Духовенство в россии в xvii веке

Оглавление

Духовенство

Схема сословий России в 17 веке показывает место каждой социальной группы в иерархии. Духовенство делилось на две части: черное и белое. К первой категории относились монахи. Монастыри также владели землей с приписными крестьянами. Приходские священники имели семью, имущество, в их ведении находилось образование. Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в России в 17 столетии окончательно оформилось иерархическое

До XVIII века сословного строя в России не было. Общество многократно делилось и меняло состав социальных групп в зависимости от разных ситуаций. Петр I и его последователи подогнали российское общество к средневековым западноевропейским образцам и к XIX веку сформировали в стране сословный строй. Ситуация была закреплена в IX томе «Свода законов Российской империи». В 4-й статье все «природные обыватели России» делились на четыре основных сословия:

  1. Дворянство – высшее привилегированное главенствующее сословие.
  2. Христианское духовенство – привилегированное сословие служителей церкви.
  3. Городское население включало в себя привилегированных Почетных граждан, купцов 1-й и отчасти 2-й гильдии, а также податных купцов 3-й гильдии и мещан.
  4. Сельское население составляли крестьяне разных форм зависимости и привилегированное казачество.

Из этих сословий и инородческих групп к концу века сформировалось несколько категорий, условно составивших сословную структуру российского общества.

Крестьяне:

Основную массу населения по-прежнему составляли крестьяне. Их положение в 17 веке значительно ухудшилось.
Крестьяне работали на феодалов на барщине, платили натуральный и денежный оброк. Одновременно зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства.

К концу века изменилась роль холопов. Теперь они становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и др.К концу века эта категория населения(зависимого) постепенно слилась с крепостными крестьянами.
Изменилась система налогооблажения. К концу века была введена подворная подать.

Средние размеры крестьянских наделов составляли 1-2(га)десятины земли. Были и зажиточные крестьяне, размеры наделов которых составляли несколько десятков га. Из таких родов выходили известные предприниматели, купцы, торговцы.

Духовенство

В России 17 века проживало 2 вида духовных сословий:

  • Белое — порядка 110 тыс человек к концу века.
  • Черное (монахи) — порядка 10 тыс человек к концу века.

Выше уже отмечалось, что примерно 20% всех крестьянских хозяйств находились под контролем церкви. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия — его нельзя было судить

Рассматривая духовенство России 17 века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались

Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.

↑ Социальная структура общества

Социальная структура общества— это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое. В основе структуры – общественное разделение труда, наличие особых потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни.

Социальная структура играет важную роль в сохранении целостности и стабильности общества в его устойчивом развитии.

В самом широком смысле под социальной структурой понимают строение общества, наличие в нем взаимосвязанных неоднородных компонентов, в качестве которых чаще всего выделяют разнообразные общности и группы людей.

Выделение социальных общностей и групп производится по различным основаниям (профессия, возраст, материально-имущественное положение и т.д.), количество которых практически неограниченно. Поэтому в обществе существует не одна, а целый спектр социальных структур. Важнейшими из них являются: социально-территориальная, социально-этническая, социально-демографическая, классовая и профессиональная структуры.

Социально-территориальная структура обусловлена неравными условиями поселения людей. Это, прежде всего, различия между городским и сельским населением, между столицей и провинцией. Существование этих общностей обусловлено различными историческими условиями жизни людей, их участием в тех или иных социальных процессах, связанных с индустриализацией, урбанизацией, развитием социальной инфраструктуры, а также другими факторами.

Существование социально-этнической структуры характерно для тех обществ, в которых имеется не одна, а несколько наций, народностей или племен. Как правило, в таких обществах один из этносов занимает доминирующее положение, то есть играет более заметную роль, чем все остальные.

Социально-демографическая структура отражает положение возрастных и половых групп. Она включает в себя такие социальные группы, как дети, молодежь, экономически активная часть населения. пенсионеры, мужчины, женщины и т.д

Не менее важной социальной структурой является классовая. Наиболее полное определение понятия социальных классов было дано В

И. Лениным: Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства. по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации груда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Профессиональная структура отражает те зависимости, которые возникают в результате распределения людей по специальностям и характеру их роли в сфере материального и духовного производства. Основными элементами профессиональной структуры являются лица умственного и физического труда, работники промышленности, строительства, сельского хозяйства, сферы обслуживания, государственные служащие, военнослужащие и т.д.

Общество неоднородно, каждый человек в обществе отличается чем-то от другого. Потому в обществе существует такое явление как неравенство.

Неравенство — неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами и слоями населения. Различают два вида неравенства людей: естественное неравенство и социальное неравенство.

Крестьяне

Сельское феодально-зависимое население обладало минимальными правами и свободами. К XV в. этот социальный слой называли крестьянами – от искаженного «христиане». Они делились на три категории – черносошные, дворцовые и владельческие.

Черносошные (или государственные) крестьяне

Это была категория лично свободного, зависимого от государства сельского населения, владевшего общинными землями и несшего государственные повинности – натуральную и денежную. Их земля находилась в собственности общины, а не какого-либо феодала.

Дворцовые крестьяне

Это зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и несшие в их пользу различные повинности. Государственные налоги они не платили.

Владельческие крестьяне

Так называли зависимых от землевладельцев (бояр, дворян, церкви) крестьян, живших на принадлежавшей феодалу земле и несших повинности в его пользу. Они делились на две группы:

  • Серебренники. Это люди, взявшие у феодала «серебро», то есть денежную ссуду, с обязательством уплаты процентов и денежного оброка.
  • Половинники. Это крестьяне, взявшие ссуду на обзаведение хозяйства, с условием погашения ее половиной урожая. Они не имели своей земли, и обрабатывали господскую на своих лошадях, отдавая половину урожая феодалу.

Привилегированные группы

Они стояли на верхних ступеньках социальной лестницы. Их привилегии заключались в праве владения крестьянами, также были возможны налоговые льготы. Разделение проходило и по месту проживания. Русские города той эпохи делились на две части – собственно город (т.е. место, огороженное стеной) и примыкающий снаружи к городской стене торгово-ремесленный посад.  Представители феодальной знати жили в огороженной крепости-детинце, вместе с семьями, гарнизоном и слугами.

К привилегированным группам относились:

  • великий князь;
  • удельные князья;
  • служилые князья;
  • бояре;
  • дворяне;
  • дети боярские;
  • духовенство.

Великий князь и потомки княжеских родов

Великие князья были правителями, чья власть на Руси приближалась к абсолютной. Ступенькой ниже стояли удельные князья, потомки великих князей Московских, близкие родичи правящего великого князя. К служилым относились потомки великих князей литовских, смоленских, черниговских, поступивших на службу к великому князю Московскому. Потомков удельных князей называли княжатами, при московском дворе они получали статус бояр.

Бояре

По своему положению бояре занимали второе положение в государстве после княжеского рода. Они пользовались привилегиями в суде, входили в высший государственный орган – Боярскую Думу, занимали важнейшие государственные посты. К концу XV в. количество московских бояр увеличилось в несколько раз за счет служилого потомства бывших удельных князей, перешедших на службу Москве. Образовалось два слоя бояр – более древнее, исконно московское боярство, и новоприбывшее, но более знатное, из княжат.

Старинное московское боярство стояло наравне и даже выше младших княжеских категорий. Но основная масса княжат претендовала на первенство, опираясь на свою родовитость, княжескую кровь. В отличие от старых боярских фамилий, которые «искони вечные государские, ни у кого не служивали, окромя своих государей», «новые бояре» помнили о своих предках, которые сами были государями. Родословный гонор привел к тому, что сложившиеся традиции добрых отношений между московским самодержцем и его боярами были нарушены. Прежнее московское боярство зависело от князя и всемерно помогало ему. Бояре-княжата не желали признавать себя слугами, претендуя на участие в управлении государством наравне с великим князем.

Князь Иван III не терпел притязаний княжат на свою власть, этой же политики придерживался и его наследник Василий III. «Новые бояре» не допускались в тайную думу, ограничивали их право распоряжаться земельными владениями, за попытку «смуты» ссылали, насильно постригали в монахи, казнили. Лишившись возможности опираться на бояр, великие князья сделали своей опорой новую социальную группу – дворянство.

Дворяне

Это была низшая часть военно-служилого сословия, получавшая за службу землю. Формировалось это сословие в основном из «слуг под дворским» при дворе великого князя, удельных князей, крупных бояр-вотчинников. Так называли незначительных должностных лиц, которые подчинялись чиновнику, управляющему княжеским хозяйством, – дворскому. Не имеющие собственной земли, они получали от великого князя поместье. Эта форма землевладения отличалась от вотчины тем, что была условной, временной. Поместье даровалось на срок службы, без права продажи, обмена, передачи по наследству.

Полностью зависящие от милости князя дворяне были гораздо более надежной опорой для власти, чем бояре-княжата, владеющие крупными наследственными вотчинами. Они и стали основной боевой силой Государева двора – государственной управленческой структуры при великом князе.

Дети боярские

Так называли мелких землевладельцев на военной службе у князей, бояр, церкви. Среди историков этот термин трактуется двояко, некоторые не видят принципиальных отличий от дворян. Возможно,  различие заключалось в том, что дети боярские могли служить удельным князьям, церковникам, боярам, а дворяне – только великому князю.

Духовенство

Церковь была крупнейшим феодалом, чьи владения постоянно расширялись за счет пожертвований, захвата неосвоенных земель и другими способами. Церковники относились к привилегированным слоям, то есть имели право владеть крестьянами и пользовались существенными налоговыми льготами. Привилегиями обладали обе категории духовенства:

  • белое – приходские священники;
  • черное – монашество, к этой категории принадлежали все церковные иерархи.

Холопы

Это самая бесправная группа населения, стоящая на нижней ступени социальной лестницы. Они несли обязанности только перед своим господином и полностью зависели от него, приближаясь по своему положению к рабам. Именно из института холопства впоследствии развилось крепостное право. Нужно отметить, что иногда это был временный статус. Если холопом становились ради ссуды, то человек мог вернуть себе свободу после выплаты долга.

Холопы могли быть прислугой, помогать по хозяйству, заниматься ремеслом, обрабатывать землю. Княжеские и боярские холопы, которых называли «большие», могли занимать довольно высокое положение при дворе господина. Многочисленными были две категории – страдники и кабальные.

Страдники

Они получали надел земли в свою собственность, обрабатывая за это господскую пашню. Это были холопы, посаженные на землю и получившие от феодала инвентарь, семена, рабочий скот.

Кабальные или служилые

Кабала – это форма личной зависимости, связанная с займом, возникшая с середины XV в. Займ брался под обязательство отработать проценты в хозяйстве кредитора, то есть человек становился холопом до выплаты долга. Кабала часто становилась пожизненной. К кабальным холопам также относились люди, взявшие ссуду с обязательством служить за это до смерти господина, то есть продавшие себя (или кого-то из членов семьи) в холопы на неопределенный срок.

У верхов власти

Верхи подразделялись следующим образом:

Светская элита

Представители духовенства

Бояре

Дворяне

Белое духовенство

Черные монахи

Потомки представителей древних родов, несших службу при князе. Занимали высшие должности в государстве. Являлись крупными землевладельцами.

Выдвинувшиеся на службе князьям и высшим боярам (еще до образования Российской империи) служилые люди, получавшие за то, что всю жизнь были обязаны нести воинскую повинность, земельные наделы. Эти наделы переходили по наследству детям. Звание дворянина было потомственным.

Могут жениться, иметь детей.

Те, кто рукоположен в церковный сан. Не имеют права заводить семью.

Главной отличительной чертой высшей прослойки населения являлось освобождение от налогов. Дворяне и бояре платили только определенную долю в государственную казну при вступлении в наследственные права. Основной обязанностью дворян являлось несение военной службы государю. Они должны были служить сами и поставлять в войска полки и отряды, составленные из подвластных им крестьян.

Тенденция, наметившаяся ранее и в полной мере проявившаяся к концу XVII века, — слияние бояр и дворян. Обе группы были главной опорой царской власти. Если бояре прежде занимали самые влиятельные посты, то теперь их потеснили дворяне. Бояре уже не представляли опасности для правящей власти, так как перестали быть ее соперниками. Они теряли силу и «вливались» в дворянское сословие.

Духовенство вовсе было освобождено от каких-либо обязанностей. Церковь стала самостоятельной, имела огромные земельные наделы в собственности. Она поддерживала светскую власть, но и пыталась конкурировать с ней. Церковь превращалась из инструмента власти в ее соперника, и потому в 1649 г. было принято Уложение, согласно которому ей было запрещено приобретать новые земли.

Элита была наиболее малочисленной прослойкой, хотя именно она сосредотачивала в своих руках львиную долю земельных богатств и владела закрепощенными крестьянами: к 1678 г. феодалам (дворянам и боярам) принадлежало 67% крестьянских дворов России.

Элита (духовные и светские феодалы) не платили налогов, не подвергались телесным наказаниям.

Духовенство

15 тысяч церквей по всей стране насчитывали 110 тыс. монахов. Духовенство делилось на 2 части:

  • Белое – епископы, архиереи (не принимали чин монашества, могли вести обыденный образ жизни, заводить семью).
  • Черное – монахи, приходские священники.

Монастыри владели большими земельными территориями, крестьянами, вели контроль над образовательной деятельностью (церковно-приходские школы). Духовенство было освобождено от уплаты налогов, имели статус неприкосновенности, их нельзя было судить и наказывать. Согласно официальным источникам, духовное сословие являлось одним из многочисленных, богатых и могущественных.

«Сословия в России в XVII веке»

1. Дворянство.

Господствующее сословие — феодалы. Прежде всего это бояре, имевшие свои родовые земельные владения — вотчины. В XVII веке по мере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства, которое постепенно превращалось в новое сословие.

В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому (крепостное право).

К концу века в стране до 10% крестьянских дворов принадлежало царю, 10% — боярам, 15% — церкви и около 60% — дворянам.

Прежняя система замещения высших должностей в государстве по родовитости происхождения (система местничества) в 1682 году была отменена окончательно. Все категории феодалов были уравнены в правах.

2. Крестьяне.

Положение крестьян в XVII веке значительно ухудшилось. Крестьянство делилось на две основные группы: владельческих и черносошных. Первые — это собственность феодалов. Их можно было продать, обменять, подарить. Вторые владели обширными землями (в основном в Поморье и Сибири) и несли государственные повинности.

Крестьяне работали на феодалов на барщине (2—4 дня в неделю), платили натуральный и денежный оброк. Изменилась система налогообложения. Вместо поземельной подати была введена подворная.

К концу века холопы из полурабов становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и т.д.

Средние размеры крестьянских наделов составляли 1-2 га земли. Зажиточные крестьяне, размеры наделов которых достигали нескольких десятков гектаров, становились предпринимателями, купцами, торговцами.

3. Городское население.

В XVII веке росла численность городского населения. В новых городах вслед за крепостями появлялись посады. В них жили не только русские, но и представители других народов России. В них процветали ремесла и торговля.

Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы. Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное время промышляли торговлей и ремеслом.

Начинает применяться наемный труд, но пока еще в небольших размерах.

4. Духовенство.

К концу XVII века численность российского духовенства увеличилась (в 15000 церквях 110 тысяч человек). Сложилась новая церковная иерархия. Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу были приходские священники. Высшим слоем были епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную иерархию патриарх Московский и всея Руси.

В 1649 году Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои земельные владения и ликвидировало права белых слобод.

5. Казачество.

Новым для России сословием стало казачество, военное сословие, в котором числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина). Оно пользовалось особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.

Основу хозяйственной жизни казаков составляли промыслы — охота, рыболовство, скотоводство и земледелие. Основную часть доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи.

Важнейшие вопросы жизни казаков обсуждались на общем сходе («круге»). Во главе — выборные атаманы и старшины. Собственность на землю принадлежала всей общине.

Конспект урока «Сословия в России в XVII веке».

Следующая тема: «Политическое развитие в XVII веке».

Духовенство

В России 17 века проживало 2 вида духовных сословий:

  • Белое — порядка 110 тыс человек к концу века.
  • Черное (монахи) — порядка 10 тыс человек к концу века.

Выше уже отмечалось, что примерно 20% всех крестьянских хозяйств находились под контролем церкви. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия — его нельзя было судить

Рассматривая духовенство России 17 века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались

Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.

Таблица сословий России: права и обязанности

Таблица сословий 16, 17, 18 веков

Первое сословие: Аристократы, бояре.

Права: Высшее сословие в стране. Владели землями, стадами скота и холопами как личной собственностью. Власть их над холопами была практически безграничной, допускались над ними часто любые зверства. Права бояр могли ограничить лишь представители их собственного сословия, либо царской семьи.

Обязанности: Отбывать службу на благо государства. Это служба заключалась в занятии государственных постов, то есть управленческой деятельности, военной и дипломатической деятельности. Это министры, генералы, генерал-губернаторы больших областей, послы в крупных державах. За это называются «служилыми людьми»

Сословие: дворяне и боярские дети (низшие слои общества аристократов)

Права: Аналогичны первому сословию, но земель и холопов имели немного, во всем подчинялись боярам.

Обязанности: Отбывать обязательную (до 18 века) службу на благо государства. «Служилые люди». Чаще всего занимали управленческие посты более низкого ранга. К этому сословию относились офицеры, послы мелких княжеств, чаще азиатских, губернаторы и градоначальники малозначительных провинций.

Сословие: Стрельцы

Права: Низшее сословие из всех «служилых людей», еще традиционно назывались «приборными людьми» (то ест призванными в войско извне). Получали денежное и продуктовое жалование от государства, а также право пользования земельными наделами. Жили в стрелецких слободах на окраинах городских «посадов». Это зажиточные слои населения.

Обязанности: Военная служба на благо государства. Это регулярное войско России. Командирами их были дворяне и боярские дети. Иногда командирами становились и сами стрельцы (их звали «начальными людьми»)

Сословие: Посадские люди (низшие слои городских жителей, простолюдины)

Права: Минимум. Подчиняться всем высшим сословиям и трудиться на них. Это ремесленники, называемые «черными людьми». Лично свободны.

Обязанности : Отбывать «тягло» (систему повинностей и налогов в пользу государства), за это назывались «тяглыми людми». Это был чаще всего оброк либо уплата податей. Например, горожанин отбывал какое-то время на службе ямщика и приносил доход со службы в казну. Права владеть землей не имели, жили общинами, землей владели община, подчинялись ей.

Сословие: Крестьяне

Права: Минимум. До конца 18 века крестьяне не имели права даже жаловаться не жестокости к ним государству. Лично свободны. Также «Тяглые люди», «черные люди», «черные души», жители «черных слобод».

Обязанности: Работать на общинной земле (частной собственности на нее не имели), покоряться общине, платить массу податей в казну.

Сословие: Холопы:

Права: Ноль. Полная собственность барина. Могут быть убиты, искалечены, проданы или разлучены с семьей по приказу барина. Убийство холопа не считалось по закону убийством, за него хозяин не отвечал – отвечал штрафом лишь убийца чужого холопа. Самое низшее сословие всего общества. Не относились даже к «тяглым людям». Не отвечали перед судом за кражу или иное правонарушение, тк не считались субъектами закона, наказать мог лишь барин. Податей в казну не платили, за них все решал барин.

Обязанности: Работать на барина, отбывать барщину, то есть объем труда в пользу хозяина, даже непосильный. В целом права и обязанности раба. В холопы можно было продать самого себя за долги. Выполняли черную работу, иногда и ремесленную.

Классификация высшего сословия

Дворянское сословие было неоднородным. Представители аристократии могли отличаться друг от друга титулом, чином, материальным положением, знатностью и древностью рода. После введения «Табеля о рангах» был сформирован своеобразный рейтинг (иерархия) дворянских титулов в России.

Древнейшие династии

Первые дворяне появились на Руси уже в XII веке в Московском княжестве. Титул передавался из поколения в поколение. Потомки получали в наследство не только земли с крестьянами, но и определённые права и привилегии, родовой герб.

К категории древнейших аристократов в истории принято относить столбовых дворян. Это представители древних боярских и княжеских семей, которые были приближены к власти ещё до воцарения Романовых.

К столбовым относились семейства, чьи родословные зафиксированы в Бархатной книге российского дворянства или Государевом Родословце. Категория столбовых дворян считается многочисленной. Знаменитыми древнейшими дворянами являлись:

  • Голицыны;
  • Хованские;
  • Куракины;
  • Трубецкие;
  • Репнины;
  • Долгоруковы.

Титулованная знать

Князь — древнейший дворянский титул. Это понятие было введено во времена правления династии Рюриковичей. Князем называли правителя государства или определённой территории, власть передавалась по старшинству. В славянской культуре титул князя можно сопоставить со званием конунга, в европейской истории — с герцогом или принцем.

Титул князя не был упразднён и после воцарения Петра Первого. За особые заслуги императоры присваивали это звание некоторым представителям дворян:

  • Меньшикову А. Д.;
  • Лопухину Д. В.;
  • Волконскому Н. Г.;
  • Кутузову М. И.

Титул граф впервые был введён Петром Первым. Это понятие появилось в Римской империи в средневековый период. Графом называли представителя аристократического рода, наделённого властью. Император жаловал этот титул за особые заслуги перед Отечеством. Первыми титулованными графами были:

  • Шереметьев Б. П.;
  • Головкин Г. И.;
  • Зотов Н. М.;
  • Толстой Г. И.

Титул барон также введён Петром Первым. Его получали преимущественно крупные банкиры, промышленники, финансисты. Бароны, в отличие от других представителей титулованной знати, могли не иметь дворянского происхождения. Первыми баронами в России стали А. И. Остерман, П. П. Шафиров, братья Строгановы.

Другие категории

В аристократическом обществе России выделяли группы потомственных и личных дворян. Первая категория существует с царских времён. Она характеризуется тем, что дворянский титул переходит всем наследникам династии. Потомственное дворянство жалуется лицам, чьи предки внесли неоценимый вклад в развитие государства на военной или гражданской службе. Вместе с титулом дворянина потомкам, как правило, передавалось право владения поместьями, крестьянами и прочим имуществом.

Личные дворяне появились одновременно с «Табелем о рангах». Пётр Первый желал сделать титул доступным для других слоёв населения, поэтому жаловал это звание лицам незнатного происхождения, дослужившимся до высокого класса на военной или гражданской службе. Личное дворянство, в отличие от потомственного, не передавалось по наследству детям.

Крестьяне

Характеристика сословий 17 века в России включает анализ положения основной массы населения страны. Речь идет о крестьянах, которые также не были однородной массой. Они делились на черносошных (которые принадлежали государству или были лично свободными), помещичьих, которые находились в личной собственности землевладельцев, дворцовых, которые принадлежали царской семье. Они несли разного рода повинности, в первую очередь барщину (натуральную отработку) и оброк (денежный или натуральный взнос в пользу помещика). ввело бессрочный сыск беглых крестьян, чем окончательно закрепило существование в России.

Крестьяне

Характеристика сословий 17 века в России включает анализ положения основной массы населения страны. Речь идет о крестьянах, которые также не были однородной массой. Они делились на черносошных (которые принадлежали государству или были лично свободными), помещичьих, которые находились в личной собственности землевладельцев, дворцовых, которые принадлежали царской семье. Они несли разного рода повинности, в первую очередь барщину (натуральную отработку) и оброк (денежный или натуральный взнос в пользу помещика). ввело бессрочный сыск беглых крестьян, чем окончательно закрепило существование в России.