Оглавление
В чем помогает святой образ
После обретения старинной иконы было зафиксировано множество исцелений, происходящих по молитвам к чудотворному образу. Чудесные события произошли во многих семьях из разных городов Украины и России: Киева, Одессы, Днепропетровска, Москвы, Полоцка, Ярославля, Тюмени.
Были замечены многочисленные случаи излечения от бесплодия. Женщины, долгое время не способные зачать ребенка, смогли забеременеть и обрести счастье материнства.
Но к Байтальской святыне обращаются не только за исцелением. Чудотворный образ помогает:
- решить жилищные вопросы;
- разрешить проблемы с работой;
- вернуть потерявшихся дочерей и сыновей в семью;
- благополучно завершить судебные тяжбы.
Любовь людей к древнему образу побудила Богородицу просветлить свой святой лик на Байтальской иконе.
В чем помогает Смоленская икона Божьей Матери
Этой иконой явлено столько чудес, что ее значение не нуждается в объяснениях – она и сегодня остается для православных одним из наиболее чтимых образов Богородицы, покровительницы и защитницы Русского государства. Именно поэтому к ней обращаются с молитвами о защите Родины от вражеских нашествий и войн; о сохранении жизни и здоровья военнослужащих, особенно в горячих точках; об избавлении от эпидемий.
Помогает Смоленская Богоматерь и в семейных делах: защищает семейный очаг от завистников и недоброжелателей; укрепляет стойкость в вере и помогает противостоять искушениям и заблуждениям; помогает исцелиться от тяжких недугов и разрешить сложные жизненные ситуации.
В чем помогает
Смоленский образ помогает абсолютно всем людям, которые к нему обращаются с просьбами о выздоровлении, о семейном благополучии, о разрешении непростых ситуаций.
Перед образом просят о том, чтобы Богородица защитила:
- Родные земли от кровопролитий.
- Города и семьи болезней.
- Людей, которые служат в войсках.
- Семьи.
«Одигитрия» является покровительницей каждой семьи. Семейные люди находятся под ее неусыпной защитой. Образ считается символом защиты от несчастий и болезней. Лику молятся о близких и тех, кто находится далеко от родного дома. Матери просят у «Одигитрии» защитить своих детей от неприятностей и дать им здоровья.
Иконы Пресвятой Божией Матери Одигитрия можно встретить в музеях
Кроме храмов и монастырей списки иконы Божией Матери Одигитрия в наше время можно встретить в музеях. Так, например, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге храниться икона Богоматерь Одигитрия, которая принадлежит кисти Дионисия. Дионисий ― это ведущий русский иконописец и мастер фресок конца XV ― начала XVI веков. Его считают продолжателем традиций Андрея Рублёва.
Одигитрия Смоленская. Дионисий. 1482 год. ГТГ. Ученик Андрея Рублёва Дионисий разработал особый иконографический икон «Одигитрии», который получил название «Одигитрия Седмиезерская»
Эта икона происходит из местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Она считалось главной в нём, и поэтому она имеет свои особенности. Так, например, автор обильно использовал золото ассистов и орнаментов для того, чтобы создать у зрителя впечатление солнечного света.
Кроме того, так же слегка обозначенный наклон головы в сторону младенца смягчает холодноватую отстраненность образа Богоматери. Кисть ее правой руки, подобная колеблющемуся языку пламени, благословляет сына в мир. Кисть младенца Христа, отвечающего на благословление Марии, помещена в самом центре иконы на фоне синего треугольника ее туники.
Иконы Дионисия Одигитрия редко встречаются в древнерусской иконописи начала XVI века.
Такие иконы ― большая редкость в древнерусской живописи начала XVI. Позже они стали распространены под названием «Одигитрия Седмиезерская». Икона Дионисия Богоматери Одигитрия находиться в музеи и речь о её передаче Русской Православной Церкви не идёт.
При этом её фото можно часто встретить как в интернете, так в специальных изданиях, посвящённых иконописи. Кроме того, списки чудотворного образа можно увидеть в следующих музеях:
- в Москве, им. А. Рублева;
- во Владимире, музей-заповедник;
- в Костроме, историко-архитектурный музей;
- в Новгородском Кремле.
Когда стоит просить у лика божественной помощи?
Если вы хотите обратиться за помощью к данному образу, тогда вы должны знать, в каких случаях она сможет помочь лучше всего.
- Одигитрию Смоленскую молят добиться примирения с человеком (или людьми), с которыми вы находитесь в состоянии конфликта.
- Икона по традиции помогает всем тем, кто защищает своё отечество от вражеских нашествий.
- Можно обращаться к ней с просьбой уберечь в целости и сохранности человека, которому предстоит участвовать в боевых действиях.
- Если начинается эпидемия опасного заболевания, молитесь Смоленской Богоматери, и она спасёт вас от риска заразиться.
- Ещё одна миссия образа – охранение семей от негативного воздействия, которое исходит от любителей посплетничать.
- Икона выступает хранительницей семейного очага от разнообразных внутренних ссор и разногласий.
- Как вы уже знаете, у данной иконы есть ещё одна версия названия – Путеводительницы. Обусловлено это её свойствами защищать людей от различных несчастных случаев, связанных с поездками. Тем, кто часто путешествует, рекомендуется всегда иметь при себе мини-версию этой иконки для личной защиты.
- Если вас пугают воры, поджигатели и прочие преступники, помолитесь о защите у лика Богородицы.
- Может случиться, что вы не будете понимать, как правильно действовать в сложившемся положении. Тогда вам стоит обратиться за помощью к этой чудотворной иконке. Просто в мыслях попросите её указать верное решение ситуации, искренне помолитесь, и она обязательно вам поможет.
- Если вы больны определённой тяжкой патологией, тогда лик поспособствует вашему исцелению, если ваша молитва будет искренней, исходящей из самых глубин души.
Характерные особенности образа
Икона, в отличии от обычной картины, имеет другое назначение — по словам святых отцов, это окно в другой мир. Подобным образом иконы Божией Матери не просто изображение двух личностей — через них раскрывается смысл Боговополощения. Икона «Одигитрия» является одним из наиболее распространенных типов, ее богословское значение — раскрытие отношений Бога и человека. Для этого иконописцы используют композицию, жесты, цвета.
- Божия Матерь, Христос смотрят прямо на молящихся.
- Иисус изображен в возрасте отрока (Эммануил).
- В руке Спасителя — свиток.
- Изображение может быть как поясным, так и оплечным («Казанская» икона тоже принадлежит к типу «Одигитрии»).
Здесь особенно подчеркивается божественная природа Христа, композиция не лишена величия. Божия Матерь всегда изображается в омофоре — подчеркивает и царское величие Девы, и ее роль в плане Боговоплощения. Правая рука Богородицы направлена на Иисуса. Значение этого жеста Божией Матери на иконе «Одигитрия» таково — она указывает на Христа, как единственный путь к спасению.
Но и сама Царица Небесная является путеводной звездой — она была первым совершенным человеком, сумела в грешном мире сохранить видение Бога, которого большинство людей лишены. Ведь Адам и Ева могли беседовать с Господом лично, а сегодня человеческий род так отдалился от Творца, что от одного Его вида может умереть. Поэтому христианам не следует тратить жизнь на суету и развлечения, а готовиться к переходу в мир иной.
Совместное изображение Господа и Его Матери имеет также более глубокий смысл. Воплощение Христа как человека не было возможным без Марии. Более того — только благодаря осуществлению этого божественного замысла, теперь люди могут писать иконы. Раньше изображать Бога было запрещено, поскольку Его никто не видел. Но родившись от земной женщины, Христос воплотился как Личность, которую изображают на образах.
И вот одна осталась
Каталоги утверждают, что до 1941–го года древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в Смоленском Успенском кафедральном соборе. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».
Как–то незаметно случилось, но с некоторого времени во всех архивных документах, которые стали доступными, речь идет лишь об одной Одигитрии Смоленской — Надвратной. Оригинал пытаются «вычислить», но лишь энтузиасты, да и поиск носит характер клубной самодеятельности. Озвучиваются версии, но никаких документальных подтверждений они не имеют. Вернее, архивная история есть, но указывает она опять–таки — на ОДНУ икону.
К примеру, одна из самых популярных версий исчезновения той самой Одигитрии, которую перенес в Смоленск Владимир Мономах, такова: во время войны ее вместе с другими ценностями вывезли нацисты в Германию.
Действительно, во время Великой Отечественной войны Смоленск два года (с 1941–го по 1943–й) находился в оккупации. Гитлеровцы чувствовали себя здесь полными хозяевами. И практически сразу сюда прибыла бригада Альфреда Розенберга, которая занималась «изъятием» и вывозом культурных ценностей из оккупированных территорий в Германию. В Успенском Соборе в то время размещался антирелигиозный музей, который был закрыт 10 ноября 1941 года.
В Своей книге «Святыни и подвижники Смоленские» Владимир Аникеев приводит текст донесения немецкому верховному командованию группы армий «Центр» (от 1 августа 1941–го года) «О сохранении церковных ценностей Смоленского собора»:
«Успенский собор в Смоленске не сильно пострадал под обстрелом последних дней, выбиты только оконные стекла, осколки которых лежат внутри собора…» Дальше перечисляется: «десятиметровый, во всю ширину церкви иконостас», «плащаница ручной работы, датированная 1561 г., изображающая погребение Христа» и «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона Благовещения», которая «находится на изначальном месте и не повреждена. Она являлась, очевидно, бывшей святыней церкви, так как была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих. Говорят, что в 1812 году икону несли впереди воюющих русских отрядов».
«Очень древняя», но, заметим, — здесь упоминается только одна икона.
Экспонаты музея упаковываются и увозятся в Германию. Тем не менее, никаких документальных доказательств того, что какая–либо из двух чудотворных икон была вывезена из Смоленска в Германию в числе иных ценностей, не существует. Во всяком случае, в архивах Розенберга (в описи ценностей, готовых к отправке в Германию) Одигитрия не фигурировала.
То, что икона не была вывезена фашистами и не «пострадала от войны» (как нас уверял каталог древней русской живописи 1963 года), подтверждает и рапорт настоятеля Успенского собора священника Тимофея Глебова от 30 апреля 1945 года (рапорт хранится в архиве Смоленской области). В рапорте уполномоченному по делам РПЦ Смоленской области Митину Глебов сообщает, что во время уличных боев в Смоленске он неотлучно находился в Успенском соборе и защищал его от посягательств мародеров, которые пытались ограбить храм. И вот цитата: «С Божией помощью удалось сохранить икону Божией Матери «Одигитрию».
О второй иконе опять — ни слова.
Таким образом, можно предположить, что оригинал Одигитрии исчез еще до оккупации Смоленска.
Есть версия, что древнюю икону могли спрятать верующие от большевиков, которые во времена гонений на РПЦ изымали церковные ценности в 1922 году не менее беззастенчиво, чем нацисты. Если успели. Если нет, скорее всего, древняя смоленская реликвия была продана большевиками на запад и теперь находится в одной из частных коллекций.
Но нам в это, конечно же, не хочется верить. Иеромонах Серафим (Амельченков):
«Скорее всего, она была спрятана верующими. Поскольку нет никаких исторических, архивных документов или даже устных свидетельств того, что эта икона была вывезена из Смоленска. Соответственно, икона находится где–то в городе. Где, мы не знаем. Но надеемся, что со временем это место станет известно. Я глубоко убежден, что чудотворная икона Смоленской матери «Одигитрия» — оригинальная икона, написанная евангелистом Лукой, обязательно будет найдена».
История появления
О происхождении Байтальской Одигитрии точных сведений нет. История создания святого образа остается загадкой. Существуют лишь предположения о том, где и когда впервые появилась икона.
На севере Одесской области, приблизительно за 200 км от Одессы раскинулось живописное село Байталы. По центру селения течет река Тилигул, разделяющая Байталы на две части.
Несколько веков назад в лесной чаще вблизи села находился мужской монастырь. Согласно историческим сведениям, монастырь был основан приблизительно в период с 1700 по 1720 год. Известен был монастырь чудотворными иконами, принадлежащими обители, и тремя колодцами, вода которых прославилась своей целительной силой. К обители постоянно стекались многочисленные паломники, желающие помолиться перед чудотворными иконами, попробовать целебной воды.
Долгое время турецкие орды старались не приближаться к православной твердыне, обходя ее стороной. Но однажды враги напали на обитель. Монахи, пытающиеся защитить обитель от разграбления, были вырезаны. Погибло более 300 насельников. Напоследок турки подожгли монастырь. Уцелевшие иноки смогли спасти от уничтожения лишь несколько святынь.
Постепенно место, где стоял монастырь, заросло кустарниками. Но вода из целебного источника смогла пробиться сквозь заросли, и местные жители оборудовали фонтан. В 1849 году фонтан хотели использовать для развлекательных мероприятий. Поэтому было решено расчистить засорившиеся трубы. Но Господь не допустил превращения чудотворного источника в нечто развлекательное, обрушив на место строительства гору. Работы были прекращены, источник остался нетронутым, и многие люди получили от него исцеление.
Позже на святом месте была возведена часовня. В 1945 году силами местных жителей был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы, но просуществовал недолго. Советская власть разрушила церковь. Но верующие вновь воздвигли церковь, которую власти опять закрыли, сделав из нее склад.
В 1993 году была предпринята еще одна попытка строительства церкви Рождества Богородицы, но стройка застопорилась, храм остался недостроенным. Лишь в июле 2005 года, по благословению Одесского и Измаильского митрополита Агафангела, было продолжено строительство Байтальского храма. По окончании строительства кто-то из прихожан пожертвовал храму старинную икону Божией Матери.
Об истории и происхождении иконы данных не было. По исследованиям реставраторов была установлено, что святой образ написан больше 200 лет назад. Об аналогах такого Богородичного образа сведений не нашли. Было выдвинуто предположение, что это одна из святынь, спасенная монахами от пожара. Поэтому икону назвали Байтальской.
Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»
Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ее за то, что она является путеводной нитью, ведущей к спасению.
В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Смоленская икона Божией Матери оказывает помощь и поддержку каждому обратившемуся к ней с молитвами, исцеляя от недугов, помогая в укреплении веры, ограждая просящих от негатива и искушений на жизненном пути.
История иконы
Предание гласит, что Смоленская икона «Одигитрия» была написана самим святым Лукой во время земной жизни Богородицы. Точных сведений о том, как святой образ попал в Россию, нет, однако известны упоминания об иконе уже в середине 11 века. Этот лик стал родовой святыней русских князей, которые передавали ее преемникам с величайшим трепетом.
Святая икона Смоленский Божией Матери является одной из самых главных святынь Русской Церкви. Верующие получают от нее помощь, которая связывает их с православной верой, не позволяя дьявольским проискам очернить души, стремящиеся к свету и Божьей благодати.
Описание иконы «Одигитрия»
На иконе изображена Богоматерь по пояс, на правой руке которой расположен Младенец. Правую руку он держит в благословляющем жесте. В левой руке Младенца расположен свиток — символ учения и просвещения. Спаситель изображен в царственных одеяниях, что означает образ Вседержителя. Его одежды выписаны искусно, с использованием пурпурного и золотого цветов. Часто Младенец на иконе облачен в корону.
Где находится икона
В России насчитывается более двухсот храмов, церквей и приходов, где можно поклониться образу Смоленской Божией Матери. Кроме того, списки с иконы хранятся во многих музеях. Среди копий икон более 30 обладают чудотворными способностями.
Поклониться образу можно в следующих местах:
- город Москва, собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре;
- город Санкт-Петербург, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
- город Сергиев Посад, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре;
- город Суздаль, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
- город Кострома, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре;
- город Орел, кафедральный собор Смоленской иконы Божией Матери;
- город Нижний Новгород, церковь Смоленской иконы Божией Матери.
В чем помогает икона Смоленской Божией Матери
Святой лик обладает многими чудотворными способностями, и православные христиане обращаются к Смоленской Богоматери с молитвами:
- о защите отчизны от войн и вражеских набегов;
- о здоровье военных, находящихся в горячих точках;
- о здоровье близких людей и всех живущих на Земле от эпидемий;
- о защите дома от негатива и недоброжелателей;
- об укреплении веры и силы духа;
- о противостоянии искушениям и обману, вводящим души в заблуждение.
Молитва перед образом
«Царица Богородица, Путеводительница и защитница всего рода людского. К Тебе обращаемся с молитвами смиренными. Избави нас от скорбей и печалей, настави на путь истинный да убереги плоть и кровь нашу от недугов и болезней. Помоги, Богородица, обрести веру истинную да укрепиться в ней, не позволяя проискам дьявольским бросить семя сомнений и раздора. Сохрани мир на всей земле да не позволь недругам разорить отчизну нашу. Повлияй на умы недоброжелателей наших, избавив их от скверны гнева. Аминь».
Дни почитания иконы
Икона Божией Матери «Одигитрия» почитается три раза в год:
- 10 августа (28 июля), когда святой лик был перенесен из Московского Кремля в Новодевичий монастырь;
- 18 ноября (5 ноября) в честь чудотворной помощи иконы и одержания победы в Отечественной войне 1812 года;
- 7 декабря (24 ноября) в честь победы жителей славного города Смоленска над Золотой Ордой.
Каждый из этих праздников сопровождается литургией и вознесением молитв Высшим Силам, не позволившим Руси пасть под натиском недругов и обидчиков.
Смоленская икона является помощницей и покровительницей каждого уверовавшего в Господа. Искренние молитвы помогут вам обрести веру и начать праведный путь, который будет каждый день менять вас и вашу жизнь в лучшую сторону. Желаем вам радости и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и
В чем помогает, и о чем молятся образу Пресвятой Богородицы «Одигитрия»? Обычно у неё просят помощи в пути путешественники и странники
Православие воздает Царице Небесной такие почести, которые не оказываются больше ни святым, ни даже Ангелам. Выше ее — только Сам Христос. Именно поэтому молитвенные обращения к Ней взяты из евангельских текстов. Даже формулировка песнопений здесь отличается, ведь только Божией Матери говорят — «спаси нас». Таким образом, Православная Церковь и верующие свидетельствует свое преклонение перед Богородицей.
Самый первый акафист в христианстве написан для Богородицы, и читать его можно перед иконой «Одигитрия». Его регулярное чтение поможет получить много духовных даров. При этом необходимо помнить о том, что и короткие молитвы Божией Матери могут оказать верующему большую помощь.
Видео: Молитва ко Пресвятой Богородице Одигитрия. На 4 секунде автор начинает читать молитву ко Пресвятой Богородице Одигитрия.
Многие новообращённые спрашивают: в чем помогает икона Божией Матери Одигитрия и о чем молятся ей? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать историю чудотворного образа.
Так, например, Одигитрия считается покровительницей путешественников, так как неоднократно указывала путь обратившимся к ней в молитве людям. Богородица защищает их от болезней, злых людей, непредвиденных бед и несчастий и т.д.
Кроме того Одигитрия охраняет дом от недоброжелателей и врагов, а домочадцев от эпидемий. Также ей стоит помолиться в том случае, когда Отечеству грозит нашествие врага. Наиболее распространённый текс молитвы к иконе Божией Матери Одигитрия следующий:
«О, Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред Пречистым образом Твоим припадающия, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия: можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти. Разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя ходатаицы о нас грешных к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего виновницу, и превозносим Всесвятое и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь».
Храмы, которые посвящены образу «Одигитрия»
Рассмотрев вопрос: «Одигитрия — что это такое?» — следует заметить, что данному образу соответствуют и другие святыни. К примеру, во многих городах как России, так и других стран, существуют храмы, которые построены в честь образа «Путеводительница». Рассмотрим список:
- церковь в Кимже, находится в Архангельской области (не действует);
- церковь в городе Дисне, Беларусь (действующая);
- часовня-храм Одигитрия, она находится в Симферополе, Крым (действующая);
- церковь в Касимове, находится в Рязанской области (действующая).
И таких церквей, часовен и храмов довольно большое количество, так как почитание Богородицы православными велико.
Описание и символика святыни
Смоленская икона представляет собой поясное изображение Пресвятой Богородицы с Младенцем Иисусом. Образ во многом напоминает Иверский лик Божией Матери. В то же время он имеет определенные отличия в виде выражений лиц Девы Марии со Спасителем и более строгого принципа расположения их фигур (фото):
По иконографическому типу Смоленскую икону причисляют к самому древнему изводу византийского письма. Сохранились сведения о том, что подлинник святыни был очень тяжелым, обтянутым холстом, а его грунт изготавливался из мела на клею.
В центре картины изображена Пресвятая Дева Мария с задумчивым выражением лица и слегка склоненной головой. Царица Небесная облачена в багряные одежды и выглядит величественно. На левой руке Она удерживает Богомладенца (в некоторых копиях его рисуют справа).
Правой рукой Матерь Божия указывает на Спасителя, напоминая всему человечеству о том, что только благодаря Ему можно найти путь к истинному Спасению. Маленького Иисуса изображают в царственном темно-зеленом одеянии, отделанном золотом, со свитком или книгой в левой руке, символизирующими Его учение. Спаситель поднимает правую руку с перстами, сложенными в благословляющем жесте. Главная богословская идея иконы – пришествие на землю Сына Божия, воплощение в физическом теле ради спасения всех человеческих душ.
На обратной стороне картины изображены Иерусалим, надпись «Царь распят», выполненная на греческом, и распятие. В 1666 г. в этой части картины были добавлены образы Царицы Небесной и Иоанна Богослова.
источник
→ Основная статья :
Римская империя в 337 году нашей эры
Когда бывшая греческая колония Византии была восстановлена по приказу римского императора Константина Великого в 324 г. н.э. , и сделал столицей Восточной Римской империи в 330 г. под именем Константинополь , там не было никаких важных религиозных деятелей , которые могли бы представляли город. Культ личности византийского богослужения в основном импортируется из западной части Римской империи и принял пассивно.
В первые века христианства между двумя частями Римской империи существовала фундаментальная разница в поведении по отношению к религии и культу личности, которая становилась все более очевидной.
Рождение Девы Марии, фреска в склепе церкви Санта-Мария-Маджоре в Рабатане , Турси
В раннехристианском искусстве не было конкретной иконографии Марии, потому что все, что связано с Христом, и, следовательно, изображение Девы, несущей младенца Иисуса, попало в эту перспективу. Дева Мария, изображенная на стенах катакомб , занимала скромное, но незаменимое место как Мать Христа, усиленная Соборами Эфеса в 431 году и Халкидона в 451 году.
В 431 года Мария была признана Богородицей (Богородицей). Это привело к возникновению настоящего культа вокруг почитания Девы Марии . Константинополь был городом, охраняемым Богом и Богородицей, а Византийская империя была создана волей Бога и Богородицы.
Говорят , что Элия Евдокия , жена императора Восточной Римской империи Феодосия II , привезла в Константинополь реликвии из своего паломничества в Иерусалим в 438/439 году . Среди них должен был быть чудесный образ, покрывало (Мафорион) и пояс (зона) Пресвятой Богородицы, которые Элия Евдокия позже отправила своей невестке Элии Пульхерии . Считается, что культовое изображение Одигитрии состояло из головы Мадонны с младенцем, которое, как говорят, было написано в Палестине евангелистом Лукой на деревянной панели в технике энкаустики . Считается, что культовый образ был дополнен иконографией в Константинополе . Голова Пресвятой Богородицы стала иконой со всей фигурой Марии.
См. Также : изображение Луки
Говорят, что после смерти Феодосия II в 450 году его старшая сестра Элия Пульхерия построила три церкви, посвященные Богородице, в разных частях Константинополя:
Гид сопровождает слепого к чудесному источнику; Икона в греко-византийской церкви Сантиссимо Сальваторе в Козенце
Первой и самой важной церковью была церковь возле церкви Hodigoi («фюрер», Sing. : hodegos или odegos )
к востоку или юго-востоку от собора Святой Софии , в котором, как говорят, хранился и почитался культовый образ Богородицы. Церковь и монастырь получили название Ходегон , культовый образ Одигитрии . Имя Одигитрия позже получило дополнительное значение из-за положения руки Марии, пальцы которой указывают на сына как на «путь, истину и жизнь». Знаменитый образ считался защитником города Константинополя и всей Восточной Империи. Говорят, что сами византийские императоры несли их во главе своих триумфальных шествий в качестве «указателей» и таким образом подтверждали титул Одигитрии . Владение ими было очень важно и означало настоящий Константинопольский Палладий . Икона Одигитрии , как говорят, были уничтожены с захвата Константинополя по Османской империи (1453). Тем не менее, этот тип изображения сохранился до наших дней через копии оригинала.
За этим последовал район Халкопратия ( древнегреческий Χαλκοπρατεῖα , медный рынок) в 150 метрах к западу от Святой Софии, церкви Халкопратия , в которой хранился и почитался пояс Пресвятой Богородицы. К «святому поясу» обратились бесплодные и беременные, а также роженицы. Мечеть Зейнеп Султан сейчас стоит на месте церкви Халкопратия .
В 452 году императрица Aelia Пульхерия была построена на земельном участке стены Золотой Рог , важный момент на севере для защиты города, в районе Влахерне , чтобы держать платье Марии и ее шали, которые были найдены в пустой гробнице после ее смерти для поклонения. В особые моменты опасности обращались к завесе.
- Сообщается, что император Михаил III спешно вернулся из похода против арабов . и патриарх Фотий I, после того, как процессия торжественно на Золотой Рог, бросило завесу Богоматери Марии в море на 18 июня 860, после чего враги ( Rus ) порвала их осаду и уплыли.
В церкви Святой Марии Влахернской также были другие изображения Богородицы, Деэсиса , Одигитрии, которые также назывались Blacherniotissa или «молящаяся Мария» (лат. Maria orans ). Церковь Святой Марии Влахернской сгорела в 1433 году, и икона Влахернская, считавшаяся первоначальным прототипом, была уничтожена.
История появления
У иконографии непростая судьба — первые века после своего появления, христианство было немногочисленным, считалось непонятной сектой, которую презирали как иудеи, так и римляне. Христианам приходилось скрываться, их преследовали императоры — бросали львам, побивали камнями, им отрубали головы за отказ приносить жертвы языческим богам. Для римлян это было равнозначно отказу служить цезарю.
Поэтому поначалу изображения Христа и святых были очень редкими, сохранились, в основном, лишь в катакомбах. Чаще всего и они были символическими — канон церковный тогда только формировался, многие возражали простив того, чтобы рисунками пытаться выразить то, что недоступно пониманию человека. Ведь Христос — Бог, а христиане всего лишь люди. Вместо Иисуса рисовали пастуха или рыбу.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
На деревянных досках иконы стали появляться с 3 в. — этот период считается началом иконописи как искусства. Затем в 8 в. наступил период иконоборчества, во время которого их нещадно уничтожали. Спустя 60 лет Никейский Собор официально установил почитание святых изображений. Христиане же все эти годы бережно собирали и хранили иконы Христа и Богородицы.