Оглавление
Современное понятие[править | править код]
- «Мугамом» в современном музыкальном быту в Азербайджане называют также мелодии со свободной метрикой.
- Хотя традиционный мугамный репертуар включает разного типа — мелодии импровизационного характера без определённого метра (“бахрсиз хава”), мелодии с тактовой метрикой (“бахрли хава”) и мелодии в смешанном метре («гарышыг бахрли хава»), но когда музыканта просят исполнить мугам, то под этим подразумевают исключительно «бахрсиз хава».
- По распространённому мнению, мелодический стиль мугама восходит к традиции распева Корана, однако некоторые учёные видят его истоки в авестийской гимнической традиции.
- Обе эти точки зрения, расходясь в определении истоков мугамного мелодического стиля, сходятся в его оценке как явления сакрального по своему происхождению.
КАКИМ БЫВАЕТ МУГАМ
Существует 7 основных мугамов: Раст, Шур, Сегях, Шуштэр, Чаргях, Баяты Шираз и Хумаюн, а также множество разделов — в общей сложности 70 наименований. Также в Азербайджане называются и лады, что еще раз подчеркивает близость этих понятий.
Мугамы отличаются друг от друга тематикой и настроением. Чаргях, например, должен вызывать у слушателя чувство возбуждения и страсти.
А Хумаюн — глубокую печаль.
Одни мугамы чаще исполняются женщинами, другие, по мнению азербайджанцев, имеют более «мужскую» энергетику. А их слова по большей части основаны на стихотворениях-газелях поэтов Ближнего и Среднего Востока.
Довольно популярным стало сочетание мугама и джаза, что неудивительно, учитывая повальное увлечение азербайджанцев джазовой музыкой во времена СССР. Баку даже называли советской столицей джаза. А импровизационная суть двух жанров только сопутствует такой дружбе.
Интересно звучит и симфонический мугам. В 1949 году оркестровую версию мугама Раст написал композитор Ниязи. Раст называют матерью мугамов, только он сохранил до наших дней строй своего звукоряда и высоту тоники.
А для самых выносливых и пытливых — двухчасовая мугамная опера «Лейли и Меджнун», которую называют первой оперой Востока, и невероятно аутентичное исполнение мугама на электрогитаре.
Зерби-мугам[править | править код]
Файл:Qaval.jpg гавал — один из трех инструментов, сопровождающих исполнение мугама
- Как и творчество ашугов, мугамы предназначены для специального исполнения перед аудиторией, что естественно привносит в их стиль черты концертности, чем они в первую очередь и отличаются от фольклорных жанров — песен, танцев.
- Определенную группу жанров профессиональной музыки устной традиции составляют инструментально-вокальные мугамы, получившие название зерби-мугамов.
- Отличительной особенностью зерби-мугамов является четкое сопровождение при импровизационно-мугамном исполнении вокальной партии певцом. При этом большая роль в сопровождающем пение ансамбле (чаще трио сазандарей) отводится ударному инструменту (дэф, или дэф и нагара).
- Зерби-мугамы немногочисленны. Это; «Эйраты», «Кереми», «Овшары», «Мансурия», «Кесме шикесте», «Гарабаг шикестеси», «Аразбары», «Симаи-шамс». Особой популярностью пользуется «Карабаг-шикестеси».
- В зерби-мугамах часто можно усмотреть определенные элементы полифонии, возникающие в связи с самостоятельностью голосов сопровождения.
- Зачастую один из инструментов сопровождающего пение ансамбля, отделяясь от других, или имитирует отрезки вокальной партии или сливается с первым. Так возникают элементы контрастной полифонии между инструментами сопровождающего ансамбля.
ЖАНР СЕГОДНЯ
«Мугам переживает ренессанс. В 80-90-х годах, когда Азербайджан начала заполнять поп-музыка со всего мира, традиционный жанр очутился под угрозой исчезновения. Но сейчас эта опасность миновала», — сказал в одном интервью Ибрагим Гулиев, директор Центра мугама в Баку. Отправной точкой он назвал 2003 год, когда ЮНЕСКО признала мугам шедевром нематериального культурного наследия человечества (в список его внесли в 2008-м).
С тех пор в рамках большой кампании по его сохранению каждые 2 года в столице проходит международный фестиваль «Мир мугама», регулярно выделяются гранты для исследователей, исполнителей, учителей и студентов. Записать фит с кем-то из амбассадоров жанра — жирный плюсик в дискографию как и для более классических музыкантов, так и для представителей эстрады.
Что радует, распространением и переосмыслением мугама занимается и более молодая аудитория. Коллектив Mansobase пробовал миксовать мугам с множеством разных жанров, но больше всего ребятам понравился синтез с инструментальным хип-хопом.
Фархад Фарзали, художник, диджей и музыкант из Баку, посвятил азербайджанской музыке несколько своих проектов. Bahariyya — это эксперимент, призванный объединить акустическое звучание традиционных для мугама музыкальных инструментов с электронной обработкой и посмотреть, что получится. Получилось вот так, ни больше, ни меньше:
А Булат Халилов из Нальчика создал вместе с друзьями лейбл, на котором в полевых условиях записывает традиционную музыку Кавказа, в том числе мугам.
Ханенде — исполнители[править | править код]
Файл:Alim Qasimov.jpg Алим Гасымов — Ханенде
- Мугамная исполнительская культура сложилась из творческих достижений многих поколений блестящих музыкантов — ханенде и сазенде, известных на всём Кавказе и Иране.
- Из огромного числа ханенде прошлого можно отметить только такие наиболее яркие имена, как Мирза Саттар, Гаджи Гуси, Мешади Иси, Абульгасан хан Азер Игбал, Мирза Мухтар Мамедзаде, Джаббар Гарягды оглы, Алескер Абдуллаев, Абдулбаги Зулалов, Агасаид Агабала оглы, Миртаги Мирбабаев, Меджид Бейбутов, Кечачи оглы Мухаммед, Ислам Абдуллаев, Мешади Мамед Фарзалиев, Гусейнкули Сарабский, Сеид и Хан Шушинские, Бюльбюль, Зульфи Адигёзалов.
- Из инструменталистов прошлого более других прославились таристы Мирза Садыг Асад оглы, Мирза Фарадж Рзаев, Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов, Мешади Зейнал Хагвердиев, Мирза Мансур Мансуров, Гурбан Пиримов, братья Бакихановы, Паша Алиев, Фируз Ализаде, кеманчисты Исмаил Талышинский, Гылман Салахов, исполнители на гармони Абуталыб Юсифов, Кямрабейим, Ахад Алиев, Кербалайи Лятиф, Теййуб Дамиров, зурначи Али Керимова.
- В советский период искусство мугамата хранили и развивали ханенде Абульфат Алиев, Гулу Аскеров, Нариман Алиев, Агигат Рзаева, Явер Калантарли, Захра Рагимова, Джахан Талышинская, Фатма Мехралиева, Рубаба Мурадова, Шовкет Алекперова, Тохфа Алиева, Гаджибаба Гусейнов, Ягуб Мамедов, таристы Ахсан Дадашев, Бахрам Мансуров, Баба Салахов, Кямиль Ахмедов, Гаджи Мамедов, Хабиб Байрамов, Мамедага Мурадов, Амирулла Мамедбейли, Хосров Меликов, Адиль Герай, Энвер Мансуров, каманчисты Гылман Салахов, Талят Бакиханов, Эльман Бадалов, Адалят Везиров, гармонисты Лятиф Алиев, Абуталыб Юсифов, Ахад Фарзали оглы, Мешади Али, Тейюб Дамиров, исполнителей на народных духовых инструментах Надира Ахундова, Агасафа Сеидова, Фируза Зейналова.
- Значителен вклад в азербайджанскую мугамную исполнительскую культуру также таких исполнителей и педагогов, как ханенде Ислам Рзаев, Ариф Бабаев, Алибаба Мамедов, Джанали Акперов, Агахан Абдуллаев, Алим Гасымов, Мансум Ибрагимов, Сакина Исмаилова, Гандаб Гулиева, Мелекханум Эюбова, Забит Набизаде, Захид Гулиев, таристов Агасалима Абдуллаева, Вамига Мамедалиева, Мохлата Муслимова, Фируза Алиева, Сарвара Ибрагимовв, каманчистов Хабиля Алиева, Мирназима Асадуллаева, Шафиги Эйвазовой, Фахраддина Дадашева.
В ЧЕМ СУТЬ
Начнём с того, что восточная мелодика монофонична и, в отличие от западной, опирается не на аккорды, а на отдельные ноты. Также, кроме 12 стандартных нот, восточные музыканты используют 72 дополнительных микротона в октаве. Джеффри Вербок, самый известный американский исследователь мугама пишет, что исторически эта особенность объясняется так: когда Пифагор изучал музыкальный лад в Египте, питая слабость к аккуратным геометрическим формам, он очистил его от всех микротонов и привёз этот «стерильный» вариант с собой в Европу, что и положило начало западной музыкальной традиции. А оригинальная концепция египетского лада мигрировала через северную Африку на Ближний Восток, в Центральную и Восточную Азию, где встретилась с музыкальными традициями туземцев. На Южном Кавказе она слилась с уже успевшим развиться там искусством ашугов. Так и зародился мугам. Пик его развития припал на «Мусульманский ренессанс» 12-13-х веков.
Уникальность мугама в том, что это импровизация в рамках системы. Исполнитель следует своему художественному воображению, но не спонтанно или импульсивно, а передвигаясь в заданной теме и в заданном ладу, опираясь на устоявшиеся традиции.
Вокалиста в мугаме называют ханенде, за инструментальную часть отвечает трио сазандариев: тарист, кеманчист и гавалист, но иногда на гавале (разновидность бубна) играет сам ханенде. Есть еще полностью сольный вариант.
Политика «железного занавеса»[править | править код]
- После установления советского режима в Азербайджане, в особенности, начиная с 30-х годов, музыкальная культура попадает под полный контроль государства.
- Политика “железного занавеса”, проводившаяся советским государством, закрыла на долгие годы доступ для азербайджанской музыки и музыкантов на международный музыкальный рынок.
- В первых десятилетиях 20 века, в период, когда искусство Востока стало вызывать интерес у слушательской аудитории на Западе, азербайджанские музыканты в силу известных политических обстоятельств не имели свободного доступа к ней, как не имели его традиционные музыканты советского Востока.
- Соответственно, из всех музыкальных культур мусульманского Среднего Востока наиболее заметное место на художественном рынке Запада заняли арабская, иранская и турецкая традиционная музыка.
- Наряду с утратой позиций азербайджанского мугама во внешнем культурном пространстве, внутри самого Азербайджана нигилистские тенденции, выразившиеся в известных лозунгах 20х-30х годов («долой тар!», «долой мугамы!»), постепенно подтачивали общественный статус искусства мугамата.
- В период с 30х до начала 70х годов 20 века в азербайджанском обществе постепенно утверждался взгляд на мугамат как на примитивное искусство, что, однако, не снизило его популярности в том же обществе, по крайней мере, у значительной его части.
МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Естественно, самое большое влияние мугам оказал на музыку других кавказских народов. Мугамную систему и некоторые азербайджанские музыкальные инструменты переняли армяне, хотя последние периодически утверждают, что всё было наоборот. Учитывая, мягко говоря, напряженные отношения двух государств, спор переходит в политическую плоскость.
Так мугам исполняют на армянском музыкальном инструменте дудук.
https://youtube.com/watch?v=-O2Zw2DCTTg
В 1977 году NASA отправили в космос два аппарата Voyager 1 и Voyager 2 с золотыми пластинками на борту — своего рода капсулами времени. В них зашифрованы приветствия на 55 языках, естественные и искусственные звуки Земли, такие как шум ветра, стук молотка или человеческий смех и, конечно же, музыка.
Специальная комиссия отобрала 27 композиций, которые должны были ярче всего продемонстрировать гипотетическим пришельцам нашу культуру. Среди Баха, Стравинского, Чака Берри, народной музыки африканских туземцев, перуанцев, австралийцев звучит азербайджанский мугам в исполнении Камиля Джалилова.
Пока золотые пластинки «Вояджера» искали своего слушателя на космических просторах, мугам продолжал завоевывать земные. В 1995-м на французском фестивале духовной музыки культовый американский исполнитель Джефф Бакли выступил с азербайджанцем Алимом Касимовым. Джефф был так впечатлен игрой Алима на саундчеке, что серьезно стушевался перед выходом на сцену, но при встрече музыканты сразу нашли общий язык.
Концерт прошёл успешно, а после Бакли сказал: «Это выше моего понимания. Наверное, потому что дыхание не течёт через меня так, как через этих людей. Его голос как вечный порыв ветра, который никогда не прекращался и никогда не начинался».
Несмотря на популярность жанра за рубежом, когда Азербайджан становится частью Советского Союза, мугам, как и любая другая народная музыкальная культура, попадает под жесточайший контроль государства.
«Для советских людей движущей силой должна была быть коммунистическая, а не национальная идеология. Мугам не продвигал коммунизм, он продвигал чувство причастности к азербайджанскому народу, поэтому и переживал плохие времена», — считает Джеффри Вербок. Он посвятил свою жизнь изучению и популяризации мугама в мире.
Три года назад вышел его документальный фильм о детях, исполняющих мугам. Джеффри не поверил своим ушам, когда узнал, как одной из самых сложных в мире музыкальных форм владеют простые мальчики, живущие в лагере для беженцев из Карабаха. На освоение азов мугама у самого Джеффри ушло больше 30 лет.
https://youtube.com/watch?v=g2T7_kcA8V0
Кадры из лагеря беженцев, где поют дети, вдохновившие Вербока на фильм
Анализ
Исполнители мугама в Баку. Слева ( тар , даф , каманча )
Отчасти путаница возникает из-за того, что сам термин может иметь два разных, хотя и связанных значения. Известный азербайджанский композитор Кара Гараев дает следующее объяснение: «Выражение мугам в народной музыке Азербайджана используется в двух смыслах. С одной стороны, слово « мугам» описывает то же, что и термин « парень» . Анализ азербайджанских песен, танцев и других форм народной музыки показывает, что они всегда строятся в соответствии с одним способов. С другой стороны, термин мугам относится к индивидуальной, многодвижной форме. Эта форма сочетает в себе элементы сюиты и рапсодии, носит симфонический характер и имеет свой собственный набор структурных правил. В частности, следует отметить, что сюита-рапсодия-мугам построена в соответствии с одним определенным режимом-мугамом и подчиняется всем частным требованиям этого режима ». ( Советская музыка 1949: 3). Азербайджанская консерватория на протяжении всего 20-го века выпускала значительных ученых и ученых. Среди них Рена Мамедова исследовала философское содержание мугама как азербайджанской «формулы творческого мышления». Эльхан Бабаев много писал о ритмических аспектах исполнения мугама. Местные ученые продолжили и расширили Гаджибековский анализ мугама.
Мугам описывает особый тип музыкальной композиции и исполнения, который трудно понять с помощью западных концепций музыки с другой стороны: с одной стороны, композиция мугама носит импровизационный характер. В то же время он следует точным правилам. Более того, в случае сюиты-рапсодии-мугама концепция импровизации не совсем точна, поскольку художественное воображение исполнителей основывается на строгих принципах, определяемых соответствующей модой. Поэтому исполнение мугамов не является аморфной, спонтанной, импульсивной импровизацией.
Что касается концепции импровизации, мугамную музыку часто сравнивают с джазом, и это сравнение является точным только до определенного момента. Хотя мугам допускает широкие пределы интерпретации, уравнение с джазом является чрезмерно упрощенным, поскольку не учитывает различные виды импровизации для разных режимов мугама. Исполнение мугама может длиться часами. (Для непосвященного слушателя практически невозможно узнать, импровизирует ли музыкант на самом деле или играет заранее аранжированное произведение.) Более того, как подчеркивает Гараев, мугамная музыка носит симфонический характер.
Песни часто основаны на средневековой и современной поэзии Азербайджана, и хотя любовь является общей темой в этих стихах, для непосвященного уха многие сложности и намёки теряются. Во-первых, стихи прежде всего касаются не мирской любви, а мистической любви к богу. Но, строго говоря, это все же светская музыка / поэзия, в отличие, скажем, от суфизма. Тем не менее, композиция мугама очень похожа на суфизм в том, что она стремится достичь вознесения от более низкого уровня осознания к трансцендентному союзу с богом. Это духовный поиск бога.
Импровизация[править | править код]
Файл:Mugam-skulptura.jpg скульптура исполнителей мугама
- Следует отметить, что в азербайджанских мугамах ярче, чем в мугамах других народов, выражено импровизационное начало.
- Исполнитель проявляет большую творческую инициативу, нередко он создает даже новый мелодический материал, по-новому осуществляя переходы, исполняя в рамках предусмотренных канонами каждого мугама новые варианты, обогащающие традиции, приемы, формы и масштабы мелодии, проявляя фантазию, вкус.
- Именно поэтому наиболее творчески инициативные исполнители мугамов являются одновременно и его творцами.
Известные исполнители
Физическим лицам
женский
- Малаханим Айюбова
- Шовкат Алекбарова
- Конуль Хасиева
- Сара Гадимова
- Гандаб Гулиева
- Сакина Исмаилова
- Тукезбан Исмайлова
- Фергана Гасымова
- Назакат Мамедова
- Рубаба Мурадова
- Басти Севдиева
- Назакет Теймурова
Мужчина
Алим Гасымов · Джаббар Гарягдыоглу · Сейид Шушинский |
- Агахан Абдуллаев
- Абульфат Алиев
- Ахмед Агдамский
- Шакили Аласгар
- Джанали Акбаров
- Гулу Аскеров
- Ариф Бабаев
- Бульбульян
- Джаббар Гарягдыоглу
- Талат Гасымов
- Захид Гулиев
- Гаджибаба Гусейнов
- Мансум Ибрагимов
- Кечачиоглу Мухаммед
- Сабир Мирзаев
- Алибаба Мамедов
- Сахават Мамедов
- Ягуб Мамедов
- Забит Набизаде
- Алим Гасымов
- Ислам Рзаев
- Гадир Рустамов
- Хан Шушинский
- Муса Шушинский
- Сеид Шушинский
- Эльнур Ахмедов
- Фируз Алиев
- Габиль Алиев
- Фируз Алиев
- Эльчин Гашимов
- Сахиб Пашазаде
- Камиль Джалилов
- Мансур Мансуров
- Мазахир Мамедов
- Бахрам Мансуров
- Гурбан Пиримов
- Садыгджан
Искусство мугама[править | править код]
Файл:Mugam-kartina.jpg картина Адиля Алиева «Мугам»
- Искусство мугама составляет важную часть устного наследия профессиональной музыкальной культуры Азербайджана, оно имеет глубокие корни в культурной традиции и истории азербайджанского народа.
- Почвенность этой культурной традиции в Азербайджане подтверждается огромным числом её носителей в стране, а также её центральной ролью в национальной культуре, как неиссякаемого источника творческого вдохновения для азербайджанских композиторов, художников, скульпторов и поэтов.
- Ряд общих художественных черт роднит азербайджанский мугам с иранскими дастгяхами, узбекско-таджикским Шашмакомом, с уйгурскими мукамами, индийскими рагами, арабскими нубами и турецкими таксимами, которые сложились в общую художественную традицию музыки Востока.
- Вместе с тем, искусство мугама воспринимается азербайджанцами как одна из главных культурных ценностей, составляющих основу национального самосознания и самоидентификации. Оно популярно также у таких этнических групп, проживающих на территории Азербайджана, как талыши, горские евреи, лезгины, грузины, аварцы.
Возрождение мугама[править | править код]
Отношение к искусству мугама начинает меняться лишь в 70-х годах 20-го века, после проведения первых международных симпозиумов и фестивалей традиционной музыки под эгидой ЮНЕСКО (Москва, 1971, Алма-ата, 1973, Самарканд, 1978, 1983 и др), получивших широкий резонанс в советском обществе
Они способствовали пробуждению интереса к традиционному музыкальному искусству и формированию взгляда на него как на профессиональное искусство высокого класса.
С 90-х годов 20 века искусство азербайджанского мугама начинает всё шире привлекать к себе внимание слушателей, специалистов и менеджеров во всём мире.
Азербайджанские традиционные музыканты участвуют в международных фестивалях, гастролируют по всему миру, их диски выпускают крупнейшие западные студии звукозаписи.
Режимы мугама
Алим Гасымов исполнил мугам на конкурсе песни Евровидение
В последние годы азербайджанская народная музыка существовала в рамках народного искусства. Вокально-инструментальные формы фольклора содержат элементы полифонии. Своеобразие народной музыки проявляется в первую очередь с развитием модальной системы. Он содержит семь основных режимов — Раст , Шур , Сегах (особенно распространены), Шуштар , Баяты-Шираз , Чахаргях , Хумаюн и три побочных вида — шахназ, сарендж, чарга в какой-то другой форме. Раньше считалось, что каждый из режимов имеет особое яркое эмоциональное значение. Каждый лад представляет собой строго организованный строй, обладающий твердой тонизирующей опорой (майе), и каждый шаг этого режима выполняет свою мелодическую функцию.
Джаббар Гарягдыоглу исполняет мугам «Хейрати» (с Гурбаном Пиримовым на таре и Гылманом Салаховым на каманче ).
Zarbi муги включают в себя девять режимов — эйраты , Аразбары , Samayi-Шамс , Mansuriyya , Mani , Ovshari , Хейдарите , Карабах Shikastasi и Kasma Shikastasi .
ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ МУГАМ
Мелодика мугама имеет «лестничную» конструкцию, вкупе с монофонией и использованием всех микротонов в октаве это создает ощущение, что каждая нота как бы переносит тебя в другое место. Музыканты используют неожиданные последовательности нот и намеренно задерживают звучание заключительной ноты в серии, из-за этого явственно чувствуется незавершённость, а желание дослушать до конца только усиливается. Поэтому первая нота мугама ассоциируется с домом, а последняя — с пунктом назначения.
Мы привыкли к системе «куплет-припев» и присутствию хоть какой-нибудь кульминации, поэтому в первый раз мугам скорее всего покажется бесконечным и непривычно тягучим, очень меланхоличным. Но это именно тот случай, когда стоит пробовать еще и еще, чтобы начать получать удовольствие от процесса, а не результата. Кажется, в этом и состоит один из ключевых постулатов восточной философии.
Полное погружение в мугам сравнивают с трансом. Однако музыковеды не совсем согласны с этим сравнением, ведь слово «транс» связано с гипнотическим состоянием, тогда как мугам по их словам усиливает остроту сознания, а не выводит из него.
Исполнение[править | править код]
- В Азербайджане мугам исполняется обычно в сопровождении трио сазандарей: тарист, кеманчист, бубнист, а иногда сам певец-ханенде является одновременно бубнистом.
- Вокально-инструментальный мугам, исполняемый данным ансамблем, получил наименование-дестгях, что вмещает в себя определение формы, характеристику жанра и цикла в полном виде.
- С импровизационными частями мугама чередуются в дестгяхе четкие — теснифы (вокальные) и ренги (инструментальные).
- В своей сущности, в типе структур, в образно-эмоциональном строе и принципах развития искусство мугамов продолжает сохранять стабильность как традиционный жанр устно-профессионального искусства.
- Исполнение мугамов требует знания законов ладомелодического развертывания, умения спеть богато изукрашенные орнаментикой мелодии (при наличии обязательных для каждого его раздела комплекса попевок). Естественно, что исполнителю мугамов требуется специальная подготовка.
- Тематика мугамов, в значительной степени, ограничена сферой лирики — любовной, философской, созерцательной. Именно поэтому поэтическими текстами мугамов чаще всего служат газели классиков восточной литературы — Низами, Физули, Насими, Хагани, Видади, Вагифа, Самеда Вургуна, А.Вахида.
- Оставаясь, как и песенно-танцевальные жанры, в пределах устной традиции, мугамы, казалось бы, в этом плане смыкаются со всей народной музыкой. Но мугамы отличаются более высокой ладовой организацией, развитостью мелоса и потому требуют знания, больших навыков и культуры исполнительства.