Ольга берггольц — биография, новости, личная жизнь

Литература

Первые стихи 14-летней Ольги Берггольц появились в 1925 году в заводской стенгазете. А в 15 пламенные строчки «Песни о знамени» напечатала советская газета для детей и подростков «Ленинские искры».

Ольга Берггольц (третья слева в среднем ряду) со студентами филологического факультета

Первая похвала литературному таланту Ольги Берггольц прозвучала из уст уважаемого мэтра Корнея Чуковского. На поэтическом вечере литобъединения «Смена» тоненькая светловолосая Ольга декламировала «Каменную дудку» – одно из первых авторских сочинений. Корней Иванович, обняв девочку за плечи, напророчил ей большое будущее.

Но творческая биография Ольги Берггольц развивалась не так стремительно, как хотелось. В 1920-е юных поэтесс с горящими глазами, стриженых, одетых в штурмовки цвета хаки было более чем достаточно. Берггольц мало отличалась от коллег, слава обходила ее стороной. В 1926 году Ольга вместе с талантливым коллегой из «Смены» Борисом Корниловым, в которого влюбилась без памяти, стала студенткой курсов искусствоведения. После их закрытия пара перешла на филологический факультет ленинградского университета.

Ольга Берггольц и Борис Корнилов

Преддипломная практика Берггольц прошла во Владикавказе. Вчерашняя студентка восхищалась Кавказом, чувствуя неимоверное вдохновение. Она объездила Осетию, побывала на строительстве гидроэлектростанции, сутками бродила в горах и без устали сочиняла стихи – пока еще слабые, невыразительные.

Спустя два с половиной месяца творческая копилка Ольги Берггольц обогатилась тремя десятками публикаций, которые взяла в печать газета «Власть труда». Журналистка исколесила по Военно-Осетинской дороге города и поселки от Владикавказа до Тифлиса. Газетная работа помогла Берггольц узнать жизнь, изучить людей, сформировать мировоззрение. Молодая журналистка так влюбилась в Кавказ, что планировала вернуться в эти края после окончания университета.

Ольга Берггольц

Судьба распорядилась иначе: получив диплом, Ольга Берггольц отправилась в Казахстан. Она работала корреспондентом газеты «Советская степь», со вторым мужем Николаем Молчановым жила в тяжелых бытовых условиях, но чувствовала себя счастливой. Ольга писала статьи, очерки, рассказы. Вышел первый поэтический сборник для детей, названный «Зима-лето-попугай».

В Ленинград Ольга Берггольц вернулась в 1931 году и устроилась в заводскую газету предприятия «Электросила». В 1935-м вышла книга стихов, названная просто — «Лирика». Берггольц приняли в Союз писателей. Но этот период жизни литератора ознаменовался цепью трагических событий.

Книга Ольги Берггольц с ее автографом

После убийства Сергея Кирова в северной столице начались «чистки». Весной 1937 года советская пресса назначила «врагами народа» группу литераторов, в том числе и бывшего мужа поэтессы Бориса Корнилова. Берггольц за связь с опальным поэтом исключили из Союза писателей. Через три месяца журналистку уволили с работы. Она устроилась в школу, где преподавала детям русский язык и литературу.

В январе 1938-го вышло постановление «об ошибках парторганизаций», позволившее Ольге Берггольц надеяться на послабление травли. После заявления литератора ее восстановили в СП, в начале осени приняли в заводскую газету, на прежнее место. Бывшего мужа Бориса Корнилова расстреляли (реабилитировали в 1957).

Как оказалось, Берггольц «берегли» для более серьезного обвинения: в конце 1938 года Ольгу арестовали, назвав троцкисткой и участницей террористической группы, готовившей покушение на Андрея Жданова и Климента Ворошилова. На допросах женщину избивали, она потеряла ребенка. Из Берггольц выбили признательные показания, ей грозила расстрельная статья.

Помощь пришла от того, от кого Ольга Берггольц не ожидала: помог выбраться из застенков Александр Фадеев. В деле писательницы появилась запись о даче показаний под давлением. Пережить случившееся помог муж Николай Молчанов. Но тихому семейному счастью помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Детство

Ольга Фёдоровна родилась 3 мая в Ленинграде, в семье военного хирурга и по совместительству акушера в одной из городских больниц. Отец будущей поэтессы был человеком известным и уважаемым, поэтому семья жила в достатке и не нуждалась в деньгах. Мать Ольги не работала, а только приглядывала за детьми. Кроме Ольги, была вторая девочка, её младшая сестра Мария, у которой с детства были проблемы с сердечно-сосудистой системой. Иронично, но отец мог лишь облегчить страдания Марии, поскольку справиться с подобным хроническим недугом на тот момент не мог ни один врач.

В 1918 году семья переезжает в маленький городок Углич, на территории которого находится бывший Богоявленский монастырь. Поскольку на тот момент отец девочки теряет работу и скопленные сбережения (из-за серьезных проблем с начальством), семья вынуждена довольствоваться бывшими кельями монастыря, поскольку приобрести собственное жилье они больше не могут. Однако никто не падает духом. Мать старательно обустраивает жилище, а отец семейства полон сил и стремится быстрее найти новую работу.

Когда маленькой Ольге приходит время идти учиться, родители, посовещавшись, отдают её в трудовую школу, поскольку позволить себе домашнее обучение ребенка, как было модно на тот момент, они не могут из-за финансовых трудностей. Так, будущая поэтесса оказывается в самом бедном и, к слову, единственном учебном заведении, которое располагается в Угличе. Но это ничуть не смущает девочку. Она практически сразу находит себе новых друзей и начинает новую жизнь, несмотря на семейные проблемы и неурядицы.

Личная жизнь

Счастье улыбалось Ольге Берггольц редко. Юношеская любовь к талантливому Борису Корнилову окончилась расставанием: звездная болезнь мужа переросла в алкоголизм. Расставания и примирения измотали Ольгу. Муж ушел, оставив дочь Ирину. В последний раз они увиделись незадолго до смерти Корнилова. Тогда Ольга Берггольц вышла замуж во второй раз. Николай Молчанов оказался главным мужчиной в ее жизни, он прощал мимолетные романы и боготворил жену.

Ольга Берггольц и Николай Молчанов

В браке с Молчановым родилась вторая дочь – Майя. Спустя год, в 1932-м девочка умерла. А через 4 года скончалась старшая дочь Ира, у которой обнаружилась болезнь сердца. Все последующие беременности Ольги Берггольц прерывались. Последний раз женщина потеряла ребенка в застенках НКВД.

Ольга Берггольц с дочерью

Женское счастье ненадолго улыбнулось «блокадной Мадонне» после смерти Николая Молчанова. Сотрудник радиокомитета Георгий Макогоненко позаботился об Ольге, когда она, изможденная голодом и горем, утратила желание цепляться за жизнь. Позже эту последнюю любовь Ольга вылила в стихах, назвав «Бабье лето». Будни и рутина перемололи чувство. Георгий оставил Ольгу, в его жизни появилась другая женщина. До самой смерти на ночном столике Ольги Берггольц стоял портрет второго мужа – Николая Молчанова.

В годы войны

Ольга Берггольц, биография которой неразрывно связана с тяжелым военным временем, осталась в блокированном Ленинграде, где работала на радио. В это время умер ее второй муж, которому она посвятила отдельную книгу. По признанию поэтессы, это произведение было ее самым сильным сочинением. В эти страшные годы она создает свои лучшие образцы военной лирики. В 1942 году она пишет знаменитую «Ленинградскую поэму».

В ней автор в поэтической форме пересказала трудные дни ожидания жителями города хлеба. Поэтесса показала страшный военный пейзаж, проезд машины с хлебом по замерзшему заливу, горе и отчаяние матерей. Ольга Берггольц, стихи о Ленинграде которой правдиво передают страшные картины голода, отчаяния и опустошения, в своих военных произведениях всякий раз подчеркивала силу духа и мужество бойцов и простых жителей.

В поэме «Февральский дневник», написанной в 1942 году, звучит мысль о том, что уже само проживание в блокадном Ленинграде было настоящим подвигом. Автор показывает, как каждый житель города представлял собой единое целое с простыми солдатами, которые с оружием в руках отбивались от врагов. Поэтесса показывает контраст между ужасными картинами разрухи и боевым духом населения и бойцов армии.

Детство и юность

Родилась О.Ф. Берггольц 16 мая 1910 года старинном доме на окраине Петербурга, в районе Невской заставы, в семье военно-полевого хирурга. Отец, Федор Христофорович, долгие годы лечил заводских рабочих. Мать, Мария Тимофеевна, была женщиной образованной. Вместе с гувернанткой занималась воспитанием дочерей Ольги и Марии.

Ольга Берггольц в детстве

Спокойная жизнь семьи закончилась, когда началась Гражданская война. Перед отправкой на фронт доктор Берггольц позаботился о том, чтобы семья не осталась в голодном Петербурге. Жена с дочерьми поселились в маленьком провинциальном городке Углич. Они жили в холодной, сырой келье монастыря, стойко перенося голод и нищету.

Вернувшись с фронта, отец перевез семью в родной город. Старшая Оля пошла учиться в трудовую школу № 117. Здесь она стала пионеркой, вступила в комсомол, впервые начала писать.

После окончания школы девушка устроилась курьером в «Красную газету».

В юности

В 1926 году счастливый случай свел ее с группой «Смена». Это были молодые, творческие, талантливые люди. Общаясь с ними, Ольга начала раскрывать свой поэтический дар. Ее стихи пользовались успехом и одобрением у молодых поэтов. На одном из вечеров начинающая поэтесса познакомилась с Борисом Корниловым, будущим мужем.

Мечта получить высшее литературное образование привела Берггольц в Ленинградский институт. С 1930 года она стала студенткой филологического факультета.

Для прохождения преддипломной практики, будущая выпускница уехала во Владикавказ. Там она работала в газете «Власть труда». Осетия произвела на девушку сильное впечатление. Особенно покорила природа Кавказа. Она принимает решение вернуться сюда после окончания ВУЗа. Но жизнь внесла свои коррективы.

По распределению Ольга была направлена в Казахстан. Начинающая поэтесса назначена на должность корреспондента в издание «Советская степь».

Сила защитников

872 дня смертельной опасности остались позади, среди суровой зимы началась настоящая победная весна.

О том, как удалось выжить, как найти силы не сдаться, знают только люди, пережившие блокаду. Постоянные бомбежки, голод, холод, отсутствие электричества, топлива, водоснабжения и канализации не смогли лишить ленинградцев воли к Победе. Все дни этого противостояния в городе господствовал гордый дух сопротивления, ненависти к врагу, готовности сражаться на улицах и в домах до последнего патрона, до последней капли крови.

Горожане работали  круглосуточно, чтобы снабдить защитников всем необходимым для обороны города.

В разных источниках много говорилось, как и откуда черпали ленинградцы эту силу, и мы не будем сегодня останавливаться на них. Мы расскажем о человеке, который в трудное для ленинградцев время находил для них нужные слова и помогал выживать и бороться.

Жители Ленинграда слушают сообщение о нападении фашистской Германии на СССР

Я говорю за всех, кто здесь погиб.В моих стихах глухие их шаги,их вечное и жаркое дыханье.Я говорю за всех, кто здесь живет,кто проходил огонь, и смерть, и лед,я говорю, как плоть твоя, народ,по праву разделенного страданья…

Краткая биография: детство и юность

Ольга Берггольц родилась в Санкт-Петербурге, в 1910 г. Семья была небольшой, но дружной, Ольга всегда с теплотой вспоминала своего отца, мать, сестру Марию. После революции отец перевез домашних в Углич, а сам ушел на фронт. Мать и дочери жили в Богоявленском монастыре, воссоединиться семье удалось только после возвращения отца.

В 1926 году Ольга закончила трудовую школу и поступила в институт Истории Искусств. Стихи она писала всегда, поэтому сомнений в выборе жизненного пути у девушки не было. С 1930 года она – студентка филфака литературного института. Одновременно с учебой Ольга работает в одной из ленинградских газет. После окончания вуза по распределению в Казахстан, где 3 года пишет для газеты «Советская степь». Вернувшись в Ленинград, Берргольц устраивается в редакцию газеты «Электросила».

Работа корреспондентом дала начинающей писательнице многое – именно в это время рождались идеи будущих произведений: романов, рассказов и поэм. Интересно, что первоначально Ольга планировала писать для детей – ее литературные опыты высоко оценивал Корней Чуковский.

В 1934 году Берггольц принимают в Союз Писателей. Однако на этом образцовая карьера передового советского автора заканчивается. В судьбу вмешивается политика – по ложному обвинению в связях с врагами народа поэтессу арестовывают. В тюрьме Берггольц провела страшные полгода. Ее ждали бесконечные допросы и пытки, закончившиеся смертью нерожденного ребенка. После освобождения писательница была полностью реабилитирована.   

Юность и начало поэтической карьеры

Поскольку трудовая школа была чересчур скучна для маленькой девочки, даже несмотря на многочисленных друзей и подруг, она начала увлекаться поэтической деятельностью. Еще в детстве она обнаружила у себя талант достаточно легко и просто придумывать рифмующиеся строчки, которые отражали её настроение и всё, что творилось вокруг. И здесь, в окружении друзей и учителей, Ольга впервые начала сочинять стихи.

В 1925 году поэтесса заканчивает работу над своим первым стихотворением «Ленин». А поскольку оно выходит достаточно интересным и достойным признания, школьные учителя решают помочь ей и просят одну из редакций газеты «Красный ткач» опубликовать стих под авторством Ольги Берггольц. Уже на второй день редактор начинает принимать восторженные письма от читателей, которые говорят об исключительном таланте юной особы.

В конце этого же года юное дарование заканчивает работу над еще одним творением и в прозе сочиняет рассказ «Заколдованная тропинка», который практически сразу же с радостью публикует журнал «Красный галстук».

В 1926 году Ольга решает, что для поэтессы она слишком мало знает о «теоретической части создания произведений» и идет в литературное объединение рабочей молодежи под названием «Смена», где надеется не только познакомиться с уже более опытными коллегами, но и с их помощью изучить профессию и состояться в качестве настоящей поэтессы. Там она знакомится с Маяковским и Багрицким и даже перенимает опыт у таких литературных идолов того поколения, как Эйхенбаум, Тынянов и другие. К слову, именно там, в «Смене», Ольга Берггольц впервые выходит на сцену в один из вечеров для декламирования стихотворения своего собственного сочинения. В этот вечер в зале находился Корней Чуковский, прибывший туда по приглашению лучшего друга. Услышав невероятно хорошо подобранные рифмы, прочувствовал стих с начала и до конца, Чуковский крайне положительно отозвался о творчестве Берггольц, заявив даже о том, что в будущем именно она станет всемирно популярной поэтессой.

Мария Берггольц

Мария Федоровна Берггольц. Родилась 11 сентября 1912 года в Санкт-Петербурге — умерла 8 августа 2003 года в Санкт-Петербурге. Советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссер, литератор. Сестра поэтессы Ольги Берггольц.

Мария Берггольц родилась 11 сентября 1912 года в Санкт-Петербурге.

Отец — Федор Христофорович Берггольц (1885-1948), врач-хирург.

Мать — Мария Тимофеевна Берггольц (урождённая Грустилина; 1884-1957).

Старшая сестра — Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975), русская советская поэтесса, прозаик, драматург, журналист, автор крылатой строки, ставшей лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто».

По отцу — немецкие корни.

Детские годы Марии, как и ее сестры Ольги, прошли на окраине Невской заставы. С 1918 по 1920 годы семья жила в Угличе в бывших кельях Богоявленского монастыря.

Мария Фёдоровна дважды спасала жизнь своей знаменитой сестре Ольге. В конце 1930-х она вытащила сестру из тюрьмы. По рассказам лиц, знавших семью, если бы не она, то Ольгу замучили бы в тюрьме до смерти. В молодости Мария Фёдоровна была настоящей красавицей, она пошла на поклон к следователю Гаглидзе и смогла договориться, чтобы Ольгу выпустили. Второй раз спасла сестру в 1942 году, когда организовала машину с продуктами для радиокомитета и сама сопровождала ее по Дороге жизни.

С 1959 года работала помощником главного режиссера по репертуару Ленинградского театра музкомедии.

С 1972 года снималась в кино. Исполнила несколько небольших ролей в лентах «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие», «Противостояние», «Подсудимый», «Фуэте».

В последний раз появилась на экране в 2002 году в картине «Дневник убийцы» — сыграла комиссара Розу в старости.

Мария Берггольц в фильме «Противостояние»

Мария Берггольц в фильме «Фуэте»

Мария Федоровна очень много сделала для популяризации творчества своей сестры. После смерти Ольги Берггольц, Мария Фёдоровна весь остаток своей жизни издавала ее книги, бесконечно составляя сборники и подготавливая предисловия к ним, много выступала на радио, писала. Она проводила многочисленные встречи не только с почитателями таланта Ольги Берггольц, но и с молодежью, воспитывая подрастающее поколение в духе патриотизма, любви к Родине и родному городу.

Ушла из жизни 8 августа 2003 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Личная жизнь Марии Берггольц:

Была женой Юрия Либединского, которого в годы репрессий в Ленинграде объявили троцкистом и врагом народа.

В последние годы Мария Берггольц жила в нищенских условиях — в неремонтированной десятилетиями квартире, в которой даже горячая вода была проблемой. В свои восемьдесят девять лет она спала на плохеньком матрасике на полу.

Фильмография Марии Берггольц:

1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие — эпизод
1981 — Доброе утро, люди (документальный)
1985 — Противостояние — Александра Евгеньевна, учительница Кротова
1985 — Подсудимый — Родиониха, старуха с козой
1986 — Фуэте — гримёр
2002 — Дневник убийцы — комиссар товарищ Роза в старости

Смерть

Смерть настигла поэтессу 13 ноября 1975 года. Берггольц ушла из жизни в возрасте 65 лет.

Похоронена была на Волковском кладбище, хотя изначально планировалось, что гроб с телом отвезут на Пискаревское. У многих горожан не получилось попрощаться с любимой поэтессой, поскольку некролог был напечатан в газете лишь в день захоронения.

Смотреть галерею

Власти сделали так, чтобы не было у гроба много народа, боялись речей, ведь столько зла они причинили Берггольц. В итоге добились чего хотели. С речью выступила Е. Серебровская, которую Ольга терпеть не могла за подлость и постоянные доносы на писателей и поэтов. Д. Гранин, вспоминая о дне прощания с Берггольц, говорил, что это были трусливые похороны, вместо печали и благодарной памяти поэтессе досталась лишь злоба ее недоброжелателей.

Послевоенный период

Война закончилась, но судьба не была благосклонна к Ольге Федоровне. Уходили друзья. Давило одиночество. Не было сил. Но она писала, создавая новые шедевры. Среди них пьеса «Они жили в Ленинграде», цикл стихотворений о Сталинграде. Не все публиковалось, так как время было тяжелым, неблагоприятным для произведений, раскрывающих правдивую реальность.

В конце мая 1945 года на X пленуме Союза писателей творчество Ольги Федоровны Берггольц было подвергнуто несправедливой критике. Ее и других авторов обвиняли в том, что в стихах не раскрывается тема народного страдания, а сами произведения далеки от проблем трудящихся. На это нелепое обвинение А.Прокофьева поэтесса ответила рядом захватывающих работ: поэмой «Первороссийск» (отмеченной Сталинской премией), трагедией «Верность», книгой «Говорит Ленинград».

Примечания

  1. Herkunft der Familienname Bergholz (нем.)
  2. Происхождение фамилии Берггольц (рус.)
  3. В марте 1942 года хирурга Берггольца, отца Ольги, выслали из Ленинграда в Красноярский край, так как для советских органов он, как этнический немец, считался социально опасным элементом. Это однако не помешало впоследствии Евгению Евтушенко назвать фамилию Берггольц «латышской»
  4. Берггольц Ольга Фёдоровна // Проект «Чтобы Помнили».
  5. Статья «Осетия — особая строка в творческой биографии Ольги Берггольц» Архивировано 24 апреля 2014 года. на сайте газеты «Северная Осетия» (см. в разделе ссылок ссылку на авторский вариант этой статьи).
  6. С августа 1991 года — «Северная Осетия» Архивировано 17 апреля 2010 года.
  7. Все стихи. Ольга Берггольц (неопр.) . rupoem.ru. Дата обращения 6 октября 2020.
  8. Ерошкина, 2005, с. 8.
  9. «Не дам забыть…». Ольга Берггольц. Избранное. . СПб.: ООО «Полиграф», 2014. — 688 с. 16-17 стр.
  10. Голос блокадной музы Ольги Берггольц (неопр.) . // tvkultura.ru. Дата обращения 30 декабря 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  11. Евгений Колесников. Бездетная Мадонна(неопр.) . Аргументы и факты — Петербург (21 января 2014). Дата обращения 5 мая 2014.
  12. Наталья Громова Ольга Берггольц: Смерти не было и нет. Опыт прочтения судьбы
  13. «Ольга. Запретный дневник», 2010, издательство «Азбука-классика», СПб, сост. Н. Соколовская
  14. 12 Рубашкин А. И. Ленинградское радио в дни блокады, 2020.
  15. 12 Ерошкина, 2005, с. 9.
  16. Евгений Евтушенко. Сумевшая подняться. Из антологии «Десять веков русской поэзии»(неопр.) . // newizv.ru. Дата обращения 30 декабря 2011.
  17. [_https://militera.lib.ru/h/rubashkin_ai/13.html Ничто не забыто // Добрые вести. Святая память. Радиофильм «900 дней». Пульс города. «Голоса мёртвых и живых»] (рус.). Private Person. Дата обращения 4 февраля 2020.
  18. Рубашкин Александр, книга «Голос Ленинграда. Ленинградское радио в дни блокады»» (рус.). Электронная библиотека «Литмир», Registrant ELENA KOZACHEK (Ukraine). Дата обращения 4 февраля 2017.
  19. 12 Вечерний Ленинград, 3 октября 1961 г., № 234(4857), с. 4. — Объявление о разводе с Г. П. Макогоненко, проживающим в Тульском пер., д. 8, кв. 29 (ныне Тульская ул.)
  20. Першин А. Блокадная легенда. // Газета «Вести Курортного района», № 8 за май 2010 года — С. 3.
  21. Могила О. Ф. Берггольц на Волковском кладбище
  22. Светлана Мазурова. Запретный дневник(неопр.) . // Российская газета — Северо-Запад, № 5183 (104). Дата обращения 30 декабря 2011.
  23. Памятник Ольге Берггольц появился в Палевском саду (неопр.) . Агентство актуальной информации «Телеграф» (16.05.2015). Дата обращения 20 мая 2020.
  24. Открытие памятника Ольге Берггольц (фото) (неопр.) . Интерпресс.Ру (16.05.2015). Дата обращения 20 мая 2020.
  25. Виктория Работнова: «Камень во дворе дома на Чёрной речке — в честь „блокадной музы“» Архивная копия от 14 ноября 2009 на Wayback Machine. MR7.ru, 17.06.2009
  26. «Ольга Берггольц „Из дневников (май, октябрь 1949)“» (рус.). Научно-просветительский журнал «Скепсис». Дата обращения 29 марта 2020.
  27. Ольга Берггольц. Из дневников (май, октябрь 1949). Вступительная статья В.Оскоцкого. Публикация М. Ф. Берггольц // «Знамя». — 1991. — № 3. — С. 160—172.
  28. «К 70-летию прорыва блокады Ленинграда вспоминают погибших от голода и пирожные в Смольном»
  29. Советский человек: два в одном
  30. Татьяна Горяева: «Мадонна блокады» . «Российская газета», Федеральный выпуск № 6705 (134), 22.06.2015

БЕРГГОЛЬЦ Ольга Федоровна (1910-1975)

Русская советская поэтесса О.Ф. Берггольц родилась 3 (16) мая 1910 года в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине — Невской заставе, в семье заводского врача. Там же, на рабочей окраине Петербурга, прошло ее детство. Ее детские и юношеские годы мало чем отличались от множества других юношей и девушек в первые годы после Октябрьской революции. В 1920-х годах она училась в трудовой школе, писала стихи. Ее первые стихи были опубликованы уже в 1924 году, в заводской стенгазете. Тогда еще никто не мог предсказать поэтическое будущее Ольги.

В 1925 году 15-летняя Ольга Берггольц пришла в литературное объединение рабочей молодежи «Смена», где преподавали такие учителя, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий, Маяковский, И.Уткин. В начале 1926 года Берггольц познакомилась там с Борисом Петровичем Корниловым (1907-1938), молодым поэтом, незадолго до этого приехавшим из приволжского городка и принятым в группу. Борис Корнилов принадлежал к старшей ветви т.н. «комсомольских поэтов». Его кумиром в поэзии был Сергей Есенин. В 1925 году губком комсомола направил молодого поэта на учебу в Ленинград, где тогда же и было опубликовано его первое стихотворение. Очень скоро после знакомства 19-летний Борис Корнилов и 16-летняя Ольга Берггольц поженились, родилась дочь Ирочка. В 1926 году Ольга и Борис стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. Борис на курсах не задержался, а Ольга несколько лет спустя была переведена в Ленинградский университет. Их брак оказался недолгим, но оставил неизгладимый след в душе каждого из них.

Спичка отгорела и погасла,
Мы не прикурили от неё.
А луна — сияющее масло —
Тихо уходила в бытиё.
И тогда, протягивая руку,
Думая о бедном, о своем,
Полюбил я горькую разлуку,
Без которой мы не проживем.
Будем помнить грохот на вокзале,
Беспокойный, тягостный вокзал.
Что сказали, что — не досказали,
Потому что поезд побежал.
Все уедем в пропасть голубую.
Скажут будущие: молод… был,
Девушку веселую любую
Как реку весеннюю любил.
Унесет она и укачает,
И у ней ни ярости, ни зла,
А впадая в океан, не чает,
Что меня с собою унесла.
Вот и все. Когда вы уезжали,
Я подумал, только не сказал,
О реке подумал, о вокзале,
О земле, похожей на вокзал…
Борис Корнилов

В.К. КетлинскаяМария Федоровна Берггольц
Я клянусь так жить и так трудиться,
чтобы Родине цвести, цвести…
Чтоб вовек теперь ее границы
никаким врагам не перейти.
Пусть же твой огонь неугасимый
в каждом сердце светит и живет
ради счастья Родины любимой,
ради гордости твоей, народ.


Юношеские годы и молодость поэтессы

В 1926 году девушка, проникшись чувствами к Борису Корнилову, решила отправиться на курсы искусствоведения, а затем поступила в ленинградский университет филологии.

Через некоторое время женщина переехала в Казахстан, где нашла работу в газете “Советская степь”. Выйдя замуж за Николая Молчанова, женщина вынуждена жить в сложных жилищных условиях, однако это не омрачало творческий настрой поэтессы: она продолжала писать и вскоре создала детский сборник “Земля – лето – попугай”.

Нелегкий творческий путь

В 1931 г. женщина решает вернуться Ленинград, где устроилась работать в газету “Электросила”. Через четыре года вышел другой сборник стихотворений “Лирика”. Женщину пригласили в Союз писателей, однако эта радостная новость, увы, не стала ознаменованием прекращения печальных событий.

В 1937 г. в прессе существовало мнение, что деятели литературы приносят стране вред. Большой негатив приходился и на Бориса Корнилова, а его супруга была исключена из СП из-за тесной связи с Борисом. Через несколько месяцев женщина осталась без работы, и она была вынуждена податься в школу в качестве педагога.

В коне 1938 г. женщину обвинили в участии в террористической группировки. Писательница подверглась избиению, из-за которого потеряла ребенка. Из Ольги буквально выбивали показания и грозили расстрелом.

Александр Фадеев спас писательницу, а в дальнейшем утешение последовало от нового супруга — Николая Молчанова. Однако надежда на счастье вновь омрачилось приходом Отечественной войны.

Война

Муж Ольги Берггольц отправился на фронт, хотя имел инвалидность. В январе 1942-го у Молчанова обострилась эпилепсия, он попал в госпиталь и 29 января скончался. Весной 1942 года отца Ольги Берггольц назвали социально опасным элементом (причиной стала немецкая фамилия) и выслали в Красноярск. У поэтессы диагностировали дистрофию, друзья переправили ее в Москву, спасая жизнь. Женщина вернулась через 2 месяца. Она работала на радио, ее голос для изможденных ленинградцев стал родным.

Памятник Ольге Берггольц

Радиопередачи Берггольц, олицетворявшей мужество ленинградцев, после войны вошли в сборник «Говорит Ленинград». В «Ленинградской поэме» Берггольц перед читателями встает образ осажденного города. Это лишь одно из нескольких десятков произведений о блокадном Ленинграде, наиболее пронзительное. Под пером Ольги Федоровны в те страшные годы родились поэмы «Февральский дневник» и «Памяти защитников». 

После войны Берггольц написала книгу «Дневные звезды» – философский дневник, обобщивший пережитое. Наконец страна оценила заслуги литератора, осыпав Ольгу Берггольц орденами и медалями. Но главной наградой стала народная любовь и звание «ленинградской Мадонны». Известные всем строчки поэтессы высекли на мемориале Пискаревского кладбища:

Но трудности в жизни Ольги Берггольц не прекратились и после Победы. Ей вменяли в вину дружбу с Анной Ахматовой, книгу «Говорит Ленинград» изъяли из библиотек. Зимой 1948 года не стало отца поэтессы. Совокупность пережитых страданий сказалась на израненной трагедиями психике женщины: Берггольц попала в больницу для душевнобольных.

Ольга Берггольц и Анна Ахматова

После выхода из больницы Ольга Федоровна писала пьесы, которые ставились в театрах Ленинграда. В конце 1950-х в Москве вышел двухтомник. Дневники Берггольц после смерти писательницы конфисковали в спецхран. Опубликовали в трехтомнике сочинений в 1990 году. В них Ольга Федоровна безжалостно бичевала власть, допустившую страшные людские жертвы в войне. О судьбе «блокадной Мадонны» снята документальная лента «Как невозможно жили мы».