Никколо паганини

Оглавление

Детство

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757—1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».

Как-то во сне мать увидела ангела, который предрек ее любимому сыну карьеру великого музыканта. Отец также уверовал в это. Разочарованный тем, что его первый сын, Карло, не радовал успехами на скрипке, он заставлял заниматься другого. Поэтому у Никколо почти не было детства. Мальчик всегда помнил себя в непрерывных истощающих занятиях на скрипке. Природа наделила Никколо необыкновенным даром — слухом, необычайно чувствительным. Даже удары колокола в соседнем соборе били по нервам.

Мальчик открывал для себя этот особый, звенящий необыкновенным богатством красок мир. Он пытался воспроизвести, воссоздать эти краски на мандолине, гитаре, на своей маленькой скрипочке — любимой игрушике и мучительнице, которой суждено было стать частью его души.

Отец рано подметил одаренность Никколо. С радостью он все больше убеждался: у Никколо редкий дар. Антонио уверился в мысли, что сон жены вещий, сын сможет завоевать славу, а значит — и принести деньги, много денег. Но для этого надо нанять учителей. Никколо следует заниматься упорно, не щадя себя. И маленького скрипача запирали для занятий в темный чулан, а отец бдительно следил, чтобы тот играл непрерывно. Карой за непослушание было лишение еды.

Кадр из фильма “Паганини: Скрипач Дьявола”

Усиленные занятия на инструменте, как признавал сам Паганини, во многом подорвали его и без того хрупкое здоровье. На протяжении всей жизни он много и тяжело болел.

Первым более или менее серьезным педагогом Паганини стал генуэзский поэт, скрипач и композитор Франческо Ньекко. Паганини рано стал сочинять — уже в восьмилетнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций.

Постепенно слава о юном виртуозе распространилась по всему городу, и на Паганини обратил внимание первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста. Уроки проходили раз в неделю, и более полугода Коста наблюдал развитие Паганини, старался передать ему профессиональные традиции

После занятий с Костой Паганини смог, наконец, впервые выйти на эстраду. В 1794 году начинается его концертная жизнь. В то же время состоялись встречи, во многом определившие дальнейшую судьбу Паганини, характер его творчества. Он познакомился с искусством польского виртуоза Августа Дурановского, концертировавшего тогда в Генуе, и был потрясен необычайными выразительными средствами, им применявшимися. Другая встреча состоялась с маркизом Джанкарло ди Негро, богатым генуэзским аристократом и меломаном. Она принесла не только дружбу с умным и добрым человеком. Маркиз взял на себя заботу о будущем Никколо.

С его помощью Никколо смог продолжить образование. Новый учитель Паганини — виолончелист, прекрасный полифонист Гаспаро Гиретти, привил юноше отличную композиторскую технику.

Два выступления Паганини в Парме прошли с огромным успехом, и молодого виртуоза пожелали послушать при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Никколо понял, что настала пора эксплуатировать талант сына. Взяв на себя роль импресарио, он предпринимает поездку по Северной Италии. Юный музыкант выступал во Флоренции, а также и Пизе, Ливорно, Болонье и Милане. И всюду огромный успех. Никколо жадно впитывал новые впечатления и под жесткой опекой отца продолжал много заниматься, совершенствуя свое искусство.

В этот период родились многие из его прославленных каприччи, в которых легко прослеживается творческое преломление принципов и технических приемов, впервые введенных Локателли.

Каприччи Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл и тугую пружину, что станет характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини своего собственного языка.

Личная жизнь

Несмотря на непрезентабельную внешность, Никколо Паганини не испытывал недостатка в любовницах. Глядя на фото, современники удивляются, как это ему удавалось. Желтоватое лицо, острый нос, угольно-черные глаза и спутанные темные волосы – это портрет великого музыканта. Едва юноше исполнилось 20 лет, как у него появилась дама, которая увозила скрипача вечерами в собственное поместье, чтобы отдохнуть после концертов.

Никколо Паганини в 20 лет

Следующей музой мужчины становится Элиза Бонапарт Бачокки, которая приблизила любимого ко двору и всячески поддерживала. Отношения завязались непростые, но настолько страстные, что в этот период скрипач пишет 24 каприса на одном дыхании. В этюдах раскрывается все, что испытывал юноша к красавице-принцессе: боль, страх, любовь, ненависть и восторг. Это произведение до сих пор не дает покоя слушателям, многие из которых считают, что в тот момент рукой композитора управлял сам дьявол.

Расставшись с Элизой, Никколо вернулся к гастролям, где и познакомился с Анджелиной Каванной. Девушка — дочка портного и отдала последние деньги за возможность увидеть великого виртуоза. Так как музыканта окутывали мистические слухи, то Анджелина решила сама убедиться в «сатанизме» скрипача и пробралась за кулисы. Молодые люди мгновенно полюбили друг друга. Чтобы не расставаться с возлюбленным, красавица отправилась в совместное турне в Парму, даже не оповестив отца. Спустя 2 месяца обрадовала сожителя известием о том, что вскоре станет матерью.

Никколо Паганини в молодости

Музыкант отправляет подругу в Геную к родственникам, где ее находит отец. Портной обвинил Паганини в развращении дочери и подал в суд. За время судебных разбирательств Анджелина родила, но дитя погибло. Скрипач выплатил денежную компенсацию семье Каванно.

Спустя 3 месяца влюбчивый скрипач завязал отношения с певицей Антонией Бьянки, которая выступала на сцене «ЛаСкала»

Пара жила настолько странно, что неоднократно привлекала внимание окружающих. Антония любила Никколо, но постоянно изменяла

Девушка объясняла это тем, что мужчина часто болел,а ей не хватало внимания. Собственные измены певица не скрывала. Любимый тоже в долгу не оставался и заводил интрижки с кем попало.

Никколо Паганини и Антония Бьянки

В 1825 году у пары рождается сын, которого назвали Ахилл. Скрипач, мечтающий о детях, безумно обрадовался этому факту. Чтобы создать ребенку условия и обеспечить дальнейшую жизнь, молодой отец погрузился в творчество и зарабатывание капитала

Не забывая при этом уделять внимание горячо любимому Ахиллу. Супруги разошлись, когда ребенку исполнилось 3 года

Никколо добился единоличной опеки над малышом.

Несмотря на любовные похождения, привязан он только к одной женщине – Элеоноре дэ Лука. С юности и до зрелости мужчина навещал возлюбленную, которая безропотно принимала блудного друга.

Паганини, итальянский скрипач-виртуоз, гитарист, композитор вне музыки был мрачным человеком, а также игроком и дебоширом. Но взяв инструмент в руки, он не играл, он разговаривал струнами. Для одних он — ангел музыки, для других — скрипач дьявола…

Кстати, трудное детство было и у Тургенева — он боялся мать и ругался с Толстым.

Детство Паганини прошло в кладовке

Никколо родился 27 октября 1782 года, то есть 235 лет назад, у мелкого торговца Генуи. И если отец Моцарта своего гениального ребенка музыкой увлекал и развлекал, то отец Паганини, безуспешно потратив время на обучение старшего сына, младшего, Никколо, просто запирал в кладовке, пока тот не выучит особенно трудный этюд.

У мальчика практически не было детства, оно прошло в бесконечных изнуряющих музицированиях. Имея потрясающе тонкий слух, Никколо Паганини и сам пытался на гитаре, мандолине и скрипочке сложить в мелодии где-либо услышанные им звуки.

Трудное детство. Кадр из фильма «Паганини: скрипач Дьявола»

Игрок на сцене и в жизни

Мастерство и слава росли с Никколо. Он начал зарабатывать, концертируя по Италии. Зрителей, как магнитом, притягивала загадочная таинственность повзрослевшего музыканта. В нем было все необычно, начиная с его запавших глаз на бледной коже, большого крючковатого носа и невероятно длинных пальцев и до отрешенного состояния подергивающегося в такт мелодии тела. Но главное, когда он стоял на сцене, слившись со своим инструментом, — нечеловечески потрясающая игра на скрипке.

Фильм «Паганини скрипач дьявола» впечатлил и музыкой, и подноготной с вином и опиумом, развратом и страстями. Кстати, исполнитель главной роли Дэвид Гарретт самостоятельно исполнил все произведения мастера!

Не только сейчас, но и при жизни Паганини ажиотажный интерес вызывал его образ жизни азартного игрока, получавшего за выступления огромные гонорары, но из-за проигрышей часто остававшегося без денег даже на еду. Ему приходилось неоднократно закладывать свою скрипку и просить взаймы.

Паганини-шоумен

С рождением сына он остепенился и даже скопил небольшое состояние. Никколо Паганини жил в Тоскане и, наслаждаясь залитыми солнцем улицами, сочинял каприсы для скрипки. Маэстро не записывал свои произведения, чтобы оставаться единственным исполнителем, хотя тех, кто мог бы повторить мелодии Паганини даже с нотами, было трудно сыскать.

Недолго он был придворным музыкантом, но вернулся к концертам, где устраивал настоящие шоу, сопровождая игру эффектными трюками вроде лопнувшей струны и расстроенной скрипки, имитировал на ней звучание гитары, флейты, трубы и валторны, заменяя одним инструментом целый оркестр. А для людей, в музыке не разбиравшихся, он даже «жужжал» и «мычал» скрипичными струнами.

Легкая и непринужденная манера исполнения, виртуозное владение инструментом сделали его самым популярным скрипачом Италии. Однажды его позвали исполнить масонский гимн перед итальянской Великой ложей. Ему рукоплескала и вся Европа. Его называли «южным колдуном». Паганини восхищались даже коллеги. Гейне, Бальзак и Гёте посвящали ему восторженные строки.

После смерти — год в подвале

Триумф прервал туберкулез, стремительно и трагично. Никколо вернулся в Италию, кашель не давал даже говорить. Очень больным человеком, страдая от тяжелейших приступов, он вернулся в родную Геную, где прожил еще три года.

Гений умер в Ницце в 1840 году. Папская курия долго не позволяла похоронить его — игрока, погрязшего в кутежах и разврате и категорически отказывавшегося писать музыку для библейских псалмов. Два месяца забальзамированное тело лежало в комнате, еще год — в подвале его дома.

Единственное фото виртуоза и его скрипка «Вдова Паганини»

Его не раз хоронили при жизни, и когда Паганини действительно умер, газеты привычно напечатали некролог с припиской: «Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение». Но на сей раз это была правда, а не злокозненные слухи завистников.

Незадолго до смерти, как и обещал, Паганини раскрыл секрет своей виртуозной игры: «Надо видеть и ощущать мир инструментом, хранить воспоминания в грифе и самому становиться струнами и смычком». Всецело принести себя в жертву музыке по силам было только ему.

Post Views: 1 360

Тур по Европе

В 1828 г. Паганини впервые отправился в тур по Европе. Начав с 14 концертов в Вене, он останавливался в каждом большом городе Германии, Польши и Богемии и в конце концов обосновался в Страсбурге, где оставался до 1831 года. Его успех привел к формированию культа подражания ему во всем.

В 1832 году он посетил Великобританию и совершил поездку по Англии и Шотландии, заработав огромное количество денег. В 1833 г. музыкант поселился в Париже, оставаясь там до сентября 1834 года. В этот период он снова начал страдать от различных недугов, что приводило к частым отменам его концертов и мешало его карьере.

Биография[править | править код]

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (—) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».

В пять лет отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал мальчика, если он не проявлял должного прилежания. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно упражнялся, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто. Сам Паганини никогда не упоминал, что учился у Черветто, однако его биографы, например Фетис, Джервазони, упоминают этот факт. С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В том же году он прошёл обучение у капельмейстера собора Сан Лоренцо Джакомо Коста.

В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл бурную и активную жизнь, постоянно гастролировал, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации «скряги». Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хоть размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

27 декабря 1808 года Паганини исполнил в ложе Великого Востока Италии масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.

В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. К тому времени он постоянно болеет, его здоровье подорвано. Несмотря на то, что скрипач прибегает к помощи многих именитых врачей, никто из них не сумел избавить его от многочисленных недугов.

В октябре 1839 года Паганини, в чрезвычайно нервном состоянии, в страшных болезнях, последний раз приезжает в родную Геную к семье.

Последние же месяцы своей жизни Паганини не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а многочисленные болезни уже не поддавались лечению. Он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.

«Достойный сын славного города»

Имя Никколо Паганини очень тесно связано с Генуей. Во-первых, маэстро родился в Генуе. В октябре 1782 года, 27-го числа, в небогатом генуэзском квартале под названием «Черная кошка», в семье Антонио и Терезы родился третий ребенок. Мальчик, которому суждено было прославить Геную на века.

Несмотря на то, что отец Никколо был обычным торговым агентом, он увлекался музыкой

Разочарованный тем, что старший сын Карло не проявлял никаких музыкальных способностей, отец обратил внимание на младшего сына, и буквально заставлял мальчика целыми днями играть на скрипке. Он мечтал, что однажды сын станет прославленным музыкантом и станет зарабатывать много денег

А юный Никколо мечтал хоть один день отдохнуть от музыкальных пассажей…

Первый сольный концерт случился, когда юному скрипачу было всего 11 лет. Мальчик несколько лет занимался у Джакомо Косты, который был первым наставником Никколо и преподавал ему скрипичное мастерство. Юный гений удивил горожан, о талантливом мальчике заговорили.

Следующим учителем стал Гаспаро Гиретти, который привил композиторскую технику и научил мальчика сочинять, ориентируясь не на инструмент, а лишь на внутренний слух.

В 16 лет Никколо удается вырваться из-под опеки отца и уехать в Пизу, где о его выступлениях заговорили. Никто из музыкантов не мог повторить те пассажи, которыми виртуозно владел Никколо. Он умел извлекать из скрипки звуки, похожие на пение птиц, звуки ветра и даже человеческий голос. Концерты шли одни за другим, города сменялись чередой: Милан, Пиза, Ливорно…

Но настоящий успех также пришел к скрипачу опять же в Генуе. Это случилось в 1827 году, в театре Фальконе, где 9 ноября состоялся концерт музыканта. Слушатели были поражены тем волшебством, которое извлекал из скрипки великий маэстро.

В числе слушателей был и король Пьемонта и Сардинии – Карл Феликс. Августейший монарх не скупился на аплодисменты, а после концерта выказал музыканту свое особое расположение. Этот случай попал на страницы «Газета-ди-Дженова», и вскоре имя Паганини знали по всей Италии.

На протяжении всей жизни музыканту приписывалось множество романов, в том числе и с августейшими особами. История сохранила лишь имена лишь двух женщин, с кем Никколо имел довольно продолжительные романы.

Один из романов случился с Анджелиной Каванна, правда он был омрачен тем, что Анджелина написала властям, будто музыкант соблазнил ее и похитил.

Паганини пришлось даже провести несколько дней в тюрьме. После внесения залога и выплаты большой суммы Анджелине, дело было закрыто.

Второй роман связан с именем Антонии Бьянка, которая родила музыканту его единственного сына Ахилла.

Из-за многочисленных поездок, постоянного музицирования Паганини совершенно не занимался собственным здоровьем. Его стали беспокоить кашель и периодические боли. Ни мази, ни притирки, ни поездки на французские морские курорты не могли излечить мастера.

Свои последние полгода жизни музыкант провел в Ницце. Сняв домик на побережье, он доживал последние дни практически в одиночестве, не желая никого видеть и страдая от невозможности заниматься музыкой, как и раньше.

Умер Паганини в 1840 году. Сегодня на этом доме (29 Rue Paganini, Nice) установлена памятная доска о том, что здесь проживал величайший музыкант.

Интересные факты о Паганини:

  • Многие современники называли Паганини «скрипачом дьявола». Многие отказывались верить, что музыкант способен извлекать из скрипки столь прекрасные звуки, и лишь прослушав его исполнение, признавались — этот человек на самом деле виртуоз своего дела.

Паганини был до невозможности рассеянным. Он даже дату своего рождения не помнил, и в документах везде указывал по недоразумению разные даты – то на два года позже, то на год раньше. И он был третьим ребенком в семье, а не вторым, как говорил сам.

Неизвестно, посещал ли Никколо школу. В его письмах, написанных им уже в зрелом возрасте, встречаются весьма частые и грубые орфографические ошибки.

Ранняя биография

Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе, которая в то время являлась столицей одноименной республики. Его отец Антонио Паганини был не очень успешным брокером, который занимался судоходным бизнесом. Его матерью была Тереза Боккардо. Они оба были музыкантами-любителями.

Никколо, родившийся третьим из шести детей, был крещен 28 октября в Кьеза-ди-Сан-Сальваторе, на площади Сарцано. Среди его выживших братьев и сестер были Бьяджо и Карло Паганини и Тереза ​​Бонати. О других детях ничего не известно.

Антонио Паганини играл на мандолине в местном оркестре. Он быстро осознал потенциал Никколо и начал учить его этому инструменту, как только последнему исполнилось 5 с половиной лет. Его мать, хотя и была неграмотной, взращивала талант сына, как могла.

Когда Никколо исполнилось семь лет, его отец начал учить его игре на скрипке. Так как он играл на мандолине, у него не было ничего, чтобы предложить гению. Поэтому для дальнейших уроков он отправил его к скрипачу в местном оркестре, Джованни Серветто.

Детство и юность

Знаменитый композитор Niccolò Paganini родился в 1782 году в небогатой семье. Родители очень переживали за здоровье новорождённого. Дело в том, что он родился недоношенным. Врачи не давали шансов на то, что младенец выживет. Но случилось чудо. Недоношенный мальчик не только оправился, но и радовал семью своей гениальностью.

Изначально глава семейства работал в порту, но позже он открыл собственную лавку. Мама всю свою жизнь посвятила воспитанию детей. Говорили о том, что однажды женщине приснился ангел, который рассказал о том, что её сына ждёт блистательное музыкальное будущее. Когда она рассказала о сне супругу, то он не придал ему значение.

Watch this video on YouTube

Именно отец привил Никколо любовь к музыке. Он часто играл на мандолине и занимался музыкой с детьми. Паганини-младший не увлёкся этим инструментом. Его больше интересовала игра на скрипке.

Когда Никколо попросил отца научить его играть на скрипке, то он охотно согласился. После первого занятия мальчик начал профессионально играть на музыкальном инструменте.

Детство Паганини проходило в строгости. Когда отец понял, что мальчик хорошо играет на скрипке, то вынуждал его постоянно репетировать. Никколо даже сбегал с занятий, но отец применял жёсткие меры — он лишал его пропитания. Изнурительные занятия на скрипке вскоре дали о себе знать. У Паганини-младшего развилась каталепсия. Когда врачи пришли в дом Никколо, то оповестили родителей о смерти сына. Отец и мать, которые были убиты горем, начали готовиться к похоронной церемонии.

Niccolò Paganini (Никколо Паганини): Биография композитора

Смерть мастера

Паганини на протяжении 15 лет вел уединенную жизнь в Италии, у него был свой дом в Парме, Милане и родной Генуе. Музыкант много времени посвящал написанию композиций, именно в это время он создал знаменитую Военную сонату и Второй концерт для скрипки, которые стали кульминацией всего его творческого пути. В 1830 году Паганини успешно выступает дирижером в опере Вестфалии, за что удостаивается титула барона.

В конце тридцатых годов самочувствие Никколы постоянно ухудшалось, его мучили приступы кашля, у него развивалась чахотка, а постоянные поездки на море уже не приносили облегчения. Мастер с каждым годом становился всё слабее и слабее. Несколько раз Паганини оказывался на смертном одре, но каждый раз поправлялся, что во многом объяснялось невероятной силой воли этого человека.

В 1839 году Никкола решается переехать во Францию, снимая в Ницце на побережье небольшой домик. Тут, в тиши и спокойствии, Паганини планировал обосноваться на многие годы, занимаясь исключительно написанием музыкальных композиций. Однако через несколько месяцев после переезда его самочувствие ухудшилось, здоровье ослабло, долгое время великий композитор и музыкант даже не мог взять в руки любимый инструмент. В 1840 году, не оставив завещания, великий Никколо Паганини умирает в одиночестве в своём доме на побережье Средиземного моря.

Ангел или Демон

В родной город он приезжает с концертами в конце 1814 года. Пять его выступлений триумфальны. Газеты называют его гением «независимо того, ангел он или демон». Здесь его постигла беда: он встретил девушку Анджелину Каванну, дочь портного, безмерно увлекся ею, взял ее с со бой на концерты в Парму. Вскоре оказалось, что у нее будет ребенок, тогда Паганини отправил ее тайком к знакомым в предместье Генуи.

В мае отец Анджелины нашел дочь, забрал ее к себе и подал на Паганини в суд за похищение дочери и насилие над ней. Начался двухлетний судебный процесс. У Анджелины родился ребенок, который вскоре умер. Общество было настроено против Паганини, и суд вынес постановление о выплате им потерпевшей трех тысяч лир и покрытии всех издержек процесса.

Судебное дело помешало Никколо уехать в Европу. В конце 1816 год Паганини отправился с концертами в Венецию. Во время выступления театре он познакомился с певицей хора Антонией Бьянки и взялся обучать ее пению. Несмотря на горький опыт, Паганини брал ее с собой концертные поездки по стране и все более привязывался к ней.

Среди всех городов действительно особенным в музыкальном отношении был Неаполь. Местная оперная школа — крупнейшая в Италии, славилась на всю Европу. Здесь было несколько консерваторий, четыре оперных театра.

“Авторитет, полученный в других городах, здесь надо было завоевывать сызнова, — пишет В.Ю. Григорьев. — Местные музыканты и критике не верили имеющейся оценке Паганини как лучшего скрипача Италии, после внезапной отмены концертов были настроены вдвойне предубежденно”. Особенно старался наиболее влиятельный скрипач города Олорио де Вито, который пытался подражать Паганини, пробуя сыграть его каприччи, но не смог и объявил его шарлатаном. Было решено преподать урок выскочке, посмеяться над ним. Паганини рассказывал в Париже Фетису, что для этого попросили молодого композитора Джузеппе Дона сочинить квартет с невероятно трудной партией первой скрипки, с которой невозможно было бы справиться.

Паганини пригласили на собрание музыкального кружка и усадили играть квартет. Вторую скрипку исполнял де Вито, партию виолончели Гаэтано Чанделли, Паганини быстро понял, что ему подготовили ловушку. Начал играть, и вскоре у него лопнула струна «Ми» (что он сделал умышленно). Как будто ничего не случилось, он без ошибки доиграл свою партию, чем привел в замешательство присутствующих. На возгласы восхищения и просьбы сыграть еще раз повторил сочинение, украсив свою партию такими виртуозными трудностями, о которых и не подозревали неаполитанцы. Триумф был полным».

11 октября 1821 года состоялось его последнее выступление в Неаполе. Состояние его здоровья было так плохо, что он вызывал к себе мать, перебирался в Павию к известному врачу Сиро Борда. Туберкулез, лихорадка, кишечные боли, кашель, ревматизм и другие заболевания терзали Паганини. Силы его таяли. Мучительные втирания ртутной мази, строгая диета, кровопускания не помогают. Даже разнесся слух, что Паганини скончался.

Но, даже выйдя из кризиса, Паганини почти не брал скрипку — боялся своих слабых рук, неконцентрированных мыслей. Он был выбит из потока времени и должен был снова ощутить его могучее течение. В эти грудные для скрипача годы единственной отдушиной были занятия с маленьким Камилло Сивори, сыном генуэзского купца.

все песни: Н. Паганини

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:37

    Н. Паганини
    Каприз № 17 Ми-бемоль мажор: Andante Sostenuto

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:00

    Н.Паганини
    Каприс №24(музыканты шутят)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:19

    Н. Паганини
    Каприз №24 (Рок обработка)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:20

    Н.Паганини
    Каприз №24

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:23

    Н.Паганини
    Каприз № 24

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:27

    Н.Паганини
    вазаева скрипка электро 23.05.2000

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:21

    Н. Паганини
    Каприз № 24 Ля-минор (Соло Скрипка ).

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:11

    Н. Паганини
    Каприз №24 (скрипка)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:37

    Н.Паганини
    Ф.Лист. Кампанелла

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:22

    Н.Паганини
    №9, Анданте, Ми мажор

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:01

    Н.Паганини
    концерт №2, «Кампанелла», скрипка и фортепиано

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    08:06

    Н. Паганини
    Финал Концерта №2 для скрипки с оркестром «Кампанелла». Исп. Л.Коган

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:52

    Н. Паганини
    Каприз № 24 /соло для скрипки/ля минор

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:46

    Н.Паганини
    Каприччио № 24, исп. Р.Фернандес — 1992 г.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:19

    Н.Паганини
    Рондо Скрипичный концерт №2

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:19

    Н. Паганини
    Каприз 24 (рок-обработка Виктора Зинчука)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:19

    Н. Паганини
    Каприз(Рок-обработка)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:24

    Н. Паганини
    Каприз N24 для скрипки соло

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:21

    Н.Паганини
    Каприз №24

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:10

    Н.Паганини
    Каприз

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:46

    Н. Паганини
    «Каприччио» № 24

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:16

    Н. Паганини
    Каприз 24 (В cовременной обработке)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:22

    Н.Паганини
    каприс №24 рок версия на гитаре

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:10

    Н. Паганини
    Каприс №24

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:27

    Н. Паганини
    «Кампанелла»

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    08:06

    Н.Паганини
    Кампанелла

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:36

    Н.Паганини
    Кампанелла

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:23

    Н. Паганини
    Каприз (Соната № 24)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:16

    Н.Паганини
    Концерт №1 часть 2

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:54

    Н.Паганини
    вольная интерпретация концерт №2

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:37

    Н.Паганини
    La Campanella. Rondo (Концерт для скрипки с оркестром №2)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    08:57

    Н. Паганини
    La Campanella

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:32

    Н.Паганини
    №6 Ленто.Соль.Минор.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:24

    Н.Паганини
    Каприз 5

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:25

    Н.Паганини
    №24, Квази престо, Ля минор

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    07:53

    Н.Паганини.
    4й концерт для Скрипки с оркестром.3я часть.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    14:45

    Н. Паганини
    Allegro maestoso концерт №4

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:47

    Н.Паганини
    №1, Аллегро, Ми мажор

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    10:53

    Н.Паганини
    Концерт №5

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:14

    Н. Паганини
    (исп. Томашевский Киселевский) — Каприс

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    17:55

    Н.Паганини
    Концерт №1 часть1

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:48

    Н. Паганини
    Каприз N24 ля-минор

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    08:40

    Н. Паганини
    Концерт №1, 3 часть

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:16

    Н.Паганини
    Концерт №4 Аллегро

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:29

    Н.Паганини
    Каприз для скрипки Соло №24

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:46

    Н.Паганини
    Каприз № 24

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:21

    Н. Паганини
    Каприз № 24 а moll.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:10

    Н.Паганини
    Каприз №24

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:23

    Н. Паганини
    (исп. Перельман) этюд №24

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:32

    Н.Паганини
    ¹6 Ленто, сольминор

  • 1

Музыка

После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, теперь его биография полна встреч с творческими людьми. Перед юношей открылась дорога к концертной деятельности. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт. После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Узнав, что одаренный ребенок растет в бедной семье, маркиз берет на себя обязанности по воспитанию и содержанию Никколо.

Скрипач Никколо Паганини

Джанкарло ди Негро оплачивает услуги нового учителя для мальчика. Им становится популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Пагагини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша сочинил два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.

В 1800 Паганини начинает серьёзную работу и дает 2 концерта в Парме. После этого его приглашают ко двору герцога Фердинанда Бурбонского, где юноша уверенно выступает. В этот момент Антонио Паганини понимает, что пора зарабатывать деньги на таланте сына. Став импресарио, организует гастроли по Северной Италии.

Скрипка Никколо Паганини

Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Но несмотря на тяжелые гастроли, отец настаивает на постоянном музицировании Никколо, который уже создает шедевральные каприччо. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Рука гения прикоснулась к сухим формулам Локателли, и произведения заиграли свежими искрящимися образами и картинами. Более ни одному скрипачу такое было не подвластно. Каждая миниатюра из 24 звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно.

Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В этот момент ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо соглашается. Этот момент описывается в дневниках, где он делится впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущения крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Теперь жизнь гения превратилась в череду поездок, картежных игр и сексуальных приключений.

Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправляется в герцогство Феличе Бачокки, где работает дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. Эта зависимость так нервировала молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от дворянских пут.

Никколо Паганини называли «скрипачом дьявола»

Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться, был изгнан сестрой Наполеона из дворца. В тот момент французского полководца разгромили русские войска, и поступок скрипача так взбудоражил общество, что он чудом избежал ареста. Далее творческий путь продолжается уже в Милане. В театре «Ла Скала» настолько очаровался увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему.

В 1821 Паганини прерывает концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстоят настолько плохо, что мужчина просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Матушка прикладывает усилия для спасения сына и перевозит его в Павию. Здесь скрипача лечит Сиро Борда, который делает больному кровопускания, втирает ртутную мазь и пишет персональную диету.

Но Никколо терзают сразу несколько болезней: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Справится с недугом не может даже именитый лекарь. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставляет творчество и слабыми руками перебирает гитарные струны, обдумывая композиции. Моления матушки не проходят даром, и мужчина поправляется, правда надрывный кашель остается на года.

Окрепнув, Паганини дает 5 концертов в Павии и сочиняет 20 новых произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая Германии, Риме, Вестфалии, Франции. Теперь билеты на Паганини стоят огромных денег, талантливый скрипач зарабатывает состояние и даже покупает себе титул барона.