Оглавление
Проблема всеединства мира и зарождение ренессансного пантеизма в философии Николая Кузанского
Главная тема онтологической проблематики, разработанной Николаем Кузанским, – это вопрос о действительных основаниях единства природного существования и духовного бытия, человека и окружающего его мира. В основе мировоззрения мыслителя стоит идея божественного бытия-потенции. Это Бытие есть абсолютная возможность всего, которая парадоксальным образом есть вместе и абсолютная действительность. Мир – произведение «чувственного Бога»; во всём многообразии мира нет ничего, кроме осуществления замысла Создателя. Личная потенция Творца выступает как «форма форм», потому что образует сущность любой конкретной вещи.
Традиционная для средневековой философии дуалистическая онтологическая концепция, согласно которой Бог как предельное духовное бытие противопоставлен миру конечных телесных вещей, преодолевается у Николая Кузанского мыслью о единстве бесконечного Бога и мира конечных вещей. Новизна его мировосприятия выражается формулой, по которой «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».
Наиболее значимой для Николая Кузанского оказывается разработанная ещё Платоном категория Единого. В своей философии он преодолевает противоречие между единым и противоположным ему не-единым (множественным), простым и сложным, которое, в соответствии с концепцией пифагорейцев и элеатов, носит онтологический характер. У Николая Кузанского находим ряд принципов, ставших основой создания им новой онтологии. В ней утверждается триединство основных форм бытия – имманентного (природно-физического, космического), трансцендентного (божественного) и трансцендентального (интеллектуального, человеческого).
Единое (Бог), согласно его учению, образует своеобразное тождество с Универсумом. «Думаю, – пишет он, – что душой мира Платон называл то, что Аристотель – природой. Но я полагаю, что эта душа и природа есть не что иное, как Бог, который всё во всём создаёт, и которого мы называем духом всего в совокупности».
Основные положения онтологии Николая Кузанского предварили развитие сначала ренессансного (Т.Кампанелла, Дж.Бруно), а затем и новоевропейского пантеизма (Б.Спиноза) – направления в философии, рассматривающего Бога в качестве сверхприродного начала (божественного духа), которое тем не менее вмещает в себя всё существующее, весь мир. Бог как некое высшее единство и целостность бытия присутствует повсюду и в то же время нигде не локализован; он являет собой полноту всего, но вне мира. Вот как об этом говорит сам философ: «Начало же всех вещей есть то, через что, в чём и из чего производится всё способное быть произведенным, и, однако же, начала нельзя достигнуть посредством какой бы то ни было произведённой вещи».
Принцип совпадения противоположностей оказывается важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского.
По мысли Николая Кузанского, всякое сущее включает весь универсум, как весь универсум включает Бога. Бог во всём и всё в Нём. «Значит, если Вселенная конкретизируется в каждой актуально существующей вещи, то Бог, пребывая во Вселенной, пребывает и в каждой вещи, а каждая актуально существующая вещь непосредственно пребывает в Боге. Поэтому сказать, “каждое – в каждом”, значит то же самое, что “Бог через всё – во всём, и всё через всё в Боге”». При переходе от «бесконечно великого» к «бесконечно малому» речь может идти не об абсолютном, но лишь об относительном их различии. Не существует «низших» или «высших» сфер, ни одно место во вселенной не отличается по полноте бытия от другого, но все могут с равным основанием считать себя центром мира. Бог в вещах есть то, что они есть по своей природе. «Бог в этом качестве, – говорит Николай Кузанский, – есть истина в своём образе».
Вместе с этим мыслителем обнаруживаются и те трудности, которые могут возникнуть на пути познания.
Николай Кузанский
Николай Кузанский (1401-1464) — «первый философ Возрождения», немец по
происхождению (настоящая фамилия Кребс, родился в селении Куза на реке Мозель),
кардинал, автор концепции мистического пантеизма. Основной труд Н. К. — «Об
ученом незнании». Другие работы: «О предположениях», «Книги простеца», «Апология
ученого незнания», «О видении Бога», «О возможности-бытии», «О неином», «Игра в
шар», «Компендий», «Охота за мудростью» и др. Н. К. усвоил достижения греческой
философии, особенно
неоплатонизма, прекрасно знал средневековую философию, был
близок мистике Мейстера Экхарта, знал восточных Отцов церкви, был крупным
ученым-математиком. Н. К. предложил реформу календаря, составил первую карту
Европы. Он предвосхищает Лейбница идеей равного онтологического достоинства всех
вещей в мире, Канта — развернутой системой космологических антиномий; Гегеля —
учением о триадной структуре мира.
В основе учения Н. К. лежит идея божественного Бытия-потенции как абсолютной
возможности, возможности всего, которая одновременно есть и идея абсолютной
действительности. Бог — это чистая возможность, чистое становление, которое
пронизывает всю Вселенную. Непреодолимая грань между Творцом и его творением
стирается: «Творец и творение суть одно и то же». Фактически Н.К. разрабатывает
доктрину пантеизма, учение о деперсонализированном Боге: мир «свертывается» в
Боге и развертывается из Бога. Такое учение вело к ряду выводов
неортодоксального свойства. Рушится представление о мире как неподвижной
иерархической структуре, где грани «ступеней» тварного мира непреодолимы: мир
однороден, «всё во всём», поскольку Бог присутствует везде. Мир един, нет мира
земного и мира небесного, законы мироздания едины. Мир бесконечен, поскольку
бесконечен Бог. Вселенная — сфера, центр которой — везде, граница — нигде.
Вместе с тем Н. К. не стирает полностью различия между миром, человеком и Богом:
«если всё во всём, то «всё» явно предшествует каждому. Это «всё» не есть
множество, ведь множество не предшествует каждому».
Учение Н. К. о Боге неотделимо от учения о путях познания Бога; «онтология»
неотделима от «гносеологии». Человек как существо конечное не может судить о
Боге — бесконечном совершенстве, бесконечной полноте — так же, как и о других
конечных вещах. Поэтому надо избавиться от «застарелых пут авторитета»: «Божье
мы должны познавать не по человеческому обычаю, но целиком и полностью от самих
себя отступившись и всецело перейдя в Бога». Бог нигде и везде, для Бога всякое
время — вневременно, всякое место — невмещаемо. «Бог именуется неединично
единичным, подобно тому как он есть беспредельный предел, безграничная граница и
нераздельная раздельность». В Боге «абсолютная всеобщность совпадает с
абсолютной единичностью, а абсолютный максимум совпадает с абсолютным
минимумом».
Учение о совпадении противоположностей в Боге — это учение обограниченности
нашего разума, который обязательно либо утверждает, либо отрицает согласно
принципу различения противоположностей. Познание Бога — это то же, что и
познание бесконечности в математике, говорит Н. К. Все математические истины,
существующие для конечных величин, рушатся при обращении к бесконечности:
окружность становится прямой, стороны треугольника — параллельными прямыми.
Попытки познать Бога рациональным путем обречены на неудачу; путь слепой веры
претит Н. К.; он встает на путь познания, лежащего «сверх любого рационального
дискурса», путь интуиции или «ученого незнания». Путь познания Бога Н.К. — путь
апофатический («отрицательный»). Нельзя выявить какие-то «конечные»,
определенные свойства Бога; можно лишь соотнести непознаваемость Бога с нашей
земной ограниченностью. Путь намеков (аллюзий), путь символа — вот путь
Богопознания. Человек — это «город с пятью воротами» (пятью органами чувств). Но
в познании Бога не помогут наглядные образы, поэтому надо закрыть все пять
ворот; человек не привык видеть свет без примеси тьмы.
Человек для Н.К. — микрокосм, «внутри человеческой потенции есть по-своему
всё». Бог — творец реальных сущностей и природных форм, человек — творец
мысленных сущностей и форм искусства. Человек и Бог имеют единую творческую
природу. Сам процесс человеческого познания есть подобие божественного
«свертывания мира в себе», человеческая предметная деятельность —
«развертывание» мира.
Учение Н. К., не понятое до конца его современниками, даже его последователем
Дж. Бруно, оказало существенное влияние на взгляды Гуссерля, Хайдеггера,
концепцию символа А. Лосева.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с.
248-250.
Философия эпохи Возрождения, пантеизм. Николай Кузанский, Бруно
Знакомство с Амброджо Траверсари, Лоренцо Валлой, Сильвием Пикколомини (будущий папа Пий II) известными гуманистами того времени сказалось на восприятие мировоззрения Николая Кузанского. Обратившись к античным философским трудам, он прочел в подлинниках Прокла и Платона.
Углубленное занятие астрономией, космографией, математикой, общность интересов связали его с гуманистами, такими как его друг Тосканелли. Философия бесконечности Николая Кузанского, соответствовала тому времени. Научные принципы требовали методичного изучения математики, счета, измерения, взвешивания. Его трактат «Об опыте со взвешиванием», стал первым шагом к новой эпохе научного и технического прогресса. В своей работе Николай Кузанский затрагивает экспериментальную физику, динамику, статику, ему удается связать воедино теорию с практикой. Он же первый создал в Европе географическую карту, а также предложил реформировать юлианский календарь, который впоследствии все же исправили, но только спустя полтора столетия.
Философия Николая Кузанского и Джордано Бруно в чем-то схожа. Идеи относительно космологии, были значительно новей идей Коперника и подготовили своеобразную почву для учения Бруно. Ими оставлено много научных трудов по богословию, философии, церковным и политическим темам, объединенных одной идеей, о бесконечной вселенной. Переход от традиций Средневековья наглядно демонстрирует философия Возрождения. Николай Кузанский развивает понятие предела, используемое им в объяснении Бога и фигур в геометрии.
Постижение божественной сущности, ученое незнание (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Разрушив религиозное представление о мироздании, которое свойственно неоплатоникам, Николай Кузанский представил бога не нисходящим, опустившимся до ступени материального существом, а как проявление высшей божественной сущности. Таким образом, мир представляется как прекрасное божественное творение, которое позволяет увидеть превосходство и искусство бога. Тленность всего сущего не может скрыть благородство божьего замысла. Красота мира, которую описал Николай Кузанский, философия универсальных связей и стройности творения получают оправдание. При сотворении мира бог использовал геометрию, арифметику, астрономию, музыку и все искусства, применяемые человеком.
Гармоничность мира ярко выражена в человеке — величайшем творении бога. Об этом говорит Николай Кузанский. Философия, основная идея которой заключена в объяснении всего прекрасного, что создано богом, тесно связана с изучением космологии и пантеистической онтологии. Человек рассматривается как высшее творение бога. Поместив его над всем, поставив на определенную ступень в иерархии, можно сказать, что он как бы обожествлен. Таким образом, он оказывается высшим существом, заключив в себе весь мир.
Что характерно для всего существенного: притяжение противоположностей ярко выражено и в человеческом существовании. Соответствие свернутого максимума в боге и космическая развернутость бесконечности нашли отражение и в природе человека, так называемом уменьшенном мире. Это полное совершенство и есть божественная сущность, которая свойственна человечеству в целом, а не отдельной личности. Человек, поднявшись на максимальную ступень, став с ней единым целым, смог бы стать таким же богом, восприниматься богочеловеком.
Такое объединение человеческой и божественной природы является возможным только в божьем сыне, Христе. Таким образом, теория о человеке тесно переплетается с христологией, а та — с теорией развертывания, которую выдвинул Николай Кузанский. Философия кратко и понятно объясняет, что абсолютно совершенная природа сына бога и есть свертывание природы человека, наподобие космоса в свернутом состоянии, содержащегося в боге. Воплощенная во Христе человеческая сущность бесконечна, но ограниченная в отдельном человеке, она конечна. Таким образом, человек бесконечно – конечное существо. Отождествление Христа и человека Николаем Кузанским помогло ему сместить идею сотворения человека, присущую учению церкви. Он рассматривает человека не как творение, а как творца, именно это и уподобляет его божественной сущности. Об этом говорит и способность человеческого мышления бесконечно постигать мир, познавать новое.
Реформы Николая Кузанского в церкви и государстве (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Реформаторские идеи касались как церкви, так и государства в целом. Кузанский Николай, философия которого проявилась в его первом сочинении «О согласии католиков», подверг сомнению документ, так называемый Константинов дар, в котором говорилось о передаче церкви не только духовной, но и светской власти императором Константином. Также Николай Кузанский провозгласил идею, предложенную ранее Оккамом, о воле народа, равной для государства и церкви. А любой властитель — лишь носитель воли народа. Также он предложил отделить власть церкви от государственной власти.
Под угрозой нашествия турецких войск греки и византийцы провели переговоры по поводу объединения восточной и западной церкви, на которые приехал и Николай Кузанский. Там он знакомится с Виссарионом и Плифоном, известными в то время неоплатониками, именно они сыграли основную роль в становлении мировоззрения будущего философа.
Замыслы о реформах, которые предложил Николай Кузанский, философия, основные идеи, кратко которые описать, конечно, достаточно сложно — все это было навеяно влиянием эпохи, ее противоречивостью, борьбой различных тенденций. Только зарождающаяся антифеодальная жизненная позиция, еще довольно зависима от средневековых представлений и образа жизни. Возвышение веры, излишний аскетизм, призывы умерщвлять плоть, абсолютно не совмещались с жизнерадостностью эпохи. Яркий интерес к познанию законов природы, оценка достоинств математики и других точных наук, влияние античности и мифологии — такова была философия эпохи Возрождения. Николай Кузанский принимал активное участие в церковной и политической жизни, но в то же время уделял много времени занятиям наукой.
Космос внутри человека, а человек внутри бога
Исходя из такой теории уподобления бога природному космосу, мир не имеет собственной окружности, однако его центр находится повсюду. Но все же мир не является бесконечным, иначе он бы был равным богу, а в таком случае у него были бы окружность с центром, был бы конец и, соответственно, начало, было бы завершение. Так проявляется связь зависимости мира от бога, объясняет Николай Кузанский. Философия, основные идеи кратко которой можно объяснить безграничностью, зависимости мирского от божественного начал, явление свернутости в физическом и пространственном существовании. Исходя из этого, можно сделать вывод о космологии. Получается, Земля не является центром мира, а ее окружностью не могут быть неподвижные небесные тела, утверждает Кузанский Николай.
Философия о космологии лишает привилегированности землю, которую ранее считали центром Вселенной, а бог становится центром всего, в то же время это объясняет подвижность земли. Отвергнув центральное расположение и неподвижность земли, не представиВ схему движения всех тел на небе, расшатав уже устоявшееся представление о земле, он проложил путь к развитию космологии и лишил геоцентризм логического оправдания.
Гуманист из Кузы
Николай Кузанский, натурфилософпантеист
Настоящее имя этого философа — Николаус (Николай) Кребс. Он родился в 1401 году в селении Кус (Куза) в Германии. В соответствии с античной и средневековой традицией мыслитель вошел в историю под прозвищем «Кузанский», или «Кузанец», напоминавшим о его малой родине. Дата его рождения — самое начало XV века — символична. Николай Кузанский стал в прямом смысле «человеком эпохи Возрождения».
В это время снова возвращается интерес к античной философии, искусству, истории. Человек по-прежнему признаётся творением Бога, но акцент делается уже не на «грешности», а на красоте души и безграничных возможностях этого творения. Прославление человека и его духовного и творческого потенциала принято называть гуманизмом. Именно к ранним гуманистам причисляют Николая Кузанского, ставя его в один ряд с такими титанами Возрождения, как Леонардо да Винчи: подобно великому итальянцу, он снискал успех во многих областях. Сделав блестящую церковную карьеру (Кузанец был кардиналом и папским легатом), он писал многочисленные философские трактаты, был математиком, астрономом, работал над реформированием календаря, занимался поиском древних рукописей.
«Бог во всём, и всё в боге»
Как философ, Николай Кузанский был близок к неоплатоникам. Будучи прекрасно образованным, он опирался и на древнегреческие, и на римские, и на средневековые источники. Если для неоплатоников целью было единение с Богом и поиск «ступеней» для движения души вверх, к творцу, то Кузанский пошел еще дальше: он заявил, что «Бог во всём, и всё в Боге», «Бог есть единое». По его мнению, не нужно противопоставлять Бога как могучую непостижимую силу — и созданную им Вселенную. Философ вообще избегал говорить о «сотворении мира» — одном из основополагающих моментов многих религий. Он предлагал идею «развертывания»: Вселенная разворачивается из некоего Божественного первоначала, то есть Божественная сила присутствует везде. Поэтому Кузанского иногда называют еще и пантеистом.
Пантеизм (от др.-греч. «пан» — всё, всякий и «теос» — Божество) — это вера в то, что Бог и природа — по сути одно и то же, что в природе «растворено» Божественное начало. Пантеисты не признают Бога как некую «творящую личность». Они предпочитают говорить о природе (Вселенной) как олицетворении Божественного, о единстве всего живого, убеждают в необходимости бережного отношения к природе. Подобные теории появлялись в разное время: «отголоски» пантеизма можно увидеть и в индуизме, и в даосизме, и в концепциях греческих мыслителей.
Каково же, с точки зрения Николая Кузанского, место человека? Он выдвигает достаточно смелые для того времени теории: так как все явления природы взаимосвязаны, а Бог неотделим от всего сущего в мире, то именно в разуме, вложенном Богом, главное достояние человека и его «богоподобие». И человеку в мире уготована центральная роль!
дальнейшее чтение
- английский язык
- Бейервальтес, Вернер , «Кузан и Эриугена», Дионисий , 13 (1989), стр. 115–152.
- Беллитто, Кристофер, Тома М. Избицки и Джеральд Кристиансон, редакторы, Знакомство с Николаем Кузанским: Путеводитель по человеку эпохи Возрождения (Нью-Йорк: Paulist Press, 2004).
- Кэмпбелл, Тони (1987). Самые ранние печатные карты 1472-1500 гг . Лондон: Британская библиотека. С. 35–55.
- Catà, Cesare, ‘Perspicere Deum. Николай Кузанский и европейское искусство пятнадцатого века », Viator 39 no. 1 (весна 2008 г.).
- Макгинн, Бернард, Урожай мистицизма , (2005), стр. 432–483.
- Мейтен, Эрих, Николай Кузанский: очерк для биографии . (Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2010 г.).
- Миллер, К. Ли, Чтение Кузана: метафора и диалектика в предполагаемой вселенной , (Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2003).
- Терувату, Прасад Дж. Н., «Ineffabilis, в мысли Николая Кузанского» (Мюнстер: Ашендорф, 2010 г.)
- Ямаки, Кадзухико, редактор, Николай Кузанский: средневековый мыслитель современности (Routledge, 2001).
- Иностранный язык
- Ката, Чезаре, «La Croce e l’Inconcepibile». Il pensiero di Nicola Cusano tra filosofia e predicazione ‘, EUM, Macerata (2009).
- Д’Амико, Клаудиа и Мачетта, Дж., Редакторы, «El проблема дель conocimiento en Nicolás de Cusa: genealogía y proyección», Эдиториал Библос , (2004).
- Флаш, Курт, Николаус фон Кус: Geschichte einer Entwicklung , (Георг Ольмс Верлаг: 1998).
- Hoff, Johannes , Kontingenz, Berührung, Überschreitung. Zur Философский Propädeutik christlicher Mystik nach Nikolaus von Kues , (Альбер: Фрайбург / Br. 2007) [ Непредвиденные обстоятельства, касательность, нарушение. Философская пропедевтика христианского мистицизма после Николая Кузанского ]
- Ясперс, Карл , Николаус Кузанус (München, 1964).
- Kern, Ralf, Wissenschaftliche Instrumente in ihrer Zeit , 4 Bde. (Кельн: Вальтер Кениг, 2010).
- Киевска, Агнешка, Роман Майеран, Харальд Шветцер (редакторы), Эриугена Кузанус . (Люблин, 2011).
- Сесилия Рускони, «El uso simbólico de las figura matemáticas en la metafísica de Nicolás de Cusa», Буэнос-Айрес, 2012 г.
Наука и вера
Применительно к его философской системе часто можно услышать слово «натурфилософия» (от лат. natura — природа). Этим довольно общим термином вплоть до XVIII века обозначали совокупность законов естествознания, попытку свести воедино все имеющиеся на данный момент знания о природе. И Николай Кузанский, увлеченный изучением небесных тел, относился к отцам натурфилософии эпохи Возрождения. Он предвосхитил многие открытия Коперника, Галилея и Бруно: тезис «Бог есть всё и во всём» и отождествление Творца и творения привел Кузанца к выводам о бесконечности Вселенной. Он высказывал предположения о постоянном движении небесных тел, о существовании многих миров (причем населенных!); встречаются в его трудах и упоминания о «пятнах на Солнце». Он считал, что все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля.
Довольно необычными для того времени стали рассуждения Николая Кузанского о необходимости примирения — как между государствами, так и между религиями. В частности, он весьма интересовался исламом и находил в его постулатах много общего с христианскими догмами. Для философии Кузанца характерна убежденность в необходимости религиозной терпимости; но, будучи крупным церковным иерархом, претворять эти идеи в жизнь он не торопился. Правда, некоторые исследователи считают, что только смерть, последовавшая в 1464 году, помешала Николаю начать масштабную реформу католической церкви.
Несмотря на преклонение перед разумом и уверенность в безграничных возможностях человека, идеи веры занимают важное место в философии Николая Кузанского, причем слово «вера» он применяет и к религии, и к науке: «Всякий человек, желающий подняться до познания чего-либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться…»
Поделиться ссылкой
Философия
Николай был известен своими глубоко мистическими писаниями о христианстве , особенно о возможности познания Бога божественным человеческим разумом — что невозможно с помощью простых человеческих средств — через «научное невежество». Он писал об окутывании творения в Боге и их раскрытии в творении. Некоторые подозревали его в пантеистических убеждениях, но его сочинения никогда не обвинялись в еретике . Николас также писал в De coniecturis об использовании предположений или предположений, чтобы подняться к лучшему пониманию истины. Человек может подняться выше простого разума до видения интеллекта, но тот же человек может отступить от такого видения.
Богословски Николай предвосхитил глубокие последствия реформатского учения о мучении ада (Проповедь на Псалом 30:11), за ним последовал Пико делла Мирандола , который аналогичным образом объяснил спуск с точки зрения агонии Христа.
Оказать влияние
Николая широко читали, и его произведения были опубликованы в шестнадцатом веке как в Париже, так и в Базеле. Его цитировали французские ученые шестнадцатого века, в том числе Жак Лефевр д’Этапль и Шарль де Бовель . Лефевр даже редактировал Парижскую оперу 1514 года . Тем не менее школы Кузана не существовало, и его работы были в значительной степени неизвестны до XIX века, хотя Джордано Бруно цитировал его, в то время как некоторые мыслители, такие как Готфрид Лейбниц , считались находящимися под его влиянием. Ученые -неокантианцы начали изучать Николая в девятнадцатом веке, и новые издания были начаты Heidelberger Akademie der Wissenschaften в 1930-х годах и опубликованы Феликсом Майнером Верлагом. В начале двадцатого века его провозгласили «первым современным мыслителем», и с тех пор много споров было сосредоточено вокруг вопроса, следует ли его рассматривать как по существу средневековую фигуру или фигуру эпохи Возрождения. Общества и центры, посвященные Николаю, можно найти в Аргентине, Японии , Германии, Италии и США. Его известная цитата о бесконечности Вселенной перефразирована в Центральной Священной Книге Телемитов , Книге Закона, которая была «получена» от ангела Айвасса Алистером Кроули в Каире в апреле 1904 года: сфера Я везде центр, а ее, окружность, нигде не найти «.
«Учёное незнание»: размышления о познании и истине
Николай Кузанский задаётся вопросом: как протекает процесс познания, и какие стадии ищущий разум при этом проходит, пока не обретает истину? Для установления истины относительно различных единичных вещей неопределённое связывается с определённым, неизвестное с известным. Поэтому о вещах конечных познавательное суждение сформулировать не трудно.
Однако человеческое познание не может удовлетвориться этим. Как бы самостоятельны ни были единичные вещи они, как уже было сказано, выражают бесконечное содержание жизни, которое заключает в себе таинственная глубина божественной сущности. Мир в конечной форме то же самое, что Бог в бесконечной. Бесконечное бытие как таковое не представимо ни в какой форме.
Осознание трагического противоречия между конечным человеческим умом и бесконечностью мира, в которую он включён и к познанию которой он стремится, – это и есть «учёное незнание». Безграничность проявлений божественного ума всё равно рано или поздно опровергнет любое частное утверждение, превзойдёт любое определение. «Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше или меньше, она заключается в чем-то неделимом, и, кроме как самой же истиной, ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом» (Там же. С. 40-41). Всякое научное исследование должно руководствоваться такой критической установкой разума.
Николаем Кузанским было сформулировано так называемое «правило учёного незнания». Согласно этому правилу, нельзя прийти к бесконечности путём постепенных прогрессивных приращений; для её постижения надо совершить скачок к точке совпадения несоизмеримых величин, творения и Творца.
На любых путях познания, будь то философские доктрины, математические выкладки, художественнее интуиции, жизненный опыт и пр., в каждой частице вселенского бытия для Николая Кузанского открывается «питательная» глубина бесконечности с её всеобъемлющим единством – источником всякой гармонии.
По мнению Николая Кузанского, при постижении такого всеединства мира, уничтожающего главным образом индивидуальные противоположности, следует отказаться от представлений здравого смысла. Философ пытается оправдать возможность такого преодоления, используя восходящие к платонизму отличия степеней познания – чувственное восприятие, рациональное познание и интеллектуальное знание. Чувственное восприятие, опыт дают только представления об единичных вещах. Действия рассудка – этой способности умозаключения, направленные на различение конечных вещей, приводят к тому, что резко и явно в виде понятий устанавливается их противоположность. Наконец, интеллектуальное знание – схватывает принцип совпадения противоположностей в интуиции. Понимание его превосходит силы чувственного восприятия и рассудочного мышления. Его можно понять непосредственным духовным созерцанием (умом), той высшей познавательной деятельностью, которая составляет самую сокровенную тайну созерцающей души (ума): «видение без постижения, постижение непостижимого». Углубляясь в интуитивные озарения, ум видит во всём только совершеннейшее единство, в котором узнаёт и свою собственную суть.
Согласно концепции Николая Кузанского, духовное начало внутренне присуще миру. Задача философа заключается в том, чтобы раскрыть его. Мудрость заключается в том, чтобы следовать предвкушению полноты и совершенства жизни. «Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижи¬ма в своей чистоте. Все философы искали эту истину, но никто её не нашел, какой она есть, и, чем глубже будет наша учёность в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине».
Философия пантеизма Николая Кузанского и его последователей
С философией пантеизма Николая Кузанского связана мысль о соотношении знаний и веры. В основу учения легло представление космоса как книги божественного происхождения, где бог раскрывается для человеческого знания. Поэтому вера является путем постижения божественной сущности в свернутом виде, находящаяся в самом человеке. Но, с другой стороны, осознание развернутой сущности, осознание бога — это дело человеческого разума, который не может быть заменен слепой верой. Недостаточному знанию Николай Кузанский противопоставил созерцание интеллектуальное, которое дает понятие притяжения противоположностей. Такое знание он называет интеллектуальным видением или интуицией, осознание неосознаваемого, подсознательного, иными словами, ученое незнание.
Стремление к постижению истинного смысла, невозможность объять необъятное показывают незавершенность объектов. А истина представлена как нечто объективное, но недостижимое, так как познание, изучение не может останавливаться, а истина бесконечна. Мысли Кузанского о том, что человеческие знания относительны, распространились и на религиозные знания. Таким образом, любая религия лишь отдаленно приближена к истине, поэтому следует придерживаться веротерпимости и неприятия фанатизма религиозного.
Николай Кузанский философия, биография и становление
Приехав в Падую, в 1417 году, Николай Кузанский стал обучаться церковному праву. Но одной юриспруденции талантливому юноше было недостаточно, он стал изучать медицину и математику, географию и астрономию, естествознание и точные науки. В Падуе он познакомился со своими будущими друзьями Паоло Тосканелли и Юлианом Цезарини, они привили Николаю тягу к философии и литературе.
Получив докторское звание по каноническому праву, в 1423 году Николай Кузанский отправился в Италию, где и познакомился с Римским канцлером Поджо Браччолини, который заинтересовал его тягой к богословию. После возвращения в Германию он начал изучать богословскую деятельность в Кельне. В 1426 году, став священником, был назначен секретарем папского легата кардинала Орсини, а позже и сам становится настоятелем церкви в Кобленце.
В первой половине 15 века авторитет католической церкви был подорван, многочисленные распри между соборами и папой, феодалами и духовенством привели к расколу в церковном мире. Для восстановления влияния церкви требовались реформы, многие кардиналы предлагали ограничить папское влияние и усилить соборную власть. На собор в 1433 году приехал и Николай Кузанский, который выступал за лишение папы верховной власти.
Политика
В 1433 году Николай предложил реформу Священной Римской империи и метод избрания императоров Священной Римской империи . Хотя он не был принят церковью, его метод, по сути, был тем же методом, который известен сегодня как счет Борда , который используется во многих академических учреждениях, на соревнованиях и даже в некоторых политических юрисдикциях, в первоначальной форме и во многих вариациях. Его предложение предшествовало работе Борды более чем на три столетия.
Мнения Николая об Империи, которую он надеялся реформировать и укрепить, были процитированы против папских претензий на светскую власть в шестнадцатом и семнадцатом веках. Протестантские писатели с удовольствием цитировали кардинала против претензий Рима. Протестанты, однако, сочли его сочинения против гуситов ошибочными. Протестантам казалось, что Николай дал церкви слишком много власти для толкования Писания, вместо того, чтобы рассматривать его как самоинтерпретирующий и самодостаточный для спасения принцип sola scriptura .
Собственное мнение Николая о церкви изменилось с его отъездом из Базеля. Он пытался доказать, что Базельскому собранию не хватало согласия церкви во всем мире, особенно князей. Затем он попытался доказать, что церковь возникла из Петра ( explicatio Petri ). Это позволило ему поддержать папу, не отказываясь от идей реформ. Таким образом, он смог предложить Пию II реформу церкви, начиная с самого папы. Затем он распространился по римской курии и по всему христианскому миру.
Николай отметил, что правительство основано на согласии управляемых :
- Соответственно, поскольку по своей природе все люди свободны, любая власть, с помощью которой подданные не могут совершать зло, а их свобода ограничивается творить добро из-за страха перед наказаниями, исходит исключительно из гармонии и согласия подданных, независимо от того, пребывает ли власть в их власти. писаный закон или в живом законе, который есть у правителя. Ибо, если по природе люди одинаково сильны и одинаково свободны, истинная и устоявшаяся власть одного над другими, правитель, обладающий такой же естественной властью, может быть установлен только по выбору и согласию других, как и закон. настраивается по согласию.
Другие религии
Вскоре после падения Константинополя в 1453 году Николай написал De pace fidei , « О мире веры» . Эта дальновидная работа представляла собой встречу на высшем уровне на Небесах представителей всех наций и религий. Представлены ислам и гуситское движение в Богемии . Конференция соглашается с тем, что в различных ритуумах может существовать una Religio , единая вера, проявляющаяся в различных обрядах, как это проявляется в восточных и западных обрядах католической церкви . Диалог предполагает большую точность христианства, но уважает другие религии. Позиция Николая заключалась в том, чтобы европейцы не отбивали Константинополь, а просто торговали с османами и позволяли им их завоевания. Менее ярким, но не опасным является его « Cribratio Alchorani» , « Анализ Корана» , подробный обзор Корана в латинском переводе. Хотя аргументы в пользу превосходства христианства по-прежнему приводятся в этой книге, она также приписывает иудаизму и исламу хотя бы частичное разделение истины.
Отношение Николая к евреям не всегда было мягким; 21 сентября 1451 г. он приказал евреям Арнема носить значки, удостоверяющие их личность. Темпы Fidei De упоминает возможность того, что евреи не могли бы охватить большее объединение уна в varietate религиозно rituum , но он отвергает их как политически незначителен. Это соответствует декретам от его посольства ограничения еврейской деятельности, ограничений впоследствии отмененных папа Николая V .