Николай островский

Оглавление

Литература

Творческая биография Николая Островского началась в прямом смысле слова на больничной койке. С детства Николай Алексеевич любил читать: произведения Фенимора Купера, Жюля Верна и Вальтера Скотта буквально «проглатывались» жадным до книг мальчиком.

Николай Островский в молодости

Позднее Островский называл любимыми произведениями «Овода» Этель Войнич и «Спартака» Рафаэлло Джованьоли. Постепенно хобби переросло в собственное творчество: Островский, чтобы скоротать время в больницах, начал писать короткие рассказы и пьесы, следуя путем своего именитого писателя-однофамильца Александра Островского.

С 1927 года Островский уже не мог самостоятельно ходить, у прозаика диагностировали заболевание Бехтерева, а также полиартрит. Николай Алексеевич перенес несколько операций, но даже это уже не облегчало его состояние. Вскоре стало понятно, что улучшения не будет. Писателю в тот момент исполнилось только 23 года.

Николай Островский прикован к постели

Однако Николай Алексеевич начал усиленно заниматься и даже окончил заочное отделение Свердловского университета. Параллельно молодой человек много писал, примерно в это время появилась рукопись «Рожденные бурей», ставшая первой версией романа «Как закалялась сталь». Полгода писатель посвятил этому произведению, а затем рукописный вариант потерялся при пересылке.

Произведение нужно было начинать заново, но тут Островского поджидала новая беда: писатель начал терять зрение. Это всерьез подкосило моральные силы Николая Алексеевича, прозаик даже задумывался о самоубийстве, но стальная воля победила, и Островский продолжил писать. Сначала книга создавалась вслепую, периодически Николай Алексеевич надиктовывал текст родственникам и жене, которые ухаживали за ним. А затем придумал трафарет, позволивший работать немного быстрее.

Иллюстрации к роману Николая Островского «Как закалялась сталь»

Через некоторое время рукопись была готова. Островский отправил произведение в ленинградское издательство, но ответа не дождался. Тогда Николай Алексеевич отослал работу в издательство «Молодая гвардия», откуда получил отказ по причине «нереальности персонажей».

Но и тут воля и целеустремленность писателя не позволили ему отступить. Островский добился повторного рецензирования рукописи. На этот раз произведение отправили в печать, однако до этого редакторы дописали, а кое-где и переписали исходный текст.

Так для писателя начался новый этап битвы за книгу: отстаивать приходилось буквально каждый абзац. Тем не менее, в 1932 году вышла первая часть книги «Как закалялась сталь», а спустя некоторое время отпечатали и окончание романа.

Памятник Николаю Островскому

Успех превзошел даже самые смелые ожидания Островского: в библиотеках начали появляться очереди за его произведением, люди собирались группами и вслух перечитывали любимые отрывки.

При жизни Николая Алексеевича «Как закалялась сталь» переиздавали 41 раз. Островский начал задумываться над продолжением романа, а также планировал написать произведение «Детство Павки» для детей. Новая книга, над которой начал работать писатель, получила уже знакомое название «Рожденные бурей». Черновик произведения даже обсуждался на заседании Союза писателей. К сожалению, роман так и не был окончен.

Московский период

Биография Островского, жизнь и творчество вышли на новый этап в октябре 1929 года, когда Николай вместе с женой приехал в Москву на глазную операцию. Несмотря на то что его поместили в лучшую клинику к профессору М. Авербаху, общие воспалительные процессы по всему организму вызвали негативную реакцию. Операцию провести не удалось.

Жизнь в московской коммунальной квартире еще более усугубила тяжелое заболевание Островского. Жена уходила на работу, и он оставался в полном одиночестве. Тогда-то им и было принято решение о написании книги. Тело было неподвижным, а душа рвалась к самовыражению. К счастью, руки сохранили подвижность, однако Николай уже не видел. Тогда он придумал специальное приспособление, так называемый «транспарант», благодаря которому можно было писать вслепую. Строчки выстраивались ровными рядами, страница писалась легко, нужно было только вовремя менять листы, исписанные на чистые.

[править] Экранизации произведений

  1.  — Василиса Мелентьева (фильм, 1911)
  2.  — На бойком месте (фильм, 1911)
  3.  — Без вины виноватые (фильм, 1916)
  4.  — На бойком месте (фильм, 1916, Чардынин)
  5.  — На бойком месте (фильм, 1916, Сабинский) (Другое название На большой дороге)
  6.  — Гроза (фильм, 1934)
  7.  — Бесприданница (фильм, 1936)
  8.  — Без вины виноватые (фильм, 1945)
  9.  — Правда — хорошо, а счастье лучше (фильм, 1951) (фильм-спектакль)
  10.  — Волки и овцы (телеспектакль, 1952) (телеспектакль)
  11.  — На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль, 1952) (телеспектакль)
  12.  — Снегурочка (мультфильм, 1952) (мультфильм)
  13.  — Горячее сердце ((фильм, 1953) (фильм-спектакль)
  14.  — На бойком месте (фильм, 1955) (фильм-спектакль)
  15.  — Таланты и поклонники (фильм, 1955) (фильм-спектакль)
  16.  — Женитьба Бальзаминова (фильм, 1964)
  17.  — Снегурочка (фильм, 1968)
  18.  — На всякого мудреца довольно простоты (фильм, 1971) (фильм-спектакль)
  19.  — Весенняя сказка (фильм, 1971) (по мотивам пьесы «Снегурочка»)
  20.  — Таланты и поклонники (телеспектакль, 1971) (телеспектакль)
  21.  — Таланты и поклонники (фильм, 1973)
  22.  — Последняя жертва (фильм)
  23.  — Красавец-мужчина (фильм)
  24.  — Лес
  25.  — Бешеные деньги (фильм, 1981)
  26.  — Вакансия (фильм) — фильм режиссёра Маргариты Микаэлян (по мотивам пьесы «Доходное место (пьеса)»)
  27.  — Поздняя любовь (фильм, 1983)
  28.  — Жестокий романс (фильм) (по мотивам пьесы «Бесприданница»)
  29.  — После дождичка в четверг (фильм) (фильм-сказка)
  30.  — Сердце не камень (фильм)
  31.  — На бойком месте (фильм)
  32.  — Дикарка
  33.  — Анна (фильм, 2005) (по мотивам пьесы «Без вины виноватые»)
  34.  — Снегурочка (мультфильм, 2006) (мультфильм по мотивам пьесы «Снегурочка»)
  35.  — Без вины виноватые (фильм, 2008)
  36.  — Русские деньги (фильм) (по мотивам пьесы «Волки и овцы»)
  37.  — Взятки гладки (по мотивам пьесы «Доходное место»)
  38.  — Банкрот (фильм, 2009) (по мотивам пьесы «Свои люди — сочтёмся (пьеса)»)
  39.  — Бесприданница (фильм, 2011)

«Глубокое понимание русской жизни»: экспедиция на Волгу и театральные премьеры

Группа писателей-авторов журнала «Современник». Слева направо: Лев Толстой, Дмитрий Григорович (верхний ряд); Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский (нижний ряд). 1856. Библиотека Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. Это было первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Писатель отдал текст Малому театру бесплатно. Помимо этого, он сам репетировал вместе с актерами и помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая. Прозаик Иван Горбунов вспоминал: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца».

Во время репетиций в Малом театре Островский подружился с актером Провом Садовским. Именно ему в 1853 году драматург посвятил новую пьесу «Бедность не порок». По сюжету купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным. Премьера прошла в январе 1854 года, чуть раньше произведение напечатали в «Москвитянине». Это была последняя пьеса, которую опубликовало издание. В 1856 году из-за финансовых споров с владельцем Островский уволился и вскоре перешел в журнал «Современник».

Летом 1856 года Александр Островский поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Ее организовало Морское министерство. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и многих других городах. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. В самом начале экспедиции с Островским произошел несчастный случай: лошади понесли, и тарантас перевернулся. За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу «Доходное место».

Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами» о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу «Воспитанница», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Островского в двух томах. Спустя несколько месяцев драматург написал драму «Гроза». Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов. Публицист о. В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.

В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок — общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте». Беллетрист Сергей Максимов писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе… эта возможность сближения составляет немалую заслугу». В 1867 году Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка.

Смерть

Последний месяц жизни Николай Островский посвятил новому роману. Писатель днями и ночами вносил правки, дописывал и переписывал главы этой книги. К сожалению, поставить окончательную точку ему было не суждено: 22 декабря 1936 года Николая Алексеевича не стало. Современные медики назвали причиной смерти Островского рассеянный склероз, а также прогрессирующую болезнь Бехтерева.


Могила Николая Островского

26 декабря, в день похорон Островского, неоконченная книга вышла из стен издательства: произведение набрали и отпечатали в рекордные сроки.

Могила писателя находится на московском Новодевичьем кладбище. После смерти Николая Островского были открыты несколько памятников в разных городах, а также музеи имени писателя в Москве, Сочи, Шепетовке. События жизни Николая Алексеевича нашли отражение в документальном фильме «Загадочная жизнь Николая Островского».

Театр Островского

В биографии Александра Островского почетное место занимает театральное дело. Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.

Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.

Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев, А. Ф. Писемский, Фёдор Достоевский, П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Пётр Чайковский, М. Н. Ермолова и другие.

В краткой биографии Островского стоит обязательно упомянуть о появлении в 1874 году Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни актеров театра. С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы.

Интересные факты об Островском

Мало кто сделал такой же вклад в развитие театра и драматургии, как Александр Островский. Он беспощадно высмеивал пороки определённых категорий людей, за что попал в немилость к императору, но даже это не сломило его — свои самые знаменитые произведения он драматург сочинил уже в зрелом возрасте.

Интересные факты из жизни Островского

  • Мать Островского умерла, когда мальчику не было еще и 9 лет. Помимо него в семье было трое детей (еще четверо умерли в младенчестве).
  • Его отец мечтал, чтобы сын пошел по его стопам и стал юристом. Юноша поступил на юрфак, но на третьем курсе провалил экзамен и решил прекратить обучение в вузе.
  • Островский получил известность среди литераторов после публикации комедии, высмеивавшей купеческое сословие. Пьеса понравилась Гончарову, Гоголю и другим известным писателям, однако обиженные купцы подали жалобу властям. Комедию было запрещено ставить на сцене, а Островского уволили с работы и по распоряжению императора отдали под надзор полиции. Избавиться от полицейских драматург смог только после прихода к власти другого главы государства (интересные факты об Иване Гончарове).
  • Пьеса Островского впервые была поставлена в театре в начале 1850-х годов. С этого момента более трех десятилетий подряд пьесы Островского каждый сезон ставили в лучших театрах Москвы и Петербурга.
  • В середине 19 века один из великих князей отправил ведущих литераторов страны в разные ее регионы, чтобы они изучили особенности местного быта и затем описали их в своих произведениях. Островский занялся изучением Поволжья.
  • Драматург с 51 года был бессменным лидером общества, объединявшего драматургов и оперных композиторов России.
  • Островский был членом комиссии, занимавшейся совершенствованием принципов управления театрами – писатель, в частности, смог значительно облегчить условия труда актеров.
  • В 62 года его назначили ответственным за репертуар театров Москвы и главой театрального училища. Напряженная работа подорвала здоровье писателя, хотя труд и приносил ему радость.
  • Островский до самой смерти нуждался в деньгах, хотя его пьесы собирали полные залы, а император назначил ему ежегодную пенсию в 3 000 рублей.
  • Умер он в своем имении, когда ему было 63 года. Последним произведением, над которым он работал, был перевод трагедии Шекспира (интересные факты о Шекспире).
  • После смерти писателя император выделил на его похороны 3000 рублей. Вдове Островского и двум его детям была назначена ежегодная пенсия аналогичного размера, а на воспитание 3 сыновей и дочери писателя из казны выделяли по 2400 рублей в год.
  • Литератор долгое время был влюблен в актрису Любовь Косицкую, но у них обоих имелись семьи, поэтому этот роман не имел будущего. Когда артистка овдовела, она все равно отказалась связать свою жизнь с писателем и увлеклась отпрыском купца, который растратил все ее деньги.
  • Именно благодаря Островскому в России появился драмтеатр в современном понимании этого слова – например, он был уверен, что хорошо играть и погружаться в роль должен не только главный герой, но и все остальные артисты, задействованные в представлении. Идеи Островского получили окончательное развитие усилиями Станиславского и Булгакова (интересные факты о Булгакове).
  • Пьеса в стихах «Снегурочка», ставшая одной из жемчужин творчества Островского, появилась случайно – во время ремонта в Малом театре было решено поставить спектакль, который объединил бы все 3 труппы: оперных певцов, артистов балета и драматических актеров. Написать подходящую пьесу в указанный срок взялся Островский, а автором музыки по просьбе драматурга стал Чайковский. Позже оперу на основе той же пьесы создал Римский-Корсаков, и она также пользовалась огромным успехом.
  • Интересные факты о Жюле Верне
  • Интересные факты о Мольере
  • Интересные факты о Некрасове
  • Интересные факты о Льве Толстом
  • Интересные факты об Александре Беляеве
  • Интересные факты об Александре II
  • Интересные факты об Александре Грине
  • Интересные факты о Радищеве

Особенности творчества Островского

Драматургический мир Островского исключительно многогранен, все его пьесы представляют собой широкое эпическое полотно, местом действия является Россия в главнейшие, переломные моменты ее жизни за два с половиной столетия.

Новаторство Островского проявилось прежде всего в тематике его произведений. Содержанием его пьес становится сама жизнь, такая, как она есть. В первых комедиях драматурга основным объектом изображения было купечество («Свои люди — сочтемся»), затем в сферу художественного видения автора входит чиновничество («Доходное место»), дворянство («Лес»), актерская среда («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»), учительство («В чужом пиру похмелье»), студенчество («Трудовой хлеб»), крестьянство («Воспитанница», «Воевода»). Творческий путь Островского был связан с углублением изображения этих общественных сословий и групп с последующим расширением тематического диапазона.

Драматургия Островского — социально-этическая. Художник органически соединяет в своих пьесах семейно-бытовое, нравственно-бытовое с социальным и социально-политическим.

В основе каждой пьесы — ведущая тема, раскрывающаяся при помощи соподчиненных ей частных тем.

Сюжеты Островского хоть и приобретают разветвленную, многолинейную направленность, но всегда просты в своей событийной основе. Завязки, развязки, конфликты характерны для самой жизни; финалы, как правило, сценически эффектны. Пьесы Островского создают впечатление многолюдных, но населены они очень экономно, даже в самых больших пьесах драматург стремится обойтись небольшим числом персонажей. Принцип группировки персонажей исключительно многообразен, что отражает богатство и многообразие связей в самой действительности. Центральное положение главного персонажа не переводит остальных на положение вспомогательное, у Островского каждый участвует в воплощении авторской идеи.

Островскому-драматургу свойственен глубокий психологизм, он мастерски изображает «натуру» персонажа. Талант Островского многомерен и в жанровом отношении: он и романтик, и бытовик, и трагик, и комедиограф.

Как художник Островский формировался под воздействием лучших традиций мировой реалистической драматургии и в литературу вошел сразу как сложившийся писатель.

Творческие успехи

Портрет А.Н.Островского, кисти Василия Перова.

Литературные взгляды его складываются ещё в студенческие годы под влиянием Белинского и Гоголя – Островский сразу и бесповоротно решает, что будет писать только в реалистичной манере.

В 1847 году в соавторстве с актёром Дмитрием Горевым Островский пишет первую пьесу «Записки замоскворецкого жителя». В следующем году его родные переезжают жить в родовое имение Щелыково в Костромской губернии. Александр Николаевич тоже посещает эти места и остаётся под неизгладимым впечатлением от природы и волжских просторов на всю жизнь.

В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Свои люди – сочтёмся!» в журнале «Москвитянин». Пьеса имеет большой успех и восторженные отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. Автора уволили со службы и отдали под надзор полиции, который был снят только после восшествия на престол Александра II. В первой же пьесе Островского проявились основные черты его драматургических произведений, которые были характерны для всего творчества в дальнейшем: умение через личный и семейно-бытовой конфликт показать наиболее сложные общерусские проблемы, создать запоминающиеся характеры всех персонажей и «озвучить» их живой разговорной речью.

Положение «неблагонадёжного» ухудшило и без того непростые дела Островского. С 1849 года он без благословения отца и, не венчаясь в церкви, стал проживать с простой мещанкой Агафьей Ивановной. Отец полностью лишил сына материальной поддержки, и финансовое положение молодой семьи было тяжёлым.

Островский начинает постоянное сотрудничество с журналом «Москвитянин». В 1851 году публикует «Бедную невесту».

Под влиянием главного идеолога журнала А.Григорьева в пьесах Островского этого периода начинают звучать не столько мотивы обличения сословного самодурства, сколько идеализации старинных обычаев и русской патриархальности («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и другие). Такие настроения уменьшают критичность произведений Островского.

Тем не менее, драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком. Большинство актёров принимают новые пьесы Островского с восторгом, они чувствуют их новизну и жизненность. С 1853 года почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского.

В 1855-1860 годах драматург сближается с революционерами демократами. Он переходит в журнал «Современник». Главным «событием» пьес Островского этого периода становится драма простого человека, противостоящего «сильным мира сего». В это время он пишет: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» (1860).

В 1856 году по указанию великого князя Константина Николаевича лучших российских писателей отправляют в командировку по стране с заданием описать промышленное производство и быт различных областей России. Островский едет на пароходе от верховьев Волги до Нижнего Новгорода и делает множество записей. Они становятся настоящими энциклопедическими заметками по культуре и экономике края. При этом Островский остаётся художником слова – многие описания природы и быта переносятся им в свои произведения.

Часть отчётов позднее было опубликовано, но большинство – не известно широкой публике и в наше время.

В 1859 году вышло первое собрание сочинений Островского в 2-х томах.

Детство и юность

Детство и раннюю юность Александр Николаевич проводит в Замоскворечье — удивительном уголке Москвы, где проявляются особенности купеческо-мещанского быта.

Когда Островскому еще не исполнилось 9 лет, умирает его мать (1831 г.). В 1836-м отец Александра женится во 2-й раз. Новой его женой стала баронесса фон Тессин. Эмиль Андреевна, дочь обрусевшего шведского дворянина, воспитывала детей мужа, как своих.

Все это время отец служил в суде. Дослужился до чина коллежского асессора, а с 1839-го стал дворянином.

Жила семья в достатке, родители уделяли много внимания образованию детей. Приветствовалось домашнее образование. Поэтому Александр с детства имеет доступ к отцовской библиотеке. Там же он знакомится с русской литературой и ее авторами.

Смерть

Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя. Он вел бурную общественную и творческую деятельность, но все время оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы. Также Островский имел 3 тыс. рублей пенсии, но этих средств постоянно было недостаточно.

Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.


Могила Александра Островского

Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца.

Похороны писателя организованы за счет пожертвования, которое приказал сделать император Александр III. Он передал родственникам почившего 3 тыс. рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателя государство выделяло 2400 рублей ежегодно.


Памятник Александру Островскому в имении Щелыково

Произведения Александра Николаевича Островского неоднократно переиздавались. Он стал знаковой фигурой для классической русской драматургии и театра. Его пьесы до сих пор ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга способствовало развитию литературного жанра, режиссуры и актерского мастерства.

Книги, в которых собраны пьесы Островского, расходятся большим тиражом спустя несколько десятилетий после его гибели, а произведения разобраны на цитаты и афоризмы. Фото Александра Николаевича Островского опубликованы в Интернете.

Литература

Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями Гоголя и Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».

Портрет Александра Островского

В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.

Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.

Книги Александра Островского

Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.

Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.

Памятник Александру Островскому в Москве

С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с Тургеневым и Толстым, стал сотрудником журнала «Современник».

В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.

Александр Островский в пожилом возрасте

1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие. В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.

За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, Шекспира. К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.

Последние годы жизни и смерть

Последующие годы А. Н. Островский продолжал творить, ставить свои пьесы в театре со своей труппой, развивать идеи «русского театра», добавляя в них и школу актерского мастерства. На работу Александр Николаевич тратил все свои силы.

Чтобы отдохнуть, решил поехать в имение Щелыково в Костромской губернии, которое давно купил его отец.

В день отъезда, 28 мая 1886 года, Островский чувствовал себя чрезвычайно скверно. Незадолго до выезда он подхватил простуду, которая усугубилась ревматизмом, его боли усилились. Из-за этого драматург в деревню ехал едва живой. 5 дней, которые оставались драматургу, он прожил в страданиях, почти не шевелясь.

14 июня 1886 года, в Духов день, Островский А. Н. умер. Он был похоронен на церковном кладбище у Никольского храма рядом с отцом в селе Николо-Бережки.

Так и закончилась последняя страница биографии драматурга А. Островского.

Несмотря на все перипетии судьбы, Островский не был забыт как основоположник русского театрального мастерства. По его пьесам были сняты фильмы, до сих пор они идут в театрах.

И поныне горит яркая звезда Островского на небосклоне русского театра. Вне всяких сомнений, талант драматурга и писателя был оценен не одним поколением. Однако же биография Александра Николаевича не может полностью объяснить феномен такого человека.

Узнать интересные подробности из биографии Александра Николаевича Островского, получить больше сведений о судьбе и творчестве великого драматурга можно, посетив экскурсию в Щелыково, которое стало его биографическим музеем. Полное название музея — Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского.

Творчество Николая Островского

Читать Николай Алексеевич любил еще с детства. Книги проглатывал жадно, многие из них перечитывал снова и снова. Его любимые авторы:

  • Вальтер Скотт;
  • Фенимор Купер;
  • Жюль Верн;
  • Рафаэлло Джованьоли;
  • Этель Лилиан Войнич.

Заниматься своим собственным литературным трудом Островский начал на больничной койке. Чтобы не терять даром время, проведенное в больницах, Николай Алексеевич стал сочинять короткие пьесы и рассказы.

С 1927 года Островский ходить самостоятельно уже не мог. Диагноз: заболевание Бехтерева и полиартрит. Николаю сделали несколько сложных операций. Но состояние его от этого не улучшилось.

Болезнь не сломила молодого человека. Он продолжал усиленно заниматься самообразованием и даже заочно окончил Свердловский университет. Одновременно Островский пробовал писать. Так на свет появились рукопись книги «Рожденные бурей», Это была первая версия будущего романа «Как закалялась сталь». Этому произведению автор посвятил несколько месяцев. Но случилась большая неприятность: рукопись затерялась при пересылке.

Всю работу нужно было начинать заново. Но тут возникла новая беда: Островский стал терять зрение. На какое-то время мужество оставило Николая. Он даже подумывал о самоубийстве. Но железная воля профессионального революционера взяла верх над слабостью. Островский приступил к восстановлению утраченной рукописи. Он поначалу пробовал писать вслепую. Потом ему стали помогать родственники и жена, которым он диктовал текст. Впоследствии писатель стал использовать специальный трафарет. Благодаря этому приспособлению он мог выписывать ровные строки. Работа пошла быстрее.

Готовую рукопись Островский направил в одно из издательств Ленинграда. Ответа не последовало. Тогда рукопись была отослана в издательство «Молодая гвардия». Через некоторое время пришел отказ: персонажи книги показались редактору «нереальными».

Другой бы на месте Николая отступил. Но Островский был не робкого десятка. Он добился, чтобы рукопись была рецензирована повторно. Только после этого произведение было решено опубликовать. Однако исходный текст редакторами был местами переписан. Отстаивать порой приходилось каждый абзац. После напряженной борьбы с издательством первая часть романа «Как закалялась сталь» в 1932 году была опубликована. Через некоторое время увидела свет и заключительная часть книги.

Успех произведения был ошеломительным. В библиотеках страны за романом выстраивались очереди. Люди обсуждали книгу в группах, зачитывали вслух избранные места из романа. Только при жизни Островского его книгу переиздавали несколько десятков раз. Ободренный успехом, Островский начал работать над новым произведением, но завершить свой творческий замысел не успел.

5. Бедность не – порок

Эта комедия была написана Островским и опубликована в середине 50-х годов XIX столетия. А её премьера состоялась вскоре в Малом театре в Москве и в Александринке в Петербурге. Произведение посвящено актеру Малого театра Садовскому.

Это были времена, когда молодому автору удавалось всё, он пользовался огромным успехом у публики и критики. Комедия «Бедность – не порок» и сегодня востребована в театре и кино, как отечественная театральная классика.

Сюжет рассказывает о любви между приказчиком Митей и купеческой дочкой Любой, которые проходят свои тернии и обретают наконец семейное счастье, хотя до этого отец хотел отдать свою дочь за старика. Таковы были нравы того общества.