Название октав на фортепиано

Оглавление

Первая октава на фортепьяно

Центральной на фортепьяно заслужено считается первая октава. Сами названия октав на фортепиано отражают ее статус «первой». На самом деле, как вы понимаете, первая октава по счету занимает пятое место. Композиторы в своих произведениях чаще всего используют первую октаву, ведь высота ее нот наиболее естественна: они не слишком высокие и не слишком низкие.

Ноты первой октавы

Октава состоит из семи «белых» клавиш (названия расположены в порядке возрастания):

  • «до»,
  • «ре»,
  • «ми»,
  • «фа»,
  • «соль»,
  • «ля»,
  • «си».

Нота «до» первой октавы располагается на нижней дополнительной линейке скрипичного ключа. «Ре» находится под первой линейкой, «ми» – на первой линейке и т. д. «Белые» ноты могут располагаться на линейках или между линейками – и никак иначе. Не бойтесь того, что вы можете все это не запомнить. Просто начните играть на фортепьяно – и быстро научитесь различать ноты между собой.

На этом месте внимательный читатель должен спросить: а как же обозначаются «черные» клавиши, ведь мы до сих пор говорили только о «белых»? На самом деле для них используются специальные символы – «диезы» и «бемоли».

Диезы и бемоли

Начнем с примера. Чтобы обозначить черную клавишу, которая располагается под нотой «си» (левее на клавиатуре), нужно на нотном стане слева от ноты «си» нарисовать значок бемоля — b. Называется эта черная клавиша соответствующе: си-бемоль.

Аналогично, чтобы обозначить черную клавишу, которая располагается над нотой «до» (правее на клавиатуре), нужно на нотном стане добавить слева от ноты «до» значок диеза — #.

Существует знак, который позволяет отменять действие диезов и бемолей на нотном стане – бекар. А есть еще дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают ноты сразу на целый тон!

Важно знать, что некоторые обозначения на нотном стане могут определять одну и ту же клавишу. Например, соль-диез совпадает с ля-бемоль

А ре-диез – с ми-бемоль. С подобным дублированием вы успеете познакомиться позже, когда начнете разучивать сложные произведения.

В целом одна октава содержит 12 клавиш – семь белых и пять черных. Можно сказать, что октава делится на 12 частей. Расстояние между частями называется «полутоном». Так что диез – это повышение на полутон, а бемоль – понижение на полутон. Подумайте и ответьте на вопрос: что такое си-диез и до-бемоль?

В словаре Д.Н. Ушакова

ОКТА́ВА, октавы, ·жен. (от ·лат. octavus — Восьмой).1. Восьмой тон гаммы, звучащий сходно с первым, но в более высоком регистре и имеющий одинаковое с первым название (муз.).| Соответствующий интервал между первым и восьмым тоном гаммы (муз.). Сопрано поет октавой выше тенора. «Мы слышим с галереи: «Браво, Сильва!» — целой октавой ниже.» Чехов.| Совокупность семи тонов в пределах этого интервала (муз.). Нормальный диапазон человеческого голоса — две октавы.| Определенная часть клавиатуры, от первого до восьмого тона (муз.). Большая октава. Малая октава. Первая октава.2. Очень низкий бас (голос и перен. певец).3. Стихотворная строфа особой формы — ямбическое восьмистишие, в котором одна рифма объединяет первые три нечетные стиха, вторая — первые три четные стиха и третья — два последние стиха. «Домик в Коломне» Пушкина написан октавами. «Напев торкватовых октав.» Пушкин.

Ноты

В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

А вот как выглядит деление нот.

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Пока все ясно349Не все понятно91

Диапазоны голоса

Обычный исполнитель может охватить голосом только три-четыре октавы. К такому диапазону чаще всего стремятся в классике. Однако не каждую ноту можно свободно «записать» в диапазон.

Подробнее про диапазоны голоса читайте в статье «Диапазон голоса. Что это и как правильно его определить» >>>

Лучше не гнаться за широтой диапазона, а сфокусироваться на технике и профессионализме исполнения в нескольких октавах. Развивать диапазон нужно, но только в верном направлении, с правильными намерениями и грамотным вокальным педагогом, который понимает, что все люди – индивидуальны.

От сопрано до баса

Итак, мы перечислили названия октав на фортепиано и рассказали, сколько их всего бывает. Под занавес приведем диапазон разных типов голоса, от женского сопрано до мужского баса.

Список женских голосов:

  1. Сопрано начинается на «до» первой октавы и заканчивается на «до» третьей октавы.
  2. Меццо-сопрано проятнулось от «ля» малой октавы до «ля» второй октавы.
  3. Контральто – от «фа» малой октавы до «фа» второй октавы.

Список мужских голосов:

  1. Тенор начинается на «до» малой октавы и достигает «до» второй октавы.
  2. Баритон длится от «ля» большой октавы до «ля» первой октавы.
  3. Наконец, бас – от «фа» большой октавы до «фа» первой октавы.

А если хотите не только определить, но и расширить диапазон вашего голоса, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.

Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:

Диез –повышает звучание ноты на полтона.

Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.

Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.

На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.

Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона

Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.

А на этой картинке указано расположение бемолей:

Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:

Важное место среди знаков альтерации занимает бекар. Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза

Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Также существует дубль-диез:

и дубль-бемоль:

Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.

Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».

использованная литература

Источники

  • Аллен, Дэвид. 1967. «Октавная различимость музыкальных и немузыкальных предметов». Психономическая наука 7: 421–22.
  • Блэквелл, HR, и Х. Шлосберг. 1943. «Обобщение октав, различение высоты тона и пороги громкости у белой крысы». Журнал экспериментальной психологии 33: 407–419.
  • Cynx, Джеффри. 1996. «Нейроэтологические исследования того, как птицы различают песни». В нейроэтологии когнитивных и перцептивных процессов , под редакцией К. Ф. Мосса и С. Дж. Шаттлворта, 63. Боулдер: Westview Press.
  • Демани, Лоран и Франсуаза Арман. 1984. «Реальность восприятия цветности тона в раннем младенчестве». Журнал Акустического общества Америки 76: 57–66.
  • Сержант, Десмонд. 1983. «Октава: восприятие или концепция?» Психология музыки 11, вып. 1: 3–18.

Музыкальное оборудование

Достаточно большой популярностью пользуются российские микрофоны «Октава» для студийных записей. Их цена значительно ниже, чем у иностранных аналогов, а вот качество — ничем не хуже!

Стоит заметить, что от качества микрофона в большой степени также зависит естественность и красота звучания голоса или инструмента, через него воспроизводимого.

В ассортименте указанной фирмы имеются ленточные, конденсаторные, динамические микрофоны и дополнительные аксессуары.

Итак, подводим итог. Что такое октава? Это широко распространенный во всех музыкальных направлениях интервал. Он служит для усиления звучности, часто используется в оркестровых tutti, усиливая эффект мощности звучания разных инструментальных групп.

Очень часто интервал можно услышать при исполнении народных песен, особенно на последней ноте, что усиливает устойчивость тоники. Распевность и октавная тоника в завершении — особенность народной песенной традиции славянских национальностей.

Также на вопрос: «Что такое октава?», можно ответить, что это обращение чистой примы (ч. 1). Но в случае с октавой второй звук также находится на одноименной ноте, только стоящей на восемь ступеней выше первого.

В исполнении октавы (как для вокалистов, так и для инструменталистов) есть свои трудности. Достаточно сложно добиться чистого интонирования звуков интервала для их максимальной созвучности.

Вокальное и инструментальное исполнение октав способствует развитию слуха и чувства ансамблевой игры исполнителей, именно поэтому в музыкальных учебных заведениях на занятиях по сольфеджио можно часто встретить различные упражнения с использованием октав.

Таблица интервалов и их величин

Весь материал этой большой статьи можно свести к одной маленькой табличке, которую мы сейчас вам покажем. Вы эту шпаргалку по сольфеджио также можете перерисовать к себе в тетрадь, куда-нибудь на видное место, чтобы она у вас всегда была перед глазами.

В таблице будет четыре графы: полное название интервала, его краткое обозначение, количественная величина (то есть, сколько в нем ступеней) и качественная величина (сколько тонов). Не запутаетесь? Для удобства можете сделать себе сокращенный вариант (только вторая и последняя колонки).

Название  интервала  Обозначение  интервала Сколько  ступеней  Сколько  тонов
чистая прима ч1  1 ст. 0 т. 
малая секунда   м2  2 ст.   0,5 т. 
большая секунда    б2 2 ст. 1 т.
малая терция  м3 3 ст. 1,5 т.
большая терция  б3  3 ст. 2 т.
чистая кварта   ч4 4 ст. 2,5 т.
чистая квинта  ч5  5 ст.  3,5 т.
малая секста м6 6 ст. 4 т.
большая секста б6  6 ст. 4,5 т.
малая септима м7  7 ст. 5 т.
большая септима б7 7 ст. 5,5 т.
чистая октава ч8 8 ст.  6 т.

На этом – пока все. В следующих выпусках вас ждет продолжение темы «Интервалы», вы узнаете о том, как делать их обращения, как получить увеличенные и уменьшенные интервалы, а также о том, что такое тритоны и почему они живут в нотной тетрадке, а не в океане. До новых встреч!

Сколько октав существует

Человеческий слух улавливает звуки 9 октав — от 16 до 31608 герц:

  • Субконтроктава.
  • Контроктава.
  • Большая.
  • Малая.
  • Первая.
  • Вторая.
  • Третья.
  • Четвертая.
  • Пятая.

Фортепиано и орган — инструменты, способные воспроизвести звуки всех октав. Сольные же духовые, струнные и народные музыкальные инструменты имеют намного меньший диапазон. Из существующих девяти октав пятая и субконртоктава состоят из неполного количества звуков.

Ноты первой октавы являются серединой общей музыкальной звуковысотности. Их можно воспроизвести практически на всех инструментах и любым голосом.

Что такое первая октава? Это система звуков высотой от 261,63 до 493,88 Гц. Звуки именно этой высоты являются самыми естественными и легко воспринимаемыми человеческим слухом, даже разговорная речь большинства людей располагается на частотах нот первой октавы.

Играть четверть тона

Четвертьтонный кларнет Фрица Шюллера

Любой настраиваемый музыкальный инструмент может быть использован для исполнения четверть тона, если используются два игрока и два одинаковых инструмента, один из которых настроен на четверть тона выше. Поскольку для этого не требуется ни специального инструмента, ни специальной техники, много четвертной музыки написано для пар фортепиано, скрипок, арф и т.д. арфы, медленные и относительно дорогие для фортепиано.

Далее рассматривается способность отдельных инструментов воспроизводить четверть тона. В западных инструментах это означает «в дополнение к обычной 12-тональной системе».

Поскольку многие музыкальные инструменты, производимые сегодня (2018 г.), рассчитаны на 12-тональную шкалу, не все из них подходят для игры на четверть тона. Иногда необходимо использовать особые игровые приемы.

К обычным музыкальным инструментам, на которых нельзя играть четверть тона (за исключением использования специальных приемов — см. Ниже), относятся:

  • Большинство стандартных или немодифицированных неэлектронных клавишных инструментов, таких как пианино , органы и аккордеоны.
  • Ладовые струнные инструменты, такие как гитары , бас-гитары и гавайские гитары (хотя на них можно играть четверть тона путем изменения высоты тона , со специальными настройками или с индивидуальными грифами)
  • , если используются стандартные техники и инструменты не настраиваются.
  • Западные духовые инструменты , использующие ключи или клапаны
    • Деревянные духовые инструменты , такие как кларнеты, саксофоны, флейты и гобои (хотя со многими из них все еще можно использовать нестандартные техники, такие как специальные аппликатуры или манипулирование игроком своим амбушюром , чтобы сыграть хотя бы несколько четвертей тона, если не целая шкала)
    • Клапанные медные инструменты ( труба , туба ) (хотя, как и в случае с деревянными духовыми инструментами, манипуляция с амбушюром, а также гармонические тона, которые ближе к четверть тона, чем к полутонам, делают возможными четвертьтональные гаммы; техника рожка регулировки высоты звука с помощью правая рука в колоколе делает этот инструмент исключением)

К обычным музыкальным инструментам, которые могут играть в четверть тона, относятся:

  • Электронные инструменты:
    • Синтезаторы , использующие либо специальные контроллеры клавиатуры, либо контроллеры непрерывного тона, такие как , или когда они управляются секвенсором, способным выводить сигналы управления четвертью тона.
    • Терменвокс и другие инструменты с непрерывным звуком
  • Безладовые струнные инструменты, такие как семейство скрипок , безладовые гитары , безладовые электрические басы, уды и члены семейства инструментов huqin .
  • Струнные инструменты с подвижными ладами (например, ситар )
  • Струнные инструменты с особенным ладом (например, турецкая баглама ).
  • Ладные струнные инструменты, специально настроенные на четверть тона
  • Педаль стальная гитара
  • Анемометр, основное средство тона-контроль является слайдом, таких как тромбоны , то изобретен PDQ Бахом , в слайде трубой и слайд — свистке
  • Деревянные духовые инструменты со специальной настройкой. Микрохроматика кларнет был построен Fritz Шуллер (1883-1977) из Markneukirchen и механизма четверть тона для флейты Эвы Кингма.
  • Клапанные духовые инструменты с дополнительными четвертьтональными клапанами и натуральные духовые инструменты, воспроизводящие
  • Казу
  • , если это разрешено (например, литавры), или с использованием специальной техники

Другие инструменты могут использоваться для воспроизведения четверти тона при использовании эффектов обработки аудиосигнала, таких как смещение высоты тона .

Были построены четвертные фортепиано, которые по существу состоят из двух фортепиано с двумя клавишами, сложенными одна над другой в одном корпусе, причем одна из них настроена на четверть тона выше, чем другая.

Почему всего 7 нот

Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.

Так поучилось 12 нот, которые позволяют воспроизвести каждую мелодию в любой тональности.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Моцарт начал обучаться музыке в 3 года. Он присутствовал на уроках старшей сестры и пытался самостоятельно подбирать звуки на музыкальных инструментах. В 4 года отец начал разучивать с ним небольшие пьесы на клавесине, а уже в 5 лет Вольфганг сам начал сочинять музыкальные произведения.

В словаре Словарь иностранных слов

ы, ж.

1. муз. Восьмая ступень диатонической (см. ДИАТОНИКА» title=’ДИАТОНИКА, ДИАТОНИКА это, что такое ДИАТОНИКА, ДИАТОНИКА толкование’>ДИАТОНИКА) гаммы.||Ср. ДЕЦИМА» title=’ДЕЦИМА, ДЕЦИМА это, что такое ДЕЦИМА, ДЕЦИМА толкование’>ДЕЦИМА, ДЕЦИМА» title=’ДУОДЕЦИМА, ДУОДЕЦИМА это, что такое ДУОДЕЦИМА, ДУОДЕЦИМА толкование’>ДУОДЕЦИМА, КВАРТА» title=’КВАРТА, КВАРТА это, что такое КВАРТА, КВАРТА толкование’>КВАРТА, КВИНТА» title=’КВИНТА, КВИНТА это, что такое КВИНТА, КВИНТА толкование’>КВИНТА, НОНА» title=’НОНА, НОНА это, что такое НОНА, НОНА толкование’>НОНА, ПРИМА» title=’ПРИМА, ПРИМА это, что такое ПРИМА, ПРИМА толкование’>ПРИМА, СЕКСТА» title=’СЕКСТА, СЕКСТА это, что такое СЕКСТА, СЕКСТА толкование’>СЕКСТА, СЕКУНДА» title=’СЕКУНДА, СЕКУНДА это, что такое СЕКУНДА, СЕКУНДА толкование’>СЕКУНДА, СЕПТИМА» title=’СЕПТИМА, СЕПТИМА это, что такое СЕПТИМА, СЕПТИМА толкование’>СЕПТИМА, ТЕРЦИЯ» title=’ТЕРЦИЯ, ТЕРЦИЯ это, что такое ТЕРЦИЯ, ТЕРЦИЯ толкование’>ТЕРЦИЯ, ДЕЦИМА» title=’УНДЕЦИМА, УНДЕЦИМА это, что такое УНДЕЦИМА, УНДЕЦИМА толкование’>УНДЕЦИМА.

2. муз. Интервал в 8 ступеней звукоряда.||Ср. ДЕЦИМА» title=’ДЕЦИМА, ДЕЦИМА это, что такое ДЕЦИМА, ДЕЦИМА толкование’>ДЕЦИМА, ДЕЦИМА» title=’ДУОДЕЦИМА, ДУОДЕЦИМА это, что такое ДУОДЕЦИМА, ДУОДЕЦИМА толкование’>ДУОДЕЦИМА, КВАРТА» title=’КВАРТА, КВАРТА это, что такое КВАРТА, КВАРТА толкование’>КВАРТА, КВИНТА» title=’КВИНТА, КВИНТА это, что такое КВИНТА, КВИНТА толкование’>КВИНТА, НОНА» title=’НОНА, НОНА это, что такое НОНА, НОНА толкование’>НОНА, СЕКСТА» title=’СЕКСТА, СЕКСТА это, что такое СЕКСТА, СЕКСТА толкование’>СЕКСТА, СЕКУНДА» title=’СЕКУНДА, СЕКУНДА это, что такое СЕКУНДА, СЕКУНДА толкование’>СЕКУНДА, СЕПТИМА» title=’СЕПТИМА, СЕПТИМА это, что такое СЕПТИМА, СЕПТИМА толкование’>СЕПТИМА, ТЕРЦИЯ» title=’ТЕРЦИЯ, ТЕРЦИЯ это, что такое ТЕРЦИЯ, ТЕРЦИЯ толкование’>ТЕРЦИЯ, ДЕЦИМА» title=’УНДЕЦИМА, УНДЕЦИМА это, что такое УНДЕЦИМА, УНДЕЦИМА толкование’>УНДЕЦИМА.

3. Часть музыкального звукоряда, в которую входят все двенадцать звуков музыкального строя.

4. Очень низкая разновидность баса. Петь октавой.

5. лит. Стихотворная строфа, в которой первые шесть строк объединены двумя перекрестными риф-мами, а две последние — смежной рифмой. Октавный — относящийся к октаве, октавам.||Ср. ДЕЦИМА» title=’ДЕЦИМА, ДЕЦИМА это, что такое ДЕЦИМА, ДЕЦИМА толкование’>ДЕЦИМА, ДИСТИХ» title=’ДИСТИХ, ДИСТИХ это, что такое ДИСТИХ, ДИСТИХ толкование’>ДИСТИХ, КАТРЕН» title=’КАТРЕН, КАТРЕН это, что такое КАТРЕН, КАТРЕН толкование’>КАТРЕН, НОНА» title=’НОНА, НОНА это, что такое НОНА, НОНА толкование’>НОНА, СЕКСТИНА» title=’СЕКСТИНА, СЕКСТИНА это, что такое СЕКСТИНА, СЕКСТИНА толкование’>СЕКСТИНА, ТЕРЦЕТ» title=’ТЕРЦЕТ, ТЕРЦЕТ это, что такое ТЕРЦЕТ, ТЕРЦЕТ толкование’>ТЕРЦЕТ, ТЕРЦИНА» title=’ТЕРЦИНА, ТЕРЦИНА это, что такое ТЕРЦИНА, ТЕРЦИНА толкование’>ТЕРЦИНА, ТРИОЛЕТ» title=’ТРИОЛЕТ, ТРИОЛЕТ это, что такое ТРИОЛЕТ, ТРИОЛЕТ толкование’>ТРИОЛЕТ.

Объяснение и определение

Например, если одна нота имеет частоту 440  Гц , нота на одну октаву выше — на 880 Гц, а нота на одну октаву ниже — на 220 Гц. Таким образом, соотношение частот двух нот на октаву составляет 2: 1. Дальнейшие октавы ноты встречаются с частотой, равной частоте этой ноты (где n — целое число), например, 2, 4, 8, 16 и т. Д. И обратной величине этой серии. Например, 55 Гц и 440 Гц на одну и две октавы отстоят от 110 Гц, потому что они2п{\ Displaystyle 2 ^ {п}}+1 ⁄ 2 (или) и 4 (или) раза больше частоты соответственно.
2-1{\ displaystyle 2 ^ {- 1}}22{\ displaystyle 2 ^ {2}}

Число октав между двумя частотами определяется формулой:

Количество октавзнак равнобревно2⁡(ж2ж1){\ displaystyle {\ text {Число октав}} = \ log _ {2} \ left ({\ frac {f_ {2}} {f_ {1}}} \ right)}

Не просто реновация, а новая концепция

Реновация промышленных зданий и территорий как явление довольно распространено в последние годы в России. В качестве примера можно вспомнить «Винзавод» и Artplay в Москве или Новую Голландию в Санкт-Петербурге. В целом, это, безусловно, положительное явление – закрытые и неблагоустроенные территории становятся открытыми пространствами с новой городской инфраструктурой.

Но все же идея и концепция «Октавы» в центре Тулы немного отличается. Большинство проектов, созданных на месте бывших заводов, ориентируются в основном на малый бизнес. Кластер «Октава», помимо создания арендных площадей, старается решать социальные задачи: популяризировать работу в промышленности среди молодежи, помочь будущим специалистам в области цифровых производств и промышленного дизайна, организовать центр досуга и отдыха для горожан и туристов. Поэтому неудивительно, что первые два этажа пятиэтажного здания «Октавы» – пространства, наиболее выгодные с точки зрения коммерции – занимают мастерские, техническая библиотека, Музей станка.

Дизайн пространства новой «Октавы» разрабатывало бюро Orchestra, на счету которого концепция парка «Зарядье» и парка Горького в Москве. Кстати, с масштабной работой по восстановлению полуразрушенных корпусов завода можно ознакомиться в экспозиции «Руины: опыт воссоздания». Несмотря на то что завод превратился в общественное пространство, осталась характерная для производства линейная структура цехов, трубы на потолке, наливные серые полы. Монотонность этого промышленного интерьера раскрасили яркие детали: в библиотеке – желтые тумбы, в большом зале – белые модели станков вдоль панорамных окон, а также яркая оранжевая лестница, ведущая из двора кластера на открытую веранду

Она привлекает внимание, и ее часто можно встретить в инстаграм-аккаунтах местной молодежи.

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

 Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз. Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ

Интервалы от ноты ДО вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

Источники музыкального звука

Основными источниками музыкального звука являются музыкальные инструменты и певческий голос. Гипотетически сыграть мелодию можно даже на пеньке от спиленного дерева, но для удобства и универсализации пояснений мы остановимся на традиционных способах музыкального звукоизвлечения.

Если звук извлекается с помощью музыкального инструмента, его основные физические характеристики никак не зависят от длительности звука. Звук на нужной высоте будет идти ровно столько времени, сколько вы будете держать нажатой нужную клавишу синтезатора. Звук с заданной громкостью будет идти до тех пор, пока вы не уменьшите или не увеличите громкость на синтезаторе или комбоусилителе звука электрогитары.

Если же речь идет о певческом голосе, тут свойства музыкального звука взаимодействуют сложнее. Когда легче удержать звук на нужной высоте, не потеряв его силу? Тогда, когда вы тянете звук долго или когда вам нужно его дать буквально на секунду? Тянуть музыкальный звук долго, не теряя качество звучания, его высоту и силу – это особое искусство. Если вы хотите обрести красивый голос и научиться петь, рекомендуем изучить наш онлайн-курс «Развитие голоса и речи».

Физические свойства звука

Для начала изучим свойства звука с точки зрения физики:

Звук – это физическое явление, представляющее собой механические волновые колебания, которые распространяются в той или иной среде, чаще в воздухе.

Звук имеет физические свойства: высоту, силу (громкость), звуковой спектр (тембр).

Основные физические свойства звука:

  Высота определяется частотой колебаний и выражается в герцах (Гц).
  Сила звука (громкость) определяется амплитудой колебаний и выражается в децибелах (дБ).
  Звуковой спектр (тембр) зависит от дополнительных колебательных волн или обертонов, что образуются одновременно с основными колебаниями. Это хорошо слышно в музыке и пении.

Термин «обертон» происходит от двух английских слов: оver – «над», tone – «тон». От их сложения получается слово overtone или «обертон». Человеческий слух способен воспринимать звуки с частотой колебаний 16-20 000 герц (Гц) и громкостью 10-130 дБ.

Чтобы было проще ориентироваться, скажем, что 10 дБ – это шелест, а 130 дБ – это звук взлетающего самолета, если вы его слышите вблизи. 120-130 дБ – это уровень болевого порога, когда человеческому уху уже некомфортно слышать звук.

В плане высоты комфортным считается диапазон от 30 Гц примерно до 4000 Гц. К этой теме мы еще вернемся, когда будем говорить про музыкальную систему и звукоряд

Сейчас важно запомнить, что высота звука и громкость звука – это принципиально разные вещи. А пока поговорим про свойства музыкального звука

Обозначения октав

Диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав, каждая из которых имеет своё название. Кроме того существуют разные способы обозначения принадлежности звука той или иной октаве, из которых наиболее распространены два — нотация Гельмгольца и научная нотация.

Наименования октав

Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется «Первая октава», следующая вверх — «Вторая», затем «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». Октавы ниже 1-й имеют собственные названия: «Малая октава» — это октава ниже 1-й, «Большая» — ниже малой, «Контроктава» — ниже большой и наконец «Субконтроктава» — ниже контроктавы — самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже субконтроктавы и выше 5-й октавы выходят за диапазон применяемых в музыке звуков и потому не имеют собственных названий и обозначений звуков.