Военно-политические блоки холодной войны ссср и сша

Оглавление

Начало противостояния

После окончания Второй мировой войны Европа оказалась разделена на американские и советские сферы влияния. Столкновение идеологических и военных интересов Москвы и Вашингтона вылились в новое противостояние.

Выражение «холодная война» впервые употребил британский писатель и публицист Джордж Оруэлл в статье «Ты и атомная бомба». Она была опубликована в еженедельнике Tribune 19 октября 1945 года. Оруэлл предположил, что государства, у которых появится атомная бомба, превратятся в сверхдержавы. Из-за военного равенства они не будут вступать в прямые столкновения, но, «оставаясь непобедимыми, будут находиться в состоянии перманентной холодной войны со своими соседями». Это точно описывало то, что происходило в отношениях Москвы и Вашингтона в послевоенные годы.

После смерти Сталина в 1953 году СССР занял более примирительную позицию по отношению к Западу. Первым ощутимым последствием новой советской политики стало соглашение по Австрии в мае 1955 года. После освобождения от нацистов страна была разделена на четыре зоны оккупации — советскую, американскую, британскую и французскую. Австрийский государственный договор официально положил конец войне в этой стране и вернул ей независимость при условии соблюдения постоянной политики нейтралитета.

Но, несмотря на обнадеживающие жесты, между СССР и США сохранялись недоверие и разногласия. Главным камнем преткновения для двух сверхдержав в Европе оставался статус Берлина. Строительство Берлинской стены летом 1961 года закрыло последнюю точку пересечения между Западом и Востоком. До ее возведения Варшавский договор существовал в основном на бумаге, но затем страны советского блока начали проводить масштабные учения и демонстрировать военную мощь.

БТР здорового человека

Речь о чехословацком ОТ-64 SKOT. Машину активно покупали за рубежом даже несмотря на то, что СССР часто раздавал свою аналогичную технику едва ли не даром. Значит, было в SKOTe что-то хорошее.

Например, ОТ-64 покупали Индия, Египет и многие другие страны дружественные СССР

Прежде всего — удобный вход и выход десанта через двери в корме и большие люки на крыше. Были и минусы — большая по сравнению с советским БТР-60 высота (хотя при осмотре реального БТРа это не так заметно). Движок, расположенный за водителем, из-за чего пришлось делать для пулемётной установки возвышение в центре машины. Иначе трудно было бы обстреливать цели прямо перед собой. Можно было попробовать перенести движок к водителю, сбоку, а башню придвинуть к носу — и меньше мучаться.

Неприятный минус ОТ-64 — он не лезет в Ан-12. Или, может, это проблема Ан-12?

Но овчинка стоила выделки — броня вдвое толще, чем у БТР-60, нет надобности извращаться со спаркой бензиновых двигателей, а главное — десанту куда удобнее. Глядишь, и по сей день спокойно модернизировали бы эту машину.

Блок НАТО

Причиной создания блока НАТО, или Организации Североатлантического договора, послужила необходимость стран Запада защититься от растущего влияния СССР. В 1949 году они создали военно-политический блок НАТО. Холодная война уже началась, и его образование позволило странам Европы сплотиться. Помимо большинства западноевропейских государств (Франция, Великобритания, Исландия, Бельгия, Италия, Дания, Норвегия, Португалия, Нидерланды, Люксембург) в него вошли также США и Канада, всего 12 стран, хотя в наши дни их уже 30. Советский Союз настороженно следил за сплочением своих западных соперников, и в 1955 году создал свой собственный военно-политический блок – ОВД, или Организация Варшавского Договора.

Военно-политические блоки Холодной войны на карте мира

Одной из причин создания этого военно-политического блока Холодной войны послужил Берлинский кризис 1948-1949 годов, известный также, как блокада Берлина. Она сделала очевидной необходимость укрепления военной мощи стран Запада.

Таблица «Сильные и слабые стороны блока НАТО»

Достоинства Недостатки
Высокотехнологичное современное вооружение, в особенности бронетехника, авиация и противотанковое оружие. Отсутствие стандартизации вооружения в странах НАТО, что увеличивало расходы и создавало другие затруднения.
Высококачественные системы доставки ядерного оружия. Отсутствие надёжных и живучих командных центров на случай ядерной войны.
Надёжные союзники, находящиеся в полной боевой готовности. Неудачное размещение и общая уязвимость линий связи, а также отсутствие порядка у южных стран-участниц НАТО.

Материалы по теме:

  • Начало Холодной войны
  • Таблица событий Холодной войны
  • Значение Холодной войны
  • Этапы Холодной войны
  • Уроки Холодной войны
  • Особенности и характеристика Холодной войны
  • Цели Холодной войны

Пестрая картина

Войска государств Варшавского договора были неоднородны по своим возможностям и характеристикам, что определяло их структуру. Они подразделялись на «северную группу», куда входили ГДР, Польша и Чехословакия и «южную» – в составе Болгарии, Венгрии и Румынии. Северная группа представляла из себя более боеспособный организм, собственно, ей отводилась главная роль в гипотетическом противостоянии с Североатлантическим альянсом. Южане были заметно слабее, особенно это касалось Румынии, которая явно выпадала из общей картины.

Ударной группировкой ОВД были части, дислоцированные в ГДР. Кроме непосредственно восточногерманских вооруженных сил (National Volksarmee) там был внушительный контингент советских войск. На вооружении Volksarmee находилось около 5 700 танков, еще почти 2 000 единиц было в резерве. 80% из них – Т-72. Все они были в составе 8 механизированных и 11 танковых дивизий, собранных в 5 армий.

Чехословацкая народная армия (CSLA) была оснащена не хуже восточногерманской. Во многом это объяснялось развитой оборонной промышленностью ЧССР. Одну часть чехословацких войск планировали использовать в военных действиях на территории ФРГ, другую – в Австрии. CSLA стала первой армией ОВД, которая начала модернизировать Т-55. В частности, на танке была установлена новая система управления огнем «Kladivo» (с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем) и система обнаружения и оповещения об облучении танка лазерным прицелом SDIO, а также накладная броня. Всего вооруженные силы ЧССР имели 5 механизированных и 5 танковых дивизий, на вооружении CSLA находилось 2 650 танков.

Третья по боеспособности сила среди восточноевропейских партнеров СССР – Народное Войско Польское (LWP). Проблемы в экономике Польши не позволили ей вывести на хороший уровень собственную военную промышленность, что сказалось на качестве материально-технического оснащения LWP. В случае столкновения с западным альянсом Войску Польскому отводилась скорее второстепенная роль: 5 танковых и 8 моторизированных дивизий планировали использовать на вспомогательных фронтах – в Дании и Австрии. Всего Варшава располагала примерно 3 000 единиц бронетехники.

Оставшиеся три страны – Болгария, Румыния и Венгрия не представляли сколько-нибудь серьезной силы. Они скорее всего могли бы выступить в роли резерва основной ударной мощи ОВД. Среди них выделялась разве что Венгрия, которая должна была помогать Польше и Чехословакии на австрийском фронте. Танковый парк этих стран хоть и был многочисленным, но состоял в основном из устаревших моделей – Т-54А и Т-55. Болгария в силу удаленности от центральной Европы могла быть использована на турецком и греческом направлении в случае вступления в конфликт Анкары и Афин. Румыния была слишком независимым и ненадежным союзником, чтобы Москва могла полагаться на ее поддержку. Албания не являлась активным участником ОВД и, что называется, «слилась» уже через 7 лет после подписания Варшавского договора.

Главный вопрос, какое же было соотношение сил в Европе между Восточным и Западным блоками? Согласно брошюре «Варшавский Договор и НАТО: соотношение сил в Европе», изданной агентством печати «Новости» в 1989 году, небольшой перевес в численности войск дислоцированных в Европе был на стороне НАТО: 3 млн. 660 тыс. против 3 млн 573 тыс. у ОВД. В это число входили сухопутные войска, ВДВ, армейская авиация, войска ПВО, ВВС, ВМС, разведка, а также войска территориальной обороны.

ОВД опережала Североатлантический альянс, причем существенно, лишь по количеству личного состава подразделений ПВО – 550 тысяч против 137 тысяч. Однако нужно иметь ввиду, что численность группировки участников Варшавского договора в любой момент могла быть увеличена за счет дополнительных частей советской армии как минимум на несколько сотен тысяч человек.

Что касается вооружения и боевой техники, то здесь в целом соотношение было уже в пользу Восточноевропейского альянса. Страны Варшавского договора имели перевес по числу боевых самолетов фронтовой авиации (7 876 и 7130), танков (59 470 и 30 690), пусковых установок тактических ракет (1 608 и 136), реактивных систем залпового огня и минометов крупного калибра (71 560 и 57 060), подводных лодок (228 и 200).

Структура

Факультеты:

  • Факультет профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
  • Факультет заочного обучения
  • Факультет подготовки специалистов ГИБДД
  • Факультет подготовки следователей
  • Специальный курс по подготовке кадров для зарубежных стран

Кафедры:

  • Административного права и административной деятельности ОВД
  • Гражданско-правовых и экономических дисциплин
  • Государственно-правовых дисциплин
  • Информационных технологий в деятельности ОВД
  • Криминалистики и предварительного расследования в ОВД
  • Оперативно-разыскной деятельности ОВД
  • Организации деятельности ГИБДД
  • Социально-философских дисциплин
  • Огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях
  • Уголовного права, криминологии и психологии
  • Уголовного процесса
  • Физической подготовки и спорта
  • Специальной подготовки
  • Иностранных и русского языков

Подразделения:

  • Ученый совет
  • Отдел информационно-технического обеспечения учебного процесса
  • Учебный отдел
  • Правовая группа
  • Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел
  • Отдел кадров
  • Отдел морально-психологического обеспечения
  • Библиотека
  • Группа мобилизационной подготовки, мобилизации и гражданской обороны
  • Комендантское отделение
  • Отделение делопроизводства и режима
  • Адъюнктура
  • Тыл
  • Финансово-экономический отдел
  • Ветеранская организация института

Разногласия альянса

Реакция Москвы на события в Венгрии и Чехословакии стала твердым сигналом со стороны СССР, что Западу не позволят вторгаться в Восточную Европу под предлогом защиты «демократии».

Возможность вмешательства СССР (в том числе военного) во внутренние дела стран социалистического блока на Западе назвали «доктриной ограниченного суверенитета», или «доктриной Брежнева». В Москве этот термин вызывал возмущение, в Кремле его называли не иначе, как антисоветской клеветой.

ОВД было трудно назвать союзом, который безоговорочно поддерживал любые решения СССР. В истории Варшавского договора хватает примеров разногласий внутри блока. К примеру, в 1961 году Албания прекратила участие в деятельности ОВД, а в 1968 году официально покинула организацию. Лидер страны Энвер Ходжа принял такое решение в знак протеста против вторжения в Чехословакию, в котором также отказалась участвовать и Румыния. Географическое положение Албании не позволило насильно удержать страну в договоре. От границ стран соцблока ее отделяла нейтральная Югославия. В 1980-е годы ГДР и Чехословакия выступили против развертывания советских ядерных ракет на своей территории.

Несмотря на продолжающееся в Европе противостояние между Востоком и Западом, с конца 60-х годов ФРГ начала активно развивать все более тесные отношения с ГДР, Польшей, Чехословакией и СССР. Западная Германия стремилась разрядить напряженность между двумя военными блоками. Попытки Бонна (тогдашней столицы ФРГ) нормализовать отношения с СССР и странам соцлагеря известны как «Новая восточная политика», или Ostpolitik. За усилия в этом направлении федеральный канцлер ФРГ Вильям Брандт даже получил в 1971 году Нобелевскую премию мира.

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии УПК РФ.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

«Щит-79»

Оперативно-тактические маневры под этим кодовым названием проходили с 12-го по 19-е мая 1979 г. В учениях участвовали войска и штабы Венгерской, Болгарской, Чехословацкой, Советской армий, а также ВС Румынии. Руководителем операций был венгерский генерал Цинеге. На учениях были отработаны вопросы по ведению боевых действий объединенными усилиями союзных армий. На мероприятиях был показан выросший уровень оперативной и тактической подготовки офицеров, генералов и штабов. Учения способствовали последующему взаимодействию ВС государств-союзников, а также укреплению боевого сотрудничества между ними. К мероприятиям были привлечены, преимущественно, сухопутные силы вместе с военно-воздушными подразделениями и частями.

Обязанности

В юридической литературе предлагается следующая классификация:

Служебные обязанности. Они возводятся в ранг нормативных предписаний и закрепляются ФЗ, нормативными документами президента, актами МВД. Именно служебные обязанности характеризуют сотрудника ОВД как представителя исполнительной федеральной власти. Среди них следует отметить:

  • Соблюдение Конституции, ФЗ и прочих правовых актов.
  • Добросовестное выполнение обязанностей.
  • Обеспечение защиты и соблюдения законных интересов и прав граждан и так далее.

Должностные обязанности. Они устанавливаются в инструкциях и положениях. К таким обязанностям, в частности, относят соблюдение условий контракта и присяги, внутреннего порядка и дисциплины и пр.

Блок ОВД

После того, как половина разделённой Германии в лице ФРГ присоединилась к НАТО, Советский Союз принял ответные меры, создав в 1955 году Организацию Варшавского Договора, или ОВД. В неё вошли социалистические страны – сам СССР, Албания, Венгрия, ГДР (вторая половина Германии), Чехословакия, Румыния, Болгария и Польша. Создание этого военно-политического блока стало закономерным продолжением Холодной войны, и оно закрепило биполярность мира на 36 лет. ОВД просуществовала фактически до 1989 года, когда в ходе Бархатных революций в Европе коммунистические режимы в странах-участницах организации пали один за другим, хотя официально ОВД была упразднена лишь в 1991 году. Интересно, что после распада этого военно-политического блока почти все страны, в него входившие, вступили в НАТО и в Евросоюз.

Сравнение военно-политических блоков Холодной войны в таблице

Таблица «Сильные и слабые стороны блока ОВД»

Достоинства
Недостатки
Превосходство в числе танков – у стран ОВД их было вдвое больше, чем у стран НАТО.
Невысокая надёжность стран-участниц ОВД в Восточной Европе, на которых приходилось около 50% всех сил ОВД в этом регионе.
Наличие общих стандартов вооружения, тактики и оборудования.
Потенциальная уязвимость бронетехники, стоявшей на вооружении стран ОВД, перед высокотехнологичным противотанковым оружием НАТО.
Географическая близость стран ОВД к СССР, своей основной базе снабжения.
Критичная важность начального воздушного удара ОВД в сочетании с высоким риском этого предприятия.
Надёжная защита всех основных командных штабов блока на территории СССР.

Центральная и Восточная Европа после Варшавского Договора

Расширение НАТО до и после краха коммунизма по всей Центральной и Восточной Европе

12 марта 1999 г. Чешская Республика, Венгрия и Польша присоединились к НАТО ; Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния и Словакия присоединились в марте 2004 года; Албания присоединилась 1 апреля 2009 года.

Россия и некоторые другие постсоветские государства присоединились к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в 1992 году или к « Шанхайской пятерке» в 1996 году, которая была переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) после присоединения Узбекистана в 2001 году.

В ноябре 2005 года польское правительство открыло свои архивы Варшавского договора Институту национальной памяти , который в январе 2006 года опубликовал около 1300 рассекреченных документов. Тем не менее, польское правительство зарезервировало публикацию 100 документов до их рассекречивания военными. В итоге было опубликовано 30 из 100 зарезервированных документов; 70 остались секретными и неопубликованными. Среди опубликованных документов был план ядерной войны Варшавского договора « Семь дней до реки Рейн» — короткая и быстрая контратака с захватом Австрии, Дании, Германии и Нидерландов к востоку от Рейна с применением ядерного оружия в целях самообороны. после первого удара НАТО. Этот план зародился как военная игра на полевых учениях в 1979 году и до конца 1980-х годов превратился в официальную боевую доктрину Варшавского Договора — вот почему Польская Народная Республика была базой ядерного оружия сначала до 178, а затем до 250 единиц тактической дальности. ракеты, хотя эти цифры могут отличаться. С доктринальной точки зрения, как план (наступательного) сражения в советском стиле, « Семь дней до реки Рейн» давали командирам несколько оборонительных военных стратегий для борьбы с НАТО на территории Варшавского Договора.

Конец холодной войны

19-21 ноября 1990 года в Париже состоялось собрание стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На нем присутствовали и государства, входящие в ОВД. Итогом стало подписание Парижской хартии (или Хартии для новой Европы), обозначившей окончание холодной войны, а также ДОВСЕ (Договора об обычных вооруженных силах в Европе), который ограничил военный контингент НАТО и ОВД. Помимо этого, 22 страны из НАТО и ОВД подписали специальную совместную декларацию, которая еще раз документально подтвердила конец холодной войны.

Однако, по мнению некоторых историков, в свете продолжившегося противостояния США и России (правопреемницы СССР) холодная война длится до сих пор, превратившись в застойную стадию в отношениях этих двух государств.

ЗАПАДНЫЙ СОЮЗ

Едва этот союз успел возник­нуть, как начались переговоры о его расширении за счет включе­ния в состав США и Канады. Вслед за этим последовала резолюция сената США от 11 июня 1948 г., которая позволяла правительству этой страны присоединяться в мирное время к «таким регио­нальным и иным коллективным организациям, которые основаны на постоянной и эффективной взаимопомощи и от которых зави­сит национальная безопасность стран».

Ко времени подписания согла­шения о создании НАТО 4 апреля 1949 г. к семи государствам-участ­никам присоединились также Да­ния, Исландия, Италия, Норвегия и Португалия. Позднее в этот блок вступили Греция и Турция (обе в 1952 г.), Западная Германия (в 1955 г.) и Испания (в 1982 г.). Все стра­ны — члены НАТО одобрили составленную в общих выражениях декларацию о сотрудничестве. Главную суть договора составля­ла статья 5, согласно которой в случае «вооруженного нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стра­не или странам, подвергаемым «нападению», путем осуществле­ния такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооруженной силы».

Предыстория образования НАТО

В Фултонской речи бывший уже в отставке У.Черчилль заявил о важности создания военного союза англоязычных стран и необходимости борьбы с коммунизмом. Примечательно, что, давая согласие на чтение лекции в Вестминстерском колледже, он потребовал присутствия президента США Трумэна на ней

Предтечей создания НАТО стало подписание Брюссельского пакта 17 марта 1948 года. Инициатором подписания договора была Англия. Франция, Нидерланды, Люксембург и Бельгия присоединились к соглашению. Основной миссией Брюссельского пакта провозглашалось совместная оборона и противодействие в случае военной агрессии со стороны СССР или послевоенной Германии. Соглашение, подписанное в Брюсселе, содержало общие положения. В нем не были прописаны механизм и структура организации, известной как «Западноевропейский союз».

Одновременно с созданием «западноевропейского союза» Великобритания совместно с США и Канадой вели тайные переговоры, целью которых было создание военно-политического союза. В дальнейшем к переговорам присоединились другие западноевропейские страны.

Это интересно: 1909,Современная Россия и ее место в мировом сообществе: изучаем вопрос

Существующие специальности

Обучаться можно на заочном или очном отделении. Программы подготовки на очном отделении:

  • правовое обеспечение национальной безопасности (уголовно-правовая специальность). Срок обучения — 5 лет (специалитет);
  • правоохранительная деятельность (административная). Срок обучения — 5 лет;
  • правоохранительная деятельность (оперативно-розыскная). Срок обучения — 5 лет.

Заочная форма обучения:

  • Правовое обеспечение национальной безопасности (уголовно-правовая специальность). Срок обучения — 6 лет (специалитет).
  • Правоохранительная деятельность (административная). Срок обучения — 6 лет.
  • Юриспруденция (уголовно-правовой профиль). Срок обучения — 5 лет (бакалавриат).
  • Правоохранительная деятельность (административная, среднее звено). Срок обучения — 3 года (среднее профессиональное образование).

Кризисные 1980-е и распад СЭВ[править | править код]

Скачок цен на нефть в 1973 году привёл к усилению роли сырьевого сектора в экономике: оборот внешней торговли СССР вырос за период с 1970 по 1975 год в 2,3 раза, при этом экспорт топлива, составлявший в 1970 году 15,6 % возрос к 1987 до 46,5 % (если в 1970 году доля машин и оборудования в экспорте составляла 21,5 %, то к 1987 году она сократилась до 15,5 %). Если доля энергоресурсов в экспорте стран СЭВ составляла в 1971—1975 годах 14,5 %, то к 1979 уже возросла до 58,8 %.

В конце 80-х годов доля стран-членов СЭВ в валовом мировом продукте составляла порядка 9 %, а промышленно развитых капиталистических стран — 57 %.

СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к «Эврике», не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения.

В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться.

В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.

После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ летом — зимой 1989 г. их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.

5 января 1991 года на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня 1991 года в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

Проверки, проводимые должностными лицами ОВД

По общему правилу при проведении проверок органами государственного контроля применяется Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако данный закон не подлежит применению при проведении проверок, связанных с оперативно-розыскной деятельностью при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия (пп.2 п.3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Проверка проводиться только в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности и УПК РФ.

Исключение внепроцессуальных прав полиции, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности

Необходимо отметить, что в недавнем прошлом законодатель предоставлял право должностным лицам ОВД проводить проверки (ревизии) предпринимателей.

Так, согласно п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции, милиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имела право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность проводить:

  • осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
  • изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
  • изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
  • иные права в сфере проверок.

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются (ст.7 Закона об оперативно-розыскной деятельности):

  • Наличие возбужденного уголовного дела;
  • Ставшие известными сведения о:
    • признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    • событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
    • лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
    • лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
  • Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;
  • Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Oтвeт Зaпaду

В Opгaнизaцию Вapшaвскoгo дoгoвopa (OВД), цeлью кoтopoй былo пoддepжaниe миpa и бeзoпaснoсти в пoслeвoeннoй Eвpoпe вoшли вoсeмь стpaн: кpoмe СССP члeнaми сoюзa стaли Пoльшa, ГДP, Чeхoслoвaкия, Бoлгapия, Pумыния, Вeнгpия и Aлбaния. Исключeниe сoстaвилa сoциaлистичeскaя Югoслaвия, с кoтopoй у Мoсквы изнaчaльнo нe слoжились oтнoшeния. Стopoны oбязaлись oкaзывaть дpуг дpугу пoмoщь в случae вoeннoй угpoзы, a тaкжe paзмeстить нa свoих тeppитopиях чaсти Сoвeтскoй apмии. Всe вoпpoсы дeятeльнoсти OВД paссмaтpивaлись eгo высшим opгaнoм – Пoлитичeским кoнсультaтивным кoмитeтoм.

Oднaкo вплoть дo 1961 гoдa, кoгдa мeжду ФPГ и ГДP oбoстpились пpoтивopeчия вoкpуг стaтусa Бepлинa, OВД сущeствoвaлa лишь нa бумaгe. Тeпepь жe стpaны Вapшaвскoгo дoгoвopa вынуждeны были пoддepжaть вoстoчнoгepмaнскoгo пapтнepa и oтвeтить нa вoинствeнную pитopику Зaпaднoгo блoкa. Кoнфликт пpивeл к нaчaлу стpoитeльствa Бepлинскoй стeны, a вслeд зa этим к нapaщивaнию вoeннoгo пoтeнциaлa Вoстoчнoгo aльянсa и peгуляpнoму пpoвeдeнию тaктичeских учeний.

Opгaнизaция Вapшaвскoгo дoгoвopa в цeлoм былa пpизвaнa уpaвнoвeсить бaлaнс сил мeжду Вoстoкoм и Зaпaдoм. Мнoгиe экспepты увepeны, чтo свoeвpeмeннoe сoздaниe OВД смoглo нa дoлгиe дeсятилeтия пpeдoтвpaтить paзвязывaниe нoвoгo глoбaльнoгo кoнфликтa в Eвpoпe. Имeннo пoслe пpeкpaщeния сущeствoвaния OВД в 1991 гoду нaчaлaсь зaтяжнaя гpaждaнскaя мeждoусoбицa в Югoслaвии, зaкoнчившaяся бoмбapдиpoвкaми бывшeй сoциaлистичeскoй стpaны нaтoвскoй aвиaциeй.

Операция «Дунай»

На территории всех стран, входивших в ОВД, регулярно проводились совместные командно-штабные и войсковые учения. Кроме того, стороны координировали деятельность разведок. При этом единственной совместной операцией ОВД с применением реальной силы стали события в стране-союзнице — в Чехословакии в августе 1968 года. Попытка первого секретаря ЦК Компартии страны Александра Дубчека создать «социализм с человеческим лицом» закончилась его арестом и введением в Чехословакию войск Варшавского договора. В Советском Союзе опасались, что проводимые Дубчеком реформы приведут к нестабильности, особенно в Польше и ГДР. Ситуация слишком напоминала венгерские события.

В ночь на 20 августа войска Варшавского договора без предупреждения вторглись в республику. В операции под названием «Дунай» принимали участие контингенты СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Численность войсковой группировки составила около 240 тыс. человек, что стало крупнейшей военной операцией в Европе после окончания Второй мировой войны.

В первые же сутки после введения войск все стратегические объекты Чехословакии были взяты под контроль, а руководство арестовано. Редкие очаги сопротивления носили, скорее, локальный характер.

Как пишет в своей книге Леонид Млечин, на встрече с членами чехословацкого руководства в Москве, состоявшейся уже после вторжения, первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев так аргументировал свою позицию: «Вы делаете то, что вам заблагорассудится, не обращая внимания на то, нравится нам это или нет. Чехословакия находится в пределах тех территорий, которые в годы войны освободил советский солдат. Границы этих территорий — это наши границы. И так будет всегда», — заявил он чехословацким руководителям.

Операция «Дунай» положила конец периоду либеральных преобразований в республике — так называемой Пражской весне. Вывод советских войск из Чехословакии начался только в 1990 году и был завершен в 1991-м.

Распад СЭВ

В условиях политической дезинтеграции социалистического лагеря и внутренних экономических проблем, усугубленных обвалом цен на энергоносители, Советы предложили в 1989 году перейти на расчет по среднемировым ценам. Осуществлено это было лишь отчасти. В январе 1990 года в Софии на сессии СЭВ страны-участницы согласились на постепенный переход к взаиморасчетам в свободно конвертируемой валюте по мировым ценам.

29 июня 1990 года Госбанк СССР объявил о выходе страны с 1 января 1991 года из системы расчетов в переводных рублях и последующем переходе расчетов в свободно конвертируемую валюту. Де-факто это означало подрыв всей существующей экономической системы.

5 января 1991 года состоялось заседание комитета СЭВ в Москве, где было принято решение преобразовать существующую структуру в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня 1991 года на заседании Совета СЭВ в Будапеште Болгария, Вьетнам, Польша, Венгрия, СССР, Монголия, Куба, Чехословакия и Румыния расформировали СЭВ, что означало конец экономической интеграции стран бывшего социалистического лагеря.

СССР

  • Список правителей СССР по порядку и годы их правления
  • Периоды развития Советского Союза. Самое главное
  • Кратко о распаде СССР
  • Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
  • Массовые репрессии в СССР
  • Массовая индустриализация в СССР
  • Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
  • Как появился СССР: предпосылки и проекты
  • Гражданская война: причины, этапы, итоги
  • Культурная жизнь в XX веке

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ