Оглавление
Жилище ненцев
Как и их предки, современные представители ненецких племён строят чумы. Они представляют собой конусообразное строение, основой которого служат жерди (их должно быть ровно сорок штук). Поверх жердей укладываются оленьи шкуры, которые оберегают обитателей чума от мороза и ветра. Для покрытия оного чума в зимнее время потребуются шкуры 65-70 оленей.
Для ненцев чум – не просто жилище, где можно согреться, поесть и отдохнуть. Это – миниатюрная Вселенная, что принадлежит каждой семье. В чуме существует старинный принцип размещения вещей, порядок, который нельзя нарушать. Ненцы верят, что гармония в чуме помогает обрести мир и с окружающей действительностью.
Кроме того, по форме чума можно определить достаток семейства. Если вы увидите остроконечное строение, можете быть уверены: в нём живёт небогатая семья. У самых состоятельных ненецких родов чумы имеют тупоконечную форму.
Внутри чума у ненцев / Роберт Талипов / rgo.ru
Добровольное людоедство
Такого шокирующего этнонима ненцы удостоились после того, как антропологи познакомились с жестокими порядками, царившими в их обществе. Согласно записям учёных, сделанных из уст самих самоедов у них с древности существовал обычай людоедства, однако он носил добровольный характер.
Согласно преданиям почувствовавший упадок сил мужчина-ненец, понимая, что больше не может ходить на охоту и приносить пользу коллективу и семье, наказывал убить его и съесть ради счастливой жизни потомков.
Ослушаться старшего дети не могли, и в присутствии шамана совершался страшный ритуал отцеубийства, после которого все члены рода с трепетом и благоговением ели тело предка.
Традиции
Ненцы считают, что олень приносит счастье. Неприличным считается спрашивать у ненца, сколько в его стаде голов. У народа принято оставлять в жилище нескольких оленей из стада, которых называют авками. Животные живут вместе с людьми в чуме и частично являются няньками для детей. Есть у ненцев и священные олени. На их рога надевают украшение в виде красных лент, на боках выстригают изображения духов или знак солнца. Этих оленей нельзя забивать на мясо. Есть в стаде олени, которых используют только для гонок, и олени, которые приносят удачу.
Нельзя смеяться над едой, запрещено доедать за пожилыми людьми. Если во время еды упал кусок, это означает, что умершие хотят есть. Кусок ставят около очага.
К очажному кругу и шестам имеет право прикасаться только женщина. Во время розжига огня она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по силе, цвету пламени, дыму и треску дров. Под покровительством женщины находится все пространство чума, кроме прихожей. Мужчина, войдя в жилище, снимает обувь и верхнюю одежду, надевает домашнюю малицу и обувь кисы.
Многовековое гостеприимство
Хозяйка чума обязательно пригласит вас к маленькому ненецкому столику, который называется толь. В чуме может быть и высокий стол, который называется норам, на нем располагают кухонную утварь. За столом мужчины сидят «по-турецки» на постелях. Хозяева, как правило, стараются ставить на стол перед гостем самые лакомые угощения.
Я-маленький. Топ-10 самых маленьких вещей Ямала
Я-маленький. Топ-10 самых маленьких вещей Ямала
Если гость остается на ночь, то обязательно готовится суп из отборных кусков свежего мяса. У ненцев принято переворачивать чайные чашки. Хозяин чума, увидев пустую чашку, будет подливать чай до тех пор, пока не перевернуть чашку вверх дном.
Кроме очень популярной строганины (крепко замороженные рыба или мясо, нарезанные тонкими ломтиками) у ненцев распространено блюдо под названием «колотушка». Это та же замороженная рыба, которую ненцы целиком разбивают о стол или другой твердый предмет. Получаются куски-осколки. Их и выкладывает на блюдо. Колотушку подают к столу во время рядовых приемов пищи, строганину же делают чаще для гостей и по праздникам.
Надымские трезвенники-автомобилисты выстроились в «чум» и «рюмку»
Надымские трезвенники-автомобилисты выстроились в «чум» и «рюмку»
У ненцев за столом нельзя ни свистеть, ни петь. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь». И еще одного не надо делать в чуме – пытаться помочь хозяйке убрать со стола, мыть или вытирать посуду. Считается, что такая помощь гостей может обернуться для хозяйки неудачей, стол ее обеднеет, а все удачи перейдут к гостье. К посуде не должны прикасаться ни мужчина, ни мальчик. По поверьям, от звона посуды вся дичь испугается и убежит.
Не принято у ненцев и уходить раньше окончания трапезы, но часто в тундре гости торопятся. И тогда хозяйка должна подержаться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи.
В чуме свои традиции расположения гостей и домочадцев. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу.
В тундре, по традиции ненецкого гостеприимства, хозяева дарят подарки гостям. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам дарят чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку.
Промышленное освоение Ямала не мешает животным обустраивать свое жилище | Фотогалерея
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Промышленное освоение Ямала не мешает животным обустраивать свое жилище | Фотогалерея
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Правительство ЯНАО
Необходимым подарком для женщины считается даже самый маленький кусочек бобрового меха. Детям, как правило, дарят игрушки или вещи ровесника. Дарить можно всё, что угодно. Главное, в тундре нельзя отпускать гостя без подарка.
Традиционные забавы
Еще одной интересной особенностью жизни в тундре является то, что дети здесь играют клювами птиц. Она сделана из клюва утки или гуся. Клюв играет роль головы куклы с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в роли туловища. Куклы из утиного клюва — женщины, а из гусиного — мужчины. Любимая игрушка ненецких мальчиков — оленьи рога и копыта. Они представляют, что это настоящие оленьи упряжки, и носятся друг за другом, изображая гонки.
Все, что свято
Олень – самое главное существо в тундре, это известно всем. Даже единственный подарок, который ненец получает ко дню рождения – олень. Семье новорожденного дарят живого оленя.
Издревле жители тундры относились к своим бескрайним просторам с большим уважением и бережливостью. Законом в тундре было брать от неё только самое необходимое для жизни. Ненецкие запреты очень строги. Нарушение строго каралось осуждением сородичей. Видя живую душу в зверях и птицах, реке, тундровом озере, самой земле, обращались к ним за помощью, старались не обидеть.
Детям и даже собакам нельзя рыть и как-либо повреждать землю, играть с огнем и водой, особенно бить по ней палками.
Ненцы верят, что бережное отношение к природе помогает им выжить в суровой тундре, находясь под защитой высших сил.
Как ненцы используют обшивку ступеней ракет и есть ли у них ноутбуки и мобильные телефоны
— В культурном и социальном плане проникновение русской культуры есть, но нужно делить ненцев на тундровых оленеводов и поселковых. Если говорить, например, о летней одежде, то она среднеевропейская — резиновые сапоги, брезентовые куртки. А вот зимней одежды это не касается: в условиях тундры она не функциональна. У всех ненцев есть ноутбуки, телефоны, а рейсовые вертолеты — основной вид транспорта.
Многие новые вещи продолжают играть старые роли. Титановая обшивка упавших ступеней ракет используется как поддон для печи, вынесенные на берег сети из капрона — как элементы упряжи. Инновации не оказывают деформирующего влияния.
Особенности быта
Кочуя по тундре за оленями, ненцы устанавливают временные жилища – чумы. Основу чума составляет 30-40 шестов, на которые кладут зимой оленьи шкуры, летом – обработанные куски бересты.Для ненцев чум – это модель мира в миниатюре, ведь:
- Через отверстие вверху ощущают связь с космосом.
- Шесты представляют собой сферу, окутывающую Землю.
- Ставит жилище и охраняет его женщина.
Женскими руками поддерживается очаг в центре чума. На нем варят пищу, а вокруг ложатся спать на оленьих шкурах. Кроме хозяйки никто не имеет права прикасаться к шестам и крюку над очагом. Женщина умеет разговаривать с огнем, предсказывать по цвету и силе пламени, треску поленьев события.
Из мебели в чуме может быть стол, куда составляют яства. Питаются ненцы мясом оленя, рыбой. В летнее время ловят сига, налима. Из боковины рыбы готовят юколу, вяленые кусочки. Зимой едят строганину. После удачной охоты мужчин на нерпу и моржей, ненцы вытапливают из туши жир, сохраняя его в специальных сосудах. А вот ловить медведя обычаи ненцев запрещают.
Когда стойбище перейдет на другое место, останется на земле пятно от очажного листа чума. Считают, что второй раз прикрывать это место листом нельзя, иначе земля обидится. После переноса стойбища не оставляют даже волосинки на прежнем месте, так как, по верованиям, злой дух погубит человека.
Религиозные обряды
Многие обычаи и традиции ненцев связаны с жертвоприношениями духам земли (Я ЕРВ), воды (ИД ЕРВ), неба Нума. Последний считается главным духом. В руках Нума находятся все природные явления, климат. В осенне-весенний период в жертву духу неба приносили белого оленя. При этом обязательно выбирался олень, никогда не ходивший в упряжке. Боковины священного животного помечали полукружьями с отведенным вниз от центра полосами. После посвящения к оленю нельзя было прикасаться.
Духи земли давали ненцам корм для оленей – ягель, а людям – морошку, травы. А под землей обитал дух болезней и смерти Нга, которого надо было задобрить. Когда кто-то из чума заболевал, то забивали оленя. Голову животного ненцы насаживали на шест, направляя морду на запад. А с мелкими злыми духами отпугивали при помощи колокольчиков.
Священным деревом ненцев считается лиственница. Ее украшают лентами, кусочками тканей, шкур животных, рогами. В северные районы привозили сухое дерево, ставили его на возвышенное место, устанавливая рядом деревянных идолов.
Существуют у ненцев домашние духи. «Старуха» чума представляется в виде миниатюрного комплекта одежды. При родах оберег держала в руках женщина.
Из куска дерева вырезали изображение умершего 5-7 лет назад человека. Фигурку одевали в национальную одежду, ухаживали за ней. Так старались задобрить духов для сохранения здоровья, мира в роду. Такие традиции до сих пор живы у некоторых представителей народности.
Сырое мясо
По сравнению с людоедством, пристрастие ненцев к поеданию сырого мяса и рыбы не кажется столь ужасающим, но, тем не менее, это нетипичный способ употребления пищи.
В календарный период с мая до середины августа, когда в местах обитания ненцев суровая зима сменяется относительно мягким межсезоньем, наступает пора забивания выращенных для нужд пропитания оленей.
В это же время ненцы, от мала до велика, могут полакомиться излюбленным национальным блюдом — сырой олениной. Убитый умелым ударом ножа в сердце олень выставляется на импровизированный стол, и каждый участник трапезы отрезает себе кусок мяса, макает его в тёплую кровь и с аппетитом лакомится любимым кушаньем.
Помимо мяса сохатого ненцы с удовольствием едят его сырую печень и почки, костный мозг и дыхательное горло, нижнюю губу и язык, сычуг и сердце, которые считаются деликатесами и при наличии в общине гостя эти части хлебосольно преподносятся ему.
Особым угощеньем являются оладьи, замешанные на оленьей крови, которую ненцы активно используют в свежем и замороженном виде.
Кстати, любовь ненцев к сырому окровавленному мясу объясняется не только культурными традициями, но и элементарной потребностью организма в питательных веществах и витаминах С и В2, в большом количестве содержащихся в оленине.
Это лакомство позволяет северянам не болеть цингой и заряжает организм энергией, необходимой, чтобы выжить в крайне сложных природных условиях.
Зимой место парного мяса занимает замороженная оленина, которая подаётся к столу в виде тонко нарезанных стружек, известных под названием строганина. Аналогично именуется блюдо из сильно замороженной рыбы, которое ненцы готовят по праздникам. В будни строганине они предпочитают «колотушку» — экстремально заледенелую рыбу, которая при ударе о твердый предмет разбивается на съедобные осколки.
Кроме того, ненцы едят вымоченное в воде мясо нерпы и медвежатину, но не употребляют в пищу чаек, считающихся у них священными птицами, и не питаются грибами, поскольку они служат пропитанием для оленей.
Как советские власти вмешивались в культуру ненцев и что с ней происходит сейчас
— Степень вмешательства государства разнится в зависимости от исторического периода и территории. В XIX веке этот вопрос фактически находился «на обочине», основной целью Российской империи был сбор ясака (натурального налога — прим. «Бумаги»). Власть практически не вмешивалась во внутреннее управление и оставляла его на откуп самим ненцам.
В СССР с учетом патернализма государства ставились задачи цивилизовать и улучшить жизнь народов, поэтому шло активное вмешательство в культуру, контроль оленеводства, создание совхозов, разведение пушных зверей в клетках. Но экономически это было очень неустойчиво, дотационно, поэтому после исчезновения Советского Союза все эти системы рухнули из-за недостатка финансирования.
В начале XXI века ненецкая культура активно развивается, но зависит от региона. Если есть полезные ископаемые — как, например, в Ямало-Ненецком округе, то роль государства, а также нефтегазовых компаний, выше. Там много спонсорской помощи, идет снабжение дровами, снегоходами. Европейские же ненцы гораздо традиционнее, потому что там ничего не разрабатывается.
В каждом регионе есть законодательные акты, направленные на развитие оленеводческой отрасли и контроль за ней. Но они не всегда хорошо работают. Например, в Ямало-Ненецком округе пытаются не допускать перевыпас, дотировать убойный вес, то есть за сдачу мяса государство доплачивает. Но есть мировоззренческие установки: для ненца олень — это всё, количество оленей — мерило богатства.
Главная проблема для коренных народов Севера, и для ненцев в том числе, это влияние активного промышленного развития северных регионов. Само по себе развитие добычи нефти и газа не хорошо и не плохо и в перспективе способно как принести дополнительные возможности коренному населению, так и уничтожить его. Помочь должно проведение этнологических экспертиз этих промышленных проектов
Важно не только появление правовых оснований — закон об Этнологической экспертизе с 1999 года обсуждается Госдумой, но и обучение экспертов, чего в России недостаточно. Сейчас их готовят только в рамках магистерской программы СПбГУ, в то время как в России проживает более 190 народов, из которых значительная часть малочисленные, нуждающиеся в специальных мерах по защите
Где живут ненцы: этнографические и этнические группы
По этническому и территориальному признаку ненцы делятся на две группы:
1. Тундровые.
С конца девятнадцатого века расселились в тундровой зоне от Кольского полуострова до правобережья Енисея. Это Ненецкий автономный округ – территория Архангельской и Мурманской областей; Ямало-Ненецкий автономный округ – Тюменская область; Долгано-Ненецкий автономный округ (Таймырский) – Красноярский край. В 2007 году Долгано-Ненецкий автономный округ преобразован в Таймырскую Долгано-Ненецкую область Красноярского края.
2. Лесные.
Расселились в таежной зоне междуречья Енисея и Оби. Основная часть живет в бассейнах рек Пур и Надым, по северным притокам рек Аган, Тромеган и Лямин.
Отличия между группами сформировались исторически. По численности тундровые самоеды значительно превышают лесных. В Ненецком автономном округе проживает более шести тысяч человек, в Ямало-Ненецком, а также северном районе Республики Коми – около двадцати одной тысячи.
На третьем месте по количеству юраков – Таймырская Долгано-Ненецкая область Красноярского края. Здесь проживает три с половиной тысячи человек. В Приморском, Лешуконском и Мезенском районах Архангельской области – 0,8 тысяч человек. Лесных ненцев – полторы тысячи.
Антропологический план и теории этногенеза
По антропологическому типу ненцев относят к уральской контактной малой расе. Ее представители сочетают признаки европеоидов и монголоидов. Широкое расселение позволяет выделить ряд антропологических групп. Причем наблюдается тенденция снижения монголоидности с востока на запад. Так, у лесных ненцев фиксируется незначительная степень выраженности монголоидного комплекса.
В истории известно несколько теорий этногенеза ненцев:
1) Теория Страленберга.
Страленберг предположил, что самоеды Саянского нагорья – потомки самоедов приполярной зоны, где они были аборигенами. Часть самоедов под воздействием каких-то факторов двинулась с севера на юг и заселила Саянское нагорье. Основанием для подобного заявления послужило присутствие на территории Саянского нагорья народов, говорящих на одном из самодийских языков.
2) Теория Фишера-Кастрена.
Историк Фишер высказал противоположную точку зрения. Он предполагал, что предки современных ненцев – потомки самоедов Саянского нагорья, которые продвигались из Южной Сибири в северные районы. В девятнадцатом веке теорию Фишера обосновал Кастрен. Он предположил, что в первом тысячелетии нашей эры самодийские народы были вытеснены на север тюрками.
В начале двадцатого века исследователь Жилинский выступил против достоверности данной теории. Свое заявление он аргументировал невозможностью резкой смены рода занятий в краткие сроки. Ведь ненцы – это оленеводы, а проживающие на Саянском нагорье племена – земледельцы.
3) Теория Г. Н. Прокофьева.
Г. Н. Прокофьев – советский ученый. В своих исследованиях он опирался на теорию Фишера-Кастрена. По его мнению, предки современных ненцев – это не только самодийские народы Саянского нагорья, но и аборигены приполярной зоны, которые с древнейших времен занимали территорию бассейнов Оби и Енисея.
4) Предания ненцев.
История происхождения ненецкого народа нашла отражение в их легендах. Предание гласило, что предки ненцев пришли на Крайний Север и встретили там низкорослых сиртя. Это местное племя, которое знало горное дело и обладало рядом феноменальных способностей. Впоследствии сиртя «ушли под землю».
Интересно, а где жили майя, культура и предсказания которых до сих пор будоражат умы.
Семейные традиции ненцев
Семейные традиции ненцев, в первую очередь, связаны с воспитанием детей. С ранних лет ребёнок узнаёт о принципах жизни среди природы, об особенностях традиционных ремёсел. Ненцы всегда тщательно убирают за собой место прежнего жилища. Они верят, что духи земли будут разгневаны, если оставить мусор на месте, что дало человеку приют.
Увидев игрушки ненецких детей, вы наверняка удивились бы. Дело в том, что они сделаны из клювов птиц. В качестве кукол девочки используют утиные (они изображают женщин) и гусиные (мужская ипостась) клювы.
Ненские дети / Гапоненко Екатерина / commons.wikimedia.org
Поразительно, но такие игрушки дети заворачивают в одежду, укладывают в колыбельки. А вот ненецким мальчикам очень нравятся игры с оленьими рогами. Часто малыши поднимают их и бегают друг за другом, изображая гонки на оленьих упряжках.
Ненцы учат своих детей доброму отношению к окружающему миру, пониманию законов природу. Запрещается трогать гнёзда и яйца птиц, рыть землю, пугать лесных животных ради забавы. Лишь с добром и любовью следует относиться к главным помощникам ненцев – оленям.
Ненецкая семья
Мне кажется, секрет яркости и самобытности традиций ненцев заключается в их единстве с природой, что они не утратили и в наше время. И жизнь связаны со многими сложностями и проблемами, что необходимо преодолевать каждый день, нередко встречаются настоящие опасности. “За свою жизнь сам держись – за тебя этого никто делать не будет”, – говорит ненецкая пословица. И, надо сказать, ненцы придерживаются этого завета предков, сохраняя и свой народ, и необыкновенную культуру.
Религия
Традиционная религия — анимизм. Ненцы верили, что весь мир наполнен духами, у озер, рек и явлений природы есть духи-хозяева. От них зависит жизнь человека и удача в промыслах. Ненцы приносили духам пожертвования, чтобы сдобрить их. Духи подразделялись на два типа:
добрые помогали людям в различных делах;
злые насылали на человека болезни и несчастья.
По представлению народа, Вселенная поделена на три мира, которые вертикально располагаются друг над другом: Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир состоит из семи небес и располагается над землей, там живут божества. Средним является сама Земля, где живут люди и различные духи. Земля плоская и окружена морем. Под землей находится Нижний мир, в нем семь ярусов, на которых обитают злые духи. На первом ярусе живут духи сихиртя, для которых земля является небом. Они пасут земляных оленей «я-хора».
На небе живет создатель вселенной по имени Нума. Он управляет временами года, холодом и теплом, бурями, ветром. У создателя есть жена и сыновья. Каждый год ненцы поднимались на возвышенное открытое место и приносили в жертву Нуму белого оленя. Мясо съедали, голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.
В подземном мире живет его владыка Нга. К нему попадают души людей после смерти. В Среднем мире правят две покровительницы: грешница Парны-Не и светлая мать Земля Я-Небя.
Соблюсти чужие традиции
У каждого народа есть свои особенности, которые для него — абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека другой культуры. Если когда-нибудь судьба забросит вас в тундру, в стойбище оленеводов, нужно помнить о некоторых правилах.
Ненцы — представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера, как и их предки занимаются оленеводством и верят в сокрытую подземную цивилизацию. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы, в каждом из них по правилам гостеприимства хозяйка предложит угощение. Гость обязательно должен его принять, не отказаться от чашечки чая. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.
Ямальцы настаивают на внесении «чум-работницы» в классификатор профессий
Подробнее
При входе в чум не нужно стучать и ждать пока тебя впустят или кричать, сообщая о своем приходе. Гости сразу же могут зайти, подняв край покрытия чума. Взяв его одной рукой и, повернувшись через плечо, той же рукой положить край чумового покрытия на исходное положение. Так входят в чум все ненцы.
Определить, есть ли кто-нибудь в чуме можно по дыму из трубы печки-буржуйки, по прислоненному бревну или длинному шесту к двери. Если в чуме одна половина нежилая, надо пройти туда и постоять, пока хозяева не пригласят сесть или пройти на жилую часть чума. Войдя в чум, принято приветствовать его обитателей словом «Торова!». От угощения отказываться нельзя.
Делегация Ямала примет участие в сессии Постоянного форума ООН
Подробнее
За возведение домов у ненцев отвечают женщины. Они следят и за домашним очагом. Принести воду, дрова и развести огонь, это — исключительно женские занятия. Очаг находится в ведении женщины. Только она может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.
Опасные вороны, хищные медведи. Как на Ямале защищают молодых оленят
Опасные вороны, хищные медведи. Как на Ямале защищают молодых оленят
Мужские обязанности в ненецкой семье предполагают полное самообеспечение. Поэтому уметь нужно всё. Мужское дело – сделать тынзян, хорей, нарты, изготовить упряжь, поймать в стаде арканом передового оленя, запрячь упряжку.
По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в некоторых случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.
Жизнь
Основными занятиями ненцев издавна являются оленеводство, охота и рыболовство. Они называют себя «дети оленя». Вся жизнь народа связана с оленями. Животные пасутся круглый год, следят за ними пастухи и собаки. На полуострове Ямал живут несколько тысяч оленеводов, которые держат около 500 000 оленей и ведут кочевой образ жизни.
Охотятся на росомаху, песца, лисицу, северного дикого оленя, горностая, глухаря, белую куропатку, гуся. Женщины занимаются пошивом одежды, сумок, покрышек, выделкой кожи, рубят дрова, готовят пищу, разжигают огонь и смотрят за детьми.
Малыши спят в люльках, которые наполняют сухим мхом. В качестве пеленок используют шкуры оленей. Девочкам мастерят кукол нухуко из клювов гусей или уток, пришитых друг к другу лоскутами. Мальчики играют с рогами и арканами, которыми ловят воображаемых оленей. С 4 лет их обучают готовить упряжь и управлять оленями.
Передвигаются на санях с оленьей упряжкой. Легковой транспорт делится на женский и мужской. Женские сани дополнительно оснащены боковой и передней стенкой для удобства езды с детьми. Мужские сани оснащены только задней спинкой сиденья. В сани садятся с левой стороны, управление осуществляется вожжами. Изготавливают упряжь из кожи морского зайца или оленя. Грузовые нарты запрягаются двумя оленями и из нескольких таких саней составляют караван.
Родовая структура ненцев состоит из двух фратрий:
- Вануйта, включает роды: Вэнго, Соль-Вануйта, Вануйта, Луца-Вануйта, Сабы, Яр, Соплии Япти, Яптик;
- Харючи, включают роды: Нгано-Харючи, Харючи, Нгадср, Сюхуней, Ладукай.
Олени в жизни ненцев
Традиции ненцев связаны с оленеводством, являющимся ведущей отраслью хозяйства. Под надзором пастухов и собак круглый год перегоняют стада оленей с одного пастбища на другое. Олень является тем домашним животным, которое дает:
- возможность передвигаться на большие расстояния в нартах;
- мясо для пропитания;
- шкуру для изготовления одежды, обуви;
- материал для обустройства чума, постели;
- подшейный волос шерсти для вышивания;
- рога. Их используют для лекарств, детских игр.
Даже пеленки новорожденным готовят из хорошо выделанной шкуры оленя.
Во время поездок в нарты запрягают от трех до семи оленей веером. Упряжь изготавливают из кожи животного. Используют такие виды нарт, как мужские с задней спинкой, женские – с боковыми стенками. Для перевоза тяжелых грузов запрягают оленей в цепочку, составляя из 5-6 специальных нарт караван.
В пищу употребляют оленье мясо с августа по май. К деликатесам относят молодые рога оленей. Их опаливают на огне, счищая верхний слой. Вкусны хрящевые кончики рогов, наполненные кровеносными сосудами.
Обычаи ненцев в заготовке мяса заключаются в закапывании свежего продукта в снег. Так он сохраняется всю долгую зиму. Практикуют использование копченой, вяленной на солнце оленины, реже – соленой.
Тайны названия
Ненцы являются одним из народов побережья Северного ледовитого океана. Их земли простираются от Кольского полуострова до Таймыра. Упоминания об их племенах встречаются ещё у летописца Нестора в «Повести временных лет». В числе прочих народов Севера он перечисляет и ненцев.
В старину их часто называли “самоядами”. Согласитесь, слово не слишком привлекательное, да и значение имеет далеко не позитивное – “поедающие самих себя”. Как считают исследователи, появление этого названия было связано с рядом ненецких традиций людоедства, обусловленных выполнением религиозных ритуалов.
Ненцы (самоеды), первая половина XX века.Местонахождение: Научный архив РГО
Есть мнение, что в суровом северном климате предки современных ненцев старались найти источник пищи всюду. Они поедали более слабых соплеменников – это помогало выжить остальной части общины. Обычай, что мог показаться диким другим народам, для ненцев был священным действом.
Впрочем, существует и иная гипотеза, объясняющая значение слова “самояд”. Это слово напоминает использующееся ныне “сырояд”, обозначающее человека, употребляющего сырую пищу. Не исключено, что ненцы в старину также питались сырыми продуктами, которые можно было заготовить впрок и долго хранить.
Густав-Теодор Паули «Мезенские ненцы (самоеды)»Из книги «Этнографическое описание народов России»
А вот привычный нам этноним “ненцы” с местного наречия переводится как “настоящие люди”. Активно использоваться именование стало с прошлого века, после чего стало официальным определением народности.