Лавров п. а

Оглавление

История народничества

Что такое народничество? В общем смысле — идейное течение, выступающее против самодержавия и крепостничества. В основе народничества лежали идеи реформации Российской Империи, но методы, которыми действовала эта сила, более похожи на революционные.

Основными этапами существования народничества были:

  • 1874-1875 — «Хождения в народ» с пропагандой реформистских идей среди крестьянского населения;
  • 1876 — создание революционного общества «Земля и воля»;
  • 1879 — раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел»;
  • 1 марта 1881 — убийство императора Александра II.

Видными представителями народничества были:

  • Николай Гаврилович Чернышевский — общественный деятель, писатель, носитель основных идей народничества и его идейный вдохновитель;
    Михаил Александрович Бакунин — один из основателей социального анархизма и идеолог народничества;
  • Петр Лаврович Лавров — социолог, философ, историк и публицист;
  • Андрей Иванович Желябов — член управления «Народной воли», один из организаторов убийства императора Александра II;
  • Вера Ивановна Засулич — писательница, террористка, ставшая одной из представительниц социал-демократической партии;
  • Софья Львовна Петровская — член исполнительного комитета «Народной воли», была руководительницей убийства императора Александра II.

Революционные идеи народничества зародились в 60-х годах XIX века. Изначально они носили название «общественного социализма», а авторство теории приписывают А.И. Герцену и Н.Г. Чернышевскому.

Почему из реформистской философии народничество стало революционным течением? Потому что в тоге оно стало говорить о необходимости уничтожения самодержавия в России любым путем, включая путь террора.

Литература

  • Богатов В. В. Философия П. Л. Лаврова. — М., 1972;
  • Водовозов В. В. Лавров, Петр Лаврович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Русанов Н. Лавров, Очерк его жизни и деятельности // Социалисты Запада и России. — СПб, 1908.
  • П. Л. Лавров: Сб. статей. — Пг.: Колос, 1922.
  • Энгельс о П. Лаврове и П. Ткачеве, с предисловием Рязанова // Под знаменем марксизма. — 1922. — Май — июнь.
  • Плеханов Г. В.. Наши разногласия // Собрание сочинений. — Т. II.
  • Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Собрание сочинений. — Т. VII.
  • Плеханов Г. В. О социальной демократии в России // Собрание сочинений. — Т. IX.
  • Горев Б. Лавров и утопический социализм // Под знаменем марксизма. — 1923. — № 6-7.
  • Фриче В. Лавров и чистое искусство // Под знаменем марксизма. — 1923. — № 6-7.
  • Козьмин Б. Ткачев и Лавров // Воинствующий материалист. — Кн. I. — М., 1924.
  • Ладоха Г. Исторические и социологические воззрения П. Л. Лаврова // Русская историческая литература в классовом освещении — М., 1927. — Т. 1.
  • Книжник-Ветров И. С. П. Л. Лавров. — М., 1930.

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.

Хождение в народ

Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

— «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

— «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».

«Земля и воля»

В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей.  К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.

Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде.  Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Литература

  • Богатов В. В. Философия П. Л. Лаврова. — М., 1972;
  • Водовозов В. В. Лавров, Петр Лаврович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Русанов Н. Лавров, Очерк его жизни и деятельности // Социалисты Запада и России. — СПб, 1908.
  • П. Л. Лавров: Сб. статей. — Пг.: Колос, 1922.
  • Энгельс о П. Лаврове и П. Ткачеве, с предисловием Рязанова // Под знаменем марксизма. — 1922. — Май — июнь.
  • Плеханов Г. В.. Наши разногласия // Собрание сочинений. — Т. II.
  • Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Собрание сочинений. — Т. VII.
  • Плеханов Г. В. О социальной демократии в России // Собрание сочинений. — Т. IX.
  • Горев Б. Лавров и утопический социализм // Под знаменем марксизма. — 1923. — № 6-7.
  • Фриче В. Лавров и чистое искусство // Под знаменем марксизма. — 1923. — № 6-7.
  • Козьмин Б. Ткачев и Лавров // Воинствующий материалист. — Кн. I. — М., 1924.
  • Ладоха Г. Исторические и социологические воззрения П. Л. Лаврова // Русская историческая литература в классовом освещении — М., 1927. — Т. 1.
  • Книжник-Ветров И. С. П. Л. Лавров. — М., 1930.

П.Л. Лавров – основоположник субъективной школы.

Лекция по теме: «Субъективная социология. Социологические воззрения П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского»

План

1. Субъективное направление в русской социологии.

1.1. Социально-исторические условия и духовные предпосылки субъективной социологии.

1.2. Основные черты субъективной социологии.

1.3. Критика субъективной школы: достоинства и недостатки.

2. П.Л. Лавров – основоположник субъективной школы.

2.1. Субъективный метод.

2.2. Теория солидарности.

2.3. Теория личности.

2.4. Теория факторов социального действия.

2.5. Теория прогресса и социальной эволюции.

2.6. Критика социологической теории П.Л. Лаврова.

3. Этико-психологическая (субъективная) социология Н.К. Михайловского.

3.1. Предмет и метод социологии.

3.2. Теория разделения труда и кооперации.

3.3.

Петр Лаврович Лавров

Считал, что пора «итти в народ»

Лавров, Петр Лаврович (1823 — 1900). Псевдоним Миртов. — Крупный теоретик
революционного народничества. Был членом Земли и Воли. В 1866 году в ссылке
написал „Исторические письма», имевшие большое влияние на молодежь. В этой
книге он доказывал, что прогресс в истории возникает благодаря критически
мыслящим личностям, они двигатели исторических событий. Участник
Парижской
Коммуны. Редактировал заграницей журнал «Вперед» в 1871 г., в котором
пропагандировал необходимость „итти в народ», дабы упорной работой
перевоспитать народ в духе социализма. Его агитация была резко
противоположна бакунистам — бунтарям, считавшим, что народ готов к
немедленному восстанию. Участвовал одно время в редактировании заграничного
издания «Народной Воли».Редактор газеты «Вперед». Прожил большую часть жизни
за границей. Идеи Лаврова оказали большое влияние на формирование
народнических взглядов революционной интеллигенции 70-х г.

Использованы материалы с сайта «Народная Воля».

Другие биографические материалы

Фролов И.Т. Русский философ (Философский словарь. Под
ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Миненков Г.Я. Философ, социолог, публицист, идеолог
народничества (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск,
1998).

Бажов С.И. Публицист и политический деятель (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Скэнлан Дж. П. Теоретик русского народничества (Русская
философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей
редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Володин А. И., Плимак E. Г. Мелкобуржуазный
социалист (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.:
Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965).

Володин А.И. Главной движущей силой истории считал
«критически мыслящие личности» (Философский энциклопедический словарь. —
М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М.
Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественный деятель (Орлов А.С.,
Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Шикман А.П. Идеолог революционного народничества
(Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник.
Москва, 1997
).

Акмалова А. и др. Как причины деятельности человека
называет обычай, аффекты, интересы и убеждения (А. Акмалова, В. М.
Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное
издание. 2011).

Блинников Л.В. Выступал против заговорщицкого
подхода к революции (Блинников Л.В. Краткий словарь философских
персоналий. М., 2002).

Улицы и переулки его имени есть во многих городах
(Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М.,
«Посев», 2004).

Русский социолог и публицист (Использованы
материалы энциклопедии «Мир вокруг нас»
).

Далее читайте:

Доклад П.Л. Лаврова на Парижском конгрессе II Интернационала (1889 г.).

Лавров П.Л. Исторические
письма (Статья С. И. Бажова о произведении П. Л. Лаврова).

Раппопорт Шлиом Аронович
(1863-1920), секретарь П. Л. Лаврова в Германии

Шуб Д.Н. Политические деятели России (1850-ых—1920-ых гг.). Сборник
статей. Издание  «Нового журнала». Нью-Йорк 1969. ГЛАВА I.
Основоположники русского революционного народничества. 3.
Петр Лавров.

Члены «Народной Воли» и др.
(биографический справочник).

Народная
воля, революционно-народническая
организация, образовалась в августе 1879
г.

Земля и воля,
тайное революционное общество, существовало в
1870-е гг.

Петрашевцы, участники кружка М. В. Петрашевского (1827-1866).

Лавров П.Л. Избранные произведения, тт. 1–2. М., 1965–1966

Лавров П.Л. Философия и социология, т. 1–2. М., 1965.

Литература:

Володин А.И., Итенберг Б.С. Лавров. М., 1981.

Кареев Н.И. Теория личности П.Л.Лаврова. СПб, 1907

Потресов А. Этюды о русской интеллигенции. СПб, 1906

Литература[править | править код]

  • Богатов В. В. Философия П. Л. Лаврова. — М., 1972;
  • Водовозов В. В. Лавров, Петр Лаврович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Русанов Н. Лавров, Очерк его жизни и деятельности // Социалисты Запада и России. — СПб, 1908.
  • П. Л. Лавров: Сб. статей. — Пг.: Колос, 1922.
  • Энгельс о П. Лаврове и П. Ткачеве, с предисловием Рязанова // Под знаменем марксизма. — 1922. — Май — июнь.
  • Плеханов Г. В.. Наши разногласия // Собрание сочинений. — Т. II.
  • Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Собрание сочинений. — Т. VII.
  • Плеханов Г. В. О социальной демократии в России // Собрание сочинений. — Т. IX.
  • Горев Б. Лавров и утопический социализм // Под знаменем марксизма. — 1923. — № 6-7.
  • Фриче В. Лавров и чистое искусство // Под знаменем марксизма. — 1923. — № 6-7.
  • Козьмин Б. Ткачев и Лавров // Воинствующий материалист. — Кн. I. — М., 1924.
  • Ладоха Г. Исторические и социологические воззрения П. Л. Лаврова // Русская историческая литература в классовом освещении — М., 1927. — Т. 1.
  • Книжник-Ветров И. С. П. Л. Лавров. — М., 1930.

Философские взгляды Лаврова[править | править код]

По философским своим воззрениям Лавров был эклектиком, пытавшимся сочетать в одно учение системы Гегеля, Фейербаха, Ф. Ланге, Конта, Спенсера, Прудона, Чернышевского, Бакунина, Маркса. Основной чертой его мозаичного мировоззрения был позитивистический агностицизм. С точки зрения официальной советской философии народники в лице Лаврова сделали шаг назад от Чернышевского — от материализма в сторону позитивизма.

Как историк и социолог Лавров был идеалистом и субъективистом. Процесс исторического развития он оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала. Историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»). Поэтому первая задача революционных деятелей — выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться в своей практической деятельности. Своему идеалу Лавров дал следующую формулировку: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости»[источник не указан 3939 дней].

Морализующий и академический характер социально-политической программы Лаврова сделал его вождем правого крыла русских революционеров 1870-х годов, обусловив создание ряда групп его последователей, например, «Башенцев». Последовавший революционный подъём привёл к быстрой потере Лавровым его популярности и переходу гегемонии в революционном движении к бакунизму. Призывая к единству всех социалистических направлений, Лавров стремился к включению в свою систему и элементов марксизма. Несмотря на это, социализм Лаврова носил типично народнический характер (учение об особых путях развития России, о крестьянстве как носителе социалистического идеала и т. д.)

Однако связь лавристов с международным рабочим движением, их большое внимание к работе среди городских рабочих привели к тому, что лавризм сыграл некоторую роль в деле подготовки кадров для первых социал-демократических кружков в России

Пётр Лаврович Лавров

Отношение к искусствуправить | править код

В вопросах искусства Лавров первоначально (в 1850—1860-х годах) стоял на позиции чистого искусства. В 1870—1880-x годах Лавров стал ценить искусство с точки зрения соответствия его содержания идеалам революционной интеллигенции (статья «Два старика», 1872, — о В. Гюго и Ж. Мишле — и др.), не переставая говорить о «стройности формы». Реакционное искусство признаётся им не только вредным, но и не имеющим эстетической ценности. Лавров один из первых занялся изучением революционной и рабочей поэзии (статьи «Лирики тридцатых и сороковых годов» — о Гервеге, Эб. Эллиоте и др., 1877).

В 1890-х годы Лавров становится на точку зрения отрицания искусства как самостоятельной надстройки: единственная задача, которая по его мнению останется за искусством, — это «украшение жизненных и научных потребностей». Эта динамика воззрений Лаврова на литературу дала себя знать в статьях, посвящённых явлениям западноевропейской литературы (помимо упомянутых статей — «„Лаокоон“ Лессинга», 1860, «Мишле и его „Колдунья“», 1863, «Г. Карлейль», 1881, «Лонгфелло» и «Шекспир в наше время», 1882), представляющих интерес и в том отношении, что в них раскрывается литературно-критический метод Лаврова. Порицая писателя за «отсутствие страстного и живого участия в интересах и вопросах современности» (статья «Лонгфелло»), Лавров преимущественно базировался на творчестве таких авторов с социальным уклоном, как В. Гюго, Г. Гервег, У. Уитмен и др., давая им не лишённые социальной и политической остроты характеристики.

Лавров был дворянином, ушедшим от своего класса и перешедшим на сторону крестьянства. Дворянское прошлое внесло в народническую идеологию Лаврова своеобразные ноты — теорию уплаты долга народу за привилегированное положение своё и своих предков.

Философские взгляды Лаврова

По философским своим воззрениям Лавров был эклектиком, пытавшимся сочетать в одно учение системы Гегеля, Фейербаха, Ф. Ланге, Конта, Спенсера, Прудона, Чернышевского, Бакунина, Маркса. Основной чертой его мозаичного мировоззрения был позитивистический агностицизм.
С точки зрения официальной советской философии народники в лице Лаврова сделали шаг назад от Чернышевского — от материализма в сторону позитивизма.

Как историк и социолог Лавров был идеалистом и субъективистом. Процесс исторического развития он оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала. Историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»). Поэтому первая задача революционных деятелей — выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться в своей практической деятельности. Своему идеалу Лавров дал следующую формулировку: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости»[источник не указан 3939 дней].

Морализующий и академический характер социально-политической программы Лаврова сделал его вождем правого крыла русских революционеров 1870-х годов, обусловив создание ряда групп его последователей, например, «Башенцев». Последовавший революционный подъём привёл к быстрой потере Лавровым его популярности и переходу гегемонии в революционном движении к бакунизму. Призывая к единству всех социалистических направлений, Лавров стремился к включению в свою систему и элементов марксизма. Несмотря на это, социализм Лаврова носил типично народнический характер (учение об особых путях развития России, о крестьянстве как носителе социалистического идеала и т. д.)

Однако связь лавристов с международным рабочим движением, их большое внимание к работе среди городских рабочих привели к тому, что лавризм сыграл некоторую роль в деле подготовки кадров для первых социал-демократических кружков в России.

Пётр Лаврович Лавров

Отношение к искусству

В вопросах искусства Лавров первоначально (в 1850—1860-х годах) стоял на позиции чистого искусства. В 1870—1880-x годах Лавров стал ценить искусство с точки зрения соответствия его содержания идеалам революционной интеллигенции (статья «Два старика», 1872, — о В. Гюго и Ж. Мишле — и др.), не переставая говорить о «стройности формы». Реакционное искусство признаётся им не только вредным, но и не имеющим эстетической ценности. Лавров один из первых занялся изучением революционной и рабочей поэзии (статьи «Лирики тридцатых и сороковых годов» — о Гервеге, Эб. Эллиоте и др., 1877).

В 1890-х годы Лавров становится на точку зрения отрицания искусства как самостоятельной надстройки: единственная задача, которая по его мнению останется за искусством, — это «украшение жизненных и научных потребностей». Эта динамика воззрений Лаврова на литературу дала себя знать в статьях, посвящённых явлениям западноевропейской литературы (помимо упомянутых статей — «„Лаокоон“ Лессинга», 1860, «Мишле и его „Колдунья“», 1863, «Г. Карлейль», 1881, «Лонгфелло» и «Шекспир в наше время», 1882), представляющих интерес и в том отношении, что в них раскрывается литературно-критический метод Лаврова. Порицая писателя за «отсутствие страстного и живого участия в интересах и вопросах современности» (статья «Лонгфелло»), Лавров преимущественно базировался на творчестве таких авторов с социальным уклоном, как В. Гюго, Г. Гервег, У. Уитмен и др., давая им не лишённые социальной и политической остроты характеристики.

Лавров был дворянином, ушедшим от своего класса и перешедшим на сторону крестьянства. Дворянское прошлое внесло в народническую идеологию Лаврова своеобразные ноты — теорию уплаты долга народу за привилегированное положение своё и своих предков.

Лавров о социальной солидарности

В своих «Исторических письмах» Лавров подчеркивает неразрывную связь социологии как науки с основными принципами индивидуальной морали. По его словам, социологические знания всегда зависят от сознательно избранных идеалов ученых. Большинство исследователей подчеркивают неоднородность идей Лаврова, а также тот факт, что значительное влияние на него оказали как лидеры позитивистской традиции, так и Карл Маркс . Все эти воздействия каким-то образом были синтезированы в идее Лаврова о солидарности как ключевом вопросе социологического исследования. Лавров определил социологию как науку, занимающуюся формами социальной солидарности, которые он разделил на три основных типа: — бессознательная солидарность обычаев; — чисто эмоциональная солидарность, основанная на порывах, не контролируемых критическим размышлением; — «сознательная историческая солидарность», возникающая в результате общих усилий по достижению сознательно выбранной и рационально обоснованной цели. Последний представлял собой высший и наиболее значительный тип человеческой солидарности. Он развился позже первых двух типов и провозгласил преобразование статической «культуры» в динамическую «цивилизацию». Подводя итог, социальная солидарность с точки зрения Лаврова — это «сознание того, что личный интерес совпадает с общественным интересом, что личное достоинство поддерживается только путем отстаивания достоинства всех, кто разделяет эту солидарность». В противном случае это просто сообщество привычек, интересов, аффектов или убеждений. Таким образом, солидарность — важнейшая предпосылка существования общества. Солидарное взаимодействие отличает общество от простого скопления индивидов, причем последнее явление не является социологическим объектом. Более того, состояние индивидов как сознательных существ исключает из области социологии формы солидарности / солидарного взаимодействия, осуществляемые бессознательными организмами, или, другими словами, отмечает границу между социальными и биологическими явлениями.