Корчак, макаренко, монтессори и другие выдающиеся педагоги прошлого

Оглавление

Джон Дьюи (1859 — 1952)

Американский педагог всю жизнь потратил на создание стратегии «прогрессивного» воспитания. Главный недостаток школы, считал он — ее оторванность от реальной жизни ребенка: он не имеет возможности в школе использовать опыт, приобретенный вне школы, и наоборот. Кроме того, школа учит детей действовать по указке, не поощряет (а чаще наказывает) сомнения и эксперименты и таким образом уничтожает естественную любознательность, изначально присущую каждому ребенку. 

«Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация», — был убежден Дьюи. Поэтому скучные лекции нужно заменить игровыми методиками, в рамках которых перед учениками ставятся интересные задачи, требующие активного действия. Роль педагога — научить выдвигать и проверять гипотезы, снабдить приемами для самостоятельного получения знаний, поощрять самостоятельность и творческое мышление. 

Великие педагоги до нашей эры

1) Демокрит (460 -370 до н.э.)

Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать». Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего. Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей — «микрокосмом»

Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество

Его труды не сохранились до наших дней.

2) Сократ (469- 399 до н.э.)

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ — один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Труды не дошли до нашего времени.

3) Платон (427- 347 до н.э.)

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное — это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло.

Его труды «Диалоги», «Государство» и «Законы». В трактате «Государство», говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, Платон, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию, полагая, что надлежит обеспечить «для тела гимнастику, для души музыку». В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматривается как подготовка к прохождению нового образовательного высшего этапа. Этот этап делится на два длительных цикла -10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании, в программу которого включались лишь теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Идея ввода в программу заключительного воспитания трудовых процессов чужда Платону. В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания — «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

4) Аристотель (384- 322 до н.э)

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь». Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате «Политика». Начинать воспитание школьника предлагалось с «заботы о теле», а затем «заботиться о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа». Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний

5) Марк Квинтилиан (35- 96 до н.э.)

Главный его труд » Ораторское образование». По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания состоит в формировании у человека гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования оратора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства. 

Великие педагоги 15 ,16 и начала 17 веков

Этапы взросления человека

Представляя этапы взросления человека, Коменский всё так же опирался на принцип природосообразности. Так, им было выделено четыре этапа, состоящих из шести лет каждый, и для всех были определены свои задачи.

Итак, основываясь на природе человека, выделяются следующие этапы:

  • Детство (продолжается с рождения до 6 лет)
  • Отрочество (продолжается с 7 до 12 лет)
  • Юность (продолжатся с 13 до 18 лет)
  • Возмужалость (продолжается с 19 до 24 лет)

Основой этого деления являются возрастные особенности:

  • Для детства характерны: усиленный физический рост и развитие органов чувств
  • Для отрочества характерны: развитие памяти и воображения, а также их исполнительных органов – языка и рук
  • Для юности характерны: развитие более высокого уровня мышления (в дополнение ко всему вышеназванному)
  • Для возмужалости характерны: развитие воли и способности к гармоничному существованию

Каждый из представленных периодов, исходя из их характерных особенностей, предполагает индивидуальную ступень образования. Дети до 6 лет, согласно Коменскому, должны «обучаться» в материнской школе, где мать даёт дошкольное образование. В период отрочества ребёнок отправляется в шестилетнюю школу родного языка, которая должна иметься в любой общине, селении и т.п. Юноши обучаются в гимназиях или латинских школах, имеющихся во всех городах. Возмужалые молодые люди проходят обучение в академиях, также имеющихся во всех крупных населённых пунктах любого государства.

Содержательная часть данного принципа последовательного обучения была представлена идеей всеобщей мудрости – «пансофии»: в любом возрасте могут быть объяты пансофические знания (на уровне возможного, естественно), на основе чего Коменский определял приблизительное содержание каждой из названных им школ и создавал для них учебники.

С целью обосновать замысел школы родного языка Коменский всегда говорил о природосообразности развития человека. Такие дисциплины как, к примеру, граждановедение и родиноведение аргументируются естественными стремлениями ребёнка и условиями окружающей его действительности. В латинской школе должен иметься «класс этики», где будет изучаться человек с его собственными действиями – человек, являющийся владыкой вещей. Должен изучаться и «стержневой предмет истории», знания которого способны «осветить всю жизнь». Изучению подлежат также: всеобщая история (в главной степени, история отечества), история религиозных обрядов разных народов мира, история морали, изобретений, естествознания. Традиционными же учебными предметами школы эпохи Средневековья Коменский считал «семь свободных искусств», дополненные основами новых на время наук.

Педагогическая система Коменского

Педагогическая система Коменского представляет собой «строгую» педагогику, подразумевающую отношение к учащемуся, как к существу ответственному, деятельному и сознательному как в мыслях, так и в поступках. Деятельность педагога в этой системе рассматривается как сложнейшее искусство развития человеческого в человеке. Система Коменского светится оптимизмом и верой в человеческий потенциал, потенциал воспитания, «объединение людей великодушных, мужественных, возвышенных». Задачи воспитания связывались Коменским с прямым обращением к внутреннему миру человека и воспитанием в нём духовного, а отношение к знаниям, как к ценности – ещё одна неотъемлемая черта его системы.

Каждая последующая возрастная ступень есть повод к введению новых теологических и этических правил и норм поведения, предназначенных для одухотворения внутренней жизни ученика отношением, как к ценности не только к знаниям, но и к себе и к окружающим людям. Гуманная личность, по мнению учёного, должна обладать рядом «кардинальных добродетелей», прослеживающихся в средневековой христианской этике и уходящих корнями к философии Платона: справедливостью, мужеством, умеренностью и мудростью.

Стремясь развить и возвысить духовность в людях, Коменский старался сформировать нравственность и благочестие, как постоянную активную духовную жизнь и практическую работу человека. Исходя из этого, педагогическая система предстаёт как гуманистическая модель образовательного процесса, направленного на целенаправленное ценностное и целостное развитие естественных сил и потенциала развивающегося индивидуума.

Реализуется эта цель посредством организации жизни учеников в здоровой с точки зрения нравственности, богатой духовно, и постоянно стимулирующей всестороннее развитие среде, где человека окружают разнообразные виды деятельности, которые способствуют природосообразному развитию способностей и всего человеческого; в среде, где преобладают гуманные отношения между учениками и учениками, между учениками и педагогами, благодаря чему задачи и цели образовательного процесса становятся собственными задачами и целями учеников, а процесс воспитания трансформируется в процесс самовоспитания.

Результатом же всего педагогического процесса будет достижение учеником высокого уровня личностного развития, включающего и самоопределение, и самосознание, и способности и потребности к продолжению саморазвития, самовоспитания и самообразования. Свобода, которой отличается развитие личности ученика, обеспечивается одинаковыми для всех возможностями саморазвития и педагогическим влиянием, исключающим «насилие» в какой бы то ни было форме. Эту модель можно проследить в самых эффективных педагогических системах прошлого. Кроме того, она достаточно гармонично интегрируется и в современные системы образования, по причине чего открытия Каменского можно смело назвать универсальными.

Но современные образовательные системы мы рассмотрим чуть позже, а пока скажем несколько слов о дидактических принципах Коменского.

Сравнительная педагогика как отдельная область науки

Определение 1

Сравнительная педагогика стала возводиться в отдельную научную сферу в 20-х годах прошлого столетия. В этот период формируются международные и национальные учреждения науки, занимающиеся сбором, систематизацией, обобщением явлений и фактов, отражающих развитие образования по всему миру.

В 1949 году была опубликована книга Н. Хэнса «Сравнительная педагогика: исследование образовательных факторов и традиций». В ней были выделены основные факторы, оказывающие прямое влияние на развитие образования, а именно:

  • Расовая принадлежность, язык, экономические и природные условия.
  • Религия.
  • Идеология, в частности гуманистическая направленность педагогики, национализм и социализм.

Сегодня сравнительная педагогика, как самостоятельный раздел науки, переживает период своего триумфа.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики

  • Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
  • Группы в вальдорфской школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
  • Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизор и компьютеры. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице. 
  • На занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. До пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, обсуждением историй. Это помогает развитию чувственной сферы. С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество: дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — так они учатся абстрактно мыслить. Только в старших классах они приступают к академическим дисциплинам.
  • Метод погружения. Материал изучается «эпохами» — блоками по 3-4 недели.
  • Принцип «душевной экономии». Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе и к чему нет отторжения.
  • Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры.
  • Ритм обучения меняется от смены деятельности: подвижная сменяет спокойную и наоборот.
  • Большая вовлечённость семьи в процесс обучения в вальдорфской школе. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.
  • Есть специальные предметы, например, эвритмия — сочетание танца и пантомимы под чтение стихотворений или музыку.

Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).

‍Занятие в вальдорфской школеИсточник — mel.fm‍

‍Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания. 

Плюсы системы

  • Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка.
  • Развитие различных творческих способностей.
  • Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.
  • Администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий.
  • Аккредитованные вальдорфские школы строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения, дети проходят аттестацию в 4, 9 и 11 классах, сдают ОГЭ, ЕГЭ.

Минусы системы

  • Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.
  • Дети изучают эзотерические представления о мире.
  • Игры только с игрушками, сделанными из природных материалов.
  • Навязывание авторитета учителя.
  • Если ребёнок переходит в государственную школу, он сложно адаптируется к оценочному подходу.

Античный период

Термин «педагог» впервые появляется в старинных документах периода античности. Начал применяться он эллинами (древними греками) и обозначал специального раба, который сопровождал хозяйских сыновей по дороге в школу, являясь их охраной. Кроме того, такой человек должен был обучать своих подопечных элементарной грамоте перед их поступлением на учёбу.

Позднее этот обычай и термин позаимствовали у греков римляне периода поздней республики. Педагог являлся неизменным наставником молодого римлянина до наступления дня его совершеннолетия. Своё мнение о воспитании имели многие великие личности античной Греции:

  • Аристотель;
  • Сократ;
  • Платон.

Считается, что первым профессиональным учителем и классиком гуманной педагогики являлся римлянин Марк Фабий Квинтилиан. По его мнению, педагог должен быть не только хорошо образован, но и любить своих учеников, относиться к ним с уважением.

Этапы становления педагогической профессии

Педагогическая профессия представляет собой трудовую деятельность, которая является источником существования специально обученных людей, и имеет цель создать условия для становления и развития другой личности.

Педагогическая деятельность — это, безусловно, труд. Но профессионального уровня эта деятельность достигла не сразу.

После появления школы Пифагора стало понятно, что вести образовательные и воспитательные беседы с детьми может далеко не каждый взрослый, а только тот, кто обладает специальными знаниями и опытом, и в силу особенностей своих личностных качеств может передать их другим.

Таким образом, появились первые признаки необходимости педагогической деятельности на профессиональном уровне.

Становление педагогической профессии можно разбить на этапы:

Допрофессиональный Существовал в первобытный период развития человека. В те времена появились первые проявления признаков религии и упорядочение брачно-семейных отношений. Образовательно-воспитательные беседы проводили старейшины, знатные члены рода, воины, шаманы и родители ребенка. В их процессе передавался жизненный опыт, религиозные ценности, навыки труда, ведения боя и самозащиты.
Условно-профессиональный Появился в Средние века при рабовладельческом строе (7-16 вв.). Как ни странно, но на этом этапе педагог был рабом, который сопровождал ребенка в школу. Письменность только появилась. В те времена владели грамотой, письменностью, а также умели обучить только священники, монахи и ученые. Педагогическая деятельность полностью зависела от религии. При церкви проходила подготовка учителей.
Профессиональный Возник с появлением промышленности и развитием индустриального общества. Для этого периода характерно появление специалистов, прошедших специальное педагогическое обучение. Профессиональная деятельность приобретает различные направления. Педагогическая профессия обретает широкие масштабы. Полностью отражает интересы правящего класса (капитализма или социализма).
Современный Отражает эпоху постиндустриального общества. Работники образования (педагоги, учителя) получают разные уровни профессионального педагогического образования. Трудятся в различных учебных заведениях. Деятельность педагога нацелена на всестороннее развитие личности, адаптации в социуме, формирование навыков общей культуры, формирование базовых ценностей, овладение навыками профессии.

На сегодняшнем этапе становления педагогической профессии нельзя сказать, что предел совершенства достигнут. С дальнейшим развитием общества педагогическая профессия неизбежно будет продолжать совершенствоваться.

Великие педагоги прошлого и современности

К основоположникам педагогики, внесшим большой вклад в становление и развитие педагогической профессии как науки, относятся:

  1. Ян Амос Коменский (1592-1670). Большой личный вклад чешского педагога, писателя и общественного деятеля трудно переоценить. Будучи епископом Чешскобратской церкви, пропагандировал гуманистическую теорию образования и воспитания. Продвигал следующие идеи и принципы: обучение должно стать всеобщим; дисциплина – основа обучения; введение понятия «учебный год»; дидактика в обучении и воспитании; введение классно-урочной системы.
  2. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Швейцарский педагог-гуманист, который впервые предложил методы всестороннего развития личности. Продвигал следующие идеи и принципы: природосообразное обучение и воспитание; гармоничное развитие всех способностей личностей ученика: интеллектуальных, нравственных, физических.
  3. Януш Корчак — Эрш Хенрик Гольдшмит (1878-1942). Польский педагог, писатель, врач и общественный деятель — основоположник объективного подхода в обучении и воспитании. Продвигал следующие идеи и принципы: обучение основано на любви и уважении к ребенку; объективность требований к детям; принятие прав и возможностей, как учителей, так и родителей; принцип «разности» и «непохожести» детей; общение с детьми должно происходить на уровне возможностей их понимания (с учетом возрастных особенностей).
  4. Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870). Российский педагог, основоположник научной педагогики в России. Продвигал следующие идеи и принципы: воспитание командности, товарищеского духа, коллективизма; оптимизацию обмена опытом между педагогами (совещания, семинары, конференции); разрешение на проведение каникул и встречу праздников дома, у родителей; демократизацию народного образования и воспитания.
  5. Антон Семёнович Макаренко (1888-1939). Советский педагог, писатель. Пропагандировал трудовую деятельность как эффективное средство воспитания. Продвигал следующие идеи и принципы: воспитание детей в полной семье, крепком коллективе, в атмосфере взаимного уважения и любви; трудовая деятельность, соблюдение режима; пример образа жизни родителей для детей; родитель – главный участник воспитания.

  6. Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Советский педагог, впервые ввел инновации в обучении и воспитании. Педагог-новатор и яркая личность: Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Продвигал следующие идеи и принципы: принцип гуманизма; личность ребёнка — высшая ценность; все принципы обучения и воспитания должны быть ориентированы на личность; совместная творческая деятельность педагогов и учеников (сочинение сказок, басен, сценариев).
  7. Шалва Александрович Амонашвили (1931). Советский, грузинский и российский педагог и психолог. Разработал оригинальную концепцию гуманной педагогики. Полное отрицание авторитарности и императивности (повелительной, приказной педагогики). Продвигал следующие идеи и принципы: оптимизм как главная составляющая успеха в обучении; уважение личности ребёнка; гуманизм в подходах в обучении и воспитании; обязательные личностные качества учителя: доброта, откровенность, искренность, преданность делу.

Великих педагогов, которые внесли неоценимый вклад в становление и развитие педагогической профессии, значительно больше. Каждый предложил свои методы и принципы результативного обучения и воспитания при условии абсолютного доверия между учителем и учеником.

Восточные истоки науки о воспитании

Зарождение педагогической мысли в Древнем мире как системы универсальных взглядов на воспитание подрастающих поколений началось сразу же после появления первых государств в истории человечества — Шумера, Вавилона, Ассирии, Индии, Китая и других очагов зарождавшейся всепланетной цивилизации. Сначала это были отдельные разрозненные идеи и взгляды. Постепенно систематизируясь, они формировали теоретические положения, обеспечившие в дальнейшем становление и развитие педагогики как науки.

Обобщённый жизненный опыт взрослые передавали детям задолго до возникновения первых народов и цивилизаций. Уже в первобытных сообществах обогащённые жизненным опытом родители учили отпрысков различным занятиям, которыми им предстояло заниматься в дальнейшей жизни:

  • приготовлению пищи;
  • охоте;
  • собирательству.

С зарождением первых цивилизаций и возникновением письменности большое значение приобретает обучение грамоте, то есть письму и чтению. Это общее для всех жителей страны знание способствовало их объединению в единый социальный организм. Необходимость в таком обучении сыграла большую роль в возникновении и становлении педагогики. Учебные заведения, напоминающие современные школы, были в храмах и дворцах правителей Древнего Востока.

Уже в древних цивилизация Востока существовали узкоспециализированные заведения. В храмовых школах обучали будущих жрецов, из дворцовых выходили чиновники, из военных — будущие офицеры.

Школьные заведения Вавилонского царства изучены лучше всего. Специализировались они на освоении:

  • права;
  • медицины;
  • астрологии и других учебных предметов.

Обучались в них десять лет. Стоило обучение очень дорого, поэтому было доступно лишь детям высокопоставленных чиновников и богатых торговцев. Занятия проходили весь день, за проступки учащиеся подвергались телесным наказаниям.

Задачи педагогики

Какие же задачи ставятся перед педагогической наукой? После разбора предназначения педагогики можно выяснить ответ на данный вопрос. К задачам педагогики можно отнести:

  • анализ истории создания и развития педагогического познания, а также способы его использования в обществе;
  • построение методологии и методики педагогического понимания;
  • создание научной картины педагогической действительности;
  • проведение широкомасштабных и постоянных исследований по важным педагогическим вопросам;
  • развитие педагогического процесса в условиях общества;
  • общетеоретическая и практическая подготовка детальной многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и его отдельных структурах;
  • педагогическое содействие развитию личности любыми возможными способами, которыми обладает современное общество;
  • создание систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности до существующих требований времени;
  • разработка форм, методов, средств и технологий педагогической работы по нахождению задач воспитания, обучения, образования;
  • изучение индивидуальных педагогических систем работы с различными возрастными, профессиональными и иными социальными группами граждан;
  • формирование актуальных вопросов гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического;
  • подготовка граждан к безопасной жизнедеятельности, а также к иным проблемам, продвинутых динамикой жизни нынешнего общества и человечества;
  • предсказывание педагогических продуктов существующих условий жизни, совершающихся в обществе перемен, принятых государственных решений;
  • создание вопросов руководства педагогическими организациями, педагогическими системами и педагогической работой, его научного, организационного, методического, учебно-технического, кадрового и педагогического оснащения;
  • формирование системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных областей, предприятий, чья работа каким-либо образом связана с педагогической действительностью;
  • участие в международных педагогических проектах, обмене необходимой информацией и опытом работы, анализ иностранного опыта педагогической работы, а также способов и путей его применения в условиях современной России;
  • подготовка научно-педагогического и педагогического персонала, общественных, технических, юридических и иных педагогов для работы в стенах образовательных учреждений.

Педагогика представляет собой одну из наиболее социально значимых наук, обладающих общественным назначением. У нее имеются собственные интересы, усилия и своя организация. Ее определяют, как науку, занимающуюся изобретением современных и улучшением существующих педагогических навыков, методик и более усовершенствованных моделей педагогической действенности с целью удовлетворения интересов человека и социума в целом.

Вывод

Педагогика представляет собой социальную силу, которая способствует процветанию цивилизованной жизни, материальных и духовных ценностей, борьбе с необразованностью в умах и практике, имеющую возможность сделать свой вклад в их результаты.

Основное социальное назначение педагогики заключается в прогрессивно-производительном улучшении жизни и будущего.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Причины возникновения педагогической профессии

Педагогика развивается вместе с человечеством

Зарождение педагогики произошло еще в древнем мире. Это тесно связано с появлением и развитием человека.

Он охотился, добывал пищу, вынужден был защищаться от животных и холода, мастерить орудия труда и охоты, разводить огонь и укреплять укрытие.

Потребность выжить в окружающем мире требовала передачи полученного жизненного опыта подрастающему поколению.

С развитием цивилизации развивалась и древняя педагогика, которая вышла за пределы дома. Обучать стало проще, если собирать сразу всех детей селения и доверять проведение бесед на различные темы старейшинам.

Первая известная школа в привычном понимании появилась  в древней Греции. Ее создателем стал известный во всем мире философ и ученый Пифагор (прозвище, в переводе означает «умеющий убеждать»).

Пифагорейская школа обучала медицине, гимнастике, наукам и музыке. Кроме того, в обучение входили беседы о других странах и смысле жизни.  В годы юности Пифагор много путешествовал  по миру в поисках  истины, он  обучался в одном из египетских храмов и приобрел много новых знаний.

Позднее школы распространились по всей Греции и занятия проводились не на свежем воздухе, как раньше, а в специально отведенном для бесед помещении.