Оглавление
биография
Перголези
Он родился в городе Ези, что сейчас является провинцией Анкона (но в то время входил в состав Папской области ), и получил прозвище «Перголези», демоним, означающий на итальянском языке жителей Перголы , Марке , места рождения его предков. Он изучал музыку в Ези у местного музыканта Франческо Санти, прежде чем отправиться в Неаполь в 1725 году, где он учился у Гаэтано Греко и Франческо Фео среди других. Покинув консерваторию в 1731 году, он получил известность, исполнив ораторию в двух частях: La fenice sul rogo, o vero La morte di San Giuseppe («Феникс на костре, или Смерть святого Иосифа»), и священная драма в трех действиях, Li prodigi della divina grazia nella conversione e morte di san Guglielmo duca d’Aquitania («Чудеса божественной благодати в обращении и смерти святого Вильгельма, герцога Аквитанского»). Он провел большую часть своей короткой жизни, работая на аристократических покровителей, таких как Фердинандо Колонна , принц Стиглиано и Доменико Марцио Карафа , герцог Маддалони.
Перголези был одним из самых значительных ранних композиторов оперы-буффа (комической оперы). Его опера seria , Il prigionier superbo , содержала двухактное интермеццо буффа , La serva padrona ( Госпожа-служанка , 28 августа 1733 года), которое само по себе стало очень популярным произведением. Когда он был исполнен в Париже в 1752 году, он вызвал так называемую Querelle des Bouffons («ссору комических актеров») между сторонниками серьезной французской оперы, подобными Жан-Батисту Люлли и Жан-Филиппу Рамо, и сторонниками новой Итальянская комическая опера. Перголези стал образцом итальянского стиля во время этой ссоры, разделившей музыкальное сообщество Парижа на два года.
Среди других оперных произведений Перголези — его первая опера seria La Salustia (1732 г.), Lo frate ‘nnamorato ( Влюбленный брат , 1732 г., текст на неаполитанском языке ), L’Olimpiade (январь 1735 г.) и Il Flaminio (1735 г.) к тексту на неаполитанском языке). Премьера всех его опер состоялась в Неаполе, кроме «Олимпиады» , впервые поставленной в Риме .
Перголези также написал духовную музыку, в том числе Мессу фа и три настройки Salve Regina . Постный гимн «Бог милосердия и сострадания» священника- редемпториста Эдмунда Воана чаще всего ставится на мелодию, адаптированную Перголези. Однако именно его Stabat Mater (1736) для сопрано , альта , струнного оркестра и бассо континуо является его самым известным священным произведением. Он был заказан Confraternita dei Cavalieri di San Luigi di Palazzo, который проводил ежегодную медитацию Страстной пятницы в честь Девы Марии. Произведение Перголези пришло на смену произведению, написанному Алессандро Скарлатти всего девять лет назад, но которое уже воспринималось как «старомодное», так быстро изменились вкусы публики. Классическая по объему, начальная часть декорации демонстрирует мастерство Перголези в стиле итальянского барокко durezze e ligature , характеризующемся многочисленными подвесами на более быстрой, соединенной басовой линии. Работа оставалась популярной, став наиболее часто публиковали музыкальное произведение 18 — го века, и расположена рядом других композиторов, в том числе Иоганна Себастьяна Баха , который reorchestrated и адаптировал ее для не- Marian текста в его кантате Tilge, Хохстер, meine Sünden ( Искорени мои грехи, Высший ), BWV 1083.
Перголези написал ряд светских инструментальных произведений, в том числе сонату для скрипки и концерт для скрипки . Значительное количество инструментальных и священных произведений, когда-то приписываемых Перголези, с тех пор было неправильно приписано. Большая часть балета Игоря Стравинского « Пульчинелла» , который якобы переделывает пьесы Перголези, на самом деле основана на произведениях других композиторов, особенно Доменико Галло . Concerti Armonici теперь известно, были составлены Unico Wilhelm ван Wassenaer . Многие красочные анекдоты, рассказанные биографом Перголези XIX века Франческо Флоримо , позже были раскрыты как розыгрыши .
Перголези умер 16 или 17 марта 1736 года в возрасте 26 лет в Поццуоли от туберкулеза и был похоронен во францисканском монастыре день спустя.
Pergolesi был предметом итальянского биографического фильма 1932 года Pergolesi . Его поставил Гвидо Бриньоне, а в роли композитора сыграл Элио Штайнер .
Пост слава
Памятник Перголези в Ези
За пять лет, которые ему предоставили творческое время после ухода из консерватории, Перголези создал законченное произведение, которое волновало потомство, как вряд ли любой другой итальянский композитор XVIII века (за исключением Антонио Вивальди ). Его слава во всей Европе стала новым явлением в истории музыки и намного превзошла непосредственные последствия Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта . Как и в случае с Моцартом, его ранняя смерть вызвала восторженное восхищение и сентиментальное преображение ( Винченцо Беллини называл его «анжелико-маэстро»), за которым практически исчезла реальная историческая личность. Кроме того, известность, которая установилась сразу после его смерти, побудила некоторых издателей использовать притяжение теперь известного имени для продажи произведений менее известных композиторов. Из 148 произведений в первом полном издании его произведений только 30 сегодня считаются аутентичными.
Замечания
- Словарь Рощи Музыки и Музыкантов, второе издание, том 19, стр. 394
- По случаю 275-летия Виланда, Stabat mater Перголези впервые была исполнена в немецкой версии Виланда 5 сентября 2008 года. Мировая премьера состоялась под руководством Александра Эберле, хорового директора Театра Аалто . Мюнхенский барочный оркестр L’arpa festante играл, а сопрано Элизабет Шолль и контртенор Александр Шнайдер пели в церкви Святого Петра (Oßmannstedt) недалеко от Веймара .
- Словарь Рощи Музыки и Музыкантов, второе издание, том 19, стр. 395
личные данные | |
---|---|
ФАМИЛИЯ | Перголези, Джованни Баттиста |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА | Перголезе, Джованни Баттиста |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Итальянский композитор |
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ | 4 января 1710 г. |
МЕСТО РОЖДЕНИЯ | Jesi |
ДАТА СМЕРТИ | 16 марта 1736 г. |
МЕСТО СМЕРТИ | Поццуоли недалеко от Неаполя |
Потомство
Карикатура на Перголези, автор — П.Л.Гецци
Несмотря на свою короткую жизнь, карьера Перголези была активной — в его творчество входит, среди прочего, десять серий опер или интермецци, — но она длилась всего шесть лет и вызвала при жизни композитора лишь умеренный интерес.
Но, как указывает историк и путешественник Чарльз Бёрни : «… с того момента, как стало известно о его смерти, вся Италия проявила острое желание слышать и владеть его произведениями» . Действительно, миф, зародившийся в Европе вокруг его жизни и творчества после его смерти, представляет собой исключительное явление в истории музыки. Моцарт испытает подобное явление после своей смерти.
Таким образом, ему приписывают более трехсот номеров опусов, из которых только около тридцати признаны современными критиками действительно принадлежащими ему, что свидетельствует о репутации композитора.
Иоганн Себастьян Бах адаптировал знаменитую Stabat Mater под названием « Tilge, Höchster, meine Sünden » (BWV 1083).
Через несколько лет после исчезновения Перголези, представительства в Париже , тем1 — го августа 1 752, La Serva padrona итальянской комической оперной труппы вызвали знаменитый » Querelle des Bouffons «, противостоящий защитникам французской музыки » Ramistes » (Королевский угол) и » Rousseauists » (Королевский уголок), сторонникам «итальянской» французской оперы. Именно для Жан-Жака Руссо «свежесть» и «изящество» его музыки явились яркой демонстрацией превосходства итальянской оперы над французской лирической трагедией . Что касается французского композитора Андре Гретри , он заявил: «Перголези родился, и правда стала известна! » .
В своем балете « Пульчинелла» , написанном в 1919 году , Игорь Стравинский был вдохновлен некоторыми сонатами, которые тогда считались сочинением Перголези, но которые с года приписывались Доменико Галло .
Фантаст романист Силверберг посвятил рассказ под названием Джанни в 1982 году , в которой он воображает , что композитор и вывезло свое время в Лос — Анджелесе в XXI — го века , где он умер очень рано последствий жизни распутной …
Последствия
Его stabat mater стал одним из самых популярных произведений 18 века. В конце 18 века Антонио Сальери и Франц Ксавер Зюсмайр создали новую версию Stabat mater для сопрано, альта, четырехчастного хора и оркестра, которая была снова переработана Игнацем фон Сейфридом в 1831 году . Иоганн Себастьян Бах переработал Stabat mater для кантаты Tilge, Höchster, Meine Sünden (BWV 1083). Альту, который в оригинале идет параллельно басу, отводится новая обязательная партия.
После чрезвычайно успешного исполнения интермеццо Перголези « La Serva padrona» в Париже в 1752 году возникли споры между сторонниками серьезной французской трагедии lyrique и итальянской оперы-буффа («Querelle des bouffons»).
Балет Пульчинелла из Игоря Стравинского состоит приписано частично Перголези мелодии, некоторые писали музыковедение Теперь сомневаются умершими около 1775 композиторов Доменико Галло в.
В октябре 2020 года во Франкфуртской опере Катарина Тома объединила «La serva padrona» и «Stabat mater» в полнометражном спектакле. Ее феминистская интерпретация была хорошо принята.
Его мелодия теперь может быть найдена в сборнике гимнов Евангелической методистской церкви «Песня о страстях» « Великая несправедливость» под номером 210 на немецкий текст Дитера Траутвайна .
Работает
Стандартный каталог работ Перголези был составлен Марвином Пеймером в 1977 году, при этом каждому предмету был присвоен уникальный номер P, так что, например, широко известным Stabat Mater является P.77.
Духовная музыка
- Антифона «In caelestibus regnis» (1731 г.)
- Confitebor tibi Domine (Псалом 111) до мажор для сопрано, альта, хора, струнных и континуо (1732)
- Dixit Dominus (Псалом 110) для сопрано, баса, 2 хоров и 2 оркестров (1732)
- Laudate pueri Dominum (Псалом 113) ре мажор для сопрано, меццо, хора и оркестра (1734)
- Масса в D (1732)
- Месса фа «Сан-Эмидио» (Missa romana) для сопрано, альта, 2 хоров, 2 оркестров и континуо (1732)
- Оратория La fenice sul rogo, o vero La morte di San Giuseppe (1731, атриум церкви Кьеза деи Джироламини , Неаполь)
- Dramma sacro Li prodigi della divina grazia nella conversione e morte di san Guglielmo duca d’Aquitania (1731, монастырь Сант-Аньелло-Маджоре , Неаполь)
- Сальве Регина для сопрано, струнных и континуо (1731)
- Salve regina in c для сопрано, струнных и континуо (1735)
- Regina Salve in f для альта, струнных и континуума (1736, адаптировано из Salve regina in c)
- Stabat Mater in f (работа 1735, пр. 1736, Неаполь)
Оперы
- «Салюстия» , январь 1732 г., Театр Сан-Бартоломео, Неаполь; текствозможно, Себастьяно Морелли после Алессандро Северо по Apostolo Зенона
- Lo frate ‘nnamorato , 27 сентября 1732 г., Театр Фьорентини, Неаполь
- Il prigionier superbo , содержащий интермеццо La serva padrona , 28 августа 1733 года, Театр Сан-Бартоломео, Неаполь
- Адриано в Сирии , содержащий интермеццо Livietta e Tracollo , 25 октября 1734 года, Театр Сан-Бартоломео, Неаполь
- Олимпиада , январь 1735 г., Театр Тординона, Рим
- Il Flaminio , осень 1735 года, Театро Нуово , Неаполь
Оркестровая музыка
- Симфония си-бемоль мажор
- Симфония ре мажор
- Симфония фа мажор
- Симфония соль мажор, P.35
- Симфония соль минор, P.24c
- Концерт для флейты соль мажор, P.33 (очень сомнительно)
- Концерт для флейты и 2 скрипок ре мажор
- Концерт для флейты и 2 скрипок соль мажор
- Концерт для 2-х клавесинов с оркестром
- Концерт для скрипки си-бемоль мажор
Ложный
6 Concerti armonici для 4 скрипок, альта и континуо, давно приписываемых Перголези, но на самом деле Вассенаера
Клавиатура работает
- Соната для клавесина ля мажор, P.1
- Соната для клавесина ре мажор
- Соната для органа фа мажор
- Соната для органа соль мажор
- Трио-соната соль мажор, P.12
- Трио-соната соль минор
- Неуказанный Андантино, для скрипки и фортепиано
- Соната для скрипки соль мажор
- Соната No1 соль мажор, для 2-х скрипок
- Симфония фа мажор, для виолончели и континуо
биография
Его название происходит от города Пергола , откуда родом его семья. Очень одаренный ребенок, его с двенадцати лет отправили в знаменитую консерваторию Повери ди Джезу Кристо в Неаполе, где он учился у известных и требовательных учителей, включая Франческо Дуранте и Гаэтано Греко . Там он получил солидное музыкальное образование, сосредоточенное на познании красоты и трудностей неаполитанской оперы и религиозной полифонии.
Его шедевр под конец учебы в консерватории, Li prodigi della divina grazia nella converse e morte di san Guglielmo duca d’Aquitania , сделанный в 1731 году , прославил его. Его юная слава заставила его сразу же получить заказ на свою первую оперу в начавшемся тогда сезоне Театра Сан-Бартоломео : « Салюстия» . Его должны были сыграть зимой того же года, но он был отложен до второй половины января 1732 года из-за внезапной смерти главного героя (знаменитого кастрата Николо Гримальди ) и вряд ли имел успех. В следующем году для его Frate ‘innamorato ( «Влюбленный брат» ) было лучше . В году он стал хозяином часовни принца Фердинандо Колонна Стиглиано, оруженосца вице-короля Неаполя.
Перголези также писал религиозные произведения . Таким образом, он сочинил для города Неаполя, который только что стал жертвой сильного землетрясения в 1732 году , свою большую торжественную мессу для десяти голосов, для двойного хора , двух оркестров и двух органов ; а также торжественная вечерня на пять голосов. Таким образом, композиторы того времени часто переходили между светской музыкой и духовной музыкой; Светские и религиозные произведения итальянских композиторов исполняются для одной аудитории и при поддержке одних и тех же меценатов; таким образом они регулярно адаптируют свои светские произведения к религиозным произведениям или наоборот, что создает между ними близость.
Затем молодой композитор написал несколько опер и столько же интермецци . В самом деле, эти интермедии в неаполитанском стиле — это маленькие розыгрыши, которые очень популярны во время антрактов сериалов опер, чтобы отвлечь публику. В 1733 году он поставил « La serva padrona Intermezzo per musica» ( «Госпожа-служанка» ) в антрактах его главной оперы « Il Prigionier superbo» . Эта интерлюдия станет самостоятельным произведением, которое будет иметь исключительный успех, точно так же, как Livietta e Tracollo , исполненная в 1734 году, которая также сделала карьеру, независимую от своей основной оперы.
В году здоровье молодого музыканта начало ухудшаться , что вынудило его уйти в отставку в начале следующего года в монастырь капуцинов Пузоль недалеко от Неаполя. Он писал для добрых отцов Coi Cappuccini di Pozzuoli , и, вероятно, именно в их монастыре Перголези сочинил свою Salve Regina и свою знаменитую Stabat Mater, которые были заказаны ему его покровителем, герцогом Маддалони, и который станет, как посмертно, его самая популярная работа. Заболев туберкулезом , Перголези умер в году в возрасте 26 лет.
Работы Перголези на экране
« Сальве Регина» Перголези — яркое выступление в фильме « Фаринелли» (1994), в котором Фаринелли также исполняет Stabat Mater Dolorosa в единственном дуэте. Первая и последняя части Stabat Mater Перголези были использованы в саундтреке к фильму « Иисус из Монреаля» (Jésus de Montréal) (1989); пятая часть («Quis est homo») была использована в саундтреке к фильму Smilla’s Sense of Snow (1997); последняя часть также использовалась в фильме « Амадей» (1984) и в фильме «Зеркало» (1975) Андрея Тарковского . В саундтреке к фильму « Кактус» (1986) австралийского режиссера Пола Кокса также используется Stabat Mater Перголези . В документальном фильме 2016 года о Глории Вандербильт и Андерсоне Купере « Ничто не осталось недосказанным» использовалась последняя часть («Quando Corpus / Amen») Stabat Mater Перголези .