Оглавление
Общие сведения
Поскольку памирцы проживают в высокогорной области, которая разделена между четырьмя государствами, их часто приравнивают к другим народам. Их историческая область (Бадахшан) расположена на территории Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая. Чаще всего эту народность ошибочно путают с таджиками. Кто такие памирцы?
Их относят к совокупности иранских народов, которые говорят на разнородных языках восточноиранской группы. Большинство памирцев исповедуют ислам. К сравнению, таджики, например, разговаривают на западноиранском диалекте и своим большинством исповедуют суннизм.
Общие сведения
Поскольку памирцы проживают в высокогорной области, которая разделена между четырьмя государствами, их часто приравнивают к другим народам. Их историческая область (Бадахшан) расположена на территории Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая. Чаще всего эту народность ошибочно путают с таджиками. Кто такие памирцы?
Их относят к совокупности иранских народов, которые говорят на разнородных языках восточноиранской группы. Большинство памирцев исповедуют ислам. К сравнению, таджики, например, разговаривают на западноиранском диалекте и своим большинством исповедуют суннизм.
Обычаи и нравы
Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы.
Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.
Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.
Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.
Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников.
Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов. Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла.
Население
Памир населен в первую очередь памирскими народами – автохтонами этой местности с незапамятных пор. На протяжении тысяч лет памирцы составляли единую родственную общность, но после раздела Памира между окружающими странами (СССР, Китаем, Афганистаном, Пакистаном) контакты между ними почти сошли нет из-за закрытости границ.
Всего численность памирцев, или как их еще называют бадахшанцев, составляет 300 тыс. человек, из них половина приходится на Горно-Бадахшанскую область Таджикистана. Памирцы говорят на восточно-иранских языках, что отличает их от таджиков, говорящих на языке западно-иранской группы. Всего памирских народов насчитывается 8, численность некоторых (ишкашимцы, мунджанцы) не превышает и нескольких тысяч человек, а сангличцы обладают критической численностью в 100-150 человек. Самый крупный памирский народ – шугнанцы с населением в 110 тыс. человек, из них 80 тыс. – в Таджикистане.
Памиры выделяются среди других народов Средней Азии необычной внешностью: среди них встречается большое число светловолосых и светлоглазых людей, особенно светлая пигментация распространена среди детей. Это результат инбридинга – закрепления редких генов в изолированных от внешнего мира популяциях. Однако необычная внешность памирцев привела к возникновению мнений, что они – потомки воинов армии Александра Македонского.
Еще один фактор, объединяющий большую часть памирских народов, это религия. В отличие от всех окружающих народов, памирцы не сунниты, а исмаилиты-низариты – приверженцы одного из ответвлений шиитского направления в исламе. Еще одна характерная черта памирцев – многоязычие. Все они кроме родного языка знают межнациональный язык общения (таджикский в Таджикистане, уйгурский в Китае), а памирцы Таджикистана почти поголовно знают и русский язык на уровне, превосходящем основное население страны.
Памирцы населяют высокогорные долины в южном и западном Памире, а в восточной части на самой большой высоте проживают памирские киргизы – один из самых высокогорных народов мира. Численность памирских киргизов – 11 тыс. человек.
Кто они такие?
Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан — так называется историческая область их проживания. Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей.
Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше.
Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе — самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья.
Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае — уйгурский.
Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 гг.), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.
Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.
Памироязычные народы
Классификация памирских народов обычно строится по языковому принципу.
Северные памирцы
-
Шугнано-рушанцы
— группа народов, населяющих смежные долины, говорящая на близкородственных языках-диалектах , что позволяет им при общении сносно понимать друг друга; часто в качестве междолинного шугнано-рушанского языка используется шугнанский .-
Шугнанцы
— Шугнан (тадж. Шуғнон
, шугн. Xuɣnůn
) — часть долины р. Пяндж в районе Хорога , долины его правых притоков (Гунт , Шахдара , Баджув). Правобережье реки Пяндж принадлежит Шугнанскому и Рошткалинскому районам ГБАО Таджикистана , левобережье — району Шигнан афганской провинции Бадахшан . Ведущий этнос Памира, численностью ок. 110 тыс. чел., из них в Афганистане ок. 25 тыс. -
Рушанцы
— Рушан (тадж. Рӯшон
, руш. Riẋůn
), область ниже Шугнана по течению Пянджа у впадения реки Бартанг . Правобережная часть расположена в Рушанском районе ГБАО Таджикистана , левобережная — в районе Шигнан афганской провинции Бадахшан . Общая численность — ок. 30 тыс. чел. В неё включаются также малочисленные смежные группы с отдельными языками и отдельным самосознанием:-
хуфцы
— Хуф (тадж. Хӯф
, хуф. Xuf
) к юго-востоку от Рушана; -
бартангцы
рошорвцы
— Рошорв (тадж. Рошорв
, рош. Rōšōʹrv
, самоназв. rašarviǰ) — верхнее течение Бартанга .— среднее и верхнее течение р. Бартанг ;
-
хуфцы
-
Шугнанцы
-
Сарыкольцы
(кит. 塔吉克语
Tǎjíkèyǔ
«таджики») населяют Сарыкол (уйг. ساريكۆل
, кит. 色勒库尔
Sèlēikùěr
) в долине р. Тизнаф (Ташкурган-Таджикский автономный уезд) и верховья Яркенда в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая . Численность ок. 25 тыс. чел.
Южные памирцы
Южные памирцы — реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах:
-
Ишкашимцы
— Ишкашим по берегам Пянджа (тадж. Ишкошим
, ишк. Šьkošьm
): кишлак Рын в ГБАО (Ишкашимский район) и кишлак Ишкашим в одноимённом районе афганского Бадахшана . Ок. 1500 чел. -
Сангличцы
— долина р. Вардудж в афганском Бадахшане , левого притока Пяндж , с главным кишлаком Санглеч. Численность критична (100-150 чел.). К северу от Санглеча в районе Зебака раньше существовал зебакский язык, в настоящее время полностью вытесненный таджикским (дари). -
Ваханцы
— исторически населяют область Вахан (тадж. Вахон
, вах. Wux˘
), включающую верхнее течение Пянджа и его истока Вахандарьи . Левобережье Пянджа и долина Вахандарьи (Ваханский коридор) относятся к району Вахан афганского Бадахшана , правобережье — к Ишкашимскому району ГБАО Таджикистана . Во 2-й половине XIX в. ваханцы широко расселились также к югу от Гиндукуша — в долинах Хунза , Ишкоман, Шимшал (Гилгит-Балтистан) и р. Ярхун в Читрале (Пакистан), а также в китайском Синьцзяне : Сарыколе и на р. Кильян (к западу от Хотана) . Общая численность ваханцев — 65-70 тыс. чел. -
Мунджанцы
(дари منجی
munǰi
, мундж. məndẓ̌i˘
Йидга
(урду یدغہ
, йидга yiʹdəγa) — часть мунджанцев, переселившаяся через хребет Гиндукуша в XVIII в. в долину Луткух области Читрал (Пакистан). Численность — ок. 6 тыс. чел.) населяют долину р. Мунджан в верховьях р. Кокча (район Куран и Мунджан в афганском Бадахшане). Численность — ок. 4 тыс. чел.
Территория проживания
Памирцы расселены по территории западного, южного, восточного Памира. На юге эти горы смыкаются с Гиндукушем. Площадь представляет собой узкие долины, расположенные на высоте двух и более тысяч метров над уровнем моря. Климат в этой местности отличается своей суровостью. Долины окружены крутосклонными хребтами высотой до семи тысяч метров над уровнем моря. Они покрыты вечными снегами. Не зря в качестве названия этой области (ареала проживания памирцев) используют выражение «Крыша мира».
Народы, которые проживают в Памире, имеют схожую культуру и традиции. Однако исследователи смогли доказать (по изучению языков), что эти народы относятся к нескольким древним восточноиранским общностям, которые попали на Памир отдельно друг от друга. Из каких же народностей состоят памирцы?
Что за народ?
Ответить однозначно, какие народности являются предками памирцев, не сможет ни один современный историк. Конечно, строится масса предположений, но не стоит забывать, что речь идёт о группе народов, а потому и предки могут быть разными. Да и сами памирцы с ходом времени не потеряли своей загадочности.
Согласно самому распространённому мнению, основу для появления памирской группы племён составили ираноязычные народности, что перебирались на Памир в разное время. По сути, было несколько волн миграции.
Так, к примеру, саки начали заселять высокогорье ещё в VII-VI веках до нашей эры, а несколько позднее с долины пришли предки ваханцев (одной из памирских этнических ветвей). Предки ишкашимцев переселились с юго-западных земель. В процессе взаимодействия происходило смешение культур, что позволяло сформировать поистине уникальный этнос.
Разнообразие народностей
Памирские народы принято разделять между собой по языковому принципу. Существует две основные ветви – это северные и южные памирцы. Каждая из групп состоит из отдельных народов, некоторые из которых могут говорить на схожих языках.
К северным пармирцам относятся:
- шугнанцы – ведущий этнос, насчитывающий более ста тысяч человек, из них около двадцати пяти тысяч проживают на территории Афганистана;
- рушанцы – около тридцати тысяч человек;
- язгулямцы – от восьми до десяти тысяч человек;
- сарыкольцы – считаются частью некогда единой группы шугнано-рушанцев, которая стала обособленной, ее численность достигает двадцати пяти тысяч человек.
К южным памирцам относятся:
- ишкашимцы – около полторы тысячи человек;
- сангличцы – численность составляет не более ста пятидесяти человек;
- ваханцы – общая численность достигает семидесяти тысяч человек;
- мунджанцы – около четырех тысяч человек.
Помимо этого, существует много близких и соседних народов, которые очень близки к памирцам. Некоторые из них со временем стали пользоваться местными памирскими языками.
Обычаи и нравы
Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы. Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.
Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.
Территория проживания (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Памирцы расселены по территории западного, южного, восточного Памира. На юге эти горы смыкаются с Гиндукушем. Площадь представляет собой узкие долины, расположенные на высоте двух и более тысяч метров над уровнем моря. Климат в этой местности отличается своей суровостью. Долины окружены крутосклонными хребтами высотой до семи тысяч метров над уровнем моря. Они покрыты вечными снегами. Не зря в качестве названия этой области (ареала проживания памирцев) используют выражение «Крыша мира».
Народы, которые проживают в Памире, имеют схожую культуру и традиции. Однако исследователи смогли доказать (по изучению языков), что эти народы относятся к нескольким древним восточноиранским общностям, которые попали на Памир отдельно друг от друга. Из каких же народностей состоят памирцы?
Язык
Памирские языки очень многочисленны. Но их сфера применения ограничивается бытовым общением. Исторически сложилось так, что с давних времен на них имел большое влияние персидский язык (таджикский).
Для жителей Памира персидский язык давно используется в религии, литературе, устном народном творчестве. Также он является универсальным средством для международного общения.
Памирские диалекты постепенно вытеснялись таджикским языком. В некоторых горных народах их все реже используют даже в быту. Например, в ГБАО (Горно-Бадахшанская автономная область) официальным языком является таджикский. Именно на нем ведется обучение в школах. Хотя если говорить об афганских памирцах, то на их территории школ практически нет, поэтому население в общей массе безграмотно.
Сохранившиеся памирские языки:
- язгулямский;
- шугнанский;
- рушанский;
- хуфский;
- бартангский;
- сарыкольский;
- ишкашимский;
- ваханский;
- мунджанский;
- йидга.
Все они входят в группу восточноиранских языков. Помимо памирцев, представителями восточноиранских этносов были и скифы, которые проживали в свое время на территории Северного Причерноморья и оставили после себя исторические памятники в виде курганов.
Горные районы
В альпинистской и туристской литературе (и не только в ней) в Памире принято выделять районы — Северный Памир, Северо-Западный, Центральный, Западный, Юго-западный, Восточный, Китайский. Строго говоря, Восточный Памир как раз и есть Центральный — обширная горная пустыня, поднятая на огромную высоту и окруженная со всех сторон ещё более высокими хребтами. Но так уж сложилось, что эту область чаще всего называют Восточным Памиром.
Пик Коммунизма
ЗаалайскийАлайской долины
На Западном и Северо-Западном Памире ущелья глубоко врезаны, бурные реки часто образуют каньоны, покрытые снегом и льдом вершины имеют острые формы (вершины альпийского типа). Перепады высоты здесь огромны — до 4100 метров. Так, дно Ванчской долины в 15 километрах выше районного центра Ванч лежит на высоте 1882 м, а высота близлежащего пика Арнавад достигает 5992 м. А пик Вудор (6132) в Язгулемском хребте возвышается над долинами Язгулема и Бартанга на 3900 метров.
В долинах много зелени — тополиные рощи, выше — берёзовые. По берегам рек густые заросли облепихи. Туристов и альпинистов здесь особенно радуют абрикосовые рощи. Одна из них, оранжевая от сочных и сладких абрикосов, находится в окрестностях кишлака Чадут на Бартанге.
К западному Памиру можно отнести западные оконечности хребтов — Дарвазского, Ванчского, Язгулемского, Рушанского. К Северо-западному Памиру — основание Дарвазского хребта, хребет Петра Первого и северную часть хребта Академии Наук.
На Северо-Западном Памире возвышаются знаменитые вершины — пик Коммунизма (7495), пик Корженевской (7105), пик Россия (6875), пик Известий (6841), пик Москва (6785), пик Гармо(6602).
Конгурские Альпы. Слева пик Гёз (5696). Фото О.Чхетиани
КонгурмузтагКитайском ПамиреКонгураКашгареКлармонт СкринКонгурскими АльпамиКонгурских Альп
В хребте Конгурмузтаг находится высочайшая вершина Памира — Конгур (7719). Его северная стена возвышается над подножием вершины на 4000 метров, а над долиной Гёздарьи — на 5500 метров!
Конгур (7719). Высота подножия северного склона 3700. Фото Александра Ершова
Конгурских Альпоблепиховые зарослиКонгурских АльпахУлугарттаг
Севернее и северо-восточнее популярного среди альпинистов хребта Конгурмузтаг находится менее освоенный хребет Китайского Памира — Улугарттаг (пик Чакрагиль или Карабентертаг, 6760). А ещё восточнее совсем не освоенный хребет Кингтау (Будунсельтау, 6220), примыкающий на северо-востоке к Заалайскому хребту. Район хребта Кингтау называют ещё Аксай по имени второй вершины района Аксайбаши (6146).
Вид на Заалайский хребет с севера (из Алая). Слева пик Ленина (7134). Фото А.Лебедева
Заалайский хребетАлайской долиной
Северные склоны Заалайского хребта покрыты лугами, а южные склоны, обращенные к Восточному Памиру пустынны. Огромные ледники спускаются в пустыню, растрескиваясь тысячами торосов. Таков ледник Октябрьский, на пересечение его иной раз уходит целый день.
Центральный Памир поражает своими ледниками. Здесь находиться самый длинный ледник Евразии — ледник Федченко (77 км), чуть восточнее и тоже со склонов пика Революции (6940) берёт начало ледник Грумм-Гржимайло (37 км).
Хребты
На рис.1. пронумерованы хребты Памира. Названия хребтов раскрыты в следующей таблице 1.
Табл.1. Хребты Памира
N | Название хребта | Высшая точка | Другие вершины |
---|---|---|---|
1 | Заалайский | пик Ленина (7134) | пик Дзержинского (6717), Кызылагын (6683) |
2 | Академии Наук | пик Коммунизма (7495) | пик Корженевской (7105), пик Россия (6875) |
3 | Шахдаринский | пик Маркса (6723) | пик Таджикистан (6565), пик Энгельса (6507) |
4 | Ваханский | Снежная Глыба (6421) | . |
5 | Кингтау | Будунсельтау (6220) | Аксайбаши (6146) |
6 | Улугарттаг | Чакрагиль (6760) | Вост. Чакрагиль (6445), пик 6330 |
7 | Конгурмузтаг | Конгур (7719) | Конгуртюбе (7595), Музтаг-Ата (7546) |
8 | Сарыкольский | Лявирдыр (6316) | Пик Красных Командиров (5821) |
9 | Петра Первого | пик Коммунизма (7495) | пик Москва (6785) |
10 | Дарвазский | Гармо (6602) | Арнавад (5992) |
11 | Ванчский | пик 5603 | Высокий Язгулем (5588) |
12 | Язгулемский | пик Революции (6940) | пик 26-ти Бакинских Комиссаров (6848) |
13 | Рушанский | пик Патхор (6083) | пик 5939 |
14 | Шугнанский | пик Скалистый (5707) | . |
15 | Ишкашимский | пик Маяковского (6095) | пик Берга (Хирсхаволь, 6091) |
16 | Зулумарт | пик Октябрьский (6780) | пик 6290, пик Веры Слуцкой (5925) |
17 | Саукдара | пик Белеули (6065) | . |
18 | Танымас | пик Горбунова (6030) | Крутой Рог (6018), Беляндкиик (5946) |
19 | Музкол | пик Советских Офицеров (6233) | пик Двуглавый (6148), Сев. Музкол (6128) |
20 | Пшарт | пик 5440 | пик Киязек (5401) |
21 | Северо-Аличурский | Пик Сарезский (5981) | Пик 5936, Кулин (5931) |
22 | Южно-Аличурский | Кызылданги (5704) | . |
23 | Богчигир | Богчигир (5716) | . |
24 | Музтаг-Сарыкольский | пик 5821 | . |
Хорог — Мургаб
Путь в Мургаб лежит через долины, окруженные суровыми горами. Зимой температура здесь опускается до минус 60 градусов Цельсия. Сильные ветра заметают дороги непролазными сугробами, и машины часто застревают. «Единственный способ выжить в такой ситуации — жечь покрышки и греться в ожидании помощи, — поделился личным опытом Диловар во время остановки. — Если помощи долго нет, в ход идут кресла и все, что горит. Неслучайно Памир называют „подножием смерти“…»
Мургаб, самый высокогорный город бывшего СССР (более 3600 метров над уровнем моря), напоминает остров погибших кораблей: утлые одноэтажные домики, будто согнанные порывами ветра в долину, сиротливо жмутся «бортами» друг к другу на фоне надменных и величественных гор. Электричество в гестхаусе «У Ибрагима» отсутствовало — деревянные столбы электропередачи, как неприкаянные покосившиеся мачты, топорщились по всему поселку. «Сейчас включу генератор, но только на три часа, — известил сам Ибрагим, проходя мимо нашей компании. — Скоро можно будет поужинать». Через открытую дверь кухни было видно, как дочь и жена хозяина постоялого двора, суетясь, по очереди закидывают в топку куски кизяка. На печи в кастрюле кипел суп, но есть совсем не хотелось.
Голова раскалывалась, подташнивало, сердце учащенно билось. Я умылся водой из рукомойника, обустроенного на дворе. Особо не помогло… «Если почувствуете признаки горной болезни: головная боль, тошнота, аритмия, — обязательно сообщайте», — сказал за столом Диловар. Отправив несколькими ловкими движениями тарелку супа внутрь себя, он добавил: «Почти каждый раз кого-нибудь приходится спускать вниз из-за приступа „горняшки“». Легкая паника змеиным клубком зашевелилась на дне живота: нам еще два дня здесь быть — продержаться бы… В этот момент у меня зазвонил телефон, и я вышел во двор. «Если выживу, — решил я добавить немного драматизма в разговор с беременной подругой, — то сына назову Памиром». «Может, не надо… — неуверенно произнесла она. — Ты уже кошку назвал Чучхе. Помнишь, как на нас смотрели в ветклинике…»
Головная боль не стихала. Сон в таком состоянии представлялся единственным спасением. Я зашел в свою комнату, которую делил с другим участником поездки. Пахло сыростью, где-то под потолком скреблись мыши. Одеяло было неподъемным: его будто набили песком или сухим цементом. Придавленный им, как могильной плитой, я подумал: «Будь что будет» — и моментально уснул.
Обычаи и нравы
Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы.
Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.
Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.
Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.
Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников.
Основные занятия
Чтобы понять, кто такие памирцы, стоит лучше изучить их образ жизни. Основным занятием у них издавна являлось земледелие высокогорного типа, которое сочетается с животноводством. В качестве домашних животных они разводили коров, коз, овец, ослов, лошадей. Скот был низкорослым, не отличался хорошим качеством. Зимой животные находились в кишлаках, а на лето выгонялись на пастбища.
К традиционным домашним промыслам памирцев, прежде всего, можно отнести обработку шерсти и выделку тканей. Женщины обрабатывали шерсть и изготовляли нити, а мужчины ткали известные в мире полосатые безворсовые ковры.
Развит был промысел по обработке рогов, в особенности диких козлов. Из них изготовляли гребни, рукоятки для холодного оружия.
История народа
Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы – потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет.
По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы – древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири.
Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.
Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры.
Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути.
На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов.Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли.
Ситуация изменилась в XIX веке, когда Россия и Британия вели активную борьбу за влияние в Азии. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.
Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным.
Увидеть и полюбить
Впервые я оказался на Памире во время гражданской войны в Таджикистане, в 1994-м году. В советское время Горно-Бадахшанская область была закрытой пограничной зоной даже для жителей Таджикистана. Чтобы попасть туда, требовался вызов, пропуск известных органов или спецкомандировка.
Шел второй год гражданской войны в Таджикистане. Два года потрясений, братоубийства и жестокого кровопролития. Два года скитаний и мытарств для сотен тысяч жителей бывшего советского Таджикистана. Два года потерь и страха потерь, два года ностальгии и тоски по родному дому, по близким, прозрачному горному воздуху, чистой ледяной журчащей воде, высокому яркому солнцу.
От войны бежали все, кто мог, кому было куда бежать и кому — не было. Я оказался в холодной декабрьской Москве, а мои родные, друзья и коллеги — кто где. Свыше 100 тысяч таджиков вынуждены были уехать в Афганистан. А Памир принял своих детей, тысячи бадахшанских семей, ехавших и шедших порой пешком в ноябре 1992-го с детьми и скарбом по перевалам из ставшего вмиг чужим и враждебным Душанбе.
Попасть на родину я мог только через Киргизию и Памир. Эта, восточная часть Таджикистана, по территории равная ее половине, горная и труднопроходимая для военных колон, оставалась островком мира.
Уходить в горы в годы лихолетья, видимо, древняя традиция народов Арианы Ваэджа, а потом Согдианы, Бактрии и Таджикистана. Так было во время войн с хунну, так было во время завоевания Согдианы Александром Македонским в середине 4-го века до н.э., потом — при нашествии монголов, потом — при арабах. Так было во времена междоусобных войн многочисленных воинствующих восточно-иранских племен и союзов. Древние города в долинах рек Зарафшан, Аму-Дарья, Сыр-Дарья, Вахш и Варзоб разрушались, а их выжившее население частично ассимилировалось или уходило в степи и другие земли, создавая новые исторические феномены, или спасалось в горах, переходя на натуральное хозяйство в изолированных по полгода снегами ущельях. Поэтому горы для таджика — это и колыбель, и дом родной, и крепость, и лекарство, и пища, и последнее пристанище. Таджикские кишлаки-села можно увидеть из долины на груди исполинов высотой в полнеба, казалось бы, в самых недоступных и неподходящих для селения местах, даже на вершинах гор. Снизу эти селения видятся зелеными пятнами, и кажется невероятным, что они умудрились так высоко забраться и зацепиться на отвесных скалах. Сам путь до них сопряжен с опасностью. Эти села, как крепости и вызов всем, кто хотел бы возвыситься над свободолюбивым народом, для которого быть вдали от любых властей, быть вольным важнее благ и удобств. Впрочем, то место, откуда открывается такой вид, также находится на одной из высоких подушек, небольшой площадке, плато, окруженном дремлющими динозаврами, сказочными дэвами и караванами хребтов. Сам рельеф и ландшафт не могли не повлиять на формирование характера и нрава таджиков. Горы не терпят суеты. Они требуют чистоты помыслов, веры, терпения, упорства, выносливости, мудрости и правдивости, вдумчивости, но и отваги, независимости, чувства собственного достоинства, хорошей реакции и умения принимать решения. Горы таджикские, особенно памирские, самые молодые и высокие в бывшем Союзе. Но любви они не требуют, они ее завоевывают одним своим магическим видом и молчанием, однажды и навсегда.
Увидеть вновь эти горы вопреки всему — что может быть более безумным и рискованным во время идущей на родине войны для человека, который по привычке принимает громады облаков за очертания белоснежных гор везде, где бы ни оказался?
Вот и мои душанбинские друзья-памирцы, зимой 1992 года оказавшиеся в неприветливой, хмурой и неуютной Москве, предпочли все же уехать на Памир, в объезд, через киргизский Ош. В Припамирье шли бои, самолеты со звездами бомбили горные кишлаки, а на самом блокированном войной Памире наступал голод. Но добравшись до родных мест, мои друзья позвонили мне и сказали, что восточная дорога через Киргизию и Ош открыта.