Оглавление
Начало противостояния
После окончания Второй мировой войны Европа оказалась разделена на американские и советские сферы влияния. Столкновение идеологических и военных интересов Москвы и Вашингтона вылились в новое противостояние.
Выражение «холодная война» впервые употребил британский писатель и публицист Джордж Оруэлл в статье «Ты и атомная бомба». Она была опубликована в еженедельнике Tribune 19 октября 1945 года. Оруэлл предположил, что государства, у которых появится атомная бомба, превратятся в сверхдержавы. Из-за военного равенства они не будут вступать в прямые столкновения, но, «оставаясь непобедимыми, будут находиться в состоянии перманентной холодной войны со своими соседями». Это точно описывало то, что происходило в отношениях Москвы и Вашингтона в послевоенные годы.
После смерти Сталина в 1953 году СССР занял более примирительную позицию по отношению к Западу. Первым ощутимым последствием новой советской политики стало соглашение по Австрии в мае 1955 года. После освобождения от нацистов страна была разделена на четыре зоны оккупации — советскую, американскую, британскую и французскую. Австрийский государственный договор официально положил конец войне в этой стране и вернул ей независимость при условии соблюдения постоянной политики нейтралитета.
Но, несмотря на обнадеживающие жесты, между СССР и США сохранялись недоверие и разногласия. Главным камнем преткновения для двух сверхдержав в Европе оставался статус Берлина. Строительство Берлинской стены летом 1961 года закрыло последнюю точку пересечения между Западом и Востоком. До ее возведения Варшавский договор существовал в основном на бумаге, но затем страны советского блока начали проводить масштабные учения и демонстрировать военную мощь.
БТР здорового человека
Речь о чехословацком ОТ-64 SKOT. Машину активно покупали за рубежом даже несмотря на то, что СССР часто раздавал свою аналогичную технику едва ли не даром. Значит, было в SKOTe что-то хорошее.
Например, ОТ-64 покупали Индия, Египет и многие другие страны дружественные СССР
Прежде всего — удобный вход и выход десанта через двери в корме и большие люки на крыше. Были и минусы — большая по сравнению с советским БТР-60 высота (хотя при осмотре реального БТРа это не так заметно). Движок, расположенный за водителем, из-за чего пришлось делать для пулемётной установки возвышение в центре машины. Иначе трудно было бы обстреливать цели прямо перед собой. Можно было попробовать перенести движок к водителю, сбоку, а башню придвинуть к носу — и меньше мучаться.
Неприятный минус ОТ-64 — он не лезет в Ан-12. Или, может, это проблема Ан-12?
Но овчинка стоила выделки — броня вдвое толще, чем у БТР-60, нет надобности извращаться со спаркой бензиновых двигателей, а главное — десанту куда удобнее. Глядишь, и по сей день спокойно модернизировали бы эту машину.
Блок НАТО
Причиной создания блока НАТО, или Организации Североатлантического договора, послужила необходимость стран Запада защититься от растущего влияния СССР. В 1949 году они создали военно-политический блок НАТО. Холодная война уже началась, и его образование позволило странам Европы сплотиться. Помимо большинства западноевропейских государств (Франция, Великобритания, Исландия, Бельгия, Италия, Дания, Норвегия, Португалия, Нидерланды, Люксембург) в него вошли также США и Канада, всего 12 стран, хотя в наши дни их уже 30. Советский Союз настороженно следил за сплочением своих западных соперников, и в 1955 году создал свой собственный военно-политический блок – ОВД, или Организация Варшавского Договора.
Военно-политические блоки Холодной войны на карте мира
Одной из причин создания этого военно-политического блока Холодной войны послужил Берлинский кризис 1948-1949 годов, известный также, как блокада Берлина. Она сделала очевидной необходимость укрепления военной мощи стран Запада.
Таблица «Сильные и слабые стороны блока НАТО»
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Высокотехнологичное современное вооружение, в особенности бронетехника, авиация и противотанковое оружие. | Отсутствие стандартизации вооружения в странах НАТО, что увеличивало расходы и создавало другие затруднения. |
Высококачественные системы доставки ядерного оружия. | Отсутствие надёжных и живучих командных центров на случай ядерной войны. |
Надёжные союзники, находящиеся в полной боевой готовности. | Неудачное размещение и общая уязвимость линий связи, а также отсутствие порядка у южных стран-участниц НАТО. |
Материалы по теме:
- Начало Холодной войны
- Таблица событий Холодной войны
- Значение Холодной войны
- Этапы Холодной войны
- Уроки Холодной войны
- Особенности и характеристика Холодной войны
- Цели Холодной войны
Пестрая картина
Войска государств Варшавского договора были неоднородны по своим возможностям и характеристикам, что определяло их структуру. Они подразделялись на «северную группу», куда входили ГДР, Польша и Чехословакия и «южную» – в составе Болгарии, Венгрии и Румынии. Северная группа представляла из себя более боеспособный организм, собственно, ей отводилась главная роль в гипотетическом противостоянии с Североатлантическим альянсом. Южане были заметно слабее, особенно это касалось Румынии, которая явно выпадала из общей картины.
Ударной группировкой ОВД были части, дислоцированные в ГДР. Кроме непосредственно восточногерманских вооруженных сил (National Volksarmee) там был внушительный контингент советских войск. На вооружении Volksarmee находилось около 5 700 танков, еще почти 2 000 единиц было в резерве. 80% из них – Т-72. Все они были в составе 8 механизированных и 11 танковых дивизий, собранных в 5 армий.
Чехословацкая народная армия (CSLA) была оснащена не хуже восточногерманской. Во многом это объяснялось развитой оборонной промышленностью ЧССР. Одну часть чехословацких войск планировали использовать в военных действиях на территории ФРГ, другую – в Австрии. CSLA стала первой армией ОВД, которая начала модернизировать Т-55. В частности, на танке была установлена новая система управления огнем «Kladivo» (с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем) и система обнаружения и оповещения об облучении танка лазерным прицелом SDIO, а также накладная броня. Всего вооруженные силы ЧССР имели 5 механизированных и 5 танковых дивизий, на вооружении CSLA находилось 2 650 танков.
Третья по боеспособности сила среди восточноевропейских партнеров СССР – Народное Войско Польское (LWP). Проблемы в экономике Польши не позволили ей вывести на хороший уровень собственную военную промышленность, что сказалось на качестве материально-технического оснащения LWP. В случае столкновения с западным альянсом Войску Польскому отводилась скорее второстепенная роль: 5 танковых и 8 моторизированных дивизий планировали использовать на вспомогательных фронтах – в Дании и Австрии. Всего Варшава располагала примерно 3 000 единиц бронетехники.
Оставшиеся три страны – Болгария, Румыния и Венгрия не представляли сколько-нибудь серьезной силы. Они скорее всего могли бы выступить в роли резерва основной ударной мощи ОВД. Среди них выделялась разве что Венгрия, которая должна была помогать Польше и Чехословакии на австрийском фронте. Танковый парк этих стран хоть и был многочисленным, но состоял в основном из устаревших моделей – Т-54А и Т-55. Болгария в силу удаленности от центральной Европы могла быть использована на турецком и греческом направлении в случае вступления в конфликт Анкары и Афин. Румыния была слишком независимым и ненадежным союзником, чтобы Москва могла полагаться на ее поддержку. Албания не являлась активным участником ОВД и, что называется, «слилась» уже через 7 лет после подписания Варшавского договора.
Главный вопрос, какое же было соотношение сил в Европе между Восточным и Западным блоками? Согласно брошюре «Варшавский Договор и НАТО: соотношение сил в Европе», изданной агентством печати «Новости» в 1989 году, небольшой перевес в численности войск дислоцированных в Европе был на стороне НАТО: 3 млн. 660 тыс. против 3 млн 573 тыс. у ОВД. В это число входили сухопутные войска, ВДВ, армейская авиация, войска ПВО, ВВС, ВМС, разведка, а также войска территориальной обороны.
ОВД опережала Североатлантический альянс, причем существенно, лишь по количеству личного состава подразделений ПВО – 550 тысяч против 137 тысяч. Однако нужно иметь ввиду, что численность группировки участников Варшавского договора в любой момент могла быть увеличена за счет дополнительных частей советской армии как минимум на несколько сотен тысяч человек.
Что касается вооружения и боевой техники, то здесь в целом соотношение было уже в пользу Восточноевропейского альянса. Страны Варшавского договора имели перевес по числу боевых самолетов фронтовой авиации (7 876 и 7130), танков (59 470 и 30 690), пусковых установок тактических ракет (1 608 и 136), реактивных систем залпового огня и минометов крупного калибра (71 560 и 57 060), подводных лодок (228 и 200).
Структура
Факультеты:
- Факультет профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
- Факультет заочного обучения
- Факультет подготовки специалистов ГИБДД
- Факультет подготовки следователей
- Специальный курс по подготовке кадров для зарубежных стран
Кафедры:
- Административного права и административной деятельности ОВД
- Гражданско-правовых и экономических дисциплин
- Государственно-правовых дисциплин
- Информационных технологий в деятельности ОВД
- Криминалистики и предварительного расследования в ОВД
- Оперативно-разыскной деятельности ОВД
- Организации деятельности ГИБДД
- Социально-философских дисциплин
- Огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях
- Уголовного права, криминологии и психологии
- Уголовного процесса
- Физической подготовки и спорта
- Специальной подготовки
- Иностранных и русского языков
Подразделения:
- Ученый совет
- Отдел информационно-технического обеспечения учебного процесса
- Учебный отдел
- Правовая группа
- Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел
- Отдел кадров
- Отдел морально-психологического обеспечения
- Библиотека
- Группа мобилизационной подготовки, мобилизации и гражданской обороны
- Комендантское отделение
- Отделение делопроизводства и режима
- Адъюнктура
- Тыл
- Финансово-экономический отдел
- Ветеранская организация института
Разногласия альянса
Реакция Москвы на события в Венгрии и Чехословакии стала твердым сигналом со стороны СССР, что Западу не позволят вторгаться в Восточную Европу под предлогом защиты «демократии».
Возможность вмешательства СССР (в том числе военного) во внутренние дела стран социалистического блока на Западе назвали «доктриной ограниченного суверенитета», или «доктриной Брежнева». В Москве этот термин вызывал возмущение, в Кремле его называли не иначе, как антисоветской клеветой.
ОВД было трудно назвать союзом, который безоговорочно поддерживал любые решения СССР. В истории Варшавского договора хватает примеров разногласий внутри блока. К примеру, в 1961 году Албания прекратила участие в деятельности ОВД, а в 1968 году официально покинула организацию. Лидер страны Энвер Ходжа принял такое решение в знак протеста против вторжения в Чехословакию, в котором также отказалась участвовать и Румыния. Географическое положение Албании не позволило насильно удержать страну в договоре. От границ стран соцблока ее отделяла нейтральная Югославия. В 1980-е годы ГДР и Чехословакия выступили против развертывания советских ядерных ракет на своей территории.
Несмотря на продолжающееся в Европе противостояние между Востоком и Западом, с конца 60-х годов ФРГ начала активно развивать все более тесные отношения с ГДР, Польшей, Чехословакией и СССР. Западная Германия стремилась разрядить напряженность между двумя военными блоками. Попытки Бонна (тогдашней столицы ФРГ) нормализовать отношения с СССР и странам соцлагеря известны как «Новая восточная политика», или Ostpolitik. За усилия в этом направлении федеральный канцлер ФРГ Вильям Брандт даже получил в 1971 году Нобелевскую премию мира.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии УПК РФ.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.
«Щит-79»
Оперативно-тактические маневры под этим кодовым названием проходили с 12-го по 19-е мая 1979 г. В учениях участвовали войска и штабы Венгерской, Болгарской, Чехословацкой, Советской армий, а также ВС Румынии. Руководителем операций был венгерский генерал Цинеге. На учениях были отработаны вопросы по ведению боевых действий объединенными усилиями союзных армий. На мероприятиях был показан выросший уровень оперативной и тактической подготовки офицеров, генералов и штабов. Учения способствовали последующему взаимодействию ВС государств-союзников, а также укреплению боевого сотрудничества между ними. К мероприятиям были привлечены, преимущественно, сухопутные силы вместе с военно-воздушными подразделениями и частями.
Обязанности
В юридической литературе предлагается следующая классификация:
Служебные обязанности. Они возводятся в ранг нормативных предписаний и закрепляются ФЗ, нормативными документами президента, актами МВД. Именно служебные обязанности характеризуют сотрудника ОВД как представителя исполнительной федеральной власти. Среди них следует отметить:
- Соблюдение Конституции, ФЗ и прочих правовых актов.
- Добросовестное выполнение обязанностей.
- Обеспечение защиты и соблюдения законных интересов и прав граждан и так далее.
Должностные обязанности. Они устанавливаются в инструкциях и положениях. К таким обязанностям, в частности, относят соблюдение условий контракта и присяги, внутреннего порядка и дисциплины и пр.
Блок ОВД
После того, как половина разделённой Германии в лице ФРГ присоединилась к НАТО, Советский Союз принял ответные меры, создав в 1955 году Организацию Варшавского Договора, или ОВД. В неё вошли социалистические страны – сам СССР, Албания, Венгрия, ГДР (вторая половина Германии), Чехословакия, Румыния, Болгария и Польша. Создание этого военно-политического блока стало закономерным продолжением Холодной войны, и оно закрепило биполярность мира на 36 лет. ОВД просуществовала фактически до 1989 года, когда в ходе Бархатных революций в Европе коммунистические режимы в странах-участницах организации пали один за другим, хотя официально ОВД была упразднена лишь в 1991 году. Интересно, что после распада этого военно-политического блока почти все страны, в него входившие, вступили в НАТО и в Евросоюз.
Сравнение военно-политических блоков Холодной войны в таблице
Таблица «Сильные и слабые стороны блока ОВД»
Достоинства
Недостатки
Превосходство в числе танков – у стран ОВД их было вдвое больше, чем у стран НАТО.
Невысокая надёжность стран-участниц ОВД в Восточной Европе, на которых приходилось около 50% всех сил ОВД в этом регионе.
Наличие общих стандартов вооружения, тактики и оборудования.
Потенциальная уязвимость бронетехники, стоявшей на вооружении стран ОВД, перед высокотехнологичным противотанковым оружием НАТО.
Географическая близость стран ОВД к СССР, своей основной базе снабжения.
Критичная важность начального воздушного удара ОВД в сочетании с высоким риском этого предприятия.
Надёжная защита всех основных командных штабов блока на территории СССР.
Центральная и Восточная Европа после Варшавского Договора
Расширение НАТО до и после краха коммунизма по всей Центральной и Восточной Европе
12 марта 1999 г. Чешская Республика, Венгрия и Польша присоединились к НАТО ; Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния и Словакия присоединились в марте 2004 года; Албания присоединилась 1 апреля 2009 года.
Россия и некоторые другие постсоветские государства присоединились к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в 1992 году или к « Шанхайской пятерке» в 1996 году, которая была переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) после присоединения Узбекистана в 2001 году.
В ноябре 2005 года польское правительство открыло свои архивы Варшавского договора Институту национальной памяти , который в январе 2006 года опубликовал около 1300 рассекреченных документов. Тем не менее, польское правительство зарезервировало публикацию 100 документов до их рассекречивания военными. В итоге было опубликовано 30 из 100 зарезервированных документов; 70 остались секретными и неопубликованными. Среди опубликованных документов был план ядерной войны Варшавского договора « Семь дней до реки Рейн» — короткая и быстрая контратака с захватом Австрии, Дании, Германии и Нидерландов к востоку от Рейна с применением ядерного оружия в целях самообороны. после первого удара НАТО. Этот план зародился как военная игра на полевых учениях в 1979 году и до конца 1980-х годов превратился в официальную боевую доктрину Варшавского Договора — вот почему Польская Народная Республика была базой ядерного оружия сначала до 178, а затем до 250 единиц тактической дальности. ракеты, хотя эти цифры могут отличаться. С доктринальной точки зрения, как план (наступательного) сражения в советском стиле, « Семь дней до реки Рейн» давали командирам несколько оборонительных военных стратегий для борьбы с НАТО на территории Варшавского Договора.
Конец холодной войны
19-21 ноября 1990 года в Париже состоялось собрание стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На нем присутствовали и государства, входящие в ОВД. Итогом стало подписание Парижской хартии (или Хартии для новой Европы), обозначившей окончание холодной войны, а также ДОВСЕ (Договора об обычных вооруженных силах в Европе), который ограничил военный контингент НАТО и ОВД. Помимо этого, 22 страны из НАТО и ОВД подписали специальную совместную декларацию, которая еще раз документально подтвердила конец холодной войны.
Однако, по мнению некоторых историков, в свете продолжившегося противостояния США и России (правопреемницы СССР) холодная война длится до сих пор, превратившись в застойную стадию в отношениях этих двух государств.
ЗАПАДНЫЙ СОЮЗ
Едва этот союз успел возникнуть, как начались переговоры о его расширении за счет включения в состав США и Канады. Вслед за этим последовала резолюция сената США от 11 июня 1948 г., которая позволяла правительству этой страны присоединяться в мирное время к «таким региональным и иным коллективным организациям, которые основаны на постоянной и эффективной взаимопомощи и от которых зависит национальная безопасность стран».
Ко времени подписания соглашения о создании НАТО 4 апреля 1949 г. к семи государствам-участникам присоединились также Дания, Исландия, Италия, Норвегия и Португалия. Позднее в этот блок вступили Греция и Турция (обе в 1952 г.), Западная Германия (в 1955 г.) и Испания (в 1982 г.). Все страны — члены НАТО одобрили составленную в общих выражениях декларацию о сотрудничестве. Главную суть договора составляла статья 5, согласно которой в случае «вооруженного нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стране или странам, подвергаемым «нападению», путем осуществления такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооруженной силы».
Предыстория образования НАТО
В Фултонской речи бывший уже в отставке У.Черчилль заявил о важности создания военного союза англоязычных стран и необходимости борьбы с коммунизмом. Примечательно, что, давая согласие на чтение лекции в Вестминстерском колледже, он потребовал присутствия президента США Трумэна на ней
Предтечей создания НАТО стало подписание Брюссельского пакта 17 марта 1948 года. Инициатором подписания договора была Англия. Франция, Нидерланды, Люксембург и Бельгия присоединились к соглашению. Основной миссией Брюссельского пакта провозглашалось совместная оборона и противодействие в случае военной агрессии со стороны СССР или послевоенной Германии. Соглашение, подписанное в Брюсселе, содержало общие положения. В нем не были прописаны механизм и структура организации, известной как «Западноевропейский союз».
Одновременно с созданием «западноевропейского союза» Великобритания совместно с США и Канадой вели тайные переговоры, целью которых было создание военно-политического союза. В дальнейшем к переговорам присоединились другие западноевропейские страны.
Это интересно: 1909,Современная Россия и ее место в мировом сообществе: изучаем вопрос
Существующие специальности
Обучаться можно на заочном или очном отделении. Программы подготовки на очном отделении:
- правовое обеспечение национальной безопасности (уголовно-правовая специальность). Срок обучения — 5 лет (специалитет);
- правоохранительная деятельность (административная). Срок обучения — 5 лет;
- правоохранительная деятельность (оперативно-розыскная). Срок обучения — 5 лет.
Заочная форма обучения:
- Правовое обеспечение национальной безопасности (уголовно-правовая специальность). Срок обучения — 6 лет (специалитет).
- Правоохранительная деятельность (административная). Срок обучения — 6 лет.
- Юриспруденция (уголовно-правовой профиль). Срок обучения — 5 лет (бакалавриат).
- Правоохранительная деятельность (административная, среднее звено). Срок обучения — 3 года (среднее профессиональное образование).
Кризисные 1980-е и распад СЭВ[править | править код]
Скачок цен на нефть в 1973 году привёл к усилению роли сырьевого сектора в экономике: оборот внешней торговли СССР вырос за период с 1970 по 1975 год в 2,3 раза, при этом экспорт топлива, составлявший в 1970 году 15,6 % возрос к 1987 до 46,5 % (если в 1970 году доля машин и оборудования в экспорте составляла 21,5 %, то к 1987 году она сократилась до 15,5 %). Если доля энергоресурсов в экспорте стран СЭВ составляла в 1971—1975 годах 14,5 %, то к 1979 уже возросла до 58,8 %.
В конце 80-х годов доля стран-членов СЭВ в валовом мировом продукте составляла порядка 9 %, а промышленно развитых капиталистических стран — 57 %.
СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к «Эврике», не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения.
В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться.
В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.
После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ летом — зимой 1989 г. их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.
5 января 1991 года на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.
28 июня 1991 года в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.
Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.
Проверки, проводимые должностными лицами ОВД
По общему правилу при проведении проверок органами государственного контроля применяется Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако данный закон не подлежит применению при проведении проверок, связанных с оперативно-розыскной деятельностью при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия (пп.2 п.3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Проверка проводиться только в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности и УПК РФ.
Исключение внепроцессуальных прав полиции, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности
Необходимо отметить, что в недавнем прошлом законодатель предоставлял право должностным лицам ОВД проводить проверки (ревизии) предпринимателей.
Так, согласно п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции, милиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имела право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность проводить:
- осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
- изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
- изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
- иные права в сфере проверок.
Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются (ст.7 Закона об оперативно-розыскной деятельности):
- Наличие возбужденного уголовного дела;
- Ставшие известными сведения о:
- признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
- лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
- Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;
- Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
Oтвeт Зaпaду
В Opгaнизaцию Вapшaвскoгo дoгoвopa (OВД), цeлью кoтopoй былo пoддepжaниe миpa и бeзoпaснoсти в пoслeвoeннoй Eвpoпe вoшли вoсeмь стpaн: кpoмe СССP члeнaми сoюзa стaли Пoльшa, ГДP, Чeхoслoвaкия, Бoлгapия, Pумыния, Вeнгpия и Aлбaния. Исключeниe сoстaвилa сoциaлистичeскaя Югoслaвия, с кoтopoй у Мoсквы изнaчaльнo нe слoжились oтнoшeния. Стopoны oбязaлись oкaзывaть дpуг дpугу пoмoщь в случae вoeннoй угpoзы, a тaкжe paзмeстить нa свoих тeppитopиях чaсти Сoвeтскoй apмии. Всe вoпpoсы дeятeльнoсти OВД paссмaтpивaлись eгo высшим opгaнoм – Пoлитичeским кoнсультaтивным кoмитeтoм.
Oднaкo вплoть дo 1961 гoдa, кoгдa мeжду ФPГ и ГДP oбoстpились пpoтивopeчия вoкpуг стaтусa Бepлинa, OВД сущeствoвaлa лишь нa бумaгe. Тeпepь жe стpaны Вapшaвскoгo дoгoвopa вынуждeны были пoддepжaть вoстoчнoгepмaнскoгo пapтнepa и oтвeтить нa вoинствeнную pитopику Зaпaднoгo блoкa. Кoнфликт пpивeл к нaчaлу стpoитeльствa Бepлинскoй стeны, a вслeд зa этим к нapaщивaнию вoeннoгo пoтeнциaлa Вoстoчнoгo aльянсa и peгуляpнoму пpoвeдeнию тaктичeских учeний.
Opгaнизaция Вapшaвскoгo дoгoвopa в цeлoм былa пpизвaнa уpaвнoвeсить бaлaнс сил мeжду Вoстoкoм и Зaпaдoм. Мнoгиe экспepты увepeны, чтo свoeвpeмeннoe сoздaниe OВД смoглo нa дoлгиe дeсятилeтия пpeдoтвpaтить paзвязывaниe нoвoгo глoбaльнoгo кoнфликтa в Eвpoпe. Имeннo пoслe пpeкpaщeния сущeствoвaния OВД в 1991 гoду нaчaлaсь зaтяжнaя гpaждaнскaя мeждoусoбицa в Югoслaвии, зaкoнчившaяся бoмбapдиpoвкaми бывшeй сoциaлистичeскoй стpaны нaтoвскoй aвиaциeй.
Операция «Дунай»
На территории всех стран, входивших в ОВД, регулярно проводились совместные командно-штабные и войсковые учения. Кроме того, стороны координировали деятельность разведок. При этом единственной совместной операцией ОВД с применением реальной силы стали события в стране-союзнице — в Чехословакии в августе 1968 года. Попытка первого секретаря ЦК Компартии страны Александра Дубчека создать «социализм с человеческим лицом» закончилась его арестом и введением в Чехословакию войск Варшавского договора. В Советском Союзе опасались, что проводимые Дубчеком реформы приведут к нестабильности, особенно в Польше и ГДР. Ситуация слишком напоминала венгерские события.
В ночь на 20 августа войска Варшавского договора без предупреждения вторглись в республику. В операции под названием «Дунай» принимали участие контингенты СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Численность войсковой группировки составила около 240 тыс. человек, что стало крупнейшей военной операцией в Европе после окончания Второй мировой войны.
В первые же сутки после введения войск все стратегические объекты Чехословакии были взяты под контроль, а руководство арестовано. Редкие очаги сопротивления носили, скорее, локальный характер.
Как пишет в своей книге Леонид Млечин, на встрече с членами чехословацкого руководства в Москве, состоявшейся уже после вторжения, первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев так аргументировал свою позицию: «Вы делаете то, что вам заблагорассудится, не обращая внимания на то, нравится нам это или нет. Чехословакия находится в пределах тех территорий, которые в годы войны освободил советский солдат. Границы этих территорий — это наши границы. И так будет всегда», — заявил он чехословацким руководителям.
Операция «Дунай» положила конец периоду либеральных преобразований в республике — так называемой Пражской весне. Вывод советских войск из Чехословакии начался только в 1990 году и был завершен в 1991-м.
Распад СЭВ
В условиях политической дезинтеграции социалистического лагеря и внутренних экономических проблем, усугубленных обвалом цен на энергоносители, Советы предложили в 1989 году перейти на расчет по среднемировым ценам. Осуществлено это было лишь отчасти. В январе 1990 года в Софии на сессии СЭВ страны-участницы согласились на постепенный переход к взаиморасчетам в свободно конвертируемой валюте по мировым ценам.
29 июня 1990 года Госбанк СССР объявил о выходе страны с 1 января 1991 года из системы расчетов в переводных рублях и последующем переходе расчетов в свободно конвертируемую валюту. Де-факто это означало подрыв всей существующей экономической системы.
5 января 1991 года состоялось заседание комитета СЭВ в Москве, где было принято решение преобразовать существующую структуру в Организацию международного экономического сотрудничества.
28 июня 1991 года на заседании Совета СЭВ в Будапеште Болгария, Вьетнам, Польша, Венгрия, СССР, Монголия, Куба, Чехословакия и Румыния расформировали СЭВ, что означало конец экономической интеграции стран бывшего социалистического лагеря.
СССР
- Список правителей СССР по порядку и годы их правления
- Периоды развития Советского Союза. Самое главное
- Кратко о распаде СССР
- Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
- Массовые репрессии в СССР
- Массовая индустриализация в СССР
- Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
- Как появился СССР: предпосылки и проекты
- Гражданская война: причины, этапы, итоги
- Культурная жизнь в XX веке
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ