Оглавление
Введение в древнеегипетскую цивилизацию
Жизнь в древнем Египте
Древний Египет можно считать оазисом в пустыне северо-восточной Африки. Процветание, которого зависит от ежегодного полноводия Нила, что поддерживает сельское хозяйство государства. Основное богатство страны пришло из плодородной поймы долины Нила, где река протекает между полосами известняковых холмов и дельты Нила, который состоит из несколько ветвей к северу от современного Каира. Между поймой и холмами находится переменная полоса низкой пустыни, в которой поддерживается определенное количество игры. Нил издревле был единственной транспортной артерией Египта.
В Асване, где русло реки превратилось в пороги из гранитного пояса, была единственной четко определенной границей страны в пределах населенного пункта. К югу лежал гораздо менее гостеприимный район Нубии, в котором река текла по низким песчаниковым холмам, которые оставляли очень узкую полосу обрабатываемой земли. Нубия имела большое значение для периодического расширения Египта на юг и для доступа к пище с дальнего юга. К западу от Нила находилась засушливая Сахара, разорванная цепью оазисов в 125–185 милях (около 200–300 километров) от реки и лишенная всех других ресурсов, за исключением нескольких полезных ископаемых
Восточная пустыня, между Нилом и Красным морем, была более важной, поскольку она поддерживала небольшую кочевую популяцию и содержала многочисленные месторождения полезных ископаемых, включая золото, и была маршрутом к Красному морю
На северо-востоке был Суэцкий перешеек
Он и создал основной маршрут для связи с Синаем, откуда поступали бирюза, медь, а также создал связь с Западной Азией, самой важной областью культурного взаимодействия Египта, из которой были получены стимулы для технического развития и определенные сорта для сельскохозяйственных культур. Иммигранты и, в конечном счете, захватчики пересекли Перешеек в Египет, привлеченные стабильностью и процветанием страны
С конца 2-го тысячелетия до н.э. многочисленные атаки были совершены по суше и по морю вдоль восточного побережья Средиземного моря.
Три типа общества
Рассмотрим основные три вида общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Традиционное общество
Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.
Характерные черты традиционного общества:
-
Ручной труд и примитивные технологии.
-
Преобладание сельского хозяйства.
-
Сословный строй.
-
Низкая социальная мобильность.
-
Преобладание ценностей коллективизма.
-
Влияние церкви на общественную жизнь.
-
Патриархальная семья.
Признаки традиционного общества:
-
Основная сфера экономической деятельности — сельское хозяйство.
-
Низкий темп развития.
-
Направлено в прошлое, боится нововведений.
-
Полное поглощение личности коллективом.
-
Направлено на удовлетворение бытовых потребностей.
Индустриальное общество
Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.
Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.
Характерные черты индустриального общества:
-
Активное развитие промышленности.
-
Серийное машинное производство и автоматизация.
-
Превращение науки в общественный институт.
-
Рождение массовой культуры.
-
Классовый строй.
-
Предоставление прав и свобод людям.
-
Формирование гражданского общества.
Признаки индустриального общества:
- Основа — машинное производство и фабричная организация труда.
-
Базовая структура — экономика.
-
Основной движущий механизм — стремление к экономическому росту.
-
Стремится удовлетворить социальные потребности (деньги, карьера, качество жизни).
-
Направлено на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
-
Основной способ принятия решения — эмпирическое исследование.
Постиндустриальное общество
Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.
Главный фактор производства — информация.
Характерные черты постиндустриального общества:
-
Развитие сферы услуг.
-
Основная единица товара — информация (знания).
-
Развитие информационных технологий.
-
Профессиональное деление общества.
-
Широкое использование компьютерных технологий.
-
Глобализация экономики.
-
Реализация научно-технической революции.
-
Доминирование семьи партнерского типа.
Признаки постиндустриального общества:
-
Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.
-
Фактор развития — теоретические знания или информация.
-
Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.
-
Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».
-
Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).
Скотоводство в Древнем Египте
После введения культивируемых зерновых культур мясо ели в основном богатые. Одомашненные животные потеряли большую часть своего значения для питания, но они сохранили большое культурное значение и практическую ценность. Крупный рогатый скот был одомашнен в северо-восточной Африке. Многие египтяне его держали в качестве тягловых животных и для их различных продуктов, демонстрируя некоторый интерес к породам и особям, которые встречаются, и по сей день в Судане и восточной Африке.
Осел, который был основным транспортным животным (верблюд не был распространен до римских времен), вероятно, был одомашнен в регионе. Египетская порода овец вымерла во 2-м тысячелетии до нашей эры, и был заменен азиатской породой. Шерсть использовалась редко, так что овцы были главным источником мяса.
Козы были более многочисленны, чем овцы, поэтому их обычно изображали на деревьях. Уток и гусей держали для еды, и многие из огромного числа диких и перелетных птиц, найденных в Египте, были пойманы в ловушки для селекции. Охота в пустыне состояла главным образом на различные виды антилоп и козлов, но это была королевская привилегия охотиться на хищников и дикий скот. Домашние животные включали в себя собак, которые также использовались для охоты; кошки (одомашненные в Египте); и обезьяны. Кроме того, египтяне проявляли большой интерес к большинству видам млекопитающих, птиц, рептилий и рыб, обитающих в их среде.
Спартанцы и илоты
Главной целью спартанского государственного и общественного строя было сохранение рабского состояния илотов.
Илоты были совершенно бесправны. Спартиат имел право убить илота. Более того, раз в году происходили так называемые «криптии» («криптия» – тайная война). Юноши-спартиаты собирались по ночам вместе, надевали маски и длинные плащи, чтобы не быть узнанными, и отправлялись в селения илотов. Если они встречали илотов, они набрасывались на них и убивали. Спартанцы старались убить самых молодых и сильных илотов. Чтобы отличаться от других жителей Спарты, илоты носили особую одежду, а на головах шапки из собачьего меха. В армии илоты выполняли вспомогательные функции.
Однажды, когда 2000 илотов проявили особую доблесть, спартанцы, обещая им полную свободу, надели на них торжественные венки и стали водить от одного храма к другому под видом молитвы богам. Через некоторое время илоты бесследно исчезли, и никто не мог сказать, что с ними стало.
На такое бесчеловечное отношение илоты отвечали восстаниями. Особенно крупным было восстание в 464–455 гг. до н. э.
Вопрос о положении илотов внутри спартанского общественного строя не раз ставился в научной литературе. Некоторые ученые считают илотов не рабами, а крепостными.
Разница между рабами других греческих государств и илотами состояла главным образом в том, что илоты принадлежали не частным хозяевам, а всему спартанскому обществу. Илотизм явился результатом завоевания дорийскими племенами Пелопоннеса. В Фессалии и на Крите, тоже завоеванных дорийцами, местное население было обращено в рабство, похожее на рабство илотов.
Империи и теократии
Такой общественный и государственный строй, как империя, нынче редко встречается. Япония – фактически единственная страна с таким устройством. Император выступает символом единства нации, однако вся исполнительная и законодательная власть принадлежит кабинету министров и парламенту. До середины двадцатого века Япония была монархией абсолютной, законы наделяли императора огромной, ничем не ограниченной властью. Ему приписывалось божественное происхождение, и фактически в стране существовал культ правителя. В 1947 году была принята конституция, и абсолютная монархия была полностью упразднена.
Государственный строй теократия является разновидностью монархической формы правления, когда глава церкви считается и правителем. Ярким примером монархии теократической является такое государство, как Ватикан. Также можно найти некоторые примеры на Ближнем Востоке в исламских странах, где религиозная составляющая традиционно сильна в общественно-социальной и политической жизни.
Классификация типов общества
Поскольку общество – это сложное многогранное образование с множеством специфических черт, проявляющихся в каждом конкретном случае по-разному, то создать одну универсальную классификацию, охватывающую всё многообразие признаков, не представляется возможным. Поэтому существует великое множество классификаций и типологий общества, основанных на отдельных показателях характерных для изучаемого вопроса. Они служат основанием для определения отличий и сходств разных общественных групп.
Вот некоторые из них.
По наличию письменности
Рассматривая письменность, как признак цивилизованности общества выделяют два его типа.
Дописьменное – члены которого уже владели устной речью, но не владели письменной. У них не было систематизированных исторических и научных знаний, информация для потомков оформляется в форме легенд или преданий. Пространственно-временные сведения крайне ограничены, как и информация о других народах. Отсутствует теология, космология и культурный прогресс.
Письменное – свидетельствует об определённом культурном уровне народа, представители которого способны кодировать информацию, размещая её на материальных носителях.
Письмо может быть:
- предметное;
- слоговое;
- алфавитное;
- пиктограммы (изображение);
- иероглифы.
В качестве носителя информации использовались:
- глиняные таблички;
- берестяные грамоты;
- каменные столбы;
- папирус;
- бумага;
- электронные носители.
По возникновению иерархии
Наличие иерархических взаимосвязей, подразумевающих разноуровневое управление, а также расслоение на социальные слои демонстрирует организацию общества по принципу простое — сложное.
Простое — без руководителей, подчинённых и классового расслоения, то есть общество первобытных людей.
Сложное – обладающее государственным аппаратом, социальным разделением, закреплённым юридически, экономически, религиозно и политически.
По общественно-экономические формации
В середине XIX века Карлом Марксом была предложена собственная типология обществ, основанная на двух критериях:
- способ производства;
- форма собственности.
Оба они составляют общественно-экономическую формацию — исторический тип общества, который характеризуется состоянием производительных сил и производственных отношений.
Выделяются следующие формации:
Первобытная – отсутствует классовое разделение и форма индивидуальной собственности. Способ производства определяется как присваивающий.
Рабовладельческая — присутствует частное владение средствами производства. Общество разделяется на рабов, не имеющих никакой собственности и рабовладельцев, которые организуют производство.
Феодальная — возникает деление на земельных владельцев — феодалов и безземельных крестьян, обрабатывающих феодальные владения и ведущих собственное мелкое хозяйство ради прокорма на земле феодалов.
Капиталистическая — формируется два класса: буржуазия — владельцы производственных средств, и пролетариат – рабочий класс. Осуществляется свобода предпринимательства, процветает частная форма собственности.
Коммунистическая – отсутствует классовое разделение, а средства производства становятся общественной собственностью.
↑ Социальная структура общества
Социальная структура общества— это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое. В основе структуры – общественное разделение труда, наличие особых потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни.
Социальная структура играет важную роль в сохранении целостности и стабильности общества в его устойчивом развитии.
В самом широком смысле под социальной структурой понимают строение общества, наличие в нем взаимосвязанных неоднородных компонентов, в качестве которых чаще всего выделяют разнообразные общности и группы людей.
Выделение социальных общностей и групп производится по различным основаниям (профессия, возраст, материально-имущественное положение и т.д.), количество которых практически неограниченно. Поэтому в обществе существует не одна, а целый спектр социальных структур. Важнейшими из них являются: социально-территориальная, социально-этническая, социально-демографическая, классовая и профессиональная структуры.
Социально-территориальная структура обусловлена неравными условиями поселения людей. Это, прежде всего, различия между городским и сельским населением, между столицей и провинцией. Существование этих общностей обусловлено различными историческими условиями жизни людей, их участием в тех или иных социальных процессах, связанных с индустриализацией, урбанизацией, развитием социальной инфраструктуры, а также другими факторами.
Существование социально-этнической структуры характерно для тех обществ, в которых имеется не одна, а несколько наций, народностей или племен. Как правило, в таких обществах один из этносов занимает доминирующее положение, то есть играет более заметную роль, чем все остальные.
Социально-демографическая структура отражает положение возрастных и половых групп. Она включает в себя такие социальные группы, как дети, молодежь, экономически активная часть населения. пенсионеры, мужчины, женщины и т.д
Не менее важной социальной структурой является классовая. Наиболее полное определение понятия социальных классов было дано В
И. Лениным: Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства. по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации груда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Профессиональная структура отражает те зависимости, которые возникают в результате распределения людей по специальностям и характеру их роли в сфере материального и духовного производства. Основными элементами профессиональной структуры являются лица умственного и физического труда, работники промышленности, строительства, сельского хозяйства, сферы обслуживания, государственные служащие, военнослужащие и т.д.
Общество неоднородно, каждый человек в обществе отличается чем-то от другого. Потому в обществе существует такое явление как неравенство.
Неравенство — неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами и слоями населения. Различают два вида неравенства людей: естественное неравенство и социальное неравенство.
Как осуществлялось управление государством
Помимо князя и состоявшего из его приближенных совета, в управлении государством участвовало вече — масштабное народное собрание, созывавшееся для решения глобальных вопросов.
- дворецкие;
- горничные;
- хозяйственники;
- огородники;
- конюхи.
На местах была внедрена более простая система. Каждым уделом руководил местный князь. Ему в помощь от центрального управления направлялись волостели и наместники, кормившиеся за счет проживавшего в уделе народа.
Судебные функции исполнял лично Киевский князь и назначенные им должностные лица: вирники, мечники. Кроме того, в XI веке уже существовала система церковного суда.
Примечание
Князья уделов были наделены правом самостоятельного суда над людьми, находившимися у них в прямой зависимости, проживавших на их территории. Для осуществления правосудия по мелким вопросам не приходилось обращаться к верховной власти.
Конституционная монархия
Государственный строй стран с подобной формой правления более распространен, чем предыдущий. При конституционной монархии правитель ограничен конституцией, и ему (а также правительству) принадлежит исполнительная власть. Законодательным органом выступает парламент. Именно поэтому часто говорят, что в данном случае монарх «не правит, но царствует». Зачастую страны с таким государственным устройством сохраняют династию королей в качестве символа и традиции, уважения к прошлому и консервативности. К конституционным монархиям относят Бельгию, Великобританию, Данию, Испанию, Норвегию, Японию, Марокко и другие. Британию можно назвать наиболее старой страной с такой формой правления. Король (на сегодняшний день королева – Елизавета Вторая) номинально является главой государства и возглавляет Британское Содружество. В пятнадцати странах этого Содружества королева именуется формальной главой страны, а ее интересы и власть представляют генерал-губернаторы. Это относится к Канаде, Новой Зеландии, Австралии.
Что такое родовая община
Понять суть родовой общины можно по рисунку, приведенному ниже.
Основную ячейку общества составлял род. Род (отсюда слово родственники) — семья или группа семей. Семьи составляли племена. а племена заключали союзы друг с другом. Так было начиная с 6 века нашей эры.
При родовой общине было 2 типа имущества:
- частное — инструменты, животные и так далее.
- общественное — земля, реки и озера, леса, охотничьи угодья и так далее.
Вопрос распределения того, кто чем пользуется из общественного имущества у восточных славян в племенах не стоял, поскольку племя включало в себя кровных родственников. Часто земля перераспределялась каждый код, чтобы у всех были равные возможности.
Дискуссии об общественно-экономических формациях в СССР
Азиатский способ производства
Существование азиатского способа производства как отдельной формации не являлось общепризнанным и было темой дискуссий на всём протяжении существования исторического материализма в СССР. В работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.
На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности и имущественного неравенства. Стал возможным и производительно более выгодным переход к рабовладению. Управленческий аппарат приобретает всё более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.
↑ Понятие государства
Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:
1) в узком значении государство — институт господства, носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит «обществу»;
2) в широком значение государство — государственно оформленная всеобщность, союз граждан, община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство» (в узком смысле) и «общество».
Существует множество различных определений понятия «государство».
Так, по мнению великого русского философа И.А. Ильин,
«…Государство — это организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками».
«Оно обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом. Эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой им территории. Таким образом, это обязательная ассоциация с территориальной основой. Более того, в новое время применение насилия считается легитимным только пока дозволено государством и предписано им… Претензия государства на монополию применения насилия столь же сущностно важна для него, как и свойства принудительной юрисдикции и непрерывной организации».
В современных учебниках можно встретить такое определение государства:
«…Государство — основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; в классово антагонистических обществах находится в руках экономическигосподствующего класса (классов) и используется им, прежде всего для подавления своих социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение всего населения в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов».
Таким образом, понятие «государство» трактуется весьма многозначно:
- это организация крупной общественной группы (отождествляется с таким понятиями, как «страна», «народ», «отечество», «родина»);
- это организация политической власти (в данном контексте оно сводится к власти, закону, правосудию, управлению);
- это властная администрация (здесь рассматриваются те или иные государственные органы власти — президент, парламент, правительство и т.п.).
Абсолютная монархия
Этот государственный строй предполагает то, что власть одного самодержца не ограничена ничем. На политической карте современного мира таких стран осталось крайне мало. В основном в государствах с абсолютной монархией король (князь, шах, султан и так далее) одновременно является и президентом, и премьер-министром, и верховным судьей, и главнокомандующим, и даже главным духовным лицом. Правительство же формируется из членов правящей семьи и приближенных. Абсолютные монархии в современном мире — это Кувейт, Катар, Бруней, Омар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие.
Литература
- Проблемы истории докапиталистических обществ / Отв. ред. Данилова М. В.. — М.: Наука, 1968. — Т. I. — 430 с.
- Илюшечкин В. П. . — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. — 406 с. — 700 экз.
- Крадин Н. Н. // История и Математика: Модели и теории / Отв. ред. Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев, С. Ю. Малков. — М.: ЛКИ/URSS, 2008. — С. 166-200. — ISBN 978-5-382-00950-6.
- П. Кушнер (Кнышев). Очерк развития общественных форм. — М.: Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова, 1924. — С. 55-89. — 430 с.
- Плетников Ю. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Семёнов Ю. И. // Общественно-экономические формации. Проблемы теории. — М., 1978. — С. 55-89.
- Семёнов Ю. И. // Социальная философия. Курс лекций. Учебник / Под ред. И. А. Гобозова. — М.: Издатель Савин С. А., 2003. — С. 147-160.
Российская Федерация
Государственный строй России – республика, суверенная демократия с федеративной формой государственного устройства (это закреплено в Конституции от 12.12.1993). Россия состоит из двадцать одной республики, шести краев, десяти автономных округов, одной области автономии, сорока девяти областей. В Федеративном договоре предусмотрено разграничение полномочий и обязанностей между субъектами РФ. В ведении органов федеральной власти находятся функции изменения и принятия Конституции, защита свобод и прав человека, определение федеральной политики в разных областях (социальной, экономической, культурной, национальной и так далее), энергетика, транспорт, оборона и защита границ, безопасность. Субъекты Федерации решают такой круг вопросов, как распоряжение своими природными богатствами, собственная экономика, правовое внутреннее регулирование.
Формы социальной стратификации
В истории человеческой цивилизации наибольшую роль сыграли такие виды социальной стратификации как:
- Рабство. Данный социальный институт существовал на протяжении всей истории человечества и продолжает существовать в разных формах даже сегодня, несмотря на то, что в большинстве современных стран данное явление запрещено.
- Кастовая система. Деление на касты подразумевает значительное ограничение свобод людей, принадлежащих к определенным кастам. Как правило, существуют ограничения на доступность образования, профессию и возможность заключать браки. Наиболее известный пример – варно-кастовая система Индии.
- Сословная система. Сословия в той или иной форме существовали практически у всех народов. Сословная принадлежность, как и кастовая, обычно наследуется от родителей, но при этом существует возможность перейти в другое сословие (например, за заслуги перед правителем). Принадлежность к определенному сословию фактически определяет право заниматься определенными видами деятельности, получать образование.
- Классовая система. В отличие от каст и сословий, социальный класс формально не ограничивает права и возможности человека. По сути, классовая принадлежность определяется материальными возможностями. Поэтому любой член общества имеет возможность перемещаться между классами без каких-либо ограничений.