Антон чехов: жена

Оглавление

Крокодил души моей

Жену драматурга звали Ольга Леонардовна Книппер. Она была дочерью инженера и преподавательницы вокала. С Чеховым познакомилась на репетиции пьес «Чайка» и «Царь Федор Иоаннович», где ей предназначалась роль Ирины. Благодаря своим манерам, воспитанию и внутреннему благородству она очень понравилась драматургу. Позже он писал в своих письмах: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину».

Но не стоит полагать, что Антон Павлович общался с ней исключительно нежными и ласковыми фразами. Он был любителем ярких и острых фраз. Одним из многих прозвищ, которыми писатель наградил свою жену, было Крокодил души моей. Это далеко не единственное прозвище, которое можно найти в чеховских письмах, но одно из самых острых.

Сегодня людям, воспитанным на веселых и приятных комедиях, это кажется странным или даже грубым. Однако всегда отношения между близкими людьми отличаются особыми условностями. И то, как Чехов называл свою жену, ею самой воспринималось вполне нормально.

Седая красавица

Ольга Леонардовна исчезла из театра на несколько месяцев, жила затворницей, писала письма своему мертвому мужу… А потом ее жизнелюбивая натура стала понемногу брать свое. После того как Книппер — по-прежнему изящная, нарядная — в первый раз появиласьна репетиции, давний друг и партнер Василий Иванович Качалов прислал ей гигантский букет с веселой записочкой, где признавался в любви и просил руки (в шутку? всерьез?). Впрочем, Ольга Леонардовна предпочла считать это шуткой — точно так же, как и в десятках других случаев, когда ее потом звали замуж. «Я никого не могу представить себе на месте Антона», — объясняла она.

Она старела, но ей удивительно шла ее серебристая седина. Глаза же оставались молодыми и задорными, походка — легкой, талия — тонкой, платья (по-прежнему «от Ламановой») — элегантными, пальцы, державшие то веер, то папироску, были унизаны перстнями с сапфирами и бриллиантами. Вадим Шверубович, сын Качалова, вспоминает, как во время скитаний «качаловской труппы», покинувшей Россию после революции, Ольга Леонардовна сидела в грязной и тесной теплушке на своем чемодане, поставив второй на попа — на манер стола. «На нем была постелена белая кружевная салфетка, стоял стеклянный пестрый подсвечник с огарком свечи, лежала книга в парчовом футляре, ножик слоновой кости торчал из книги. Ноги Ольги Л. были закутаны в одеяло из лисьих шкур. Она спокойно полировала ногти замшей и напевала: «Уж вечер, облаков померкнули края». Кругом грязь, кровь, вши, ревет норд-ост, орут беженцы, где-то стрельба, а она…»

Вернувшись в Москву, Ольга Леонардовна скоро обнаружила, что для социалистического театра не годится: рожденная для драматургии Чехова, Шекспира, Гамсуна, она совсем не умела играть простых женщин. Пришлось уйти со сцены. В 1940 году Немирович-Данченко возобновил «Трех сестер» и позвал на премьеру свою бывшую приму. Машу теперь играла Алла Константиновна Тарасова, и играла замечательно! Книппер аплодировала ей горячее всех, а потом, в антракте стояла, прислонившись лбом к знакомой стене, и плакала: «Все прошло, все прошло…» Это был первый и последний раз, когда ее — такую лучезарную, такую жизнерадостную — видели в унынии и тоске.

Книппер и шестидесятилетняя кружила головы. И свой последний страстный роман пережила именно в этом возрасте. Причем ее возлюбленный был младше на… 30 лет! Литератор Николай Дмитриевич Волков был известен как автор театральных инсценировок (в том числе знаменитой «Анны Карениной» во МХАТе). К несчастью, их тайный роман скоро стал явным. И жена Николая Дмитриевича, эстрадная певица Казароза покончила жизнь самоубийством.

С тех пор роман Книппер и Волкова был обречен, и в конце концов они действительно расстались. Но имя Ольги Леонардовны снова склонялось на каждом углу, и снова обвинениям не было конца… Ну и конечно, ей снова стали припоминать «брошенного» ею в Ялте Чехова, одинокого и якобы с ней несчастливого…

Со Станиславским в «Чайке». Аркадина

Работы в театре

Роли «чеховских» женщин

Ольга Книппер-Чехова — первая из всех актрис, сумевшая чётко и ярко передать образ чеховских женщин. Обладая своей неповторимой индивидуальностью и особой, аристократической манерой игры, актриса исполняла ведущие роли во всех основных пьесах Чехова:

  • «Чайка» (, Аркадина)
  • «Дядя Ваня» (, Елена Андреевна)
  • «Три сестры» (, Маша)
  • «Иванов» (1901, Сарра)
  • «Вишнёвый сад» (, Раневская).

Другие роли

  • Нерисса («Венецианский купец», У. Шекспира, )
  • Мирандолина («Трактирщица», К. Гольдони, )
  • Виола («Двенадцатая ночь», У. Шекспира, )
  • Анна Маар («Одинокие» Г. Гауптмана, )
  • Майа («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Г. Ибсена, 1900)
  • Лель («Снегурочка» А. Н. Островского, )
  • Широкова («В мечтах» Вл. И. Немировича-Данченко, )
  • Елена Кривцова («Мещане» М. Горького, )
  • Настя («На дне» М. Горького, )
  • Лона («Столпы общества» Г. Ибсена, 1903)
  • Мелания («Дети солнца» М. Горького, )
  • Регина («Привидения» Г. Ибсена, 1905)
  • Графиня-внучка Хрюмина («Горе от ума» А. С. Грибоедова, )
  • Терезита («Драма жизни» К. Гамсуна, 1907)
  • Ребекка («Росмерсхольм» Г. Ибсена, 1908)
  • Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя, )
  • Ночь («Синяя птица» М. Метерлинка, 1908)
  • Наталья Петровна («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, )
  • фру Юлиана Гиле («У жизни в лапах» К. Гамсуна, 1911)
  • Гертруда («Гамлет», У. Шекспира, )
  • Либанова («Где тонко, там и рвётся» И. С. Тургенева, )
  • Белина («Мнимый больной» Мольера, ).
  • Варвара («Осенние скрипки» И. Д. Сургучёва, )

В советское время сыграла такие роли, как:

  • Живоедова («Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, )
  • Мамаева и Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, )
  • Хлёстова («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1925 и 1938)
  • графиня де Линьер («Сёстры Жерар» В. З. Масса, )
  • Надежда Львовна («Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова, )
  • Мария Александровна Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому, )
  • графиня Чарская («Воскресение» по Л. Н. Толстому, )
  • Полина Бардина («Враги» М. Горького, )
  • графиня Вронская («Анна Каренина» по Л. Н. Толстому, )
  • госпожа Пернель («Тартюф» Мольера, )
  • Забелина («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, )
  • миссис Маркби («Идеальный муж» О. Уайльда, ).

Творчество

Первое печатное произведение Антона Павловича появилось в 1880 году в журнале «Стрекоза». Начиная с этого времени Чехов постоянно сотрудничал с журналами «Будильник», «Зритель», «Мирской толк», «Свет и тени». В периодическом издании «Осколки» были впервые напечатаны многие юмористические чеховские рассказы. В 1883 году в вышеуказанном журнале было опубликовано произведение «Толстый и тонкий», в 1884 году – «Хамелеон», а в 1885 году – «Пересолил».

В 1886 году в периодическом издании «Петербургская газета» был опубликован рождественский рассказ «Ванька». Свои первые произведения писатель подписывал псевдонимом “Антоша Чехонте”.


Список псевдонимов А.П. Чехова

В 1886 году Антон Павлович получил письмо из Петербурга с предложением о работе. Его пригласили в газету «Новое время». В этот период времени писатель создал сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи». Его произведения нашли популярность, и Чехов начал подписывать их настоящей фамилией.

Премьера первой пьесы Антона Павловича «Иванов» прошла в 1887 году в Москве. Сочинение начинающего драматурга поставили в театре Корша. Реакция публики была разнообразной, но постановка имела успех. В дальнейшем пьесу ставили в Петербурге, в несколько доработанном виде. В 1888 году Антона Павловича наградили половинной Пушкинской премией за сборник рассказов «В сумерках».


Антон Павлович Чехов

Лето 1888 и 1889 годов Чеховы провели в Харьковской губернии неподалеку от Сум. Смерть одного из братьев заставила писателя бежать из мест, где он жил с родственниками. Антон Павлович собирался в Европу, но судьба забросила его в Одессу, где гастролировал Малый театр. Писатель увлекся одной молодой актрисой, но симпатия быстро себя изжила. Почувствовав приступ апатии, Чехов отправился в Ялту.

К 1889 году писателем были написаны повести «Драма на охоте», «Степь», «Огни» и «Скучная история». Материал для этих произведений Чехов собирал в путешествиях. Интерес к посещению разных мест появился у автора в конце восьмидесятых годов, когда он прекратил сотрудничество с юмористическими журналами.


Антон Чехов в Ялте

Желание путешествовать побудило Чехова отправиться на Сахалин в 1890 году. Дорога на остров лежала через Сибирь, где писатель запасся материалом для своих будущих литературных проектов. Учитывая состояние здоровья чахоточного больного, поездка далась ему нелегко. Из путешествия Чехов привез сборник очерков «По Сибири» и книгу «Остров Сахалин».

Многим поклонникам творчества Чехова из всех его произведений особо запоминается повесть «Палата №6». Впервые она была опубликована в журнале «Русская мысль» в 1892 году. Название повести стало понятием нарицательным, им обозначают что-то ненормальное или сумасшедшее. Многие выражения из данной книги разошлись на цитаты.

В 1892 году писатель осуществил свою давнюю мечту и купил усадьбу в Мелихово. Туда он перевез родителей и сестру Марию, которая стала верной хранительницей брата. После приобретения имения жизнь Чехова преобразилась. У него снова появилась возможность заниматься медицинской практикой, ведь кроме литературы у Антона Павловича была еще одна страсть – хирургия.


Врач Антон Чехов у постели больного

В мелиховский период Чехов работал земским врачом, построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи вишневых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в Таганроге общественную библиотеку.

В усадьбе были написаны многие известные произведения Чехова. Пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» были родом из Мелихово. Обострение туберкулеза вынуждало писателя часто покидать имение, уезжая на юг. Зиму 1898 года драматург провел в Ницце, а после возвращения из Франции купил участок земли в Ялте. Летом 1899 года Чехов продал имение и окончательно перебрался в Крым.


Полное собрание сочинений Антона Павловича Чехова

В этот период своей жизни Антон Павлович познакомился с будущей женой. Июль 1900 года Ольга Книппер провела на даче у Чехова, что и определило ход их дальнейших отношений. В 1900 году драматург создал пьесу «Три сестры» в которой блистательно сыграла его супруга. Успех Ольги Книппер в качестве исполнительницы главной женской роли в чеховских пьесах повторился и во время постановки произведения «Вишневый сад» в 1903 году.

В 1904 году драматург умер. Пьеса «Вишневый сад» стала последней работой русского классика.

Болезнь и смерть

Еще в 24-летнем возрасте, у Чехова появились признаки заболевания туберкулезом. У него держалась высокая температура, сопровождающаяся кровавым кашлем, однако сам больной думал, что у него совершенно другая болезнь.

На протяжении всей своей биографии писатель тщательно скрывал недуг от родственников и друзей, поскольку не хотел их беспокоить. В 1897 г., болезнь сильно обострилась, а из правого легкого начались периодические кровотечения.

Эти обстоятельства заставили Чехова серьезно обследоваться у известного профессора Остроумова. Его положили в больницу, но как только ему стало немного легче, он стал упрашивать врачей отпустить его домой.

Ему хотелось, не смотря ни на что, продолжать писательскую деятельность. Менее чем через год приступы кровавого кашля существенно участились, но он, как и ранее, скрывал это от близких.

Соответствующие болезненные переживания писатель запечатлел в героях своих рассказов. Больше всего это заметно в «Рассказе неизвестного человека».

Доктора прописывали Чехову посещение различных курортов, но состояние здоровья не позволяло ему это делать. Проживание в Крыму продлевало его жизнь до того момента, пока он оставался холостым.

По мнению Ивана Бунина, Ольга Книппер серьезно подрывала здоровье своего супруга непрерывными отъездами. Кроме этого, у нее были натянутые отношения с единственной сестрой мужа, из-за чего Чехов еще больше переживал.

2 июля 1904 года Антон Павлович Чехов умер. Это случилось в городе Баденвайлере. Официальной причиной смерти стал туберкулез. Биография великого русского писателя закончилась на 44 году жизни.

О многоликости счастья

Если она и позволяла себе иногда пожаловаться, то только Качалову, с которым в конце концов стала почти неразлучна. Это трудно назвать романом: все-таки оба были сильно пожилыми людьми. Скорее, это была нежная, трепетная дружба. Качалов, сняв пенсне и прикрыв глаза рукой, читал ей стихи. Дарил цветы. Водил ее, с некоторых пор полуслепую, на прогулки. Она рассказывала, как больно ее ранят обвинения в том, что она была Антону Павловичу плохой женой. Василий Иванович утешал: «Олюшка, как ты можешь расстраиваться из-за этих людей, неумных и несправедливых? Они говорят, что писателю нужна такая же жена, как и обыкновенным людям: чтоб смотрела за прислугой и разливала чай из самовара. Но Чехов недаром полюбил тебя, увидев на сцене. Он полюбил Актрису! До встречи с тобой Антон Павлович был одинок и холоден душой. Ты заставила его испытать страстную любовь, к тому же взаимную. Это ли не настоящее счастье? Вот у Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга». Ошибся Лев Николаевич! Счастье многолико».

С Василием Качаловым в спектакле «Иванов»

Ольга Леонардовна слушала и соглашалась. Ведь взять хотя бы ее саму: пережив две великие любви — к Чехову и к театру, лишившись и того и другого, она, ослепшая, больная, по-прежнему чувствует себя счастливицей. В конце концов, когда умер Антон Павлович, на Земле не осталось человека лучше Качалова, а он уже много лет преданно и верно любит ее — разве этого недостаточно?

Впрочем, Ольга Леонардовна и Качалова пережила на долгих одиннадцать лет. В 91 год она уже почти не вставала с постели, что-либо разглядеть могла лишь с помощью огромной лупы, ей трудно было дышать, она была одинока, но выглядела нарядно и изысканно. Как ей это удавалось? Загадка! Впрочем, ей по-прежнему было ради кого наряжаться: Ольгу Леонардовну не забывали. На стареньком пианино для нее играл то Святослав Рихтер, то Лев Книппер — племянник, пианист и композитор (прославившийся песней «Полюшко-поле» — частью одной из его симфоний). До последнего дня гостей Ольга Леонардовна встречала бодрым и жизнерадостным: «Это кто же пришел? И прекрасно, очень рада!»

Елена Шаврова

Знакомство Шавровой и Чехова состоялось в те времена, когда девушке едва исполнилось 15 лет. Она мечтала стать писательницей и принесла уже состоявшемуся автору на рецензию свой рассказ. Она влюбилась в него с первого взгляда. В это время сам Антон Чехов был сильно увлечен Ликой Мизиновой и на молодую девушку не обратил никакого внимания.

Елена понимала всю бесплодность своих попыток более близкого знакомства с Чеховым. Единственным выходом из положения было выйти замуж и покинуть Москву, что она и сделала. Следующая встреча состоялась уже через 8 лет, когда она вновь приехала в столицу. Лишь через годы у них состоялся роман. Некоторое время они тесно общались, но потом их пути вновь разошлись, т. к. у Шавровой была семья.

Жена Чехова, Ольга Книппер

Ольга стала той самой женщиной, которая заставила Антона Павловича забыть все страхи, связанные с женитьбой. До знакомства с драматургом она состояла в тесных отношениях с Саввой Морозовым, который в те времена был меценатом и спонсировал театр, где служила Ольга Книппер. Известность к ней пришла после того, как актриса получила роли в пьесах Чехова. Вначале их отношения с Антоном Павловичем проходили по тому же сценарию, что и с Ликой Мизиновой. Она гостила в Мелихове, приезжала в Ялту, когда там проходил лечение Чехов.

Антон Павлович и его жена Ольга Книпер

Но Книппер не позволила писателю обращаться с собой подобным образом слишком долго, и свадьба состоялась. Их брак продлился до момента смерти писателя от туберкулеза. Секретом хорошей совместной жизни стал тот факт, что каждый из них имел свои увлечения и не мешал самовыражаться второму супругу. Жена была талантливой актрисой, она как никто другой поддерживала Чехова во всех его начинаниях и находилась рядом во время тяжелой борьбы Антона Павловича с туберкулезом.

Будущая супруга вела активную переписку с Чеховым с момента их первой встречи. Эта привычка сохранится у нее после его ухода. Жена Чехова смогла стать для него самым близким человеком, что не удавалось многочисленным женщинам, встречавшимся с ним до момента зарождения отношений с Ольгой Книппер. Женатый Чехов ожил, получил новые силы и смысл в борьбе с болезнью, которая оказалась сильнее.

Семья и окружение

Из полной биографии Чехова мы знаем, что он появился на свет 17 января 1860-го. По старой системе летоисчисления это было 29-м январским днем. Писатель скончался в 1904-м, второго июля (что соответствует 15-му числу по старому стилю). Талантливый человек родился в Таганроге, скончался в южнонемецком населенном пункте Баденвейлер. Его прах захоронен на столичном Новодевичьем кладбище. Отца писателя звали Павлом, мать – Евгенией. Девичья фамилия женщины – Морозова. Отец скончался за шесть лет до смерти сына, а мать пережила своего ребенка на 15 лет. У Антона были и другие близкие родственники.

В семье Чеховых появилось на свет несколько детей. Каждый из них вписал свое имя в историю благодаря уникальным талантам. Появившийся на свет в 1855-м Саша стали лингвистом, рожденный на три года позднее Коля – художником. В 1868-м появился мальчик Миша, который сделал себе юридическую и писательскую карьеру, а в 1861-м у супругов родился Ваня, ставший учителем. На два года позднее Вани в семье родилась Маша, талантливая художница, специализировавшаяся на пейзажах.

Карьера

На короткое время она поступила в театральную школу Малого театра, но бросила учебу через месяц. С помощью ее неохотой мать, Ольга поступила в Филармонии школе , где она преподавала будущим сооснователем в МХТ , Немировича-Данченко . Немирович познакомил с Константином Станиславским Книппера и однокурсника Всеволода Мейерхольда (который впоследствии стал одним из самых выдающихся деятелей русского театра после революции).

Получив строго конфиденциальный ответ, Немирович признался Книпперу и Мейерхольду, что они со Станиславским планировали создание новой театральной труппы. Немирович заверил двух актеров, что их пригласят присоединиться к этой труппе и помогут привести ее к величию. По прошествии многих недель, наконец, было собрано достаточно капитала, чтобы основать новую компанию. Компания собралась в Пушкино , где Станиславский обратился к Книпперу и другим участникам, сказав им, что он надеется, что все они приехали, чтобы посвятить свою жизнь созданию «первого рационального, нравственного и общедоступного театра в России».

Лидия Яворская

Современники относились к этой актрисе неоднозначно. Она была достаточно честолюбивой и стремилась покорить московские театральные подмостки. Ее манера игры в спектаклях у кого-то вызывала осуждение, у других восторг. Все критики единодушно сходились во мнении, что созданные актрисой образы далеки от принятых. Между тем все эти высказывания не помешали ей стать в какой-то мере законодательницей моды на сцене. Ей приписывают роман с драматургом Чеховым.

Такие выводы были сделаны исследователями творчества Чехова на основании записок актрисы, носивших достаточно интимный характер, где упоминался писатель. Замуж она вышла за писателя князя Барятинского. Считалось, что она женила его на себе, т.к. невеста была намного старше жениха. Брак этот просуществовал недолго и закончился разводом накануне революции.

Театр

Мечтая об актерской карьере, Ольга дважды пыталась получить профессиональное образование. В первый раз девушка пробовала силы в студии актера и педагога Александра Ленского, но тот не разглядел в студентке будущую актрису. Вторая попытка тоже был неудачной: в 1895 году ее приняли в драматическую школу-студию Императорского Малого театра, но отчислили после первого несданного экзамена.

Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова в спектакле «Гамлет» / Википедия

Как потом выяснилось, «отчисление» было подстроено: на место Ольги взяли протеже некой высокопоставленной персоны. Это событие девушка очень тяжело переживала, и судьба, будто сжалившись, посылает артистке удачу. В том же году она поступает в драматическую школу при Московском филармоническом училище (ныне ГИТИС). Сокурсниками Ольги Книппер стали Всеволод Мейерхольд, Иван Москвин, Мария Германова и другие будущие звезды МХТ.

Наставником молодых дарований стал выдающий театральный деятель и драматург Владимир Немирович-Данченко. Он первым выпестовал талант своей студентки, и в 1898 году, после выпуска группы, он приглашает Ольгу в созданную им труппу Московского художественного театра. Более того, в первом спектакле МХТ «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого Ольге отведена главная роль – царицы Ирины. Дебютантка имела невероятный успех, и очередная главная роль оказалась не за горами.

Ольга Книппер-Чехова в роли царицы Ирины

В том же году труппа стала репетировать чеховскую «Чайку», в этой постановке Ольга Леонардовна получила роль Аркадиной. Треплева сыграл Мейерхольд, а Тригорина – Станиславский. Премьера спектакля состоялась под Новый год, и это был настоящий триумф, зал аплодировал игре актеров стоя. Вскоре «Чайка» стала легендарной визитной карточкой МХТ.

Антон Павлович после провальной премьеры «Чайки» в столичном Александринском театре не верил в успех московской постановки, но все же побывал на спектакле и был очарован игрой главной героини. Это впечатление и легло в основу их удивительной истории любви и последующего брака.

Константин Станиславский и Ольга Книппер-Чехова в спектакле «Чайка»

Однако, даже связав свою судьбу с писателем, Ольга Леонардовна не уединилась с ним, уже тяжелобольным, в Ялте, а продолжала играть на сцене любимого театра. После успеха «Чайки» чеховские пьесы стали традиционными для сцены МХТ. «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», «Иванов» – во всех этих постановках Ольга Книппер блистала в главных ролях.

Ольга Книппер-Чехова в спектакле «На дне» / История России до 1917 года

После смерти Антона Павловича актриса на долгое время уединилась, но, когда вновь вышла на сцену, ее игра преобразилась, став еще более глубокой и филигранной. В репертуаре Книппер появились новые роли и постановки. Артистка играла в гоголевском «Ревизоре», комедиях Александра Грибоедова и Мольера «Горе от ума» и «Мнимый больной», драмах Генрика Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» и Максима Горького «На дне» и многих других.

С наступлением революционных событий труппа МХТ уезжает на гастроли. С 1919 по 1922 годы Ольга Леонардовна с коллективом объездила южные города России, а также Европу и США. Отчасти эти творческие скитания были вынужденными – в родной стране шла Гражданская война, и артисты не имели возможности вернуться и работать как прежде.

Именно в этих поездках и родилась двойная фамилия артистки – Книппер-Чехова. По легенде, в хорватском Загребе, чтобы повысить интерес к выступлениям труппы, в афише решили написать Книппер-Чехова, упомянув фамилию знаменитого мужа актрисы. И трюк сработал – зрителей в зале было хоть отбавляй.

Ольга Книппер-Чехова

В Москву Ольга Леонардовна вернулась только в 1924 году. Но с этого момента ее репертуар уже не столь обширен, как прежде. Многие чеховские и другие классические спектакли убрали, к тому же в театр пришли молодые актрисы, которые заняли роли, закрепленные ранее за примой. Для артистки наступил период возрастных ролей: Хлестова в «Горе от ума», Надежда Львовна в «Бронепоезде 14-69», леди Маркби в «Идеальном муже», графиня Чарская в «Воскресении».

В 1937 году Ольга Леонардовна получила Государственную премию и звание народной артистки. Но то были награды за прошлые заслуги. В советском театре для бывшей примы не было ролей, она неуютно чувствовала себя в образах волевых, героических женщин и все реже появлялась на сцене родного театра. В последний раз актриса вышла на любимые подмостки в 1950 году в постановке «Воскресение».

Чехов

Книппер с Чеховым во время медового месяца в 1901 году.

Во время репетиции «Чайки» 9 сентября, в день 30-летия Ольги, она встретила самого завидного литературного холостяка и драматурга России по пьесе «Чайка» Антона Чехова, которому тогда 38 лет. Книппер и Чехов обменивались телеграммами и письмами в течение следующих нескольких лет, пока Ольга стала более знакомой с младшей сестрой Чехова Машей. Случайные письма насмешек и игривости превратились в письма любви и глубокого раскаяния в том, что они жили так далеко друг от друга. Истинное лицо Ольги сияло во всех ее письмах. Ее дурное настроение, вспыльчивый характер в сочетании с эпизодическим приподнятым настроением держали Чехова в напряжении. Зимой 1900 года Чехов вернулся из Ялты и направился в Москву с новой пьесой, которую он написал для «дорогой актрисы». «Какая роль у меня для вас в« Трех сестрах » . Дайте мне десять рублей, и вы получите, а то я отдам другой актрисе», — писал Чехов Ольге.

Между Ольгой Книппер и персонажем, написанным для нее Чеховым в « Трех сестрах , Маша», было много общего . Книпперу предстояло сыграть среднего из трех сестер и одного брата. Единственный замужний брат четверки и «самая оригинальная и талантливая из трех сестер. Изобразить культурную и утонченную девушку, говорящую на французском, немецком и английском языках и являющуюся первоклассной пианисткой» не было проблемой для Книппера. кто уже приобрел эти навыки. Книппер получил много похвал за то, что она исполнила роль Маши, к большому удовольствию Чехова.

Антон Чехов и Ольга Книппер поженились 25 мая 1901 года в Крестовоздвиженском храме . Это была спонтанная ситуация, маленькая свадьба, о которой мало кто знал, включая мать и сестру Чехова, и мать Ольги. Многие близкие друзья и родственники пострадали от секретности. Их брак распался, когда Чехов умер от туберкулеза в 1904 году.

Утверждалось, что в 1902 году ей сделали операцию по прерыванию внематочной беременности . Зачатие должно было иметь место в то время, когда они с Чеховым временно жили отдельно, и он не мог быть отцом; так как Чехов был врачом, он бы это понял.

Личная жизнь

Хотя знакомство театральной примы МХТ и выдающегося литератора произошло на репетициях спектакля «Чайка», Чехов еще раньше увидел Ольгу в постановке «Царь Федор Иоаннович» в роли царицы Ирины. О своем впечатлении от актрисы он писал своему издателю:

Ольга Книппер-Чехова и Антон Чехов

Более близко Ольга и Антон Павлович стали общаться после премьеры «Чайки» в 1899-м. В том году писатель посетил дом актрисы, а она в свою очередь побывала в его имении в Мелихове. Затем, находясь на расстоянии, пара стала переписываться. Эпистолярный роман перерос в предложение руки и сердца. В 1901 году Чехов и Книппер обвенчались. Для обоих это был первый брак. В юности у Ольги был только один роман – с известным русским инженером Владимиром Шуховым.

Однако и после венчания супруги виделись урывками. Его болезнь требовала постоянного нахождения в тепле – на юге, а ее призвание тянуло на московскую сцену. Однако сам Чехов никогда не винил ее в этом и как мог успокаивал жену в своих теплых и трогательных письмах:

Портрет Ольги Книппер-Чеховой. Художник Сергей Малютин / Советские художники

Письма были единственным средством связи между влюбленными. Именно их любовная переписка, наряду с литературным творчеством, считается бесценным наследием писателя. Тем не менее в свете осуждали поведение Книппер и даже приписывали ей несуществующие измены знаменитому мужу. Особенно усилилось неприятие жены Антона Чехова после его смерти в 1904 году.

Женщина сумела пережить это отношение, а вскоре и завоевала уважение тем, что до последнего оставалась верной памяти боготворимого ею Антона Павловича. Замуж женщина больше не вышла и остаток дней провела в уединении.

Антон чехов личная жизнь. Личная жизнь Чехова

В биографии Чехова, как и у Максима Горького , было множество женщин, причем некоторые из них знали о других пассиях писателя, но все равно не спешили с ним расставаться.

Лика Мизинова

В 1888 г., он увлекся подругой своей сестры Ликой Мизиновой, которой на тот момент было 19 лет. Девушка хотела стать законной женой драматурга, а он наоборот хотел оставаться независимым и свободным.

На протяжении 10 лет им удавалось сохранять отношения, избегая при этом разговоров о браке.

По иронии судьбы Чехов лично познакомил влюбленную в него Мизинову с неким Игнатием Потапенко. В результате она забеременела от Потапенко и родила ему дочь, которая в скором времени умерла.

Антон Павлович использовал Лику в качестве прототипа героини Нины Заречной из пьесы «Чайка». Очень скоро Мизинова порвала отношения с обоими мужчинами и вступила в брак с Александром Саниным.

Елена Шаврова

Еще одним увлечением писателя была юная Елена Шаврова. Она принесла ему рукопись собственного рассказа, и сразу же влюбилась. Однако она прекрасно понимала, что ей не удастся стать женой выдающегося драматурга, поэтому спустя 5 лет вышла замуж за другого мужчину.

Интересный факт из биографии: Чехов написал Елене около 70 любовных писем, – больше чем кому-либо из своих поклонниц. Он даже запечатлел образ возлюбленной в известном рассказе «Дама с собачкой».

Нина Корш

В 1989 г., Антон Павлович встретился со своей старой подругой Ниной Корш, которая была от него без ума еще в юности. Между ними закрутился бурный роман, в результате чего Нина забеременела и родила на свет девочку.

Чехов так никогда и не узнал о рождении этого ребенка, поскольку после встречи со своей будущей женой Книппер, он тут же разорвал всякие отношения с Ниной. Вскоре Корш уехала со своими родителями во Францию , вследствие чего и эта история любви закончилась.