Оглавление
Мавзолей в селении Карабаглар
Рекомендовать место
12
1
Мавзолей в селении Карабаглар, в окрестностях исторически значимого города Нахичевань, был построен в первой половине XIV века. Изначально он носил имя женщины Годай Хатун, но сейчас это название используется редко. По непроверенным данным, она была женой местного Абага хана. Ее склеп находится на нижнем ярусе мавзолея, куда можно попасть через открытый вход. Внутри посетителей встречает зал с четырьмя полусводами, расположенными крестом.
В данный момент мавзолей частично разрушен, но все так же сохраняет свою изначальную форму. Это двенадцатигранный цилиндр, поставленный на восьмигранный постамент из белого камня, добытого и обтесанного здесь же. Высота башни достигает 30 метров. Внутри она круглая. В башню ведут четыре входа, расположенных по четырем сторонам света. Внутренний декор башни представлен гладкими зелеными изразцами и надписями из Корана.
Кроме непосредственно самого мавзолея, внимания заслуживают два древних 20-метровых минарета, объединенных с гробницей в единый комплекс. Их постройка датируется XII веком. Минареты сложены из красноватого кирпича и имеют круглые башенки, в основании завершающиеся цилиндром. Снаружи башенки облицованы мелкими зелеными изразцами, что хорошо рифмуется с облицовкой мавзолея.
Нумерация домов и названия улиц
Екатерининская гимназия и городской театр
Нумерация домов в Нахичевани отличается от исторической части Ростова — если в первой номера на улицах, параллельных Дону, увеличиваются с востока на запад до 25-й/26-й линий и с запада на восток после 25-й/26-й линий, то во второй номера увеличиваются только с запада на восток. В направлении, перпендикулярном Дону, отсчёт домов ведётся от Советской и Ереванской улиц.
По известной городской легенде, чтобы получить статус города, согласно городскому плану 1811 года от главной улицы, 1-й Соборной (современная улица Советская) поселение поделили пополам, и получившиеся улицы, перпендикулярные Дону, в подражание Санкт-Петербургу назвали линиями: вверх от Дона — чётные, к Дону — нечётные.
На самом же деле до 1875 года улицы не имели названий. Только в середине второй половины XIX века, в связи с увеличением числа домовладений, Городской управой был рассмотрен вопрос «О наименовании улиц, разделении кварталов и занумеровании домов каждого домовладельца». Это дело было поручено городскому архитектору В. Сазонову, который представил 5 марта 1875 года «План Нахичевани с обозначением предполагаемых названий улиц». Основные продольные стали именоваться по расположенным на них храмам, а поперечные, возможно, по аналогии с названиями улиц Васильевского острова в Петербурге, — линиями, от Верхней и Нижней Нольных со стороны Ростова, до 39-й и 40-й. Для облегчения ориентировки линии, идущие от главной улицы на юг к Дону, получили нечётные номера, а на север — чётные. Продольные улицы, хотя и имеют на всём протяжении одно название, тем не менее также разделены на части, из которых идущие от центра к Ростову названы первыми, а их продолжение на восток — вторыми: например, 1-я Соборная и 2-я Соборная (сейчас Ереванская).
Последней чётной линией на сегодня является 40-я, но известно, что в начале XX века также существовала 42-я линия (предположительно сейчас это улица Школьная).
Последней нечётной линией является 49-я, хотя на карте Ростова-на-Дону 1931 года также отмечена и 51-я линия (сейчас на этом месте находится 5-я улица посёлка Ясная поляна).
Интересный факт — часть 45-й линии (в районе Комсомольской улицы) пролегает параллельно Дону.
История
Древняя и средневековая история
Nakhitchevan изменилось доминирование несколько раз на протяжении всей истории: это кантон провинции Васпуракане , одной из провинций исторической Армении , проходит, после падения Аршакидов , под персидской затем арабского владычества; вернулся на армянскую орбиту с Багратидов , это спорный между Arçrouni из Васпуракане , в Siouni из Siounie и арабских эмиров Двине .
Затопленный вторжением сельджуков , регион был включен между и 1225 годами в королевство, основанное атабеком Шамс ад-Дином Эльдигузом (умер в 1175 году ). Затем она проходит господство монголов и их прямых наследников на мусульманские Хулагидах ( — ), что эфемерная империи Тимуриды ( — ) и его туркменском наследников , в Кара койунла из — затем в Aq койунл от — .
Ирано-османские войны
Сулейман Великолепный марширует на Нахичевань, лето 1554 года.
Область входит один раз в империи Сефевидов в 1502 году , а затем, после долгой борьбы неопределившихся в Османской империи с / до начала семнадцатого — го века . С года , Нахчыванской возвращается к Сефевидов империи , за исключением периода / до начала в XVIII — го века . Регион остался бескровным и обезлюден в результате политики «выжженной земли», последовательно применяемой Сефевидами и Османами.
В 1747 году , при местной династии Кангарлоу, Нахичеванское ханство сумело освободиться от иранской опеки.
Русско-советский период
Ханства Нахичевань и Ереван были присоединены к России в 1828 году . Затем Нахичевань входит в Армянскую область , затем в правительство Еревана . В мае года этот район был одним из мест армяно-татарских погромов . В 1918 году , после перемирия Мудроса , им недолго управляла Первая Республика Армения .
Когда Восточная Армения присоединилась к Советскому Союзу , Сталин в 1921 году решил присоединить регион к Азербайджану со статусом автономной области . Эта связь установлена с согласия Ленина и подтверждена Сталиным в соглашении, подписанном в марте 1921 года между Российской Советской Социалистической Федеративной Республикой и Турцией . Доработан9 февраля 1924 г. : область становится автономной советской социалистической республикой .
Нахичевань, в которой до советизации проживало чуть менее 50% армян, в советское время потеряли почти все свое армянское население из-за эмиграционных движений и проазербайджанской политики в Советском Союзе. ‘ Exclave : недовольство армянской стороны также является источником напряженности в отношениях между Арменией и Азербайджаном в XXI — го века . Армянское население Нахичевани, оценивается на уровне 15% в 1926 г., предпочитает покинуть Автономную Советскую Социалистическую Республику Нахичевани для Советской Социалистической Республики соседней Армении . В 80-е годы в Нахичевани было всего 1-2% армян.
В конце года азербайджанский курдский лидер Джафар Багиров не предложил Сталину восстановить автономный курдский район, больше не в Лачине , как между и , но в районе Norachen, в Нахичеванской ССРБ. Этот район граничил с турецким районом с сильным курдским населением Игдыр и Нор Баязит (нынешний город Гавар), которые впоследствии могли быть присоединены к нему.
Недавняя история
и31 декабря 1989 г., почти 4000 протестующих разрушают 130 км пограничных объектов с Арменией и Ираном , требуя земли и свободного передвижения. Изначально реакция советского правительства отсутствует, и повстанцы верят в свою безнаказанность. В течение недели восстание подожгло Азербайджан, и началась охота на армян . В15 января 1990 г.объявляется чрезвычайное положение и КГБ направляет подкрепление — 15 тысяч элитных военнослужащих.
В 20 января 1990 г., Нахичевань провозглашает свою «полную» независимость.
В 27 сентября 1997 г.Правительство Азербайджана внесло в Совет Европы проект конституции Нахичеванской Автономной Республики. С этой целью была арестована Европейская комиссия за демократию через право («Венецианская комиссия»).
В 2005 году, после полного разрушения гигантских резных надгробий, называемых Хачкар , и расчистки битых камней в Джульфе , азербайджанцы построили военный объект на месте старого армянского кладбища . Все 89 армянских церквей в Нахичевани были разрушены с 1990-х годов.
Транспорт
Город является главным транспортным центром республики. В Нахичевани находится только один аэропорт. Из него выполняются пассажирские рейсы в Баку, Гянджу, Киев, Москву, Стамбул.
С железнодорожного вокзала станции Нахичевань отправляются пассажирские поезда регулярного сообщения до Шарура, Джульфы, Ордубада. Налажено регулярное международное сообщение с иранскими городами Тебриз, Тегеран, Мешхед. Скорый поезд 15/16 отправляется до иранского города Мешхед один раз в неделю.
Автомобильное сообщение с Турцией.
С 3 ноября 1986 года по апрель 2004 в городе функционировала троллейбусная система.
География
Физическая география
Нахичевань — засушливый, полупустынный и горный регион, расположенный между рекой Араксе и горами Зангуезур : Аракс отмечает границу с Ираном, а горы Зангезур — с Арменией . Площадь Нахичевана составляет 5 500 км 2. Самая высокая точка Нахичевана — гора Капыджик (3904 м ). Serpent гора (также называемый Ilandag) поднимается до 2415 м .
Человеческая география
Вид с воздуха на столицу.
В Нахичеване семь районов плюс столица Нахичевань :
|
Наскальные рисунки Гямигая: таинственные знаки первых людей
О том, что Нахичевань существует уже около пяти тысяч лет, напоминают не только древние легенды и развалины, но и наскальные рисунки. Прикоснуться к живой истории может любой желающий – для этого нужно отправиться на гору Гямигая. На ее южных и восточных склонах археологи в свое время обнаружили более 1500 наскальных рисунков. Самые древние петроглифы относятся к IV – I тысячелетиям до н.э. Как раз в это время на территории Азербайджана стало активно развиваться скотоводство.
На скалах можно разглядеть изображения как реальных животных (коз, быков, собак, оленей, змей, птиц, пантер, леопардов), так и фантастических существ, а также людей, повозок и различных символов. Встречаются как схематичные, так и очень реалистичные, детализированные рисунки. Особенно много петроглифов можно найти близ родников, на территории горного плато Гарангуш. Здесь можно увидеть различные сцены из жизни первых поселенцев, населявших эти земли тысячи лет назад – пастухов с их стадами, охотников, вооруженных луками и стрелами, землепашцев и т.д. Благодаря наскальному творчеству, ученые смогли многое узнать о жизни древних нахичеванцев. К примеру, среди рисунков животных преобладают изображения коз – это значит, что именно этот вид скота здесь разводили активнее всего. Также можно проследить, какие животные раньше населяли высокогорные зоны данной местности. Так, на некоторых рисунках можно увидеть силуэты леопардов.
Какие-то изображения одиночные, но есть также парные и групповые рисунки. Помимо бытовых сцен, здесь запечатлены различные ритуалы – чаще всего танцевальные. А самые внимательные путешественники смогут разглядеть на скалах загадочные знаки: круги, треугольники, четырехугольники и различные причудливые символы, значение которых до сих пор не разгадано.
Ulvi Ismayil/wikimedia.org
Кухня
Побывать в Азербайджане и не попробовать местную кухню – настоящее преступление. К счастью, в Нахичевани вы найдете множество уютных кафе и ресторанчиков с вкуснейшими национальными блюдами. Прежде всего это, конечно, блюда из мяса – классический шашлык, люля-кебаб. Также в любом меню представлен широкий выбор салатов из свежих овощей. Особенно популярны салаты «Азербайджан» (огурцы, помидоры, лук и редис, щедро приправленные сметаной) и «Хазар» (отварной картофель с огурцами, тархуном и осетриной).
А если хотите попробовать истинно азербайджанский завтрак, обязательно попробуйте «кюкю». Это очень популярное блюдо азербайджанской и персидской кухни, которое еще иногда называют «азербайджанской яичницей». Существует множество рецептов кюкю – с орехами, икрой, баклажанами, картофелем, курицей. Но главные ингредиенты – это яйца и зелень. Очень много зелени! Секрет приготовления прост: мясо, рыбу либо овощи смешивают с яйцами и добавляют туда зелень. Это может быть шпинат, укроп, кинза, петрушка, зеленый лук – все, что душе угодно. Затем полученную смесь обжаривают в большом количестве сливочного или топленого масла. Чтобы прочувствовать восточный колорит во всей красе, в блюдо иногда добавляют немного куркумы, дробленые орехи или сушеный барбарис.
Несмотря на любовь азербайджанцев к мясу, в местных ресторанах вы встретите обильное количество рыбных блюд. Регион богат водными ресурсами, и рыбу (особенно осетра и каспийского карпа) нередко используют вместо мяса в долме и даже плове! Ну и, как везде на Востоке, в Нахичевани и других азербайджанских городах очень любят кисломолочные изделия. Самые распространенные – «фирни» (кисель из молока и рисовой муки), «довга» (кисломолочный суп) и «овдух», а по-русски – традиционная окрошка на кефире.
численность населения
Согласно Государственный комитет статистики Азербайджана, численность населения города в 2000 году составляла 63,8 тысячи человек.
численность населения | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Город Нахчыван | 63,8 | 64,2 | 64,7 | 65,1 | 70,7 | 71,0 | 71,3 | 71,7 | 72,7 | 82,4 | 83,4 | 84,7 | 86,4 | 88,0 | 89,5 | 90,3 | 91,1 | 92,1 | 92,9 | 93,7 |
Городское население | 63,8 | 64,2 | 64,7 | 65,1 | 70,7 | 71,0 | 71,3 | 71,7 | 72,7 | 73,7 | 73,8 | 75,4 | 76,8 | 78,3 | 79,5 | 80,2 | 80,9 | 81,8 | 82,6 | 83,2 |
Сельское население | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 8,7 | 9,6 | 9,3 | 9,6 | 9,7 | 10,0 | 10,1 | 10,2 | 10,3 | 10,3 | 10,5 |
Лечебные пещеры Дуздага: уникальная солевая здравница
Кто-то едет в Нахичевань, чтобы насладиться красотой гор, старинных дворцов и крепостей, а кто-то – чтобы вздохнуть полной грудью. И речь не только о чистом горном воздухе, которого здесь в избытке. На территории города располагается известный оздоровительный центр «Дуздаг», который приобрел мировую славу благодаря своим уникальным соляным пещерам. Целебные свойства соли известны с давних времен – она является незаменимым средством при лечении заболеваний дыхательных путей и аллергических реакций. А главное, такое лечение носит естественный характер и исключает прием каких-либо препаратов. В медицине лечение соляными испарениями называют галотерапией.
Здравница «Дуздаг» располагается в недрах солевого рудника на глубине 300 метров. Прямо внутри пещер оборудованы специальные комфортабельные палаты. Здесь всегда поддерживается низкая влажность и стабильная температура (17-18 градусов), уровень кислорода между солевыми слоями достигает порядка 20%. В камерах циркулирует естественная вентиляция, в воздухе нет бактерий, микробов и каких-либо частиц, которые могут спровоцировать аллергическую реакцию.
Как отмечают специалисты, одним из преимуществ данной здравницы является ее горизонтальное расположение. Благодаря этому пациенты могут постепенно приспосабливаться к новым для них климатическим условиям.
Главное целебное вещество здесь – мельчайшие частички соли. Благодаря своим крошечным размерам (порядка 0,001 миллиметра) при вдохе они без труда проникают в дыхательные пути и очищают их. Соли Дуздага – экологически чистые, они не содержат тяжелых минералов. Помимо солей, воздух в пещерах насыщен и другими элементами – йодом, кальцием, натрием, магнезией, ионами натрия хлора и др.
Такое разнообразие полезных веществ в одном месте – большая редкость. Благодаря своим уникальным пещерам Дуздаг стал лидером среди многих популярных европейских центров лечения болезней органов дыхания и аллергических симптомов. Сюда приезжает много людей с астмой, хроническим бронхитом, пневмонией и другими болезнями бронхов и легких. Согласно результатам исследований, взрослые, страдающие бронхиальной астмой, после галотерапии излечиваются на 65-70%, дети – на 80-85%. Доказано, что уже после нескольких сеансов в бронхах заметно снижается количество мокроты и слизи, приступы кашля и удушья постепенно исчезают, стабилизируется дыхание.
Также соляные процедуры хорошо помогают при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, гормональных сбоях, дерматологических проблемах (например, псориазе) и даже депрессии. Последнее легко объяснить, ведь наша психика напрямую связана с физическим состоянием организма. Вдыхание солей помогает снизить выделение кортизола – гормона стресса. Именно он в больших количествах негативно влияет на работу мозга. По мере того как выработка кортизола снижается, активизируется другой гормон – мелатонин. Таким образом, галотерапия помогает не только стать спокойнее и избавиться от стрессов, но и нормализовать сон.
Гора Алинджа
Рекомендовать место
15
1
В Азербайджане расположена горная вершина под названием Алинджа, или, как ее еще называют, Алинджа-Даг. Она находится на юго-западе Зангезурского хребта, в Нахичеванской Автономной Республике на территории Джульфинского района, на правобережье реки Алинджачай.
Ее абсолютная высота колеблется в пределах от 1 810 до 1 821,4 метров над уровнем моря. В юго-восточной части склона находится село Ханага, а на вершине Алинджа-Дага – крепость Алинджакала, времен Средневековья.
Гора сложена лакколитами, на ней практически отсутствует всяческая растительность, кроме травы. С вершины открывается великолепный пейзаж на соседние горы.
Население
Год | Численность | |
---|---|---|
8790 | ||
8945 | ||
10 246 | ||
8946 |
Год | Численность | |
---|---|---|
15 694 | ||
25 340 | ||
33 279 | ||
40 384 |
Год | Численность | |
---|---|---|
59 754 | ||
74 500 | ||
95 100 | ||
93 700 |
Год | Численность | |
---|---|---|
94 500 |
К 1896 году в городе имелись пять мечетей, три армяно-апостольских церкви и одна православная. Путешественник Луиджи Виллари, посетивший регион в 1905 году, сообщает, что в Нахичевани азербайджанцы более обеспечены, чем сами армяне, и владеют почти всей землёй, тогда как большая часть армян, в качестве крестьян, работает на их владениях.
Данные согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. Население города составляло 8790 человек, из них грамотных — 1310 (14,9 %). По данным «Кавказского календаря» на 1915 год, к началу 1914 году в городе проживало 8945 человек, из них, человек: мусульман-шиитов — 5986, армян — 2638, русских — 192 и др. Согласно тому же календарю, в 1915 году население города составляло 10 246 чел.
Согласно переписи 2016 года население города Нахичевань составляло 95 100 человек.
Национальный состав
Год | Всего | Азербайджанцы | Армяне | Русские, украинцы, белорусы | Поляки | Грузины | Греки | Ассирийцы | Немцы | Курды | Остальные |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Середина
1890-х |
7433 | 4512 (60,70 %) | 2376 (31,97 %) | 52 (0,7 %) | — | — | — | — | — | — | — |
1897 год | 8790 | 6161 (70,09 %) | 2263 (25,75 %) | 232 (2,64 %) | 83 (0,94 %) | 24 (0,27 %) | 8 (0,09 %) | 4 (<0,01 %) | 3 (<0,01 %) | 2 (<0,01 %) | 10 (0,11 %) |
1926 год | 10 296 | 7567 (73,49 %) | 1065 (10,34 %) | 1376 (13,36) | — | — | — | — | — | 6 (0,06 %) | 282 (2,74 %) |
1939 год | — | 11 901 | 2033 | 1420 | — | — | — | — | — | 32 | 289 |
Религиозный состав
Данные согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.
- Мусульмане — 6170 (70,19 %),
- Армяне (ААЦ) — 2226 (25,32 %),
- Православные — 249 2,83 %),
- Армяне-католики — 35 (0,4 %),
- Старообрядцы и нерелигиозные — 16 (0,18 %),
- Римско-католики — 88 (1 %),
- Иудеи — 1 (<0,01 %),
- Протестанты — 5 (<0,01 %),
Проект для Будущего
Во всем мире, особенно в Европе, усиливаются разъединяющие и разрушающие тенденции. Они вносят смуту и вражду, создают напряженную обстановку как в отношениях между государствами, так и внутри отдельных стран. В этих условиях нужны идеи и цели, которые противостояли бы этим негативным явлениям. Эта идея — объединение всех наций Арменоидской расы, цель — создание союза или федерации этих наций. В этом процессе огромную роль может и должна играть воссозданная Республика Армения, которая находится в Араратской долине,в самом сердце Армянского Нагория — прародины Арменоидов. У нас общие корни, происхождение, культурные традиции.Вновь возникшее государство Армянской расы(Арменоидов) в Араратской долине главной своей идеологической целью должно провозгласить и добиваться объединение вокруг Армени всех земель населенных Армянской расы(Арменоидами). Методика?Пропаганда!
наибольшее горе, страдание причинить может лишь ближний, и чем более близок тем более не переносимо страдание причиняемое предательством. Aрменоид под маской турка(Алевитов под маской турка,Хамшенов (Амшенцев) под маской турка, Талышов под маской турка), мерзость, и наша цель вернуть ему облик человека`Арменоида-Арменина.
Почему мы небыли подготовлены к геноциду? — дело в нашей чистоте и наивности, чем чище человек, чем более отдален от зла тем более беззащитен, от врагов `тюрков,.
Союз Армянской расы(Арменоидов) мира возможен он не обходим всем членам данного антропологического типа , и он рано или поздно будет создан. Армянская Раса (Арменоид): имеет одну связывающею всех нас культуру, традиции, и главное: ПРОИСХОЖДЕНИЕ от Армянского Нагорья и Армян!Давайте заглянем в будущее, оценим настоящее и вспомним прошлое!
Город Ноя: Нахичевань и легенда о Ковчеге
Нахичевань расположена на правом берегу реки Нахичеванчай на границе с Ираном. Это столица Нахичеванской Автономной Республики и центр одноименной исторической области. Нахичевань является одним из мест древнейшего поселения людей. Наиболее раннее упоминание об этом городе мы встречаем у древнегреческого ученого Клавдия Птолемея. В его «Руководстве по географии» (II век н.э.) Нахичевань носит название «Наксуана». В трудах армянского историка Моисея Хоренского встречается совсем другой вариант наименования – «Иджеван».
Точный год основания Нахичевани до сих пор остается предметом споров. Армянские и персидские источники указывают на 1539 год до н.э., в то время как британские исследователи называют другую дату – 1500 год до н.э. Согласно древней легенде, Нахичевань была основана библейским праведником Ноем. Еще иудейский историк Иосиф Флавий в I веке н.э. отмечал, что армянская версия названия города «Нахджаван» (или «Нахиджеван») в переводе означает «место первой высадки». По преданию, во время Всемирного потопа ковчег Ноя пристал к вершине горы Капыджик (Капутджух). Позднее, когда вода сошла с земли, ветхозаветный патриарх основал у подножия горы город, ставший колыбелью новой жизни. На связь с библейским пророком указывают и другие знаки: альтернативное название горы Капыджик – Гямигая, что в переводе означает «каменный корабль», нахождение поблизости пастбища (эйлага) под названием Наби йурду («Приют Наби») и древнего поселения Нухдабан («Пята Ноя»).
Shutterstock/FOTODOM
Здесь, в Нахичевани, как верят местные, Ной прожил всю жизнь и окончил свой земной путь. Если отправиться на юг Нахичевани и посетить Старую крепость (Кехня-галы), можно увидеть усыпальницу Ноя. По данным археологов, она была построена в VIII-XII веке н.э. Вот как описывал это место в своих работах инспектор Нахичеванского городского училища К. А. Никитин:
За свою многовековую историю Начихевань часто переходила из рук в руки. В IX-VI веках до н.э. город входил в состав государства Мидия, а затем на долгое время оказался во власти персов. Около 550 года до н.э. армянский царь Тигран I в союзе с персидским царем Киром II Великим разгромил Мидийское царство и расселил в Нахичевани и на ближайших к городу землях всех мидийских пленников. Вплоть до 30-х годов 4 века до н.э. город находился под контролем государства Ахеменидов, затем – Атропатены (Малой Мидии).
Долгое время Нахичевань находилась на перекрестке торговых дорог Великого Шелкового пути. Это делало ее важным торгово-ремесленным и административно-политическим центром. Нахичевань веками поддерживала тесные экономические и культурные связи со многими государствами (например, Ираном и Грузией), портами Черного моря, городами Малой Азии.
В VII-IX веках Нахичевань, как и другие азербайджанские земли, была захвачена арабами. Однако в 654 году власти города заключили мирный договор с арабским эмиром Габибом ибн Меслеме, согласно которому жители обязаны были регулярно выплачивать халифату налоги и подати.
По мере того как Арабский халифат утрачивал свою мощь, на территории современного Азербайджана стали появляться новые государственные образования, управлявшиеся различными династиями – Ширваншахов, Саджидов, Саларидов, Раввадидов, Шеддадидов, Шекинских ханов и др. А в 1221 году до Нахичевани добрались монголы: город был разграблен и почти полностью разрушен. Впоследствии город пережил еще много набегов: во время правления Газан-хана Нахичевань была восстановлена, но вскоре вновь разрушена ханом Золотой Орды Тохтамышем, затем ее захватили войска Тамерлана. Во время турецко-персидских войн XVI-XVII веков Нахичевань также неоднократно переходила из рук в руки и разорялась.
Примечания и ссылки
- Жерар Шалианд ( пер. Анник Пелисье), Кровавый долг: армянин отслеживает виновных в геноциде 1921-1922 годов , Éditions Complexe, 2006 ( ISBN ) , стр. 53-54.
- Билл Кроуз, «Ноев ковчег: его последнее пристанище» в журнале « Археология и библейские исследования» , т. 5, № 3, лето 1992 г. .
- (in) Ричард Г. Ованнисян (редактор), Армянский Ван / Васпуракан , Мазда, Коста Меса, 2000 ( ISBN 978-1-568-59130-8 ) , стр. 25.
- (in) Размик Паносян Армяне: от королей и священников до купцов и комиссаров , Hurst & Co., Лондон, 2006 г. ( ISBN 978-1850657880 ) , стр. 78.
- ↑ и (ru) Роберт Х. Хьюзен, Армения: исторический атлас , University of Chicago Press, Чикаго, 2001, с. 149.
- Antoine Constant, L’Azerbaïdajan , Karthala, Paris, 2002 ( ISBN ) , стр. 167.
- Жерар Дедеян (реж.), История армянского народа , Приват, Тулуза, 2007 ( ISBN 978-2-7089-6874-5 ) , стр. 485.
- Жерар Дедейан (реж.), Соч. соч. , стр. 486.
- (in) Майкл П. Круассан, Конфликт между Арменией и Азербайджаном: причины и последствия , Greenwood Press, 1998 ( ISBN 0-275-96241-5 ) , стр. 9.
- (ru) Размик Паносян, op. соч. , стр. 245.
- (in) Тим Потье, Конфликт в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии: юридическая оценка , с. 4 ( ISBN 90-411-1477-7 ) .
- (ru) Размик Паносян, op. соч. , стр. 249.
- ↑ и (ru) Размик Паносян, op. соч. , стр. 282.
- (in) Артур Багиров, Русский Предприятие,31 октября 2007 г..
- .
- ↑ и (in) .
- ↑ и .
История
Памятник Екатерине II и Собор Григория Просветителя
В 1779 году к востоку от крепости Димитрия Ростовского армяне (выходцы с Крымского полуострова) основали город Нор-Нахичеван (приставка «нор» — означает новый). В разработке плана нового города принимал участие известный русский архитектор Иван Егорович Старов. 9 августа 1797 года крепость и Нахичеван вошли в состав Ростовского уезда Новороссийской губернии.
В 1838 году город был переименован в Нахичевань-на-Дону. Ростово-Нахичеванская межа пролегала по современному Театральному проспекту.
Нахичевань-на-Дону также включала Каменку, часть нынешнего Первомайского района и Сурб Хач в Ворошиловском. В настоящее время все эти территории в составе города Ростова-на-Дону.
Все жители города были освобождены от налогов и государственной службы на 10 лет. По окончании этого срока жители армяне получали налоговые льготы, освобождались от рекрутской повинности, получали право свободного вероисповедания и строительства своих храмов.
План Нахичевани. 1897 год
На гербе города были изображены шесть золотых пчёл и золотой улей. Пчёлы указывают на трудолюбие, а улей — на обретение новой родины. По одной из версий количество пчёл означает число армянских поселений вокруг города, а улей означает саму Нахичевань.
К началу XIX века Нахичевань-на-Дону стал ремесленно-промышленным и торговым центром. В армянских селениях близ города развивались хлебопашество и скотоводство. Город быстро начал застраиваться домами, мастерскими, общественными зданиями, расположенными на прямых и широких улицах. Первый храм — Сурб Аствацацин (пресвятой Богородицы) — построили в 1780 году. Всего в городе было построено 6 армянских церквей, а в пригороде возведён монастырь Сурб Хач (Святого Креста).
Помимо собственно города Нор-Нахичевана, Екатериной Великой были жалованы армянам прилегающие к нему территории: сегодня это Чалтырь, Крым, Султан-Салы, Большие Салы, Несветай, Екатириновар (ныне Самбек). Эти поселения были административно подчинены Нахичевану. На настоящий момент это территория Мясниковского района (в честь Александра Фёдоровича Мясникяна) Ростовской области, где компактно проживают нахичеванские или, как их ещё называют, донские армяне.
Побывавший в Нахичеване русский учёный Николай Озерецковский так описывал город:
Нахичеванский городской театр
Действовали духовная семинария, женские и мужские гимназии, ремесленное и коммерческое училища. В 1900 году было построено новое здание городского театра. В общей сложности, в 1819 году в городе действовало 9 благотворительных и просветительских учреждений. В Нахичевани-на-Дону, в отличие от соседнего Ростова-на-Дону, не строились крупные фабрики и заводы.
26 ноября (9 декабря) 1917 года под Нахичеванью состоялся один из первых боёв Гражданской войны в России — казачьи части, юнкера-донцы и юнкера-добровольцы пытались выбить из Ростова-на-Дону сторонников большевиков, поднявших в Ростове восстание и захвативших в городе власть.
28 декабря 1928 года город Нахичевань-на-Дону был упразднён в связи со включением в состав Ростова-на-Дону. В настоящее время является частью Пролетарского района Ростова-на-Дону. Тем не менее, топоним «Нахичевань» продолжает неофициально использоваться жителями Ростова применительно к соответствующей части города.
Мавзолей Ноя
Рекомендовать место
11
Мавзолей Ноя – центральная достопримечательность и главная святыня азербайджанского города Нахичевань. Да, речь идет именно о том Ное, который преодолевал Потоп на своем Ковчеге! Легенда гласит, что именно в этом месте он высадился на сушу, здесь и был похоронен, а над его могилой была построена гробница, а потом и целый мавзолей.
Самую древнюю часть постройки относят примерно к 1500 году до н.э. Это все, что сохранилось от древнего сооружения – нижняя часть храма и собственно склеп. Спуститься в него можно по каменной лестнице, чтобы приобщиться к одной из величайших загадок христианской религии. Говорят, что там, под каменным столпом, спят мощи Ноя, а его сестра похоронена в этом же городе, но севернее.
Сейчас мавзолей качественно реконструирован, многие элементы пришлось строить буквально с нуля. Решение о реставрации было принято правительством только в 2006 году. Вообще весь город Нахичевань наполнен памятками о Ное и той древней эпохе. Поэтому если поискать, можно найти еще много легендарных мест, связанных с именем великого пророка, его Ковчега и его семьи, якобы основавшей город и восстановившей род людской.
Дворцы, мечети и мавзолеи великих ханов
Таким образом, Нахичевань за свою историю пережила множество царей, визирей и ханов. Поэтому неудивительно, что в городе, помимо усыпальницы Ноя, еще много красивейших мавзолеев. Наиболее известными являются построенный в 1186-1187 годах мавзолей Момине-Хатун и гробница Юсуфа ибн Кусейра, воздвигнутая чуть раньше – в 1162 году. Оба этих сооружения являются бесспорными шедеврами восточного зодчества.
Мавзолей Момине-Хатун находится в западной части города. Согласно летописям, усыпальница была построена по приказу одного из местных правителей – Атабека Азербайджана Джахана Пехлевана из династии Ильдегезидов. Таким образом он увековечил память своей матери – Момине хатун. Десятигранный мавзолей состоит из склепа и наземной части. Раньше постройка достигала 34 метров в высоту, сегодня же ее высота составляет всего 25 метров, так как шатер не сохранился. Тем, кто приезжает в Нахичевань, обязательно стоит взглянуть на это произведение искусства: стены мавзолея от пола до потолка украшены сложным геометрическим орнаментом и письменами из Корана. Это в самом деле удивительное зрелище.
Shutterstock/FOTODOM
Также не следует оставлять без внимания мавзолей Юсуфа ибн Кусейра. Этому сооружению уже почти 800 лет. Восьмигранный мавзолей построен из обожженного кирпича и завершается пирамидальным шатром. В верхней части усыпальницы можно увидеть письмена – это цитаты из Корана. Верхняя часть западной грани мавзолея расписана геометрическим узором, внутреннее пространство разделено на просторную верхнюю камеру и склеп. В честь кого была воздвигнута усыпальница, до сих пор неизвестно.
Среди творений Аджеми также мечеть Джума или пятничная соборная мечеть в Нахичевани – одно из монументальных сооружений времен династии Атабеков. К сожалению, этот великолепный архитектурный ансамбль не уцелел – в XX веке мечеть была разрушена. Сегодня любоваться ею мы можем только на фотографиях. Также ценителям средневековой архитектуры непременно стоит взглянуть на мавзолей Кирна, расположенный в одноименном селе Джульфинского района. Это еще один мавзолей башенного типа, построенный из жженого кирпича и имеющий 16 граней. Точная дата строительства неизвестна, но археологи полагают, что гробница была возведена в XIII веке.
Обязателен к посещению и мавзолей Имамзаде – выдающийся образец восточной архитектуры, формировавшийся на протяжении двух столетий – с XVI по XVIII век. Комплекс состоит из нескольких зданий: в центре расположена гробница, увенчанная традиционным куполом, слева – еще одна усыпальница, где захоронены останки нескольких нахичеванских ханов, вокруг комплекса раньше располагалось кладбище. Исследователи полагают, что во времена Средневековья комплекс Имамзаде был храмом, где жили и молились монахи.
Ханский дворец стоит исследовать не только снаружи, но и внутри. С 1998 года в здании располагается Нахичеванский музей ковра. В нем выставлено более 280 изделий, принадлежащих к разным школам ковроткачества Азербайджана.
Население и общественные учреждения (1896 год)
Яхт-клуб на реке Дон
Жителей к 1896 году 32 174 (мужчин 15 572 и женщин 16 602). Коренного населения 14 618, иногороднего 17 556. Армяно-григориан 18 895, православных 10 965, раскольников 510, католиков 212, протестантов 145, евреев 634, магометан 225, прочих исповеданий 588. Дворян 168, духовного сословия 146, почётных граждан и купцов 892, мещан 22 470, военного сословия 1896, крестьян 6435, прочих сословий 167.
В городе действовали: публичная библиотека, городской театр, армянское духовное управление, армянский сиротский суд, нахичевано-бессарабская армянская духовная семинария, гоголевское училище для армянских детей, общество любителей драматического искусства, женское армянское общество «Попечение». Церковно-приходские школы при 6 армянских церквах, при армянском мужском монастыре и при православной церкви. Доходы в 1895 году 166 870 рублей, расходы — 142 465 рублей. Запасный капитал к 1 января 1896 года — 60 750 рублей, специальных капиталов — 69 510 рублей.
Одним из первых, построенных в городе зданий было здание Армянского магистрата, расположенное на площади Свободы.
В 1783 году в городе была открыта типография. действовала Больница, 2 аптеки; 2 еврейские молитвенные школы. Женская прогимназия, городское 4-классное училище, частное училище 3-го разряда, яхт клуб.[источник не указан 1489 дней]