Оглавление
Атомный проект
Интересы страны требовали создания завода по переработке урановой руды. Крупнейшим городом на пересечении Транссиба и дороги на Семипалатинский полигон был Новосибирск. Для выбора места сюда приезжает Берия, и 25 сентября 1948 года постановлением СМ СССР № 3578-1438сс все здания и сооружения промплощадки автозавода и его жилых кварталов (около 10 тысяч кв. м деревянных бараков) балансовой стоимостью более 20 млн рублей были переданы Первому главному управлению при Совете Министров СССР. Так был основан новый секретный металлургический завод № 250, или почтовый ящик № 80, производительностью 500 условных единиц металла в год.
В ночь на 2 февраля 1951 года на 80-м ящике пошёл первый металл — начался выпуск урана, который поначалу выплавляли открытым способом. Бывший инженер цеха контрольно-измерительных приборов Диана Федоровна Зенкова вспоминает: «С точки зрения автоматизации, механизации, контроля, это производство было первобытным».
Перекресток ул. Б. Хмельницкого и Учительской в 1950-е
Лагерь при заводе никуда не делся, только сменился контингент. Уже наши, советские зеки-уголовники строили завод, жильё и другие объекты (политических на предприятие не допускали). Ветеран завода краевед Б. Н. Антипенко со слов матери, работавшей в то время на п/я № 53, рассказывает, что в 1953 году за несколько дней до ареста Берии в лагере произошел бунт. Вольнонаёмных с территории немедленно вывели, после чего дело завершали пулемёты…
Долгое время район был транспортно обособлен. В 1945 году был «выстроен также переходной мост через овраг, разделяющий Красную Горку с центральной частью района. В этом строительстве активно участвовали жители Красной Горки. Их руками сделаны основные земляные работы».
Дамбы через Сухой Лог ещё не было, и заехать от улицы Дуси Ковальчук было невозможно. Сообщение происходило лишь с улицы Жданова (Авиастроителей) по Учительской и 25 лет Октября. Ещё в 1946 году для связи автозавода с Каменским шоссе планировалось построить через Транссиб путепровод с двухпутным трамвайным движением, который мы знаем сейчас как горбатый мост на улице Трикотажной (в войну однопутный трамвай № 5 ходил от завода им. Чкалова только до железной дороги и обратно).
Во время распутицы транспорту даже к заводу пробиться было сложно. «Дороги от той точки, которую сегодня называем Учительской, до завода тогда не существовало. Существовало болото — прорва, которая поглощала все, что туда кидали. Каждый год дорогу строили заново, и каждый год после зимы она неизвестно куда уплывала». Из-за песчаных и супесчаных грунтов дорожное полотно улицы строилось тяжело — сначала укладывалось железобетонное покрытие, и только после его фиксации можно было асфальтировать.
Перекресток ул. Б. Хмельницкого и Учительcкой в наши дни
Интересную заметку о быте жителей Красной Горки мы находим и в «Советской Сибири» за 1950 год: «Население Красной Горки в Дзержинском районе испытывает много бытовых неудобств. Единственный ларек не удовлетворяет потребности покупателей. Нужно открыть дежурный продовольственный магазин. Пора построить у нас и водоразборные колонки. Из-за отсутствия моста через Ельцовку жители не могут завезти топливо, пользоваться автотранспортом. Был небольшой мостик, но весной его снесла вода. То же случилось и с незаконченным новым мостом. Для связи с центром города необходимо восстановить трамвайную линию пятого маршрута и связать ее с линией маршрута № 7. Нужно также радиофицировать наш поселок». Краевед Ольга Крицкая уточняет, что в этой заметке речь идёт, скорее всего, «о мосте через овраг в районе Учительская — О. Дундича, т. к. застроенные кварталы ближе к Учительской тогда уже назывались Красная Горка, а 5-й маршрут ранее связывал соцгород Чкаловского завода через пр. Дзержинского с центром, о восстановлении его, видимо, и упоминается».
В 1953 году запущен первый блок ТЭЦ-4. Тогда же наконец-то была построена капитальная дамба через Сухой Лог, и в 1954 году по улице побежали пассажирский автобус и трамвай — легендарная «пятёрочка» — до площади Калинина. К 1958 году открыли движение и по горбатому мосту.
Новосибирск: история города в годы Второй мировой войны
За годы Великой Отечественной войны из Новосибирского региона было призвано на военную службу около 700 000 человек. На территории школ и больниц разворачивались военные госпитали, раненые, которые по состоянию здоровья больше не могли отправиться на фронт, обучались другим специальностям.
Наряду со всеобщей мобилизацией в городе стали активно работать заводы и предприятия, выпускающие оптические приборы, радиостанции, шинели. За годы войны Новосибирский завод имени Чкалова превратился в крупнейший авиастроительный завод. К концу войны город стал самым крупным индустриальным центром Сибирского региона.
Основание Новосибирска
В середине 19-го века в связи с принятием в 1861 году закона, освободившего крестьян от крепостного права, резко увеличился поток переселенцев, направившихся на восток страны. Крестьянам стало не хватить земель в европейской части России, и правительство стало наделять крестьян земельными наделами за Уралом.
Одного Московского тракта, который соединял центральные регионы России с могучим и обширным восточным краем, уже было недостаточно, поэтому в 1891 году по указу императора Александра III было начато строительство Сибирской железнодорожной магистрали.
Среди причин, которые подтолкнули царя принять решение о прокладывании железнодорожных путей в сибирский регион, можно выделить следующие:
- необходимо было начать освоение богатых ресурсов Восточно-Сибирского региона;
- понадобились дополнительные рынки сбыта продукции и сырья;
- руководству страны не давал покоя выход к тихоокеанскому побережью.
Дата основания Новосибирска — 30 апреля. В этот день в 1893 году в село Кривощеково прибыли видные российские инженеры и отряд строителей для возведения моста через реку Обь. Таким образом, принято считать, что 1893 год — это год основания Новосибирска.
Работы по строительству моста и прокладыванию железной дороги были окончены в 1897 году. К тому времени первоначальный вид села очень изменился. В поселке появились паровые мельницы, огромная лесопилка, крупный склад керосина и множество торговых заведений, а речная пристань и железнодорожная станция на реке Оби превратились в крупные торговые пункты на Сибирской железной дороге.
Забытые достопримечательности
Есть на Богданке и другие секреты. Так, улица 25 лет Октября в постановлении о переименовании от 28 декабря 1950 года названа «Имени 25-го Октября». До этого она была Разьездной. Теперь кто-то говорит о неверном названии сейчас, кто-то утверждает, что улица всегда была 25 лет Октября, а «Имени 25-го Октября» — просто описка в официальном документе.
1-й Краснодонский переулок, 9, 1956 г.
Ещё одна тайна тех лет. Один из уважаемых старожилов рассказывает, что прямо на нынешней улице Б. Хмельницкого было расположено одно из строительных отделений лагерей СибЛага. Лагерь перегораживал будущую улицу на участке от Театральной до 25 лет Октября. Там, где сейчас Павловский сквер. Пока трудно подтвердить нахождение лагеря именно здесь — документов в наличии нет, но что улица представлялась сплошной огороженной зоной — вполне возможно. Ведь то, что многие дома по Богданке строили заключённые, это факт. Есть и фотография, где видно эти стройки, обнесённые высоким забором с колючей проволокой. Но это не пленные немцы, как думают многие, а самые что ни на есть наши, советские зеки.
Памятных объектов много. Это и хоккейная коробка 27-го квартала (см. фото 2), и магазин «Ткани» на Б. Хмельницкого, 55, в котором изначально, с 1955 года, был стол раскроя, где можно было не только купить ткани, но и заказать пошив одежды, подогнать её по размеру. Кстати, магазин существует до сих пор — вот уже 60 лет. А в другом магазине — в продовольственном по улице 25 лет Октября (ещё не открытом) — был первый танцевальный клуб 250-го завода.
Сквер Верхней зоны (ныне Павлова), 1964, И. Моторин
Это и Верхняя и Нижняя зелёные зоны (сейчас Павловский сквер) со своими фонтанами. Благоустройство Верхней зоны задумывалось как детский сквер Мира. Здесь же были спортивные площадки завода: городошная, волейбольная, а в Нижней зоне, напротив бань, был первый стадион хоккейной команды «Химик», которую мы сейчас знаем как ХК «Сибирь». Богданка — это сердце новосибирского хоккея, пользующего бешеной популярностью у горожан. Ему (хоккею) очень повезло с патронажем. Директора 250-го завода Анатолий Назарович Каллистов (1951—1956 гг.) и Павел Семёнович Власов (1956—1975 гг.) были страстными любителями этого вида спорта и сделали всё возможное для его качественного развития в городе.
Стадион «Сибирь», середина 1960-х
Ресторан «Восток»
Продолжая спускаться по улице, отметим легендарный ресторан «Восток» с роскошным двухэтажным залом, Дворец вальсов, или кафе-клуб «Отдых», открытый вопреки центральным властям как межшкольный учебный комбинат, ледовый дворец «Сибирь», который строился без прерывания хоккейного сезона, наращивая стены и перекрытия вокруг ледовой арены и трибун. Не забудем и былые магазины: легендарную «блинку» (Б. Хмельницкого, 10/1), ювелирную «Малахитовую шкатулку» (Б. Хмельницкого, 13), кондитерский магазин «Алёнка» (Б. Хмельницкого, 3). Особо значимыми в архитектурном решении считаются дома 34-го квартала «Алиса» и «Гулливер» (1947), планируемые, но так и не вошедшие в реестр охраны культурного наследия, и несколько более поздний комплекс ДК имени Горького (1957).
Известный детский писатель Юрий Магалиф вспоминал, как ещё в конце войны он, будучи заключённым, валил кряжистые деревья и корчевал пни в густом берёзовом лесу. По его словам, происходило это как раз на месте сегодняшнего ДК Горького.
Для тех лет это был крупнейший Дом культуры в городе. И хотя он был построен по типовому проекту, но сразу создался как организованный ансамбль с прилегающими домами, что было редкостью для нашего города: сам ДК, дома по Б. Хмельницкого, 38 и 42. В состав комплекса также входят и школа № 110 и дома № 35 и 39, построенные ранее. Правда, нечётная сторона не входит в перечень охраняемых объектов.
Здание ДК построено ещё в стиле сталинского неоклассицизма. Но окончание его строительства пришлось на период борьбы с архитектурными излишествами, и достраивалось оно уже тайно от Москвы, в разряде промышленного строительства секретного ведомства, что позволило уйти от бдительного ока цензора.
На фронтоне здания до 90-х годов красовались три скульптурные композиции, олицетворяющие конституционные права в СССР — право на труд, образование и отдых скульптора Михаила Меньшикова. Центральная фигура планировалась со светящейся рубиновой звездой в руке. Профиль Максима Горького на фасаде выполнен художником Верой Штейн.
Та же пышность неоклассицизма наблюдается и в интерьере здания, который, по счастью, практически не изменился за эти 60 лет. Люстры, лестницы, лепнина, великолепный зал второго этажа.
Сибирский центр науки и культуры
История Новосибирска богата различными культурными и научными достижениями. В 30-е годы 20-го века в Новосибирске активно стала развиваться не только промышленность, но и социально-культурные сферы жизни. В 1934 году был построен Академический театр оперы и балета.
В 50-х годах ученые физики и математики создали в городе Академгородок, на территории которого располагаются крупные исследовательские центры и лаборатории.
В 60-х годах в городе был открыт известный на всю страну зоопарк, который отличается богатой коллекцией животных.
Официально статус культурного и научного центра Новосибирск получил в феврале 1990 года.
Город Новониколаевск
История Новосибирска начинается с городка под названием Новониколаевск. Первоначально поселок, в котором поселились строители и проектировщики моста, носил название Александровский, в честь императора Александра III, но позже его переименовали в Новониколаевск.
В 1903 году поселку присвоили статус города. В начале 20-го века городок был застроен в основном деревянными строениями, которые практически полностью выгорели во время большого пожара, охватившего город в 1909 году. С этого момента все здания в городе стали возводить из камня.
Город развивался очень быстрыми темпами, и через 10 лет на его территории было построено около 12 каменных двухэтажных школ с отоплением и канализацией. Многие иностранные компании открыли в городе свои представительства, в Новониколаевске работало 7 банков и проживало около 70 000 человек. Через город была проложена ветка Алтайской железной дороги, и во время Первой мировой войны через этот сибирский городок на фронт переправлялись войска и поставлялось продовольствие.
В 1917 году Новониколаевск превратился в крупный торгово-транспортный центр, по своему экономическому и промышленному развитию он значительно обгонял соседние города, и 17 апреля 1917 года ему был присвоен статус уездного города Томской губернии.
Самые главные достопримечательности Новосибирска
Безусловно, история Новосибирска очень интересная, но не менее интересны достопримечательности города. Самой главной достопримечательностью Новосибирская является величественная, бурная река Обь, протекающая по территории Сибири много тысяч лет. Гуляя по городу, обязательно стоит пройтись по новой и живописной Михайловской набережной, насладиться красивыми видами или даже прокатиться на прогулочном судне.
Так как история Новосибирска началась во многом благодаря строительству железнодорожных путей, то непременно стоит познакомиться со зданием железнодорожного вокзала, который был открыт в 1939 году. Это поистине грандиозное сооружение, которое впечатляет многих гостей города.
Самым старым каменным зданием города, представляющим большой интерес для верующих туристов, является Собор Александра Невского. Храм был освящен в 1899 году, и сейчас в его стенах хранятся важные церковные реликвии.
Среди музеев Новосибирска очень интересным может показаться Дом офицеров. Это единственный в своем роде дом-памятник, построенный в честь героев Первой мировой войны.
Еще одним интересным местом в городе является музей Солнца, в котором собрана коллекция образов Солнца в различных верованиях. На территории музея часто проводятся различные поэтические чтения, музыкальные и творческие вечера, там можно познакомиться с интересными людьми и занимательно провести время.
Город, который изначально возник как небольшое поселение при железной дороге, с годами превратился в крупный индустриальный мегаполис с развитой культурной и научной жизнью. В первый год нового тысячелетия Новосибирск по праву получил статус третьей столицы России и стал центром Сибирского федерального округа.
Красная горка
Известное и популярное в городе название «Красная горка» ещё до войны носил обширный район частного сектора от улиц Танковой до Бардина. В 60-х территория этого посёлка была застроена жилыми домами, известными как хрущёвки. Остановка транспорта «Стадион Сибирь» ранее так и называлась — «Красная горка». До 50-х это было окончание ул. Дуси Ковальчук.
А собственно Богданка — это дальше, это кварталы от стадиона до Учительской. На карте 1946 года место это отмечено как «Жилплощадка». Здесь, в 29-м и 30-м кварталах, в 1947 году и началось первое жилое строительство. Это была комплексная застройка 18 кварталов вокруг композиционной оси в виде проспекта, ограниченная руслом 1-й Ельцовки и её притока — р. Сухой Лог. Стройматериалы подвозили по железнодорожной ветке, которая проходила по будущей улице А. Невского.
Новый район позаимствовал у соседей название — Красная Горка. Капитальная застройка по типу соцгорода предусматривала дома с невысокой этажностью вместе с инфраструктурой: детсады, ясли, магазины и т. д. Во многих дворах был сохранен естественный зеленый массив.
В 50-х этажность зданий повышается до четырех-пяти этажей, по центральной улице высаживаются липы. Поскольку дамба Сухого Лога была построена уже значительно позднее, район был долгое время обособлен от города. В мае 1954 года в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией улице было дано имя Богдана Хмельницкого. Старики говорят, что до того это была улица имени Л. П. Берии. Документальных доказательств этому найти не удалась. Либо они уничтожены, либо запрятаны в засекреченной части архива завода химконцентратов, либо имя это было просто «народным», неофициальным.
Ведь по устоявшейся легенде Лаврентий Берия (в то время председатель Специального комитета по использованию атомной энергии) в этих краях был даже не раз. Именно здесь до сих пор размещается районообразующее предприятие — Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК).
Он находится на северном участке улицы Б. Хмельницкого, а начинал свою биографию как завод № 250, хотя и не на пустом месте. Там, где сегодня раскинулись его корпуса, в начале 1930-х находились поля учхоза № 1 Сибкрайсоюза, в 1942 году участок перешёл СибВО — здесь размещались различные склады, в том числе ГСМ и авиалеса для Чкаловского завода. Чуть южнее в 1939 году было начато, но вскоре заморожено строительство моторостроительного завода № 335 наркомата авиапромышленности. В августе 1941 года строительство было возобновлено со сроком ввода завода в действие к 1 января 1943 года. Но ни трудовых, ни материальных ресурсов не хватало. Строительство перепрофилировали под завод № 74 наркомата тракторной промышленности, потом под прядильно-ткацкий комбинат, с декабря 1944-го площадку вновь отдали под 335-й завод, но в результате после войны возвели автомобильный.
Приказ о его строительстве 8 сентября 1945 года подписал Иосиф Сталин. За три года завод был построен и даже успел выпустить два вручную собранных образца дизельного автомобиля НАЗ-253 грузоподъёмностью четыре тонны.
Возвращаясь на уровень «старики говорят», здесь же рядом был лагерь для военнопленных немцев. Лагерь № 199 был образован летом 1944-го и существовал с 1944 по 1948 годы. Первый эшелон с военнопленными прибыл в Новосибирск 19 сентября 1944 года, и их рабсилу активно использовали на строительстве заводов, прокладке автодорог и коммуникаций во всех частях города. Так что вполне вероятно, что старожилы правы и одно из лагерных отделений было и в северной части города. Сегодня территорию бывшего лагеря занимает исправительная колония № 8.
В июне 1945 года Лаврентий Берия приказал приступить к репатриации пленных. «По-простому говоря, избавлялись от тех, кто был обузой для НКВД: от больных, старых, дистрофиков…» А вот в 1947 году начали отпускать сначала венгров, затем австрийцев, а с начала 1948 года и немцев. Военных преступников среди военнопленных в Новосибирске не было, и к январю 1949 года лагерь №199 был закрыт.
В 1947 году для нужд автозавода и завода им. Чкалова началось строительство ТЭЦ-4. Кстати, первый вариант размещения этой ТЭЦ был как раз на Богданке в 30-м квартале: 25 лет Октября — Невского — Театральная.
Первоначальное освоение сибирских земель
История Новосибирска начинается еще с 16-го века. Строить первые сибирские поселения в тот период начали служилые люди, которые отправлялись по долгу службы в отдаленные уголки страны с целью освоения новых земель, а также защиты границ от нападений кочевников. Практически до конца 17-го века численность служилого населения превосходила все остальные народности и социальные группы, заселявшие Сибирь.
В начале 18-го века на территории региона были построены первые остроги (временные или постоянные населенные пункты, огороженные частоколом из заостренных бревен), среди которых самыми известными являются Бердский острог, основанный на реке Бердь; Чаусский, поставленный возле устья реки Чаус; и Умревинский. Благодаря постройке этих оборонительных и защитных сооружений активно начинается освоение приобских земель крестьянами. Таким образом, к концу 18-го века на обоих берегах Оби возникло множество деревень, вошедших в состав Кривощековской волости, на территории которой на тот момент насчитывалось более 4000 человек.
Тёщин язык
В советское время, в годы застоя Богданка была не только местом комфортной жилой среды с дворами, сквериками, фонтанами, но и «меккой» для покупателей. Былой «единственный ларёк» канул в далёкое прошлое. В «Калининке» организовано ведомственное снабжение атомного Министерства среднего машиностроения, и даже в простых магазинах бывали на полках продовольственные и другие товары, которых в Новосибирске днём с огнем не сыщешь. И сюда специально ездили отовариваться, даже с левого берега.
Магазин «Малахитовая шкатулка»
Нельзя отрывать от Богданки и ещё один микрорайон. Кстати, несущий № 1. Он же 43-й квартал той же жилищной застройки 250-го завода, или так называемый Тёщин язык.
Улицы частного сектора, бывшие на этом месте ещё в 20-е, носили воинственные названия: Баррикадная, Стрелковая, Орудийная, Боевая (ставшая Танковой). Начиналась Боевая улица с Солдатского мостика на стрелке 1-й Ельцовки. Мостик этот издавна пользовался дурной славой — переходить здесь вечером было опасно. А рядом, выше по реке в районе улицы Степана Разина, был «казахский аул». Здесь в землянках, вырытых по склонам речки, жили казахи, содержались малины, продавался опиум и т. п.
В 1960-х при начале массового жилищного строительства всё это снесли, и микрорайону был присвоен № 1. Интересно, что нумерация микрорайонов шла с юга — от Сухого лога до Родников, а нумерация кварталов с севера. К тому же все дома на «Тёщином языке» имеют нечетную нумерацию. Смерть логике империалистического шпиона.
Здесь тоже работали магазины с отделами рабочего снабжения — «Детский мир», мебельный, книжный, было своё ателье. За углом, на улице Танковая, 1, работала знаменитая пельменная ручной лепки.
Через дорогу, в следующем, 41-м квартале, были спортивный магазин, культтовары, хороший продуктовый. Здесь начиналась улица Народная, точнее, часть переименованной в 1950 году улицы Калинина. Но главной легендой 41-го квартала был «Еврейтрест» — проектный институт Минсредмаша, существующий и поныне как НПО «Электрон». Свою кличку учреждение приобрело из-за определённого руководящего состава и престижности работы в этом здании.
Б. Хмельницкого, 2
Новая высотная застройка, всё более и более вгрызающаяся в тело Богданки, коверкает её архитектурный облик, её особый стиль 50-х, устоявшуюся ауру заповедника. Поэтому неравнодушные жители её так остро, так тяжело расстаются с символами своего былого комфорта, выступают против нового строительства, за придание району официального статуса достопримечательного места.
Видов таких мест много, но здесь больше всего подходит понятие «фрагменты градостроительной планировки и застройки, связанные с историей формирования города». Согласно статье 5.1 Федерального закона № 73 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» статус этот накладывает ограничения в хозяйственной деятельности, строительстве, капитальном ремонте и реконструкции объектов, в использовании лесов, земельных участков на территории достопримечательного места.
Границы места, объявляемого достопримечательным, ещё не определены, да и само решение по госзащите Богданки под большим вопросом. Но первые слушания уже прошли, экспертной комиссией постановка на охрану одобрена. Далее очень нужна общественная поддержка данного решения, и, надеюсь, данный материал станет отправной точкой такого обсуждения.
Богданка «по-одесски»
Новосибирск во время Октябрьской революции
Октябрьская революция, изменившая ход истории всего Российского государства, не обошла стороной и развивающийся промышленный центр. В годы гражданской войны город был практически полностью разорен — перестали работать многие промышленные и государственные учреждения, торговые пункты, даже железная дорога перестала функционировать на полную мощь. Красная армия несколько раз пыталась захватить власть в Новониколаевске, но полностью занять город ей удалось лишь в декабре 1919 года.
Постепенно к городу вернулся его прежний экономический статус. В 1925 году он стал административным центром Сибири и был переименован в Новосибирск, дабы не иметь ничего общего с именем монарха.