Оглавление
IV
Его маленькие слабости как художника и неизбежные тернии… Трубецкой не
любит лепить голого тела.
Быть может, потому, что в его галерее искусства, в которой он учится, — на
улице, — нет голых людей. Про него говорили:
— Не любит, — потому что не умеет.
— Шить из глины пиджаки да платья — одно. А голое тело — это самое трудное.
«В опровержение» Трубецкой вылепил… голого Шаляпина 13.
Оригинал остался оригинален и тут.
Вышел настоящий «римский гладиатор».
Образцовая лепка тела.
В мастерской Трубецкого я застал его за работой: он лепил статуэтку с голой
натурщицы 14.
Вероятно, второе «опровержение».
Вот вам!
Мужское тело, женское.
И, вылепив два «опровержения», Трубецкой принялся за «свое»:
— Лепить, что видит и как видит.
«Пунктик» этого скульптора:
— Живопись!
— Мне хотелось бы сделать ваш портрет! — говорит Трубецкой даме. Дама сияет.
Вылепит Трубецкой!
— Вы будете добра мне попозировать?
— Oh, cher maitre! 15
— Я напишу вас в три четверти.
— Напишете?!
— Да, я теперь занимаюсь живописью.
Дама окисляется.
Три четверти не являются.
И напрасно.
Трубецкой превосходный живописец.
Еще в скульптуре его кто-то чему-то, — и он добавит:
— Зачем-то! — учил.
В живописи он самоучка.
И превосходен.
Это приводит в неописанный восторг этого упрямого человека:
— Видите? Искусству учиться не нужно.
III
Это — «дитя природы».
Он, вероятно, никогда не читал Руссо.
Но Жан-Жак Руссо, «великий поклонник природы», — вероятно, пришел бы от него
в восторг:
— Вот идеал!
Король Лир сказал бы про него:
— Вот человек таков, каким он вышел из рук природы. В нем нет ни знания от
книг, ни заразы от искусства! 7
Трубецкой лепил Толстого 8.
Толстого заинтересовало:
— Читали вы что-нибудь из моих сочинений?
Трубецкой просто и откровенно ответил:
— Нет.
Лев Николаевич только что получил французский перевод своего произведения:
«Об искусстве» 9.
— Вот. Не хотите ли прочесть? Это вас, быть может, заинтересует.
На следующий день Толстой спросил:
— Ну, что? Читали?
— Прочел две страницы.
— Заснул.
Толстой расхохотался.
И, кажется, окончательно влюбился в Трубецкого.
Трубецкой находит, что книг написано слишком много.
— Это только засоряет мозги.
Книги мешают людям видеть вещи такими, каковы они есть:
— Своими глазами 10.
По поводу какой-то конной статуи Трубецкого упрекали, что лошадь похожа на
лошадь Гарибальди 11:
— На знаменитом памятнике в Риме. Трубецкой простодушно отвечал:
— Не видал.
И это больше, чем возможно.
Это несомненно.
Трубецкой проходит мимо скульптурных произведений, самых знаменитых, даже не
интересуясь взглянуть на них.
Вы можете встретить его всюду, кроме художественной выставки, галереи, музея.
Ни один профан не видел скульптуры меньше, чем Трубецкой.
Смотреть скульптуру для скульптора вредно.
Это мешает «видеть предметы такими, каковы они есть»:
— Своими глазами!
— Какое мне дело до того, как передавал природу Микеланджело? Я должен
передавать ее так, как вижу ее я.
Он не признает ни учителей, ни учеников. Учитель один — жизнь. Для него
единственная:
— Галерея скульптуры — улица.
— Каждый человек — движущаяся скульптура. Ошибка художников та, что:
— Они стараются лепить, как другие: «как древние», «как Микеланджело», «как
Роден».
Выходят:
— Копии.
Как, например, у… Кановы. Такие произведения:
— Не нужны.
Каждый должен принести:
— Свое. Лепить:
— Как видит.
Трубецкого сделали преподавателем в училище живописи и ваяния 12.
Это был самый оригинальный учитель в мире.
— Я обучал всему, что знал. Как замешивать глину, как укреплять каркас, чтоб
статуя не упала. А затем: «Лепи, как знаешь!» Это все, что я знаю. Остальное, —
я вижу. Чему ж тут я могу его научить? Я не знаю, как видит он. Он не может
видеть, как я.
— Но это проповедь невежественности?
— Самостоятельности! — говорит он.
Но хорошо, что природе угодно было наделить своего «дитятю» гениальным
чутьем.
Трубецкой терпеть не может оперы.
Соединение слов с музыкой ему отвратительно, как раскрашенная статуя.
— Музыка, которая нуждается в объяснении словами, — не музыка.
— Это — два разных искусства.
— Музыка — самостоятельное искусство, она должна выражать все своими
средствами.
И в доказательство приводит такой факт.
Он слышал, что существует на свете «Героическая симфония» Бетховена. Но самой
симфонии никогда не слышал.
Однажды в Милане он зашел на дневной симфонический концерт Тосканини.
Не взглянув на афишу. Не взяв программы.
После нескольких произведений, которые ему «ничего не говорили», — он услыхал
что-то такое…
— Музыку!
Что-то, от чего у него волосы поднялись дыбом.
— Это была «Героическая симфония»? — обратился он к соседу. Тот взглянул на
него с удивлением:
— Да.
— Вот видите! — с торжеством добавляет Трубецкой. Поэтому не надо ни слов, ни
программ, ни афиш. Лишнее.
— «Героическую симфонию» и так все узнают.
— Но ведь в музыке не одни «героические симфонии»!
— А это никому не нужно.
Это один из тех людей, которые не оставляют в искусстве потомства.
Самородок.
Им все его началось, им все и кончится. Но он уверен, что если бы люди:
— Не засоряли себе мозгов чужими мыслями, — искусство, литература, — все
стало бы гениально.
Люди стали бы интересны. Писали бы, лепили:
— По-своему.
Это было бы всегда оригинально, часто интересно, иногда гениально.
V
Я познакомился с Трубецким на первой венецианской выставке 16.
Тут была
выставлена его первая и последняя вещь, в которой он:
— Сфантазировал.
Аллегория.
Проект памятника Данте 17.
С фигурами из «Божественной комедии».
Это было хорошо, сильно.
Площадка под пьедесталом — «мертвое озеро».
И голова человека, который тонет в этом «грязном озере», — до сих пор у меня
перед глазами.
Но проект забраковали.
А купили у Трубецкого:
«Московского ночного извозчика» 18.
Купили в венецианскую галерею.
Итальянцы, которые знают цену деньгам!
Никакой народник не изобразил бы типа лучше, чем этот Паоло, не говорящий
по-русски.
Убогая клячонка, убогие сани, убогий извозчик.
Все задремало.
Кляча, извозчик, самые сани.
Вся Русь, убогая, нищая деревенская Русь, ждущая, не поможет ли ей «столица»,
— здесь.
Третьей вещью Трубецкого был бюст Толстого 19.
И, подходя к нему, вы видите:
— Пророка.
Лицо — пророка, поворот головы — пророка.
Словно что-то возмутило его чуткую совесть, он поднялся и загремел.
И гремит, как Божий гром.
И это создал человек, никогда не читавший Толстого!
Как-то в разговоре в момент горячего спора он подметил это в Толстом.
И сказал себе:
— Эге! Да этот человек может быть пророком!
И вылепил его таким.
Гениальная наблюдательность.
Доходящая до:
— Прозорливости.
Трубецкой — это уменье подметить и передать:
— Особые приметы.
В одном жесте, штрихе что-то такое неуловимое, что заставляет вас сказать:
— Да, это он. Весь он.
Потомки Михаила Дмитриевича
После смерти Михаила Дмитриевича, княжество было разделено между его сыновьями: Семёном Михайловичем и Юрием Михайловичем, который бежал в Москву (1445), а его половина княжества была отдана Ивану Васильевичу Чарторыйскому. Его сын Иван Юрьевич Трубецкой выиграл (1499) процесс против Чарторыйского и вернул себе отцовскую половину княжества, также бежал в Москву (1500), но с занятием Северской земли московскими войсками (1503) вновь вокняжился на своём уделе и правил до смерти († 1520). После него уделом правил его племянник Симеон-Богдан Александрович (†1543). Эта ветвь пресеклась после смерти Михаила Семёновича († 1565).
Семён Михайлович, имел сына Ивана Семёновича († до 1499), а у последнего — сыновья, также перешедшие на сторону Москвы и сохранившие свои княжения: Андрей Иванович († 1546) перешел в подданство России при Иване III Васильевиче (1500), Иван Иванович Каширский наместник († 1538), Фёдор Иванович (княжил до 1540, ум.† 1541), Семён Иванович — боярин, наместник Костромы, последний удельный князь Трубчевский, княжил (1520-1566).
Жизнь
Он был сыном русского дипломата князя Петра Петровича Трубецкого и его второй жены, лирической певицы Ады Винанс (1831-1917). Его бабушка по отцовской линии была принцессой Эмили цу Сайн-Витгенштейн-Сайн (1801-1869), что делает его правнуком известного маршала принца Петра цу Сайн-Витгенштейн-Берлебург-Людвигсбург . Он работал в России, США, Англии и Италии. Он был художником-самоучкой, хотя учился скульптуре у Джузеппе Гранди . Он ассоциируется с импрессионизмом из-за его способности улавливать отрывочные движения в своих бронзовых работах. На него сильно повлияли работы Огюста Родена и Медардо Россо . Он изобразил общество в Бель Эпок . Некоторые из его бронзовых изделий все еще доступны на рынке. Достаточно известен портрет Констанции Стюарт-Ричардсон высотой 35 см под названием «Танцовщица». Его работы также были частью на художественном конкурсе на Летних Олимпийских играх 1912 года .
Самая большая и самая известная из его работ — монументальная конная статуя русского царя Александра III в Санкт-Петербурге , Россия. Памятник открыли в 1909 году на Невском проспекте возле вокзала Московский вокзал . После русской революции 1917 года советское правительство перенесло памятник с главной улицы в тыл Русского музея в Санкт-Петербурге. После распада Советского Союза , в 1994 году, памятник Александру поставили перед Мраморным дворцом у набережной Невы , на месте бывшего броневика, перевозившего Ленина с Финляндского вокзала.
II
Паоло Трубецкой, как известно, сын обедневшего русского князя, женившегося в
Италии на итальянке.
Он рано потерял отца.
Вырос в Италии.
Родной язык для него итальянский, он говорит по-французски, кажется,
по-английски, но русский язык для него:
— Иностранный.
Но в душе его звучат русские струны 5.
Не помню уж, во время какой работы с ним познакомился «проповедник балалайки»
В.В. Андреев.
Трубецкой влюбился в инструмент и в мотив. Он больше не мог работать иначе
как:
— Под аккомпанемент балалайки 6.
Андреев должен был играть ему без конца русские песни.
— Еще! Еще!
И Трубецкой твердил, слушая мотивы наших песен:
— Гениально.
Прислуга у Трубецкого в Париже — русская. Солдат, матрос, — бежавшие в 1905
году. И Трубецкой оказался более русским, чем русский солдат! В то время как
Трубецкой окружает себя русскими, — солдат женится на француженке. Покорил
сердце!
— Так что она имеет свой капитал, ваше высокоблагородие. Откроем торговлю.
И из русского бунтаря-солдата превратится во французского буржуа. Кн.
Трубецкой любит упоминать о своем русском родстве.
— Княгиня такая-то — моя кузина.
— Князь такой-то — мой дядя.
Но какой он аристократ!
У него не аристократические руки, идеи, прислуга, привычки. В юности он,
кажется, очень нуждался. И, по «уставу своего рыцарства», голодал. Теперь…
Знаменитости всегда обрастают родством.
Потомки Семёна Ивановича
Семён Иванович, последний владетель Трубчевска, имел двух сыновей:
- Романа Сёменовича;
- Василия Семёновича;
Род Трубецких продолжили сыновья Романа Семёновича — бояре:
- Никита Романович Косой († 1608) воевода, и
- Тимофей Романович († 1602).
Тимофей Романович был отцом Александра-Меркурия Тимофеевича Трубецкого († 22.08.1610) и известного деятеля Смутного времени Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, руководителя Первого ополчения, кандидата на царский престол (1613), затем — наместника Сибирского. Умер бездетным († 1625), как и его брат Меркурий Тимофеевич, так что представителями Трубецких остались только потомки Никиты Романовича Косого.
Новые публикации
«Русь» в игре 30.09.2021
Русские игроки, ступившие на спортивное поприще на родине или на чужбине под началом родителей, внесли весомый вклад в развитие профессионального спорта в Европе. Эмигранты создавали клубы, собирали полные стадионы на правах спортивных звёзд первой величины и выводили команды в чемпионы на тренерском поприще. Спортивные клубы создаются нашими соотечественниками и сегодня.
Незолотое кольцо России. Боровск 28.09.2021
В ста километрах от Москвы расположился один из самых уютных городков России. Пять лет назад Боровск вошёл в Ассоциацию малых туристических городов России. С первого взгляда город влюбляет в себя наивными и не очень картинами на стенах домов, витающим духом основоположника космонавтики Циолковского и гостеприимными кафе с местным чаем.
Юрий Лобачёв: создатель школы национального комикса в Сербии 27.09.2021
Дом русского зарубежья продолжает возвращать на родину забытые имена и наследие деятелей русской эмиграции. Первым в новом проекте «Пространство общей памяти: историческое наследие русского зарубежья в Европе» стало имя русско-сербского художника Юрия Лобачёва, создателя национального сербского комикса.
Славная бекеша, практичный анорак 27.09.2021
Каких только синонимов нет у самой популярной демисезонной одежды – куртки: косуха, кожан, штормовка, китель, бекеша, аляска, парка, бушлат, тужурка и даже чарльстонка… И у каждого названия своя интересная история.
Загадка трёх струн 24.09.2021
Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.
Алгоритмы «Фейсбука» против русских фамилий и переулков 23.09.2021
Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.
По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют 22.09.2021
Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.
«Мы сами»: как развивать речь с помощью авторепетитора 21.09.2021
Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников был создан учебный авторепетитор «Мы сами». Мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.
История жизни Павла (Паоло) Петровича Трубецкого
«Меня упрекают, — говорил он в другой раз, — что я как будто не окончил моего труда, что в нем много недоделанного. Мне думается, что это упрек не основателен. Всякий по-своему понимает законченность данного произведения. В памятнике нет ничего классического — это совершенно идейный памятник. Отрицательное отношение ко мне со стороны публики я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизной… Оно тем более понятно, что петербуржцы вообще не привыкли к новому слову в этой области искусства…» «Ставят мне в упрек, — жаловался скульптор, — толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжелую лошадь, считаясь с богатырской фигурой царя. Что касается вопроса, к чему стремился — к портретности или выражению известной идеи, — то в данном случае я, конечно, преследовал обе цели, ибо без портретности не может быть памятника, а без символа — произведения искусства. Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».
Госпожа Хернхеймер. 1897г. Бронза.
Трубецкой преодолел приемы импрессионизма и добился монументальности, пластического обобщения, архитектоничности. Он шел от изучения натуры, но отбросил все случайное, и форма приобрела особую выразительность. Скульптор добился гармоничности, уравновешенности, четкого и выразительного силуэта. Пропорции конной фигуры увязаны с размером пьедестала, благодаря чему был решен основной композиционный момент памятника.
Появление в 1909 году памятника Александру III в Петербурге вызвано бурю споров, дискуссий, разнотолков. Сооружение памятника подвело итог творчеству Трубецкого в России. Всего в России Трубецкой создал около пятидесяти станковых работ. В 1906 году он уезжает в Париж и бывает с тех пор в России лишь наездами и на очень короткие сроки.
На парижском Салоне 1906 года Трубецкой выставил выразительный портрет Огюста Родена, изображение изысканной госпожи Декори, портрет Армана Дейо. Критика констатировала, что Трубецкой принес в Париж свой специфический жанр «portrait-statuette». Однако то был последний всплеск широкого интереса к творчеству Трубецкого. На Западе уже слышались не только благожелательные отзывы. Появились и другие высказывания в его адрес: «легкий, незрелый», «скульптор аристократической знати».
Портрет матери
Когда в 1913 году Трубецкой выставил свои работы на римском Сецессионе, они уже не вызвали большого интереса. Критики писали, что Трубецкой работает в духе «устаревшего импрессионизма».
В 1914 году скульптор едет в США. Трубецкой намерен был провести в Америке несколько месяцев, но из-за войны остался там до 1921 года. Художник устраивал персональные выставки в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, Сан-Франциско. «В эти сумасшедшие годы он остается скульптором хорошеньких женщин», — пишет Ж.С. Гриони.
Трубецкой живет в Голливуде, где строит обширную студию и покупает небольшой дом. Его посещают Э. Карузо, М. Пикфорд, Д. Фербенкс, Ч. Чаплин. В 1919 году по проекту Трубецкого установили памятник Данте в Сан-Франциско, а в 1920 году — памятник генералу Харрисону Грай Отису в Лос-Анджелесе.
Дети
С 1921 по 1932 год художник живет в Париже. Здесь в 1927 году умирает его жена — шведка Элин Сундстрем. Ее смерть Трубецкой переживал мучительно, он едва не покончил с собой.
В 1932 году Трубецкой возвращается в Италию. Последним произведением мастера стала фигура Христа, оплакивающего человечество, которое творит зло.
Представители рода
- Трубецкой, Андрей Васильевич (XVI век — 1612) — князь, боярин и воевода XVI века, деятель Смутного времени, член временного правительства — Семибоярщины.
- Трубецкой, Алексей Никитич (~1600—1680) — князь, русский политический, военный деятель и дипломат, Великого государя ближний боярин и воевода и наместник Казанский, держатель Трубческий; двоюродный брат Дмитрия Тимофеевича.
- Трубецкой, Дмитрий Тимофеевич (?—1625) — князь, «Спаситель отечества», русский политический и военный деятель Смутного времени.
- Трубецкой, Юрий Никитич (Юрий-Вигунд Иероним) (?—1634) — зять боярина Михаила Глебовича Салтыкова, с которым он бежал в Польшу, где перешёл в католическую веру.
- Трубецкой, Юрий Петрович (1643—1679) — внук Юрия Никитича, вернувшийся в православие.
- Трубецкой, Иван Юрьевич (1667—1750) — князь, генерал-фельдмаршал, приближённый Петра I, последний в русской истории боярин.
- Трубецкой, Юрий Юрьевич (1668—1739) — сенатор, общий предок всех Трубецких, живших после 1750 года.
- Трубецкой, Никита Юрьевич (1699—1767) — генерал-фельдмаршал; имел 13 сыновей и 3 дочерей.
- Трубецкой, Пётр Никитич (1724—1791) — сенатор; его дочь Екатерина Петровна Строганова.
- Трубецкой, Сергей Никитич (1731—1812) — генерал-поручик.
- Трубецкой, Николай Сергеевич (?—1806) — его внук Трубецкой, Николай Николаевич (1836—1928) — губернатор Минской губернии, землевладелец.
- Трубецкой, Пётр Сергеевич (1760—1817) — действительный статский советник; нижегородский предводитель дворянства (1802—1807).
- Трубецкой, Сергей Петрович (1790—1860) — герой Отечественной войны 1812 года, декабрист.
- Трубецкой, Никита Петрович (1804—1855) — действительный статский советник, церемониймейстер.
- Трубецкой, Юрий Никитич (1736—1811) — действительный тайный советник, кавалер ордена св. Георгия 3-й степени; его дочь Прасковья Юрьевна Гагарина (Кологривова) (1762—1848) — первая русская воздухоплавательница.
- Трубецкой, Николай Никитич (1744—1821) — один из виднейших московских мартинистов, приятель Н. И. Новикова.
- Трубецкой, Александр Никитич (1751—1778) — полковник.
- Трубецкой, Иван Юрьевич (1703—1744) — президент юстиц-коллегии.
- Трубецкой, Пётр Иванович (1797—1871) — правнук Ивана Юрьевича, генерал от кавалерии, Смоленский и Орловский губернатор.
- Трубецкой, Пётр Петрович (1822—1892) — русский дипломат.
- Трубецкой, Николай Петрович (1828—1900) — председатель Русского музыкального общества.
- Трубецкой, Пётр Николаевич (1858—1911) — государственный деятель, землевладелец.
- Трубецкой, Сергей Николаевич (1862—1905) — русский религиозный философ, публицист и общественный деятель.
- Трубецкой, Николай Сергеевич (1890—1938) — лингвист, философ и публицист евразийского направления.
- Трубецкой, Владимир Сергеевич (1892—1937) — русский советский писатель (псевдоним — Владимир Ветов).
- Трубецкой, Евгений Николаевич (1863—1920) — российский религиозный философ, правовед.
- Трубецкой, Григорий Николаевич (1874—1930) — русский общественный и политический деятель, дипломат, публицист.
- Трубецкой, Александр Петрович (1830—1872) — камергер, кавалер ордена св. Георгия 4-й степени.
- Трубецкой, Алексей Иванович (1806—1852) — виленский вице-губернатор.
- Трубецкой, Николай Иванович (1794—1874) — обер-гофмейстер, член Государственного совета Российской империи.
- Трубецкой, Пётр Иванович (1797—1871) — правнук Ивана Юрьевича, генерал от кавалерии, Смоленский и Орловский губернатор.
- Трубецкой, Алексей Юрьевич (1704—1776) — гвардии капитан; его дальним потомком (в 6-м поколении — Генеалогия Трубецких (англ.) был Игорь Николаевич Трубецкой (1912—2008), автогонщик, коллекционер живописи.
- Трубецкой, Василий Сергеевич (1776—1841) — внук Алексея Юрьевича, участник наполеоновских войн, генерал от кавалерии, кавалер орденов св. Георгия 3-й и 4-й степени.
- Трубецкой, Александр Васильевич (1813—1889) — генерал-майор, автор «Рассказа об отношениях Пушкина к Дантесу».
- Трубецкой, Сергей Васильевич (1815—1859) — секундант на последней, смертельной, дуэли М. Ю. Лермонтова.
- Трубецкой, Владимир Васильевич (1815—1859) — отец контр-адмирала Владимира Владимировича Трубецкого, кавалера ордена св. Георгия 4-й степени.
- Трубецкой, Василий Сергеевич (1776—1841) — внук Алексея Юрьевича, участник наполеоновских войн, генерал от кавалерии, кавалер орденов св. Георгия 3-й и 4-й степени.
- Трубецкой, Дмитрий Юрьевич (1724—1792) — владелец дома-комода; его правнучка, Варвара Юрьевна была замужем за дипломатом П. П. Трубецким — отцом скульптора Паоло Трубецкого (1866—1938); а прапраправнук Григорий (Юрий) Иванович Трубецкой (1866—1926) — кавалер ордена св. Георгия 4-й степени, генерал-лейтенант, командир Императорского Конвоя.
- Трубецкой, Иван Дмитриевич (ок. 1756 — 1827) — камергер, владелец дворца на Покровке, имений Нескучное и Знаменское.
- Трубецкой, Никита Юрьевич (1699—1767) — генерал-фельдмаршал; имел 13 сыновей и 3 дочерей.
- Трубецкой, Юрий Петрович (1643—1679) — внук Юрия Никитича, вернувшийся в православие.
VI
Перейдем к его последней работе.
К памятнику Императору Александру III.
Находили «аллегорию» еще во время работы.
Находят и сейчас:
— Император осадил лошадь на всем скаку. Император слишком затянул поводья.
Это Трубецкой-то, понятия не имевший ни о каких политических делах в России,
— лепил «аллегорию».
Да еще либеральную!
Какие сумбурные у него на этот счет представления, — можете судить по такому
эпизоду.
Работая над моделью памятника, Трубецкой вдруг начал просить, чтоб его
мастерскую на Невском окружили рвами.
— Прошу вырыть вокруг глубокие канавы.
— Зачем?
— «Анархисты» сделают подкоп и взорвут мою мастерскую.
Все только расхохотались.
Можно же до такой степени не знать России, того, что в ней происходит, что в
ней может происходить.
Памятником недовольны 20.
Но если хотели воздвигать «бронзовую хвалу», — тогда очень неудачно
обратились.
Если хотели от художника портрета, — помните, как у Гоголя:
— Военный хотел, чтоб в глазах виден был Марс; гражданский чиновник, чтобы
рука опиралась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: «Всегда
стоял за правду» 21, — тогда совершенно напрасно обратились к Трубецкому.
«Воспроизводитель природы» — он ее и воспроизводил.
Художник того, «что он видит», — он добросовестно, с трудом, и мучительным
трудом, делал портрет человека, которого он никогда не видал.
Его совершенно не интересовали политические разговоры об императоре
Александре III.
Но он схватывался за всякого, кто:
— Видал императора.
Каков он был?
Просил рассказать.
— Представить!
Жадно слушал, смотрел.
— он так долго работал?
Потому что художнику, привыкшему воссоздавать именно то, что он видит, —
трудно было представить себе то, чего он никогда не видел.
— Он много капризничал!
У него была колоссальная мастерская, построенная ему дворцовым ведомством
22.
Как площадь.
Он катался по ней на велосипеде!
Но он и памятник создавал:
— Для площади.
Ему надо было видеть, как выглядит памятник:
— Издали.
Безумных денег стоило освещение.
Это правда.
Но ему нужно было видеть памятник при всяком освещении.
Он командовал своему литейщику:
— Пусти яркий солнечный день.
— Пасмурный!
— Сумерки!
— Белую ночь!
Ему дали массу портретов покойного императора, портретов домашних, семейных,
снятых любительской фотографией.
По этим документам, по показаниям очевидцев он создавал портрет лица,
которого он не видал.
И через несколько лет работы, поглощавшей все его мысли, сломав 16 моделей, —
совершил чудо.
Одно из ближайших к покойному императору лиц заплакало, увидев работу
Трубецкого:
— Как живой!
Художник торжествовал.
Он создал точный портрет человека, которого не видал.
Пресловутые «затянутые поводья» — это только «особая примета».
Как передать впечатление силы от спокойно сидящего человека?
Император никакой лошади на всем скаку не осаживал.
Он таков, каким императора видели, привыкли видеть.
Он спокойно сидит верхом, пока мимо проходят на смотру войска.
Но он страшно силен.
Сам этого не замечая, он машинально, легким, но сильным движением затянул
поводья.
И от этого веет на вас силой.
Это и дает впечатление силы.
Без этого фигура была бы только грузна.
Такой художник жизни, как Трубецкой, может только спросить:
— Живой?
И если плачут, глядя на его произведение:
— Как живой! — он может сказать:
— Я сделал все.
Несколько слов об импрессионизме.
1.1. Медардо Россо (1858-1928).
Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты. Медардо Россо был другом Трубецкого. В одном итальянском альбоме приведено фото статуэтки Толстого, позировавшего Трубецкому на изможденной лошадке:
Трубецкой. Толстой на коне. Бронзовая статуэтка
Если многие художники искали, как передать «внутреннее» содержание изображаемого, в данном случае — автора «Войны и мира», то импрессионист «ухватывает» мимолетное впечателение. Импрессионисты гордятся тем, что они сами выбирают «момент», «что изобразить и выразить». Трубецкой выразил, как человек сидит на лошадке.
А сразу же за этим фото в альбоме приведены скульптуры его старшего друга — Медардо Россо, которого обычно объявляют венцом скульптурного импрессионизма, хотя скромно оговариваются, что он уж чересчур импрессионист. Не утруждая себя переводом с итальянского, воспроизведем несколько фото его работ 1890-ых годов:
Пройдите опрос.
Загрузка …
Таким образом, первоисточник «правды жизни», как о том напишет барон Н.Н.Врангель, можно увидеть не только у Трубецкого, но и у его старшего товарища Медардо Россо.
1.2. Барон Врангель об импрессионизме
Эпиграф к настоящей заметке про жажду госпереворота взят из главы № XXXVI «Импрессионизм и правда жизни, написанной эпатажным почитателем импрессионизма, «критиком искусства» бароном Врангелем, братом генерала тоже барона Врангеля, воевавшего с красными. Этому критику русского искусства повезло: он не дожил до накликанной революции 1917, умерев в 1915.
Применительно к импрессионизму набор хвалебных словесных оборотов, встречающихся у Врангеля, подобен шаманским заклинаниям:
И далее в том же шаманском и революционном духе… Вывод один: нужен госпереворот, и какой же я (Врангель) тонкий и смелый критик!
Надо сказать, «чуйка» критика не подвела, он знал, что хвалить, а что ругать. Очень правильно угадал, что современный авангард (и даже его предтеча -импрессионизм) и госпереворот — соседние звенья одной цепи.
Его джентльменский набор фраз про «импрессионизм» — не более, чем набор бессмысленных «фиговых листочков». Эти листочки подбирают люди, жаждущие приобщиться к искусству, не сознавая, что это обманки. Если сделать несложный мысленный эксперимент – попытаться понять эти фразы, то сразу обнаружится, что не только художники, но вообще все нормальные люди хотят и красоты, и правды, и пробудиться, сами выбирают наиболее памятные моменты из жизни (даже когда делают селфи), тем более, хотят звучать гордо. Конечно, все это понимают по-разному. Зато не все хаотически ковыряют пальцем глину. Так что не растиражированные фразы Врангеля выделяют существенный признак скульптурного понятия «импрессионизм», а «ковыряние пальцем» и нежелание долго думать. Именно по этому признаку зритель прежде всего атрибутирует скульптуру импрессиониста (то есть догадывается, кто это сделал).
Описание герба
Щит разделен на четыре равные части, в коих изображены: в первой в золотом поле два Грифа держащие передними лапами Княжескую Корону, во второй части в голубом поле белый одноглавый Орел с распростертыми крыльями; в третьей части в красном поле Всадник на белом коне скачущий, имеющий в руке Шпагу вверх подъятую; в четвертой части в серебряном поле бычачья голова. Щит покрыт мантиею и шапкою принадлежащими Княжескому достоинству.
Вероятно, герб Князей Трубецких содержит вариацию герба Инфлянт (два грифона), изменённый герб Польши (белый орёл), герб Великого Княжества Литовского (всадник), герб Молдавского княжества (голова зубра).