Первобытнообщинный строй. происхождение права и государства

Оглавление

Возникновение понятия собственности

Усовершенствование орудий земледелия и охоты привело к изменению мировоззрения и социального поведения людей. Изменился характер труда – стала возможной специализация, то есть определенные люди занимались своими участками работ. Разделение труда в общине стало необходимым условием ее существования. Первобытное общество открыло для себя междуобщинный обмен. Скотоводческие племена обменивались продуктами с земледельческими или охотничьими общинами.

Все вышеперечисленное привело к модификации понятия «собственность». Возникает понимание личного права на предметы быта и орудия труда. Позже понятие собственности перешло на земельные наделы. Усиление роли мужчин в земледелии, структура общинной собственности на землю привела к усилению власти мужчин – патриархату. Патриархальные отношения в совокупности с определением частной собственности — это первые шаги к возникновению государственности и цивилизации.

§ 2. Первобытная история человечества

3. Первобытная община

Изучение процесса, шедшего параллельно с антропогенезом, — социогенеза (происхождения общества) — порождает немало научных дискуссий.

Социогенез — ​это исторический процесс становления человеческой личности и межличностных взаимоотношений, а также формирования собственно человеческого общества с системой социальных отношений. Во многом изучение социогенеза является еще более сложной задачей, чем исследование антропогенеза. Физическое развитие человека наглядно демонстрирует археология, а для интерпретации социального развития ученый должен понять сами условия жизни.

Человек никогда не жил в одиночку, развивая свои навыки общественной жизни в сообществе. Однако первоначально он организовывал свою социальную жизнь по примеру животных, поэтому древнейший человеческий коллектив носит название человеческое стадо, или праобщина. Внутри такой общности плохо осознавалось даже родство, базовое понятие для всей последующей истории человека.

Развитие речи оказало существенное влияние на социогенез. Речь стала основой социальной коммуникации, дала возможность обсуждения возникающих проблем. Язык как форма коллективной памяти стал хранилищем человеческого опыта и способом его передачи новым поколениям. Если в языке было слово, то было известно, что оно означает, и это можно было объяснить ребенку. Мы до сих пор познаем мир, узнавая и понимая новые для нас слова.

Речь способствовала и антропогенезу. Благодаря ей сформировались некоторые специфические зоны мозга, а также изменилось строение гортани для произнесения звуков. Язык способствовал становлению абстрактного мышления, к названиям конкретных объектов и действий постепенно добавлялись абстрактные понятия, например такие, как «хорошо» и «плохо». Развитие языка, мышления и человеческого мозга всегда было тесно взаимосвязано.

Успешному выполнению общих задач и потому тесному общению способствовали многие формы совместной активности, например, изготовление и использование орудий труда. На тот момент добывание пищи (прежде всего охота и рыболовство) могло быть исключительно коллективным. Приготовление пищи также часто было совместным. Сложно переоценить значение использования огня в этом процессе. Костер надо было поддерживать общими усилиями. Огонь защищал от диких зверей и холода.

Осознание родства и появление нравственных законов сделали взаимодействие внутри человеческих сообществ более конструктивным.

Таким образом, все формы человеческой деятельности, направленной на адаптацию и выживание, способствовали развитию социальной жизни. В итоге сплочение людей произошло на основе осознания родственных отношений и выполнения общих задач. На место человеческого стада пришла родовая община, или род — ​коллектив, основанный на осознании родственных связей и состоящий из родственников. Родовая община занималась коллективным трудом, добыванием пищи и ее потреблением.

Осознание принципов родства привело к возникновению экзогамии — ​появился запрет заключать браки между членами одного рода. Несколько родов образовывали племя. Так было легче выжить, а иногда и сопротивляться враждебным общинам.

Люди всё меньше кочевали и стремились к более или менее оседлой жизни. Первоначально местами стоянок были пещеры. Огромную роль в сплочении общины играли добывание пищи и последующее ее распределение между всеми членами рода. Такая форма социальной организации требовала формирования коллективизма. Становилось более четким разделение обязанностей между мужчиной и женщиной, но при этом вся их деятельность была призвана приносить пользу общине, подчинена интересам всего коллектива. Самым страшным наказанием было изгнание, потому что человек не имел возможности прожить самостоятельно.

Одним из важнейших общих занятий была охота на крупных стадных животных, которая могла вестись только силами всего коллектива. Охота оказала значительное влияние на формирование социальной жизни первобытных человеческих сообществ.

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ

Археологи нашли в Азии, Африке и в Европе следы жизни древнейших людей. Очень важная для науки находка была сделана в Китае.

В большой пещере, расположенной среди невысоких холмов, были обнаружены кости, зола, угли; встречались также грубо обработанные камни. Археологи, производившие раскопки в пещере, установили, что около 500 тысяч лет назад она служила убежищем для людей.

По найденным костям людей учёные определили, какими были эти люди. Многие кости были повреждены — люди были ранены или убиты крупными животными.

Изучая найденные кости животных, учёные узнали, на каких зверей охотились первобытные люди. Были обнаружены также косточки плодов, принесённых людьми в пещеру.

В пещере был толстый слой золы и углей. Это показывает, что укрывавшиеся в ней* люди пользовались огнём. Так как заострённым камнем было трудно рубить поленья, то на кострах жгли мелкие ветки.

Костры в пещере горели сотни или даже тысячи лет. Люди непрерывно поддерживали здесь огонь. Сменилось за это время много поколений людей. Но за тысячи лет и первобытные люди, и их орудия труда изменились очень незначительно.

  • < ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?
  • -> РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ >

Неолитическая революция

Главным достижением первобытного общества стала неолитическая революция — переход от присваивающего типа хозяйствования, при котором человек ждет милости от природы, к производящему, при котором человек создает необходимые ему блага.

Признаки неолитической революции:

  1. Освоение пахотного земледелия.

Переход к земледелию стал возможным благодаря благоприятным климатическим условиям, сложившимся в эту эпоху. В постледниковый период в южных регионах формируются черноземные почвы, которые люди стали обрабатывать с помощью изобретенного ими плуга, сохи.

  1. Переход от охоты к скотоводству.

С таянием ледников и потеплением, в лесах и степях появилось больше разнообразных животных. Остававшееся после убитого на охоте зверя потомство, человек забирал к себе домой, выращивая его либо на убой, либо для помощи в хозяйстве (например, собаку, лошадь).

  1. Возникновение общественного разделения труда.

Благодаря освоению более совершенных методов ведения хозяйства в обществе каждый стал заниматься преимущественно собственным делом: скотоводством, ткачеством, гончарным ремеслом, пахотным земледелием, прядением. В отдельный вид занятости выделилось строительство, появилась управленческая сфера – племенные вожди, жрецы.

  1. Появление в обществе социального неравенства.

Разделение труда способствовало формированию социального неравенства. Те, кто выполнял важные функции, жили в более просторных жилищах, получали лучшие земли, пастбища для скота, больше сельскохозяйственной продукции и материальных благ. Вожди племени и старейшины пользовались всеобщим уважением, им подносили всевозможные дары, лучшую долю добычи с охоты.

  1. Переход от кочевого к оседлому образу жизни.

Пахотное земледелие требовало длительного проживания людей на одном и том же месте, поэтому они вынуждены были перейти к оседлости. Люди учились строить более прочные жилища, помещения для содержания скота и хранения сельскохозяйственной продукции. С увеличением численности населения племена объединялись в крупные племенные союзы, которые защищались от набегов воинственных соседей за стенами укреплений. Возникали первые поселения городского типа.

Таким образом, в эпоху неолита, постепенно разрушалось первобытное родовое общество, построенное на коллективной собственности и коллективных способах ведения хозяйства. В результате разделения труда из первобытной общины выделилась особая привилегированная группа людей – вожди, жрецы, старейшины, лучшие воины. Как только в обществе появились богатые и бедные, первобытнообщинный строй сменило раннеклассовое рабовладельческое общество.

Теория на современном этапе

После разрушения советской образовательной и партийной научно-исторической структуры и аналогичных процессов, происшедших в европейских социалистических странах, изучение марксизма как науки и дискуссии о развитии его категорий потеряли организационную поддержку, а сами участники этих дискуссий были вынуждены сменить темы научных исследований. Как и прежде, альтернативой марксистской концепции стадий экономического и социального роста цивилизации, продолжают выступать теории немарксистских учёных («стадии роста», «постиндустриальное общество») и пр. Формационный подход продолжает использоваться в работах ряда политиков и учёных коммунистической ориентации; например в выступлениях на конференции, прошедшей в связи с 200-летием К. Маркса . Пятистадийная схема де-факто остаётся методологической основой таких разработок за неимением альтернативы, которая была бы поддержана сколь-либо значимой группой авторитетных учёных-марксистов.

Дискуссии по обновлению методологической основы представления марксовой теории общественных формаций прерывались в истории не раз, и без труда возобновлялись через много лет с того места, на котором они прерывались. Поэтому говорить о смерти «пятистадийной схемы» столь же преждевременно, как и о смерти марксизма в целом с его теорией общественно-экономических формаций, с её вариантностью схем представления.

Литература

  • Проблемы истории докапиталистических обществ / Отв. ред. Данилова М. В.. — М.: Наука, 1968. — Т. I. — 430 с.
  • Илюшечкин В. П. . — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. — 406 с. — 700 экз.
  • Крадин Н. Н. // История и Математика: Модели и теории / Отв. ред. Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев, С. Ю. Малков. — М.: ЛКИ/URSS, 2008. — С. 166-200. — ISBN 978-5-382-00950-6.
  • П. Кушнер (Кнышев). Очерк развития общественных форм. — М.: Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова, 1924. — С. 55-89. — 430 с.
  • Плетников Ю. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Семёнов Ю. И. // Общественно-экономические формации. Проблемы теории. — М., 1978. — С. 55-89.
  • Семёнов Ю. И. // Социальная философия. Курс лекций. Учебник / Под ред. И. А. Гобозова. — М.: Издатель Савин С. А., 2003. — С. 147-160.

Родовая община

Постепенно небольшие первобытные общины стали перерастать в более многочисленный и лучше устроенный коллектив — род. Родом жить было легче, можно было добыть больше пищи, одежды, построить большое жилье. Родовые общины объединяли охотников и рыболовов. Общая хозяйственная жизнь укреплялась родственной связью.

Родовой строй развивался многие тысячи лет. Роды объединялись в племена.

Укрепившись в родовом строе, люди нашей страны освоили земледелие. Землю рыхлили ветвистым суком или каменным орудием, бросали в нее зерно, собирали урожай. Чтобы приготовить пищу, зерна растирали на каменной зернотерке. Земледелие явилось огромным завоеванием людей, сильно продвинуло их вперед. Ведь зерно можно было долго хранить, питаться им зимой.

Земледелие было сначала женским занятием. Стало развиваться и скотоводство, которым больше занимались мужчины.

Важным событием было изобретение лука и стрел — совсем иначе пошла охота на зверей.

В это время в природе уже произошли изменения. Постепенно ледник начал отступать к северу. Широкие потоки талой воды понеслись к южным морям. Стало теплее. Северные животные уходили за ледником, растительность повеселела, появилось больше трав и деревьев. Для жизни человека освободились огромные пространства, ранее покрытые льдом.

Развитие человека теперь сильно продвинулось вперед.

Люди научились гладко обтачивать камень песком, поверхность орудия — каменные ножи, топоры, скребки стали удобнее, острее. Научились сверлить в камне отверстия — это дало возможность насаживать каменные орудия на деревянные палки. Стало легче обрабатывать дерево. Люди научились выделывать глиняную посуду, ткать ткани, плести рыболовные сети.

3. Древнейшие земледельческие селения.

Самые ранние земледельческие селения людей в нашей стране ученые раскопали на Украине в селе Триполье, в Туркмении близ Ашхабада, в Армении около Еревана. Во время пахоты около села Триполье украинские крестьяне не раз находили древние раскрашенные черепки.

Начались раскопки. Археологи открыли огромное древнейшее селение, где люди жили пять тысяч лет тому назад. В центре селения находилась круглая площадь, по кругу стояли одинаковые глинобитные дома, когда-то крытые соломой. В поселке жило несколько тысяч человек,- наверно, целое племя. Был один большой дом — может быть, для целой общины. Жители Триполья были земледельцами. В домах нашли земледельческие орудия и каменные зернотерки, красивые глиняные сосуды с цветным рисунком для хранения зерна и молока. В некоторых сосудах лежат зерна пшеницы, ячменя, проса. Нашли много костей домашних животных — овец, коз, свиней, большерогих коров особой породы. Почти в каждом доме находились глиняные фигурки, изображающие богиню плодородия земли.

Около Ашхабада открыли древнейшее поселение Анау, где жили люди тоже пять тысяч лет тому назад. Они также знали земледелие и скотоводство. Чтобы получать урожаи в жарком климате, они провели искусственные каналы и оросили поля. Видно, что они уже умели обрабатывать металл и строить кирпичные дома.

4. Производство металлов.

В последние тысячелетия до нашей эры люди нашей страны научились использовать металлы, металлов.

Древнейшие следы обработки металла найдены на Урале, в Закавказье, Средней Азии, на Алтае, на Дальнем Востоке и в других местах. Сначала обрабатывали самородную медь, иногда золото. Изделия из меди были слишком мягкими — позже к меди стали добавлять олово и получили бронзу. Но подлинный век металла наступил тогда, когда люди научились ковать и плавить железо. Это произвело настоящую революцию в технике. Появился железный наконечник у сохи — быстрее и легче пошла обработка земли. Железным топором можно было срубить дерево куда быстрее, чем каменным. Железный нож вошел в повседневное хозяйство. Металлическая посуда облегчила приготовление пищи.

С металлами появилось и новое оружие: железные мечи, кинжалы, железные наконечники для стрел. Стали выделывать металлические щиты, латы и кольчуги.

-> РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ >

Культура позднего первобытного общества: памятники археологии

На закате первобытного общества появляются признаки зарождения классового общества. Появляется прослойка очень богатых людей. Они накапливали богатства и требовали строить так называемые мегалиты. Это гигантские культовые сооружения из больших каменных валунов. Само слово «мегалит» — греческого происхождения, переводится как «огромный камень». Самым известным мегалитом на сегодняшний день является английский Стоунхендж.

Стоунхендж из-за своей мистичности сегодня — настоящее место притяжения туристов. Тайна этого древнего памятника так пока и не разгадана полностью. Доказано, что строили этот монумент в течение очень длительного промежутка времени силами нескольких поколений людей, которые приносили валуны за несколько десятков километров к месту возведения культового сооружения.

Английский Стоунхендж — возможно, самый известный мегалит на сегодняшний день

Мегалитические сооружения были массивными и грубо сделанными. Так называемые «дольмены» из камней, по предположению археологов, служили гробницами. Их находили даже на территории юга России, в частности, недалеко от Геленджика. В захоронениях скифов и могильниках Северного Кавказа археологи таже находили множество искусно сделанного оружия, что говорит о развитии декоративно-прикладного искусства в этом регионе.

Довольно часто учёные обнаруживали объекты возведённые во времена первобытного общества в виде каменных вертикальных столбов. Они были покрыты рельефными изображениями и росписями, в высоту достигали двадцати метров и назывались менгирами. Их находили во французской Бретани, Армении и сибирской части России. На менгирах древние астрономы наблюдали за движением небесных светил и планет. Доказано, что с помощью этих примитивных обсерваторий первобытные люди смогли обнаружить, например, что 22 июня является днём летнего солнцестояния.

Найденные артефакты свидетельствует, что в первобытную эпоху у людей еще отсутствовало логическое и абстрактное мышление. Но посредством художественного творчества наши далекие предки постепенно шли от незнания к знанию, старались духовно осваивать мир и тем самым эволюционировать. В первобытную эпоху появились первые музыкальные инструменты, языческие обряды и ритуальные танцы. Из поколения в поколение передавались религиозные знания, мифологические тексты, изобразительное и устное народное творчество.

Примечания

  1. Семёнов Ю. И. Первобытнообщинный строй // Энциклопедия политической экономии / Под ред. А. М. Румянцева. — М.: Советская энциклопедия, 1979. — Т. 3. — С. 213—217.
  2. буквально «золотой род», лат. chruseon genos
  3. Б. А. Тураев. Египет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Производственные отношения / Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. // Проба — Ременсы. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 21).
  5. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — М. : Сов. энциклопедия, 1986. — С. 493. — 831 с. — 100 000 экз.
  6. , с. 98.
  7. Водовозов В. В. Коммунизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8.  (недоступная ссылка). peoples-rights.info. Дата обращения: 5 октября 2010.
  9. См. список лит-ры к ст. об авторе, Штернберг Л. Я. Тайлор, Эдуард-Бернет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Община / Данилова Л. В., Данилов В. П. // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
  11. Анн-Мари Бюттен. Классическая Греция. — М.: Вече, 2006.

  12. , с. 98.
    • Варварство // Брасос — Веш. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 4).
    • Толстов С. П., К вопросу о периодизации истории первобытного общества // Советская этнография, 1946, № 1.
  13. .

Литература

  • Алексеев В. П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. — 462 с.: ил.
  • Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. — 224 с.: ил. — (Научно-популярная серия АН СССР).
  • Доисторическая эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. — 3-е изд. — Киев: Изд-во АН УССР, 1953. — 664 с.: ил.
  • История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1983. — 432 с.
  • Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 240 с.: ил.
  • Ламберт Давид. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель / Пер. с англ. В. З. Махлина. — Л.: Недра, 1991. — 256 с.: ил. — ISBN 5-247-01726-9.
  • Нестурх М. Ф. Происхождение человека / Отв. ред. проф. Я. Я. Рогинский. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 388 с.: ил.
  • Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий: Проблемы исторических контактов / Авт. колл.: С. А. Арутюнов, Д. В. Деопик, Л. Е. Куббель, Е. М. Медведев, А. И. Першиц, В. Г. Савинов, Ю. Б. Симченко, Л. А. Файнберг, А. М. Хазанов, М. А. Членов; Отв. ред.: А. И. Першиц, А. М. Хазанов; Институт этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука (ГРВЛ), 1978. — 304 с. — 1850 экз. (в пер.)
  • Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). — 2-е изд. — М.: Фэри-В, 2006. — 635 с. — ISBN 5-94138-004-6.
  • Робертс Эллис. Происхождение человека. Эволюция / Пер. с англ. И. В. Павловой, О. В. Сергеевой. — М.: ООО «АСТ», ОГИЗ, 2012. — 256 с.: ил. — (След в истории). — ISBN 978-5-17-084157-8.
  • Семенов Ю. И. На заре человеческой истории. — М.: Мысль, 1989. — 318 с. — ISBN 5-244-00092-6.

Самые древние поселения

Самые давние находки предков Homo Sapiens подтверждают тот факт, что на землях Восточной и Центральной Европы происходил непрерывный процесс эволюции человека. Одно из древних захоронений было обнаружено в Чехии (Пржезлетице). Найденные там останки гоминидов датированы периодом около 800 тыс. лет до н. э. Эти и другие интересные находки подтверждают гипотезу о том, что в нижнем палеолите определенные территории Европы были обжиты предками современных людей.

В период среднего палеолита резко увеличилась рождаемость гоминидов, что согласовывается с большим числом археологических находок останков человекообразных существ, которые жили 150—40 тыс. лет назад. Данные раскопок этого времени связывают с появлением нового типа людей – так называемых неандертальцев.

Соответствие с альтернативными классификациями

«Попытка структурировать историю, делить её на ряд периодов всегда ведёт к грубым упрощениям, — отмечал немецкий философ К.-Т. Ясперс, — однако эти упрощения могут служить стрелками, указывающими на существенные моменты». Некоторые современные философы истории указывают на бесперспективность разрешения противоречия между формационным и цивилизационным подходом по схеме «или-или». Противопоставляя этому подходу принцип «и-и», они призывают найти «такое сопряжение формационной и цивилизационной парадигм, которое может быть плодотворно применено к решению задачи крупномасштабного членения исторического процесса, что позволит сделать само видение истории более многомерным».

Благодаря тому, что первобытнообщинный строй располагается на стартовом отрезке оси исторического времени, принципиальных расхождений между обоими подходами к членению истории нет. Наоборот, различные варианты выбора нулевой точки отсчёта часто объединяют сторонников оппонирующих течений мысли.

Классификация Моргана и его предшественников

Первоисточником, побудившим К. Маркса к углублённой проработке материалов по первобытной древности, послужила книга американского этнографа Льюиса Моргана «Древнее общество» (издана в 1877 году). На протяжении 1880—1881 гг. Маркс составлял её комментированный конспект. Его посмертное издание, со своими добавлениями, осуществил в 1884 году Ф. Энгельс под названием «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Но приоритет в создании этого варианта трёхчастной шкалы (англ. scale) истории человечества («дикость», «варварство» и «цивилизация»), известной многим по «Происхождению семьи», не за Энгельсом, и даже не за Морганом. Концепция последнего восходит к трудам учителя Адама Смита, шотландского философа и историка Адама Фергюсона (1766 год); Гегель и Сен-Симон, которых упоминает в этой связи В. П. Илюшечкин принадлежат уже следующему поколению философов.

Соизмеряя шкалу Фергюсона с формационной, легко видеть, что два отрезка из трёх падают на первобытно-общинный строй, в то время как «цивилизация» охватывает скопом все последующие формации

концепция стадия / строй
Формационная Первобытно-общинный Рабовладельческий Феодальный Капиталистический Социалистический
Цивилизационная Дикость Варварство Аграрная Индустриальная
Фергюссон — Морган Цивилизация

Терминология

Маркс и Энгельс не успели придать шкале формаций окончательный вид, в котором она была бы применима ко всем локальным вариантам общецивилизационного процесса. Дальнейшие развитие этого раздела исторического материализма в XX веке осуществляли марксисты разных стран, и прежде всего обществоведы СССР. Эта работа шла параллельно с переводом на русский язык и введением в научный оборот архивов Маркса и Энгельса, и часть категориального аппарата не всегда получала своевременное и адекватное отражение в научных трудах на языках исследователей других стран.

ЕГЭ. Общество. Тема № 12. Формация и её типы

Одним из путей изучения общества является формационный путь.

Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

Формация

Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием  которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис, то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка.

Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

Базис –это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Надстройка  включает в себя различные идеологические отношения ( правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления , теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом. Он же выделил типы формаций.

Формация – исторически определенный тип общества, возникающий на определенном способе производства материальных благ.

Структура формации –состоит из базиса и надстройки.

Базис (иначе он называется производственными отношениями)– совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, потребления материальных благ (отношения собственности на средства производства).

Надстройка– это все, что не входит в производство материальных благ, а именно, политические, философские, идеологические, культурные и иные отношения, а также социальные институты, связанные с ними. Тип надстройки определяется базисом, т.е. ведущим в развитии общества является базис (экономика).

Способ производства =производственные отношения (экономический базис общества) + производительные силы.

Производительные силы — люди с их умениями, навыками + средства производства (орудия труда, предметы труда средства труда).

Пять типов формаций по К.Марксу

  • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался  как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
  • Рабовладельческая формация: средства производства , орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
  • Феодальная формация: средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в  то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
  • Капиталистическая формация: средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
  • Коммунистическая формация:  характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Духовная жизнь человека каменного века

Зачатки религии и искусства зародились еще в эпоху палеолита. Искусство палеолита было представлено наскальной живописью. В основном люди изображали сцены охоты, стада диких животных, фантастических существ и стихии природы. На зарождение религии указывает начало ритуальных захоронений умерших, которых закапывали вместе с их орудиями труда и оружием. Первобытные люди верили, что душа умершего продолжит свою жизнь в загробном мире, где ей пригодятся предметы быта, одежда, оружие.

Постепенно верования первобытных людей усложнялись:

  • они поклонялись душам предков, прося у них поддержки и защиты;
  • одухотворяли стихии природы и неодушевленные предметы (ветер, дождь, реки, горы, камни);
  • верили в покровительство тотема – определенного вида животного, магическим образом связанного с данным племенем, семьей, отдельным человеком.

Вместе с этим развивалось искусство каменного века: зародилась миниатюрная скульптура, танец, примитивные технологии изготовления украшений.

Особенное место в жизни первобытного человека занимали магические обряды и ритуалы. Отправляясь на охоту, люди танцевали ритуальные танцы, подносили жертвы духам, произносили специальные заклинания, чтобы умилостивить стихии природы. Также в первобытном обществе появилась система табу — строгих запретов, нарушение которых могло вызвать гнев богов и предков. Нарушившего табу могли выгнать из племени или лишить жизни, обречь на какое-либо другое телесное наказание.

Важной особенностью первобытной культуры было поклонение женскому началу: Богине-покровительнице семьи, Богине-матери, Богине плодородия. В то время как мужчины часто умирали на охоте, на женщине лежали заботы о воспитании потомства, поэтому именно с женским началом связывали надежды на будущее, благополучие родовой общины

Родовая община

В эпоху верхнего и среднего палеолита появляется новый тип организации людей – родовая община. Существенными ее признаками являются обрядовые формы самоуправления и общая собственность на орудия труда.

В основном в составе родовой общины находились охотники-собиратели, которые объединялись в ассоциации семей, связанных между собой условиями проживания, семейным родством, общими охотничьими угодьями.

Духовная культура первобытного общества в эту эпоху представляла собой зачатки анимизма и тотемизма, связанных с культом плодородия и магией охоты. Сохранились рисунки, высеченные на камне или нарисованные в пещерах. Первобытное общество оставило потомкам наследие талантливых безымянных художников, чьи рисунки мы можем наблюдать в Каповой пещере на Урале или в пещере Альтамира в Испании. Эти примитивные картины заложили основу для развития искусства дальнейших эпох.