Русские поэты-футуристы

Оглавление

Давид Бурлюк

Если рассказывать о конкретных представителях футуризма в России, то начать, прежде всего, нужно с Давида Бурлюка. Именно он считается основателем этого направления в нашей стране.

Бурлюк родился в 1882 году в Харьковской губернии. В детстве лишился глаза, когда играл с братом с игрушечной пушкой. Учился в художественных училищах Одессы и Казани, затем осваивал живопись за границей. В 1907 году вернулся в Россию, вскоре познакомился с Владимиром Маяковским. Вместе они стали одними из самых ярких представителей отечественного футуризма.

Во время Первой мировой войны не подлежал призыву из-за отсутствия глаза. В 1918 году едва не погиб во время погромов, которые устроили в Москве анархисты. После этого уехал в Уфу. Постепенно добрался до Владивостока, откуда эмигрировал в Японию. Написал около трехсот картин на японские мотивы, денег от их продажи хватило, чтобы поселиться в Америке.

Дважды посещал Советский Союз, в 1956 и 1965 годах, стремился издать на родине свои произведения, но безрезультатно. В 1967 году умер в городке Хэмптон-Бейз в штате Нью-Йорк.

История возникновения

Основоположником направления считают итальянского поэта Филиппо Маринетти. Его стих «Красный сахар» — первое произведение нового направления. После него, в 1909 году писатель выпустил манифест течения в газете «Фигаро». Там он кратко и понятно определил отличительные черты футуризма, описав их как культ будущего и отказ от прошлого. Послание было ориентировано на молодых творцов.

Позже к нему присоединились такие творцы, как Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. К 1912 году направление получило довольно широкое распространение, и в одном из музеев Парижа состоялась первая выставка художников-футуристов.

В России течение начало приобретать популярность в 1910—1911 годах. Оно пришлось по душе бунтарскому народу, совпало с недовольными современностью настроениями толпы. Последователи нового течения создали несколько литературных организаций со своими кодексами и уставами.

Расцвет футуризма был коротким, но ярким. Первые футуристы быстро добились славы и довольно скандальной известности, но очень скоро ушли на покой. Уже в 1914 году футуризм начал давать сбои и направление пережило кризис. Но его представители уже успели выполнить свою историческую роль и преподать нужный урок.

После Октябрьской революции и победы большевиков футуризм окончательно угас. Некоторые из деятелей направления умерли, другие сбежали из страны, третьи решили попробовать себя в других стилях. Последние последователи течения издавали свои произведения под маркой «ЛЕФ». Их самые поздние работы датируются 1920-ми годами.

Отличительные черты

Последователи направления считали свои работы «творчеством будущего». В них явно читалось презрение к старым правилам и законам, стремление и инновациям и экспериментам. По содержанию творчество было очень разнообразным. Основные особенности футуризма были неоднократно определены и подчёркнуты его последователями. Среди них:

  • стремление к исследованию новизны в искусстве;
  • отрицание старых норм и традиций;
  • эксперименты с формой произведения, акцентирование внимания на ней;
  • широкое применение неологизмов (новых слов, сочетаний, значений);
  • бунтарство, воспевание войн и революций как способа «омолодить общество»;
  • стремление создать ощущение грядущего переворота;
  • антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то прекрасного;
  • прославление новых технологий, культ города.

В поэзии и литературе

Главной особенностью футуризма в литературе стал практически полный отказ от привычных правил орфографии, грамматики и стилистики. Авторы стремились создать свой индивидуальный стиль, экспериментируя со словоформами, речевыми конструкциями, ритмом и интонацией. Таким образом, футуризму в литературе свойственны такие черты:

  • необычные формы стихотворения, эксперименты с рифмой и стихотворными формами;
  • акцент на речетворчестве, создание новой, «заумной» речи за счёт создания новых словоформ, суффиксов, речевых оборотов и соединений;
  • широкое использование авторских неологизмов;
  • эксперименты с графическим восприятием текста — к примеру, поэмы, написанные наискосок, вверх ногами, с разными шрифтами и размерами букв;
  • сочетание поэтического с обыденным;
  • использование деловой, газетной, плакатной, жаргонной лексики;
  • пренебрежительное, иногда ненавистное отношение к «старому» языку, его намеренное искажение (например, «поэзы», «грамата»).

В изобразительном искусстве

Как и литература, изобразительное искусство в стиле футуризма базировалось на отказе от традиций. Его отличительные черты:

  • работы, посвящённые технологиям и урбанизации, картины машин, самолётов, электропроводов, сложных научно-фантастических механизмов;
  • изображение 3D-объекта с нескольких сторон одновременно;
  • интенсивные, яркие, контрастные цветовые решения;
  • динамичные формы;
  • раздробленные на фрагменты рисунки;
  • зигзаги и спирали как основные фигуры;
  • передача движения путём наложения;
  • динамика;
  • использование вырезок, металлических вставок, фрагментов таблиц, шестерёнок как элементов картины-коллажа;
  • попытки передать шумы и звуки средствами изобразительного искусства.

Футуризм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений. Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Активнее всего они развивались и появлялись в начале XX века, в Серебряный век русской поэзии. Одним из направлений, родившихся в то время, стал футуризм.

Определение 2

Футуризм (от лат. «futurum» — будущее) — литературное направление, приверженцев которого больше интересовало не содержание произведений, а их форма. Футуризм — «искусство будущего».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Футуризм в русской литературе 470 руб.
  • Реферат Футуризм в русской литературе 270 руб.
  • Контрольная работа Футуризм в русской литературе 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Футуризм как часть авангардистского движения зародился в 1909 году в Италии с публикацией главного документа этого движения — «Манифеста футуризма» (автор — Филиппо Томмазо Маринетти). В данном манифесте утверждалось, что искусство в его традиционной форме изжило себя и более не способно к обновлению, поэтому необходимо создать новую концепцию красоты.

Замечание 1

В российской поэзии футуризм просуществовал приблизительно с 1910 по 1920 год.

Развитие

Популярным и известным в России стал футуризм в Серебряном веке. Одним из ярких представителей был Игорь Северянин, который даже издал в 1911 году сборник своих стихов под названием «Пролог. Эго-футуризм».

К тому времени уже достаточно известными были последователи братьев Бурлюков. Их сборник «Садок судей 1» увидел свет еще в 1910 году. Вообще в русском футуризме стихи играли большую роль. Поэтому и основными составителями манифеста «Пощечина общественному вкусу» стали поэты. Они даже сформулировали четыре основных правила для стихотворцев: необходимость расширять поэтический словарь с помощью новых слов, испытывать ненависть к языку, который существовал до них, отказываться от славы, ключевым сделать слово «мы».

Отличительные черты

Последователи направления считали свои работы «творчеством будущего». В них явно читалось презрение к старым правилам и законам, стремление и инновациям и экспериментам. По содержанию творчество было очень разнообразным. Основные особенности футуризма были неоднократно определены и подчёркнуты его последователями. Среди них:

  • стремление к исследованию новизны в искусстве;
  • отрицание старых норм и традиций;
  • эксперименты с формой произведения, акцентирование внимания на ней;
  • широкое применение неологизмов (новых слов, сочетаний, значений);
  • бунтарство, воспевание войн и революций как способа «омолодить общество»;
  • стремление создать ощущение грядущего переворота;
  • антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то прекрасного;
  • прославление новых технологий, культ города.

В поэзии и литературе

Главной особенностью футуризма в литературе стал практически полный отказ от привычных правил орфографии, грамматики и стилистики. Авторы стремились создать свой индивидуальный стиль, экспериментируя со словоформами, речевыми конструкциями, ритмом и интонацией. Таким образом, футуризму в литературе свойственны такие черты:

  • необычные формы стихотворения, эксперименты с рифмой и стихотворными формами;
  • акцент на речетворчестве, создание новой, «заумной» речи за счёт создания новых словоформ, суффиксов, речевых оборотов и соединений;
  • широкое использование авторских неологизмов;
  • эксперименты с графическим восприятием текста — к примеру, поэмы, написанные наискосок, вверх ногами, с разными шрифтами и размерами букв;
  • сочетание поэтического с обыденным;
  • использование деловой, газетной, плакатной, жаргонной лексики;
  • пренебрежительное, иногда ненавистное отношение к «старому» языку, его намеренное искажение (например, «поэзы», «грамата»).

В изобразительном искусстве

Как и литература, изобразительное искусство в стиле футуризма базировалось на отказе от традиций. Его отличительные черты:

  • работы, посвящённые технологиям и урбанизации, картины машин, самолётов, электропроводов, сложных научно-фантастических механизмов;
  • изображение 3D-объекта с нескольких сторон одновременно;
  • интенсивные, яркие, контрастные цветовые решения;
  • динамичные формы;
  • раздробленные на фрагменты рисунки;
  • зигзаги и спирали как основные фигуры;
  • передача движения путём наложения;
  • динамика;
  • использование вырезок, металлических вставок, фрагментов таблиц, шестерёнок как элементов картины-коллажа;
  • попытки передать шумы и звуки средствами изобразительного искусства.

Описание стиля

В искусстве стиль футуризм – это воплощение технологического процесса. Он основан на идеях прогресса, урбанизма, стремления вперед. Творчество прославляло такие направления в жизни человека, как:

  • Продвижение.
  • Энергия.
  • Наука.
  • Движение времени.

Техника во всех ее проявлениях, большой город с его суетой и стремительностью становились объектами для картин, сюжетами для повествований. В центре всего этого был человек – источник прогресса, мысли и чувства.

1 / 2

Произведения этого направления в искусстве похожи не столько содержанием или сюжетной составляющей, сколько формой, которую и выставляют в центр — на первый план.

Цели футуризма – увидеть мир за гранью привычного, перейти от визуального восприятия к пониманию внутреннего устройства. Так же к целям можно отнести желание объединить классику и современность, добавить собственный взгляд на развитие и совершенствование окружающего пространства.

Отличительные черты

Последователи направления считали свои работы «творчеством будущего». В них явно читалось презрение к старым правилам и законам, стремление и инновациям и экспериментам. По содержанию творчество было очень разнообразным. Основные особенности футуризма были неоднократно определены и подчёркнуты его последователями. Среди них:

  • стремление к исследованию новизны в искусстве;
  • отрицание старых норм и традиций;
  • эксперименты с формой произведения, акцентирование внимания на ней;
  • широкое применение неологизмов (новых слов, сочетаний, значений);
  • бунтарство, воспевание войн и революций как способа «омолодить общество»;
  • стремление создать ощущение грядущего переворота;
  • антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то прекрасного;
  • прославление новых технологий, культ города.

В поэзии и литературе

Главной особенностью футуризма в литературе стал практически полный отказ от привычных правил орфографии, грамматики и стилистики. Авторы стремились создать свой индивидуальный стиль, экспериментируя со словоформами, речевыми конструкциями, ритмом и интонацией. Таким образом, футуризму в литературе свойственны такие черты:

  • необычные формы стихотворения, эксперименты с рифмой и стихотворными формами;
  • акцент на речетворчестве, создание новой, «заумной» речи за счёт создания новых словоформ, суффиксов, речевых оборотов и соединений;
  • широкое использование авторских неологизмов;
  • эксперименты с графическим восприятием текста — к примеру, поэмы, написанные наискосок, вверх ногами, с разными шрифтами и размерами букв;
  • сочетание поэтического с обыденным;
  • использование деловой, газетной, плакатной, жаргонной лексики;
  • пренебрежительное, иногда ненавистное отношение к «старому» языку, его намеренное искажение (например, «поэзы», «грамата»).

В изобразительном искусстве

Как и литература, изобразительное искусство в стиле футуризма базировалось на отказе от традиций. Его отличительные черты:

  • работы, посвящённые технологиям и урбанизации, картины машин, самолётов, электропроводов, сложных научно-фантастических механизмов;
  • изображение 3D-объекта с нескольких сторон одновременно;
  • интенсивные, яркие, контрастные цветовые решения;
  • динамичные формы;
  • раздробленные на фрагменты рисунки;
  • зигзаги и спирали как основные фигуры;
  • передача движения путём наложения;
  • динамика;
  • использование вырезок, металлических вставок, фрагментов таблиц, шестерёнок как элементов картины-коллажа;
  • попытки передать шумы и звуки средствами изобразительного искусства.

«Ассоциация эгофутуристов»

(И. Северянин, И. Игнатьев и другие). «Эгофутуризм» в переводе с латыни «Я – будущее»). Он просуществовал очень мало: с 1911 до начала 1914 г.

В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Севереняна.Совместно с К.Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм.

Сам И. Северянин так отмечал особенности своего направления:

  • Душа – единственная истина.
  • Самоутверждение личности
  • Поиски нового без отвергания старого.
  • Осмысленные неологизмы.
  • Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
  • Борьба со «стереотипами» и «заставками».
  • Разнообразие метров».

1912 год. В Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к И. Северянину присоединились Г. Иванов, К. Олимпов и Грааль-Арельский (С. Петров).

Позже присоединился И. Иванов, котрый создал «Интуитивную ассоциацию эгофутуристов», в неё воли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Их программный манифест «Грамата» (именно такое написание слова) характеризовал эгофутуризм как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».

Особенности футуризма в литературе

Стремление к новому образу искусства

Представители течения находили себя в «творчестве будущего», стремились экспериментировать, страстно желали инноваций. Презрительно оценивая существующие правила, искали новую энергию, свежие пути развития искусства. Достижения прошлых культурного и литературного опытов приравнивались к никчёмному запасу условностей. Ярким примером может выступить отношение к музейным ценностям как к тому, что нужно уничтожить. Футуризм жаждал нового мира, воспевал идеи урбанизации, технического прогресса.

Отказ от традиций

Футуристы почти полностью отказались от ранее существующих законов грамматики и правил поэтики. Поэты ломали рифму, ритм, протестуя против сложившихся норм стихосложения

Основное внимание было сосредоточено на слове, которое стояло над содержанием, ритмом, синтаксисом. Традиционный закономерный порядок слов менялся, их располагали в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма, образуя декоративные орнаменты или драматические сцены

Внимание к форме произведения

Через новый язык футуристы обрели свою форму, придав ей значение главного элемента произведения. Форма ставилась выше содержания. Декларация, программа, манифест становятся главной эстетической твердыней.

Поиск и творение новых форм, основанных на живом искусстве и современном мироустройстве, повлёк немало новаторских идей, достижений в литературе, живописи, театре и музыке.

Применение неологизмов

Через неологизмы поэты сближали свой язык с современным живым разговором. За использование подобных слов они получали в ответ большое количество критики, упрёков. Но одна из задач их программы оглашала: опираться на современность языка. Футуристы воспроизводили её подобным способом. Так же посредством образования неологизмов предполагалось расширить границы языка, его возможности.

Выражение массового настроения толпы

Кризис общества, государства после первой русской революции сопровождался революционными настроениями. В особенности у интеллигенции. Футуристы понимали и развивали существующие настроения. Русский футуризм всегда отличался стремлением к революционным переменам.

Возьмём лирического героя Маяковского, который вмещает всю человеческую боль и горе от несправедливого, негуманного характера жизни царской России. Его поэма «Облако в штанах» — яркий протест. Пафос революционной жизни, вызов буржуазному быту, определение бездушного мира бюрократии — об этом рассказывает поэт.

Бунтарское настроение

Бунтарство находило выражение не только в произведениях авторов. Как итальянские, так и русские футуристы эпатировали общество своей манерой держаться, внешним видом. Их выступления носили скандальный характер. Лозунгом итальянцев становится «слова на свободе», «самовитое слово» занимает почётное место в манифестах русских последователей.

Футуризм бунтовал против равнодушия, оно было полностью неприемлемым. Многие русские авангардисты даже прославились в роди скандалистов, поражавших воображение публики. Но в эпатаже футуристов находилось всё-таки больше эстетических эмоций, чем революционных.

Культ города, технологий

Футуристы стремились сделать своё искусство массовым. Они использовали «поэтику улицы», хаотический ритм современного города. В живописи тематика часто связывалась с машинами, самолётами, поездами, электропроводами. Адепты футуризма приходили в восторг от технологических новинок. Например, мотоцикл становился более совершенным, чем работы Микеланджело.

Закат эпохи «бури и натиска»

Определенный кризис представители футуризма начали испытывать уже в конце 1914 года, когда окончился период «бури и натиска». Как отмечала София Старкина в воспоминаниях о Велимире Хлебникове, футуристы в России добились быстрого и шумного успеха, обрели скандальную известность, которой желали, выпустили несколько десятков стихотворных сборников, организовали несколько оригинальных театральных постановок, а потому быстро сникли. Как будто почувствовали, что их историческая миссия уже выполнена.

К тому же в 1913-1914 годах умерли несколько известных поэтов этого направления. Это Надежда Львова, Василий Комаровский, Богдан Гордеев, Иван Игнатьев.

После победы в Октябрьской революции большевиков футуризм начал окончательно исчезать. Некоторые представители этого направления вступили в новую литературную организацию «ЛЕФ», название которой расшифровывалось как «Левый фронт искусства». Она распалась в конце 1920-х годов. Некоторые представители футуризма, стихи которых были знамениты в России, эмигрировали. К ним можно отнести Давида Бурлюка, Игоря Северянина, Александра Экстера. Александр Богомаз и Велимир Хлебников умерли. Борис Пастернак и Николай Асеев выработали собственный стиль, далекий от футуризма.

Футуристические группировки

Замечание 2

Первым русским футуристом считается поэт Игорь Северянин, в 1911 году выпустивший сборник под названием «Пролог. Эгофутуризм».

Самым влиятельным футуристским кружком и одновременно создателем русского футуризма считается литературно-художественное объединение «Гилея», в которое входили Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир Маяковский и другие. Именно «Гилея» в 1912 году выпустила манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором призывала отказаться от привязанности к творениям прошлого.

Внутри себя футуризм разделялся на несколько группировок:

  1. Петербургские эгофутуристы — Игорь Северянин, Иван Игнатьев и другие;
  2. Кубофутуризм, к которому и относились члены «Гилеи» — Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и другие;
  3. Московское поэтическое объединение «Мезонин поэзии», созданное эгофутуристами, в которое входили Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие;
  4. Футуристическая группа «Центрифуга», в которую входили Сергей Бобров, Николай Асеев и Борис Пастернак.

Эти четыре группировки находились в весьма странных и напряженных отношениях друг с другом. Они враждовали, не сходясь во мнениях о том, кто из них является оплотом истинного футуризма, однако порой участники одной группировки переходили в другую без каких-либо проблем.

Помимо четырёх крупнейших существовало также несколько других объединений футуристов: «41 градус», «Творчество», «Лирень», «Бескровное убийство».

Замечание 3

В манифесте «Пощёчина общественному вкусу» футуристы призывали «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с парохода современности».

Главные черты футуризма

  1. Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
  2. Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
  3. Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
  4. Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
  5. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

Основные направления «серебряного века»

Основными модернистскими направлениями «серебряного века» являются:

  • Символизм
  • Акмеизм
  • Футуризм.

Противопоставить эти направления можно не только с эстетической стороны, но и географически. Например, основные деятели символизма родились в Петербурге и Москве, происходили из интеллигентных семей. Они закончили университеты, занимались преподавательской деятельностью, писали серьезные научные труды. Символисты, подобно деятелям «золотого века», организовывали салоны и кружки, проводили религиозные собрания.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Футуризм Маяковского: желтая кофта 410 руб.
  • Реферат Футуризм Маяковского: желтая кофта 260 руб.
  • Контрольная работа Футуризм Маяковского: желтая кофта 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В этом же интеллектуальном кругу возникает и акмеизм, однако, в отличие от символизма, он формируется на периферии. Например, Гумилев родился в Кронштадте, Мандельштам – в Варшаве, а Ахматова – под Одессой. Однако эстетической колыбелью акмеистов можно считать пригороды Петербурга и русскую культуру, в том числе и символизм. Однако культуру акмеисты осваивали путем самообразования, которое заменило им университет.

Футуризм же является детищем провинциальной России и совершенно иной, низовой, культуры. Например, Хлебников родился в улусе Астраханской губернии, Крученых – в селе Херсонской губернии, а Каменский – на пароходе, который плыл из Перми в Нижний Новгород. Как правило, футуристы не имели даже гимназического образования, они бравировали своей необразованностью, антикультурностью, даже «дикостью».

Эту тенденцию отражают и первые этапы биографии главного русского футуриста – В. Маяковского.

В 1922 году поэт написал автобиографию «Я сам», затем спустя шесть лет он ее дополнил. В коротких юмористических главках он рассказал практически всю свою жизнь.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Манифест русского футуризма

Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.

Значение футуризма — достижения и представители

В поэзии русского  футуризма возникали:

  • новые корнесловия,
  • соединения слов,
  • появлялись новые суффиксы,
  • был преобразован синтаксис,
  • вводились новые приемы подчинения слов,
  • новые обороты речи,
  • менялся строй предложения.

Культ урбанизации, поэзия нового грядущего города требовала особой эстетизации объекта поэзии, особой «красоты, красоты иного рода, чем красота символистов или акмеистов. Русские футуристы приняли «машинную цивилизацию» и воспевали ее.

В своих экспериментах они не ограничивались словом – экспериментом была и графика — одни слова печатались крупнее, другие мельче или вкось и вкривь, иногда даже вверх ногами. По сути именно футуристы заложили основы использования графики в современном искусстве. То, что сейчас привычно и обыденно, у них казалось необыкновенным, спорным, вызывало либо яростное неприятие, либо, наоборот, восторг.

Основоположник «зауми» —  В.Хлебников

«Будетлянин» Хлебников создал много филологических парадоксов, он сумел, действительно,

Имя В.Хлебникова надолго было вычеркнуто из истории литературы, однако несомненно его влияние как на современников (В.Маяковский), так и на потомков (А.Айги). О.Мандельштам считал, что из наследия Хлебникова

Творчество раннего В.Маяковского

Его ранние стихи – это и

  • «пощечина общественному вкусу»,
  • и эстетизм/ антиэстетизм города,
  • ненависть к буржуа,
  • трагизм мироощущения не только лирического героя, но и окружающего его мира.

Стихотворение «А вы могли бы?» дает ясное представление о том, что может поэт. В отличие от других поэтов, в отличие от мещан, поэт Маяковский может увидеть в обыденном

Как уже говорилось, практические все футуристы работали со словом, занимались словотворчеством.

Наша презентация

https://youtube.com/watch?v=myIPqyBuiKA

Поэзия И.Северянина

И.Северянин знают как поэта, который создал неповторимые неологизмы и словесные диковинки.

Северянин писал «хабанеры», «прелюды», «вирелэ» и другие изысканных поэтических форм, он соединял стихи в «гирлянды триолетов», квадрата квадратов и др. Ему нельзя было не отказать в необыкновенной виртуозности. Есть точка зрения, что поэзия Северянина весьма проста и даже примитивна. Однако это лишь на первый, поверхностный взгляд. Ведь главным в его поэзии была неподражаемая авторская ирония.

Он воспевает мир и иронизирует над тем, что сам же и воспевает. Это ирония усмешки, а не осмеяния, ирония, которая принимает неизбежное. Ирония и составляет тот северянинский примитив, он мог быть сложнее, конкретнее, мог быть игрой, поэтическим жонглированием. Именно этим И.Северянин и покорял публику. «Экстазная» слава поэта в канун первой мировой войны была огромной.

Русский футуризм, наряду с символизмом и акмеизмом, — чрезвычайно важное, плодотворное для развития русской поэзии направление в культуре Серебряного века России. Многие находки, многие открытия представителей этого направления стали основой поэзии последующих поколений

Сближение Маяковского с футуристами

С идеями русского футуризма Владимир познакомился во времена учебы в Строгановском училище живописи, ваяния и зодчества. Становление Маяковского как поэта началось в 1910 году. В первых его работах ярко прослеживаются эксперименты со словами. Молодой поэт пытался эпатировать, прибегал к откровенной браваде. Но очень скоро Владимир Владимирович осознал, что его видение выходит далеко за рамки нигилистического бунтарства футуристов.

Герой поэта отчаянно противостоит буржуазной среде. Но если вначале суть его протеста не совсем ясна, то со временем бунт становится социально осмысленным. С 1914 года Маяковский активно занялся всесторонней критикой современного общества. Он выступал против религии, искусства, монархии, а затем и против войны. Мир торгашей и военных был противен поэту.

Задача и суть этого направления

Как и было сказано, футуризм – полное отрицание рамок, норм и условностей. Футуристы стремились выразить свое мировосприятие и понимание всего происходящего любыми удобными для себя способами, наплевав на опыт предшествующих поколений: «теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».

Вы скажете, что любое авангардистское течение было против классицизма? Да, так и есть. Но футуристы делали это крайне радикальным образом, выступая против любых литературных рамок и стремясь к искусству будущего. Сам Маринетти толковал задачу футуризма следующим образом: «ежегодно плевать на алтарь искусства».

Герой в работах футуриста – это житель большого современного города, наполненного различной техникой и постоянным движением. Здесь жизнь постоянно улучшается и достигает все новых этапов развития. Вечный прогресс.


В чем суть футуризма?

«Центрифуга»

(С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

Объединение создано в январе 1914г.

Основные особенности творчества представителей «Центрифуги:

  • Перемещение при построении лирического произведения центра внимания со слова как такового на интонационно-ритмические и синтаксические структуры.
  • Органичное соединение футуристического экспериментаторства и традиций.

“Центрифуга” как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917-го, а книги под маркой “Центрифуги” продолжали выходить до 1922 года, то есть дольше всех остальных групп футуристов.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.