церквей, Армянской Апостольской Церкви и Маланкарской Церкви (Индия).
Светские:
- орден Дружбы народов (1988)
- международная Ловийская премия мира (1993)
- орден Дружбы (1996)
- орден «За заслуги перед Отечеством» III ст. (2000)
- орден «За заслуги перед Отечеством» II ст. (2006)
- медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2010, Приднестровская Молдавская республика)
- орден «Шараф» (2010, Азербайджанская Республика)
- орден Александра Невского (2011, первый кавалер ордена )
- орден Республики (2011, высший орден Республики Молдова)
- орден Дружбы народов (2012, Республика Беларусь)
- орден Ярослава Мудрого I степени (27 июля 2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси)
- орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (19 ноября 2016; к 70-летию со дня рождения)
В 1993, 2000, 2001, 2002, 2003, 2009 и 2010 гг. Московским биографическим институтом избирался «Человеком года» в номинации «Религия».
Скандалы
Патриарх Кирилл достаточно нередко оказывался в центре громких скандалов. Его обвиняли в крупномасштабной торговле табачной и алкогольной продукции в начале 90-х, наряду с налоговыми махинациями.
По словам священнослужителя и его сторонников, подобные обвинения являются провокацией. Люди распространяющие такую информацию стремятся якобы просто очернить репутацию патриарха. При этом Кирилл ни разу не подавал в суд на журналистов, которые предъявляли ему подобные обвинения.
Одновременно с этим, патриарха критиковали и продолжают критиковать за роскошный образ жизни, который противоречит церковным канонам.
Весной 2021 г. разразился скандал в Болгарии. Владыка заявил, что глава этой страны, Румен Радев, намеренно занижает роль России в освобождении Болгарии от османского ига. В ответ болгарский премьер-министр сказал, что человек, некогда служивший в КГБ, не имеет права указывать кому-либо, что говорить и как поступать.
Патриаршество на Руси
В шестнадцатом веке на Руси появился первый Патриарх Московский и всея Руси.
Первый патриарх — Иов
Им стал Иов, архиепископ Ростовский. В патриархи его поставил константинопольский патриарх Иеремия Второй.
Его заслугами были:
- открытие новых епархий;
- основание новых монастырей;
- издание богослужебных книг.
Иов отказался присягать Лжедимитрию, за это был отлучен бунтовщиками.
Второй патриарх — Гермоген (Ермоген)
Следующим Патриархом стал по ходатайству князя Шуйского – Гермоген (Ермоген). Его служение было сопряжено со Смутным временем. Это было нелегкое время для Руси – войн, голода. Патриарх, как мог, боролся с захватчиками, не благословив занять русский престол польского королевича. При голоде он открыл монастырские хранилища для всех. Гермоген принял мученическую кончину – поляки заключили его в темницу, где он скончался от голода.
Третий патриарх — Филарет
Один из оставшихся в живых наследников на русский престол был Федор Романов-Юрский. Он был племянником царя Иоанна Грозного. Но при восшествии на престол Бориса Годунова, Федора заточили в монастырь и постригли с именем Филарет. Когда после эпохи междуцарствия на престол возвели сына его, Михаила, то Филарета стали называть Патриархом. Он помогать править своему сыну.
Четвертый патриарх — Иоасаф I
Филарет после себя назначил Патриархом Иоасафа, архиепископа Псковского. Он служил на Патриаршем престоле всего шесть лет, но многое успел за это время. Открылись новые монастыри, были напечатаны и исправлены богослужебные книги.
Пятый патриарх — Иосиф
Следующим был Патриарх Иосиф. Именно он предпринял первые шаги к воссоединению России с Украиной. В столице было открыто духовное училище.
Шестой патриарх — Никон
Потом Патриархом стал Никон, известный, как великий реформатор. Он полностью присоединил Украину к Руси, велел заменить двуперстное крестное знамение на трехперстное, исправил богослужебные книги. Именно поэтому появились раскольники – старообрядцы.
Восьмой патриарх — Питирим
Патриарх Питирим служил меньше года, но успел совершить Таинство крещения над будущим царем Петром Первым. Он же основал в Твери женский монастырь.
Одиннадцатый патриарх — Тихон
После перерыва первым был избран Патриарх Тихон, который стал мучеником. Его правление выпало на переворотное время на Руси. Тихон был канонизирован Православной Церковью.
Двенадцатый патриарх — Сергий
В 1925 году был избран Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Сергий. Он правил и в тяжелое время Великой Отечественной, помогал собирать средства на вооружение, раненных и сирот. В 1943 году он стал Патриархом.
Тринадцатый патриарх — Алексий I
В 1945 году Патриархом стал Алексий Первый. Он помогал восстанавливать разрушенные большевиками храмы, устанавливал связи с зарубежными церквами.
Пятнадцатый патриарх — Алексий II
В 1990 году на патриарший престол восшел Алексий Второй. Это было знаменательное время расцвета и восстановления православной веры на Руси. Наша родина возродилась после стольких лет безверия и отступничества, и Патриарх приложил немало усилий для этого. Он подписал акт о каноническом общении Русской и Зарубежной церквей.
Шестнадцатый патриарх — Кирилл
С 2009 года и по сей день правит нашей Церковью Патриарх
Кирилл. Им за десять лет произведено уже немало перемен. Он добился
воссоединения Зарубежной православной Церкви с Русской.
Упразднение патриаршества.
После смерти Адриана царь своей волей поставил во главе управления церковью рязанского митрополита Стефана Яворского с титулом местоблюстителя патриаршего престола, фактически упразднив институт патриаршества. Петр рассматривал церковь исключительно как институт правительственный, поэтому власть патриарха он впоследствии заменил Духовной коллегией (Святейший Правительствующий Синод), превратив церковь в один из государственных департаментов, находившихся под неусыпным контролем со стороны монарха. Вплоть до 1917 Св. Синод оставался высшим церковным и правительственным учреждением в России. См
. ИОАКИМ.
Нетрадиционные патриархаты
Кроме патриархатов, сложившихся исторически, существует ряд церквей и религиозных течений, которые используют титул патриарха в своей религиозной иерархии. В большинстве своём это церкви, возникшие на протяжении последнего столетия и нередко не разделяющие ряд традиционных консервативных христианских позиций. К таковым относятся: Чешский гуситский патриарх Томаш Бутта
- Американская православная католическая церковь
- Апостольская католическая церковь
- Ассамблея Иерусалима
- Католическая Апостольская Национальная церковь Бразилии
- Католическая Апостольская церковь Антиохии
- Международное объединение харизматической епископальной церкви
- Чехословацкая гуситская церковь
Тихон (1917–1925)
31 октября 1917 были проведены выборы трех кандидатов на патриарший престол: архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). 5 ноября 1917 в храме Христа Спасителя после Божественной литургии и молебна старец Зосимовской пустыни Алексий вынул жребий, и было оглашено имя нового патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон.
В соответствии с церковными канонами Поместный собор 1917–1918 предоставил патриарху право созывать церковные соборы и председательствовать на них, сноситься с другими автокефальными церквами по вопросам церковной жизни, заботиться о своевременном замещении епископских кафедр и привлекать виновных епископов к церковному суду. Поместный собор принял также документ о правовом положении церкви в системе государства. Однако октябрьская революция 1917 повлекла за собой коренные изменения в отношениях между церковью и новым атеистическим государством Советов. Декретом Совета народных комиссаров церковь была отделена от государства, что было расценено собором как начало гонений на церковь.
Патриарх Тихон занимал святительскую кафедру в тяжелый для Русской православной церкви период. Основным направлением его деятельности стал поиск пути к установлению отношений между церковью и большевистским государством. Тихон отстаивал право церкви оставаться Единой Соборной и Апостольской Церковью, подчеркивая, что она не должна быть ни «белой», ни «красной». Важнейшим документом, направленным на нормализацию положения Русской церкви, стало Воззвание
патриарха Тихона от 25 марта 1925, в котором он призвал паству понять, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять приход советской власти как выражение воли Божией.
Несмотря на все усилия патриарха, на церковную иерархию и верующий народ обрушилась невиданная волна репрессий. К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. После смерти Тихона не могло быть и речи о созыве собора для избрания нового патриарха, поскольку церковь существовала на полулегальном положении, а большинство иерархов находилось в ссылках и заключениях.
Что такое «материнская» церковь?
Вселенский патриарх Варфоломей І Фото из открытых источников
«Материнская» церковь, или церковь-мать – это автокефальная церковь (в основном патриархаты), которая может выдавать разрешения на создание поместных церквей, ранее входивших в ее юрисдикцию.
На звание «материнской» церкви для Украины есть два претендента – Московский и Константинопольский патриархаты.
В настоящий момент официальная позиция властей Украины, высказанная президентом Петром Порошенко, следующая:
«Князь Владимир Великий принял христианскую веру от Константинопольской церкви, и поэтому именно от нее Украина ждет признания автокефалии для поместной церкви».
История и значение
Тронный зал в здании Вселенской патриархии. На троне возлежит Евангелие; Патриарх восседает на троне ниже, на переднем плане
Титул и статус епископа Константинополя оформились в эпоху становления Византийской империи, когда Константинополь начал играть роль столицы Римской империи.
Герб Константинопольского патриархата над входом в собор Святого Георгия, Фанар
Впервые титулование «Вселенский» (греч. Οικουμενικός) появилось у патриарха Акакия (472—489) вскоре после Четвёртого (Халкидонского) Вселенского собора (451), правила 9-е, 17-е и 28-е которого провозгласили общеимперскую юрисдикцию епископа Нового Рима как второго после Римского (решения Собора были приняты в Риме в 453 году, но с протестом против 28-го правила). К концу VI века титулование и роль закрепились окончательно как в гражданских актах империи, так и в церковных. Тридцать шестое правило Трулльского собора (конец VII века) гласило: «Определяем, да имеет престол Константинопольский равные преимущества с престолом древнего Рима и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем: после же оного да числится престол великого града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима».
После завоевания Константинополя турками в 1453 году епископ города, ставшего столицей Османской империи, сохранил свой титул и обрёл статус главы (этнарха) православных в Османской империи. В XIX веке, по мере обретения политической независимости от Османской империи православными странами Юго-Восточной Европы, пределы юрисдикции Вселенского патриарха сокращались, учреждались новые национальные церкви: среди прочих, и Церковь Эллады в 1850 году. Османская империя прекратила своё существование после Первой мировой войны. Константинополь, переставший быть столицей новой Турции в 1923 году, официально именуется с 1930 года İstanbul
, а по-русски — Стамбул.
Начиная с 1920-х годов, при Мелетии II утвердилась концепция, согласно которой Вселенскому патриарху принадлежат определённые прерогативы в отношении полноты Церкви, в частности, исключительная юрисдикция над всею православной диаспорой. Данная концепция, именуемая её противниками восточным папизмом, оспаривается некоторыми поместными Церквами, прежде всего, Московским патриархатом.
Почившие Патриархи Нового времени погребены в женском монастыре в честь иконы «Живоносный источник» (Ζωοδόχος Πηγή του Μπαλουκλή) в Ва́лукли (Балыклы) в западной части Стамбула (Balıklı
).
Из 223 Константинопольских патриархов лишь 95 скончались на своей кафедре (все они были избраны пожизненно), 35 вступали на кафедру дважды, восьмеро — трижды, трое — четырежды и трое — шесть раз. В 72-х случаях Патриархов низлагала светская власть или народ, 36 Патриархов бежали со своей кафедры, причем один из них дважды.
Возраст
Многих верующих интересует вопрос, сколько лет Патриарху Кириллу? Всем известно, что должность Патриарха московского и всея Руси занимают священнослужители, находящиеся в преклонном возрасте. Человек, претендующий на данный сан, должен быть достойным священником и иметь определенные успехи. Достижение высоких результатов в карьере священника требует длительного времени. Поэтому все люди, вступающие в почетную должность Патриарха, находятся в преклонном возрасте.
На момент вступления в должность Патриарху Кириллу было 63 года. В настоящее время 72 года. Он не следит за модой и нововведениями, выглядит в соответствии со своим возрастом. При росте 178 см вес составляет 92 кг.
Экуменическая и общественная деятельность
Уже в студенческие годы активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви.
В году представлял духовные школы Русской Православной Церкви на Генеральной Ассамблее всемирной православной молодежной организации «Синдесмос», где был избран членом исполкома этой организации.
19 октября того же года назначен исполняющим обязанности представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.
В году избран членом правления фонда ВСЦ по примирению и реконструкции в Индокитае.
13 февраля года утверждён в должности представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.
9 сентября года утверждён постоянным представителем от РПЦ в пленарную комиссию ВСЦ.
С 27 по 29 марта года участвовал в Консультации «Ответственность Церквей СССР и США за разоружение».
С 28 по 31 января года присутствовал в Будапеште на встрече представителей Церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей ВСЦ.
14-22 августа года — участник 32-го заседания Центр. комитета ВСЦ в Женеве. 22-25 августа — член делегации представителей Церквей в СССР и в США (Женева).
С 16 по 26 августа года — участник 33-го заседания Центрального комитета ВСЦ в Дрездене.
В том же году (19-28 июля) принял участие в 34-м заседании Центрального комитета ВСЦ в Женеве.
С 24 июля по 10 августа года — участник VI Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере (Канада), на которой избран в новый состав Центрального комитета ВСЦ.
С 20 по 29 февраля года принял участие в заседании Исполнительного комитета ВСЦ в Женеве.
С 31 мая по 7 июня от Русской Православной Церкви участвовал в заседании Смешанной богословской комиссии между Римско-Католической Церковью и Поместными Православными Церквами, проходившей на о. Крит.
9-18 июля года — участник заседания Центрального комитета ВСЦ в Женеве.
В составе советской общественной делегации участвовал в международной конференции ученых и религиозных деятелей с 19 по 23 ноября в Италии.
Начало карьеры
Как уже известно, Гундяев Владимир Михайлович практически всю свою жизнь посвятил богослужению. Он пошел по стопам отца и деда. Начало его церковной карьеры можно отнести к 3 апреля 1969 года. В этот день священнослужитель принял монашество. Далее 7 апреля 1969 года митрополит ленинградский Никодим присвоил ему сан иеродиакона. А чуть позже, 1 июля 1969 года, Кирилл получил сан иеромонаха. Карьера священника развивалась стремительно.
В 1970 году иеромонах оканчивает Духовную академию в Ленинграде. Защитив диссертацию, он получил ученую степень – кандидат богословия и был оставлен в академии в качестве преподавателя и помощника инспектора.
В 1971 году Кирилл получает новый сан – архимандрит. В этом же году Женевский Всемирный церковный совет назначает его представителем Московского Патриаршества.
В 1974 году священнослужитель становится ректором Ленинградской Духовной семинарии. Он внес огромный вклад в развитие учебного заведения. Им впервые был открыт класс, в котором обучались девушки. Впоследствии они становились матушками. А также Кирилл ввел новую дисциплину – физкультуру.
Как на Руси появился свой патриарх?
В 1586 г. Византия совсем перестала влиять на Русскую церковь. В это время Москву посетил антиохийский патриарх Иоаким. Он встретился с царем, который рассказал ему о своей идее устройства «превысочайшего престола патриаршего» на Руси. Она была поддержана боярами и духовенством, которые считали, что восточные патриархи должны тоже ее одобрить для полной законности сего решения.
Греческая церковь обсудила весть, принесенную патриархом Иоакимом, на своем соборе, но никакого окончательного решения по этому вопросу принято не было.
В 1558 г. в Москве встречали константинопольского патриарха Иеремию, который обсудил с царем идею об учреждении на Руси патриаршего престола. Самодержец предложил ему занять данное место. Это был хитрый маневр. Царь видел русским патриархом митрополита Иова, а Иеремию хотел отправить во Владимир, но тот отказался туда ехать. В начале 1589 г. мечты царя о патриархе Иове сбылись, а в 1591 г. восточное духовенство направило в Москву грамоту, подтверждающую утверждение патриаршества на Руси. Выбирали патриарха русские епископы.
Церковные дела
Безусловно, избрание первого русского патриарха связано с именем Бориса Годунова. В 1598 году он, наконец, окончательно стал царем после смерти своего предшественника Федора Ивановича. Годунов не принадлежал к царствовавшей доселе династии Рюриковичей. Это не добавляло ему авторитета в глазах бояр. Тем не менее новый царь установил жесткий единоличный режим власти.
Избрание Иова (первого русского патриарха) было необходимо Годунову для того чтобы получить дополнительную поддержку, когда он был всего лишь приближенным монарха. Теперь ситуация изменилась, и глава церкви почти перестал участвовать в государственной жизни.
Вместо этого Иов занялся христианизацией Поволжья и Сибири. Эти земли были совсем недавно присоединены к России. На их просторах проживало много мусульман и язычников. Имя первого русского патриарха связано с открытием храмов в этих регионах. Христианизация Сибири и Поволжья шла параллельно с притоком туда русского населения из центральных областей.
Сочинения
- Речь при наречении во епископа Выборгского. ЖМП. 1976, № 6, с. 6-8.
- «Заседание Исполкома ВСЦ в Хельсинки». ЖМП. 1979, № 2, с. 74.
- Речь на парастасе в Троицком соборе в Ленинграде 4 сент. 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима. ЖМП. 1979, № 12, с. 27.
- Речь на поминальной трапезе 5 сентября 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима (Ротова). ЖМП. 1979, № 12, с. 30.
- «К реорганизации регентского класса при Ленинградских духовных академии и семинарии». ЖМП. 1980, № 5, с. 13.
- «Свидетельство и служение» (Доклад на Х Генеральной Ассамблее Синдесмоса).ЖМП. 1980, № 11, с. 42-48.
- «К вопросу о реконструкции Кирилло-Мефодиевского перевода Свящ. Писания». (Доклад, прочитанный 25 ноября 1980 года на богословском симпозиуме в Софийской Духовной Академии, посвящ. 1300-летию Болгарского государства). ЖМП. 1981, № 3, с. 49-54.
- «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере». (Кандидат. сочинение).
- Через духовное обновление русского народа — к его национальному возрождению: Доклад на II Всемирном Русском Соборе, Москва, 01.02.1995 г. ЖМП. 1995. 1/4. С. 39-48.
- Непременное условия воцерковления общества: О перспективах религиозного образования. // Православная беседа. 1995. № 4.
- Церковь и армия сегодня: В российском обществе и государстве // Смоленские епархиальные ведомости. 1996. № 3 (12). с. 32-35.
- Справедливости ради замечу… // Русь Православная. СПб., 1997.
- Церковь должна заниматься экономикой: Интервью председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла // Московский церковный вестник. 1997. № 8-9.
- Кредит нашего доверия к ВСЦ исчерпан: // НГ-религии. 1998. (июнь).
Епископальное служение
Архимандрит
12 сентября 1971 года Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен представителем Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) в Женеве . 26 декабря 1974 г. он был назначен ректором Ленинградской академии и семинарии. С декабря 1975 г. — член ЦК и Исполкома ВСЦ.
В 1971 году он был назначен представителем Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей и с тех пор принимает активное участие в экуменической деятельности Русской Православной Церкви .
Архиепископ
Кирилл I на конференции по ядерному оружию и разоружению в Амстердаме, 1981 г.
Владимир Путин , митрополит Кирилл и Ксения Шереметевы- Юсуповы , октябрь 2001 г.
- 14 марта 1976 года архимандрит Кирилл был рукоположен во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии.
- 2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа.
- С 26 декабря 1984 г. — архиепископ Смоленский и Вяземский.
- С 1986 г. — администратор приходов в Калининградской области.
- С 1988 г. он стал архиепископом Смоленским и Калининградским.
- 13 ноября 1989 г. он был назначен председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода.
- 25 февраля 1991 года архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита.
Высшая власть Церкви возложила на Кирилла следующие функции:
- с 1975 по 1982 год — председатель Ленинградского епархиального совета;
- с 1975 по 1998 год — член Центрального и Исполнительного комитетов Всемирного Совета Церквей;
- с 1976 по 1978 год — заместитель Патриаршего экзарха Западной Европы;
- с 1976 по 1984 гг. — член комиссии Священного Синода по единству христиан;
- с 1978 по 1984 гг. — управляющий Патриаршими приходами в Финляндии;
- с 1978 по 1988 гг. — член подготовительной комиссии «Тысячелетие Крещения Руси»;
- в 1990 г. — член подготовительной комиссии Поместного Собора Русской Православной Церкви;
- в 1990 г. — член комиссии по содействию преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- с 1989 по 1996 год — администратор Венгерского православного благочиния;
- с 1990 по 1991 год — временный администратор Гаагской и Нидерландской епархии;
- с 1990 по 1993 годы — временный администратор Корсунской епархии;
- с 1990 по 1993 — председатель комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного.
Образование и благотворительность
- с 1990 по 2000 год — председатель комиссии Священного Синода по внесению изменений в Устав Русской Православной Церкви. Статут был принят Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году.
- с 1994 по 2002 год — член общественного совета по восстановлению Храма Христа Спасителя.
- с 1994 по 1996 год — член Совета по внешней политике МИД России, крупный импортер алкогольной и табачной продукции в Россию;
- с 1995 по 2000 год — председатель Синодальной рабочей группы по разработке Концепции Русской Православной Церкви по церковно-государственным отношениям и проблемам современного общества в целом.
- с 1995 по 1999 гг. — член Российского оргкомитета мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;
- с 1996 по 2000 год — член наблюдательного совета фонда «50 лет Победы»;
- с 2006 по 2008 год — руководитель рабочей группы по разработке Основного Учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.
- с 2008 г. — председатель экспертного совета по экономике и этике Департамента внешних церковных связей (ныне Экспертный совет по экономике и этике при Патриархе Московском и всея Руси).
- С 27 января 2006 года, Кирилл получил орден Святого Александра Невского на Великой Княгини Марии Владимировны России .
Избрание патриарха.
Порядок поставления был следующий. От имени царя или блюстителя патриаршего престола рассылались грамоты ко всем высшим церковным иерархам и игуменам наиболее значительных монастырей с извещением о смерти святителя и с приглашением в Москву для избрания нового патриарха. В назначенный день все приглашенные должны были явиться в Кремль в Золотую палату, где царь открывал собор. Патриарх избирался посредством жребия. Царь называл шесть кандидатов. Бумажки с их именами обливались в присутствии царя воском, опечатывались царской печатью и отсылались в церковь, где заседал архиерейский собор. Жребии полагали на панагию (нагрудная иконка Божьей Матери, знак архиерейского сана) умершего патриарха и вынимали по очереди до тех пор, пока не оставался последний. Этот жребий нераспечатанным вручался царю, который вскрывал его и называл имя нового патриарха.
В богослужебном смысле патриарх получал определенные преимущества. Во время торжественных выходов перед ним несли не только крест, но и свечи. Вступая в храм, он облачался в богослужебные одежды посреди церкви, а находясь в алтаре, восседал на горнем месте и из своих рук причащал архиереев. Несколько иным было и первосвятительское облачение. Как и митрополит, он носил белый клобук, но головной убор патриарха был украшен крестом или херувимами. Патриаршая митра имела крест в навершии. Поверх святительского облачения патриарху полагалось носить цветную мантию.
Введение патриаршества в России сопровождалось реформированием церковного устройства, что было обусловлено необходимостью привести его в соответствие с тем, которое было установлено в восточных патриархатах. Церковь была разделена на митрополичьи округа, которые включали в себя несколько епархий. Все иерархи в своих епархиях были равны и подчинялись патриарху, как раньше митрополиту.
Скандалы
Несмотря на данные соцопросов, подтверждающие, что патриарха Кирилла поддерживают 73% населения, он неоднократно становился фигурантом громких скандалов, широко обсуждаемых в обществе. Его критиковали за участие в организации импорта табачной и алкогольной продукции в Россию и незаконном пользовании налоговыми льготами. Тогда большинство религиозных деятелей назвали данную акцию провокацией главы православной церкви и намерением запятнать имя религиозного человека.
После этого его попытались уличить в материальных слабостях, на которые по церковным законам он не имеет права. Зарубежные СМИ подсчитали, что состояние патриарха Кирилла достигло $ 4 млрд. При этом во владения главы РПЦ включили дорогостоящий пентхаус, золотые часы Breguet стоимостью € 30 тыс., яхты, самолеты и дорогие машины.
В жертву строительства резиденции в Геленджике принесли реликтовый лес. К тому же местным жителям теперь недоступен выход к морю и дорога к поселковому кладбищу. Обращения граждан в Отдел по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата и в администрацию российского президента остались без ответа.
Патриарх Кирилл в Софии
На все инсинуации, связанные со своей персоной, патриарх Кирилл сделал категоричные опровержения и заявил, что средства Московской патриархии используются по целевому направлению и идут на развитие храмов и благотворительность. Подобные заявления глава православной церкви считает попытками унизить и подорвать его авторитет в РПЦ, а «критикующих церковь» людей призывает к духовному исцелению.
В марте 2018-го случился скандал в Болгарии. Епископ посчитал, что президент Румен Радев принизил роль России в освобождении балканской страны от османского ига. В ответ болгарский премьер заявил, что человек, в молодости служивший в КГБ, не имеет права указывать людям на правильность или неправильность их действий. Протодиакон РПЦ Андрей Кураев опасается, что манера патриарха вести диалог навредила отношениям двух государств, и без того испытывающих кризис, и сейчас восстанавливать былое доверие дипломатам придется с новыми усилиями.
Япончик и Патриарх Кирилл
Еще один острый момент, больше смахивающий на злую шутку, – сравнение патриарха Кирилла с павшим от руки киллера вором в законе Вячеславом Иваньковым по прозвищу Япончик. В Сети распространилось множество коллажей с сопоставлением фотографий мужчин. Пользователи отмечают едва уловимое сходство и задаются вопросом, не случайно ли совпадение, что криминальный авторитет погиб в 2009-м, и через полгода Церковь обрела нового предстоятеля.