Арктическая стратегия россии до 2035 года

Оглавление

Кто открыл эти земли?

Знакомство с полярным континентом происходило в несколько этапов:

  • Первым со своей экспедицией со стороны берегов Евразии обогнул берега Арктики полярник Нильс Норденшельд;
  • Роберт Пири впервые достиг Северного полюса в 1909г.;
  • Рауль Амундсен прошел морем от Гренландии до берегов Канады тем самым, открыв Северо-Западную часть материка;
  • Умберто Нобиле достиг Северного полюса воздушным путем на дирижабле;
  • Валерий Чкалов со своей командой совершили беспосадочный перелет из Москвы до Ванкувера через Северный полюс на самолёте.

Кроме путешественников, достигших успеха, в сторону Арктики выдвигались и другие экспедиции. В их числе такие исследователи как Нансен, Седов и знаменитый экипаж сухогруза «Челюскин». И хоть они и не получили звания первопроходцев, их сведения принесли огромную пользу для дальнейшего освоения материка.

Массовая колонизация

После окончания Смутного времени колонизация Сибири продолжилась с еще большей интенсивностью, причем началось заселение ее восточной части с постепенным выходом к тихоокеанскому побережью. Первопроходцами выступали ватаги казаков и стрельцов, за ними во вновь построенных острогах появлялись ремесленники и торговцы.

Быстрому продвижению охочих людей и его относительной бескровности способствовала низкая заселенность обширных территорий Сибири и Дальнего Востока и хорошая подготовка переселенцев. Так, огромный вклад в освоение сибирской земли сделали поморцы — выходцы из северорусских земель. Они были привычны к сильным морозам и летнему гнусу и имели опыт передвижения по таежным рекам.

Порядок и назначения воевод на присоединенных к России землях должен был обеспечивать Сибирский приказ, созданный в 1615 году. Освоение и присоединение новых земель происходило двумя путями:

  • по южным границам Сибири;
  • параллельно побережью северных морей.

С постройкой Сургута, Мангазеи, Томска и других городов русские землепроходцы закрепились сначала вдоль берегов Оби и Иртыша, а чуть позже — в области Енисея, где Красноярск стал главным оплотом Российского государства на все последующее время. Основание Якутского острога стало опорой для дальнейшей колонизации территорий, прилегающих к реке Лене и дальше, в направлении на север и восток.

Походы в Приамурье

Земли, расположенные севернее и южнее Охотского моря, были разведаны только после ряда экспедиций, отправленных из Якутска, в которых принимал участие военный и промысловый люд. Так, в 1643—1646 гг. произошел поход по долине реки Амур, который возглавил Василий Поярков. Его отряд в 132 человека передвигался по южным окраинам Сибири и дошел до Охотского моря.

Те же места в 1649—1653 гг. исследовал отряд Ерофея Хабарова. Чтобы закрепиться в Приамурье, им был построен и некоторое время удерживался город Албазин. В этом регионе интересы России пересеклись с притязаниями Китайской империи, и в качестве форпоста выступил город Нерчинск, построенный на реке Шилке в 1658 году.

Экспедиция Дежнева

Казак из Якутска Семен Дежнев и его земляк-торговец Федот Попов вышли на кораблях из устья Колымы и обогнули Чукотский полуостров в 1648 году. В экспедиции участвовали примерно 100 человек, разместившихся на семи судах, но до конечной ее цели, устья реки Анадырь, смогли добраться только 24 человека — экипаж флагманского судна.

Обогнув побережье Северной Азии с Востока, Дежнев сделал важное географическое открытие — Сибирь от Северной Америки отделяет пролив, названный позже в честь другого известного исследователя Витуса Беринга. Выход к самым восточным рубежам России в 1697—1699 гг

проложил казачий атаман Владимир Атласов, прошедший со своим отрядом практически весь Камчатский полуостров.

Ключевые даты

История Сибири в период присоединения к России охватывает период с конца XVI века до середины XVIII. В нем оставили свой след выдающиеся русские первопроходцы и исследователи народов восточной Сибири. Ключевые даты этого процесса приведены в таблице.

Дата Событие
1581—1585 Поход Ермака
1596 Покорение Пегой Орды
1607 Завоевание энцев
1619 Пантелей Пянда совершил поход в Норильские горы
1623 П. Пянда впервые побывал на берегах реки Лены
1633 Иван Ребров открыл реку Яну и устье Лены
1638 Учреждение Якутского воеводства, сотник Иванов совершает конный поход против юкагиров в район Индигирки
1639 Выход казацкого отряда Ивана Москвитина к Охотскому морю
1643 Василий Колесников достигает озера Байкал, Михаил Стадухин выходит к реке Колыма
1644—1645 Казаки воюют с бурятскими отрядами в Ангарской степи
1648 Семен Дежнев преодолевает Берингов пролив, отделяющий Чукотку от Аляски
1667 и 1679 Красноярск осаждает кыргызский предводитель бек Иренек
1673 Отряд кыргызского властителя Шанды Сенчикеева напал на Ачинский острог и сжег его
1685 Происходит битва за Албазин, ставшая первым русско-китайским столкновением в Приамурье
1686 Экспедиция Ивана Толстоухова пытается проникнуть на полуостров Таймыр, но пропадает без вести
1697 Владимир Атласов присоединяет к России Камчатку
1711 Данила Анциферов высаживается на Курильские острова
1712 Казацкий бунт на Камчатке

В 1733—1743 проходила Великая Северная экспедиция, состоящая из нескольких отрядов, действовавших в разных направлениях. Ими был исследован Таймыр, открыт мыс Челюскина и горы Бырранга, составлены карты юго-восточного побережья Баренцева и Карского морей и др., что стало огромным вкладом в развитие географической науки.

Природные ресурсы

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. По оценке Геологической службы США, запасы нефти в Арктике (как на шельфе, так и на суше) составляют 90 млрд баррелей. В соответствии с данными «Бритиш Петролеум», в мире ежегодно потребляется около 584 млн. баррелей нефти (исходя из усреднённого показателя 1,6 млн. баррелей в день). Таким образом, при существующем спросе на нефть, запасов Арктики хватит на 154 года.

При этом добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций возрастает в разы. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также её эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом. Если авария произойдёт во время полярной ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте, практически наугад. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы. Для борьбы с айсбергами планируется использовать брандеры — корабли, нагруженные горючими веществами (такие корабли использовались в [морских сражениях для поджога и уничтожения вражеских судов).

Эксперты убеждены, что последствия крупного нефтяного разлива можно устранить лишь частично. Так, отставной адмирал службы береговой охраны Роджер Руф заявил следующее: «Разлившаяся нефть бесповоротно загрязняет воду. Нигде в мире не удаётся очистить поражённую воду более, чем на 3, 5 или 10 процентов, а тем более во льдах.»

Для России, с её сырьевой экономикой, арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. Глава компании ООО «Газпром добыча шельф» Александр Мандель заявил журналистам, что работы по добыче нефти начнутся в середине июля 2012 года. Кроме компании «Газпром», лицензии на разработку нефтяных месторождений получила ОАО «Роснефть». На нефтегазовые ресурсы Арктики также претендуют нефтяные компании Royal Dutch Shell, BP, EXXON.

Первой на шельфе Арктики начала добычу «Газпром нефть»: нефть была получена в декабре 2013 года на Приразломном месторождении в Печорском море. Добыча ведётся с платформы «Приразломная» — она специально спроектирована для работы в Арктике. Платформа оснащена системой «нулевого сброса» — все отходы, в том числе буровые, вывозятся на берег или закачиваются в специальную поглощающую скважину. Платформа стоит на дне моря (глубина в районе месторождения — всего 20 метров), скважины находятся внутри основания платформы и надёжно изолированы от окружающей среды 3-метровыми бетонными стенами, которые покрыты сверхпрочной плакированной сталью. Первая арктическая нефть получила название Arctic oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года.

«Арктический шельф — крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России, но без его освоения невозможно решить задачи Энергетической стратегии России до 2020 года». Среди крупнейших газовых российских месторождений — Штокмановское, Русановское и Ленинградское, расположенные в западной Арктике.

Безразличие к защите окружающей среды

Новая Арктическая стратегия Кремля подтверждает его намерение защитить окружающую среду Арктики. Это, безусловно, необходимо. Разрушающаяся тяжелая промышленность, последствия изменения климата, такие как таяние вечной мерзлоты, и провалы местной администрации создают токсичную смесь для хрупких экосистем Арктики. Это стало очевидным в начале июня 2020 года, когда более 20 000 тонн дизельного топлива просочилось в реку Амбарную после того, как таяние вечной мерзлоты ушло под большой резервуар. В 2019 году (и вновь в 2020 году) лесные пожары вышли из-под контроля в российской Арктике.

Арктическая стратегия теперь предлагает модернизировать хрупкую инфраструктуру, чтобы справиться с изменением климата. Также планируется создать новые заповедники и направить государственную поддержку в сектор утилизации мусора. В новом проекте загрязнения в российской Арктике будут регулярно контролироваться, включая загрязнение, за которое могут нести ответственность Северная Америка, Европа и Азия.

В то время как многие государства активизируют свои глобальные усилия по защите климата, Кремль все чаще избегает увязывать глобальное потепление с выбросами углерода. И хотя арктическая стратегия 2013 года по-прежнему содержала ссылку на антропогенное изменение климата, в новом документе причины глобального потепления не упоминаются.

Таким образом, климатическая политика Москвы остается неоднозначной. Она обсуждает эту проблемы на арене ООН, чтобы выделиться на фоне администрации Трампа и выступить в качестве ответственного игрока. Несмотря на то, что законодательство, регулирующее выбросы CO2, находится на стадии обсуждения, цели России по выбросам в соответствии с Парижским соглашением на самом деле выше нынешних уровней.

Поэтапный отказ от добычи нефти и газа не предполагается. Напротив, Москва намерена и дальше расширять производство и экспорт. То же самое и с углем, который особенно вреден для климата; здесь годовая добыча может увеличиться до 668 миллионов тонн к 2035 году.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭКСПЕДИЦИИ В АРКТИКУ?

Какие ассоциации возникают с Арктикой? Холод, скромная природа, да зима круглый год. Казалось бы, зачем туда отправлять целую научную экспедицию, если там ничего нет, кроме снега и льда? На самом деле, флора и фауна Арктических зон не такая уж и скудная, как может показаться на первый взгляд. Да, лето здесь длится всего сорок дней, но какой чудесный мир успевает показать Арктика за такое короткое время. На этих территориях множество неизвестных видов растений, поэтому с каждой экспедицией расширяются гербарные фонды. В подтверждение этому стоит посмотреть учебный фильм медиа-центра САФУ «Арктический мост»
.

На борт АПУ могут попасть представители самых различных специальностей. Студенты естественно-научных направлений изучают разнообразие биологических видов Арктических зон, технических — механизм работы судна «Профессор Молчанов», проводят метеорологические исследования, а студентам-гуманитариям будет интересно изучить историческое и культурное наследие архипелагов Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, островов Вайгач и Колгуев.

Благодаря деятельности «Арктического плавучего университета» получают новые знания о состоянии окружающей среды Арктического региона, а также разрабатывают рекомендации по сохранению арктической экосистемы. Не каждый университет может похвастаться такой научной деятельностью, это доказывает уникальность и научную ценность проекта.

Общая характеристика

Название «Арктика» происходит от греческого слово «Арктос», что в переводе значит «медведь» (имеется в виду созвездие Большая Медведица), или от слова «Арктикос» — «северный». Значение названия — «место, расположенное под созвездием Большой Медведицы».

Основные данные:

  • Площадь — 27 миллионов кв. км. Если границы ограничивают Северным полярным кругом с юга, площадь уменьшается до 21 миллиона.
  • В рельефе выделяют шлейф, на котором расположены острова, окраины континентов и Арктический бассейн. На области шлейфа расположились 5 морей.
  • Самая высокая точка места — гора в Гренландии Гунбьёр (2500 метров), одна из самых низких — котловина Нансена (- 4665 метров). Однако есть и более низкие глубоководные котловины — до -5527 метров.
  • Среднегодовые температуры отрицательные, но средняя температура лета обычно положительная. В июле (самый теплый месяц) градусник поднимается до +0−5 градусов в Арктическом бассейне, до +2−3 градусов на морском побережье и до +6−10 на материке. В Гренландии температура иногда поднимается до +12.
  • Средняя температура января (самого холодного месяца зимы) сильно различается в зависимости от места: на юге она составляет -2−4 градуса, на севере Баренцева моря опускается до -25 градусов, в Чукотском и Гренландском морях — до -36 градусов, на территории Сибирского и Канадского бассейнов — до -45−50. В северных водах градусник может опуститься до -60. При этом температура может быстро меняться на 7−10 градусов при приближении мощного теплого циклона.
  • В Арктике бывают полярные ночи. Они длятся 50−150 дней и характеризуются постоянным снижением температуры.
  • Арктика обладает огромными запасами нефти — около 90 миллиардов баррелей. Однако из-за природных условий и географического положения добыча крайне сложна, а вероятность разлива нефти слишком высока. Против разработки нефтяных месторождений выступают многие экологические организации, призывающие к охране уникальной природы.

Также организованы туристские маршруты. Среди направлений туризма есть даже покорение Северного полюса. Для заинтересованных, но менее отчаянных в Санкт-Петербурге открыт музей Арктики и Антарктики.

Российские проекты в Арктике

Значительная часть федерального бюджета и ВВП России формируется в арктической зоне – там ведется добыча нефти, газа, и многих других природных элементов.

Но изучать проекты в Русской Арктике можно и другим способом. Так, на северных предприятиях сколотили капиталы самые богатые люди страны:

  • Леонид Михельсон – «НОВАТЭК» – добыча газа в Ямало-Ненецком автономном округе;
  • Вагит Алекперов – «ЛУКОЙЛ» – добыча нефти в Лангепасе, Урае и Когалыме;
  • Алексей Мордашов – «Северсталь» – добыча угля в Воркуте;
  • Геннадий Тимченко – «Сибур» – переработка углеводородов в ХМАО и ЯНАО;
  • Владимир Потанин – «Норникель» – добыча цветных металлов на Севере.

Кроме того, в российской части Арктики ведется добыча железной руды, фосфатов, никеля, меди, алмазов, драгоценных металлов и огромного перечня других минералов.

У всех крупных компаний, ведущих деятельность на Севере, есть перспективные проекты по развитию добычи. Так, «НОВАТЭК» вместе с партнерами реализует проект «Ямал СПГ», Роснефть разрабатывает месторождения Ванкорского кластера, «Газпром нефть» развивает Новопортовское месторождение.

Среди перспективных остаются проекты по подготовке и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) – так Россия пытается составить конкуренцию США, которые уже практически начали захватывать европейский рынок.

Параллельно государство не забывает о Северном морском пути. Если в 2018 году по нему перевезли 17 миллионов тонн грузов, к 2024 году поставлена цель в 80 миллионов тонн. Часть этих грузов планируется доставлять в порты по строящейся железной дороге – Северному широтному ходу.

В перспективе есть еще много проектов в Арктике, но их будущее зависит, в основном, от государства – захочет ли оно помочь в создании инфраструктуры или предоставить налоговые льготы.

Еще один интересный проект – уже построенная плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». Она будет давать 60 мегаватт энергии, давать тепловую энергию для отопления, а еще – опреснять морскую воду:

ПАТЭС «Академик Ломоносов»

ПАТЭС разместят в городе Певек на Чукотке.

Освоение Арктики в 21-м веке: работы хватит для всех

Возрождение Российской Арктики началось уже в новом тысячелетии. Была возобновлена работа дрейфующих станций, стали активно обсуждаться проблемы Арктической зоны, проводятся новые полярные экспедиции с участием международных партнёров, работают крупные научно-исследовательские институты, идёт строительство новых дорог, современных поселков, метеорологических станций.

Сегодня перед Правительством РФ поставлен ряд задач по дальнейшему развитию и благоустройству российской Арктики. Была принята Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», предусматривающая рациональное освоение арктических просторов. Её основные цели: охрана национальных интересов, внедрение инновационных технологий, бережная эксплуатация природных ресурсов, защита территории от техногенных и природных катастроф, повышение уровня жизни населения.
В Арктике остаются неосвоенными богатейшие месторождения, миллионы квадратных километров территории, поэтому работы хватит нынешнему и последующим поколениям на много лет вперед.

В Арктике запретят коммерческую ловлю рыбы

Теперь добыча рыбы в коммерческих целях в Арктике станет возможна лишь при условии, что регион вылова был достаточно изучен. Договор позволит защитить уязвимую арктическую экосистему. (02.12.2017) Возможное открытие региона для судоходства и добычи ресурсов активизировали международное сотрудничество по вопросам Арктики. Сейчас главной дискуссионной платформой является созданный в 1996 году Арктический совет — межправительственная организация, главными задачами которой являются обеспечение безопасности в регионе, решение проблем окружающей среды, а также защита прав коренных народов.

В работе Совета наряду с главными восемью игроками в регионе участвуют также страны-наблюдатели, среди которых Китай, Япония и государства-члены Евросоюза. В рамках Арктического совета были подписаны соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, а также соглашение о борьбе с загрязнением нефтью.

Эксперт по Арктике Тимо Коивурова считает, что приарктические государства должны сами привлекать другие страны для сотрудничества в регионе. Отличный пример сотрудничества — соглашение о рыболовстве, ведь согласно международному праву все государства мира имеют право на свободную ловлю ресурсов в открытом море. Более того, все страны пользуются навигационными правами в открытом море, а значит, приарктические государства должны будут гарантировать право на мирный проход через их территориальное море, а также транзитный проход через проливы. Все это свидетельствует о том, что приарктические государства в будущем больше не смогут единолично «править» в регионе, заключил Коивурова.

______________

Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | Twitter | Facebook | Youtube | Telegram | WhatsApp

Перемены в Арктике

политика

Политическая карта Арктики, красная линия — изотерма июля 10 ° C.

Предлагаемый секторный раздел Арктики в начале 20 века.

Части национальных территорий России и США , ( Аляска ) и Канада , зависимые районы Гренландия (под управлением Дании ) и Шпицберген ( Норвегия ) и регион Лапландия (на национальной территории Норвегии, Швеции и Финляндии). ).

За исключением нескольких небольших островов, таких как Б. Остров Ганса Нет территориальных споров по поводу территорий Арктики. Напротив, морские границы в Арктике окончательно не прояснены

Принимая во внимание доступные природные ресурсы (особенно нефть и природный газ), суверенитет Арктики привлекает все большее внимание средств массовой информации в последние годы, особенно после того, как в 2007 году Россия установила государственный флаг на морском дне Северного полюса с помощью двух подводных лодок. Хотя средства массовой информации преимущественно интерпретировали это событие как начало «гонки» за природными ресурсами, эту точку зрения трудно поддерживать с научной точки зрения, поскольку суверенитет моря регулируется Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву

За исключением США, все арктические государства также являются участниками этой конвенции, и даже США неоднократно заявляли, что они принимают Конвенцию по морскому праву. В этом контексте юридическая протяженность особенно важна , поскольку прибрежные государства в этом районе включают имеют суверенные права на эксплуатацию ресурсов. Если страна желает претендовать на континентальный шельф за пределами 200 морских миль, она должна сделать это с научной точки зрения и представить это Комиссии по ограничению континентального шельфа. Экспедиция, во время которой был установлен российский флаг, в основном использовалась для научных исследований. Сама Россия никогда не заявляла, что, устанавливая флаг, она предъявляет юридически обязывающие претензии на суверенитет на Северном полюсе, но сравнила это с подъемом американского флага на Луне, поскольку это первый раз, когда люди достигли морского дна ниже уровня моря. географический Северный полюс

Чтобы продемонстрировать миру отсутствие конфликта из-за делимитации морской Арктики, пять стран, граничащих с Северным Ледовитым океаном, подтвердили свое сотрудничество в Илулиссатской декларации и еще раз подчеркнули важность Конвенции по морскому праву. По этой причине наука склонна утверждать, что в Арктике нет гонки за ресурсами, а скорее существует сотрудничество между арктическими государствами и что претензии на суверенитет развиваются упорядоченным образом в рамках международной правовой системы

В марте 2021 года три российские атомные подводные лодки прорвали лед в Арктике толщиной 1,5 м и провели учения. Еще более важным для арктического сотрудничества, чем встреча в Илулиссате, является Арктический совет , который был основан в 1996 году как организация-преемница Программы защиты окружающей среды Арктики: в рамках этого совета арктические государства также совместно работают над добычей полезных ископаемых.

Арктические проблемы

Улучшение условий жизни в Арктике – важнейший приоритет новой Стратегии. Она нацелена на то, чтобы к 2030 году положить конец сокращению населения, которое затронуло весь арктический регион после распада Советского Союза. Ежегодно из примерно 2,4 миллиона жителей Российской Арктики происходит чистый отток около 18 000 человек. Селиться в этом холодном регионе с его длинными темными зимами уже не выгодно с финансовой точки зрения. Хотя средний доход превышает таковой по России, стоимость жизни здесь также значительно выше.

Помимо враждебного климата, самой большой проблемой для населения и экономики региона является отсутствие инфраструктуры и ее плохое состояние там, где она существует. Таяние вечной мерзлоты, связанное с климатом, уже имеет разрушительные последствия и, как ожидается, в ближайшие годы затронет 70 процентов инфраструктуры. В то же время многие предлагаемые на региональном уровне проекты строительства дорог, железных дорог и портов остаются нереализованными из-за отсутствия государственного финансирования.

С точки зрения Москвы, Арктика – лишь один из многих проблемных и структурно слабых регионов Российской Федерации. Государственная программа социально-экономического развития Арктики была запущена в 2014 году, но из федерального бюджета на 2021–2023 годы предусмотрено всего 17,6 млрд рублей (190 млн евро). Для сравнения, программа предусматривает более 300 миллиардов рублей (3,2 миллиарда евро) для Крыма.

Отсутствие адекватного государственного финансирования приоритетных целей прошлых арктических стратегий оставляет мощный энергетический сектор России движущей силой развития на Крайнем Севере. На Арктику приходится более 90% добычи природного газа в России и 17% нефти. Новые крупные проекты, такие как терминалы СПГ на полуостровах Ямал и Гыдан от компании Новатэк, являются движущей силой расширения местной инфраструктуры.

Это относится не только к частным инвестициям в строительство автомобильных и железных дорог в западной части Российской Арктики на основе государственных концессий или государственно-частного партнерства, но и к портам Северного морского пути (СМП) и их подключению к промышленным регионам России.

Национальные цели президента Путина на 2018 год предусматривают увеличение в четыре раза годового объема грузов по СМП до 80 миллионов тонн. В настоящее время в Москве существуют разногласия по поводу этой цели, которая сейчас считается нереальной. Российское государство должно взять на себя одну треть инвестиций, необходимых для СМП, которые Росатом оценивает в 11,7 млрд долларов США; остальное – Росатом, Роснефть, Новатэк, Газпром нефть, Газпром, Норникель, банки и будущие пользователи маршрута.

Москва надеется, что коммерческие проекты по освоению морских месторождений нефти и газа также будут стимулировать развитие. На сегодняшний день санкции Запада в значительной степени блокируют такие инициативы. Китай в качестве альтернативы Западу выглядит привлекательно, но его возможности поставлять технологии (в том числе для сейсморазведки в Баренцевом море) и необходимый капитал ограничены.

Также сомнительно, оправдают ли будущие цены на нефть разработку этих удаленных запасов. Для того, чтобы шельфовые месторождения в Арктике стали прибыльными, необходима цена не менее 80 долларов за баррель; текущая цена составляет около 48 долларов США. Прогресс по планируемой разработке новых угольных месторождений также идет медленно. Окно возможности для добычи этих отдаленных ископаемых ресурсов, скорее всего, постепенно закроется, поскольку международные усилия по защите климата приводят к снижению спроса на такие ресурсы.

Сотрудничество в Арктике

Дверь для международного сотрудничества не закрыта полностью, даже если в новой Арктической стратегии увеличилось пространство, посвященное отражению угроз. Иногда противоречащие друг другу интересы – например, защита национального суверенитета против интернационализации морского пути – отражаются в амбивалентной позиции, которая содержит элементы как конфронтации, так и стремления к сотрудничеству, подчеркивая политическую конкуренцию или практическое сотрудничество (в зависимости от ситуации).

В новой арктической стратегии есть отдельный раздел, посвященный международному сотрудничеству, в котором иностранные инвестиции играют центральную роль. Здесь Москва в основном заинтересована в технологиях и инвестициях в энергетический сектор, подпадающий под западные санкции. Западные фирмы могут сотрудничать в инфраструктурных проектах и в решении экологических проблем.

Германо-российское сотрудничество в области естественных наук менее проблематично для Кремля и остается успешным. Новая Арктическая стратегия предлагает разработать комплексный план совместных международных исследований экосистем и последствий изменения климата. Одним из примеров успешного германо-российского сотрудничества является международная Междисциплинарная дрейфующая обсерватория по изучению арктического климата (MOSAiC), которая была бы невозможна без опыта и поддержки России.

Климатические проблемы

Климат Арктики за последние 6 веков сильно изменился. За этот срок произошли 3−4 сильных потепления. Температурный рост здесь в 2 раза выше, чем в остальном мире. Это может привести к исчезновению растительного и животного мира, что станет причиной ухода коренных народов.

Не меньше проблем вызывает резкое уменьшение льдов или ледяной шапки. С 1980-х ее размер уменьшился на 70%, снизилась и плотность льда. Это может привести к проблемам в ближайшем будущем.

Из-за изменения климата многим местным животным грозит вымирание. Особенно это относится к белым медведям: чем дольше будут длиться летние дни, тем выше окажется смертность взрослых самцов. Это связано с тем, что в основном эти животные охотятся со льдин на морских обитателей.

Век перелома

XX век стал веком перелома не только для нашей страны в целом, но и в освоении Арктики и Севера в частности. Бурное развитие техники сделало возможными ранее немыслимые предприятия. Начало века ознаменовалось новым витком активной исследовательской работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, а также проводилось гидрографическое исследование дна. В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, и будущий Верховный Правитель России А. Колчак. С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути. А в 1916 году для лучшей морской связи с союзниками по Антанте в Первой мировой войне был основан северный порт Романов-на-Мурмане (Мурманск).

Война и революция сделали арктические исследования невозможными более чем на 10 лет

Однако молодое Советское государство, осознавая важность Арктики, уже в середине 20-х годов начало возрождать это направление в научных исследованиях. Сначала была поставлена задача по координации всех работ в Арктике, а вслед за ней была сформирована Севэкспедиция

К 1925 году оформляется НИИ изучения Севера, который в 1958 году будет преобразован в НИИ изучения Арктики и Антарктики. 15 апреля 1926 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 году на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

С 1932 года, когда при СНК СССР было создано Главное управление Севморпути, освоение Арктики становится стратегической государственной задачей. В народном сознании эта задача перекликается с именами десятков героев и наших мужественных соотечественников, которые подчас с риском для жизни пробивали стране дорогу в Арктику. Такие имена, как Отто Шмидт, Иван Папанин, Валерий Чкалов, Михаил Громов, и десятки других героев первопроходцев сделали возможным открытие новых рубежей в кратчайшие сроки. Многие из них стали первыми Героями Советского Союза. Тогда же в 30-е и 40-е годы появляется устойчивый проход по Северному морскому пути в одну навигацию (до 65 дней). Появляются первые дрейфующие научно-исследовательские станции, разведываются и осваиваются нефтегазовые месторождения. Появляется и рад заполярных городов и портов, таких как Диксон, Тикси, Норильск, Воркута и другие.

В годы Великой Отечественной войны порты Мурманск и Архангельск играли огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Именно туда приходили арктические конвои с помощью для СССР по программе ленд-лиза. А Северный флот и бойцы в Заполярье сдерживали попытки нацистов перерезать эту сверхважную артерию.

После войны СССР вёл разновекторную работу по освоению Арктики. Строился и совершенствовался ледокольный флот, появились и первые атомные ледоколы, а в 1977 году ледокол «Арктика» первым в мире достиг точки Северного полюса. Военные активно развивали Северный флот, особенно его подводную составляющую. Так, в 1962 году подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила всплытие сквозь льды. Плавание на подводных атомоходах во льдах и неглубоких водах и до наших дней считается экстремальным и сложным для подводников стран НАТО, а наши моряки, уже более 80 лет чувствуют себя там буквально как рыба в воде. СССР смог открыть и освоить крупнейшие месторождения нефти и газа на Севере и Арктике, такие как Уренгойское, Ямбургское на суше и Штокмановское и Приразломное на шельфе в море. В целом к 1991 году страна подошла с огромным заделом на будущее.