1695,реформа образования александра ii: разбираемся по порядку

Оглавление

Неизбежность реформ

Сразу после вступления на престол в феврале 1855 года – на следующий день после кончины отца императора Николая 2 – Александр 2 дал понять своим подданным, что прекрасно понимает, в какую пору ему придется править и в каком состоянии досталась ему страна. Об этом он заявил в своей первой речи в качестве императора перед членами Государственного совета. Общественно-политическая обстановка в России была на тот период далека от стабильной и прогрессивно развивающейся. Необходимо было в короткие сроки решить ряд довольно сложных как внутренних, так и внешних политических вопросов, чтобы вывести страну из кризиса.

Провальная Крымская война привела к расстройству финансовой системы и полной международной изоляции России. Росло недовольство среди знати и крестьянства правлением высших чиновников и ставленников императора в провинциях. Народ понимал, что необходимы перемены и готов был пойти за любым лидером, если бы он пообещал их дать. Распространение террористического движения было принято в обществе как протест против отжившей свое монархии. Образовательная реформа Александра 2, начало которой было положено в первые годы его правления, на некоторое время успокоила разгоряченные умы прогрессивно настроенной молодежи, но ненадолго. В конце концов император пал жертвой заговора народовольцев, несмотря на все свои благие намерения.

Путь к престолу

Будущий император Александр Николаевич появился на свет 29 апреля 1818 года в Николаевском дворце Кремля. С 1725 года он стал единственным правителем России, родившимся в Москве.

Наследник престола получил блестящее домашнее образование. Русскому языку его учил поэт Василий Жуковский, праву — один из основателей российской юридической науки Михаил Сперанский, математике — академик Эдуард Коллинз, химии — академик Герман Гесс. Кроме того, юный Александр свободно говорил на трёх иностранных языках, хорошо рисовал и делал успехи в фехтовании.

В молодом возрасте будущий император был очень романтичен и влюбчив. Он увлекался фрейлинами, из-за любви к одной из них — польской дворянке Ольге Калиновской — Александр даже якобы был готов отречься от престола. Ухаживал наследник российского трона и за юной королевой Великобритании Викторией, хотя впоследствии их отношения как политиков были весьма прохладными. При выборе невесты Александр остановился на принцессе Гессенской, принявшей после перехода в православие имя Мария.

Николай I старался основательно подготовить сына к управлению государством. Отец ввёл Александра в Сенат, Синод, Государственный совет, Комитет министров, способствовал развитию его военной карьеры. Во время Крымской войны наследник лично командовал столичным гарнизоном.

Франц Рубо «Оборона Севастополя»

В 1855 году на фоне неутешительных новостей из Крыма, где защитники Севастополя с большим трудом удерживали город, несмотря на многократное численное превосходство противника, Николай I скоропостижно скончался — по одной версии от пневмонии, по другой — от последствий травмы, полученной в Пензенской губернии. Последними словами императора, обращёнными к сыну, были: «Держи крепко…» 

Крестьянская реформа

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал — личную свободу, — независимость от помещика; — право переходить в другие сословия; — право самостоятельного вступления в брак; — свободу выбора рода занятий; — право защиты своих дел в суде. — самостоятельно совершать сделки — приобретать и распоряжаться имуществом; — заниматься торговлей и промыслами — участвовать в выборах местного самоуправления

Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя

Судебная реформа 1864 года

Причины. После отмены крепостного права появилась необходимость коренного реформирования судебной системы. Поскольку, во-первых, у нас суды в России были сословными до сих пор, а, во-вторых, когда было крепостное право, судом для крепостных (читай, для основной массы населения) был помещик. Теперь крепостные стали свободными и сословия де юре перестали существовать, а на деле они стали размываться.

Ход реформы. В ноябре 1864 года были приняты новые Судебные уставы.

Основные положения реформы.

  • В России вводились бессословные суды.
  • В России вводились новые принципы судопроизводства: состязательность (сторона обвинения, сторона защиты), гласность (в суды стали допускать прессу), независимость судей, вводился суд присяжных.
  • Возникала новая система судов: мировой суд (для мелких дел), коронный суд (окружной, судебная палата).
  • Сохранялись военно-полевые суды и трибуналы.

Последствия

В России возникла самая лучшая за все время система судопроизводства. Это, кстати, доказало дело Веры Засулич.

Подготовка к реформе

Подготовкой городской реформы занимался Министр внутренних дел России П.Валуев, которому соответствующее поручение дал Александр 2 в июле 1862 года. В общей сложности на создание «Городового положения» ушло 8 лет.

Уже в 1862 году в более чем 500 крупнейших городах европейской части России начали работу специальные комиссии. Зада каждой комиссии заключалась в создании материалов, которые бы описывали возможности изменения системы управления городов. Все эти материалы были объединены в «Городовое положение», проект которого был передан Александру 2 уже в 1864 году. Император утвердил проект реформы, после чего проект прошел проверку Кодификационной комиссии, а в 1866 году Государственный Совет Российской Империи начал изучение проекта реформы. Здесь документ рассматривали без малого 4 года. Только 16 июня 1870 года император подписал «Городовое положение», тем самым запустив городскую реформу.

Земская реформа. Кратко

Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Образовательная реформа (1863-1864)

Страна не могла развиваться при тотальном невежестве народа

Поэтому так важно было реформировать сферу просвещения. Главные изменения:

  • В 1863 году изменился университетский устав. Университеты получили большую автономию. Появились советы, занимавшиеся формированием преподавательского состава, избранием ректора. Также в их компетенции было утверждение смет расходов, назначение стипендий, присуждение ученых степеней.
  • В 1864 году вышло Положение о начальных народных училищах. Церкви потеряли монополию на образование. Земства получили право открывать учебные заведения. Школы также могли основать частные лица, общественные организации.

На государственном уровне была утверждена классификация типов образовательных учреждений.

  • Начальные школы (продолжительность обучения 3 года): государственные, земские, воскресные, церковно-приходские, частные.
  • Гимназии (продолжительность обучения 7 лет): классические и реальные.
  • Университеты.

В 60-х годах увеличилось количество женских гимназий и высших учебных заведений. Образование перестало быть прерогативой лишь мужчин. Система народной школы распространилась по всем губерниям, уездам, многим селам. Бедные слои населения получили доступ к начальным знаниям.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова. Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора. Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Земство

Земство обедает. Картина художника Мясоедова Г.Г., 1872

Земство. Термин этот образован от слова « земля». Что такое земство, когда были созданы земские учреждения в России? Каковы были их полномочия? Разберёмся в этом.

Земство

Земство, или  земские учреждения, — это органы местного сельского самоуправления. Они были учреждены согласно земской реформе 1864 года в правление императора Александра II.Просуществовали земства довольно долго. До 1918 года продолжали свою работу земские учреждения в губерниях и уездах, а до 1917 года — в волостях.

Структура земств в России

Уездные земские учреждения.

Уездное собрание — избиралось на три  года  из представителей, имеющих недвижимое имущество( землевладельцы, промышленники, торговцы)  и  представителей сельских обществ. Представители назывались « гласные».Преобладающим большинством  в земствах было дворянство.

Во главе уездного земского собрания стоял предводитель уездного дворянства

Собрания собирались раз в году для решения определённых местных задач.

Постоянным действующим органом была уездная управа, избираемая земским собранием. Во главе управы — председатель и два члена управы.

Губернские земские учреждения

Губернское земское собрание созывалось раз в год для решения наиболее важных вопросов губернии. Предводитель губернского собрания был председателем на данных собраниях.

Постоянным действующим органом была губернская управа , в которую входил председатель и несколько членов.

Губернское собрание состояло не только из гласных, но и  из представителей ведомств.

Кто контролировал деятельность земств?

Земства подчинялись непосредственно губернатору и министерству внутренних дел.

Контролировалось исполнение решений земств. Эти решения носили только административно- хозяйственный характер.

С 1890 г. контроль был усилен6  создавались специальные земские присутствия.

Полномочия земств

  • Определение сборов и повинностей на земские нужды и контроль за их выплатой: на строительство школ, дорог, больниц, мостов, на благотворительность.

  • Проведение пропаганды агрономических знаний, повышения курсов повышения квалификации, на которые направлялись врачи, учителя, агрономы.

  • Земства способствовали развитию ремёсел, кустарного производства, внедрению новой техники.

  • Со временем полномочия земств расширяются. Они стали проводить вакцинацию населения (например, в конце 19 века против оспы), организовывать помощь в неурожайные годы, создавали противопожарную службу, содержали богодельни.

  • Законодательные акты земской реформы содержали конкретные пункты, в которых чётко указывалась только их административно- хозяйственная роль. Для предотвращения влияния земств на политику были введены специальные законодательные положения: запрет на занятие политической деятельностью, запрещалось организовывать связи с другими земствами.

  • Однако со временем влияние земств стало расти . Они начали постепенно принимать участие и в политической жизни страны. Так в 1871 году проводились первые нелегальные съезды земств, цель которых — консолидация сил, борьба за демократизацию общества. Созданная нелегально организация « Союз земцев-конституционалистов» начала вести деятельность по изменению общественного строя, принятию конституции (руководители – Пётр и Павел Долгоруковы и  Д.И. Шаховский). В 1905 году союз  объединился с «Союзом освобождения» и была создана  Конституционно- демократическая партия ( партия кадетов).

Значение земств

  • Значение земств велико. Хотя они решали только административно- хозяйственные вопросы, но именно во многом благодаря земствам улучшалась жизнь местного сельского населения: люди получали медицинскую помощь, образование, благоустраивалась территория.

  • Большую роль земства сыграли в годы Первой мировой войны. В 1915 году был создан Всероссийский земский союз, который оказывал большую роль раненым и больным солдатам. Чуть позже в этом же 1915 году этот союз с Всероссийским городским союзом, действия союзов стал координировать Земгор.

  • В начале 20 века партия кадетов играла значительную роль в политической жизни страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Неизбежность реформ

Сразу после вступления на престол в феврале 1855 года — на следующий день после кончины отца императора Николая 2 — Александр 2 дал понять своим подданным, что прекрасно понимает, в какую пору ему придется править и в каком состоянии досталась ему страна. Об этом он заявил в своей первой речи в качестве императора перед членами Государственного совета. Общественно-политическая обстановка в России была на тот период далека от стабильной и прогрессивно развивающейся. Необходимо было в короткие сроки решить ряд довольно сложных как внутренних, так и внешних политических вопросов, чтобы вывести страну из кризиса.

От отмены крепостного права до обучения крестьянских детей

Император Александр 2 вошел в историю под именем «Освободитель». которая была при нем осуществлена, несколько затмила остальные преобразования его правления, а их было немало. Та же реформа народного образования Александра 2
чем неповод дать ему имя «Просветитель»?

В среде интеллигенции, помимо женского вопроса, обсуждались последствия исхода крестьян от помещиков и их дальнейшая участь. Идеи о потребностях организации для крестьянских детей споров практически не вызывали — необходимость их обучения просвещенные умы государства признавали безоговорочно. Многие в качестве примера приводили гения российской науки Михаила Ломоносова, судьба

которого была столь удивительна и уникальна. Глубокое уважение к нему испытывал и Александр 2. Реформы образования должны были открыть многим крестьянским детям дорогу в мир знаний. Большим сторонником просвещения в народе был И.С.Тургенев, предложивший свой проект создания комитета грамотности, который и был одобрен императором.

История

Проект Щербатова-Кавелина

Подготовка новой университетской реформы в Российской империи началась в 1856 году и до начала 1860-х гг. продвигалась медленно. В феврале 1858 года попечитель Санкт-Петербургского учебного округа князь Г. А. Щербатов при участии профессора К. Д. Кавелина составил предварительный проект нового устава для Санкт-Петербургского университета из 6 глав, содержащих 245 параграфов; 30 апреля 1858 года проект устава Щербатова-Кавелина был вынесен на рассмотрение Совета Санкт-Петербургского университета. В 1859—1860 гг. этот проект обсуждался также в Московском и Киевском университетах. Проект был раскритикован за утопичность и предоставление деятелям науки чрезмерно вольных прав.

Проект Корфа

Осенью 1861 года барон Модест Корф представил Министерству народного просвещения свой проект преобразования университетов, согласно которому предполагалось превратить университеты в полностью открытые для всех просветительские заведения, без делений на курсы и без принятия экзаменов; 21 октября проект был обсуждён министерством и был поддержан рядом профессоров, однако встретил возражения министра А. В. Головнина, в результате чего он не был принят.

Проект императорской комиссии

По указу Александра II, принятому после ознакомления императора с докладом министра народного просвещения Е. В. Путятина, 4 декабря 1861 года при Министерстве народного просвещения была учреждена особая Комиссия из университетских профессоров для пересмотра действующих положений функционирования университетов. Главой комиссии был назначен попечитель Дерптского учебного округа Е. Ф. фон Брадке; 5 января 1862 года Комиссия подписала проект нового университетского устава.

Фон Брадке считал нужным не торопиться с вводом устава сразу для всех университетов, и предложил опробовать проект в работе первоначально на одном из университетов. Министр народного просвещения Головнин предложил другой путь проверки: 31 января 1862 года он издал распоряжение обсудить текст устава в университетской среде. В дополнение Головнин распорядился перевести тексты проекта устава на немецкий, французский и английский языки и направить их известным учёным и профессорам Германии, Франции, Бельгии и Великобритании с просьбой сделать к ним свои критические замечания. Также Головнин в феврале 1862 года командировал профессора Кавелина во Францию, Швейцарию и Германию с целью изучения опыта и сбора сведений об устройстве и функционировании главных университетов Западной Европы. На протяжении 1862—1863 гг. в «Журнале Министерства народного просвещения» была издана серия работ по истории и современному состоянию западноевропейских университетов. Ряд завершавших обучение студентов были направлены в европейские университеты на стажировку с целью получить навыки работы при новой системе в период до принятия устава.

С июня 1862 года начали проходить регулярные заседания Ученого комитета Главного правления училищ по вопросам принятия устава. На них происходила острая дискуссия между попечительскими советами разных университетов, особо активную позицию и большое количество предложений по изменениям проекта предлагали советы Московского и Харьковского университетов. Решения о внесении изменений принимались коллегиально.

Наконец, 18 июня 1863 года император Александр II утвердил новый Общий устав императорских российских университетов.

Основополагающие документы

1864 г. – Положение о начальных народных училищах; 1894 г. – Положение о гимназиях и прогимназиях.

Это интересно: 2064,Ульяновск: краткая история города

Реформы Александра 2: плюсы, минусы и итоги

Период правления Александра II ознаменовался политическими реформами, которые без преувеличения стали судьбоносными для Российской империи.

Необходимость таких политических преобразований была вызвана тяжелым положением России, в связи с поражением в Крымской войне, наличием крепостного права, тормозящего развитие экономики государства.

В перечень основных реформ входят:

  1. Крестьянская.
  2. Финансовая.
  3. Реформирование системы местного самоуправления.
  4. Переустройство судебных органов.
  5. Образовательная реформа.
  6. Военные реформы.

Положительные результаты реформирования

Самой существенной является крестьянская реформа, которая в 1861 году открыла список преобразований и отменила крепостное право.

Получение личной свободы и возможности брать в аренду земельные наделы, способствовало развитию рынка труда. Крестьяне приобрели право свободного выбора профессии.

Земля передавалась в пользование общине, и все права имеет местное самоуправление.

https://youtube.com/watch?v=AAPpInkoGq8

Суть земской реформы (1864 год) состояла в том, что решение вопросов местного хозяйства, взыскания налогов, утверждение бюджета передается выборным уездным и губернским управам.

Эти выборочные учреждения должны были заниматься обеспечением и развитием начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания. Естественным продолжением реформы местного самоуправления является городская, которая заменила сословные управления городами, выбранными думами.

Плюсами реформирования земства можно считать повышение уровня образования за счет открытия огромного количества земских школ. Значительно улучшилась система здравоохранения.

Начало образовательной реформы было положено императором уже в первые годы его правления. Реформирование коснулось не только университетской среды, но затрагивало также и средний уровень образование.

Кроме классических гимназий, широкое распространение в шестидесятых годах XIX века получили реальные училища. Новые правила дали возможность получать образование крестьянским детям.

Судебная реформа, предусматривающая создание системы судов из мировых и общих, обеспечила более эффективное судопроизводство. Внедрение суда присяжных, публичность и гласность судебных заседаний с участием адвокатов, независимость судей оказали сильное влияние на прогресс в общественной жизни и всего государственного строя.

Минусы реформ Александра II

Несмотря на положительный эффект от внедрения реформ, касающихся практически всех сторон жизни России шестидесятых — семидесятых годов XIX столетия, они не были лишены недостатков и существенных просчетов. Проведение крестьянской реформы не дало крестьянам главного – земли.

Кабальные условия выкупа земли для большинства бывших крепостных были грабительскими и способствовали резкому расслоению деревенских общин. Земская реформа считается по духу и характеру буржуазной. Однако присутствие на заседаниях в основном представителей высших звеньев общества позволяло игнорировать интересы низших сословий.

Порядок ания, когда земледельцы и крестьяне голосуют отдельно, обеспечивал помещикам существенные преимущества. Земства ограничили в получении политических прав.

Увеличение количества служащих в правительственных учреждениях, полиции, других государственных структур, требовало большого количества средств, а финансирование проводилось, в том числе, за счет части доходов городского бюджета.

Положительные результаты реформирования системы образования в России были снижены из-за того, что система оплаты за обучение не давала возможности детям из низших слоев населения получать среднее и высшее образование.