Неолитическая революция, ее значение в истории

Оглавление

Искусство и культура

Эпоха раннего неолита отображает коренные изменения в быту человека. Древние люди начали вести оседлый образ жизни, занимаясь хозяйственной деятельностью. Зарождение искусства произошло в эпоху неолита и в последующем только развивалось, уже в Древней Греции и государствах Востока. Подобные изменения нашли отражение в культуре первобытного человека. Древние люди в те времена поклонялись силам природы, видя в ней проявление высшей силы. Археологи находят в гробницах того периода многочисленные тотемы, которые относятся к неолиту.

Человек в те времена поклонялся:

  • молнии и грому;
  • духам леса;
  • умершим предкам.

Религиозное многообразие во время неолита проявлялось тем, что различные племена, первобытные города и поселки поклонялись своим богам. Человек видел проявления высшей силы в проливных дождях, длительных засухах, ураганах, солнечных и лунных затмениях. В крупных поселениях строили даже специальные капища, предназначенные для поклонения тем или иным богам, в это же время появились первые жрецы, которые отвечали за связь с высшими силами.

Большой интерес представляет появившийся в эпоху неолита культ погребения, осложняющийся многочисленными обрядами. Умершим в те времена придавали в могиле определенные позы, закапывали тела с различными бытовыми предметами, личными вещами и необходимым инвентарем. Человек стал верить, что после смерти душа уходит в другой мир, где ей могут понадобиться орудия труда и домашняя утварь. Именно к этому времени относится появление первых погребальных памятников.

Изобразительное искусство нового периода было представлено разнообразной наскальной живописью. Основными темами таких рисунков были охотники с луками, копьями и топорами, которые с собаками преследовали на охоте диких животных. Специалисты открывают наскальную живопись с различными фантастическими существами, которые, по заключению историков, были духами, покровительствующими охотникам.

Одной из отличительных особенностей искусства периода неолита является появление мелкой пластики. Из керамики, дерева и камня древние умельцы создавали всевозможные фигурки и скульптуры зверей, рыб, змей и водоплавающих птиц. Часто такие тотемные поделки находят в местах древних стоянок человека, а также в могилах людей эпохи неолита.

Бронзовый век

Бронзовый век, начавшийся на рубеже 3-2 тысячелетия до нашей эры, ознаменовал начало новой эпохи – раннеклассового общества, пришедшего на смену первобытности. Отличительные особенности бронзового века:

  • зарождение письменности;
  • образование первых государств;
  • выделение металлургии в отдельное ремесло – появляется кузнечное и литейное производство;
  • зарождение нового типа хозяйствования – кочевого скотоводства.

Бронза превосходила по прочности все остальные материалы, включая медь. Это сказалось положительным образом на производительности труда. Бронзовыми предметами было легче возделывать землю, увеличилась урожайность. Время на сельскохозяйственные работы сокращалось, что стимулировало культурное и социальное развитие общества.

В бронзовом веке в развитых земледельческих культурах складываются первые основы государственности. Города-государства образовались на территориях Древнего Востока: у шумеров, египтян, индийцев, китайцев. Основная часть Западной Европы уровня государственности к тому времени не достигла. В основном ее заселяли общины, кочевые племена, союзы племен.

В эпоху бронзы для многих племен главным способом обогащения стала война и грабительские набеги на соседей. В связи с этим огромную роль и власть над племенем приобретал их военный предводитель – вождь. Вождю доставались лучшие земли, большая часть захваченных богатств, в привилегированном положении находились и его приближенные. Так постепенно сформировалась социальная иерархия, которая стала основой для становления рабовладельческого общества.

Словарь

1. Раннеклассовое общество – это период в истории развития человечества, наступивший вслед за первобытно-общинным строем. Характеризуется возникновением в обществе социальной иерархии, общественного неравенства, высоким уровнем разделения труда, становлением государственности.

2. Социальная иерархия – это система неравноправных отношений между людьми в обществе, в которой каждый человек занимает строго отведенное ему место.

Появление искусства

У кроманьонцев стало зарождаться искусство, в том числе возникло развитое изобразительное искусство, отличавшееся очень реалистичными формами. Человек прежде всего изображал животных, на которых охотился: бизонов, оленей, лошадей, мамонтов, кабанов и др. Известно свыше 70 древних пещер, где были найдены рисунки. Самыми знаменитыми являются росписи в пещерах Франции и Испании, например, в пещере Трех братьев во Франции, пещере Альтамира в Испании.

Стены и потолок пещер сплошь покрыты рисунками. Считается, что при свете факелов здесь проводили религиозные обряды, а некоторые изображения имели магическое значение.

В каменном веке зародился еще один вид изобразительного искусства — ​скульптура малых форм. Из камня, кости, дерева изготавливали различные статуэтки. Археологи находят много фигурок животных и птиц на местах стоянок древнего человека и в погребениях. Нередко на орудиях труда, украшениях из кости или дерева выцарапывались изображения зверей. Появился примитивный орнамент. Таким образом, человек не просто изготавливал орудия труда, но и украшал их. Значит, у него сформировался художественный вкус, благодаря которому он стремился эстетически оформлять используемые вещи. Кроманьо­нец стал внимательно относиться и к своей внешности. Мужчины и женщины носили различные украшения, раскрашивали тела, декорировали одежду.

Особое место в искусстве кроманьонца занимают женские статуэтки. Популярностью пользовалось изображение первого божества в истории человечества — ​богини-­матери, которая, как считалось, дает плодородие, порождает всех живых существ.

↑ Суть неолитической революции

Сформулировать ее можно следующим образом: неолитическая революция – переход от присваивающего типа экономики к воспроизводящему. То есть происходит замена собирательства на земледелие и охоты на скотоводство.

При этом произошел коренной поворот в образе жизни людей. Теперь она приобрела либо оседлый характер (земледельцы), либо полностью кочевой (скотоводы). В местах, где революция произошла, охота отошла на второй план, и больше не играет большого значения.

Регионы, в которых зародилась неолитическая революция (в хронологическом порядке зарождения):

  • Ближний Восток, долина Нила, Месопотамия (он же плодородный полумесяц);
  • Восточный Китай (в долинах Янцзы и Хуанхэ);
  • Новая Гвинея (горные регионы);
  • Центральная часть Мексики;
  • Экваториальная Африка.

Зарождение и сущность производящего хозяйства

Родиной земледелия, по мнению выдающегося советского ученого Вавилова, были долины рек «плодородного треугольника» на Анатолийском плато, где располагается территория современной Турции. Также к центрам происхождения культурных растений относят следующие освоенные человеком части мира:

  • Передняя Азия;
  • Северная Африка;
  • Юго-Восток азиатского региона;
  • Центральная Америка.

По имеющимся сведениям, первым одомашненным злаком стал ячмень. В X— VIII тыс. до н. э. его уже выращивали на склонах Иранского нагорья и на западном берегу реки Иордан. В результате переселения народов в речные долины субтропической зоны земледелие получило простор для своего триумфального шествия. За 4 тыс. лет оно распространилось по всей Европе.

В VII—VI тыс. до н. э. в Северной Африке, на Ближнем Востоке и Балканском полуострове вовсю шел процесс одомашнивания (доместикации) мелкого рогатого скота. Несколько позже люди приступили к разведению тягловых животных, ставшими главными источниками механических усилий до изобретения первых машин.

Исторические последствия

Одним из главных результатов неолитической революции является переход от кочевого образа жизни к оседлому. На смену временным лагерям пришли крупные стационарные поселки. Зародилось пашенное земледелие, основанное на использовании запряженного плуга.

Важное значение имеют преобразования, которые произошли в социальной сфере. Возникло расслоение общества на разные категории людей

По сути, был заложен фундамент феодализма. Земледельцы производили то, что отнимали у него представители привилегированных слоев, заставляя трудиться с еще большей отдачей, но уже не на себя, а на эксплуататоров.

Место избыточного продукта, достаточного для пропитания одной семьи, занял прибавочный, позволяющий накормить огромную группу людей, не занимающихся полезным трудом.

Увеличившаяся в несколько раз плотность населения и постоянный контакт с домашним скотом повысили смертность от инфекционных заболеваний. Пока люди жили врозь и мелкими общинами, вирусы и бактерии распространялись не так быстро.

Серьезные изменения в социальные отношения привнесли начавшиеся военные конфликты. Насилие существовало и раньше, но лишь с появлением частной собственности войны приобрели постоянный характер.

Животноводство и земледелие заметно усилило антропогенное воздействие на биосферу. Человек, не задумываясь о последствиях неолитической революции, уничтожал растения, превращая некогда богатые лесами территории в бесплодные пустыни.

В результате состоявшихся социально-экономических преобразований, бурного роста численности населения было положено начало развитию нового типа цивилизации и становлению государств. Уже тогда началось формирование первых очагов государственности в долинах таких крупных рек, как Евфрат, Нил, Тигр.

Неолитическую револю­цию по праву можно считать первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественного устройства. Никакие открытия последних 10 тыс. лет не идут в сравнение с тем феноменальным скачком, который совершило человечество благодаря одомашниванию животных и окультуриванию растений.

Понятие

Определение «неолитической революции» в истории имеет два значение. Во-первых, это переход с одной формы ведения хозяйства на другую. Во-вторых, это революция, процесс, который создал условия для появления первых цивилизаций на земле, что стало переходом из мезолита в неолит (нового каменного века в шестом тысячелетии до нашей эры). Сам термин в науку ввёл английский историк Гордон Чайлд в 1942 году. Если простыми словами объяснять, что это такое, это значит, что человечество перестало собирать ягоды, грибы, плоды и охотиться, а значит и ненужным стал кочевнический способ жизни и люди стали оседать, обрабатывать землю, выращивать зерновые культуры, содержать домашний скот.

Основные центры ранних земледельческих культур Азии и Африки

Самым известным регионом культивирования сельскохозяйственных растений и одомашнивания животных является «плодородный полумесяц» на Ближнем Востоке. Первоначально эти процессы происходили в районах предгорий современных Турции, Израиля, Ирака и Ирана, где существовали благоприятные условия для развития земледелия. Несколько позже земледелие было освоено в Древнем Египте, Месопотамии, на территории современного Туркменистана, на Кавказе; постепенно оно распространилось в Европе — сначала на Балканском полуострове, а затем практически по всей территории.

Однако «плодородный полумесяц» был не единственным регионом, где происходило окультуривание растений. Выдающийся русский ученый Н. И. Вавилов создал учение о центрах происхождения культурных растений. Независимо друг от друга в разных регионах мира произошло освоение сельскохозяйственных культур. При этом везде одомашнивались животные, а также культивировались местные виды растений. Это были разные растения или одно растение, но разных сортов, как, например, пшеница.

Для получения наиболее урожайных сортов люди начали использовать селекцию — отбирали и выращивали самые плодоносящие и стойкие растения.

Другими центрами окультуривания были Индийский, Среднеазиатский, Китайский регионы и регион Юго-Восточной Азии. Средиземноморский центр хоть и испытал первоначальное влияние Ближнего Востока и его «плодородного полумесяца», но впоследствии здесь было освоено очень много растений.

Важнейшим и единственным центром происхождения культурных растений в Африке стал Эфиопский. Зато в Америке возникло несколько значительных центров, прежде всего Центральноамериканский и Южноамериканский (Андийский). Современные исследователи выделяют и Североамериканский центр на юго-востоке современных США.

Все центры развивались самостоятельно. Люди окультуривали растения в разное время, иногда на протяжении длительного периода. Именно в таких регионах впоследствии сформировалось земледельческое общество. На основе развития земледелия в этих центрах начали складываться и государственные образования. Дикая природа стала отступать в регионах проживания сообществ земледельцев. Ландшафты, не приспособленные для жизни человека, в ходе хозяйственной деятельности преобразовывалисть в удобные для проживания и постоянно обрабатываемые территории.

Формы ведения воспроизводящего хозяйства

Основной формой было земледелие. Землю в ту эпоху обрабатывали деревянными мотыгами (палками с наконечниками, которые могли быть как деревянными, так и бронзовыми). Выращивали пшеницу, просо, ячмень, горох, овёс, эммер (дикорастущая пшеница), спельту.

Кроме того, содержали большой и малый рогатый скот. В основном для получения мяса, в истории известны случаи, что домашних животных тех времён держали и ради молока, ведь археологами были найдены сита, цедила и дуршлаги.

В неолит явно популярным стало ткачество и плетение. Материалами для производства служили волокна дикорастущих растений – крапивы, конопли, льна, а также шерсть животных. Для отдельных видов одежды использовали шкуры животных.

Гончарство – достижение той эпохи. Удобную, многоразовую и лёгкую посуду получали обжигая на огне глину, именно глина стала первым полученным материалом. Такие изделия улучшили способы приготовления и хранения еды и продуктов, а также дали толчок в культурной сфере, ведь позже посуду начнут разукрашивать, а из глины делать различные фигуры и идолов.

Основные определения

Общая характеристика эпохи неолита осложнена тем фактом, что тут отсутствуют привычные хронологические рамки. Различные культуры вступали в такой период в определённое время. Считается, что раньше всего процессы перехода от собирательства к земледелию и животноводству начались на Ближнем Востоке, что датируется приблизительно 9500 годом до нашей эры. А вот в Европе неолит наступил куда позже, что объясняется особенностями климата, который был не слишком приспособлен для жизни человека. По сути, это была революция в образе жизни человека, начавшего вести оседлое хозяйство.

Изменения в неолите коснулись хозяйственной деятельности первобытных людей. От привычной охоты и собирательства древний человек перешел к скотоводству и земледелию. Если первоначально люди пользовались лишь каменными и деревянными инструментами, то уже во второй половине этого периода появилась технология простейшей выплавки и изготовления металлических орудий труда в неолите. Именно работа с металлом и позволила называть эту эпоху новым веком в развитии человека.

Если в палеолите, который предшествовал неолиту, существовало несколько видов Homo sapiens, то уже в конце каменного века остался лишь один, наиболее развитый и приспособленный к изменяющейся среде кроманьонец. Его черты лица, характер и образ жизни существенно отличался от неандертальцев, которые ранее проживали на Востоке и в Европе. Их стоянки находят не только в Европе и на Ближнем Востоке, но и в России на Южном Урале. Именно тут были открыты древнейшие поселения, в которых человек одомашнил лошадей, что способствовало быстрому развитию связей между племенами и народами.

Климат в период неолита был похож на современный, в Европе было лишь на несколько градусов теплее, но время от времени отмечались периоды с серьёзным понижением температуры. Ледники двигались по Скандинавии на европейскую часть России, серьезные похолодания отмечались в северной Германии, Польше и даже Франции. Из орудий труда в эту эпоху использовались топор, мотыга, просверленные и шлифованные обработанные камни.

Когда и где началась неолитическая революция

Начиная с осознанного выращивания растений, человек приобрел новые навыки обработки почвы с помощью разнообразных инструментов. Вначале использовались ручные приспособления, а с одомашниванием диких животных появилась возможность возделывать землю с использованием тягового скота. Хозяйство развивалось неоднородно. В каких-то областях люди полностью отошли от охоты и собирательства, где-то данные виды деятельности совмещались с ведением хозяйства, а на определенных территориях они представляли собой более эффективный источник пропитания по сравнению с земледелием и скотоводством.

Временной период

По оценкам ученых примерно 12-14 тысяч лет назад люди объединялись в небольшие общины. Пропитание человек добывал путем охоты, рыболовства, собирательства, то есть с помощью активной эксплуатации природных ресурсов. Существование человека полностью зависело от следующих факторов:

  • полученная добыча;
  • природные условия;
  • миграции диких животных;
  • индивидуальные навыки и успехи в охоте.

Приблизительно 10-12 тысяч лет назад людьми было открыто земледелие и скотоводство. Последствия перехода к хозяйственной деятельности выражались в следующем:

  1. Окультуривание растений, включая выведение новых сортов.
  2. Одомашнивание животных.

В результате степень зависимости человека от природы снижалась. Люди производили пищу самостоятельно. Гордон и другие историки-марксисты назвали данный вид хозяйствования «производящим».

Главной чертой неолитизации является внезапный, резкий, революционный характер. Это объясняет определение неолитической революции, которая повлекла развитие технологий и человеческого общества.

В каких регионах планеты

В ХХ веке советским ученым Н.И. Вавиловым были выявлены центры происхождения культурных растений в регионах:

  • Ближнего Востока;
  • северного Средиземноморья и северной Африки;
  • Абиссинского (эфиопского) центра;
  • Средней Азии;
  • полуострова Индостан;
  • Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии;
  • Южной Америки (главным образом, на ее западе) и Центральной Америки.

К первым культурным растения исследователи относят ячмень, пшеницу и другие злаковые. Позднее человек стал окультуривать плодовые деревья.

В настоящее время исследователям удалось более точно определить области развития земледелия и скотоводства. Раньше всего люди той эпохи перешли к хозяйственной деятельности в районе «Плодородного полумесяца»:

  1. Юго-запад Азии, Левант на западе региона.
  2. Закавказье, горы Тавра на юго-востоке современной Турции.
  3. Северная Месопотамия и Иранское нагорье на востоке.

К благоприятным характеристикам данных областей относились следующие условия, способствующие развитию земледелия и скотоводства:

  • оптимальный климат;
  • разнообразная флора и фауна;
  • плодородная почва.

С территории «Плодородного полумесяца» новый уклад жизни распространился на области Ближнего Востока, включая Междуречье, Кавказ, Малую Азию, а также Египет, Эфиопию, Средиземноморье и Западную Европу. По некоторым предположениям хозяйственная деятельность из данных регионов перешла в Среднюю Азию и Индию. Параллельно сельское хозяйство по мере своего развития охватило западные и южные территории Индостана и Индокитая, новогвинейское высокогорье Океании. В Новом Свете революция произошла примерно 5 тысяч лет назад. Земледельческая культура распространялась из Центральной и северо-западного побережья Южной Америки, охватывая чуть позднее северные территории материка, включая среднее течение Миссисипи.

Развитие религиозных идей

Очень сложно определить время появления у первобытного человека абстрактных идей, в том числе религиозных представлений. В этом ученым помогают археологические находки, в которых отразились первобытные верования.

Первые свидетельства существования религии относятся к 300 тыс. лет ­назад. У неандертальцев многие религиозные идеи уже достигли достаточно высокого уровня развития. Например, был широко распространен обряд погребения умерших. Обряды свидетельствуют о появлении представления о душе и, возможно, о ее возрождении в будущих поколениях. Также неандертальцам была известна «охотничья магия» — ​религиозные обряды для обеспечения удачи во время охоты.

Религия как явление духовной жизни общества возникла в результате действия многих факторов. В древности человек не мог объяснить явления окружающего мира. Какие-то из них его удивляли, другие пугали, третьи радовали. Он пытался их осмыслить, но многое не поддавалось объяснению. Например, не так просто было понять, как рождаются новые люди. А что происходит с человеком, когда он умирает? В движении небесных светил человек видел постоянное повторение, но кто это организовал? Стремясь объяснить происходящее в мире, человек считал, что жизнь сотворена высшими силами. При этом он не мог повлиять на окружающую среду, так как его возможности были очень ограничены. Человек вполне понимал свою зависимость от природы: от жестоких ураганов, засухи, смены климата и т. д. Это заставляло поклоняться сверхъестественным силам и почитать их.

Первой формой религиозных верований был анимизм — ​вера в существование духа, души в каждом живом существе, в каждой вещи, явлении природы и др. Люди верили, что духи могут влиять на их жизнь, поэтому с ними необходимо было «поддерживать хорошие отношения» через проведение обрядов. А в само́м человеке, по древним верованиям, существовала душа. Ведь он не мог понять, что происходит во время его сна или как работает его фантазия.

Религия являлась важным фактором социальной консолидации. Обряды люди проводили сообща, считая, что только их совместные действия могут повлиять на духов. Именно религия требовала соблюдения нравственных норм внутри коллектива.

Первые религиозные идеи ученые обнаружили еще у неандертальцев. Погребальный обряд у неандертальцев свидетельствует о том, что у них уже сформировалось понятие о душе человека — нематериальной субстанции, которая, как они думали, существует в нем при его жизни.

Исследования подтверждают, что уже в неолите повсеместно существовали обряды поклонения предкам. В основе культа предков — поклонение умершим прародителям и сородичам и вера в то, что предки магически участвуют в жизни своих потомков. В поселениях земледельцев рядом с домами потомков стали хоронить предков, чтобы получать от них религиозную помощь. Иногда люди создавали примитивные изображения предков, которые впоследствии становились частью религиозных ритуалов рода.

В Ирландии сохранилось погребение времен неолита в виде пещеры. Только в день зимнего солнцестояния солнечный свет проникает в самую ее глубину и попадает на алтарь в честь умерших. Такое сложное строение погребения безусловно свидетельствует о совмещении культа предков и почитания Солнца.

В период неолита начал формироваться политеизм. Возникла вера не только в духов, но и в богов, контролирующих, по мнению верующих, целые стихии или сферы деятельности. В разных протогородских поселениях появились изображения богов. Впервые стали строиться целые храмы в честь богов. Храмы острова Мальта — одни из древнейших в мире сооружений, сохранившихся до наших дней.

В период «неолитической революции» произошел переход к производящему хозяйству, что позволило сделать стабильным получение пищи и меньше зависеть от природы. Человечество переходило к земледелию и скотоводству в разных регионах мира, что дало возможность культивировать различные сорта растений и одомашнить некоторых животных. Календарные знания сыграли большую роль в развитии земледелия. В первых протогородских поселениях происходили многие открытия, важные для развития ремесел. Усложнение жизни человеческих коллективов привело и к усложнению форм религиозной жизни.

Последствия неолитической революции

«Неолитическая революция» повлекла за собой изменение диеты человека, что вряд ли пошло ему на пользу. Даже сейчас разнообразие нашей диеты меньше, чем у первобытных людей. Во многих местах долгое время однообразие питания было просто поразительным. В древнем Шумере, в частности, основу питания составлял ячмень и немного растительного масла. Овощей и фруктов было очень мало, а поесть мяса простому шумеру удавалось только на храмовых праздниках.

Теренс Маккена в книге «Пища богов» высказал такое мнение, что в рационе древних людей были некоторые продукты (грибы и т.п.), которые имели наркотические свойства, которые способствовали развитию мышления человека. Действительно, древний человек в том или ином виде употреблял наркотические вещества, особенно во время различных обрядов религиозного характера, что в определенной степени подтверждает связь этих вещей с тонкими сферами.

Появление земледелия эти вещи ограничило. Но, по нашему мнению, такое явление нельзя оценивать однозначно негативно, потому что появление письменности и науки способствовали развитию левого полушария головного мозга человека. Мышление же древнего человека, скорее всего, было доминирующее правополушарное, интуитивное. Левополушарное же мышление — рационалистическое, которое очень нужно. Цивилизация без этого невозможна, что доказывает длинное ее отсутствие у людей из доминирующим правополушарным мышлением. Просто сенсорику нельзя подавлять, как это есть сейчас, а в целом обе формы мышления человека, безусловно, необходимы.

При переходе к земледелию впервые появился у людей кариес, который был неизвестен охотникам и собирателям, которые жевали жесткие стебли растений, а также корнеплоды, клубни и луковицы. Ученые утверждают, что предки человека долгое время питались смешанной пищей. Они использовали и нагретую на огне пищу, подогретую с добавлением трав воду. Зерновые и молочные продукты в еде практически отсутствуют.

По другим данным, человек эпохи позднего палеолита употреблял много животного белка, что могло способствовать быстрому физическому развитию и половой зрелости, но не долголетию. Человек выживал, употребляя ягоды, плоды и съедобные коренья.

Итак, в ходе развития человека и его питания много раз менялось, причем древние люди постепенно привыкали к новой пище, в состав которой в той или иной степени входили мясные и рыбные продукты. Рацион питания современного человека сложился где-то 250 — 300 г. назад. Как считают некоторые ученые, лучшая диета — та, которая была как раз у первобытного человека. Экспериментально доказано, что у людей, которые всего две недели питались «первоначальной пищей» — корешками, семенами, орехами, ягодами и другими дарами природы, на 30% снижался уровень холестерина в крови.

Однако причина такого качественного скачка человеческого общества остается всеравно невыясненной

По нашему мнению, здесь следует более пристальное внимание уделить тому обстоятельству, что земледелие позволило устроить массовую эксплуатацию людей планеты. Кому именно это было нужно, причем, настолько, что даже ради этого был изменен весь ход развития человеческой цивилизации и направлена именно на тот путь, по которому она идет и до сих пор

Это интересно: 522,Нефертити: познаем вместе

Центры неолитической революции

  • Новая Гвинея (остров, на котором находятся Индонезия и Папуа – Новая Гвинея).
  • Южная часть Африки. Точнее, та её часть, что расположена к югу от пустыни Сахара, в частности, территория современной ЮАР.
  • Долина рек Янцзы и Хуанхэ (современный Китай).
  • Ближний Восток (Турция и Иран).
  • Анды в Южной Америке. Именно в этих горах начали развиваться неолитические культуры коренных американцев.
  • Мексика. В центральной её части также начали появляться зачатки цивилизации.
  • Долина реки Миссисипи в Северной Америке. Это один из самых плодородных регионов континента, так что неудивительно, что земледелие начало развиваться именно там.