Оглавление
Археологические находки [ править ]
Площадь поселка около 2 квадратных километров. Самые нижние слои поселения датируются I веком нашей эры, а самые ранние памятники датируются XII-XV веками. Отрар был типичной крепостью для Средней Азии. Арк (центральная крепость) и Шахристан (город-крепость) образовали пятиугольный холм высотой около 18 метров. Площадь холма составляет 200 000 квадратных метров. Раскопки показали, что это развитый город с монументальными зданиями. Город был густонаселенным: дома стояли вплотную друг к другу и образовывали группу кварталов или кварталов. Две бани, датируемые IX — XII веками, были обнаружены на рабате (окраине) за городской стеной. В банях были центральные залы для купания и массажа, раздевалки, туалеты и молитвенная комната. У них была система горячего водоснабжения.Посуда, выкопанная возле двух печей, доказывает, что Отрар был центром производства керамики в Средней Азии. Керамика имела элементы декора. Одним из величайших артефактов была фигура водоносца — верблюда с женской головой и люлькой на спине.
Место нахождения
Сырдарья играла особую роль в жизни Отрара и всего региона, а ее воды использовались для орошения. Они также были известны тем, что были богаты рыбой, а его берега были покрыты богатой растительностью, а также были домом для многих птиц и животных. Отрар упоминается в многочисленных источниках, таких как средневековые арабские, персидские и тюркские авторы. В этих источниках он упоминается как один из городов Жетысу (Семиречье). Город находился на стыке разных географических ландшафтов и на пересечении караванных путей Великого шелкового пути. Отрар, расположенный на слиянии двух великих рек, был центром большого сельскохозяйственного региона и, находясь у подножия гор Каратау, стал одной из опорных крепостей кочевников, странствующих по степям. От Отрара по Арысу дороги тянулись в Тараз , Баласагун и далее в Китайский Синьцзян ; вдоль Сырдарьи старая дорога шла на Шаш , Согд, а затем на Мерв и Нишапур , а другая дорога спускалась на Приараль и Урал. Другая известная дорога пролегала через Кызылкум, двигаясь на запад в Хорезм и далее в Поволжье , Черное море и Кавказ .
Оазис Отрар расположен в Кусулкумском районе Южно-Казахстанской области . Он находится в 120 км к северо-западу от Шымкента и в 50 км от Туркестана . Фактически, бедствия и войны, которые прошли над городом, сделали свое дело. Сейчас на месте некогда процветающего городка остались только заросшие травой руины. Человек, впервые попадающий в оазис Отрар, часто удивляется появлению многочисленных грубых руин городов и поселений, замков и сторожевых башен. Основные оросительные каналы теперь пересечены высохшими полями, а их потрескавшиеся русла столетиями не удерживали воду.
Оазис Отрар — это не одно целое, а, скорее, большой оазис, состоящий из нескольких городов. Каждый холм, образовавшийся на месте древних поселений, в настоящее время носит собственное название: Алтынтобе, Джалпак-тобе, Куюк-Мардан-тобе и Пчакчи-тобе. В прежние времена у них были разные названия, которые теперь забыты, и только названия трех городов, известных в рукописных источниках, могут быть идентифицированы на нынешних руинах.
По тимуровским местам
В 1405 году в Отраре во время подготовки к очередному походу скончался Железный Хромец, тогдашнеенаше всё» Узбекистана, великий Тимур. Он же Тамерлан — создатель огромной империи, завоеватель, который оставил после себя не только борющихся за власть наследников, но и множество архитектурных шедевров, частично или полностью доживших до наших дней. И сейчас в Узбекистане и Казахстане можно увидеть то, что создавали согнанные со всех захваченных территорий мастера разных профессий.
Путешествияпо тимуровским местам» становятся очень популярными: в Узбекистане желание иностранных туристов увидеть город, где родился Амир Тимур, заставило открыть для них перевал по дороге Самарканд-Шахрисабз, который ранее был закрыт(из-за того, что ведёт в Термез и ещё дальше — в Афганистан).
Какие же места, связанные с Тамерланом, доступны туристам?
Амир Тимур
Местоположение [ править ]
Сырдарья играла особую роль в жизни Отрара и всего региона, а ее воды использовались для орошения. Они также были известны тем, что были богаты рыбой, а его берега были покрыты богатой растительностью, а также были домом для многих птиц и животных. Отрар упоминается в многочисленных источниках, таких как средневековые арабские, персидские и тюркские авторы. В этих источниках он именуется одним из Жетысуйских(Семиречье) города. Город находился на стыке разных географических ландшафтов и на пересечении караванных путей Великого шелкового пути. Отрар, расположенный на слиянии двух великих рек, был центром большого сельскохозяйственного региона и, находясь у подножия гор Каратау, стал одной из опорных крепостей кочевников, странствующих по степям. От Отрара по Арысу дороги тянулись в Тараз , Баласагун и далее в Китайский Синьцзян ; вдоль Сырдарьи старая дорога шла в Шаш , Согд, а затем в Мерв и Нишапур., а другая дорога шла на Приараль и Урал. Другая известная дорога пролегала через Кызылкум, двигаясь на запад в Хорезм и далее в Поволжье , Черное море и Кавказ .
Оазис Отрар расположен в Кусулкумском районе Южно-Казахстанской области . Он находится в 120 км к северо-западу от Шымкента и в 50 км от Туркестана . Фактически, бедствия и войны, которые прошли над городом, сделали свое дело. Сейчас на месте некогда процветающего городка остались лишь заросшие травой руины. Человек, впервые попадающий в оазис Отрар, часто удивляется появлению многочисленных грубых руин городов и поселений, замков и сторожевых башен. Основные оросительные каналы теперь пересечены высохшими полями, а их потрескавшиеся русла столетиями не удерживали воду.
Оазис Отрар — это не одно целое, а, скорее, большой оазис, состоящий из нескольких городов. Каждый холм, образовавшийся на месте древних поселений, в настоящее время имеет собственное название: Алтынтобе, Джалпак-тобе, Куюк-Мардан-тобе и Пчакчи-тобе. В прежние времена у них были разные названия, которые теперь забыты, и только названия трех городов, известных в рукописных источниках, могут быть идентифицированы на нынешних руинах.
Имена
Первое известное государство в регионе было известно китайским ученым как Канджу , его центр располагался на реке Сырдарья (также известной как река Канг). Канджу существовал с 1 века до нашей эры до 5 века нашей эры. По сообщениям, его столица находилась в Битяне или недалеко от него. Подвергнувшись нескольким различным волнам захватчиков, Канджу распался на несколько независимых государств, расположенных в основном в долине Сырдарьи и ее притоках Келес и Атыси. Похоже, что его народ тюркизировался и стал известен как кангары .
Есть записи, которые изображают определение более ранних имен Фараба. Считается, что группа монет, собранных в Отраре и некоторых городах оазиса, относится ко времени этих записей. На лицевой стороне таких монет имеется общий символ тюргешей в виде лука, а на оборотной — изображение льва. На монетах второго типа на оборотной стороне имеется знак «X»; они могут происходить из монетного двора местного правителя. Есть предположение, что монеты второго типа чеканили правители тюркского государства Кангу Тарбан, население которого составляли кангары. Судя по монетам, в VI-VIII веках Кангу Тарбан находился под властью местной династии Кангаров, а их столицей стал город Тарбан под названием Турарбанд, который позже стал называться Отрар. Еще со времен золотых орд руины Отрара привлекали слухами о сокровищах древних правителей, о захороненных кучах золотых монет и драгоценностей. Источником подобных легенд, вероятно, являются археологические находки различных монет и украшений.
В IX-X веках в различных источниках Отрар упоминается как один из городов Испиджаба. Вероятно, это связано с тем, что город сначала подчинился Халифату, а затем Саманидам . Как и прежде, Отрар оставался центром района, занимавшего пространство «около одного дня пути во все стороны», о чем много раз упоминают летописцы. Также известно, что в городе чеканили собственные монеты. Отрар был культурным центром, где родился Абу Наср аль-Фараби , и здесь проповедовал Аристан-Баб, важный представитель исламской культуры.
История Отрара
Отрар
К территории оазиса прилегают также городища Куйруктобе, Кокмардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. Расцвет Отрарского оазиса приходится на период с I до XIII века нашей эры. Город был обитаем до начала XIX века.
В Отраре (Фарабе) находился один из монетных дворов династии Караханидов. В начале XIII века город Отрар вошел в состав государства Хорезм. Есть вероятность, что Отрар был центром Фараба, на медных дирхемах хорезмшаха Ала ад-Дин Мухаммеда, изготовленных в Отраре в -11 г. стоит «Фараб», а в его же чекане — гг. — «Отрар», перед которым помещено слово балад (означает «город», а также «страна, область»).
В двухсоттысячном Отраре, выросшем на том месте, где река Арысь сливалась с Сырдарьей, обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана (место, где распивали вино), баня, мечети, лавки, магазины. Во время монгольского нашествия городом правил Каир-хан, дядя хорезмшаха по материнской линии.
По историческим данным, после того, как здесь были казнены послы Чингисхана, в 1219 году город был осажден монгольскими войсками под руководством сыновей Чингисхана. Осада продолжалась 6 месяцев. В городе начался голод и недовольство отказом идти на переговоры с монголами, однажды ночью кто-то из жителей города открыл ворота монголам. Захватившие после этого город монголы уничтожили значительную часть населения, оставшуюся забрали в рабство, сам город был сожжён и уничтожен. Предателя по имени Караджа, открывшего городские ворота, казнил лично Джучи. Каир-хана, который сражался до последнего, Чингис-хан не просто казнил. Чингис-хан был поражен смелостью и храбростью воина и посчитал, что просто казнить его — недостойная смерть. Чингисхан залил глаза и рот Каир-хана серебром.[источник не указан 245 дней]
В XV веке город был отстроен заново. В январе 1405 года в Отраре в начале своего похода на Китай умер Тамерлан. В период 1465 по 1718 годы — один из городов Казахского ханства. Был в числе разрушенных в 1723—1727 годах джунгарами городов. В начале XIX века был окончательно заброшен.
Отрар — родина многих учёных, отсюда вышли выдающийся средневековый математик и философ Аль-Фараби, астроном и математик Аббас Жаухари (совместно с Аль-Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц), лингвист и географ Исхак Аль-Фараби. В Отраре жил и проповедовал известный суфист Арыстан-Баб, неподалёку от городища расположен мавзолей Арыстан-Баба(Арслан-Баб).
Тюркское название города упомянут Махмудом Кашгари (1029—1101) как Карачук. Древнетюркское название топонима Карачук состоит из прилагательного кара (чёрный) и диминутивного суффикса -чук.
История Отрара[править | править код]
Отрар
К территории оазиса прилегают также городища Куйруктобе, Кокмардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. Расцвет Отрарского оазиса приходится на период с I до XIII века нашей эры. Город был обитаем до начала XIX века.
В Отраре (Фарабе) находился один из монетных дворов династии Караханидов. В начале XIII века город Отрар вошел в состав государства Хорезм. Есть вероятность, что Отрар был центром Фараба, на медных дирхемах хорезмшаха Ала ад-Дин Мухаммеда, изготовленных в Отраре в -11 г. стоит «Фараб», а в его же чекане — гг. — «Отрар», перед которым помещено слово балад (означает «город», а также «страна, область»).
В двухсоттысячном Отраре, выросшем на том месте, где река Арысь сливалась с Сырдарьей, обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана (место, где распивали вино), баня, мечети, лавки, магазины. Во время монгольского нашествия городом правил Каир-хан, дядя хорезмшаха по материнской линии.
По историческим данным, после того, как здесь были казнены послы Чингисхана, в 1219 году город был осажден монгольскими войсками под руководством сыновей Чингисхана. Осада продолжалась 6 месяцев. В городе начался голод и недовольство отказом идти на переговоры с монголами, однажды ночью кто-то из жителей города открыл ворота монголам. Захватившие после этого город монголы уничтожили значительную часть населения, оставшуюся забрали в рабство, сам город был сожжён и уничтожен. Предателя по имени Караджа, открывшего городские ворота, казнил лично Джучи. Каир-хана, который сражался до последнего, Чингис-хан не просто казнил. Чингис-хан был поражен смелостью и храбростью воина и посчитал, что просто казнить его — недостойная смерть. Чингисхан залил глаза и рот Каир-хана серебром.[источник не указан 245 дней]
В XV веке город был отстроен заново. В январе 1405 года в Отраре в начале своего похода на Китай умер Тамерлан. В период 1465 по 1718 годы — один из городов Казахского ханства. Был в числе разрушенных в 1723—1727 годах джунгарами городов. В начале XIX века был окончательно заброшен.
Отрар — родина многих учёных, отсюда вышли выдающийся средневековый математик и философ Аль-Фараби, астроном и математик Аббас Жаухари (совместно с Аль-Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц), лингвист и географ Исхак Аль-Фараби. В Отраре жил и проповедовал известный суфист Арыстан-Баб, неподалёку от городища расположен мавзолей Арыстан-Баба(Арслан-Баб).
Тюркское название города упомянут Махмудом Кашгари (1029—1101) как Карачук. Древнетюркское название топонима Карачук состоит из прилагательного кара (чёрный) и диминутивного суффикса -чук.
История
История города восходит к временам Персидской империи , когда он назывался Параб . Чем старше персидский Pārāb (в Худуд ал-Алам ) или Фарабского (также Фариабе и Pāryāb), является общим персидская топоним означает «земли орошаются утечки речной воды». (Фарьяб) — также название провинции на севере Афганистана. К 13 веку Фараб на Яксарте был известен как Отрар.
Монголы и тимуриды
Процветание Отрара было прервано монгольским нашествием в Среднюю Азию .
В 1218 году в Отрар прибыл монгольский торговый караван численностью около 450 человек, в том числе посол Чингисхана. Губернатор Отрара Иналчук , дядя султана Мухаммеда II из Хорезмской империи, обвинил их в том, что они монгольские шпионы, арестовал их и с согласия султана Мухаммеда казнил весь караван.
В ответ Чингисхан отправил к султану Мухаммеду делегацию из трех дипломатов с требованием наказания Иналчука; но Мухаммад в ответ обезглавил мусульманского посла и сбрил бороды двум своим монгольским товарищам, спровоцировав Чингисхана на ответное вторжение. В 1219 году он осадил Отрар в течение пяти месяцев, в конце концов прорвав его стены и казнив Иналчук.
Многие города оазиса так и не восстановились и были заброшены. Однако город Отрар снова вырос, и в тяжелые годы гражданских войн, последовавших за смертью Чингисхана , город снова стал важным политическим и экономическим центром. К середине 13 века он вернулся в качестве крупного торгового центра на пути с запада на восток. Во второй половине 14 века Южный Казахстан оказался во власти Тимура . В феврале 1405 года, когда Тимур приезжал в Отрар для сбора войск, он простудился и умер в одном из дворцов Отрара.
Узбеки, казахи и джунгары
Смерть Тимура привела к новой борьбе, в результате которой Абул-Хайр-хан завоевал несколько племен и возглавил новое узбекское ханство. Другие потомки Чингисхана также имели претензии на эту территорию, и поэтому на протяжении большей части 16-17 веков между этими различными сторонами шла непрерывная вражда за власть над казахской степью и долиной Сырдарьи, особенно между Казахским ханством. и джунгарские феодалы. Несмотря на это, в Отраре сохранялась определенная стабильность до тех пор, пока джунгары не попытались завоевать южный Казахстан, но потерпели неудачу.
Это последовало за продолжительным периодом восстания, которое привело к экономическому упадку области и ее городов. По мере того как евразийский рукав Великого шелкового пути постепенно терял свое значение, город тоже. На протяжении 17-18 веков ирригационная система постепенно выходила из строя, и нижняя часть Темир-арыка высыхала.
К концу 18 века в Отраре осталось всего 40 семей по сравнению с 5 000–7 000 в 14-17 веках, а площадь орошаемых земель сократилась до 5 квадратных километров.
История Отрара[править | править код]
Отрар
К территории оазиса прилегают также городища Куйруктобе, Кокмардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. Расцвет Отрарского оазиса приходится на период с I до XIII века нашей эры. Город был обитаем до начала XIX века.
В Отраре (Фарабе) находился один из монетных дворов династии Караханидов. В начале XIII века город Отрар вошел в состав государства Хорезм. Есть вероятность, что Отрар был центром Фараба, на медных дирхемах хорезмшаха Ала ад-Дин Мухаммеда, изготовленных в Отраре в -11 г. стоит «Фараб», а в его же чекане — гг. — «Отрар», перед которым помещено слово балад (означает «город», а также «страна, область»).
В двухсоттысячном Отраре, выросшем на том месте, где река Арысь сливалась с Сырдарьей, обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана (место, где распивали вино), баня, мечети, лавки, магазины. Во время монгольского нашествия городом правил Каир-хан, дядя хорезмшаха по материнской линии.
По историческим данным, после того, как здесь были казнены послы Чингисхана, в 1219 году город был осажден монгольскими войсками под руководством сыновей Чингисхана. Осада продолжалась 6 месяцев. В городе начался голод и недовольство отказом идти на переговоры с монголами, однажды ночью кто-то из жителей города открыл ворота монголам. Захватившие после этого город монголы уничтожили значительную часть населения, оставшуюся забрали в рабство, сам город был сожжён и уничтожен. Предателя по имени Караджа, открывшего городские ворота, казнил лично Джучи. Каир-хана, который сражался до последнего, Чингис-хан не просто казнил. Чингис-хан был поражен смелостью и храбростью воина и посчитал, что просто казнить его — недостойная смерть. Чингисхан залил глаза и рот Каир-хана серебром.[источник не указан 245 дней]
В XV веке город был отстроен заново. В январе 1405 года в Отраре в начале своего похода на Китай умер Тамерлан. В период 1465 по 1718 годы — один из городов Казахского ханства. Был в числе разрушенных в 1723—1727 годах джунгарами городов. В начале XIX века был окончательно заброшен.
Отрар — родина многих учёных, отсюда вышли выдающийся средневековый математик и философ Аль-Фараби, астроном и математик Аббас Жаухари (совместно с Аль-Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц), лингвист и географ Исхак Аль-Фараби. В Отраре жил и проповедовал известный суфист Арыстан-Баб, неподалёку от городища расположен мавзолей Арыстан-Баба(Арслан-Баб).
Тюркское название города упомянут Махмудом Кашгари (1029—1101) как Карачук. Древнетюркское название топонима Карачук состоит из прилагательного кара (чёрный) и диминутивного суффикса -чук.
Археологические находки
Площадь поселка около 2 квадратных километров. Самые нижние слои поселения датируются I веком нашей эры, а самые ранние памятники датируются XII-XV веками. Отрар был типичной крепостью для Средней Азии. Арк (центральная крепость) и Шахристан (город-крепость) образовали пятиугольный холм высотой около 18 метров. Площадь холма составляет 200 000 квадратных метров. Раскопки показали, что это развитый город с монументальными зданиями. Город был густонаселенным: дома стояли рядом и образовывали группу кварталов или кварталов. Две бани, датируемые IX — XII веками, были обнаружены на рабате (окраине) за городской стеной. В банях были центральные залы для купания и массажа, комнаты для раздевания, туалеты и молитвенная комната. У них было горячее водоснабжение. Посуда, выкопанная возле двух печей, доказывает, что Отрар был центром производства керамики в Средней Азии. Керамика имела элементы декора. Одним из величайших артефактов была фигура водоносца — верблюда с женской головой и люлькой на спине.
История [ править ]
История города восходит к временам Персидской империи , когда он назывался Параб . Чем старше персидский Pārāb (в Худуд ал-Алам ) или Фарабского (также Фарьяб и Pāryāb), является общим персидская топоним означает «земли орошаются утечки речной воды». (Фарьяб) — также название провинции на севере Афганистана. К 13 веку Фараб на Яксарте был известен как Отрар.
Монголы и тимуриды править
Процветание Отрара было прервано монгольским нашествием в Среднюю Азию .
В 1218 году в Отрар прибыл монгольский торговый караван численностью около 450 человек, в том числе посол Чингисхана. Губернатор Отрара Иналчук , который был дядей султана Мухаммада II из Хорезмии обвинил их в том, что они монгольские шпионы, арестовал их и с согласия султана Мухаммеда казнил весь караван.
В ответ Чингисхан отправил к султану Мухаммеду делегацию из трех дипломатов с требованием наказания Иналчука; но Мухаммад в ответ обезглавил мусульманского посла и сбрил бороды двум своим монгольским товарищам, спровоцировав Чингисхана на ответное вторжение. В 1219 году он осадил Отрар в течение пяти месяцев, в конце концов пробив его стены и казнив Иналчука.
Многие города оазиса так и не восстановились и были заброшены. Однако город Отрар снова вырос, и в тяжелые годы гражданских войн, последовавших за смертью Чингисхана , город снова стал важным политическим и экономическим центром. К середине 13 века он вернулся в качестве крупного торгового центра на пути с запада на восток. Во второй половине XIV века Южный Казахстан оказался во власти Тимура . В феврале 1405 года, когда Тимур приезжал в Отрар для сбора войск, он простудился и умер в одном из дворцов Отрара.
Узбеки и джунгары править
Смерть Тимура привела к новой борьбе, в результате которой Абул-Хайр-хан завоевал несколько племен и возглавил новое узбекское ханство. Другие потомки Чингисхана имели претензии на эту территорию, и поэтому на протяжении большей части XVI и XVII веков между этими различными сторонами шла непрекращающаяся вражда за власть над казахской степью и долиной Сырдарьи, особенно между Казахским ханством и джунгарскими феодалами. лорды. Несмотря на это, в Отраре сохранялась определенная стабильность до прихода джунгаров в Казахстан.
Это последовало за продолжительным периодом восстания, которое привело к экономическому упадку области и ее городов. По мере того как евразийский рукав Великого шелкового пути постепенно терял свое значение, город тоже. На протяжении 17-18 веков ирригационная система постепенно выходила из строя, и нижняя часть Темир-арыка высыхала.
К концу 18 века в Отраре осталось всего 40 семей по сравнению с 5 000–7 000 в 14-17 веках, а площадь орошаемых земель сократилась до 5 квадратных километров.
Туркестан (Яссы)
Рассказ отимуровских» местах будет неполон без выхода за границы современного Узбекистана. Минимум два памятника архитектуры, связанные с Тимуром, расположены на территории современного Казахстана.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
В состав империи Тамерлана входил город, который изначально назывался Шавгар, с XII века — Ясы(Яссы), а века с XV — Туркестан.
(Фото: Clement G)
В конце жизни Тимур начал вкладываться в монументальное строительство и в этом городе. В 1166 году там умер и был похоронен один из первых мистиков суфизма Хазрет Султан. Он же — Ходжа Ахмед Ясави. Достигнув возраста Мухаммеда, он решил, что не должен превзойти Пророка и видеть Солнце дольше него, заточил себя в келью в подвале и вскоре умер. Мистика похоронили с почестями в маленьком мавзолее.
По легенде, строительство началось с неудачи: ветер сносил постройку. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, учителя Ходжи Ахмеда, а затем уже над могилой самого Ходжи Ахмеда Ясави. Тимур выполнил условие.
(Фото: Carpe Feline)
Получилось огромное(более 45 на 65 метров в плане) здание с порталом высотой в 37,5 метра и высотой купола в 44 метра. Те, кто не был в Туркестане, могли видеть одни из дверей комплекса на картине ВерещагинаУ дверей мечети». В самом комплексе можно увидеть и гигантский казан(тай казан для приготовления ритуального кушанья).
Шахрисабз (Кеш)
Начнём наше тимуровское путешествие с города, расположенного не очень далеко от столицы государства Тамерлана, Самарканда. Именно в городе Кеш, или Шахрисабз(второе название означает буквальноЗеленоград»), и родился будущий повелитель мира.
(Фото: octopuzz)
Ак-Сарай
Конечно, самоетимуровское» место в Шахрисабзе — это руины огромного дворца Тамерлана, Ак-Сарая, которые высятся в городском парке рядом с колесом обозрения и огромной статуей Тимура.
С ним та же история, что и сКрасной площадью». То есть здесь не про цвет, а про красоту.
Когда-то на Ак-Сарае красовалась надпись:Если ты сомневаешься в наших силах и могуществе — взгляни на наши дома». Увы, по легенде, именно эта масштабность и сгубила Ак‑Сарай.
(Фото: Erik Albers)
Говорят, в XVI веке, подъезжая к Шахрисабзу, правитель Бухары Абдулла-хан увидел дворец, решил, что уже близко и отправил скорохода в город. В итоге любимый скороход хана не рассчитал силы и умер, не добежав до цели. Абдулла-хан повелел снести дворец Тамерлана и сейчас от него осталось лишь два пилона высотой до 38 метров. Судя по всему, высота самого дворца достигала 70 метров — и это в XIV веке.
Дорус-Сиадат(мавзолей Джахангира)
В 1376 году в возрасте 22 лет внезапно умер старший сын Тимура Джахангир. Как писал Максим Горький, с тех пор Тамерлан ни разу не улыбнулся — до самой своей смерти в Отраре. В 1380 году Тимур стал строить в Шахрисабзе для своего сына и для себя огромный мавзолей, который получил название Дорус-Сиадат(«Место силы»).
Вот что пишет о постройке глава посольства Испании ко двору Тамерлана Руи Гонсалес де Клавихо, посетивший Кеш:Другую усыпальницу Тамурбек приказал построить для себя, чтобы быть там погребённым, и она ещё не была окончена. Говорили, что когда он был здесь с месяц назад, то остался недоволен этой усыпальницей, говоря, что вход низок, и велел переделать его, и сейчас там работают мастера. Кроме того, в этой мечети покоится первый сын Тамурбека, которого звали Янгир. Эта мечеть и усыпальница очень богаты и отделаны золотом, лазурью и изразцами, при ней большой участок с деревьями и водоёмами».
(Фото: Maite Elorza )
Тимур так и не упокоился в этом мавзолее, от которого остался один пилон с могилой Джахангира и пустой гробницей самого Тамерлана. Точнее — несостоявшееся место упокоения завоевателя расположено в 40 метрах от руин.
Рядом с мавзолеем расположен ещё один гигантский комплекс, который называется Дор-ут-Тиляват(«Дом созерцания»), который тоже начали строить при Тимуре над могилой его отца, эмира Тарагая. Однако то, что сохранилось до сих пор, построено уже при внуке Тимура Улугбеке.
(Фото: Maite Elorza)