Томас манн — список книг по порядку, биография

Оглавление

Литературные произведения

Короткие истории

  • 1894: «Гефаллен»
  • 1896: «Воля к счастью»
  • 1896: «Разочарование» (Enttäuschung)
  • 1896: » Маленький герр Фридеманн » («Der kleine Herr Friedemann»)
  • 1897: «Смерть» («Der Tod»)
  • 1897: » Клоун » («Der Bajazzo»)
  • 1897: «Дилетант»
  • 1898: » Тобиас Миндерникель «
  • 1899: «Гардероб» («Der Kleiderschrank»)
  • 1900: «Луишен» («Маленькая Лиззи») — написана в 1897 году.
  • 1900: «Дорога на кладбище» («Der Weg zum Friedhof»)
  • 1903: «Голодные»
  • 1903: «Вундеркинд» («Das Wunderkind»)
  • 1904: «Проблеск»
  • 1904: «У Пророка»
  • 1905: «Утомительный час»
  • 1907: «Железнодорожная катастрофа»
  • 1908: «Анекдот» («Anekdote»)
  • 1911: «Битва между Джаппе и До Эскобаром»

Романы

  • 1901: Будденбруксы ( Buddenbrooks — Verfall einer Familie )
  • 1909: Королевское Высочество ( Königliche Hoheit )
  • 1924: Волшебная гора ( Der Zauberberg )
  • 1939: Лотте в Веймаре: любимое возвращение
  • 1947: Доктор Фауст ( Doktor Faustus )
  • 1951: Святой грешник ( Der Erwählte )

Серии

Кровь Вальсунгов

  1. Кровь Вальсунгов ( Wӓlsungenblut ) (1905)
  2. Кровь Вальсунгов (2-е издание, 1921 г.)

Феликс Крулл

  1. Феликс Круль ( Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull ) (написано в 1911 году, опубликовано в 1922 году)
  2. Признания Феликса Крулля ( Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull. Der Memoiren erster Teil ; расширенный рассказ 1911 года), незаконченный (1954)

Джозеф и его братья ( Joseph und seine Brüder ) (1933–43)

  1. Рассказы Якоба ( Die Geschichten Jaakobs ) (1933)
  2. Молодой Джозеф ( Der junge Joseph ) (1934)
  3. Иосиф в Египте ( Joseph in Ägypten ) (1936)
  4. Иосиф Кормилец ( Joseph, der Ernährer ) (1943)

Новеллы

  • 1902: Гладиус Деи
  • 1903: Тристан
  • 1903: Тонио Крегер
  • 1912: Смерть в Венеции ( Der Tod in Venedig )
  • 1918: Человек и его собака ( Herr und Hund ), иногда переводится как Башан и я
  • 1925: Беспорядок и ранняя печаль ( Unordnung und frühes Leid )
  • 1930: Марио и волшебник ( Марио унд дер Зауберер )
  • 1940: Переставленные головы ( Die vertauschten Köpfe — Eine indische Legende )
  • 1944: Таблицы закона — заказная работа ( Das Gesetz )
  • 1954: Черный лебедь ( Die Betrogene: Erzählung )

Эссе

  • 1915: «Фридрих и Великая коалиция» («Friedrich und die große Koalition»)
  • 1918: «Размышления аполитичного человека» («Betrachtungen eines Unpolitischen»)
  • 1922: «Германская республика» («Von deutscher Republik»)
  • 1930: «Очерк моей жизни» («Lebensabriß») — автобиографический
  • 1950: «Микеланджело по стихам» («Michelangelo in seinen Dichtungen»)
  • 1947: Очерки трех десятилетий , перевод с немецкого Х.Т. Лоу-Портера. , Нью-Йорк, AA Knopf, 1947. Перепечатано как Vintage book, K55, Нью-Йорк, Vintage Books, 1957.
  • «Философия Ницше в свете новейшей истории»

Разное

  • 1937: «Проблема свободы» («Das Problem der Freiheit»), выступление
  • 1938: Грядущая победа демократии — сборник лекций
  • 1938: памфлет «Этот мир» («Dieser Friede»)
  • 1938: «Шопенгауэр», философия и теория музыки об Артуре Шопенгауэре.
  • 1943: Слушай, Германия! (Deutsche Hörer!) — сборник писем

Сборники на английском языке

  • 1936: Истории трех десятилетий (24 рассказа, написанные с 1896 по 1929 год, перевод HT Lowe-Porter)
  • 1988: Смерть в Венеции и другие истории (перевод Дэвида Люка). Включает: Маленький герр Фридеманн; Джокер; Дорога на кладбище; Gladius Dei; Тристан; Тонио Крогер; Смерть в Венеции.
  • 1997: Шесть ранних рассказов (перевод Питера Константина). Включает: Видение, «Прозаический очерк»; Падший; Воля к счастью; Смерть; «Мститель», «Этюд для новеллы»; Анекдот.
  • 1998: Смерть в Венеции и другие сказки (пер. Иоахима Нойгрошеля). Включает: «Воля к счастью»; Маленький герр Фридеманн; Тобиас Миндерникель; Маленькая Лиззи; Gladius Dei; Тристан; Голодные: исследование; Тонио Крёгер; Вундеркинд; Harsh Hour; Кровь Вальсунгов; Смерть в Венеции.
  • 1999: Смерть в Венеции и другие истории (перевод Джефферсона Чейза). Включает: Тобиас Миндерникель; Тристан; Тонио Крёгер; Вундеркинд; Час трудностей; Смерть в Венеции; Человек и собака.

Писательский стиль

Манн — мастер интеллектуальной прозы. Своими учителями он называл русских романистов Льва Толстого и Достоевского[источник?]; подробный, детализованный, неспешный стиль письма писатель действительно унаследовал от литературы XIX века. Однако темы его романов несомненно привязаны к веку XX. Они смелы, ведут к глубоким философским обобщениям и одновременно экспрессионистически накалены.

Ведущими проблемами романов Томаса Манна являются ощущение рокового приближения смерти (повесть «Смерть в Венеции», роман «Волшебная гора»), близость инфернального, потустороннего мира (романы «Волшебная гора», «Доктор Фаустус»), предчувствие краха старого миропорядка, краха, ведущего к ломке человеческих судеб и представлений о мире, нередко в чертах главных героев прослеживается лёгкий гомоэротизм (по мнению И. С. Кона, см. кн. «Лунный свет на заре. Лики и маски…»). Все эти темы нередко переплетены у Манна с темой роковой любви. Возможно, это связано с увлечением писателя психоанализом (пара Эрос — Танатос).

Эмиграция

Томас Манн – писатель, биография которого напоминает роман собственного сочинения. В 1933 году он, скрываясь от набирающих силу нацистов, уезжает в Швейцарию и поселяется в Цюрихе. В том же году он публикует свой следующий роман. Произведение называется «Иосиф и его братья». Томас Манн вольно интерпретирует в нем историю жизни библейского философа. Книга состоит из нескольких самостоятельных частей: «История Иакова», «Юность Иосифа», «Иосиф в Египте» и «Иосиф-кормилец». Для того чтобы достоверно описать события, автор отправляется в Египет и Палестину. Его интересует мир глубокой древности. Кроме того, в романе можно проследить эволюцию человеческого сознания: как людской разум отталкивается от коллективного и приходит к индивидуальному.

Тем временем в личной жизни писателя происходят необратимые изменения. В 1936 году нацистские власти лишают его немецкого гражданства. Безуспешные попытки склонить нобелевского лауреата на свою сторону приводят фашистов в ярость. Наш герой вынужден скрываться. Сначала он становится подданным Чехословакии, затем (в 1938 году) эмигрирует в США. Здесь он зарабатывает на жизнь преподавательской деятельностью. В 1939 году писатель выпускает в свет новое произведение – роман «Лотта в Веймаре». В нем он описывает сложные взаимоотношения постаревшего поэта Гете и его давней любви Шарлотты Кестнер. Той самой женщины, которая сделалась прототипом роковой героини из «Страданий юного Вертера».

Личная жизнь

В возрасте 30 лет Томас Манн вступает в брак с Катариной Прингсхайм, дочерью профессора математики и внучкой железнодорожного магната. Брак значительно поправил состояние писателя, а также положение в обществе. У девушки еврейские корни поэтому, чтобы избежать скандала, Томас отказался от печати новеллы «Кровь Вельзунгов», которую признали примером антисемитизма в литературе. Молодожёны поселились в роскошной вилле. Молодая жена взяла на себя домашние хлопоты и во всём помогала мужу. Нередко Катя правила рукописи Томаса.

Жена — Катарина

Катя вдохновила Томаса на написание романа «Королевское Высочество». Свою жену он представил в роли Иммы Шпельман – студентки и наследницы огромного состояния. Девушка послужила вдохновением на написание ещё одного романа – «Волшебная гора». Катя находилась на лечении в Давосе, куда и приехал Томас, чтобы навестить свою жену. Атмосфера санатория легла в основу произведения.

Катарина Манн подарила писателю шестерых детей: Эрику, Клауса, Ангелуса, Монику, Элизабет и Михаэля. Эрика, Клаус, Ангелус и Михаэль, как и их знаменитый отец, связали свою жизнь с литературой.

С семьей

Первые успехи

Творческая биография Томаса Манна заинтересовала широкую аудиторию с момента выхода в свет его первого романа под названием «Будденброки». В основе произведения лежали личные переживания писателя. Он описывает грустную историю собственного рода. Вырождение купеческой династии становится предметом его тщательного исследования. Автор показывает, как из поколения в поколение представители семейства теряют бюргерские привычки. Они отказываются от бережливости, усердия и обязательности в пользу религии, философии и творчества. Постепенно герои романа теряют интерес не только к коммерции, но и к самой жизни. Последние представители рода гаснут, как искры на ветру, по нелепым и досадным причинам.

Нашумевший роман предопределил успех следующей книги писателя. Томас Манн, биография и творчество которого интересны многим, выпустил сборник новелл «Тристан». Лучший рассказ в нем называется «Тонио Крёгер». Повествование о человеке, отказавшемся от любви и посвятившим себя искусству, заинтересовало читателей. Незадачливый герой, разумеется, снова попал в сети Амура. На сей раз предметами его чувств стали два разнополых объекта. При одном взгляде на Ганса Гансена и Ингерборгу Хольм его охватывали полузабытые ощущения юности – тоска и томление от неразделенной любви.

Мрачные годы Генриха Манна

В то время как произведения лауреата Нобелевской премии Томаса Манна постоянно переводились во всем мире, и также он являлся популярным писателем в Соединенных Штатах, Генрих был не так успешен.

Его книги редко переводятся, и как писатель он почти неизвестен. Однако, в Санта-Монике, штат Калифорния, Генрих писал книгу за книгой, ни одной из них для продажи.

Его жене Нелли было трудно справляться с жизнью в изгнании. Она начала работать в больнице, чтобы содержать обоих на своей зарплате.

В то время Генриху Манну было больше 70 лет. Нелли и Томас Манн – единственные, кто помогали ему содержать семью. Нелли стала употреблять все больше алкоголя, стараясь забыть о ностальгии и о том, что в большой буржуазной семье ее считали позором, а не достойной женой. В 1944 году, когда ей было 46 лет, она приняла горсть снотворного и покончила жизнь самоубийством.

В 1949 году только зарождалась Германская Демократическая Республика, и Генрих Манн получил в Берлине новый пост – президент Академии художеств. Восточный Берлин. Однако, прежде чем Генрих смог начать работать на своей новой должности, он умер от кровоизлияния в мозг в США в 1950 году.

Несмотря на явную неприязнь критиков, ограничение его работ политикой и почти обвинения в идеологической неполноценности, Генрих Манн был интеллектуалом, который был радикален только в своей искренности и чувстве справедливости в чрезвычайно бесчеловечное время между мировыми войнами.

Гуманизм – это главная отправная точка, и чтобы быть гуманистом и интеллектуалом, он должен был защищать его и занять позицию не просто пассивного наблюдателя в комфортабельном буржуазном кабинете, но и настоящего оппозиционера, использующего оружие слова и сатиры.

Рекомендуем также:

Развитие металлургии в Приуральском очаге ямной культуры

Неандерталец

Войны неолита. Часть 2

Доисторические войны

Доисторический период человечества

Убийство Юлия Цезаря

Влиять

В своем эссе о Достоевском он находит параллели между русскими и страданиями Фридриха Ницше . Говоря о Ницше, он говорит: «его личные чувства вводят его в чувства преступника … в общем, вся творческая оригинальность, вся природа художника в самом широком смысле слова делают то же самое. Это был французский художник и скульптор Дега. который сказал, что художник должен подходить к своей работе в духе преступника, собирающегося совершить преступление ». Влияние Ницше на Манна глубоко пронизывает его работы, особенно взгляды Ницше на распад и предполагаемую фундаментальную связь между болезнью и творчеством. Манн считал, что болезнь не следует рассматривать как полностью отрицательную. В его эссе о Достоевском мы находим: «но, в конце концов, и прежде всего это зависит от того, кто болен, кто сумасшедший, кто эпилептик или паралитик: средний тупой человек, в болезни которого отсутствуют какие-либо интеллектуальные или культурные аспекты; или Ницше или Достоевский

В их случае в болезни проявляется что-то более важное и способствующее жизни и росту, чем любое гарантированное медицинскими препаратами здоровье или здравомыслие … другими словами: определенные завоевания, сделанные душой и разумом, невозможны без болезнь, безумие, преступление духа «.

Фильмы по романам Генриха Манна

В 1930 году режиссер Йозеф фон Штернберг снял фильм по роману Генриха Манна «Мастер Унрат» (1905).

Один из великих и вечных фильмов, принесших Марлен Дитрих мировую известность – «Голубой ангел» (1931). В главных ролях кроме Дитрих и актер Эмиль Яннингс. Фильм способствовал всемирной известности Генриха Манна. Однако, также мешал ему, так как у многих создавалось впечатление, что это единственное написанное ним произведение.

Афиша к фильму «Голубой ангел» (1931). В главных ролях кроме Мерилин Дитрих и Эмиль Яннингс

Год спустя в разгар своей карьеры Генрих Манн был назначен президентом секции искусств Прусской академии.

Биография Томаса Манна

Еще во время обучения в Любенской гимназии мальчик проявил свои литературные таланты – он стал одним из соавторов литературного журнала «Весенняя гроза». В 1891 году от рака умирает глава семейства Манн. Согласно его завещания его фирму продают, а жена и дети живут на проценты с вырученных денег. Это позволило Маннам на долгие годы обеспечить себе безбедную жизнь и практически сразу перебраться в Мюнхен, который на долгие годы стал родным для Томаса. Здесь он прошел обучение сначала в Мюнхенском университете Людвига Максимилиана, а затем в Мюнхенский технический университет. Он хотел стать журналистом.

Но первым местом работы Томаса Манна стала страховая компания, в которой он работал в период с 1894 по 1895 годы. После этого на год он вместе со старшим братом Генрихом отправился в Италию. Это путешествие оказало сильное влияние на Томаса. По возвращению он вместе с братом пишет для журнала «Двадцатый век», а в 1898 году становится редактором популярного сатирического журнала «Симплициссимус».

Первый рассказ Томаса Манна читать становится возможным в 1898 году. Это небольшой рассказ «Маленький мистер Фридеман». А уже через два года на свет появляется первый роман писателя – «Будденброки». Сюжет этого произведения отчасти перекликается с судьбой самого Манна и повествует о упадке купеческой семьи из Любека. Роман очень быстро приобретает популярность и позволяет молодому писателю в 1903 году издать сборник из трех новелл.

В 1905 году Томас Манн женится на дочери математика — Кате Прингсхайм. О ее еврейских корнях они предпочитают не распространятся, а чуть позже она присоединилась к лютеранской церкви. В итоге у пары было шестеро детей, четверо из которых пошли по стопам отца и стали писателями. Брак способствовал вхождению Манна в круги крупной буржуазии, что вскоре отразилось на его политических взглядах.

В 1909 году выходит второй роман Томаса Манна «Королевское высочество», над которым писатель работал более трех лет. А в 1911 году самая неоднозначная новелла «Смерть в Венеции», которая побудила слухи о гомосексуализме и педерастии писателя. В последствии это отчасти подтвердилось дневниками писателя, но по мнению многочисленных биографов, Томас Манн всячески сдерживал свои сексуальные порывы.

В 1912 году писатель вместе с женой отправляется в санаторий Давоса. Местные пейзажи и люди стали основой для написания его третьего и на данный момент наиболее популярного романа «Волшебная гора». В печати этот роман появился лишь в 1924 году. Начало же Первой мировой войны Томас Манн поддержал, отвергнув пацифистские взгляды своего брата. Итогом этого стала их многолетняя размолвка и последующее изменение своего мнения у Томаса.

В 1929 году членом Шведской академии становится один из поклонников Томаса Манна. Во многом именно благодаря его участию писатель получает Нобелевскую премию по литературе. К этому времени писатель озабочен постройкой коттеджа в немецкой художественной школе Мемель (ныне территория Литвы). Здесь же он делает первые наброски своего романа «Иосиф и его братья».

В 1933 году находясь в поездке по Франции он узнает от своих детей, что ему не безопасно возвращаться в Германии. Пришедший к власти фашистский режим, который Манн нещадно критикует, может расправится с писателем. В итоге, как и писатель Ремарк Эрих Мария, Манн на долгие годы оставляет свою родину. Сначала он получает чехословацкое гражданство, но после оккупации страны Германией перебирается в США. Здесь он активно сотрудничает с Би-би-си, которое записи его программ транслирует по радио в Германии. Но с окончание Второй мировой войны в США он начинает подвергаться гонениям. Без веских на то причин его обвиняют в связях с коммунистами и пропаганде коммунистических идей. Томас Манн пытается оправдаться, но сталкивается с полным своим игнорированием со стороны СМИ. В итоге в 1952 году он перебирается в окрестности Цюриха. А вскоре после празднования своего 80-летия у него проявляются отек и боли в ноге. Ему ставят диагноз тромбофлебит, но уже после смерти в августе 1955 года выясняется, что у него была аневризма подвздошной артерии.

История, талант, дьявол…

Рассказ о трагической судьбе гениального композитора, заложившего свой талант и душу дьяволу, ведётся от лица преподавателя филологии Серенуса Цейтблома, близкого друга и душеприказчика Адриана Левериона. История опирается на «факты», подтверждённые «документально», а также на «личное свидетельство» Цейтблома, что не мешает событиям разворачиваться самым странным, а временами фантастическим образом.

Гуманист до мозга костей, потомственный бюргер, Цейтблом перемежает свой рассказ размышлениями об искусстве и истории, судьба его друга тесно переплетена и с судьбой Германии, и с его собственной судьбой… Но вот что интересно: передоверив повествование «человеку умеренному», обособившись от своего героя-повествователя, Манн как бы отказал ему в авторском «всеведении». Всё происходящее с Адрианом подано через восприятие Цейтблома, во многом ограниченное его собственным характером, его личностью (например, его подспудной, «бюргерской» верой в реальность тёмных сил). В результате иные «факты», не получившие авторской оценки или объяснения, остаются на совести рассказчика.

И всё-таки порой не возникает сомнений в полном единодушии писателя с рассказчиком, особенно когда речь заходит об оценке фашистской чумы, захлестнувшей его родину, ослепившей германский народ. В последних словах романа голос Цейтблома окончательно сливается с голосом Манна: «Скоро ли из мрака последней безнадёжности забрезжит луч надежды и — вопреки вере! — свершится чудо? Одинокий человек молитвенно складывает руки: Боже, смилуйся над бедной душой моего друга, моей отчизны!».

Поделиться ссылкой

Администрация Джонсона

14 декабря 1963 года новый президент Линдон Б. Джонсон повторно назначил Манна помощником государственного секретаря по межамериканским делам. 21 декабря Джонсон также назначил Манна главой Агентства США по международному развитию (USAID), организации, созданной президентом Кеннеди двумя годами ранее. Против двойного назначения выступили Кеннеди и их либеральные сторонники, включая сенатора Хьюберта Хамфри и советника Артура Шлезингера-младшего . Шлезинджер писал, что назначение Джонсоном Манна представляет собой «декларацию независимости, даже, возможно, декларацию агрессии против Кеннеди». Члены корпоративного истеблишмента Соединенных Штатов в целом считали, что у них хорошие отношения с Манном, и поддержали его назначение.

Доктрина Манна

В марте 1964 года новая администрация Джонсона провела трехдневную политическую конференцию для всех американских дипломатов в Латинской Америке. 18 марта Манн выступил с секретной речью перед официальными лицами США, в которой изложил политику администрации в регионе. Манн не обсуждал «Альянс ради прогресса». Его политика призывала к невмешательству против диктаторов, если они были дружественны бизнес-интересам США, но к вмешательству против коммунистов независимо от их политики. Содержание речи Манна просочилось в New York Times . Его комментарии были истолкованы как приоритет экономических интересов США над политическими реформами, и направленность этой политики стала известна как «Доктрина Манна».

Бразилия

Позже в том же месяце Манн поддержал военное свержение демократически избранного правительства в Бразилии , заявив о победе над коммунизмом. Манн напрямую способствовал этому захвату, отвлекая американскую помощь Бразилии от центрального правительства Гуларта. Американские оперативники истолковали Доктрину Манна от 18 марта как «зеленый свет» для продолжения переворота

После переворота Манн заявил, что «разочарование коммунистических целей в Бразилии было самой важной победой свободы в полушарии за последние годы».

Чили

В Чили Манн приказал провести интенсивную и скоординированную кампанию в пользу Эдуардо Фрея против Сальвадора Альенде на выборах 1964 года . В меморандуме от 1 мая государственному секретарю Дину Раску Манн писал:

Манн описал план из десяти пунктов, который включал:

  • угрозы экономического возмездия Чили в случае победы Альенде;
  • Производство и распространение ЦРУ и ЮСИА пропаганды против Альенде без указания источника;
  • 70 миллионов долларов в виде срочных кредитов для поддержки экономики и сокращения безработицы перед выборами; и
  • тайные контакты правительства и бизнеса США с чилийским бизнесом, армией, полицией, духовенством, профсоюзами и масонами с целью противодействия Альенде.

Эти усилия были успешными в 1964 году, но в 1970 году они были отменены .

Боливия

В Боливии, когда генерал Рене Барриентос Ортуньо возглавил захват правительства популярного революционного националистического движения (МПД), которое находилось у власти двенадцать лет, Манн заручился помощью новому военному правительству.

Панама

Позже Манн служил в Панаме в период интенсивной агитации, которую вели панамцы против зоны Панамского канала . Манн начал несколько успешных переговоров с Панамой, но был остановлен Джонсоном, который не хотел капитулировать по политическим причинам.

Доминиканская Респблика

В Доминиканской Республике Манн назвал демократически избранного президента Хуана Боша коммунистом и поддержал вторжение США в 1965 году . В апреле 1965 года Манн лично настоял на изготовлении телеграммы, в которой описывалась бы опасность для американских граждан в Доминиканской Республике. В то же время Манн оказал давление на военное правительство, чтобы те расправились с повстанцами в Санто-Доминго . Манн описал народное восстание как проникновение коммунистов, осуществленное Кастро, и поддержал вторжение США как необходимый ответ.

Повышение и отставка

Манн стал заместителем государственного секретаря по экономическим вопросам в 1965 году. Он ушел из государственного департамента в 1966 году и занимал пост президента ассоциации производителей автомобилей с 1967 по 1971 год.

Происхождение и юные годы

Наш герой родился в тяжелые времена: рушились старые представления о жизни, возникали новые. Именно поэтому биография Томаса Манна наполнена яркими, порой трагическими событиями. Он родился в 1875 году, 6 июня, в германском городке Любеке, воспитывался в семье Томаса Йоханна Генриха Манна. Тот занимался торговлей, был уважаемым человеком, исполнял обязанности городского сенатора. Мама будущего писателя — Юлия Манн – отличалась экзотическим происхождением. В ее жилах текла бразильская кровь. Девичья фамилия также звучала непривычно для уха добропорядочных бюргеров — да Сильва-Брунс. Женщина была одаренной, сумела привить любовь к музыке своим детям. Семья была многочисленной и зажиточной. У маленького Томаса имелось два брата и две сестры – Генрих, Виктор, Юлия и Карла. Все жили очень дружно. Писатель вспоминал о своем детстве как о самом лучшем и безоблачном времени в своей жизни. Однако в 1891 году глава семьи скончался от рака. Семейную ферму и отчий дом пришлось продать. Жена и дети отныне стали жить на проценты с вырученной от сделки суммы.

Антифашистская деятельность

Через три года (в 1942-м) переезжает в Пасифик-Палисейдз Томас Манн. Писатель ведет антифашистскую программу на радио: рассказывает немецким радиослушателям о разрушительность и преступности идей нацизма. В 1945 году он пишет доклад «Германия и немцы». В нем он говорит о родной стране, о том, что под воздействием дьявольской хитрости лучшие черты ее народа стали олицетворением зла. Он утверждает, что немцы не могут отречься от своей преступной родины, потому что являются ее неотъемлемой частью. Историческая вина будет отягощать немцев из поколения в поколение. Однако не нужно забывать и о «доброй» Германии, взрастившей немало знаменитых исторических личностей.

В 1947 году писатель публикует новый роман. В «Докторе Фаустусе» он повествует о пороках западной буржуазной интеллигенции. Адриан Леверкюн – гениальный композитор. Однако его разум поражен неизлечимой психической болезнью. Со временем он повторяет роковой путь небезызвестного доктора Фауста.

Эволюция мировоззрения

Не всегда поддерживали дружеские отношения Томас и Генрих Манн (биография писателя подтверждает это). Старший брат придерживался леводемократических и антивоенных взглядов. Только убийство в 1922 году Вальтера Ратенау (министра иностранных дел) заставила Томаса пересмотреть свои воззрения. Он публично отрекся от консерватизма и вступил в ряды Немецкой демократической партии. И все же писатель не сразу отказался от своих старых убеждений. Например, когда национал-социалисты устроили диверсию на премьере постановки «В чаще городов» по пьесе Б. Брехта, Манн высказался в поддержку этой акции. Он написал в цикле статей «Письма из Германии» о том, что немецкий народный консерватизм не воспринимает большевистское искусство, пронизанное «еврейским духом». Однако уже в 1930 году произносит пламенную речь «Призыв к разуму» о том, что нужно всячески сопротивляться идеям фашизма. И что рабочий класс может воспрепятствовать установлению в Германии нацистского режима.

С Кейт Колвиц и Альбертом Эйнштейном против национал-социалистов

В начале 1933 года он подписал письмо с призывом к объединению Германской социал-демократической партии и Коммунистической партии против национал-социалистов – вместе со знаменитым скульптором и антифашистом Кейт Колвиц и Альбертом Эйнштейном.

Генрих Манн выступал и писал против антисемитизма и в поддержку демократии. Он был не просто занозой в теле нацистов.

Манн покинул Германию до того, как его исключили из Прусской академии. В 1933 году он отправился во Францию, чтобы написать свой великий роман «Юность и совершенство Генриха IV». На родине его немецкое гражданство было немедленно аннулировано, нацисты уничтожили все его работы в ходе публичного сожжения книг.

Во Франции Генрих Манн участвовал в нескольких антинационал-социалистических организациях, но продолжал верить, что время нацистов быстро пройдет. Однако он ошибался. В 1940 году он бежал в Португалию через Испанию со своей женой Нелли и другими писателями оказался в изгнании. Нацисты пощадили его, а тем временем его брат Томас также покинул Германию и эмигрировал в Америку.

Фашизм, Германия и Томас Манн

В начале Первой мировой войны семейство Маннов (в 1905-м Томас женился на профессорской дочке Кате Прингсгейм) входило в высшие круги немецкой буржуазии. Это обусловило тот факт, что на первых порах писатель придерживался консервативных взглядов и не разделял пацифизма многих деятелей культуры, о чем публично заявил в сборнике философско-публицистических статей «Размышления аполитичного».

Принципиально важно понимать, что Манн поддерживал Германию, а не нацизм. Писатель ратовал за сохранение национальной самобытности европейских культур, в первую очередь немецкой – горячо любимой его сердцу с раннего детства

Ему был крайне неприятен повсеместно навязываемый повсеместно «американский образ жизни». Антанта, таким образом, становится для писателя своеобразным синонимом литературы, культуры, цивилизации.

Со временем, когда нацизм показал свое черное лицо, а любимая страна по локоть опустила руки в кровь невинных жертв, Томас Манн больше не мог ни под каким предлогом оправдывать действия Германии. В 1930 году он произносит публичную антифашистскую речь «Призыв к разуму», в которой резко критикует нацизм и поощряет сопротивление рабочий класс и либералов. Речь не могла пройти не замеченной. Оставаться в Германии больше не представлялось возможным. К счастью, семейству Маннов позволили эмигрировать. В 1933 году Манн с женой и детьми переселяется в Цюрих.

В эмиграции: Швейцария, США, Швейцария

Эмиграция не сломила духа Томаса Манна, ведь у него оставалась огромная привилегия – он продолжает писать и публиковаться на родном языке. Так, в Цюрихе Манн дорабатывает и публикует мифологическую тетралогию «Иосиф и его братья». В 1939-м выходит роман «Лота в Веймаре» – художественная стилизация фрагмента биографии Иоганна Вольфганга Гете, а именно его романтической привязанности к Лотте (Шарлотте Буфф), ставшей прототипом женского образа «Страданий юного Вертера».

В 1947 году был опубликован «Доктор Фаустус», рассказывающий о композиторе Адриане Леверкюне, который создал из своей жизни стилизацию под средневековую историю о докторе Фаусте, что продал душу Мефистофелю. Вымышленный мир Леверкюна переплетается с реалиями современной действительности – фашистской Германией, которую отравляют идеи нацизма.

Расплата за инакомыслие

Манну так и не удалось вернуться на родину. Нацисты лишили все его семейство немецкого гражданства. С тех пор писатель бывает в Германии наездами в качестве лектора, журналиста, литконсультанта. С 1938 года по приглашению руководства Принстонского университета Манн переезжает в США, где занимается преподавательской и писательской деятельностью.

В 50-е годы прозаик возвращается в Швейцарию. Манн пишет до самой смерти. Его закатными произведениями стали новелла «Черный лебедь» и роман «Признания авантюриста Феликса Круля».

Гомоэротизм в произведениях Томаса Манна

Гомоэротизм как репрезентация однополой любви был характерен для ряда произведений Томаса Манна. Самым ярким примером является новелла «Смерть в Венеции», написанная в 1912 году. В новелле препарируется внезапно вспыхнувшее чувство писателя Густава фон Ашенбаха к четырнадцатилетнему мальчику Тадзио.

Скандальная слава «Смерти в Венеции» обусловила повышенное внимание к частной жизни Томаса Манна. Примерный семьянин, отец шестерых детей, никак не компрометировал себя на публике

Путь к душевным тайнам Манна лежал через его дневники, которые писатель исправно вел на протяжении всей жизни. Записи несколько раз подвергались уничтожению, а затем немедленно восстанавливались, были утеряны во время неожиданной эмиграции, но через судебный процесс возвращены законному владельцу.

После смерти писателя его душевные треволнения были неоднократно проанализированы. Стало известно о его первых невинных страстях, интимной привязанности к школьному приятелю Вилльри Тимпе (его подарок – простой деревянный карандаш – Манн хранил всю жизнь), юношеском романе с художником Паулем Эренбергом. По словам Гомо Манна (сына писателя), гомосексуализм отца никогда не опускался ниже пояса. Зато богатые душевные переживания порождали образы его новелл и романов.

Манн, в самом деле, умел чувствовать больше и тоньше. Без этого умения не было бы поэтичных мужских образов Ганса Касторпа из «Волшебной горы», Руди Швердтфергера из «Доктора Фаустуса», Густава Ашенбаха из «Смерти в Венеции» и многих других. Копание в источниках вдохновения – бесславный удел современников, воспевание его плодов – достойная привилегия потомков.

Пробы пера

После трагедии семья будущего нобелевского лауреата переселилась в Мюнхен. Биография Томаса Манна гласит, что он прожил в этом городе до 1933 года. Правда, были и небольшие перерывы. Например, в середине 1890-х он вместе с братом Генрихом отправился в Италию. Однако еще в родном Любеке наш герой всерьез увлекся литературой. Он пробует свои силы в изданиях «Весенняя гроза» и «Двадцатый век», где выступает в качестве автора и создателя. Возвратившись из Италии, Манн начинает работать редактором. Он трудится в журнале «Симплициссимус», затем призывается в армию и, наконец, публикует свои первые новеллы.

Произведения

  • Сборник рассказов / Der kleine Herr Friedemann, (1898)
  • «Будденброки» / «Buddenbrooks — Verfall einer Familie», (роман, (1901)
  • «Тонио Крегер» / «Tonio Kröger», новелла, (1903)
  • «Тристан», перевод Апта, (1902)
  • «Тристан» / «Tristan», новелла, (1903)
  • «Королевское высочество» / «Königliche Hoheit», (1909)
  • «Смерть в Венеции» / «Der Tod in Venedig», рассказ, (1912) ,
  • «Размышления аполитичного» / «Betrachtungen eines Unpolitischen», (1918)
  • «Волшебная гора» / «Der Zauberberg», роман, (1924) ,
  • «Двое» (Голодающие) / «Die Hungernden», рассказы (1927)
  • «Культура и социализм» / «Kultur und Sozialismus», (1929)
  • «Марио и волшебник» / «Mario und der Zauberer», рассказ, (1930)
  • «Страдания и величие Рихарда Вагнера» / «Leiden und Größe Richard Wagners», эссе, (1933)
  • «Иосиф и его братья» / «Joseph und seine Brüder», роман-тетралогия, (1933—1943)
  • «Проблема свободы» / «Das Problem der Freiheit», эссе, (1937)
  • «Лотта в Веймаре» / «Lotte in Weimar», роман, (1939)  (недоступная ссылка)
  • «Обмененные головы. Индийская легенда» / «Die vertauschten Köpfe — Eine indische Legende», (1940)
  • «Доктор Фаустус» / «Doktor Faustus», роман, (1947) ,
  • «Избранник» / «Der Erwählte», роман, (1951)
  • «Чёрный лебедь» / «Die Betrogene: Erzählung», (1954)
  • «Признания авантюриста Феликса Круля» / «Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull», роман, (1922/1954)

Заключение

Фамилия «Манн» надёжно закрепилась в литературных кругах. Самым ярким представителем семейства, который внёс весомый вклад в мировую прозу, по праву можно считать Томаса Манна.

Томас Манн – виртуоз интеллектуальной прозы. Его манера изложения отличается подробным и неспешным описанием событий и образов. Такое повествование присуще XIX веку, и прослеживается в творчестве русских романистов: Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Для Томаса они выступили в роли «наставников». Однако проблемы, которые поднимает автор в произведениях, достаточно смелые с глубоким философским подтекстом. Такие темы присущи XX веку.

Были у писателя и критики. Им не хватало социальной значимости в произведениях автора. Манн не соглашался с мнением критикующих его произведения. Он пояснял, что в его романах социальные проблемы представлены в духовных отношениях отдельных людей, а не общества в целом.

Томас Манн посвятил писательству более 60 лет своей жизни. За это время он создал 8 романов и несколько новелл. Произведения Томаса Манна были признаны классикой ещё при жизни писателя.