Правление генриха iv. реформы, политика, нантский эдикт

Оглавление

Документ, опередивший свое время

Хитрый и расчетливый Генрих не случайно выбрал для подписания самого важного в своей жизни документа бретонский Нант. Город всегда был одним из столпов католической партии королевства, а «Беарнцу» (прозванному так по месту рождения в юго-западном Беарне) было жизненно важно не только замирить вновь и вновь бунтующих гугенотов, но и сохранить поддержку со стороны консервативного католического большинства

Тем более, что Генрих IV и сам когда-то был одним из лидеров гугенотского движения, а окончательно перешел в католичество только в 1593 г., якобы обосновав свою нехарактерную для эпохи гибкость в вопросах веры знаменитой фразой — Paris vaut bien une messe! (Париж стоит обедни!).

Нантский эдикт был беспрецедентным, поистине революционным документом, намного опередившим стандартные практики европейских монархий XVII века. События религиозных войн предавались забвению, их участники амнистировались, изгнанники получали право вернуться на родину, католики и гугеноты королевства уравнивались в правах. Ну, или почти уравнивались — в некоторых больших городах, включая и Париж, кальвинистское богослужение было все-таки по настоянию местной «общественности» запрещено, но проживать протестантам в них дозволялось. Отныне любая дискриминация по религиозным мотивам объявлялась вне закона, а гугеноты получили возможность содержать при королевском дворе особых депутатов, способных представлять интересы протестантского меньшинства. Более того, король брал на себя обязательство финансово поддерживать гугенотские школы и церкви.

Подписывая эдикт, король шел на огромный риск — консервативное католическое большинство во Франции, равно как и католическая Европа в целом, были настроены на «войну до победного конца». Ватикан, естественно, объявил эдикт «нечестивым», европейские соседи Генриха в очередной раз приступили к сколачиванию антифранцузской коалиции, а католические фанатики начали настоящую охоту за королем. Впрочем, и в стане гугенотов далеко не все оценили великодушие Генриха — многие считали его предателем и циничным вероотступником. Напомним, что на протяжении своего извилистого жизненного пути он менял религиозную принадлежность шесть раз! В конце концов, изворотливому и удачливому королю пришлось заплатить за Нантский эдикт сполна. 14 мая 1610 г., через двенадцать лет после церемонии подписания в Нанте, на парижской улице Рю-де-ля-Ферронри Генрих IV был убит католическим фанатиком Франсуа Равальяком.

Massacre of the Huguenots on St Bartholomews Day, August 23-24, 1572, engraving, France, 16th century

Тем не менее, как политик и как государь Генрих IV, безусловно, оказался победителем. Если он и не спас Францию единолично, как утверждают его восторженные почитатели, то уж по крайней мере внес значительный вклад в ее спасение. Его правление дало старт новой династии и новой эпохе французской истории, позднее справедливо названной «Великим веком». Уже при жизни Генриха страна почти оправилась от разрухи религиозных войн, в королевстве наблюдался бурный подъем сельского хозяйства и промышленных мануфактур, расцвели науки и культура, внешняя и внутренняя торговля, началась успешная колонизация Канады.

Религиозный мир сохранялся и при сыне короля, Людовике XIII. Когда французские гугеноты Ла-Рошели, старого оплота кальвинизма на юго-западе страны, в 1627 г. в очередной раз восстали против Парижа и обратились за помощью к английскому королю — Дюма здесь вполне следует историческим событиям! — Людовик XIII был не склонен слишком сурово карать своих подданных. После длительной осады и взятия города условия капитуляции оказались удивительно мягкими. И это при том, что первым министром и фактическим правителем Франции в это время был католический кардинал герцог Арман Жан дю Плесси де Ришельё, а к востоку от французских границ уже несколько лет вовсю полыхало самое ожесточенная и разрушительное религиозное побоище в европейской истории — братоубийственная Тридцатилетняя война!

Положения

Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной веротерпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве.

Нантский эдикт даровал полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них.

Третья статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Одновременно в тех городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право.

Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.

Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании ранее заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. Было воспрещено по религиозным мотивам лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.

Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре — для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле — смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.

Изгнанникам дозволялось вернуться на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté — места безопасности); гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Гугенотской депутации король прямо сказал, что крепости пригодятся им в случае возможной отмены Нантского эдикта его преемниками.

Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.

Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только Руанский парламент упорствовал вплоть до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.

Эффекты

Французские гугеноты бегут в Бранденбург

Эдикт Фонтенбло многие историки сравнивают с Указом Альгамбры 1492 г., предписывающим изгнание евреев из Испании и изгнание морисков в 1609–1614 гг. их социальные и экономические последствия. На практике отмена лицензии привела к тому, что Франция рано или поздно столкнулась с утечкой мозгов , поскольку она потеряла многих квалифицированных мастеров, в том числе ключевых дизайнеров, таких как Даниэль Маро . Покинув Францию, гугеноты унесли с собой знания о важных методах и стилях, которые оказали значительное влияние на качество шелка, листового стекла , производства серебра , часов и корпусов в тех регионах, в которые они переехали. Некоторые правители, такие как Фредерик Вильгельм , герцог Пруссии и курфюрст Бранденбургский, издавший Потсдамский эдикт в конце октября 1685 года, призывали протестантов искать убежища в своих странах. Точно так же в 1720 году Фридрих IV из Дании пригласил французских гугенотов искать убежище в Дании, что они приняли, поселившись во Фредерисии и других местах.

Примечания

  1. В 1898 году в связи с трехсотлетием этого эдикта была отмечена основа наступающей Эры терпимости; годовщина 1998 года, напротив, была отмечена сборником эссе под названием: Coexister dans l’intolérance (Мишель Гранжан и Бернар Руссель, редакторы, Женева, 1998 г.).
  2. Подробный хронологический отчет о переговорах, которые привели к обнародованию Эдикта, был предложен Джанин Гарриссон, L’Édit de Nantes: Chronique d’une Paix Attentionue (Париж: Файард) 1998.
  3. Для Восточной Европы см. или Варшавская Конфедерация.
  4. Король обязался поддержать протестантских министров частичной компенсацией.
  5. В боеприпасы от 22 февраля 1610 г. оговаривал, что эмигранты поселяются к северу от Дордонь (в безопасности от манипуляций испанских агентов) и что они исповедуют католическую веру; тем, кто не хотел этого, было предоставлено право прохода во французские порты на Средиземном море, чтобы сесть на корабль для Барбэри. К тому времени боеприпасы было опубликовано. Генрих IV был убит.

Примирение католиков и гугенотов

События Варфоломеевской ночи вдохновили гугенотов к возобновлению военных действий против католической власти. На этот раз им на помощь пришла партия недовольных — группа умеренных католиков, выступавших за прекращение религиозных войн, утверждение принципов веротерпимости.

Совместными усилиями протестанты и умеренные вели военные действия против короля на южных провинциях страны. После смерти короля Карла IX престол возглавил его брат – Генрих III, однако ему также не удалось добиться единства в государстве, прекратить войны.

В 1589 году Генрих III погиб и на престол взошел лидер гугенотов Генрих 4 Наваррский. И хотя страна изнемогала под тяжестью гражданской войны, французский народ признал нового короля только после того, как он вновь принял католичество. Генрих 4 решился на этот шаг ради прекращения религиозных раздоров, достижение компромисса между представителями двух враждующих религий.

Запоминаем даты!

13 апреля 1598 года Генрих Наваррский принял Нантский эдикт – документ, утверждавший в стране веротерпимость.

Нантский эдикт не уравнял в правах католиков и гугенотов, но закрепил условия для достижения между ними компромисса:

  1. Католицизм признавался главной государственной религией.
  2. Все имущество и земли, отобранные у католической церкви во время войны с гугенотами, были ей полностью возвращены.
  3. В стране провозглашалась веротерпимость, следовательно, все протестанты получили право свободно исповедовать выбранную ими религию.
  4. Протестанты получили право принимать участие в управлении государственными делами, право на пользование и распоряжение собственным имуществом, на получение образования.

С другой стороны, французские гугеноты были урезаны в своих правах: им запрещалось устраивать богослужения, петь молитвы в крупных французских городах (таких как Париж, Дижон); им запрещалось трудиться во время католических праздников.

Нантский эдикт Генриха Наваррского вызвал возмущение как со стороны католического, так и протестантского духовенства. Католическая церковь была недовольна предоставлением свободы выбора религии населению, протестантская церковь считала данные ей права недостаточными, настаивала на равном правовом положении с католиками. Но, несмотря на всеобщее недовольство, Нантский эдикт обеспечил долгожданный мир между католиками и протестантами более чем на 80 лет.

Маргарита Валуа 

Начало религиозных войн

В 1562 году противостояние католиков и протестантов переросло в религиозные войны во Франции. Поводом к ним послужила кровавая расправа над гугенотами герцога де Гиза, из королевской династии Валуа. Герцог случайно услышал религиозные песнопения протестантов и набросился со своей свитой на безоружных людей. Герцог де Гиз убил более 25 и ранил около 100 гугенотов, что послужило поводом к началу религиозных войн во Франции.

Гугеноты стали открыто бороться за установление равенства между протестантами и католиками, их поддерживала Англия и часть Германии, вмешавшиеся во внутренние дела Франции. Протестанты захватывали города – центры католицизма, разоряли в них католические церкви. Однако в ходе религиозных войн гугеноты проявляли себя не так жестоко как католики, они не убивали мирное население.

Католики стремились к полному физическому уничтожению гугенотов, они сжигали на кострах всех последователей Реформации, уничтожали их имущество, убивали даже женщин и детей. Французским католикам оказывала помощь Испания, ставшая на тот момент времени центром борьбы с протестантизмом.

Герцог де Гиз 

Выдержки из Указа об отмене Нантского Эдикта

Ст. 1. Объявляем, что мы… настоящим нашим эдиктом, вечным и несменяемым, упразднили и отменили, упраздняем и отменяем эдикт короля (Генриха IV), нашего предка, данный в Нанте в апреле 1598 года… Вследствие сего мы желаем и нам угодно, чтобы все храмы исповедующих так называемую реформированную религию, находящиеся в нашем королевстве, провинциях и сеньериях, были немедленно разрушены.

Ст. 2. Запрещаем нашим подданным так называемой реформированной религии собираться для отправления названной религии в каком бы то ни было месте или частном доме под каким бы то ни было предлогом…

Ст. 3. Равным образом, запрещаем всем сеньерам, какого бы ранга они ни были, отправлять ее в своих домах и фьефах, какого бы рода ни были эти фьефы, под угрозой наказания всем нашим подданным, отправляющим эту религию, лишением прав и имущества.

Ст. 4. Повелеваем всем служителям названной религии, именующей себя реформированной, которые не пожелают обратиться к католической, апостольской римской религии, выехать из нашего королевства и подвластных нам земель в течение двух недель после опубликования нашего настоящего эдикта без права проживать долее этого срока и без права в течение этого времени проповедывать, поучать или совершать другие службы под страхам ссылки на галеры.

Ст. 5. Изъявляем свою волю на то, чтобы те из упомянутых служителей, которые обратятся в католичество, продолжали пользоваться в течение всей своей жизни, а их вдовы после их смерти, пока они будут во вдовстве, теми же самыми изътиями от платежа тальи и военных постоев, которыми они пользовались, пока отправляли обязанности служителей: а кроме того, мы распорядимся об уплате названным служителям, также в течение всей их жизни, пенсии, которая на одну треть будет выше, чем-то вознаграждение, которое они получали в качестве служителей, при чем их жены также будут пользоваться после их смерти половиной этой пенсии, пока они будут во вдовстве.

Ст. 7. Запрещаем специальные школы для образования детей так называемой реформированной религии и все вообще какие бы то ни было меры, которые могли бы означать какую бы то ни было уступку в пользу названной религии.

Ст. 8. Что касается детей, которые родятся у лиц, принадлежащих к так называемой реформированной религии, то мы желаем, чтобы отныне над ними совершалось крещение приходскими (католическими) священниками. Для каковой цели повелеваем их отцам и матерям посылать их в церкви (католические), под страхом штрафа в 500 ливров и даже выше в случае правонарушения. И затем дети будут воспитаны в римско-католической апостольской религии, за чем повелеваем следить местным судьям.

Ст. 10. Категорически и повторно воспрещаем всем нашим поданным так называемой реформированной религии выезжать, им, их женам и детям из пределов нашего королевства, областей и земель, нам подвластных, а равно вывозить свое имущество, под страхом ссылки на галеры для мужчин и лишения свободы и конфискации имущества для женщин.

Реформация во Франции: гугеноты и католики

С историей религиозных войн во Франции 16-го столетия следует знакомиться не только как с прямым противостоянием двух мировоззрений. Социальные и династические проблемы в королевстве напрямую повлияли на развязывание кровавых смут.

Обстановка вокруг французского королевства в середине 16-го века, мягко говоря, была непростой. Реформация в Германии и последующие серьёзные столкновения внутри империи, напряжённость в отношениях с испанскими Габсбургами и, наконец, долгие и изнурительные Итальянские войны (1494−1559).

Идеи немецкого богослова Мартина Лютера были поддержаны частью французского клира и учёными-гуманистами. В первые десятилетия 16-го века благодаря филологу и богослову Жаку Лефевру д’Этаплю и будущему епископу Мо Гийому Бристоне сложился кружок евангелистов, сторонников обновления и реформы церкви.

К новому интеллектуальному и духовному движению примкнули придворные, чиновничество, мелкое дворянство, низший клир, купцы и ремесленники. Как правило, наибольшее распространение реформаторские идеи получили на юге и юго-западе Франции. Двор Маргариты Наваррской, сестры короля Франциска I, стал местом притяжения протестантов в 1530—1540-х.


Жан Кальвин. (pinterest.ru)

Деятельность Жана Кальвина получила широкую популярность в королевстве. Многие слои населения сочли идеи богослова удобными и понятными. Но уже в 1534 году короля стали беспокоить листовки, в которых оскорблялась католическая месса. Монарха подобная ситуация перестала устраивать: за пределы страны был выдворен Кальвин, а по отношению к сторонникам его вероучения применялись репрессии. Уже в 1547 году власти создают «Огненную палату», которая поставила своей целью искоренить сторонников идей Реформации: кальвинистов приравняли к еретикам.

В июне 1559 года, сразу после завершения Итальянских войн, король Генрих II подписал Экуанский эдикт, который давал возможность специальным комиссарам применять репрессивные меры по отношению к протестантам. Тем не менее приток кальвинистов из Женевы только увеличился.

Свадебные торжества в семье короля (замуж были выданы его сестра и дочь), которые закрепляли положения Като-Камбрезийский мир с испанской короной, закончились трагедией. 30 июня 1559 года Генрих II на турнире получил смертельное ранение.

Фактически с этого момента можно отметить начало открытого противоборства между двумя лагерями. Оппозиция никогда себя не называла «гугенотами»: это ругательство в отношении протестантов придумали их противники. В свою очередь сторонники нового вероучения оставили своим врагам прозвище «паписты».

Лидерами гугенотов (от нем. Eidgenossen — сотоварищи) стали принцы крови из династии Бурбонов — потомков знаменитого монарха Людовика IX Святого. Антуан Наваррский, его сын Генрих, Луи Конде и три брата Колиньи — адмирал Гаспар де Колиньи, Франсуа д’Андело и кардинал де Шатийон стали самыми влиятельными фигурами в лагере французских протестантов. Боковая ветвь Валуа считала себя незаслуженно отстранённой от династической политики королевского двора.


Антуан де Бурбон, 1560 г. Портрет работы Франсуа Клуэ. (замок По, Франция)

Касаемо «папистов»: главными действующими лицами в этом лагере были герцоги Гиз-Лотарингские (герцог Франсуа Гиз и его брат кардинал Шарль Лотарингский) и королева-регентша Екатерина Медичи, которая избрала для себя роль арбитра в этой смуте.

Исторические уроки: церковная политика

Подписывая Нантский эдикт, Генрих IV намного опережал свое время. Отменяя эдикт, Людовик XIV возвращал Францию к фундаментальному принципу европейского устройства, закрепленному в Аугсбургском договоре 1555 г. — cujus regio, ejus religio. Светский государь имеет право определять религию своих подданных — кто в современной Людовику Европе стал бы возражать против этой важнейшей основы абсолютизма?

Тем не менее, негативные последствия отмены Нантского эдикта наглядно демонстрируют, что принцип cujus regio, ejus religio ни в коей мере не является универсальным и раз и навсегда данным. Тем более, он не является «окончательным решением» политико-религиозных проблем. Его применение позволило сохранить относительный мир в Германии на протяжении примерно полувека, но платой за пятьдесят лет мира оказалось сохранение германской раздробленности в течение последующих трехсот лет — вплоть до середины XIX века.

Не будем забывать и о том, что заключение Аугсбургского мира не предотвратило катастрофы Тридцатилетней войны XVII века, итоги которой подтвердили положения этого мира, но отбросили немцев на века назад в экономическом, социальном и демографическом смысле. Когда же Германии все-таки пришло время объединиться, то центром объединения уже не могла выступить относительно либеральная и толерантная Вена под скипетром увядающей династией Габсбургов. Таким центром, как известно, стал милитаристский и отнюдь не толерантный Берлин нахрапистых и жадных Гогенцоллернов.

Кроме того, между Аугсбургским миром (1555 г.) и отменой Нантского эдикта (1685 г.) лежит больше столетия европейской и французской истории. За этот бурный век Европа решительно изменилась. Помимо бесконечных войн, смут, революций происходили необратимые сдвиги в европейском обществе, формировалось и укреплялось «третье сословие». Людовик XIV, отменяя Нантский эдикт, явно недооценил это «третье сословие» — не только его возросшие экономические возможности, но и его претензии на духовную автономию от короны.

Разумеется, Людовик XIV был не первым и не последним европейским государственным деятелем, который попытался «национализировать» религиозную сферу, поставить церковь на службу своим политическим интересам, а также избавиться от потенциальной «пятой колонны» в лице неблагонадежной религиозной конфессии. Такие попытки предпринимались множество раз и до, и после него. Вспомним хотя бы знаменитый Гранадский эдикт о евреях Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Католической, подписанный в 1492 г. в Альгамбре. Единственным существенным отличием Гранадского эдикта от эдикта Фонтенбло было то, что испанская королевская чета хотя бы разрешала приверженцам иудейской веры свободно эмигрировать, в то время как французский король своим гугенотам в этом праве недвусмысленно отказывал. Однако, исторические последствия Гранадского эдикта для евреев и для Испании были ничем не лучше, чем последствия эдикта Фонтенбло для гугенотов и для Франции.

Такие попытки продолжают предприниматься и сегодня — например, в формате борьбы Киева за украинскую автокефалию. Аргументы сторонников принципа cujus regio, ejus religio в целом мало изменились со второй половины XVII века, и политическая риторика сторонников киевского патриархата в целом очень похожа на риторику противников Нантского эдикта. Но практическая реализация принципа Аугсбургского мира в XXI веке, за исключением разве что сохраняющихся кое-где анклавов патриархальных обществ, выглядит утопией. По всей видимости, получение томоса Украиной не приведет к массовой эмиграции сторонников Московского патриархата из страны —эмиграция из Украины и так идет угрожающими для страны темпами. Но вот религиозности украинцам политически мотивированная автокефалия не прибавит. Сливаясь в едином порыве с властью светской, духовная власть неизбежно теряет авторитет и доверие со стороны своей паствы, открывая дорогу разнообразным ересям и сектам.

Исторический портрет Генриха IV

Портрет Генриха IV

Современные историки дают французскому королю Генриху IV положительную характеристику. Его деятельность соответствовала народным нуждам, ему удалось положить конец братоубийственным религиозным войнам, повысить уровень жизни населения и укрепить экономику. Современники описывали его, как человека очень умного, галантного, с хорошими манерами, и при этом чрезвычайно храброго. В песне “Генриада”, сочинённой Вольтером, одним из самых знаменитых просветителей Европы, Генрих IV именуется королём Франции “и по праву рождения, и по праву завоевания”, что, в общем-то, верно. В другом творчестве времён эпохи Просвещения он предстаёт эдаким идеализированным героем, добрым и мудрым королём. Конечно, это именно идеализированный образ, но всё-таки исторический портрет Генриха IV является положительным. Завладев французской короной, он очень мудро правил страной, и два десятка лет, проведённых им на троне Франции, стали хорошим временем для этой страны.

Рекомендации

Сноски

  1. ^ Джордж А. Ротрок-младший, «Некоторые аспекты политики раннего бурбона в отношении гугенотов» История Церкви 29.1 (март 1960: 17–24) с. 17.
  2. Тексты опубликованы в Бенуа 1693 I: 62–98 (отмечено Ротроком).
  3. Л. П. Харви, Мусульмане в Испании, с 1500 по 1614 год, 2005:318
  4. Ротрок 1960: 23 примечание 6.
  5. Об этом сообщает Baedeker, Северная Франция, 1889.
  6. Об этом говорилось в Rothrock 1960: 19.
  7. Рут Клейнман, «Изменение толкований Нантского эдикта: административный аспект, 1643–1661 гг.» Французские исторические исследования 10.4 (осень 1978: 541–71.
  8. Морисон, Сэмюэл Элиот (1972). . Нью-Йорк: Наставник. стр.. ISBN 0-451-62600-1.
  9. Видеть История французов в Луисвилле.
  10. Городское постановление от 11 марта 1682 г.

Источники

Источником, которому следуют большинство современных историков, является беженец-гугенот. Эли Бенуас Histoire de l’édit de Nantes, 3 тт. (Делфт, 1693–95). НАПРИМЕР. Леонар посвящает главу Нантскому эдикту в своей Histoire général du protestantisme, 2 тт. (Париж) 1961: II: 312–89.

Генрих IV в Варфоломеевскую ночь

Картина, изображающая избиение гугенотов, продолжившееся после Варфоломеевской ночи

Печально известная Варфоломеевская ночь стала последней массовой бойней в Париже и Франции. Это избиение гугенотов было была устроено в ночь с 23 на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. В стране тогда было перебито около 30 тысяч гугенотов, из них около 3 тысяч – в Париже. Генрих Наваррский (будущий Генрих IV) тогда находился в Париже, в гостях у французского короля Карла IX. Однако, он был помилован благодаря своим родственным связям с правящей династией, а также благодаря тому, что вовремя принял католицизм, отрекшись от протестантства. После этого он провёл при дворе около 3 лет, будучи кем-то вроде очень почётного пленника. Позднее Генрих Наваррский бежал в свои владения, снова принял протестантизм, но постарался наладить отношения с новым королём Франции Генрихом III. Что интересно, его собственный двор (королевский двор Наварры) состоял как из гугенотов, так и из католиков. Совершенно очевидно, что судить людей по их религии этот мудрый король привычки не имел.

«Война трех Генрихов»

Преемником Карла IX, умершего в 1574 году, стал Генрих III. Он оказался перед лицом продолжавшейся войны и сильной оппозиции, притом что королевская казна была почти пуста, а в стране был экономический кризис. В этих условиях король пошел на уступки и в 1576 году заключил очередной мир, подтвердивший прежние права гугенотов.

В 1584 году после смерти младшего брата короля герцога Анжуйского наследником престола по праву крови стал Генрих Наваррский — еретик и враг в глазах католиков, коих было большинство в стране. Они предпочли бы видеть на троне непримиримого католика Генриха де Гиза, который разительно отличался от Генриха III с его женственными манерами и либеральными устремлениями.

В противовес Протестантской Конфедерации Гизами 1576 году была создана Католическая Лига, целью которой стала не просто борьба с гугенотами, а подчинение королевской власти папе. Вскоре Генрих III смог встать во главе Лиги и распустить ее, но ненадолго.

Авторитет королевской власти падал. Вновь созданная в 1585 году Лига стала средством борьбы с именно с ней, а не с протестантами. Генрих III вынужден был склониться перед Лигой — он отменил веротерпимость по отношению к гугенотам, чем спровоцировал новую войну.

В мае 1588 года де Гиз при поддержке самих парижан захватил французскую столицу, а король укрылся в Блуа. Надеясь на слабость Генриха III, Гиз не принял необходимых мер безопасности — он принял приглашение явиться на совет в замок короля, где и был убит в декабре 1588 года.

В Париже вспыхнуло восстание против Генриха III, который вынужден был вступить в союз с недавним врагом — Генрихом Наваррским. Они вместе осадили Париж, но 1 августа 1589 года король был убит религиозным фанатиком. Формально правителем Франции стал Генрих IV, но католическая страна принимать монарха-протестанта отказывалась.

Причины Религиозных войн во Франции

Католическая церковь во Франции XVI века не была настолько могущественной как, например, в Германии. Многие права и привилегии папства находились в руках французских королей — именно они решали вопросы перераспределения церковных доходов и должностей и делали это в интересах своих подданных. В итоге местное дворянство и крестьянство не было настроено против католицизма, как это произошло во множестве европейских стран.

Во Франции идеи гуманистов относительно реформы церкви начали распространяться еще до выступлений Мартина Лютера, а в 20-30-гг XVI века лютеранство глубоко укоренилось в стране. Начиная с середины 1530-х гг во Франции набирает популярность кальвинизм, особенно в южных, традиционно обособленных, областях страны. Его сторонников стали называть гугенотами — от нем. Eidgenossen, «сотоварищи».

Свою роль в популярности протестантства во Франции сыграла и религиозная толерантность правительства — Франциск I хотя и был верен папству, но отличался врожденной доброжелательностью. Однако в 1534 году после казни нескольких парижских гугенотов король обнаружил одно из еретических воззваний в собственном дворце, что стало началом периода открытых гонений на протестантов. Генрих II, гораздо более нетерпимый к иноверцам, продолжил эту политику, учредив в 1549 году «Огненную палату» с полномочиями судить и казнить еретиков.

Тем временем в стране нарастали экономические проблемы. Приток драгоценных металлов из испанских колоний вызвал рост цен, что сказывалось на благосостоянии рабочих с фиксированной оплатой труда и арендаторов земли. Итальянские войны опустошили казну. Недовольство населения приводило к дальнейшему распространению ереси.

Однако для открытого мятежа нужна была доктрина. Ее источником стал кальвинизм с его суровой концепцией о Божьем предназначении, военно-религиозной организацией и республиканской идеологией. Кальвинизм привлекал прежде всего старую феодальную аристократию, оппозиционно настроенную к попыткам королевской власти создать в стране абсолютную монархию и лишить дворян привилегий и вольностей.

Именно дворяне-гугеноты стали основной военной силой в последующей войне. Протестантизм стал для них способом достижения политических целей, о чем свидетельствует простой факт — большинство из них к концу войны обратились в католичество, как это сделал Генрих Наваррский ради сохранения сначала жизни, а затем власти.

Почему Генриха IV называли добрым королём

Гравюра с изображением Франсуа Равальяка, убившего доброго короля Генриха IV

В преимущественно католической Франции он, ещё недавно бывший гугенотом, не пользовался большой популярностью. Будучи человеком умным, Генрих IV прекрасно понимал, что эту самую популярность надо завоёвывать, и он начал бороться за сердца своих подданных. Во-первых, он простил крестьянам все числившиеся за ними недоимки по налогам. Во-вторых, он запретил сеньорам-феодалам взимать налоги с землевладельцев. В третьих, вся его внутренняя политика действительно была направлена на укрепление мира в стране, чему в немалой степени поспособствовало устроенное им примирения между католиками и протестантами-гугенотами. Простой народ оценил подобный подход к управлению государством, и Генриха IV прозвали добрым королём. Он, кстати, любил говорить, что “у каждого француза всегда должна быть курица в горшке”, намекая на то, что при нём никто не должен голодать. Поставленной цели ему в целом удалось добиться, уровень жизни заметно вырос, и благодарный народ прозвал Генриха IV добрым королём.